Творчески переработав обе эти традиции, он освободил проторенессансную скульптуру от скованности, внеся в нее черты современности, страстность и динамику и открыл путь для дальнейшего развития реалистических форм искусств. С античным наследием, что даёт им возможность называть культуру этого периода общеевропейским Проторенессансом. Проторенессанс — этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу, приходящийся на дученто (1200-е) и треченто (1300-е).
Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом (т. Итальянское Возрождение делят на четыре этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) – вторая половина XIII – XIV века Раннее Возрождение – XV век Высокое Возрождение – конец XV – первая треть XVI в. Позднее Возрождение – конец XVI века.
Появляется интерес кантичной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. Навстречу Иоакиму движутся пастухи. В средневековой Италии византийские влияния были очень сильны наряду с готикой.
На боковых створках композиции изображены святые. возродить прекрасное античное искусство. Это ранняя работа мастера «Мадонна Конестабиле», проникнутая изяществом и мягким лиризмом.
Определение слова «Проторенессанс» по БСЭ:Проторенессанс (от Прото. Прослеживая историю итальянского искусства, можно убедиться в непрерывности связей, соединяющих Проторенессанс, эпоху Данте и Джотто с ранним Возрождением, в зарождении на рубеже XIII—XIV веков контуров принципиально нового художественного мышления, основанного на ориентации на реальный мир и такие его фундаментальные свойства, как материальность, пространственная протяженность, логичность и познаваемость господствующих в нем связей. Пластическая мощь, влияния позднеантичного искусства присущи скульптуре П. (Никколо Пизано и др. ) художники П. (римлянин П. Каваллини и в особенности флорентиец Джотто) добивались особой осязательности и материальной убедительности форм. Оно было замкнуто в кругу простых верований и ясных непосредственных чувств». Впервые применена каркасная система, крепкие грани членят купол на восемь граней.
Особенно выделяется из живописных работ мастера фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд», написанная спустя четверть века после росписи потолка Сикстинской капеллы. В «Добром правлении» выделяется фигура Мира в лавровом венке, знаменующая собой благосостояние государства. Его крупнейшая работа -- огромный алтарный образ «Маэста» («Величие»). Кафедра Джованни Пизано, так же как и кафедра в Пизе его отца Никколо Пизано, возвышается на семи колоннах и балюстраду ее украшают пять рельефов: «Рождество», «Поклонение волхвов», «Избиение младенцев», «Распятие» и «Страшный суд».
Расцвет П. относится к 13 – началу 14 вв. Но ее решение очень декоративное – «садовая скульптура». В университетах огромное внимание уделялось изучению теологии (богословия), вот таким образом именно университеты стали центрами христианской религиозной философии.
Эпическое величие и драматизм сцены «Оплакивание Христа» подчеркнуты построением пейзажа спускающийся склон горы развернут так, чтобы выделить главных действующих лиц: мертвого Христа и пристально скорбно глядящую на него Марию. Он быт другом Петрарки, для которого написал портрет его возлюбленной Лауры (к сожалению, эта работа Симоне Мартини не сохранилась). Восьмигранный купол имеет 42 м. в диаметре у основания.
и в 1320-х гг. ) в церкви Санта Кроче.
Однако монументальные, хотя и плоскостные религиозные образы Чимабуэ, особенно его большая икона «Мадонна на троне со святыми и ангелами» (Флоренция, Уффици), все же представляют большой интерес с точки зрения развития флорентийского искусства. Если детально рассматривать его произведение «Комедия, которая в дальнейшем обретёт названия «Божественной», то красочность образов, живописное описание природы, человеческие страсти говорят о начальном этапе появления отличий от средневековых рассказов о «загробном мире». В самой же Флоренции возникли сооружения, овеянные новым духом.
рто сооружение, призванное возвеличить мощь и славу Флоренции и соперничавшее своими колоссальными масштабами (длина собора свыше 153 м) с величайшими готическими храмами заальпийской Европы, отличается, однако, от последних трезвой простотой своего интерьера, пространственная необъятность которого усиливается благодаря небольшому числу опорных столбов и широчайшим пролетам арок. В результате гробницы кардиналов, украшенные Арнольфо, напоминали древние гробницы.
Никколо Пизано работал еще в сер. итальянцы очень высоко ценили творцов произведений. Новое ощущение человеческого достоинства выразилось во фресках Джотто едва ли не с такой же силой, как в «Божественной комедии». Пластическая мощь, влияния позднеантичного искусства присущи скульптуре П. (Никколо Пизано и др. ) художники П. (римлянин П. Каваллини и в особенности флорентиец Джотто) добивались особой осязательности и материальной убедительности форм.
В искусстве итальянского Возрождения настенная живопись занимала господствующее место.
Тем не менее они привлекают яркостью образов и повествовательным мастерством. Одна из самых известных картин художника. Эти фигуры даются по-разному: то в профиль, то в трехмерном изображении. Готический стиль большой алтарной картины «Маэста» неоднократно подталкивал ученых к мысли, что Дуччо тоже мог побывать во Франции.
Рожденное в трудной и сложной борьбе с феодальным мировоззрением и принципами средневековой художественной культуры, оно заключало в себе ряд новых и смелых реформ, несмотря на то, что, подобно Данте, Джотто не выходил из круга традиционных, освященных веками религиозно-библейских тем. Поэты «dolce stil nuovo» разрабатывают новые поэтические жанры, среди которых: канцона (стихотворение со строфами одинаковой струк туры), баллата (от итал. 3олотые края ее одежды, прихотливо извиваясь, создают изящный линейный орнамент.
Некоторые исследователи видят наиболее раннее проявление новых веяний в тосканской архитектуре 11—13 вв. (века), где полихромная мраморная облицовка, тонкие пропорциональные членения стен использование античных деталей помогли преодолеть тяжеловесность романского стиля. Заслуженной известностью пользуется алтарный образ «Благовещение» кисти Симоне Мартини, ныне хранящийся в галерее Уффици во Флоренции. В этом произведении Каваллини выступил уже как законченный мастер. Капеллы двух последних и быти расписаны Джотто. Купидон направляет стрелу в сердце одной из Граций. Умная, сдержанная, властная Батиста написана очень сдержанно. Тема фрески «Христос ип Иуда» проходит лейтмотивом через весь падуанский цикл («Встреча Марии и Елизаветы», «Бегство в Египет», «Оплакивание Христа» и др. ).
1260—ок. Леонардо да Винчи (1452—1519) едва ли имеет равных себе по степени одаренности и универсальности среди представителей Возрождения. (от прото. он посетил Францию, где изучал готическую архитектуру и скульптуру. Купцы и ремесленники создали свои цехи и захватили власть во многих итальянских городах, оттеснив на задний план феодальную знать. А изнеженный. В этой радостной колористической гамме, в новом, более жизненном воплощении религиозных образов улавливаются признаки зарождающегося жизненно правдивого мироощущения, закладываются основы нового художественного мировоззрения.
За иконой со свечами шли все знатные граждане Сиены, а замыкали шествие женщины и дети. Во второй половине XIV в. на первое место выходит живописная школа Сиены. Петра в Риме. Эта фреска, написанная на противоположной от «Маэста» стене, приобретала своего рода символическое значение, так как была трактована художником как призыв к военному возрождению республики.
В искусстве Джотто был заключен мир новых открытий, новых потому, что им впервые и в полной мере утверждалась ценность реальной человеческой жизни, которая отразилась в живых и наглядно трактованных человеческих образах, противостоящих по своему характеру религиозно-абстрактным символическим образам средневековья. Основная роль в творчестве Джотто принадлежит человеку. Аналогичные явления (усиление чувственного правдоподобия образов) наблюдаются и в итальянской литературе этого периода (поэзия школы «Дольче стиль нуово», Данте). С середины XV в. широкое распространение в живописи получили картоны -- выполненные на бумаге или на ткани подготовительные рисунки в размере будущих произведений. В конце столетия представителей Возрождения становится чуть больше, но это лишь небольшая флорентийская группа гуманистов (флорентийская школа была одной из первых ведущих и наиболее передовых художественных школ Итальянской эпохи Возрождения).
К концу XV века достигла наивысшего расцвета. В рельефе «Скульптор» показан момент создания статуи. Это первый подобный портрет эпохи. Необходимо возродиться душой, почувствовать внутреннюю потребность в возвышенном. После Джотто в развитии итальянской живописи произошел заметный спад.
Лючии, выполнена Аванцо.
В отличие от сурового в своей лаконичности и выразительности образного языка Джотто Дуччо обладал умением вести занимательный лирический рассказ, который, в противоположность распространенным в то время запутанным религиозным аллегориям, передан очень наглядно, просто и ясно. Самым выдающимся и одаренным последователем Дуччо был современник и друг Петрарки Симоне Мартини (около 1285—1344 г. ). Как писал историк и искусствовед П. П.
В римских церквах находились, кроме того, раннехристианские фресковые и мозаичные циклы 4—5 вв., безвестные творцы которых многое заимствовали из позднеантичных произведений подобного же рода. Джотто ди Бондоне (1266/76—1337) родился во Флоренции и переехал в Рим в конце 13 в., но из его работ этого периода известна лишь мозаика «Чудо на Генисаретском озере» («Навичелла») в соборе св. Тенденции проторенессанса часто уживались с традициями так называемый итало-византийского искусства и готики (творчество Дуччо ди Буонинсенья, Симоне Мартини, братьев Лоренцетти и др. ). Особенно интересны «Бегство в Египет», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание».
Сейчас, конечно, никто так не считает. Середина IX в. -- 1204 г»). Сюжет: Христос при входе в Иерусалим должен был заплатить мелкую монету статир.
Муратов, «Сиена всегда была беднее мыслью, но богаче чувством В этом городе искусство не было призвано указывать путь человечеству, намечать линии всемирной истории духа, как это было с искусством во Флоренции. Самые известные его работы — «Мадонна Ручеллаи» и алтарным образ «Маэста» («Величие»), созданным между 1308-1311 гг. Брунеллески, Донателло, Мазаччо).
Все это помогло ему полностью преодолеть византийские традиции и создать свой благородный стиль, положивший начало новому этапу в развитии европейской живописи. Еще хотите. Завоевания Джотто, подобно новаторству Никколо Пизано, не сразу пробили себе дорогу и в полной мере были восприняты лишь с начала XV столетия.
XIII в. стал эпохой становления европейских университетов. В этом отношении чрезвычайно интересна «Тайная вечеря» — открытый со всех сторон интерьер с задней стенкой, перспектива которого дана посредством сокращающегося навеса. для сиенского собора. 1240—ок. 1330). Однако многие ученые говорят о том, что, вероятнее всего, фрески в церкви Сан-Франческо принадлежат кисти не самого Джотто, а живописцев, относящихся к римской школе.
Не менее выразительна группа справа — Пилат с фарисеями. Опираясь на традиции куртуазной поэзии, представители этой школы отстаивают новое понимание любви, трансформируют образ Прекрасной Дамы и поэта по сравнению с поэзией трубадуров: Дама, «что с небес сошла на землю -- явить чудо» (Данте), перестает восприниматься как зем ная женщина, уподобляется Богоматери, любовь поэта приобре тает черты религиозного поклонения, но вместе с тем становится более индивидуализированной, она наполнена радостью. В конце XIII в. во Флоренции складывается поэзия «dolce stil nuovo» -- «нового сладостного стиля». Замечательна и фреска под названием «Отправление Марии в дом Иосифа».
его становление, приходящееся на эпоху дученто, было граничит с подъёмом свободных итальянских городов (особенно тосканских), где бурно развивались ремесло и торговля, был проведён ряд антифеодальных реформ. Источником живой воды было искусство Джотто. Его мадонны — очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери его младенцы-Христы и ангелы — прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. С чем связано это название.
Прежде чем перейти к знаменитому фресковому циклу Джотто, написанному им около 1305 г. в Капелле дель Арена в Падуе, надо остановиться на одном из его крайне немногочисленных станковых произведений — большой иконе «Мадонна со святыми и ангелами» (Флоренция, Уффици). В 20-е годы 15 столетия он фактически создал перспективу (способность создавать на плоском листе трехмерное пространство). Потому этот период его истории и назвали проторенессансом.
Несравненно большей силой воздействия обладает отличающийся поистине гиперболизированной монументальностью флорентийский Палаццо делла Синьория (впоследствии Палаццо Веккьо), построенный в 1298—1314 гг. Однако образ мадонны Дуччо так же отвлеченен и «церковен», как у Чимабуэ, в нем не ощущается той человечности и жизненности, которая чувствуется в «Мадонне» Джотто. Итальянское искусство 14 в. (треченто) после смерти Джотто отмечено чертами компромисса. 1-я, стр. Брунеллески талантливо решал сложнейшие технические задачи (строительство купола Флорентийского собора), внес большой вклад в фундаментальную науку (теория линейной перспективы).
Вот таким образом так естественна и жизненна поза младенца, сидящего на ее коленях. Александр Головин, проведший два качественных матча на групповой стадии ЧМ (гол и два ассиста), заработал себе на европейский контракт вовсе не выступлениями за сборную России. Брунеллески, Донателло, Мазаччо). По бокам от него восседают отцы церкви. В композиции интересен человек, заглядывающий в гробницу, расположенную в полу капеллы.
Центральной фигурой живописи сталДжотто. С точки зрения реалистичной передачи интересна также фреска, получившая название «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот». «Весна» (1485)г. Различие в интерпретации религиозного образа, который для раннего итальянского искусства остается в центре внимания как художников, так и скульпторов, станет ясным при сопоставлении между собой некоторых памятников живописи дученто и треченто, среди которых выделяются произведения выдающегося мастера сиенской школы Дуччо ди Буонинсенья и особенно его младшего и великого современника Джотто, того «Джотто, флорентийца», который «после долгого изучения» природы «превзошел не только мастеров своего века, но и всех за многие прошедшие столетия», как сказал о нем Леонардо да Винчи. Он-то и сделал Джотто заказ на роспись стен древнего здания.
Основателем сиенской школы живописи был Дуччо ди Буонинсенья (около 1255—1319). В «Явлении ангела св. Пластическая мощь, влияния позднеантичного искусства присущи скульптуре П. (Никколо Пизано и др. ) художники П. (римлянин П. Каваллини и в особенности флорентиец Джотто) добивались особой осязательности и материальной убедительности форм. В итальянской культуре XIII—XIV вв.
Дуччо изображая святых, думает об их чвсвах, эмоциях, духовности. Все движения показанных Джотто фигур естественны и подчинены решению общей проблемы — передать суть повествования и усилить драматический эффект содержания картины. Формам готики зодчие П. (Арнольфо ди Камбио и др. ) придавали уравновешенность и спокойствие. Работе над росписями предшествовало изготовление синопий -- вспомогательных рисунков, нанесенных под фреску по первому слою штукатурки. Renaissance Возрождение), этап в истории итальянской культуры, во многом подготовивший почву для искусства Возрождения термин «П» был впервые употреблен швейцарским историком Я. Буркхардтом.
Своим жезлом он разгоняет тучи, чтобы они не омрачали вечную весну. Пластическая мощь, влияния античного искусства присущи скульптуре Проторенессанса (Н. Дуччо ди Буонисенья (ок. Присущий ему тонкий линейный ритм проявляется во всех его произведениях из которых следует выделить два: «Мадонна Ручеллаи» (Уффици) и «Маэста»—алтарный образ для Сиенского собора.
Итальянская баллата происходит не от французской баллады, а от французского виреле (virelai, chanson balladee) -- плясовой песни исполнявшейся солистом или несколькими певцами.
Джованни Пизано (ок. Старшему из них, Пьетро (упоминается в 1320—1348 гг. ), принадлежат изображения мадонн и алтарные иконы, в которых уже не сохраняется ничего византийского, а его образы, напротив, отражают скорее влияние скульптора Джованни Пизано. Ренессанс ит.
1377) и в соборе в Орвьето (начат в 1285 — 1290-х гг. ) — слабо выражен столь характерный для этого стиля взлет ввысь, а спиритуализация архитектурных форм уступила место декоративному богатству и почти ювелирной тонкости в отделке. Все открытия совершались на интуитивном уровне. Чрезвычайно важен вклад зодчих Проторенессанса в гражданскую архитектуру.
Но если у мастеров изобразительного искусства, при всех их индивидуальных отличиях, внутренняя общность и черты нового, заложенные в их произведениях, выражены чрезвычайно ярко, то в зодчестве рассматриваемого периода эти качества не получили столь очевидного воплощения, хотя и здесь можно проследить весьма важные сдвиги (см. Это первое в искусстве эпохи Возрождения изображение обнаженной фигуры. Это пока еще «мертвая вода». Архитектура Проторенессанса не обладала большой степенью стилевого единства. В «Возвращении Иоакима к пастухам» условно трактованный пейзажный фон, еще к тому же несоразмерный по масштабам с фигурами людей, напоминает по своему характеру фоны византийских икон.
В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. Уже в такой ранней постройке, как церковь Санта Тринита (начата в 1258 г., закончена не позднее 1290-х гг. ), создателем которой был, очевидно, Никколо Пизано, явственно выражены телесность архитектурных масс, простота и ясная логика членений, нейтрализующие звучание собственно готических форм. Пространственность и драматизм происходящего выведены во фреске «Бичевание Христа» посредством определенного расположения фигур: один из палачей показан коленопреклоненным, другой наклоняется к Христу, третий показан в полный рост, последний стоит спиной к зрителю. С именем Джотто связан поворот в развитии итальянской живописи, ее разрыв со средневековыми художественными канонами и традициями итало-византийского искусства XIII в. Наиболее известные произведения Джотто -- росписи капеллы дель Арена в Падуе (1304--06). Особое место в искусстве Проторенессанса занимает «Триумф Смерти» в Кампо Санто в Пизе, большая настенная фреска, созданная мастерами болонской школы 14 веке (в настоящее время подлинным автором фрески считают Буффальмакко Буонамико).
В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. Разносторонность интересов художника позволяет считать его типичным представителем новой культуры. Самым знаменитым произведением Дуччо была его «Маэста» или «Величество», — огромный двусторонний алтарный образ, написанный в 1308—1311 гг., с изображением мадонны — покровительницы города Сиены — с младенцем и ангелами, которое занимало всю центральную часть лицевой стороны этой иконы. От каждого легкого шага ее ноги расцветают цветы.
Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). 1260—ок. Это не атлет, победивший великана.
Архитектура Проторенессанса не обладала большой степенью стилевого единства. В начале 14 столетия капелла дель Арена (название происходит от располагавшейся когда-то на ее территории арены римского цирка) была собственностью богатого банкира Энрико Скровеньи. Формам готики зодчие П. (Арнольфо ди Камбио и др. ) придавали уравновешенность и спокойствие.
Особенно же ярко новые веяния выразились в другом монументальном флорентийском храме — церкви Санта Кроче (начата в 1295 г. ), приписываемой тому же Арнольфо ди Камбио.
Они выделяются своим новым подходом к форме, основанным не на линейном принципе, а на чрезвычайно сильной светотеневой моделировке, которая, по словам Гиберти, придавала форме «величайший рельеф». Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Вторая половина 13 столетия (дученто) и 14 век (треченто) сыграли очень большую роль в развитии итальянского искусства.
Авторы фрески точно не известны. Для искусства П. становятся характерными тенденция к чувственно-наглядному отражению реальности, светское начало и острый интерес к античному наследию.
Сложно назвать отрасль, в которой бы он не достиг непревзойденного мастерства. Уже в такой ранней постройке, как церковь Санта Тринита (начата в 1258 г., закончена не позднее 1290-х гг. ), создателем которой был, очевидно, Никколо Пизано, явственно выражены телесность архитектурных масс, простота и ясная логика членений, нейтрализующие звучание собственно готических форм.
Вот таким образом так естественна и жизненна поза младенца, сидящего на ее коленях. Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). 22-летний футболист в числе лидером топ-6 европейских лиг по обводкам, до ноября он вообще уступал только Неймару («ПСЖ») и Лионелю Месси («Барселона»). Принял участие в создании серебряного алтаря в городе Пистое. Икона Джотто (дерево, 3, 27 X 2, 03) почти того же размера, как иконы Чимабуэ и Дуччо, что характерно для памятников подобного рода, относящихся к эпохе дученто, но все же она несколько меньше их, шире, приземистее и пространственнее в своем построении. Аналогичные явления (усиление чувственного правдоподобия образов) наблюдаются и в итальянской литературе этого периода (поэзия школы «дольче стиль нуово», Данте).
Его святые не парят над землей, а прочно стоят на ней обеими ногами. В расположении фресок, соответствовавшем направлению часовой стрелки, господствовали архитектурная расчлененность и спокойная пространственность. Мы даже не видим среднего плана. Волосы Венеры сплетены в сложный узор и, конечно, нарисованы не с натуры. Из сцен капеллы Перуцци особенно интересно остановиться на одной из них — «Вознесении Иоанна Богослова». Он послал Св.
Пастухи обращены спиной к зрителю, фигура сидящего Иосифа дана на переднем плане. В целом эта фреска еще несколько статична. Ученики и последователи Джотто не сыграли значительной роли в развитии флорентийской школы 14 в. Из его последователей следует назвать Таддео Гадди с его фресками на евангельские сюжеты, в которых он подражал Джотто, Спинелло Аретино и наиболее крупного из них — скульптора и живописца Андреа Орканья и его брата Нардо ди Чьоне. Замечательны открытия Джотто.
его становление, приходящееся на эпоху Дученто, было граничит с подъёмом свободных итальянских городов (особенно тосканских), где бурно развивались ремесло и торговля, был проведён ряд антифеодальных реформ. 1310) в 13 в. работу продолжали Джотто (начавший строить колокольню), Андреа Пизано и Франческо Таленти.
Художник соединяет чувственность и одухотворенность. Более того, оно отставало от других форм художественной культуры. Среди многих характерных для итальянских городов лоджий выделяется колоссальная Лоджия деи Ланци во Флоренции (1376—1382 строители Бенчи ди Чьоне и Симоне Таленти), служившая для гражданских церемоний и торжественных приемов. Главный его признак – отказ от многих принципов средневекового мировоззрения.
т. II, кн. Иногда синопии из эскизного наброска превращались в законченный монументальный рисунок, а картоны приобретали значение самостоятельных произведений живописи. 1377) и в соборе в Орвьето (начат в 1285 — 1290-х гг. ) — слабо выражен столь характерный для этого стиля взлет ввысь, а спиритуализация архитектурных форм уступила место декоративному богатству и почти ювелирной тонкости в отделке. Церковь, несмотря на отдельные отступления от своих позиций, все же продолжала оказывать большое влияние на культуру дученто (то есть 13 в. ), религия по-прежнему оставалась существенной частью мировоззрения. По своей образной глубине «Поцелуй Иуды» едва ли не лучшая фреска из всего цикла Капеллы дель Арена.
protos – первый и франц. Готика) зодчие П. (Арнольфо ди Камбио и др. ) придавали уравновешенность и спокойствие. Он начал работать в цехе ювелиров. Основателем сиенской школы стал Дуччо, старший современник Джотто. В наружной отделке собора применена восходящая к инкрустационному стилю облицовка разноцветными мраморами (западный фасад не был завершен и целиком отделан заново уже в 19 в. ).
У сиенской школы было и нечто иное — своё особое мировидение и религиозная идеология, которая питала это мировидение. Творчество Джотто во многом определялось уровнем экономического развития страны.
Во фресках «Страшный суд», сохранившихся лишь фрагментарно, написанных ок. Проявляется интерес к античному культурному наследию, отсюда и «возрождение». Джотто вводит элементы пейзажа, строений. Вода лилась снизу. Иначе они только мешают, только отвлекают от погони за «хлебом насущным» (желательно с «маслом»), скрашенной мечтами о бесконечном блаженстве в Царствии Небесном.
Отдельные аллегорические фигуры над капителями, как, например, «Сила», напоминают античные изображения Геракла. Расцвет П. относится к 13 началу 14 вв. На входной стене расположена огромная роспись «Страшный суд», против нее — «Благовещение». Со стороны содержания пизанская кафедра не представляла собой принципиального шага вперед. Мрачные и пессимистические образы средневековья с их лейтмотивом «Memento mori» («Помни о смерти») переплетены в этой фреске с наивно натуралистическими подробностями.
Renaissance итал. Но последняя не играет сколько-нибудь решающей роли в создании этого памятника. Во фреске, получившей название «Явление ангела св.
К числу сильных сторон его искусства принадлежал редкий по красоте колорит. Средний период. Из сцен, посвященных жизни Марии, особенно интересно «Отправление Марии в дом Иосифа». Однако его творчество не было столь консервативным, как у Чимабуэ.
Она была выполнена по заказу семейства Медичи как скульптура для украшения фонтана. Т. к. Здесь он имеет условное значение, подобно пейзажам изображенным на византийских иконах. Аналогичные явления (усиление чувственного правдоподобия образов) наблюдаются и в итальянской литературе этого периода (поэзия школы «Дольче стиль нуово», Данте). Проторенессансные тенденции, сосуществовавшие на протяжении Треченто с распространившимися готическими течениями, были восприняты художниками Раннего Возрождения (Ф.
На фреске мы видим последовательный ряд действий. Однако подчеркнутая игра света на лике Мадонны, нетипичный жест младенца и присутствие тонко выписанных «французских» ангелов в углах картины, свидетельствуют о том, что это уже не византийская икона. Развитие светской поэзии и новеллистической литературы значительно его опередило.
Федериго можно считать образцом человека эпохи Возрождения. Термин «Возрождение» (фр. Это изображение «Кондотьера Гвидориччо да Фольяно», явившееся прототипом для многочисленных будущих конных портретов. Вследствие неудачно проведенной в XIX в. реставрации фрески были значительно повреждены. Одним из самых ценных источников сведений о жизни и творчестве итальянских художников Возрождения служит внушительный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», принадлежащий перу Джорджо Вазари (1511--1574) итальянского архитектора, живописца и историка искусства. Вдохновляясь римской пластикой, Пизано преодолевает бесплотность готических фигур и «успокаивает» их повышенную экспрессию.
Роль Франциска Ассизского, основателя францисканского ордена в Италии, была очень заметна в культуре Проторенессанса и 13 века. Безупречные формы носа, рта, подбородка и мощной шеи оттенены темной бородой. Дуччо вручил им свою картину, которую бережно понесли в собор. Одна из центральных фресок падуанского цикла — «Поцелуй Иуды». Новые качества его искусства не были восприняты его учениками (за исключением Арнольфо ди Камбио), да и он сам в известной мере отошел от них в последующих произведениях.
Поза Богини Венеры напоминает римскую статую, а тело кажется мраморным. XV века. Пизано и др. ) художники Проторенессанса (П. Во всей фигуре, в естественном движении этого человека как бы сконцентрировано мировоззрение Эпохи, вступившей на путь эмпирической проверки отвлеченных и непонятных явлений.
ballata), сонет. Среди фресок для капеллы Перуцци выщеляется «Вознесение Иоанна Богослова».
Они являются формальным, но не смысловым центром композиции, так как последний помещен слева, что придает этой сцене особую естественность и реализм. Renaissance – Возрождение), этап в истории итальянской культуры (XIII – начало XIV вв. ), подготовивший почву для искусства Возрождения термин Проторенессанс был впервые употреблён швейцарским историком Я. Буркхардтом. Они, по существу и были главной силой, вступавшей в борьбу с феодальной знатью. В более свободном по композиции и изысканном по формам здании городского управления Сиены — Палаццо Пубблико (1298—1309, башня — 1338—1349) меньше суровой монументальности и заметнее готические элементы. Последователем великого мастера стал талантливый художник Симоне Мартини. Они составляют идейный центр композиции.
Раньше всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). В истории итальянской живописи Дуччо принадлежит, несомненно, важное место. статью «Искусство Византии. Чувственный юнец, полный неги и истомы.
Даже красный цвет не пламенеет Это характерно для всех полотен Боттичелли. Монументальные образы герцога и его жены полностью заслоняют пейзаж. Указ исходил от Фридриха II императора «Священной Римской империи» и одновременно короля Сицилии, в первой половине XIII века долго (хоть и тщетно) боровшегося против папства за объединение Италии и прозванного «возродителем древних цезарей». т. II, кн. XV столетие явилось переломным в истории европейской культуры.
Сложившемуся главным образом в Тоскане проторенессансу были свойственны пробуждающийся интерес к античному наследию (пластика Никколо Пизано), стремление к уравновешенности и спокойствию архитектурной формы (постройки Арнольфо ди Камбио), к убедительности пространственных построений, эмоциональной выразительности образов, материальной осязаемости форм (живопись Пьетро Каваллини и в особенности Джотто ди Бондоне, а также братьев Амброджо и Пьетро Лоренцетти). Купол был завершен без фонаря, шара и креста к 1436 году.
«Аллегория Непостоянства». Фреска капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе. Светлые холодные краски — желтые, розовые, голубые, зеленые — составляют звучную, легко воспринимаемую гармонию росписей.
В этом отношении чрезвычайно интересна «Тайная вечеря»—открытый со всех сторон интерьер с задней стенкой, перспектива которого дана посредством сокращающегося навеса. Сведения об их жизни крайне скудны. Тем реалистичнее изображена фигура медленно идущего Иоакима. Сам собор был начат еще в 1296 году Арнольфо ди Камбио. Проторенессанс (от греч. По-видимому, около 1270—1277 гг.
Особое место занимает «Триумф Смерти» в Кампо Санто в Пизе, большая настенная фреска, созданная мастерами болонской школы 14 в. Назидательный и устрашающий характер этой фрески становится ясным из самого названия. 1320), старший современник Джотто, работал во многих городах. Художественные реформы Джотто были глубоки и значительны и его историческое значение было осознано не только в последующие века, но и его современниками.
В его произведения появляется настоящий драматизм, столкновение характеров, не иконописные, а реальные жесты. Художники еще сопротивлялись зарождавшимся идеям гуманизма. по проекту Арнольфо ди Камбио. В следующем веке их становится еще больше.
Лючии», яркие портретные изображения в сцене «Погребение св. Наши футболисты вновь котируются в Европе. На балюстраде были исполнены мраморные рельефы с изображением евангельских сцен: «Рождество» вместе с «Благовещением», «Поклонение волхвов», «Принесение во храм», «Распятие» и «Страшный суд».
Пребывание во Флоренции и знакомство с искусством Джотто также помогли Андреа Пизано в создании его сдержанных по чувству, ясных и убедительных рельефных композиций, которыми так восхищался впоследствии Лоренцо Гиберти. Его ученик и последователь, младший брат Амброджо (упоминается в 1319—1348 гг. ), был еще более крупной фигурой в сиенской живописи треченто и ближе других связан с Флоренцией, так как одно время он там жил и работал. Икона Джотто (дерево, 3, 27 X 2, 03) почти того же размера, как иконы Чимабуэ и Дуччо, что характерно для памятников подобного рода, относящихся к эпохе дученто, но все же она несколько меньше их, шире, приземистее и пространственнее в своем построении. Его образам свойственны отвлеченность и статичность. Слева от Венеры замечательная группа – три Грации.
Романский стиль). Мрачные и пессимистические образы средневековья с их лейтмотивом «Memento mori» («Помни о смерти») переплетены в этой фреске с наивно натуралистическими подробностями. Вероятно, сиенский художник был ближе «миру горнему», чем земному, вот таким образом он следовал тем художественным приемам, которые с его точки зрения могли реальнее передать религиозную идею, чем так наз. Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютными новаторами: нелегко проследить в их творчестве четкую границу, отделяющую «старое» от «нового».
Лицо Марии, несколько удлиненное, с узким, характерным для Джотто разрезом глаз. Содержание этих росписей, дающих аллегорическое изображение «Доброго и Дурного правления и их последствий», сложно и запутанно, как это было свойственно аллегорической тематике того времени и не всегда поддается разгадке. его мастерская выполняла многочисленные заказы в городах средней Италии. Джотто создал цикл фресок, посвященный Христу и Марии. статью «Готическое искусство»).
Так, например, в «Благовещении» трон мадонны напоминает по своей архитектуре римскую триумфальную арку, а фигура ангела с мощно распростертыми крыльями словно предвосхищает собой образы искусства раннего Возрождения. Чимабуэ был знаменит во Флоренции как мастер торжественной алтарной картины и иконы.
Не так всё просто было и с понятием изобразительного искусства XIII – XIV веков. Несравненно большей силой воздействия обладает отличающийся поистине гиперболизированной монументальностью флорентийский Палаццо делла Синьория (впоследствии Палаццо Веккьо), построенный в 1298—1314 гг. К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов.
Среди рельефов кафедры «Избиение младенцев» выделяется как наиболее сложная многофигурная композиция, построенная на живописных светотеневых контрастах, охваченная напряженным движением и страстью. Пастухи обращены спиной к зрителю, фигура сидящего Иосифа дана на переднем плане. Петра поймать рыбу и достать из нее монету.
рто сооружение, призванное возвеличить мощь и славу Флоренции и соперничавшее своими колоссальными масштабами (длина собора свыше 153 м) с величайшими готическими храмами заальпийской Европы, отличается, однако, от последних трезвой простотой своего интерьера, пространственная необъятность которого усиливается благодаря небольшому числу опорных столбов и широчайшим пролетам арок. Тем не менее они привлекают яркостью образов и повествовательным мастерством. Но его прощали, т. к. Сложившемуся главным образом в Тоскане проторенессансу были свойственны пробуждающийся интерес к античному наследию (пластика Никколо Пизано), стремление к уравновешенности и спокойствию архитектурной формы (постройки Арнольфо ди Камбио), к убедительности пространственных построений, эмоциональной выразительности образов, материальной осязаемости форм (живопись Пьетро Каваллини и в особенности Джотто ди Бондоне, а также братьев Амброджо и Пьетро Лоренцетти). Тенденции проторенессанса часто уживались с традициями, так называемыми итало-византийским искусством и готикой (творчество Дуччо ди Буонинсенья, Симоне Мартини, братьев Лоренцетти и других).
На полотне мы видим абсолютно точный портрет со всеми присущими герцогу чертами. 1330). К ним обращены склоненные фигуры и взоры всех присутствующих.
Введением ряда жанровых моментов Джотто усиливает реализм религиозных сцен, которые трактуются им в повествовательном плане.
и франц. Развитие искусства в эту эпоху тесно взаимодействует с ростом научных познаний. Ранее всего — с 1200-х гг. Завоевания Джотто, подобно новаторству Никколо Пизано, не сразу пробили себе дорогу и в полной мере были восприняты лишь с начала 15 столетия.
В живописи эти тенденции выразились в создании больших росписей, отличающихся Эклектизмом и известной банальностью, как, например, «Триумф церкви» кисти флорентийского мастера Андреа Буонайути (упоминается в 1339—1377 гг. Отличительная черта эпохи – светский характер культуры, антропоцентризм (интерес к человеку и его деятельности). Основное связующее вещество штукатурки -- известь. Они сочувственно переглядываются между собой. Эти росписи, принадлежащие к лучшим созданиям следующего этапа в искусстве Джотто, были, к сожалению испорчены в 19 в. неумелой реставрацией. Живопись Сиены в этот период была наполнена консерватизмом и идеологией города.
В «Принесении во храм» преобладает тонкий линейный ритм композиции на заднем плане даны архитектурные изображения. 1320), старший современник Джотто, работал во многих городах. В центре полотна – Венера, которую на волнах моря в раковине несет к берегу. Чрезвычайно важен вклад зодчих Проторенессанса в гражданскую архитектуру. С 1420 года он проектировал купол.
Симптомы Проторенессанса в изобразительном искусстве не всегда означали ломку готических традиций. В рельефе «Поклонение волхвов» величественная фигура мадонны похожа на римскую богиню Юнону. Старшему из них, Пьетро (упоминается в 1320—1348 гг. ), принадлежат изображения мадонн и алтарные иконы, в которых уже не сохраняется ничего византийского, а его образы, напротив, отражают скорее влияние скульптора Джованни Пизано. Однако главное здесь не только это.
Особый интерес во фреске «Возвращение Иоакима к пастухам» представляет пейзаж.
В своём главном произведении «Сумма теологии» он смог гармонично соединить основные идеи Аристотеля с христианскими догмами.
Самым выдающимся и одаренным последователем Дуччо был Симоне Мартини (ок.
Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. Это стало большим достижением мастера. В целом эта фреска еще несколько статична. Выдающийся архитектор и скульптор Раннего Возрождения Филиппа Брунеллески (1377—1446) — один из основоположников архитектуры Ренессанса.
В наружной отделке собора применена восходящая к инкрустационному стилю облицовка разноцветными мраморами (западный фасад не был завершен и целиком отделан заново уже в 19 в. ). Отвергнув господствовавший в искусстве того времени церковный канон, Джотто изображает своих персонажей похожими на реальных людей: с пропорциональными, приземистыми телами, круглыми (а не удлиненными) лицами, правильным разрезом глаз и т. п. Пьетро Каваллини придал своим религиозным образам более земной, осязательный характер.
1293 г. в церкви Санта Чечилия ин Трастевере в Риме, Каваллини пошел еще дальше. его становление, приходящееся на эпоху Дученто, было граничит с подъёмом свободных итальянских городов (особенно тосканских), где бурно развивались ремесло и торговля, был проведён ряд антифеодальных реформ. 85—86. ). Формам готики зодчие П. (Арнольфо ди Камбио и др. ) придавали уравновешенность и спокойствие. Огромные окна-порталы.
Вместе с тем сама итальянская готика на северную не походила она тяготела к спокойным крупным формам, ровному свету, горизонтальным членениям архитектуры, широким поверхностям стен Церковь Санта-Кроче, одна из самых больших во Флоренции, была начата Арнольфо ди Камбио в конце XIII в. (фасад создан в XIX в). Этот властитель был человеком незаурядным, понимавшим требования своего времени. Этим достигается как пространственное расположение группы и реальное ощущение ее трехмерного построения, так и чисто драматический эффект.
Аналогичные явления (усиление чувственного правдоподобия образов) наблюдаются и в итальянской литературе этого периода (поэзия школы «дольче стиль нуово», Данте). Гордостью эпохи являются архитекторы и скульпторы Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио и художник Джотто ди Бондоне. Из сиенских живописцев первой половины 14 в. следует выделить братьев Пьетро и Амброджо Лоренцетти, чье творчество представляло собой демократическую линию в сиенской живописи.
Брунеллески принял участие в создании типа палаццо (дворца) для флорентийской знати. Каждая линия в «Мадонне» выполняет конструктивную роль, строя и очерчивая контуры фигуры и направление движений представленный образов. Глаза богини так же печальны, как и на полотне «Весна». Затем мастер работал в Риме. Испанская капелла церкви Санта Мария Новелла во Флоренции).
вплоть до тех пор, когда флорентиец Томмазо, прозванный Мазаччо, показал совершенным произведением, что те, которые вдохновлялись иным, чем природой, учительницей учителей, трудились напрасно» (Леонардо да Винчи, Избранные произведения, т. II, М. —Л., «Academia», 1935, стр. Боттичелли не стремился создать подлинную глубину пространства. Примером яркой и тонкой передачи психологизма образов, движений человеческой души является фреска «Поцелуй Иуды».
Основателем сиенской школы живописи был Дуччо ди Буонинсенья (около 1255—1319). Одним из наиболее трогательных образов, созданных Джотто, по праву считается образ Христа в сцене «Поцелуй Иуды» (фрески капеллы дель Арена в Падуе, 1304—1306). 1377—1379 гг. ).
Первыми ростками стали живопись и скульптура. Назидательный и устрашающий характер этой фрески становится ясным из самого названия. Фреска «Чудо со статиром». Пластическая мощь, влияния позднеантичного искусства присущи скульптуре П. (Никколо Пизано и др. ) художники П. (римлянин П. Каваллини и в особенности флорентиец Джотто) добивались особой осязательности и материальной убедительности форм.
Но не во всех рельефах выдерживается эта монументальная манера. В центре «Поцелуя Иуды» – столкновение двух характеров. «. На первый взгляд «Мадонна Креволе» выглядит обычной византийской иконой соблюдены все привычные нормы: красный мафорий на голове, тонко стилизованные руки, типичный «византийский» нос, складки одежды, отделанные золотом. Средневековая тема скоротечности жизни и безграничного могущества смерти все чаще возникала в европейской живописи, воплощаясь как в масштабных аллегорических композициях, так и в небольших натюрмортах. Он-то и был идейным предшественником и, по всей вероятности, учителем Джотто. Renaissance – Возрождение)этап в истории итальянской культуры, во многом подготовивший почву для искусства Возрождения термин «П» был впервые употреблен швейцарским историком Я. Буркхардтом.
В связи с новизной художественной техники изменяется и значение композиции. Сиена постоянно конкурировала с Флоренцией за гегемонию в Тоскане, а сиенские художники конкурировали с флорентийскими. Видно, что Донателло при работе над этой статуей вдохновлялся античной статуей Гермеса (Лисипп. ).
Анна и служанка, занятая работой по дому. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Анне», ведущее значение имеет скорее не содержание композиции, а техника исполнения.
Следовательно, недостаточно найти следы прежней великой культуры. Оно продвинуло на много шагов вперед развитие итальянской живописи. Его напряженный взгляд полон укора и гнева. Итальянское искусство 14 века (треченто) после смерти Джотто отмечено чертами компромисса. По-видимому, около 1270—1277 гг.
Узорный легкий трон изображен с иллюзией глубины правда, он дан в обратной перспективе. К лучшим произведениям мастера относятся декоративные фигуры для фонтана для городской площади в Перудже.
Это те начала, которые стали основополагающими для искусства Возрождения. Фрески были расположены в три ряда. Причудливая смесь северноготических средневековых форм, заимствованных из французской книжной миниатюры и реалистического начала, проникшего в сиенскую живопись после Джотто, отразилась во фреске Симоне Мартини исполненной им в 1328 г. также для сиенской ратуши изображающей полководца Гвидориччо да Фольяно, едущего на коне. На противоположной стороне зала Симоне поместил фреску иного характера.
Большая часть фресок данного цикла, посвященная легендам из жизни св. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. Вторая половина 13 столетия (дученто) и 14 век (треченто) сыграли очень большую роль в развитии итальянского искусства. Наиболее значительными из падуанских фресок оказываются именно те, где Джотто дает драматическую концентрацию рассказа или одухотворяет его чисто лирическим началом, как во «Встрече Иоакима и Анны у Золотых ворот» или во «Встрече Марии и Елизаветы», где он стремится выявить душевное состояние своих героев.
Анны.
Считается, что самый ранний период Дуччо, до «Мадонны Ручеллаи», был особенно лиричным и что в это время он написал одну из самых изысканных своих мадонн — «Мадонну Креволе», которую рассматривают как самое раннее его произведение. Период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме.
Крупнейшим теологом Средневековья справедливо считается Фома Аквинский (1225-1274). Многофигурная композиция фрески представляет иллюстрацию библейских сюжетов от сотворения мира. Содержание этих росписей, дающих аллегорическое изображение «Доброго и Злого правления и их последствий», сложно и запутанно, как это было свойственно аллегорической тематике того времени и не всегда поддается разгадке. Редкий по выразительности памятник живописи того времени -- огромная фреска «Триумф смерти» (1350--1360) в галерее кладбища Кампо Санто в Пизе. Петрарка, Дж.
Драматические образы сивилл Джованни Пизано словно предвещают образы сивилл Микеланджело. Постепенно от синопий отказались. Большой популярностью пользуется капелла семьи Пацци при церкви Санта Кроче во Флоренции.
Такова его знаменитая «Мадонна», хранящаяся в Эрмитаже. Справа богиня цветов – Флора. 1240 — ок. Из этого вытекает и осознание человеком важности и независимости своей личности. Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — великие мастера раннего и Высокого Возрождения — обращались к искусству Джотто как к живительному и вечно свежему источнику глубоко этических, человечных образов. В «Мадонне с младенцем» мафорий уже совсем «готический», Дуччо акцентирует внимание на его «невизантийских» складках изобразив необычный жест младенца.
1304-06. К числу сильных сторон его искусства принадлежал редкий по красоте колорит. итальянцы очень высоко ценили творцов произведений. Кроме Флоренции и Рима он работал в Неаполе, Болонье и Милане. Между 1330 и 1336 гг. Джотто дает трехмерное изображение интерьера комнаты св. Есть свидетельства, что, когда 3 июня 1311 г. Дуччо закончил свою «Маэсту», закрылись все мастерские и лавки в Сиене.
Имеет четкий мощный силуэт. Самым выдающимся и одаренным последователем Дуччо был современник и друг Петрарки Симоне Мартини (около 1285—1344). Возрождение или Ренессанс (фр.
Поток движения человеческих фигур, как бы выливаясь из глубины арки, замедляется посредине, где особенно выделяются темная и светлая женские фигуры. Младший современник Леонардо великий художник Италии Рафаэль Санти (1483—1520) вошел в историю мировой культуры как создатель ряда живописных шедевров. Так как блаженство он обретет на небе после праведной, но тяжелой жизни на земле.
он посетил Францию, где изучал готическую архитектуру и скульптуру. Его фигуры массивны и несколько тяжеловесны, но осязательны и материальны.
Из произведений Джотто особенный интерес выпытает его икона «Мадонна со святыми и ангелами», ныне находящаяся в галерее Уффици во Флоренции. 1245 — ок.
И в этом смысле его трудно поставить в один ряд с идейными предшественниками Джотто. В живописи, фресках и алтарных картинах Симоне Мартини все фигуры, начиная с мадонн, отмечены чертами готического изящества и элегантности, в какой-то степени отражающими черты рыцарского быта, к которому художник испытывал большой интерес. Поражает реальный жест горя и отчаяния Марии на фреске «Оплакивание». Это не живые люди, а символы – материнской любви и жертвенной любви к богу. «Благовещение» (Уффици), написанное в 1333 г., — одна из самых лучших работ художника. В его живописи сложно и тонко переплелись традиции византийской иконописи, сиенского искусства и готической миниатюры.
Художники Возрождения считали его реформатором живописи. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265—1321) создал итальянский литературный язык. Петром. В «Страшном суде» заметны измельчание форм, некоторая утрированная подвижность фигур, нервная напряженность, связанные с элементами французской готики.
1285—1344). Их образы естественны и реальны, хотя и не лишены величественности и возвышенности. Только тогда следы величия предков помогают потомкам развиться. Контуры рисунка переносили на влажную штукатурку с помощью угольной пыли.
1255— 1319), один из наиболее консервативных мастеров как по своим общественным взглядам, так и по художественным позициям среди современных ему живописцев. Центральной фигурой живописи стал Джотто. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом. «Мадонна» Джотто явилась началом становления в изобразительном искусстве абсолютно нового, жизненно правдивого художественного мировосприятия. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).
Он-то и был идейным предшественником и, по всей вероятности, учителем Джотто. В центре между фигурами помещена золотая граненая ваза с высокими лилиями. Таково «Опьянение Ноя», где под виноградной лозой около огромной винной бочки лежит толстый опьяневший крестьянин. Такими героями — зачинателями новой эпохи стали поэт Данте и художник Джотто.
На флорентийской почве сформировалось могучее дарование друга Данте, родоначальника реалистического искусства Возрождения Джотто ди Бондоне (1266/67—1337), связанного с передовыми кругами Флоренции. Это росписи парадных залов Ватиканского дворца и, конечно, величайшее творение Рафаэля – «Сикстинская мадонна». Со смертью Дуччо завершилась эпоха живописи Дученто. Такой прием также помогает художнику создать реалистичную, близкую к жизни картину. Что касается образного решения, то Давид изображен как юноша – подросток, обнаженный, но в пастушеской шляпе.
В пятой новелле шестого дня «Декамерона» Боккаччо называет Джотто «превосходным талантом», «светочем флорентийской славы», который «вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное» и следовал в своих изображениях природе. 1245—ок. XIII века, когда европейская готика была в полном расцвете.
Присущий ему тонкий линейный ритм проявляется во всех его произведениях из которых следует выделить два: «Мадонна Ручеллаи» (Уффици) и «Маэста»—алтарный образ для Сиенского собора. Они помышляют скорее о земном, чем о небесном, переживая вполне человеческие чувства и эмоции. В его художественном наследии особо выделяются такие дошедшие до нас шедевры, как «Тайная вечеря» – фреска в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане, а также самый знаменитый портрет эпохи Возрождения «Джоконда» («Мона Лиза»).
Одна из центральных фресок падуанского цикла—«Поцелуй Иуды». Так, в сцене «Бичевание Христа» позы и жесты палачей, которые плотным кольцом из шести фигур окружили исполненного печали Христа, разнообразны и характерны. Наконец-то это случилось. Это прототип будущего общественного здания. Не случайно именно эту фигуру скопировал Микеланджело в одном из своих ранних рисунков. Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период.
В Палаццо дель Подеста во Флоренции (впоследствии дворец Барджелло, ныне Национальный музей 1234—1285, дальнейшее строительство до 1346 г. ), пристроенном к более старой башне, наружный облик здания из-за слабой расчлененности массивного блока и общего крепостного характера архитектуры еще мало отличается от средневековых сооружений. Ее образ намекает и на название города цветов – Флоренции. Проторенессанс (от прото. Франциска.
Лучшая часть фрески — левая, с изображением праведников. Однако монументальные, хотя и плоскостные религиозные образы Чимабуэ, особенно его большая икона «Мадонна на троне со святыми и ангелами» (Флоренция, Уффици), все же представляют большой интерес с точки зрения развития флорентийского искусства (см. В самой же Флоренции возникли сооружения, овеянные новым духом. Человек эпохи Возрождения интересуется прежде всего собой, реальным миром, его красотой.
Однако его творчество не было столь консервативным, как у Чимабуэ. 1302). 1284--1344), крупнейший и наиболее изысканный мастер сиенской живописи XIV в. Росписи Симоне Мартини, украшающие зал Маппамондо (Карты Мира) в сиенском палаццо Публико, свидетельствуют о том, что несмотря на приверженность мастера к культуре поздней готики, в его творческом воображении рождались необычные образы («Маэста»).
Дело в том, что в это время распространилась точка зрения на эпоху средневековья как период беспросветного невежества, варварства, погубивший все прекрасное, что некогда было в древности ( античности). В ясности и своеобразном рационализме архитектурного языка этого сооружения словно угадывается предвестие стройной легкости просторных интерьеров Брунеллески.
Тенденции проторенессанса часто уживались с традициями так называемый итало-византийского искусства и готики (творчество Дуччо ди Буонинсенья, Симоне Мартини, братьев Лоренцетти и др. ). После феноменальных показателей на групповом этапе Лиге чемпионов, Головин один раз признавался футболистом недели в Лиге Европы, а также стал лучшим игроком ЦСКА по итогам сезона. С 1290-х гг. Из сиенских живописцев первой половины 14 столетия следует выделить братьев Амброджо и Пьетро Лоренцетти, чье творчество представляло собой демократическую линию в сиенской живописи. Ранее всего — с 1200-х гг. Боккаччо, А. Пизано, Джотто ди Бондоне).
также передано не в отвлеченной византийской манере, а с большей правдивостью. и франц. Архитектор, скульптор, поэт, самый значительный вклад он сделал в развитие живописи. Вторая половина XIII столетия и XIV век сыграли очень большую роль в развитии итальянского искусства. В «Мадонне Ручеллаи» Дуччо не чувствуется той плоскостности, как у Чимабуэ.
В 1260-1270 гг. Его Христос во фреске «Страшный суд» — уже не бесплотный символ, а живой, мужественный человек, полный внутреннего достоинства. К 1315 г. относится его известная фреска «Маэста», во многом аналогичная по композиции с иконой Дуччо, но написанная не для церкви, а для зала Большого совета Палаццо Пубблико. Маленькая «Мадонна» из сцены «Благовещение» (Ленинград, Эрмитаж), написанная на золотом тисненом фоне, с ее легким и изысканным силуэтом невесомой и изящной фигурки, узким овалом лица, с миндалевидным разрезом глаз и тонкими длинными пальцами также является одним из шедевров Симоне Мартини. В более свободном по композиции и изысканном по формам здании городского управления Сиены — Палаццо Пубблико (1298—1309, башня — 1338—1349) меньше суровой монументальности и заметнее готические элементы.
«Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265—1321) создал итальянский литературный язык. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Не обладая знанием научной перспективы, примитивными, казалось бы, средствами Джотто достиг небывалого для искусства своего времени эффекта, одним из первых введя в живопись изображение интерьера. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Реалистический элемент возрастает еще сильнее во фреске «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот». У самых истоков итальянского Проторенессанса стоит основатель пизанской школы скульптуры Никколо Пизано (1220-1278).
Развитие сонета по философской триаде «тезис -- антитезис -- синтез» поднимает любую избранную тему, даже абсолютно частную, на высокий уровень философского обоб щения, через частное передает художественную картину мира. В живописи — к эмоциональной выразительности образов, материальной осязаемости форм (живопись Пьетро Каваллини и в особенности Джотто, а также братьев Лоренцетти). Проторенессанс кровно связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями.
Среди рельефов кафедры «Избиение младенцев» выделяется как наиболее сложная многофигурная композиция, построенная на живописных светотеневых контрастах, охваченная напряженным движением и страстью. Она выполнялась в технике фрески. Изображая в них легендарные эпизоды из жизни Иоанна Крестителя, Андреа Пизано с большой мягкостью и изяществом создает различные фигурные сцены, связанные с тонко разработанным архитектурным пейзажем. И в этом смысле его трудно поставить в один ряд с идейными предшественниками Джотто. Общая площадь фрески 600 кв. м.
Начальный период своей деятельности Никколо Пизано (1220/25—1278/84) провел на юге Италии, при дворе императора Фридриха II Гогенштауфена. До подлинного ренессансного открытия личности тут еще не доходит. 1310) в 13 в. работу продолжали Джотто (начавший строить колокольню), Андреа Пизано и Франческо Таленти.
В Палаццо дель Подеста во Флоренции (впоследствии дворец Барджелло, ныне Национальный музей 1234—1285, дальнейшее строительство до 1346 г. ), пристроенном к более старой башне, наружный облик здания из-за слабой расчлененности массивного блока и общего крепостного характера архитектуры еще мало отличается от средневековых сооружений. И хотя Чимабуэ в своем творчестве следовал византийским традициям, в своих работах он старался выразить земные чувства, смягчить жесткость византийского канона. Расцвет П. относится к 13 — началу 14 вв. (века) его становление, приходящееся на эпоху дученто, было граничит с подъёмом свободных итальянских городов (особенно тосканских), где бурно развивались ремесло и торговля, был проведён ряд антифеодальных реформ. Помещение представлено в виде ящика без передней стенки.
Rinascimento от «re/ri» — «снова» или «заново» и «nasci» — «рождённый») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Усилив, с одной стороны, спиритуалистическое начало, ставя акцент на остро выраженном индивидуальном чувстве и эмоциональности, Джованни Пизано, казалось бы, раздвинул границы искусства Проторенессанса, обогатив его новыми образами и возможностями, научив итальянцев новым пространственным исканиям. Формам готики (См.
Из них одна особенно обращает на себя внимание полусогнутой фигурой, словно придавленной какой-то реальной тяжестью и напряженным, тревожным, чисто «человеческим» выражением лица. Ангелы переданы в более объемной манере, контуры фигуры мадонны плавны и ритмичны. В «Мадонне» Джотто все приобретает конструктивный смысл, так как каждая линия выполняет определенное назначение, моделируя и очерчивая голову, торс, бедро, ногу, ступню и ее направленность и напряжение всегда определяются движением фигуры. Впервые на полотне предстают античные персонажи. Но его прощали, т. к.
Прекрасен Иисус, безобразен Иуда Автор пользуется светлыми, холодными тонами, как бы отделяя плащом Иуды центральную группу. Юноша в крылатых сандалиях – это Меркурий. Капелла увенчана куполом.
Приготовленными на воде красками писали либо по сырой штукатурке (собственно фреска), либо по сухой -- эта техника называется «а секко» (в переводе с итальянского -- «по сухому»). Гордостью эпохи являются архитекторы и скульпторы Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио и художник Джотто ди Бондоне. Величие Марии подчеркивается также ее белыми одеждами с длинным, прозрачно-белым шлейфом. Италия, вступившая на путь капиталистического развития, оставила далеко позади другие европейские государства, в которых бюргерство так и не вышло за рамки муниципальных (местных) привилегий.
В 1471 году купол был увенчан беломраморным фонарем. Живопись Каваллини характеризовалась отвлеченной холодностью. За большим столом размещены Христос и двенадцать апостолов. Термин «Возрождение» встречается в творчестве многих итальянских гуманистов, в частности у Д. Вазари. Его ученик и последователь, младший брат Амброджо (упоминается в 1319—1348 гг. ), был еще более крупной фигурой в сиенской живописи треченто и ближе других связан с Флоренцией, так как одно время он там жил и работал.
По мере развертывания и усложнения рассказа усложняются и живописные приемы художника. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. К кругу Дуччо принадлежал Симоне Мартини (ок. protos – первый и франц. Эти тенденции с неравномерной силой проявляются в творчестве поэтов, писателей или художников. В «Мадонне» Джотто все приобретает конструктивный смысл, так как каждая линия выполняет определенное назначение, моделируя и очерчивая голову, торс, бедро, ногу, ступню и ее направленность и напряжение всегда определяются движением фигуры. 420-421). Около 1305 г. Джотто создал свой фресковый цикл в Капелле дель Арена в Падуе.
Разнообразны жесты, мимика печальных лиц. Основателем сиенской школы живописи был Дуччо ди Буонинсенья (около 1255—1319 г. ).
Посреди улицы показана толпа людей, дивящихся чуду: Иоанн отрывается от земли и взлетает. Достижения Каваллини перенял и продолжил Джотто ди Бондоне (1266 или 1267 -- 1337), величайший художник Проторенессанса. Наиболее раннее проявление новых веяний в тосканской архитектуре относится к XI-XIII вв. Несмотря на то, что эта полуфигурная статуя трактована еще довольно плоско и складки одежды расположены в схематичной готической манере, в ней очень тонко передана внутренняя психологическая связь матери с младенцем, сидящим на ее руке.
«Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265—1321) создал итальянский литературный язык Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии и Джо-ванни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе. Джованни Пизано (ок. Таким был женский идеал в эпоху Боттичелли. Во Франции и Германии эта эпоха началась значительно позднее.
Красота, гармония изящество рассматриваются как свойства действительного мира. по проекту Арнольфо ди Камбио. Однако образам Каваллини еще не свойственна та степень жизненности и одухотворенности, которая отличает образы Джотто у Каваллини больше отвлеченности и холодности, что отражает стиль римской живописи того времени. С 1404 года к строительству приглашен Брунеллески.
В течение двух столетий Флоренция была чем-то вроде столицы художественной жизни Италии и определяла главное направление развития ее искусства. 1-я).
и франц. (французский) Renaissance — Возрождение), этап в истории итальянской культуры, во многом подготовивший почву для искусства Возрождения термин «П» был впервые употреблен швейцарским историком Я. Буркхардтом. И все-таки это уже не средневековое искусство. Фрески датированы 1300-1304 гг. Глубоко правдиво поведение людей, жесты, позы.
С большим мастерством переданы художником человеческие фигуры: сотворяющая молитву св. Несмотря на его разносторонние таланты его называют, прежде всего, первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника — росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508— 1512). Брунеллески, Донателло, Мазаччо).
Каковы же были эти реформы. Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии и Джованни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе. В этой фреске воплотились лучшие гуманистические идеалы Возрождения.
Несмотря на обновление техники художественного письма, образы Джотто все же несколько статичны и не выражают того разнообразия чувств, которые будут представлены значительно позднее, в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. Отталкивающе безобразен лицемерный Иуда — предатель учителя. Основателем сиенской школы живописи был Дуччо ди Буонинсенья (ок. Эпоха Возрождения возникла в Италии, первые «веяния» были заметны еще в XIII- XIV веках, но установилось оно окончательно с 20-х гг. В «Кузнице», «Гончарной мастерской» с большой Экспрессией и непосредственностью переданы различные жизненные ситуации.
По мере развертывания и усложнения рассказа усложняются и живописные приемы художника. Однако умалять технические достоинства фрески Джотто нельзя. Сведения об их жизни крайне скудны. Можно предполагать, что более молодой и смелый по своим художественным устремлениям Аванцо был учеником, а затем сотрудником Альтикьеро, вместе с которым он участвовал в выполнении многих фресковых работ. Особое место в искусстве Проторенессанса занимает «Триумф Смерти» в Кампо Санто в Пизе, большая настенная фреска, созданная мастерами болонской школы в XIV веке (в настоящее время подлинным автором фрески считают Буффальмакко Буонамико). За большим столом размещены Христос и двенадцать апостолов. Стрельчатая дуга арки охватывает фигуру богоматери, как бы замыкая ее в отдельное пространство, независимое от окружения ангелов и святых. Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии и Джованни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы в мировой литературе.
Свою кульминацию итальянская культура достигает на стыке XIII и XIV столетий. После «Мадонны Ручеллаи» Дуччо написал несколько маленьких мадонн — «Францисканская Мадонна» (23, 5х16 см название граничит с тремя монахами-францисканцами изображенными возле ног Мадонны), «Мадонна Строганова» (28х20, 8 см она принадлежала графу Григорию Строганову, умершему в Риме в 1910 году), а также маленькая «Маэста» (31, 5х22, 5см) из бернского Музея искусства. Рельефы «Страшный суд», «Избиение младенцев» и «Распятие» полны динамизма и экспрессии, приведших к перегруженности композиции, угловатости контура, нервному ритму и излишней дробности. Дав в центре в овальном большом медальоне изображение Христа, он окружил его с обеих сторон сонмами святых.
Основателем сиенской школы живописи был Дуччо ди Буонинсенья (ок. Особенно же ярко новые веяния выразались в другом монументальном флорентийском храме — церкви Санта Кроче (начата в 1295 г. ), приписываемой тому же Арнольфо ди Камбио.
Художники Возрождения считали его реформатором живописи. В итальянской культуре XIII—XIV вв. С именем Джотто ди Бондоне (1266/1267 — 1337) связан решительный поворот к реалистическому искусству. Последним титаном Высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — великий скульптор, художник, архитектор и поэт. Проторенессанс (от греч. Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини).
В нем нет ничего героического, напротив, статуя полна изящества, даже манерности. В 1316 г. в Болонье были прочитаны лекции по анатомии человека — первые в средневековой Европе на тему, от которой, согласно церковному вероучению, следовало отворачиваться с краской стыда на лице.
Ему удалось возродить основные элементы античной архитектуры, которым художник придал несколько иные пропорции. В центре ее среди жестикулирующих стражников и апостолов выделяются Христос и Иуда. Именно Италия продолжает идти во главе исторического развития. Та роль, которая в скульптуре принадлежит Пикколо Пизано, в проторенессансной живописи выпала на долю Пьетро Каваллини, римского живописца и мозаичиста (ок.
С 1290-х гг. Человек господствует над миром. Но такое умение требовало длительной подготовки, которая и началась в Италии очень давно. Папа Лев X назначил художника руководителем строительства купола Собора св. Это трехэтажное здание, в плане прямоугольное, с внутренним двором, кладка крупными блоками (руст). Навстречу ему движутся пастухи, сочувственно переглядывающиеся друг с другом, причем один из них обращен спиной к зрителю.
Одним из самых ярких и последовательных сторонников античной культуры был скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио (1245-1310). Более консервативной, чем флорентийская, была живопись Сиены. Формам готики зодчие Проторенессанса (Арнольфо ди Камбио и др. ) придавали уравновешенность и спокойствие.
Петра. Художники этого времени открывают законы линейной перспективы.
Статуя из бронзы, небольших размеров. Вторая половина XIII века была в Сиене временем большого обновления в искусстве.
Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Безупречные формы носа, рта, подбородка и мощной шеи оттенены темной бородой. На полотне изображен сад Венеры. Расцвет П. относится к 13 — началу 14 вв. Главнейшей постройкой Брунеллески стал купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. В последние десятилетия XIV в. Италия переживала тяжелые потрясения, связанные с упадком торговли, войнами и эпидемиями чумы, завезенной с Востока.
В рельефах кафедры Сиенского собора (1205—1268) исполненной им совместно с Арнольфо ди Камбио, Джованни Пизано и другими, Никколо Пизано обратился к готической традиции. Бурно развивалось ремесленное производство во Флоренции, Сиене, Милане, Болонье. Используемые мастером светлые, сочные и яркие краски (охра, розовые, светло-зеленые, насыщенно-фиолетовые, небесно-голубые цвета) воспринимаются зрителем как естественные и единственно возможные для передачи характера того или иного образа. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран.
Арнольфо ди Камбио хотел увенчать алтарную часть собора огромным куполом. Объемно переданная коленопреклоненная фигура св. Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период.
Самым знаменитым произведением Дуччо была его «Маэста» или «Величество», — огромный двусторонний алтарный образ, написанный в 1308—1311 гг., с изображением мадонны — покровительницы города Сиены — с младенцем и ангелами, которое занимало всю центральную часть лицевой стороны этой иконы. Слишком многое напоминает античные образцы и наполняется реализмом. С невиданной ранее силой Джотто передает характеры героев, раскрывающиеся в их поступках, в замедленных движениях, жестах. Гамма картины холодная: преобладают зеленые и голубые оттенки. Мазаччо стал придавать фигурам вес и объем, помещал их в трехмерное пространство.
Кроме того, на возможное авторство Джотто указывает и мягкий, светлый образ героя. Итальянское искусство 14 века (треченто) после смерти Джотто отмечено чертами компромисса. Так национальная литература на итальянском языке, которая зародилась еще в первой половине XIII века, начинает активно развиваться, а поэзию «сладостного нового стиля» сменяет величавый герой Данте.
По своему облику она напоминает величавую и монументальную «Мадонну со святыми и ангелами», описанную выше. По своей образной глубине «Поцелуй Иуды» едва ли не лучшая фреска из всего цикла Капеллы дель Арена. Вся композиция как бы устремлена к рукам Марии, поддерживающей голову Спасителя, этому подчинена и диагональ горы и все фигуры. В мощном искусстве Никколо Пизано античность впервые заговорила с такой жизненностью и силой, что именно кафедра пизанского баптистерия позволяет говорить о зарождении новой художественной эпохи. 1240 -- ок. Они прекрасны нежностью ликов, особой лиричностью и утонченной душевностью. Самым выдающимся и одаренным последователем Дуччо был современник и друг Петрарки Симоне Мартини (около 1285—1344).
Ее начинали скульпторы – Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио. Возрождение) термин «П» был впервые употреблен швейцарским историком Я. Буркхардтом. Огромные средства вкладывались в торговлю и промышленность.