(от прото. Мудрец Просперо с иронией относится к идеалу наивного потребительского коммунизма правителя-гуманиста Гонзало, который основан на возврате к естественному состоянию, к примитивной жизни на лоне природы когда-то так пытались жить герои комедии «Как вам это понравится», удалившиеся в лес в надежде не иметь иных врагов, кроме зимней стужи. Система изготовления buon fresco (нанесение сухих пигментов на сырую известковую штукатурку) заставляет мастера-автора продумывать проект всех росписей с их мельчайшими деталями в течение подготовительного периода и, в отсутствии подготовительных рисунков, «держать его в голове», объясняя изустно помощникам. реализмСегодня считается устоявшейся точка зрения, что в XIII—XIV веках сиенская школа шла впереди флорентийской, а в XV—XVI веках уступила ей пальму первенства. Эрвин Панофский, например изучая линию, перспективу и «объем» в позднесредневековом изобразительном искусстве, пришел к выводу о том, что именно византийская живопись так и не осуществила разрыв с античностью, который состоялся в позднероманском искусстве северной Европы. Поэты «dolce stil nuovo» разрабатывают новые поэтические жанры, среди которых: канцона (стихотворение со строфами одинаковой струк туры), баллата (от итал.
Навстречу Иоакиму движутся пастухи. Пока на эти вопросы нет окончательных и исчерпывающих ответов. У Джотто не было настоящих последователей. Кроме сложностей художественного порядка были и технико-экономические. Так что прежние «культурные контакты» Средиземноморья оказались затруднены множеством обстоятельств.
О том, что в каждом материале, к которому прибегает художник, заключено определенное «формальное предназначение», предложил задуматься Анри Фосийон («Жизнь форм»). Этого нет в новгородских храмах. Но объективный ход истории неумолим. Свою кульминацию итальянская культура достигает на стыке XIII и XIV столетий. Иную точку зрения высказывают Н. В.
Следовательно, недостаточно найти следы прежней великой культуры. 1284--1344), крупнейший и наиболее изысканный мастер сиенской живописи XIV в. Росписи Симоне Мартини, украшающие зал Маппамондо (Карты Мира) в сиенском палаццо Публико, свидетельствуют о том, что несмотря на приверженность мастера к культуре поздней готики, в его творческом воображении рождались необычные образы («Маэста»). XIV века распространится сильнее, чем в Италии (см.
Х. Ортега-и-Гассет, Т. Адорно и М. Хайдеггер, Ж. -Ф. Лиотар, Ж. Деррида и Дж. Фигуры и их жесты, снисходительные и доброжелательные, усиленные динамизмом и пронизанные торжественным сиянием, свидетельствуют о не замутненном и не воинственномдухе беспечной (пока еще) республики. Недавние исследования показали, что и метод флорентийца Чимабуе (1240–1302), определяемый как обновляющийся европейский контекст развития живописи, не являлся разрывом с византийской традицией, в виду того, что сама восточная традиция демонстрировала признаки определенной эволюции.
Значение Чосера в становлении английского гуманизма неоспоримо, как указывал А. К. Под звон колоколов все жители города высыпали на улицы и торжественной процессией двинулись к дому живописца. Их образы естественны и реальны, хотя и не лишены величественности и возвышенности. Renaissance – Возрождение), этап в истории итальянской культуры (XIII – начало XIV вв. ), подготовивший почву для искусства Возрождения термин Проторенессанс был впервые употреблён швейцарским историком Я. Буркхардтом. В следующем веке их становится еще больше. Примером яркой и тонкой передачи психологизма образов, движений человеческой души является фреска «Поцелуй Иуды». Он-то и сделал Джотто заказ на роспись стен древнего здания.
На противоположной стороне зала Симоне поместил фреску иного характера. Это ранняя работа мастера «Мадонна Конестабиле», проникнутая изяществом и мягким лиризмом. Торжественные персонажи деисусного чина Благовещенского собора — еще в меньшей степени. «Шекспировский» вопрос – вопрос о том, Шекспиру ли принадлежат знаменитые сонеты, комедии и трагедии. Последователем великого мастера стал талантливый художник Симоне Мартини.
его мастерская выполняла многочисленные заказы в городах средней Италии. Аникин: «В Англии Возрождение наступило в XYII в., позже, чем в Италии, Франции, Испании, но развивалось оно более интенсивно, опираясь при этом на идеи европейских гуманистов». Макария Египетского – самое «трудное» для понимания творение Феофана и самое «завораживающее». Пластическая мощь, влияния позднеантичного искусства присущи скульптуре П. (Никколо Пизано и др. ) художники П. (римлянин П. Каваллини и в особенности флорентиец Джотто) добивались особой осязательности и материальной убедительности форм. При всем богатстве и процветании этот тосканский город меньше, нежели Флоренцию, затронуло движение Ренессанса. Хотя на самом деле произведения переходного характера найти можно. 1247 — ок.
Уильям Оккам (1300-1350), сторонник номинализма, развивал общий для предгуманизма постулат о достоверности умозаключений, добытых опытным путем. Он живо интересовался наследием античности, сохранившимися на юге Италии изваяниями римских императоров и богов, был подозреваем в неверии и даже отлучен от церкви. во фреске «Св. В этом контексте живописный образ св.
До подлинного ренессансного открытия личности тут еще не доходит. Формам готики зодчие П. (Арнольфо ди Камбио и др. ) придавали уравновешенность и спокойствие. Анны.
Лазарев назвал это «эмпирическим реализмом». Традицию подобного размещения портретов вместо путти продолжат только в XV веке. В творчестве представителей Высокого Возрождения достигли вершины реалистические и гуманистические основы культуры Ренессанса.
Ее начинали скульпторы – Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио. Деятельность их приходится на последние годы XV и начало XVI в. Три старших представителя этой группы – Линэкр, Гросин и Колет – все прошли школу гуманизма в Италии. 1320-х гг. Боккаччо, А. Пизано, Джотто ди Бондоне). Во фреске, получившей название «Явление ангела св.
Мартином (капелла Монтефьоре, нижняя церковь Ассизи, 1317-20), малоиндивидуальное лицо кардинала представлено в трехчетвертном повороте. Проявляется интерес к античному культурному наследию, отсюда и «возрождение». Все движения показанных Джотто фигур естественны и подчинены решению общей проблемы — передать суть повествования и усилить драматический эффект содержания картины. Одни и те же античные фигуры использовали для разных сюжетов. С большим мастерством переданы художником человеческие фигуры: сотворяющая молитву св. Одним из самых ценных источников сведений о жизни и творчестве итальянских художников Возрождения служит внушительный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», принадлежащий перу Джорджо Вазари (1511--1574) итальянского архитектора, живописца и историка искусства. Отвергнув господствовавший в искусстве того времени церковный канон, Джотто изображает своих персонажей похожими на реальных людей: с пропорциональными, приземистыми телами, круглыми (а не удлиненными) лицами, правильным разрезом глаз и т. п.
Формам готики зодчие Проторенессанса (Арнольфо ди Камбио и др. ) придавали уравновешенность и спокойствие. Слишком многое напоминает античные образцы и наполняется реализмом. Основное свойство мировоззрения и творчества Шекспира – масштабность. Он быт другом Петрарки, для которого написал портрет его возлюбленной Лауры (к сожалению, эта работа Симоне Мартини не сохранилась). Заслуженной известностью пользуется алтарный образ «Благовещение» кисти Симоне Мартини, ныне хранящийся в галерее Уффици во Флоренции. Как объяснить этот упадок.
С именем Джотто ди Бондоне (1266/1267 — 1337) связан решительный поворот к реалистическому искусству. Шекспир был актером и это актерство пронизывало все сферы его жизни, Шекспир намеренно мифологизировал свою биографию, как и многие ренессансные писатели (Боккаччо сочинил миф о любви к принцессе, Рабле, якобы, заканчивал свой век, попивая винцо из собственного виноградника и поучая молодежь, уже некоторые современники, тот же Боккаччо, в частности, усомнились в действительности существования Лауры – великой любви Петрарки). В 1334—1336гг. Renaissance Возрождение), этап в истории итальянской культуры, во многом подготовивший почву для искусства Возрождения термин «П» был впервые употреблен швейцарским историком Я. Буркхардтом. Как писал историк и искусствовед П. П. До приезда на Русь Феофан Грек учился в Константинопольском Пандидактерионе, где преподавали античную философию, богословие искусство и архитектуру работал в Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате (в поздневизантийскую эпоху также предместье Константинополя) и Каффе (Феодосии).
Все они рассматриваются в контексте связей, влияния или противостояния детерминизму «столичной константинопольской манеры» своего времени, для прояснения значения локальных школ и мастерских, развития архитектуры и живописной техники, социальной природы изменений в западной традиции. Т. к. Также им должен быть предельно ясен финальный замысел мастера. Не считаются они ошибочными и теперь. заметно повышает выносливость и концентрацию внимания на проблеме.
За счет такой образности пейзажа усиливается выразительность и реалистичность фигуры идущего навстречу пастухам Иоакима. Это – период деятельности оксфордских гуманистов и Томаса Мора (конец XY – первая треть XYI в. ), когда гуманистическая литература носила в Англии преимущественно теоретический характер, » – обобщает А. А. С середины XIII века именно Новгород становится главным художественным центром Руси.
Не сохранились рукописи шекспировских произведений, нет документальных сведений о времени с 1585 по 1592 (между стрестфордским и лондонским периодами), Шекспир не получил достаточно глубокого образования (окончил грамматическую школу, в которой, по собственному признанию, немного выучился латыни и еще меньше греческому) чтобы создать поражающие эрудицией в древней и новой истории и литературе пьесы, Шекспир оставил завещание, в котором ни одним словом не упомянул о своих произведениях, внезапный отъезд из Лондона в зените славы и богатства, безграмотность детей Это далеко не все аргументы против авторства Шекспира. В этом труде он отстаивал учение о «вечно сияющих изобильно и таинственно льющихся из Божьей Сущности энергиях (действиях), к которым приближает постоянная молитва и через которые каждый может приобщаться к Богу». Вдохновляясь римской пластикой, Пизано преодолевает бесплотность готических фигур и «успокаивает» их повышенную экспрессию. На флорентийской почве сформировалось могучее дарование друга Данте, родоначальника реалистического искусства Возрождения Джотто ди Бондоне (1266/67—1337), связанного с передовыми кругами Флоренции.
более не повторялись вплоть до эпохи Возрождения. Новое ощущение человеческого достоинства выразилось во фресках Джотто едва ли не с такой же силой, как в «Божественной комедии». Особый интерес во фреске «Возвращение Иоакима к пастухам» представляет пейзаж. Во 2-й пол. Вероятно, сиенский художник был ближе «миру горнему», чем земному, вот таким образом он следовал тем художественным приемам, которые с его точки зрения могли реальнее передать религиозную идею, чем так наз. Проблема свободы художника в Средние века была всесторонне рассмотрена в работе медиевиста О. Воскобойникова «Свобода средневекового искусства (несколько методологических размышлений)» (2009 г. ). Художники Возрождения считали его реформатором живописи.
Вот таким образом не следует путать художественные и религиозные задачи. Такое обращение назад, минуя несколько столетий Средневековья, характерно для переломных эпох развития искусства. Наиболее убедительную антишекспировскую версию, опираясь на документы, факты и художественные произведения начала ХYII века, выстраивает И. Гилилов в монографии «Игра об Уильяме Шекспире или Тайна великого Феникса» (М, 2000). В связи с новизной художественной техники изменяется и значение композиции. Эти фигуры даются по-разному: то в профиль, то в трехмерном изображении. Оно было замкнуто в кругу простых верований и ясных непосредственных чувств».
Григория Паламы (1296–1359) относительно догмата о «нетварных энергиях» с монахом Калабрийцем (1290–1348) побудили св. «Кентерберийские рассказы» называют энциклопедией английской жизни XIY века, в которой куртуазный рыцарь показан как фигура анахроническая, в то время как продавец индульгенций обрисован сатирически, начиная с портрета, а деталь, ставящая под сомнение набожность абатиссы – ее брошка с надписью: «Любовь побеждает все», – выступает и сатирически разоблачительной, с одной стороны и отвечающей гуманистической концепции реабилитации человеческого естества и отказа от аскетизма, с другой. Во главе новой англиканской церкви стал сам король. Прибытие Феофана Грека в Новгород, о причинах которого ничего не известно из подтвержденного документально, в общекультурном срезе предстает не таким уже удивительным «предприятием», совершенным исключительно по духовному порыву искания «неиспорченного» ни Западом, ни фанатиками истинного православия. buona maniera) Якопо делла Кверчья, Л. Гиберти и Донателло.
Метод сравнительного художественного анализа произведения, предложенный ДжованниМорелли, способствует выявлению «детерминированных» традицией и идущих от личной свободы деталей живописного произведения. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265—1321) создал итальянский литературный язык. Вследствие неудачно проведенной в XIX в. реставрации фрески были значительно повреждены. Такой прием также помогает художнику создать реалистичную, близкую к жизни картину.
Опираясь на традиции куртуазной поэзии, представители этой школы отстаивают новое понимание любви, трансформируют образ Прекрасной Дамы и поэта по сравнению с поэзией трубадуров: Дама, «что с небес сошла на землю -- явить чудо» (Данте), перестает восприниматься как зем ная женщина, уподобляется Богоматери, любовь поэта приобре тает черты религиозного поклонения, но вместе с тем становится более индивидуализированной, она наполнена радостью. Место для фресок быто найдено сразу: им стала большая стена, находящаяся напротив окон и не имеющая никаких украшений. 1302). В царствование Тюдоров – Генриха YII и Генриха YIII – происходит усиление абсолютизма. П. Флоренский первым поставил вопрос о своеобразной тенденции, названной им «православным вкусом», где есть «дискурсивная интуиция», но нет художественных цитирований.
Готический стиль большой алтарной картины «Маэста» неоднократно подталкивал ученых к мысли, что Дуччо тоже мог побывать во Франции. Не так всё просто было и с понятием изобразительного искусства XIII – XIV веков. Для искусства П. становятся характерными тенденция к чувственно-наглядному отражению реальности, светское начало и острый интерес к античному наследию. И если в предыдущем XIII в. в maniera greca работали все крупнейшие мастера Восточного и Западного Средиземноморья, то в XIV веке стиль становится все более интернациональным, в Италию проникают северные французские «моды», а осевшие в Италии греки начинают подражать современным им итальянским картинам, заимствуя из них целый ряд элементов, которые они сочетают с унаследованными ими из Константинополя формами.
На этот счет существуют многочисленные споры византологов и искусствоведов. Классическими образцами новгородского стиля XIV в. в архитектуре являются и церковь Федора Стратилата (1360–1361) и церковьСпаса Преображения на Ильине улице (1374 г., росписи – 1378 г. ). Одним из наиболее трогательных образов, созданных Джотто, по праву считается образ Христа в сцене «Поцелуй Иуды» (фрески капеллы дель Арена в Падуе, 1304—1306). Благодаря философским исканиям XX века стало очевидно, что некоторая «не выговоренная» часть художественного образа, символа может являть собой свидетельство: свидетельство достояния «культурного» круга.
Немецкий историк искусства и культуры, теоретик коммуникаций Х. Бельтинг называет эту проблему «сила образов и бессилие теологов». С именем Джотто связан поворот в развитии итальянской живописи, ее разрыв со средневековыми художественными канонами и традициями итало-византийского искусства XIII в. Наиболее известные произведения Джотто -- росписи капеллы дель Арена в Падуе (1304--06). В истории итальянской живописи Дуччо принадлежит, несомненно, важное место. Последним титаном Высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — великий скульптор, художник, архитектор и поэт. Здесь пришел на помощь исихазм. Напротив мог быть другой портрет, но фреска повреждена.
В рельефах кафедры Баптистерия в Пизе (1260) Никколо Пизано обратился непосредственно к позднеримскому наследию, заимствовав отдельные фигуры и приемы трактовки складок одежд с рельефов римских саркофагов, находившихся рядом, в пизанском Кампосанто. Акцентируя внимание зрителя на главной героине, художник отделяет ее от остальных персонажей двумя пространственными паузами. Герои шекспировских трагедий стремятся прикрепить себя к определенному времени. Проторенессанс (от греч. В Галате того времени, контрастирующей красотой итальянских палаццо, богатством и деловитостью с укладом традиционного восточного общества и упадком и разрушениями отходящей «в прошлое» столицы, он не только имел возможность оценить изменчивость мира, но и рассмотреть новые элементы культуры «Запада».
Ведь когда в странах Западной Европы готический царил готический стиль, в Италии уже стали показываться зачатки нового искусства. Наиболее ярким образцом объединения старых и новых граней является творчество Данте Алигьери. Развитие сонета по философской триаде «тезис -- антитезис -- синтез» поднимает любую избранную тему, даже абсолютно частную, на высокий уровень философского обоб щения, через частное передает художественную картину мира. Герои исторических хроник Шекспира – феодалы-оппозиционеры, сопротивляясь централизованной власти, осознают, что тем самым пытаются остановить историю, т. е. Выдающийся архитектор и скульптор Раннего Возрождения Филиппа Брунеллески (1377—1446) — один из основоположников архитектуры Ренессанса.
В середине XIV в., после церковных соборов, разбиравших споры между сторонниками Григория Паламы и Варлаама исихазм побеждает по всему фронту. Индивидуальный универсализм византийского живописца, характеризующий мастера своей эпохи, неограниченного специализацией или преимуществом практических знаний, расширил представления о художнике как о мыслителе «преславном, философе зело искусном». Иесть основания полагать, что Феофан эмигрировал из Константинополя не случайно».
У самых истоков итальянского Проторенессанса стоит основатель пизанской школы скульптуры Никколо Пизано (1220-1278). За иконой со свечами шли все знатные граждане Сиены, а замыкали шествие женщины и дети. В культуре художественные произведения могут жить как «в горизонте личности», так и в горизонте совокупности информационного поля «других личностей» – предшествовавших, настоящих и будущих. В результате гробницы кардиналов, украшенные Арнольфо, напоминали древние гробницы. Помещение представлено в виде ящика без передней стенки.
«Мадонна» Джотто явилась началом становления в изобразительном искусстве абсолютно нового, жизненно правдивого художественного мировосприятия. 1360 г. ). Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). На первый взгляд «Мадонна Креволе» выглядит обычной византийской иконой соблюдены все привычные нормы: красный мафорий на голове, тонко стилизованные руки, типичный «византийский» нос, складки одежды, отделанные золотом.
Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия -- Франческо Петрарка (1304--1374), родоначальник европейской лирической поэзии и Джованни Боккаччо (1313--1375), основоположник жанра новеллы (короткого рассказа) в мировой литературе. королевская власть в Англии сломила мощь феодального дворянства. Из приписываемых ему работ достоверной в настоящее время считается только донаторская фреска Энрико Скровеньи в композиции «Страшный Суд» (Капелла Скровеньи, Падуя, 1303—1313). Огромные средства вкладывались в торговлю и промышленность.
Блики-движки или «пробелы» накладываются энергично и свидетельствуют об уверенности мастера. Выступая, с одной стороны, как эстетики, а с другой, как исследователи проблемы соотношения изобразительного искусства с теологией и литургикой «до эпохи искусства», они оценивали проявления средневекового религиозного образа как историческое развитие локальных манифестаций в определяющем творческий стиль мастера социальном контексте. Джорджо Агамбен, перечитывая «Эстетику» Гегеля и формулируя свою проблематику искусства в хайдеггеровском ключе, заметил, что «пока художник существует в сокровенном единстве со своим материалом, зритель видит в произведении только собственную веру и высшую истину своего бытия, которая доставляется сознанию наиболее необходимым образом и проблема искусства-в-себе не может даже возникнуть, поскольку оно является как раз тем общим пространством, где все люди, художники и не-художники, пребывают в живом единстве». Центральной фигурой живописи стал Джотто. XIVв. Шекспир не оставил поэтического завещания как документа, но так можно расценивать драму «Буря» (1611).
Несмотря на то что люди у него все еще немного тяжеловесны и по-прежнему далеки от легких ренессансных образов, показанных в движении, в произведениях Джотто перед зрителем предстает объемным, почти реально существующий человек, показанный уже не в двухмерном, а в трехмерном изображении и, кроме того, во всем многообразии оттенков человеческой души. Есть свидетельства, что, когда 3 июня 1311 г. Дуччо закончил свою «Маэсту», закрылись все мастерские и лавки в Сиене. Пространственность и драматизм происходящего выведены во фреске «Бичевание Христа» посредством определенного расположения фигур: один из палачей показан коленопреклоненным, другой наклоняется к Христу, третий показан в полный рост, последний стоит спиной к зрителю.
Трудно сказать, кто был инициатором создания этой галереи. Предшествовавшая «комниновская» традиция византийского искусства на удаленных от Константинополя территориях в ее зрелых формах хорошо известна по мозаикам Собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Монреале. По своему стилю сковородские фрески значительно отличались от фресок «феофановской школы». Он перечисляет его портреты Данте, Брунетто Латини и Корсо Донати (на стене капеллы в Палаццо дель Подеста), автопортрет там же автопортрет у подножия Распятия (г. Хронологические рамки – начало XIV века по последнюю четверть XVI века иногда по первое десятилетие XVII века. В искусстве итальянского Возрождения настенная живопись занимала господствующее место. Основное связующее вещество штукатурки -- известь.
Все открытия совершались на интуитивном уровне. Во второй половине XIVв. Яркие индивиудальности действуют в «Кентерберийских рассказах» (1387) Дж. Материалы и освещение, время подготовки и время реализации, многие другие объективные факторы оказывают воздействие на замысел это в особенности характерно для монументального искусства – архитектуры, мозаики и храмовой фрески.
pittura greco-veneto). «Названные Эразмом лица были первыми представителями английского гуманизма. Все это явно показывает разрыв с предшествующими сицилийскими (византийскими) мозаичными циклами. Препарат лучше всего принимать утром после плотного завтрака.
это— Готье де Бриенн, герцог Афинский. Что можно возразить. Что не предполагает рассмотрения в нем «отдельной» «обрамленной» картины, как это, происходит, например, с фресками из циклов Джотто.
Искусство как способ демонстрации образа обладает своими нормами и «свободами» Восток и Запад в сравнении традиционно противопоставляются по степени свободы использования частного образа в позднем средневековье. Середина IX в. -- 1204 г»). Так национальная литература на итальянском языке, которая зародилась еще в первой половине XIII века, начинает активно развиваться, а поэзию «сладостного нового стиля» сменяет величавый герой Данте. Интерес к личности византийского мастера, отмеченный в знаменитом послании Епифания Премудрого, свидетельствует о наметившемся переходе к «свободным искусствам», где индивидуальная манера мастера начинает проявлять себя все значительнее. Возможно, актер лондонского театра «Глобус» был всего лишь подставным лицом, маской, за которой скрывался гений истинный создатель шекспировских шедевров.
Выражение глаз приобретает мягкость, незнакомую прошлому. Купил упаковку фенотропила (в/на Украине это без проблем, около 25 баксов, вполне легально и без рецепта), решил без экстрима — по 2 пилюли в день. Симоне Мартини был приглашен в Неаполь и по заказу короля Роберта Анжуйского написал «Коронование Роберта Анжуйского его братом святым Людовиком Тулузским» (1317, Палаццо Каподимонте). С точки зрения реалистичной передачи интересна также фреска, получившая название «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот». Однако умалять технические достоинства фрески Джотто нельзя. Мелкие изображения увеличиваются до огромных размеров. Сомнения Макбета продиктованы не нравственными соображениями, а практически-деловыми, герой вопрошает: «А вдруг нам не удастся. » Эволюция характера героя, победа честолюбия над нравственным общечеловеческим законом отражают объективное движение общественного сознания в условиях переходного периода от Средневековья к Новому времени.
1. Результатом реформации явилось ослабление власти церковников и усиление гуманистических идеалов светской ренессансной культуры» В качестве наиболее яркого представителя Раннего английского Возрождения исследователи называют Томаса Мора (1478-1535), а выражением гуманистических идей раннего английского Ренессанса «Утопию» (1516). Считается, что самый ранний период Дуччо, до «Мадонны Ручеллаи», был особенно лиричным и что в это время он написал одну из самых изысканных своих мадонн — «Мадонну Креволе», которую рассматривают как самое раннее его произведение. 1220 — 1280), который был родом из Апулии (его второе имя Никколо дАпулия).
Ситуация, в которой разворачивается действие трагедии «Король Лир» (1605), определена так: «Любовь охладела, дружба разрушается, братства распадаются, в городах волнения, в селах распад, во дворцах заговоры и связи лопаются между сыном и отцом». Вторая половина XIII века была в Сиене временем большого обновления в искусстве. XIV в. (как, возможно, оказавшие влияние) и XV в. (как испытавшие влияние) византийская и северная иконописные школы циклы росписей в Западном и Восточном Средиземноморье, выполненные византийскими мастерами работы его итальянского предшественника Чимабуэ (ок.
в то время, когда готический стиль достигает зрелости и его произведения могли на равных соперничать с античными. Исследовательские работы 20–30-х г. XX века выявили значительное число хорошо сохранившихся фресковых композиций, выполненных вскоре после возведения храма (Храм Михаила Архангела был построен по заказу архиепископа Моисея в 1355 г. ). Только тогда следы величия предков помогают потомкам развиться. Но и в Италии недавно прошла чума изгонялись иудеи и всякое «инакомыслие».
Григория к написанию знаменитых «Триад в защиту священно-безмолвствующих». композицию с Мадонной, святым Франциском и Иоанном Евангелистом изображёнными в три четверти, по пояс эта композиция окаймлена перспективной рамой с распятием, гербами и монохромным профильным изображением молящегося донатора, м. б.
вне связи с антикизирующими тенденциями XI—XIIвв. Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютными новаторами: нелегко проследить в их творчестве четкую границу, отделяющую «старое» от «нового». К кругу Дуччо принадлежал Симоне Мартини (ок. Но враг человека находится не вне его, он заключен в самом человеке.
Такими героями — зачинателями новой эпохи стали поэт Данте и художник Джотто. Философия XX века обязательно обращалась к сфере искусства. «Друг Киприана» Феофан, таким образом, никогда не побывал не только в Италии, но даже в Македонии.
– Горацио. Синопия – изготовление подготовительного рисунка под непосредственную «заливку цветом». Сложно назвать отрасль, в которой бы он не достиг непревзойденного мастерства.
Он прокладывал рубежи в области культуры. Несмотря на обновление техники художественного письма, образы Джотто все же несколько статичны и не выражают того разнообразия чувств, которые будут представлены значительно позднее, в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. Эпоха Возрождения возникла в Италии, первые «веяния» были заметны еще в XIII- XIV веках, но установилось оно окончательно с 20-х гг. В творчестве уже упоминавшегося выше Альтикьеро и наследии его школы эта линия «эмпирического реализма» достигает наивысшей точки7. Флюидный золотой свет, доминирующий в иконах этого периода, у Феофана источают и образы на стенах, размывая и растворяя «тело» изображения. Пизано и др. ) художники Проторенессанса (П. Итальянская баллата происходит не от французской баллады, а от французского виреле (virelai, chanson balladee) -- плясовой песни исполнявшейся солистом или несколькими певцами.
В кафедре пизанского собора (1302—1311) и похожей кафедре собора в Сьене (1265—1268) отсутствуют античные мотивы (остаются лишь традиционные аллегории). В них нет средневековой напыщенности и мистики, зато есть простота и четкость классических линий Античности. На этот вопрос, пожалуй, нельзя дать однозначный ответ. Портрет в поздней готике). Средний период.
Разнообразны жесты, мимика печальных лиц. «Бежав» от константинопольского догматизма и «художественной реакции», Феофан обрел творческую свободу или лишь передал в полной мере все свои терзания и противоречия. В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная – живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи). В других областях, как и на Руси, метод использовался еще и в XVI веке. Это изображение «Кондотьера Гвидориччо да Фольяно», явившееся прототипом для многочисленных будущих конных портретов.
Михальская и Г. В. Связанность уступила отточенной рефлексии с наступлением Нового времени она отошла в прошлое и сделала художников, по выражению Гегеля, «tabula rasa в отношении материала и формы их творчества». После июньского Собора 1341 г. учение было принято как православное, а символом Божьих энергий стал «нетварный Свет Преображения Христова» или «фаворский свет», который стало уместным запечатлеть на иконе. собственную обреченность на поражение.
Весь цикл работ по мокрой штукатурке, например, в Новгороде, составляет 2-3 месяца. В этой фреске воплотились лучшие гуманистические идеалы Возрождения. 1294, 1297—1299) и последующие в капелле Барди церкви Санта Кроче во Флоренции (1320) в значительной степени демонстрируют архаизм и не имеют принципиальной новизны.
Джорджо Вазари, скорее всего, ошибался, так как достоверных сведений о пребывании греческих мастеров во Флоренции нет, но он писал о Чимабуе так: «этой склонности его натуры благоприятствовала и судьба ибо тогдашними правителями Флоренции были приглашены несколько живописцев из Греции именно для того, чтобы вернуть Флоренции живопись, скорее сбившуюся с пути, чем погибшую». То есть спустя три столетия маньерист Вазари все еще считал, что именно греческие мастера стояли в XIII веке на «истинном пути». Его Христос во фреске «Страшный суд» — уже не бесплотный символ, а живой, мужественный человек, полный внутреннего достоинства. Кроме этого, как указывал Э. Гомбрих, «вернувшись к характерному образцу византийского стиля, мы вспомним, что в отвлеченных, статичных канонах были законсервированы античные приемы светотеневой моделировки и ракурсных сокращений». В его художественном наследии особо выделяются такие дошедшие до нас шедевры, как «Тайная вечеря» – фреска в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане, а также самый знаменитый портрет эпохи Возрождения «Джоконда» («Мона Лиза»). статью «Искусство Византии.
При соблюдении традиций в этой картине уже ощущаются идейные изменения— рост индивидуализма, стимуляция портретного жанра придворной культурой. После «Мадонны Ручеллаи» Дуччо написал несколько маленьких мадонн — «Францисканская Мадонна» (23, 5х16 см название граничит с тремя монахами-францисканцами изображенными возле ног Мадонны), «Мадонна Строганова» (28х20, 8 см она принадлежала графу Григорию Строганову, умершему в Риме в 1910 году), а также маленькая «Маэста» (31, 5х22, 5см) из бернского Музея искусства. Однако, уже в литературе XIY в. обнаруживаются предренессансные тенденции. «В новгородских фресках Феофана — как отметил М. В. Алпатов, — мы угадываем не только лица старцев их спутанные космы, складки одежды, но постоянно догадываемся о том, как они созданы быстрыми движениями руки художника, меткими ударами его кисти. Период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким.
Особенно выделяется из живописных работ мастера фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд», написанная спустя четверть века после росписи потолка Сикстинской капеллы.
5. Джотто дает трехмерное изображение интерьера комнаты св. Однако главное здесь не только это.
Не являясь «чистым», полученным из ниоткуда первичным опытом, он представляет собой частный случай школы (мастерской), которая в свою очередь есть частный случай художественной среды социума (социумов) и которую также можно рассмотреть как частный случай общего стилистического, духовного и технического глобального вектора развития искусства. В портреты зачисляют шесть голов в медальонах в поясах орнаментального обрамления нижнего регистра в капелле Перуцци (возможно, портреты членов семьи Перуцци). Не случайно такие «исправления» назывались итальянским словом pentimenti (сожаления, раскаяния).
Конфликты трагедий Шекспира отражают исторически неизбежную смену одной эпохи другой. Каждая линия в «Мадонне» выполняет конструктивную роль, строя и очерчивая контуры фигуры и направление движений представленный образов. Решительные перемены совершаются в конце XIIв., т. е.
Перед нами «зело хитрый» художник-интеллектуал и путешественник, «собеседник» Епифания Премудрого, повидавший разные культуры. Агамбен к искусству обращаются как к той сфере, где, собственно и надо искать философию. Его деятельность в Константинополе и Малой Азии подтверждается рядом источников. Чосера (1340-1400): опираясь на сюжетную схему «Декамерона» Боккаччо, Чосер идет дальше и индивидуализирует историю, рассказанную тем или иным паломником только батская ткачиха могла поведать о том, «что женщина всему предпочитает», основываясь на собственном жизненном опыте, а рыцарь старинный сюжет о рыцарских подвигах. Лючии»: небритый полный мужчина с вишневой повязкой на голове). Приготовленными на воде красками писали либо по сырой штукатурке (собственно фреска), либо по сухой -- эта техника называется «а секко» (в переводе с итальянского -- «по сухому»).
Находящийся в таком же экономическом и культурном благоденствии, как итальянские города, в XIV веке Великий Новгород имел обширные контакты с внешним миром (и, в частности, с Византией). Источником живой воды было искусство Джотто. Эпическое величие и драматизм сцены «Оплакивание Христа» подчеркнуты построением пейзажа спускающийся склон горы развернут так, чтобы выделить главных действующих лиц: мертвого Христа и пристально скорбно глядящую на него Марию. Это росписи парадных залов Ватиканского дворца и, конечно, величайшее творение Рафаэля – «Сикстинская мадонна».
инструкцию): — утилизация глюкозы –повышенное потребление жидкости «пациентом» из–за легкого мочегонного эффекта препарата. Он как бы размышляет над тем, откуда же вылетел Франциск и каким образом ему удалось сделать это. «В дальнейшем такое непосредственное единение субъективности художника с его материалом расщепляется» и «судьба западного искусства может быть объяснена, только исходя из расщепления, последствия которого мы лишь сегодня становимся способны оценить», – этот тезис Гегеля оказался важен для развития теории искусства, но что обратил внимание современный философ Джорджо Агамбен. Капеллы двух последних и быти расписаны Джотто. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. Весь драматизм сюжета передан расположением фигур: ясное, светлое, открытое, с правильными чертами лицо Христа максимально приближено к уродливому Иуде. Дебаты св.
() И такой яркой и звонкой в своих чистых цветовых сочетаниях. ». 1380, один из них, в розовом капуччо, по словам Вазари— автопортрет художника). в самом сердце Франции (т. е. Или я сам не я», Яго признается: «Нет, милый мой, не то я, чем кажусь», а Полоний выражает опасение: «Боюсь увериться, что я дурак», а старый Герцог говорит Жаку Меланхолику о том, что на мировом театре есть много пьес, грустнее той, что играют сегодня он сам и его окружение. Например изысканный (иногда даже говорят – «аристократичный») «тональный колорит», преодолевающий тяжелую многоцветность восточной палитры, с большим трудом можно отнести к влиянию константинопольской школы, но ему есть множество примеров в местной традиции и, как ни странно, в итальянской живописи, которая Феофану не была известна.
Во второй половине XIV в. на первое место выходит живописная школа Сиены. Единство субъективности художника с его материалом давало «связанность» особенным содержанием и способом воплощения. Появление признаков Проторенессанса некоторые исследователи усматривают в архитектуре 11-13 вв. 6. Однако подчеркнутая игра света на лике Мадонны, нетипичный жест младенца и присутствие тонко выписанных «французских» ангелов в углах картины, свидетельствуют о том, что это уже не византийская икона.
Значительную роль в становлении Проторенессанса сыграл подъем свободных городов. Сложность изучения феномена работ Феофана Грека заключается же, как нам кажется, в отсутствии равновесия между вниманием к его «духовному» началу и материальной жизненной обусловленности. Именно она служит тем композиционным звеном, которым объединяет главного героя с другими действующими лицами повествования. В университетах огромное внимание уделялось изучению теологии (богословия), вот таким образом именно университеты стали центрами христианской религиозной философии. В центре ее среди жестикулирующих стражников и апостолов выделяются Христос и Иуда.
Также Симоне Мартине написал кардинала Джентиле да Монтефьоре перед св. Из произведений Джотто особенный интерес выпытает его икона «Мадонна со святыми и ангелами», ныне находящаяся в галерее Уффици во Флоренции.
На Руси Феофана прозвали «философом» за богатую эрудицию и, собственно, за знание философии, агиографии и богословской традиции. Характерный пример представляет творчество скульптора Никколо Пизано (ок. «Venus Pudica) изображали в качестве Евы. В мозаиках собора представлена большая и сложная живописная программа, с одной стороны, воспроизводящая колористическую гамму, традиционную для Сицилии (например, цикл мозаик в Чефалу), а с другой стороны, демонстрирующая усиление основных характерных особенностей изобразительного языка нового романского или даже норманно-романского стиля Запада: дробные, но не ритмичные линии, схематизация, плоскостное, необъемное решение тяжеловесных фигур, почти вторящее палеохристианским образцам и т. д. Нет и, кажется, не должно быть одухотворенности и экспрессивности в изображениях собора в Монреале их заменяет декоративность, стремящаяся к орнаментальности.
Вот почему, так велико его влияние на дальнейших этапах английской литературы» «Кентерберийские рассказы» закончены не были: мы видим 29 паломников и можем прочитать 20 законченных историй и 4 незавершенных. 1315) вернулся к готическому стилю. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового.
Купцы и ремесленники создали свои цехи и захватили власть во многих итальянских городах, оттеснив на задний план феодальную знать. В этом отразились важные идейные движения века, которые, в частности, проявились в деятельности различных еретических сект (в Новгороде – в ереси стригольников), отстаивавших право каждого человека на личное общение с богом. Просто ему приходится глубже анализировать и использовать свой жизненный опыт.
Свобода личности оборачивалась ее нравственным перерождением, вела к нравственной вседозволенности. Вних все бурлит иклокочет. Его крупнейшая работа -- огромный алтарный образ «Маэста» («Величие»). Архитектор, скульптор, поэт, самый значительный вклад он сделал в развитие живописи.
наступает готическая реакция, длившаяся вплоть до конца XIV — начала XVв. Здесь, в некоторой степени, также, как и в Новгороде, но более в отношении композиции, нежели колорита сказалось «влияние» заказчика: из-за высоты и устремленности вверх чинов иконостаса «картины» изображают полные фигуры, в отличие от традиционных византийских поясных. Феофан Грек оказался не подвержен никакому влиянию итало-греческих провинциальных образцов иконография которых «перегружена западными деталями», но, несомненно, учился на лучших образцах палеологовского ренессанса, клонившегося к закату и, кроме того, был осведомлен о спорах в различных богословских традициях и «изографических образцах» им соответствующих. В 1360-е гг. Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини).
Дуччо ди Буонисенья (ок. Отталкивающе безобразен лицемерный Иуда — предатель учителя. Именно вот таким образом многие готические статуи Реймса так напоминают античные. Все же эти произведения только односторонне подготовляют и формируют эстетическое мироощущение Ренессанса. Бурно развивалось ремесленное производство во Флоренции, Сиене, Милане, Болонье. Творческая манера не являет собой что-то первозданное, девственное, а, напротив, всегда полна реминисценций и заимствований и, даже опровергая императив привычных художественных «установок», автор осознает то, что он отвергает.
Статическая форма изобразительной греческой «нормы» увидела здесь развитие новых тенденций, с большой долей вероятности развившихся от пожелания заказчика. Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии и Джованни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы в мировой литературе. В конце столетия представителей Возрождения становится чуть больше, но это лишь небольшая флорентийская группа гуманистов (флорентийская школа была одной из первых ведущих и наиболее передовых художественных школ Итальянской эпохи Возрождения).
для высыхания извести требуется немного времени, фресковая роспись должна была выполняться быстро, нередко по частям, между которыми оставались соединительные швы. Частный случай индивидуальной (в том числе и гениальной) работы мастера является уникальным только до некоторой степени. Некоторые современники Феофана говорили, что «казалось, он может рисовать и метлой», настолько неявными были очертания фигур при их невероятной экспрессивности.
Статья посвящена выявлению «детерминированных» традицией и идущих от личной свободы мыслящего художника элементов стилистической манеры Феофана Грека.
Это те начала, которые стали основополагающими для искусства Возрождения. Папа Лев X назначил художника руководителем строительства купола Собора св. Отец АлександрМень обратил внимание на то, что в ансамбле церкви Спаса Преображения на Ильине композиция Вседержителя в куполе должна рассматриваться именно как воплощение Парусии — незримого присутствия Господа Иисуса Христа в мире с момента его явления и пришествие его в мир в конце света («жест Его правой руки именословный, а не благословляющий, книга в левой руке — скорее не Евангелие, а книга судеб Божьих из Откровения»). Этими качествами наделена хроника «Юлий Цезарь», а вот конфликт трагедии «Ромео и Джульетта» еще не выражает трагического мироощущения, вот таким образом и с точки зрения жанровой принадлежности пьесу можно определить как драму, жанр занимающий промежуточное положение между трагедией и комедией.
Людовик Тулузский перед папой Бонифацием VIII», ок. Однако Феофана, находившегося далеко в Новгороде и Москве, следует признать незатронутым, во всяком случае, в живописной манере, традициями развитого исихазма, «академической сухости» и мрачной экстатичности. Величие Марии подчеркивается также ее белыми одеждами с длинным, прозрачно-белым шлейфом. К ним обращены склоненные фигуры и взоры всех присутствующих. Чимабуэ был знаменит во Флоренции как мастер торжественной алтарной картины и иконы. Пластическая мощь, влияния античного искусства присущи скульптуре Проторенессанса (Н. Но одновременно с этим процесс «динамичного» обновления проявляется не только в новгородской живописи, но и в искусстве Византии, Балкан и других областей восточнохристианского искусства.
Для искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения). Из византийского искусства мастера стали заимствовать не восточные, а эллинские элементы. Анна и служанка, занятая работой по дому. Его творчество охватило всю вселенную: человека в его прошлом, настоящем и будущем, современность с ее противоречивыми тенденциями развития и ее преломлением в характере человека Шекспир никогда не выступает как моралист.
его становление, приходящееся на эпоху дученто, было граничит с подъёмом свободных итальянских городов (особенно тосканских), где бурно развивались ремесло и торговля, был проведён ряд антифеодальных реформ. И зачем нужно было запутывать потомков. Аскетический идеал уединенного умного делания, созерцания в форме послушания и молитвенного единения с Богом в отшельнической жизни, в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублева и других современников воплотился, в том числе и благодаря апокалиптическим и эсхатологическим чаяниям эпохи. Младший современник Леонардо великий художник Италии Рафаэль Санти (1483—1520) вошел в историю мировой культуры как создатель ряда живописных шедевров. Но есть и изначальные пересечения между искусством, Богом и философией в том искусстве, где Бог — собеседник, а обет предписывает «проговаривать» вслух как можно меньше, общаясь с «носителями»-откровениями, созерцая и превращая речь в мышление и диалог. Законы пространства, определяющие «композицию» фресок церкви Спаса Преображения на Ильиной улице, обнаруживают максимальную свободу для мастера. Во время войны храм был разрушен (часть фресок сейчас восстановлена).
Необходимо возродиться душой, почувствовать внутреннюю потребность в возвышенном. Этот метод исследования творческой манеры мастера и его подражателей через характерные детали (глаза, руки, складки одежды и т. д. ) стал основополагающим для искусствоведения XIX–XX вв. и был высоко оценен БернардомБеренсоном, ФранцемВикхоффом, АбиВарбургом и другими представителями венской школы искусствознания, к которой принадлежали МаксДворжак и АлоизРигль и, отчасти, ЭрвинПанофский. Морелли, по общему определению, указывал в своей теории на то, что личность художника выражена наиболее достоверно в деталях, к которым меньше всего проявляют внимание. К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов. Начало английского гуманизма А. А. К выдающимся произведениям проторенессансной живописи относятся росписи Капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-06).
Гращенков пишет: «самое примечательное в этом портрете то, что донатор изображен лишь по пояс, а его полуфигура окружена квадратной рамкой, создавая подобие станкового портрета. Со смертью Дуччо завершилась эпоха живописи Дученто. Аналогичные явления (усиление чувственного правдоподобия образов) наблюдаются и в итальянской литературе этого периода (поэзия школы «дольче стиль нуово», Данте). Правда, он никогда не охлаждает горения художника». Почему в авторстве Шекспира возникли сомнения. Открытие средневекового метода, от которого отказались уже художники итальянского Возрождения в пользу изготовления подготовительного картона, произошло в годы Второй мировой войны, когда с отслоением фресок были обнаружены «чертежи», выполненные базовым цветом.
Немецкий философ при этом под «материальностью» понимал именно «технический императив», а не зависимость искусства от материальной жизни общества и в целом полагал, что гуманистические тенденции в содержании искусства находятся в противоречии с идеологическими нормами социальных отношений. Творчество Джотто во многом определялось уровнем экономического развития страны. Его образам свойственны отвлеченность и статичность. Несмотря на его разносторонние таланты его называют, прежде всего, первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника — росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508— 1512).
Главным способом выражения нетварного, «фаворского» Света Преображения являются пробелы (или «пробела»), которые занимали всегда важное место в византийской и русской иконографии, но в манере Феофана теперь становятся более выразительными и «точными». Но лицо Роберта уже портретно— длинный нос и тяжелый подбородок. 4. Выразительность и экспрессивность художественной манеры фресок Феофана Грека связывают и с его специфической техникой, называемой «скорописью», для которой характерны также стремление к монохромности и не проработанность мелких деталей изображения.
для сиенского собора. Обследование деталей сохранившихся произведений Феофана Грека указывает на специфический «свободный и непринужденный» мазок, сдержанный, если не сказать, скупой колорит с преобладанием красно-коричневого и светлых тонов для изображения «свечения». Самые известные его работы — «Мадонна Ручеллаи» и алтарным образ «Маэста» («Величие»), созданным между 1308-1311 гг. Феофан Грек прожил на Севере около 30 лет. Его напряженный взгляд полон укора и гнева. В композиции интересен человек, заглядывающий в гробницу, расположенную в полу капеллы. 3.
Именно вот таким образом опыт Пизано более не повторялся, он остался в истории искусства без видимых последствий. Общая площадь фрески 600 кв. м. В его групповых композициях опознаются портреты (фреска «Совет Рамиро», капелла Сан-Феличе, 1372-79, Падуя, базилика Сант-Антонио: заказчик Бонифачо Лупи ди Соранья, Франческо Каррара Ст. К концу XV века достигла наивысшего расцвета. Термин «Возрождение» встречается в творчестве многих итальянских гуманистов, в частности у Д. Вазари. Немецкий архитектор, теоретик и историк искусства Готфрид Земпер (1803–1879) рассматривал «технический императив» как важнейшее понятие художественного творчества.
Фрески датированы 1300-1304 гг. На них влияли два фактора: джоттовская реформа и готическое искусство заальпийских стран. 1329, Сиена, Сан-Франческо члены Совета Двадцати Четырёх в «Аллегории Доброго правления», ок. Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Достижения Каваллини перенял и продолжил Джотто ди Бондоне (1266 или 1267 -- 1337), величайший художник Проторенессанса.
По мнению Г. Земпера, принципы соединения художественных форм подчиняются той же логике, что и возможности техники, а «орнаментальные формы» отнюдь не являются свободным плодом воображения мастера, но целиком определяются законами ремесла. Оно служит ответом на социальные и исторические вопросы. 1240 -- ок. Посреди улицы показана толпа людей, дивящихся чуду: Иоанн отрывается от земли и взлетает.
Но кто же тогда: поэт или бюргер, был истинным «я» Шекспира. После Джотто в развитии итальянской живописи произошел заметный спад. XIII в. стал эпохой становления европейских университетов. Доминика, давно почивших.
Используемые мастером светлые, сочные и яркие краски (охра, розовые, светло-зеленые, насыщенно-фиолетовые, небесно-голубые цвета) воспринимаются зрителем как естественные и единственно возможные для передачи характера того или иного образа. Ему удалось возродить основные элементы античной архитектуры, которым художник придал несколько иные пропорции. Именно в это время феодальное государственное устройство сменяет абсолютно иной тип правопорядка — капиталистический. Сравнение с надгробной статуей Роберта (1343, церковь Санта-Кьяра, Неаполь) подтверждает сходство.
Рисунок производится красно-коричневой краской известной по центру производства в греческом Синопе (ныне район в северной Турции). Наиболее раннее проявление новых веяний в тосканской архитектуре относится к XI-XIII вв. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. Уильямом Тиндалом на английский язык была переведена Библия. Авторы фрески точно не известны.
Во Франции и Германии эта эпоха началась значительно позднее. Образ «моления», близкий к образу раннехристианских «Орант», как и предельно аскетичное сочетание оттенков росписи, долгое время объяснялся лишь исихастским влиянием на мировоззрение Феофана, а «живописная фактура» Феофана была лишь средством «для усиления иллюзионизма глубоко одухотворенных образов». Другой, более бесспорный автопортрет той эпохи— Таддео ди Бартоло в образе апостола Фаддея («Успение Марии», 1401, собор Монтепульчано). Креста», Санта-Кроче, ок. в Византии и влияние этого искусства на живописцев о. Крит, Афона, Балкан и Закавказья.
Первыми ростками стали живопись и скульптура. В «Мадонне с младенцем» мафорий уже совсем «готический», Дуччо акцентирует внимание на его «невизантийских» складках изобразив необычный жест младенца. Время, таким образом, течет не вне героев, оно воплощается в них. Но в готическом стиле был сделан важный шаг в направлении автономности скульптурного объема и свободы пластики складок одежд. Они были хорошо известны средневековым мастерам.
1338—1339, Зал Девяти, Палаццо Публико, Сиена). В конце XIII в. во Флоренции складывается поэзия «dolce stil nuovo» -- «нового сладостного стиля». Это стало большим достижением мастера. Впервые в истории итальянской живописи душевное состояние героев живописного произведения передается мимикой лица, жестами, позой.
Здесь он имеет условное значение, подобно пейзажам изображенным на византийских иконах. пол. 2. Петрарка, Дж. Свободное движение, которое усиливается мягкими складками одежд, да и сами фигуры приобретают иные, более стройные пропорции. Они еще не являются классической скульптурой, форма которой характеризуется единством осязательных и зрительных качеств. Анне», ведущее значение имеет скорее не содержание композиции, а техника исполнения.
Когда на работе завал и приходится впахивать по 2–3 суток без сна, ноотропил в экстремальных дозах реально помогает прямо здесь и сейчас. Кстати, проблем с откатом на обычную скорость после него (когда в течение длительного времени ощущаешь себя тупым), у меня никогда не было, но это, очевидно индивидуальное. В своём главном произведении «Сумма теологии» он смог гармонично соединить основные идеи Аристотеля с христианскими догмами. В средневековой Италии византийские влияния были очень сильны наряду с готикой. XV века. Они составляют идейный центр композиции.
Основателем сиенской школы стал Дуччо, старший современник Джотто. Если детально рассматривать его произведение «Комедия, которая в дальнейшем обретёт названия «Божественной», то красочность образов, живописное описание природы, человеческие страсти говорят о начальном этапе появления отличий от средневековых рассказов о «загробном мире». Искусство Джотто с его искренностью и простотой, ясное по мысли, полное веры в человека положило начало живописи Возрождения. Очевидно, что работы Феофана Грека совпали с «расцветом» локальных восточно-христианских школ (включая сербскую и грузинскую) и всей национальной русской живописной школы, подсказав новые приемы и путь «к свободе», пусть и воспринятый по-разному.
Такова его знаменитая «Мадонна», хранящаяся в Эрмитаже. Брунеллески талантливо решал сложнейшие технические задачи (строительство купола Флорентийского собора), внес большой вклад в фундаментальную науку (теория линейной перспективы). Но портретность видна и в самой фигуре и её жестах. Для прояснения соотношения «детерминированности» и «свободы» в условном пространстве образных смысловых структур и их материального воплощения в средневековом искусстве весьма значительными представляются выводы историческо-семиотической школы: «есть две реальности – духовная и чувственная: одна реальность есть реальность мистического откровения, другая – реальность чувственного опыта при этом чувственная реальность, в отличие от реальности духовной – локализована в пространстве и времени.
В итальянской культуре XIII—XIV вв. «Предпосылки прогрессивного переворота в области общественной и культурной жизни появились в Англии рано, на исходе XIY в., но реализовались они медленно, » – указывает Р. Самарин. В Константинополе сперва варламиты, а затем и паламиты подвергались гонениям за ересь, что делало византийскую и «католическую» Италию местом прибежища многих и гениальных и сомнительных личностей. В Англии проторенессансом иногда называют искусство времени правления короля ГенрихаVII Тюдора (1485—1509), начала Тюдор-Ренессанса. Тема фрески «Христос ип Иуда» проходит лейтмотивом через весь падуанский цикл («Встреча Марии и Елизаветы», «Бегство в Египет», «Оплакивание Христа» и др. ). И все-таки это уже не средневековое искусство.
В 1260-1270 гг. Кроме того, на возможное авторство Джотто указывает и мягкий, светлый образ героя. Наличие же это само менялось в зависимости от новых открытий». В следующей работе Никколо Пизано вместе с сыном Джованни (ок.
В этом и заключался трагический потенциал наступившей эпохи предпринимательства. Веских оснований для утвердительного ответа не существует. Под влиянием этого типа портрет появился во Франции, где во 2-й пол.
Это не живые люди, а символы – материнской любви и жертвенной любви к богу. Однако колорит, как его задумывал мастер, по всей вероятности, дошел до нас искаженным. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Традиционно, толкование его произведений создает перед нами образ автора почти бестелесного, пришедшего из «разочарования» Константинопольской духовной жизнью, не имевшего личной творческой биографии до того, как он явил себя в роли «медиума», чьей рукой водит Провидение.
Работы Феофана Грека с трудом поддаются какому бы то ни было анализу, так как его искусство воспринимается почти всегда исключительно как Символ, в том смысле, в каком истолковал символ Сергей Аверинцев: «Переходя в символ, образ становится прозрачным смысл просвечивает сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива, требующая нелегкого вхождения в себя». Это пока еще «мертвая вода». Не случайно в западном искусствознании можно встретить упоминания о Новгороде того времени как о «северной Флоренции». И хотя Чимабуэ в своем творчестве следовал византийским традициям, в своих работах он старался выразить земные чувства, смягчить жесткость византийского канона. Дуччо вручил им свою картину, которую бережно понесли в собор.
Редкий по выразительности памятник живописи того времени -- огромная фреска «Триумф смерти» (1350--1360) в галерее кладбища Кампо Санто в Пизе. Причины— косность культуры позднего треченто, а также социальные нормы Флоренции, где даже самые богатые граждане должны были довольствоваться традиционными формами донаторского портрета, либо «замаскированными» изображениями в религиозных композициях. Они прекрасны нежностью ликов, особой лиричностью и утонченной душевностью. Указ исходил от Фридриха II императора «Священной Римской империи» и одновременно короля Сицилии, в первой половине XIII века долго (хоть и тщетно) боровшегося против папства за объединение Италии и прозванного «возродителем древних цезарей». В начале 14 столетия капелла дель Арена (название происходит от располагавшейся когда-то на ее территории арены римского цирка) была собственностью богатого банкира Энрико Скровеньи. А Пьетро Лоренцетти написал в нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи во 2-й пол. Она выполнялась в технике фрески.
Но при всей своей свободе и индивидуальной художественной манере мастер из Константинополя отстаивал именно «неоклассические» (по выражению О. Демуса) композиционные и стилистические правила палеологовской живописи. Брунеллески, Донателло, Мазаччо).
Контуры рисунка переносили на влажную штукатурку с помощью угольной пыли. Крупнейшим теологом Средневековья справедливо считается Фома Аквинский (1225-1274). Два важных нововведения используются и итальянскими и византийскими мастерами эпохи: применение подготовительного рисунка (синопия) и выполнение работы, более, не по тематическим композиционным частям, а «в дни».
Чтобы избежать pentimenti, применялись различные уловки: совмещение техник из-за которых мы теперь не можем оценить первоначальные оттенки и сочетания цветов работа мастера только на определенных участках, а на других – подмастерьев, что затрудняет установление авторства и, напротив, подчеркивание, усложнение «личной манеры» для «узнаваемости» трафареты, копирование, что, в свою очередь, вносит неопределенность в оценивание общего художественного уровня работы – некоторые участки могут быть «гениальными», а другие «шаблонными», особенно в провинциальных сооружениях и т. д. Художник огромного темперамента и «напряженного психологизма», свободно обращавшийся с традиционными схемами и канонами, он сумел сочетать свои творческие искания с исканиями всего древнерусского искусства, отразив в опосредованной форме и трагизм противоречий того времени. «. Известный исследователь итальянских городов раннего средневековья и возрождения В. И. Рутенбург указывал на то, что период городских коммун, вольных городов явился апогеем средневековья, его наиболее блестящим этапом, в чем заключался великий культурный переворот (причем он описывал феномен средневекового европейского города «в целом»). Как нельзя отбрасывать и персональные личностные особенности художника (духовные и даже технические).
После антикизирующих стилизаций XII—XIIIвв. Такие же острореалистичные лица пишет его ученик Якопо да Верона (четыре заказчика, возможно из семьи Бови, «Успение Марии», 1397, капелла Бови, Падуя, церковь Сан-Микеле). В Англии Проторенессанс также носилпролонгированный характер. Одним из самых ярких и последовательных сторонников античной культуры был скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио (1245-1310).
Самым большим завоеванием живописи Новгорода стало более глубокое понимание человека. Потому этот период его истории и назвали проторенессансом. Более консервативной, чем флорентийская, была живопись Сиены. Аникст.
В церкви практически нет ограничительных элементов, не дававших бы «пронизывать» взглядом изобразительные поверхности, то есть отдельные архитектурные элементы не «заполняются», как это происходило, например, в раннехристианских храмах и не ограничены «обрамлением», в которое мастер должен вписать картину. Но и «безоговорочное отнесение Феофана к столичной школе явно неубедительно». Конные статуи XII—XIIIвв. Дуччо изображая святых, думает об их чвсвах, эмоциях, духовности. Для Древней Руси более характерно «ансамблевое» восприятие искусства в храме, как единого целого канонической архитектуры, настенной живописи и звуков церковного пения и службы. В них присутствует элемент артистизма и виртуозности. protos – первый и франц.
Такой «безрамный» опыт соединения отдельных элементов всей композиции достигается при помощи свето-колористического решения: ритмических повторов и чередований оттенков охры, голубого и белого. Но он не только создавал ценности чисто литературные. Иначе они только мешают, только отвлекают от погони за «хлебом насущным» (желательно с «маслом»), скрашенной мечтами о бесконечном блаженстве в Царствии Небесном. Во многом медленное течение предренссансных процессов объясняется сложной внутри- и внешнеполитической ситуацией: Столетней войной (1337-1453), крестьянскими восстаниями, сильным экономическим расслоением общества. Они сочувственно переглядываются между собой. Феофан своим творчеством значительно повлиял на русскую школу из которой вышли многочисленные памятники.
Петра. Однако конфликт трагедии шире и глубже, чем просто столкновение двух поколений. Замечательна и фреска под названием «Отправление Марии в дом Иосифа».
В связи с творчеством Феофана Грека изучаются новгородские росписи пер. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. Но такое умение требовало длительной подготовки, которая и началась в Италии очень давно. С тех пор сделано немало открытий, но вопросы стилистической связанности, провинциальности и архаичности в работах «на периферии» византийского мира или же наоборот, гениальности творений, равно как общая концепция иконографии образа в православии, по-прежнему составляют предмет для дискуссии и по-разному описаны в трудах ЭрнстаГомбриха, ХансаБельтинга, ОттоДемуса, ВиктораЛазарева и других историков искусства.
Внесение изменений в неудавшиеся фрагменты (как уже было известно в конце XIV века) приводило к последующему отслоению красочного слоя и, следовательно, разрушению живописи. Леонардо да Винчи (1452—1519) едва ли имеет равных себе по степени одаренности и универсальности среди представителей Возрождения. Время у Шекспира – универсальный закон.
Период с XIII по XIV в. отмечен в Италии подъемом и расцветом разнообразных ремесел, в том числе и торговли, что повлекло за собой укрепление больших цехов, производящих различные товары. ballata), сонет. Вот таким образом высокая готика (название стиля) есть, в сущности, проторенессанс (название периода) и является своеобразным средневековым Классицизмом. Оно продвинуло на много шагов вперед развитие итальянской живописи.
1240–1302) и последовавшего за ним Джотто (1266–1337) и даже творчество грека-киприота, жившего почти на 200 лет позднее – Доменико Теотокопулоса (Эль Греко). К формам детерминизма художественного творчества можно отнести как художественно-стилистическую традицию, так и обусловленность «духовным» началом. Период «реалистического искусства» был им начат в Новгороде, на нем же он и закончился: уже в творчестве Андрея Рублева проступают «маньеристические» черты (элементы стилизации). Кент, выступающий в защиту Лира и старого времени, уходит со сцены очень символично: он не казнен и не кончает самоубийством, он умирает сам, уходя вслед за Лиром со словами: «Меня король зовет».
Его святые не парят над землей, а прочно стоят на ней обеими ногами. Этот властитель был человеком незаурядным, понимавшим требования своего времени. Италия, вступившая на путь капиталистического развития, оставила далеко позади другие европейские государства, в которых бюргерство так и не вышло за рамки муниципальных (местных) привилегий.
Постепенно от синопий отказались. Соотношение и влияние всех характеристик школы, мастерской, влияние работы местных «помощников», а также богословские и житейские «беседы», окружавшие процесс создания того или иного произведения, должны изучаться в сравнении и поиске подобия, а также изучении возможного «отступничества», но взятые в самом широком контексте теории и философии искусства, как синтез богословских и художественных идей, традиций северного и византийского искусства и как целостный комплекс, рассчитанный, прежде всего, на средневекового зрителя Новгорода и других городов Руси. Среди фресок для капеллы Перуцци выщеляется «Вознесение Иоанна Богослова».
Никколо Пизано работал еще в сер. В Новгороде хорошо знали константинопольское искусство. Тем более тщательно надо было продумать окончательную композицию в зимний период. Аннотация: Интерес к личности художника начинает проявляться в проторенессансной культуре.
Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Последний поэт Средневековья и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265--1321) создал итальянский литературный язык. Каваллини и в особенности Джотто) добивались убедительности пространственных построения многофигурных сцен, эмоциональная выразительность образов, материальной осязаемости форм. Например известный австрийский искусствовед и исследователь византийского наследия на Сицилии Отто Демус условно называл их «классицизмом», «маньеризмом», «экспрессионизмом».
Лишь в этом случае художник всецело воодушевлен своим содержанием и изображением». Отличительная черта эпохи – светский характер культуры, антропоцентризм (интерес к человеку и его деятельности). Гаэта) несохранившиеся росписи— портрет папы Климента IV (Палаццо ди Парте Гвельфа), Карла Калабрийского на коленях перед Мадонной (Палаццо делла Синьория), Паоло ди Лотта Ардингелли и его жены (Санта-Мария-Новелла) и многие другие. XIII века, когда европейская готика была в полном расцвете.
Расцвет П. относится к 13 началу 14 вв. В орнаменте вместо античных пальметт и акантов вновь возникли листья дуба и плюща. Под воздействием византийских иконописцев с о. Крит, а также мастеров, бежавших в Венецию из Константинополя после разгрома его крестоносцами в 1240г., в Северной Италии развивалось особенное искусство алтарных картин (итал. и франц.
.