На Волге компания провела все лето, с жаром работая над зарисовками и этюдами. С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах.
Всё -как там. Общество поощрения художеств выделило ему деньги для поездки в Крым, но сначала Васильев поехал в харьковское имение графа Строганова. Она дала ему большой опыт в работе над натурой.
Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. Над ней – кучевые облака с белыми обведенными краями.
с с пропусками и скобками. Это было в конце мая. Главной ее целью была распродажа наследия покойного, которая позволила бы покрыть его долг обществу.
Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. С ними поехали художник Е. К. Макаров и младший брат Репина музыкант В. Е. Репин.
Не предвещая дождя, неторопливо плывут по небу легкие облака, причудливо меняя свои формы. В начале 1871г. Барки», казалось, не написал, а спел.
Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист. С первого взгляда трудно даже различить эти работы. Ведь я, как художник, потеряю больше половины. » – пишет он Крамскому.
Евгению он все же «удочерил», а Федор так и остался на положении незаконнорожденного. В сентябре Васильев вместе с семьей Строганова переехал на Украину, в графское имение Хотень под Сумами. Какое время года отражено в полотне. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. Всемирная выставка имела на этот раз особое значение для русской живописи и скульптуры.
Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Во Франции в ту пору зарождалось новое направление в живописи — импрессионизм. Одну из этих картин — «Мокрый луг» — Васильев прислал на конкурс Общества поощрения художников. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Я увидел, как надо писать». В ней есть что-то сказочное.
«Оттепель» нелегко далась Васильеву. Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. Большие кисти художник не признавал.
«Он поражал нас на каждой мало-мальски интересной остановке, – вспоминает Репин о Васильеве, – его тонко заостренный карандаш с быстротой машинной швейной иглы черкал по маленькому листку его карманного альбомчика и обрисовывал верно и впечатлительно цельную картину крутого берега Пароход трогался, маг захлопывал альбомчик, который привычно нырял в его боковой карман» С этого времени в работах Васильева неоднократно появляется тема Волги, а в пейзаж все ощутимее входит человек, не столько как действующее лицо, сколько как «лирический герой», определяющий настроение картины. Картины Фёдора Васильева тоже имеют свой голос и мы слышим голос художника. Как хорош ясный солнечный день короткого северного лета. ведь у меня возьмут все, все, если возьмут это.
«Если бы ты видела, Женя, степь, – писал Федор сестре. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств.
Поставте затятые и сделайте морфологический разбор предлога слов ЧЕРЕЗ, ЗА, ГОТОВ. Эта поездка закрепила и расширила полученные Васильевым знания. В 1865 году после долгой болезни отец Федора скончался, велев похоронить себя в Гатчине. Все картины с этой выставки были раскуплены. За домами несколько одиноких деревьев и за ними синяя полоса цели.
Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Небольшая по размеру, она вобрала в себя, казалось, целый мир, она дышала, жила в каком-то мгновенном озарении и все в ней было свежо, чисто и глубоко — прозрачный воздух и мокрый сверкающий луг. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше.
Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. Но ценность его творческого наследия была гораздо выше. Семья пополнилась еще двумя детьми — Александром и Романом. Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине вскоре после его рождения семья обосновывается в Петербурге.
И даже обобщенный, не национальный сюжетный мотив, несмотря на видимую декоративность, подходит к цвету («Перед дождем») имеет все же большую силу образной выразительности, немного превосходя те образцы, которым он подражал, так как пейзажисты дюссельдорфской школы все более и более отходили от натуры, перепевая на сотни ладов одни и те же привычные приемы. Вдали, подернутая дымкой, гряда холмов. Картину купил для своей галереи П. М. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Буйная южная природа не произвела на него впечатления.
Жалкая, не по годам согбенная фигура не вызывала сыновнего чувства. Барки». В 1867 году молодой художник выставляет в О. П. Х.
В этот простой незатейливый сюжет художником вложено много теплоты и искренности. И в той и в другой картине чувствуется сильный «налет» романтизма, чувствуется результат некритического обращения молодого художника к западным образцам, особенно к образцам немецкого пейзажа. В тринадцать лет нанялся помощником писца в Адмиралтействе, где получал три рубля. Цветущие деревья, окутанные розовой и сиреневой дымкой, дальние горы – вот предмет пристального внимания Васильева.
Третьяков. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Встречные останавливались, снимали шапки.
Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Тогда же Васильев не более чем за месяц по заказу великого князя Александра Александровича (в будущем царя Александра III) выполнил повторение картины, находящееся ныне в Русском музее. Пространство кажется глубоким и реальным, хотя здесь есть еще следы применения приема простого «высветления» или «утемнения» краски одного и того же тона в зависимости от удаленности. Когда художник был в силах работать, он возвращался к милым его сердцу родным «русским» мотивам. С удивлением наблюдали опытные художники за стремительным профессиональным ростом молодого собрата. Кроме того, Ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно. Васильев был художник великих озарений и его «ясновидение» относилось не только к собственной живописи.
Думается, это было не так. «Нет у нас пейзажиста – поэта в настоящем смысле этого слова и если кто может и должен им быть, то это только Васильев», – говорил о художнике его современник И. Крамской. Ну, ежели не удастся мне опять дышать этим привольем. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт.
Весной 1871 года Васильев работал над «Оттепелью», хотя был серьезно болен: обнаружились грозные признаки туберкулеза. Сорок верст тащились сани с гробом по снежному месиву. Эта глубина проникновения в предмет сочеталась с необычайным поэтическим чувством. В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). «Русской» была и картина «Мокрый луг», представленная на конкурс Общества поощрения художников в 1872 г. Написанная не с натуры, а сочиненная художником на основе зарисовок, сделанных в разных местах и в разное время, она поразила современников свежестью живописи, точностью воссоздания атмосферы и исходящим от нее ощущением неясной томительности. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема».
довелось Васильеву провести в Петербурге, среди друзей-художников, в горячих спорах об искусстве и напряженной работе в мастерских накануне Первой передвижной выставки. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения. Посередине дороги мысок с густой высокой травой. Валаам. Она была достигнута очень быстро.
Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. Крамской»). В начале 1871 г. в течение одного месяца Васильев пишет «Оттепель», по-настоящему «взрослую» картину, где светлая юношеская любовь к жизни впервые соединилась с глубоким и грустным раздумьем. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Даже парус.
Это были страсти духа». Пейзажи Васильева похожи на лирические стихотворения. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка.
Характеристика, данная Васильеву Крамским: – «Ему было суждено внести в русский пейзаж то, чего последнему недоставало и недостает: поэзии при натуральности исполнения» – стала классической и непременно приходит на ум, при всяком ВОСПОМИНАНИИ о Васильеве. Вечернее небо еще в лучах солнца, но собираются облака и может случиться гроза. Федору удивительно везло на хороших людей. Дальше идет еще десяток разных по высоте домов.
Если бы Вы знали, как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Илья Ефимович не мог надивиться на него: поет, ходит на охоту. Такую же характеристику давал молодому художнику и Крамской: «Он не принадлежал к числу тех спокойных натур, которые покорно переносят свое неважное положение ему нужны были средства принца, чтобы он не жаловался на жизнь, но страсти его имели характер мало материальный. Начнем с того, что это поможет значительно уменьшить загрязнение воздуха, шум.
С огромным трудом Васильев пишет «Вид из Эриклика», но пейзажи осенних крымских гор, туманные леса, все то, что близко его душе северянина, увлекают его и величие видов Крыма мало-помалу овладевает воображением. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. С правой стороны дороги видны три избы, две из которых крыты соломой. А сколько рисунков сделал за время путешествия, сколько набросков.
Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. Серо, сыро и грустно вокруг. Увидев «Оттепель», Шишкин сказал: «О. У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. В картине очевидны украинские черты.
Одетый со щегольской элегантностью, в лимонных перчатках, с блестящим цилиндром на коротко подстриженных волосах, сыплющий остротами, умеющий, как вспоминал И. Е. Репин, «кстати вклеить французское, латинское или смешное немецкое словечко» и даже к случаю сыграть на рояле какую-нибудь вещицу, появлялся этот крепыш-весельчак на артельных четвергах и поражал всех своей щедро брызжущей талантливостью. Одетый со щегольской элегантностью, в лимонных перчатках, с блестящим цилиндром на коротко подстриженных волосах, сыплющий остротами, умеющий, как вспоминал И. Е. Репин, «кстати вклеить французское, латинское или смешное немецкое словечко» и даже к случаю сыграть на рояле какую-нибудь вещицу, появлялся этот крепыш-весельчак на артельных четвергах и поражал всех своей щедро брызжущей талантливостью. И вот это направление. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника.
Мотив предгрозового бурного неба несомненно сделан художником, глубоко знающем природу. Она буквально открыла Европе высокие достоинства русского искусства. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Иван Иванович привел юношу в Артель художников, где тот «поразил и неприятно» И. Н. Крамского.
В них не успело еще проявиться влияние Шишкина. Выразительность образа достигла здесь большой силы и убедительности. Галерее. Это были страсти духа».
На крыше еще лежит снег. и я должен сознаться, что часто он приводил меня просто в восторг и свежестью чувств и меткостью суждений и беспредельной откровенностью своего умственного механизма». Повторение «Оттепели» не было простой авторской копией.
Определяя подобным образом значение творчества Васильева, Крамской разбирает причины, которые позволили ему подняться так высоко и в качестве главной выдвигает глубокое изучение натуры Васильевым «спускающееся в самую суть предмета». На дорожке две фигурки: священника и мужчины в белой куртке. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Думается, это было не так.
Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Зимой он сильно простыл на катке и, не оправившись толком от простуды, поехал с таким же шальным, как и сам, дружком, учеником Академии Кудрявцевым «перекрикивать» Иматру – шумный водопад в Финляндии среди голых скал и заснеженных лесов.
Глаз свободно скользит от переднего плана к глубине, от одного края картины к другому, задерживаясь лишь на барках у берега — смысловом и зрительном центре картины. В глубине по дороге идут несколько фигурок и движется воз с сеном. Ох уж эта бабушка. Здесь он познакомился и стал дружен с такими известными русскими художниками, как Иван Крамской и Иван Шишкин. С огромным трудом Васильев пишет «Вид из Эриклика», но пейзажи осенних крымских гор, туманные леса, все то, что близко его душе северянина, увлекают его и величие видов Крыма мало-помалу овладевает воображением.
За это время он успел написать для будущего императора Александра III повторение «Оттепели», купленной П. М. Третьяковым. Полюбившийся Репину бурлак Канин (с повязкой на лбу) выведен Васильевым на переднем плане. Высокое теплое небо покрыто крупными клубящимися облаками. Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Еще не очистившееся от пронесшейся грозы небо, но сквозь тучи уже просвечивает лучик солнца, высвечивающий светлыми бликами цветы на переднем плане полотна, зеленый покров луга, омытый дождем и часть водоема – в правой части картины.
Передняя изба слева накрыта досками с неровными и скрошившимися краями. Когда-то он верил, что существует время плохое и хорошее, однако оно упорно не желало меняться и он, выполняя один заказ за другим, отложил надежду учиться в Академии. Я увидел, как надо писать. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность.
Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. Неясные до сих пор стремления и идеи начинают находить свое четкое и конкретное выражение. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. Ох, сколько на этих дорогах перестрадало сердец.
Он не любил отца. Как и в указанных каталогах, в настоящий список включены только живописные произведения Васильева (практически все они написаны маслом) и не включены карандашные рисунки, акварели и сепии. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». По первому впечатлению этюд кажется несколько «грязным», но при более внимательном всматривании этот недостаток теряет свою ощутимость и тогда начинает обнаруживаться ряд более важных достоинств. По воспоминаниям родственников, Васильев начал рисовать очень рано.
Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Ценность этого замечания не умаляется тем, что оно единично и сделано вскользь, т. к. Картина отвечает своему названию и знойный, жаркий полдень с первого взгляда, словно «чувствуется» в этой картине. А Крамской сказал: «. ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно.
«Гениальный мальчик» – такое определение чаще других встречается в оценке творчества Федора Васильева. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Но более всего его воображение по-прежнему занимают картины милого ему северного болота.
Как светло и невесомо небо. Но все остальное довольно резко вырывается из этой системы.
Наибольшее количество картин Васильева принадлежит коллекциям Государственной Третьяковской галереи (39 картин, согласно каталогу ГТГ3) и Государственного Русского музея (27 картин, согласно каталогу ГРМ4). В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. А Крамской сказал: «ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно.
Под аркой ограды еще две фигуры в рясах. Родители венчались через три года после рождения Федора. Близкая весна не несет радости.
Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. Громадный сине – зеленый шар массива деревьев заполняет всю центральную часть холста. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. И. Крамской постоянно восхищался необыкновенной талантливостью юноши, сравнивая его с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища полной горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их». Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Они купаются и проворно бродят в поисках корма.
Ведь я, как художник, потеряю больше половины. » – пишет он Крамскому. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг.
Его юношеская картина «Заря в Петербурге», выполненная как случайно схваченный кусок действительности, была еще не импрессионистской, но уже предвещала импрессионизм. Осень» (осталась незаконченной), «Заброшенная мельница». Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. Но для художника природа — прежде всего обитель людей.
Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. На берегу моря он часами изучал рисунок бесконечно бегущих одна за другой волн.
Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Отец Федора, почтовый служащий, считался среди своих родственников «человеком несостоятельным». – так вспоминал о Васильеве человек, с которым в дальнейшем его свяжет крепкая дружба.
На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника.
вообще. Васильев создал два равноценных по художественному достоинству полотна. В качестве примера из числа последних рисунков можно привести «Пейзаж с березками», «Лес у ручья», «Березки» и др.
И каждому чудится, будто именно для него создавался этот пейзаж. Соколову. «Высочайшие» заказы оборачивались для художника тяжкой мукой, он через силу брался за «преглупейшие и преказеннейшие виды» царских владений. Как измучена жалкая травка борьбой с этим «всепроникающим» сыпучим песком. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому.
Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). Ярких же красок, света, солнца здесь было еще больше, чем в тамбовских степях и именно хотеньские впечатления легли в основу его будущих изображений русской природы «по памяти». Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
угадал Васильев. У Федора рано проявилась способность рисовать. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму.
Заснеженные просторы России без конца и края под хмурым облачным небом. Пышные кроны деревьев отбрасывают на зеленую траву прозрачные подвижные тени. Наряду с ними появляются также крымские виды: «Зима в Крыму», «Крым. С большим вниманием подмечены черты убогой, неказистой деревеньки. Проступало в этом «маленьком человеке» что-то «человечески ценное, но погубленное жизнью». Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега.
Особый интерес представляют обстоятельные разборы двух больших картин Васильева («Мокрый луг», «В Крымских горах»), где главным достоинством признается их образность и поэтичность. Федор взялся за заказы. Это увлечение в последствии определило его судьбу.
Даже ей стало скользко. На основании такой работы, как «Летний жаркий день» (33, 4 41), датированной тем же 1869 г., можно говорить о полном изживании этих качеств, об обращении к традициям национального пейзажа, о глубоком сближении с природой. Скромный заработок главы семейства в чине мелкого почтового служащего не дает возможности безбедного существования и Федор Васильев с 12 лет поступает на службу в петербургский почтамт. И рождаются полотна «Утро», «Болото в лесу. Но и принесли много проблем. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником.
Но левый верхний угол слегка светлее. В Ялте однажды он абсолютно отчетливо увидел картину Крамского «Христос в Пустыне», хотя Иван Николаевич жил в Петербурге и еще только начал писать ее. ЧТО БЫ ВЫПОЛНЯЛИСЬ ВСЕ ПРИМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА.
Чиновник департамента сельского хозяйства Александр Васильевич Васильев, живший вне церковного брака с Ольгой Емельяновной Полынцевой, считался родственниками «человеком несостоятельным». Все наполнено бодрой могучей силой и, в то же время, естественно и просто.
В рисунке он показал себя талантливым мастером. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется.
Но серьезного, систематического образования так и не получил. Ярких же красок, света, солнца здесь было еще больше, чем в тамбовских степях и именно хотеньские впечатления легли в основу его будущих изображений русской природы «по памяти». – Море есть, а шаланды нету, - шепнула Мотя. Но более всего его воображение по-прежнему занимают картины милого ему северного болота. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. С глубоким уважением и даже преклонением, вспоминали о нем М. Антокольский и И. Шишкин.
Всё, вплоть до последнего наброска Васильева, было распродано еще до открытия выставки. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. Готовых денег не имел, напротив имел на руках семейство, которое надо было кормить.
Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Даже в рассматриваемых нами картинах, наряду с надуманностью, стремлением к поверхностным эффектам, много силы, убедительности и, даже, правдивости. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. На полотне всё едино: композиция, цветовая палитра, рисунок.
Изолированно эти большие массы: (купа деревьев, левая часть земли, верхняя и нижняя часть неба) решены очень обще, хотя очень тонко, детально написаны. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.
Федор продрог, озноб колотил все тело. Заброшенность видна в окружающей обстановке.
В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. Требовалось срочное лечение и смена климата. С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. Интересны по выбору темы и по своей трактовке «парные» картины «Деревня» и «После грозы, Обе находящиеся в Государственной Третьяковской. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Она была достигнута очень быстро. И. Крамской постоянно восхищался необыкновенной талантливостью юноши, сравнивая его с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища полной горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их». Я увидел, как надо писать».
свои валаамские произведения. Только бы не заболеть. «Гениальный мальчик» – такое определение чаще других встречается в оценке творчества Федора Васильева.
Мэтр с интересом рассматривал картины и эскизы Федора, делился опытом изображения моря и южной природы. Картина «Вид на Волге. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Картины Фёдора Васильева тоже имеют свой голос и мы слышим голос художника. И так щемило сердце от этого родного, убогого, милого. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. С ними поехали художник Е. К. Макаров и младший брат Репина музыкант В. Е. Репин.
Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. Кроме этого, в этом этюде возможно усмотреть, также, желание художника передать воздушную среду.
Но ценность его творческого наследия была гораздо выше. Васильев интуитивно шагнул на поколение вперед. ОЧЕНЬ ПРОШУ :)) Давайте поговорим о стариках – о собственных, родных бабушках.
Если бы Вы знали, как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия. Слабые легкие было наследственным в их семье. Над какими видами орфограмм вы работали. Еще большую трудность представляет собой его творческая биография.
Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. Иван Николаевич Крамской, педагог и наставник Васильева, был просто влюблен в него. Ходил в шинели, перешитой с чужого плеча, носил истертые до прозрачности брюки и сверстники обзывали его то «перешитым гимназистом», то «ситцевыми штанами». И рвался домой, в Петербург.
За это время он успел написать для будущего императора Александра III повторение «Оттепели», купленной П. М. Третьяковым. – Парус. Мы имеем в виду «Возвращение стада» 1868 г. (60 96) и «Перед дождем» (39, 7 57, 5), обе из собрания Третьяковской галереи.
Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах. Ну что делать с такой бабушкой. После дождя», «Крымские горы зимой» и, наконец, последний шедевр Васильева, его лебединая песня и творческое завещание – «В Крымских горах», картина, еще раз представлявшая художника на конкурсе Общества поощрения и принесшая ему первую премию. втечение одного месяца Васильев пишет «Оттепель», по-настоящему «взрослую» картину, где светлая юношеская любовь к жизни впервые соединилась с глубоким и грустным раздумьем. «Оттепель» — такая горячая, сильная, дерзкая, с большим поэтическим содержанием и в то же время юная и молодая, пробудившаяся к жизни, требующая права гражданства между другими и хотя решительно новая, но — имеющая корни где-то далеко» — высказал свое впечатление Крамской.
Картина-воспоминание. Весь свет носился с Фёдором Васильевым. «О болото, болото. Страсть к рисованию, целеустремлённый характер, решение стать художником подвигли Фёдора Васильева действовать осмотрительно и последовательно.
«Нет у нас пейзажиста – поэта в настоящем смысле этого слова и если кто может и должен им быть, то это только Васильев», – говорил о художнике его современник И. Крамской. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. И рождаются полотна «Утро», «Болото в лесу. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Картину «Вид на Волге. Кроме того, вполне вероятно, что общественный транспорт будет гораздо переполненным. «Его манеры были самоуверенны, бесцеремонны и почти нахальны.
Произошло это благодаря правильному и объективному отбору экспонатов. В решении задачи передачи материальности большое значение имеет правильное использование фактуры письма (тяжелое плотное письмо первых планов и легкое, «в протирку», письмо дальних планов и теней). Лишь весенние месяцы 1871г. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты.
Но это была не просто копия собственной картины, а возможность творческой доработки темы. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. Чиновник департамента сельского хозяйства Александр Васильевич Васильев, живший вне церковного брака с Ольгой Емельяновной Полынцевой, считался родственниками «человеком несостоятельным».
По его замыслу картина должна была экспонироваться на выставке Общества поощрения художников, которое выделило средства на поездку Васильева в Крым. Небо, занимающее больше половины изображения. Слабые легкие требовали хорошего питания, а где было взять, если отец, работая на почтамте, получал 25 рублей в месяц. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме».
А позже еще часть полотен приобрел у наследников. Друзья становились по обе его стороны и перекликались до хрипоты наперекор стихии. Картина полна жизненных сил и поэтического очарования. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы.
Это проявляется прежде всего в снижении силы реалистичности воплощаемых образов, в «невилировании» национального характера пейзажей. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. Получал 3 рубля и отдавал их матери.
Картину также хотел заполучить П. Третьяков, которому Васильев в то время был должен тысячу рублей, он просил мастера прислать ему работу ещё до выставки в Петербурге. Запечатлевать не столько сам предмет, сколько окутывающий его свет и атмосферу, сделать объект «дрожащим», каким именно и видит его человеческий глаз. Заснеженные просторы России без конца и края под хмурым облачным небом.
Каждый большой световой массив имеет свое собственное световое и цветовое напряжение. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. «Русской» была и картина «Мокрый луг», представленная на конкурс Общества поощрения художников в 1872г.
Третьяков. Васильев много писал писем в Москву. Отсюда и несколько схематичная композиция, отсюда и «монументализированные» и несколько упрощенные формы. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине. Наряду с ними появляются также крымские виды: «Зима в Крыму», «Крым.
Оно и отправилось в Англию. Когда в 1870г. Так же грустно, как было, когда хоронили отца Федора. Национальный характер этого пейзажа не вызывает никакого сомнения. Разумеется, не прошли они даром и для Васильева.
Что-то напоминающее Моцарта или молодого Пушкина было в натуре Васильева, солнечной и артистичной. Двадцать один год – излюбленный возраст этой болезни. Такой родной всем нам пейзаж. Пышная красота Крыма долго не трогала художника.
Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Детство провел в Петербурге.
Репина (в его статье «И. Н. Пароход трогался, маг захлопывал альбомчик, который привычно нырял в его боковой карман» С этого времени в работах Васильева неоднократно появляется тема Волги, а в пейзаж все ощутимее входит человек, не столько как действующее лицо, сколько как «лирический герой», определяющий настроение картины. Родители художника жили в невенчанном браке. Поэт в стихах рассказывает о собственных чувствах и переживаниях и каждый не только понимает чувства и переживания поэта, но и разделяет их, отзывается на них сердцем. «Если бы ты видела, Женя, степь, – писал Федор сестре. – Я до того полюбил ее, что не могу надуматься о ней».
Во-первых, это было бы неудобно миллионам людей. Простоте мотива соответствует сдержанность колорита. Васильев был признан профессиональным художником. В самом деле, как массивны и тяжелы камни.
Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. Вот текст Торопиться было некуда. Но это была не просто копия собственной картины, а возможность творческой доработки темы. Правда, в решении этой задачи есть еще приемы условного, академического пейзажа, проявляющиеся в недостаточно правдивой передаче освещения и пространства, в «подпеченном» колорите, но, тем не менее, главное здесь то, что непосредственно идет от природы. Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года. Работы этого года являются следующим этапом в развитии Васильева. Шесть картин, посвященных северной русской природе написал он в Крыму.
Напряженно звучит цвет его зелени. Пышная красота Крыма долго не трогала художника. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. Прежде всего это большая материальная убедительность изображаемого. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Безбрежна ширь могучей реки, зеркальны воды.
Увидев «Оттепель», Шишкин сказал: «О. – Я до того полюбил ее, что не могу надуматься о ней». Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» — одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. А то придёт к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Васильев довел это ощущение до эпической высоты. Открылась в Петербурге Первая передвижная выставка и на ней — самые яркие пейзажные полотна: «Грачи прилетели» Саврасова, «Оттепель» Васильева и «Сосновый лес» Шишкина.
Осень» (осталась незаконченной), «Заброшенная мельница». За всю дорогу он не проронил ни слова, внутри все закаменело. — дорвался до вольной жизни.
После дождя», «Крымские горы зимой» и, наконец, последний шедевр Васильева, его лебединая песня и творческое завещание – «В Крымских горах», картина, еще раз представлявшая художника на конкурсе Общества поощрения и принесшая ему первую премию. Ряд вопросов освещен Крамским несколько субъективно и не вполне оправданно. И вдруг — одна картина, другая, третья. Во всех изображена болотистая местность.
Однажды зимой в 1871 году, разгорячившись от катания на коньках, он по-мальчишески съедает несколько пригоршней снега, которые в дальнейшем сократили его жизнь на десятки лет. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. На Волге компания провела все лето, с жаром работая над зарисовками и этюдами.
И не проходила обида, что он, Федор — «незаконный». По какой причине, неизвестно. Разъезженная дорога, сырые проталины, ржаво-коричневые пятна кустов. Естественно, что эти первые рисунки значительно слабее последних рисунков того же альбома. В семье царила беспросветная нужда. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин.
Когда художник был в силах работать, он возвращался к милым его сердцу родным «русским» мотивам. Это была как бы дальнейшая разработка мотива. Даже в самом первом рисунке Валаамского альбома «Пейзаж с монастырем», очень сложном, по разнообразному мотиву, видно большое умение и чувствуется более или менее оформившийся индивидуальный почерк художника. Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником.
Вот таким — отдыхающим в артистическом ничегонеделании мы застаем юного Федора Васильева на картине Ивана Шишкина В церковной ограде. Проступало в этом «маленьком человеке» что-то «человечески ценное, но погубленное жизнью». Перед аркой одно молодое кудрявое деревцо, за оградой еще несколько. Небольшой пригорок в левой части покрыт высокой пушистой травой. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам.
Возможно, уехавший в это время в Крым на излечение автор отразил в произведении свою надежду на выздоровление, но однозначно излил свою тоску по родной земле. Оформились его основные эстетические воззрения. 1871 год стал для Федора Александровича особенным. Лестница, приставленная к крыше, покосилась. Сравнение Валаамского этюда Шишкина «Пейзаж с охотником» с этюдом Васильева того же названия, сделанного там же и примерно с того же места, показывает нам, как много общего было в этих двух художниках. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом.
Разъезженная дорога, сырые проталины, ржаво-коричневые пятна кустов. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. По вечерам посещал Рисовальную школу. «Высочайшие» заказы оборачивались для художника тяжкой мукой, он через силу брался за «преглупейшие и преказеннейшие виды» царских владений.
На золотистом песке готовится к отдыху ватага бурлаков — та самая, с которой для своего полотна «Бурлаки» списывал типы Илья Ефимович Репин. С женой он не был обвенчан и двое старших детей (Евгения и Федор) вообще не значились в его документах. «О болото, болото.
При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. И каждому чудится, будто именно для него создавался этот пейзаж. Сколько дум людских знают эти дороги.