Анри Жюльен Феликс Руссо (по прозвищу Le Douanier, «Таможенник» 1844—1910) — французский живописец-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма. Термин «примитивизм» часто применяется к другим профессиональным художникам, работающим в стиле наивного или народного искусства, таких как Анри Руссо, Михаил Ларионов, Пол Кли и другие. Анри Жюльен Фелис Руссо (фр. Henri Julien Flix Rousseau, по прозвищу Le Douanier, «Таможенник» 1844—1910)— французский художник-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма. Анри Жюльен Феликс Руссо по прозвищу «Таможенник» (1844—1910) — французский художник-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма.
Сентименталистское и романтическое почитание человека, растворенного в природе, созданный Руссо культ "благородного дикаря" стали опорой для примитивизма. Рождение примитивизма» о творчестве необыкновенного французского художника-импрессиониста — Анри Руссо (1844-1910). Творчество Руссо послужило импульсом к признанию эстетической ценности примитивизма, к использованию его выразительных средств многими профессиональными художниками ХХ века.
В намерении придать Музе особую значительность художник сильно увеличил объем ее фигуры, но при этом «небесное вдохновенье» уподобилось толстушке из простонародья. Родился 20 мая 1844 в Лавале.
Там, где традиционная академическая живопись (после Рафаэля) использовала темные глазури, высокоселективные идеализированные формы и строгое подавление деталей, Назаряне использовали четкие контуры, яркие цвета и уделяли пристальное внимание деталям. Следует рассмотреть лубочное начало в соединении изображения и слова в картинах Руссо, обратив внимание на создание им пояснения-«поэмы» к своим живописным работам. Природа существует у художника везде, даже на портрете («Портрет-пейзаж», 1890).
Особенно это демонстрирует работа художников, связанных с движением Негридуда. Существует легенда о "золотом веке", воспоминание о котором отягощается грехопадением. Деревья трактованы обобщенно и декоративно. Ответом на этот запрос времени стало искусство таких художников, как Руссо и Пиросмани. В это время начинается серьезное изучение примитивизма в истории мировой культуры. В наивном взгляде на мир человек ищет утраченную "невинность добрых старых дней". Однако было бы ошибочно утверждать, что Руссо стремится подражать примитиву.
Его теория. В своей знаковой работе 1943 года «Джунгли» характерный полиморфизм Лама воссоздает фантастическую сцену в джунглях с африканскими мотивами между стеблями тростника. Возникает потребность законсервировать «наивное» творчество «первозданных» примитивов. в картине Мальчик на скалах, где можно понять, что это – портрет умершего ребенка. С. 8–9).
В цветистый пейзаж «примитивного» искусства прорвался мотив, заимствованный из репертуара официальных Салонов — обнаженная на ложе и художническая интуиция Руссо отреагировала на неожиданность этой встречи сюжетом переполоха в девственном лесу. В 1885 ушел в отставку и занялся живописью. «Хлеб». Руссо был художником-дилетантом. Анри Руссо (Henri Rousseau, 1844-1910) — французский художник-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма.
Святой Иероним, спящий на льве – названия этих работ напоминают нам о Руссо. «Парикмахеры», «Прогулка впровинциальном городе» идругие), провинциальная фотография (портреты Машкова иКончаловского) икона ирелигиозный лубок (религиозные циклы илубки Гончаровой), бытовой лубок (Ларионов), роспись подносов (пейзажи Машкова 1911), рисунки солдат, армейские штандарты (солдатская серия Ларионова). Столь же неясным оказываются термины «народный» или «фольк»-мастер, часто употребляющиеся вместо слова «примитив». Как и любое другое нововведение, примитивизм вызвал большой общественный резонанс.
Его «Муза, вдохновляющая поэта» (1909, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. 3. Повествовательность (иногда скрытая) интерес ксюжетике– событию итипажу «приведение фабулы кживописной форме» (выражение Ларионова).
Истоки примитивизма прослеживаются вживописи середины ХIХвека (Л. И. Соломаткин, В. Г. Перов) вконце века его черты современники находили вработах К. А. Сомова. В одной из лучших картин художника ("Над городом", 1917-1918) молодая пара влюбленных летит над крышами домов, над городом, над миром и звучит песня любви и живет ощущение, что хотя бы миг счастья не зависит не только от земного притяжения, но и от всех жестоких законов бытия мира. Их, бесспорно, нельзя причислить к сознательным примитивистам в духе Клее, Шевченко и др. Обилие мелких деталей наталкивает на мысль о бездумности жизни и напрасной спешке современного мира – это один из самых распространенных авторских посылов ар-брюта.
Важной чертой ар-брюта считается полное отсутствие четких границ между фантазиями художника и реальной жизнью. Проблемы, поставленные в их искусстве на рубеже столетий, остаются актуальными и сегодня. Изобретение парохода и других нововведений в мировой транспортировке в XIX веке принесло коренные культуры европейских колоний и их артефактов в столичные центры империи. По поводу картины «Сон» (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства) Руссо теребили насмешливым вопросом: каким образом красавица на красном канапе оказалась среди джунглей.
1910 серия одноимённых натюрмортов Кончаловского, Машкова, А. В. Куприна, Фалька «Фрукты наблюде» идругие натюрморты Машкова имногие другие), вывеска парикмахерских (Ларионов. Используя Гогена как пример того, что «неправильно» с примитивизмом, эти критики заключают, что, по их мнению, элементы примитивизма включают «плотное переплетение расовых и сексуальных фантазий и власти как колониального, так и патриархального». Руссо служил в парижской таможне, откуда и пошло его прозвище Таможенник. Когда же Руссо спросили, почему же он изобразил её таким образом, он ответил, что «большому поэту нужна большая муза». Уже при жизни в художественном сообществе Франции его высоко ценили за колористическое богатство работ и оригинальные сюжеты (Руссо часто рисует экзотические джунгли, которых он никогда в жизни не видел). Художник умер от гангрены 2 сентября 1910 года в парижской больнице Неккера (фр. ) после того, как поранил себе ногу. Надгробный барельеф на могиле Анри Руссо выполнил великий французский скульптор румынского происхождения Константин Брынкуши.
Этот тезис постоянно обсуждался вларионовском кружке в1911–1912 (Последняя глава неоконченной автобиографии Малевича// Харджиев 1997. Главной «идеологической установкой» неопримитивистов стал тезис опагубности культурного разрыва между европеизированным русским искусством, возникшим при ПетреI иподлинно национальной традицией– иконописью и«искусством крестьян», которая должна стать источником художественного обновления (Эли Эганбюри. Аналогичные явления можно наблюдать в современной литературе или киноискусстве. Последнее оставалось для него камнем преткновения -- он так и не смог научиться следовать законам перспективы. Грустные размышления об идеалах женской красоты навевает его картина Венера, будто пальцем нарисованная на крашеной панели (была событием на грандиозной выставке Москва--Париж в 1981 г. ).
Феминистские постколониальные критики, однако, осуждают тот факт, что Гоген взял подросток-любовниц, один из них в возрасте тринадцати лет. Наталия Гончарова, Михаил Ларионов. Он написал картины Вечер карнавала и Раскат грома, Бедный бес. Одни считали ее подделкой, шуткой, авторство которой приписывалось Дерену.
Картина подверглась глумлению и издевательствам со стороны критиков, но художник продолжал рисовать под всеобщий смех, когда весь окружающий мир назвал его «ребенком» и «дураком». Он начал рисовать и писать красками, по-видимому, около 1880 года, будучи уже вполне зрелым человеком. когда впервые выставил картины в Салоне Независимых в 1885 году. С другой стороны, художник тяготел к официальному искусству и использовал в своих работах приемы парадного портрета, элементы аллегории, которые придавали его образам ощущение величия и вечности («Спящая цыганка», 1897). Постепенно Руссо совершенствовал свой оригинальный художественный метод монументальность рисунка и безупречное владение живописной техникой вскоре увели его далеко за пределы примитивизма. 2. Осязательная материальность, «вещность», «натюрмортизм» (выражение М. А. Волошина).
Необходимо раскрыть своеобразный мир героев пьес Руссо. Действительно, существовали эпохи, определявшиеся высоким искусством профессионалов, когда народное, «примитивное» творчество практически не влияло на современные ему «большие» стили и не соответствовало запросам времени.
Основные особенности направления: 1. Декоративность, красочность (согласно теории Малевича, как проявление специфики крестьянского искусства). Тем самым примитивизм Руссо контрастировал не только с официальным салонным искусством, но и с профессиональными «левыми» направлениями. Правда, приближение примитива к массам во многом иллюзорно: даже народное искусство сегодня оказывается двухслойным – профессионал видит его произведение совсем иначе. Пафос открытия освоения окружающей действительности был особенно силен у американских «примитивных» художников – Эрастуса Филда и Эдварда Хикса. В живописи Шагала причудливо переплетается реальность и фантазия, поэзия и обыденность ("Дачное окно", 1915), гротеск и абсурд ("Я и деревня", 1911), печаль и сострадание ("Зеленый еврей", 1914). Ближе к символизму многозначительно упрощенные образы мещан у М. З. Шагала. Леон Жером упоминается первым среди учителей. Henri Julien Flix Rousseau, по прозвищу Le Douanier, «Таможенник» 1844—1910) — французский художник-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма. Анри Руссо родился 21 мая 1844 года в городке Лаваль (департамент Майенн), в семье сантехника.
Ему действительно удается увидеть мир его глазами. Руссо писал, что у него один учитель – природа. Вотличие от«маньеристической» деформации модерна (Обри Бёрдсли), голуборозовцы искали специфическую «инфантильную форму», особую «детскость» (И. М. Гофман. Антиколониальный примитивизм Хотя примитивизм в искусстве обычно рассматривается как западное явление, структуру примитивистского идеализма можно найти в работе незападных и особенно антиколониальных художников.
Прорисовав карандашом все контуры тропической растительности, он наносил там и здесь мазки различных оттенков зеленого цвета: Руссо сообщил Соффичи, что уже использовал двадцать два оттенка, каждый из которых он прописывал по несколько раз и при их смене тщательно промывал палитру. Его интерес к работам Бонна определялся желанием постичь традиционное. Четвертый этап начинается после Второй мировой войны. Е. До эпохи Рафаэля и открытия масляной живописи).
Он использует резкий диссонанс и громкие, повторяющиеся ритмы, чтобы изобразить «дионисийский» модернизм, т. Е. Отказ от торможения (сдержанность, стоящая за цивилизацию). «Картина излучает красоту, это неоспоримо, — писал Аполлинер. Неопримитивизм. Эволюция неопримитивизма связана собщим движением авангарда отобраза к«знаку».
«Бой быков». Отсюда обращение к«серьёзным» жанрам народного искусства, архаическим формам. Они напоминают нам, что, как и многие европейские мужчины своего времени и позже, Гоген видел свободу, особенно сексуальную свободу, строго с точки зрения мужчины-колонизатора. Почему Руссо, не будучи сам примитивом в прямом смысле этого слова, скажем, представителем низовой городской культуры, обратился к простейшему живописному языку, способствуя открытию «примитивов» художественной интеллигенцией рубежа XIX и ХХ веков.
Нотолько всередине 1900-х вискусстве «Голубой розы» примитивизм становится сознательно выработанной тенденцией, сложившейся врусле символизма иотчасти противостоящей стилистике модерна. : Нико Пиросманишвили. Наряду с искусством первобытных народов творчество Руссо воспринимается как «антиклассика», значительная в своей непрофессиональности. — Спросите у художников, они все единодушны в своем восхищении».
Этим художникам удалось создать собственную идеальную модель мира, опирающуюся на миф (Ноев ковчег, Всемирное братство, Рай, В садах Эдема). Поиск Гоугина первобытным был явно стремлением к сексуальной свободе и это отражено в таких картинах, как «Дух мертвых хранит часы» (1892), «Парау на ча Varua ino» (1892), Анна Джаванерин (1893), Те Тамари Нет Атуа (1896) и «Жестокие сказки» (1902) и другие. Банкет, устроенный Пикассо в честь Руссо на Монмартре, знаменовал собою утверждение новых принципов в европейском искусстве. Руссо был самоучкой его работы представляют собой настоящее примитивное искусство. Они представлены в неких райских кущах, Поэт — с его традиционными атрибутами: свитком и гусиным пером, Муза — в «античных» одеяниях и венке, с благословляющим жестом поднятой руки.
В поле зрения исследователя должен попасть пейзаж с изображением цеппелина и дирижабля «Свобода», запуск которых произвел большое впечатление на парижан, современников Руссо. Неуч в Салоне Независимых (Париж, 1885): без перспективы. Иными словами, хотя Гоген считал, что он празднует и защищает таитян идеализируя и фетишируя их как «других», он укрепил колониальный дискурс и способы увидеть мир своего времени. был построен акведук. Эти художники часто критикуют западные стереотипы о «примитивных» колонизированных народах в то же время, когда они стремятся восстановить доколониальные способы переживания.
Детские пропорции фигурок, неуклюжая, нескладная пластика (П. В. Кузнецов, П. С. Уткин, А. В. Фонвизин) кукольность персонажей (С. Ю. Судейкин, В. П. Дриттенпрейс) имитация «дамского» любительского рисования (В. Д. Милиоти, Судейкин), «простодушие» взгляда наприроду (Н. П. Крымов), наивная сказочность (М. С. Сарьян)– разнообразные проявления этой тенденции. О годах его молодости почти ничего не известно. Его достижения. В XVIII–XIX веках большое число народных мастеров превращается в кустарей изготовляющих наивные образцы религиозной живописи и скульптуры (вертепы, вотивные картины и др. ), снижающие, подчас пародирующие свои высокопрофессиональные прототипы.
Сын провинциального жестянщика, Руссо служил в 1871—1893 годах в налоговом управлении Парижа из-за чего получил впоследствии прозвище «Таможенник». Мир Руссо – это мир образов, не стесненных условностями, рожденный буйной, но наивной детской фантазией и манерой письма художника, где переплелись интенсивный цвет, четкие формы и тщательно выполненные детали («Заклинательница змей», 1907). Московского заочного народного университета искусств (ЗНУИ), художники которого выявляли народные таланты, помогали им в творчестве, организовывали выставки.
Заимствования из первобытного искусства были важны для развития современного искусства. примитивизм позволил соединить новые художественные течения с народной традицией (буйство чистого цвета, орна-ментальность) и с дорогим сердцу любого человека детским рисунком. В древности превосходство «примитивной» жизни в основном находило выражение в так называемом Мифе Золотого Века изображенном в жанре европейской поэзии и изобразительном искусстве известном как Пастораль. Его возможности. Старательный имитатор салонного искусства, Руссо излагает риторические обороты «высокого стиля» языком уличного просторечья и его косноязычье выдает некую правду об обветшалости аллегорического жанра. Детски примитивистский взгляд на реальность присутствует во многих картинах художника. С. 137–139). Неевклидова перспектива и племенные искусства очаровывали западных художников, которые видели в них все еще зачарованное изображение духовного мира.
Его творчество вызывало восхищение Пабло Пикассо и его окружения, где ценили необычное, непринужденное восприятие мира Руссо, совершенно свободное от догм академического общения. Т. 1. А. С. Примитивизм наэтом этапе служит средством воплощения символистской идеи «мудрой простоты» по-детски чистых душ, которые сродни образам Мориса Метерлинка. Стравинский «Весенний обряд», «примитивист», поскольку его программный субъект – это языческий обряд: человеческая жертва в дохристианской России. Истоки модернистского примитивизма Примитивизм получил новый импульс от беспокойства по поводу технологических новшеств, но прежде всего от «эпохи открытий», который ввел Запад к ранее неизвестным народам и открыл двери для колониализма.
Необходимо отметить освоение и утверждение художниками-примитивами окружающего мира, рассмотрев творчество австрийских и немецких «сельских» мастеров (Бартоломеуса Ляммлера и Франца Антона Хайма). Руссо, художник-самоучка, является представителем т. н. наивного искусства. Близкими себе живописцами считал Эдгара Дега, Поля Гогена и Одилона Редона. Одна из его таитянских картин называется «Таитянская пастырская», а другая «Куда мы идем». Для него характерно прямое обращение к примитиву со стороны профессиональных художников.
Лам встретил Пабло Пикассо и европейских сюрреалистов, живя в Париже в 1930-х годах. Ар-брют – важная отрасль примитивизма. В искусствоведческой науке XIX и ХХ веков подчас уделяли недостаточное внимание творчеству «примитивов», отводя им мало места в эволюции современного искусства. Примитивизм – это способ эстетической идеализации, который либо эмулирует, либо стремится воссоздать «примитивный» опыт. 4. Преодоление индивидуализма: сознательная изменчивость авторского стиля (протеизм), приемлемость заимствований ицитат.
Наиболее ярко неопримитивизм продемонстрировали выставки, организованные Ларионовым, – «Золотое руно» (1909–1910), «Бубновый валет» (1910–1911), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), атакже первая выставка «Союза молодёжи» (1910). А в 1861 году, уже по окончании лицея, переехал в Анжер, где работал клерком. М., 1913. Организуются многочисленные выставки примитивистов и примитивов. Примитивизм служит и естественным способом самовыражения художников-самоучек. Пушкина) по замыслу — аллегорический портрет Аполлинера и его возлюбленной Мари Лорансен.
Невозможно и объявить их чистыми примитивами, так как они не были «наивными» народными художниками и, владея всеми элементами «примитивного» языка, которые были либо присущи им органически, либо вызваны к жизни потребностью самовыражения, воплощали «большие» темы. Необходимо также коснуться картин американских примитивов, работавших по фотографии (Эдвин Элмер). «Спящая цыганка» -эта картина была обнаружена в 1923 году, когда работы Руссо еще не были широко известны. Одиночество и растерянность художника-самородка в сутолоке городского мещанства оборачивается на его полотнах философскими раздумьями о месте человека (и вообще живого существа) в мире, его пиры и застолья говорят о радостной мгновенности земного существования.
М. З. «Голубая роза». Первоначально новые формальные приёмы подчинены поиску характерности, служат утрировке иногда шаржированному обострению свойств натуры (портреты Машкова 1909–1910 «Прогулка впровинциальном городе», солдатская серия Ларионова «Царь Максемьян» Татлина).
Признание любых стилистик иих соединения (всёчество). В их лице «народное» искусство перестает быть безымянным, обретает имя. Таким образом намечается путь ксозданию индивидуального либо коллективного «изма». В большой композиции Сон (1910, Нью-Йорк, коллекция Дженис) сочетание реальных и воображаемых пространства и времени предвосхищает опыты сюрреализма. Таким образом, они утверждают, что примитивизм становится процессом, аналогичным Экзотицизму и Ориентализму, как это критиковал Эдвард Саид, в котором европейский империализм и монолитные и унизительные взгляды «Востока» на «Запад» определяли колонизированные народы и их культуры. В 1871-93 гг. Его чертами отмечены произведения Н. С. Гончаровой, Шевченко, И. Ф. Ларионова, П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, Р. Р. Фалька, К. С. Малевича, А. А. Моргунова, В. Е. Татлина, среди художников Петербурга– уЕ. Г. Гуро, О. В. Розановой, П. Н. Филонова, Е. Я. Сагайдачного, И. С. Школьника, атакже уД. Д. Бурлюка, М. В. Ле-Дантю, К. М. Зданевича, М. З. Шагала.
Сам же Руссо объяснял, что его дар отвергли, так как он изобразил «неправильные цветы», вместо гвоздик нарисовал левкои. Причудливость и густота растений облегчали Руссо решение проблемы построения пространства. Он чувствовал себя первым живописцем на Земле, как бы «нарочно» забывая о всей предшествующей ему многовековой истории живописи. Анри Жюльен Феликс Руссо (фр.
После службы в армии устроился на работу в французскую таможню. Он привлек к себе внимание парижского авангарда. Прозвище Руссо – Таможенник – обязано своим происхождением его основной профессии. 1910), вывеска продуктовая (Ларионов.
Шевченко вброшюре «Неопримитивизм» формулировал это так: «Наблюдение иизучение природы для Искусства должно иточкой отправления своего иметь тот или иной предмет Искусства же. В автопортрете «Портрет-пейзаж» (Прага, Национальная галерея, 1890) художник выражает свою мечту о славе, держа в руках палитру с именами своих жен, с наградой министерства культуры на лацкане пиджака за его спиной изображены символы эпохи –Эйфелева башня, флаги Всемирной выставки на паруснике, металлический мост и воздушный шар, подобно которому Руссо поднимается над Парижем. В городских условиях такие мастера являются создателями низовой культуры (лубка, вывесок и т. д. ). Любовь диких животных в клетке. Эта немецкая школа имела своего английского коллегу в прерафаэлитах, которые в первую очередь были вдохновлены критическими писаниями Джона Раскина, которые восхищались художниками перед Рафаэлем (такими как Боттичелли), а также рекомендовали рисовать на открытом воздухе, до сих пор не слышали. Примитивизм – атавистическая тоска о прошлом, тоска по доцивилизованному образу жизни. Его главным признаком было программное опрощение художественных средств, обращение к различным формам примитивного искусства – народного и детского творчества, первобытного и средневекового искусства и т. д. В основе лежало стремление обрести чистоту взгляда на мир, присущую неиспорченному цивилизацией сознанию.
Они самосознательно идеализировали доколоническую Африку, что принимало много форм. Репертуар Руссо был весьма разнообразен. Неопримитивизм врусской живописи ифутуристическая поэзия 1910-хгодов// Русская живопись.
Направление, возникшее в европейском и русском искусстве в начале ХХ века. Об этом писали Библия и древние авторы. Живописью стал заниматься уже в зрелом возрасте, не имея соответствующего образования. В 1886 году Руссо впервые показывает свои работы широкой публике, участвуя в «Выставке независимых». Но, вотличие отназванных направлений, он некультивировал спонтанности, экстатичности интуитивизма втворческом процессе, напротив, – тяготел кканоническому мышлению. Примитивизм (от лат.
В своей более поздней работе он принял более «аполлонский» неоклассицизм, чтобы использовать терминологию Ницше, хотя в своем использовании сериализма он все же отвергает соглашение 19-го века. Примитивисты использовали иобразцы неклассического европейского искусства (С. И. Бодуэн де Куртенэ). Обращение к примитивизму, стремление обрести в первозданных пластах жизни эмоциональную ясность, чистоту мировосприятия свойственны в искусстве конца 19 в. творчеству П. Гогена и мастеров группы "Наби", К примитивизму также относят творчество "наивных художников", не получивших профессионального образования, но вовлеченных в общий художественный процесс (творчество А. Руссо во Франции).
Для этих критиков примитивизм, такой как Гоген, демонстрирует фантазии о расовых и сексуальных различиях в «попытке укрепить понятия примитивности» с «Инакомостью». primitivus – первый, самый ранний), в изобразительном искусстве конца 19-20 вв. М., 2000. Шагал начинал с примитивистского взгляда на мир, с простодушных бытовых сценок ("Роды", 1910), проникнутых духом жизни местечек и маленьких еврейских городков.
Синонимом определения является термин искусство аутсайдеров. Отношение авангардистов к творчеству Руссо носило противоречивый характер. Желание «цивилизованного» восстановить в «состоянии природы» так же долго, как и сама цивилизация. У Шагала светлый и печальный, удивленный и восторженный, растерянно-задумчивый взгляд на мир. Руссо (Rousseau) Анри – французский художник.
Он писал портреты, семейные празднества и официальные церемонии, виды Парижа и его окрестностей, натюрморты, пейзажи с фигурами, военные парады и баталии. Этот этап соответствует расцвету сюрреализма в мировом искусстве. Жюри официального Салона никогда бы не приняло его работы, зато Независимый с радостью «отхватил» работы странного самоучки. Согласно недавним культурным критикам именно культура африканских и океанических островов предоставила художникам ответ на то, что эти критики называют их «белым, западным и главным образом мужским поиском» для «неуловимого идеала» примитива», само условие желательности находится в той или иной форме расстояния и разницы». Руссо, Анри (1844-1910)Французский художник, представитель примитивного искусстваА.
У Бонна он обнаружил эффектное использование черного и белого – эти крайности цвета всегда завораживали Руссо и он широко применял их, особенно в портретах: к черному он обращался, чтобы придать образам большую значимость (вот таким образом почти все изображенные на его портретах одеты в черное). Вывески, написанные на черной клеенке, будто с грустью демонстрируют иронично-упрощенные предметы вожделений человеческих. Руссо, Анри Жюльен Феликс (Rousseau, Henri Julien Felix) (1844 – 1910), прозванный Таможенником (Le Douanier), французский художник. В жанровом отношении эти приоритеты сказывались напредпочтении фигурной композиции (на«низкие» бытовые темы или библейские сюжеты), натюрморта, портрета, реже– пейзажа.
Умер Руссо в Париже 4 сентября 1910. Однако в области эстетики эксцентричный итальянский философ историк и юрист Джамбаттиста Вико (1688-1744) был первым, кто утверждал, что первобытные народы были ближе к источникам поэзии и художественного вдохновения, чем «цивилизованный» или современный человек. Человек и мир становились понятными, радостно-детскими, но игрушечными и утопическими. Руссо не стал «заморачиваться» техникой и законами перспективы, а передавал ее с помощью оттенков интуитивно учитывая изменение цвета по мере удаления от объектов. Он отвечал, что спящая представлена в окружении своих снов. Сюжетную канву пьесы составляет путешествие провинциалов (супругов Лебожек) по Парижу в дни Всемирной выставки.
На выставках возле расположенных в дальнем закутке картин Руссо собирались зрители и громко потешались над простодушным неучем, затевая нечто вроде игры: «кто откроет глубину» Руссо. Как европейское Просвещение. Пробуждение памяти.
Наследующем этапе преобладает поиск пластического «знака», формообразующего модуля, живопись становится раскрашенной плоскостью, уподобляется «идеограмме» (инфантильный примитивизм Ларионова, циклы «Жатва» и«Сбор винограда» Гончаровой, кубистический примитивизм Малевича, серия «рыбаков» и«моряков» Татлина). Принципиальную роль здесь играла опора нанациональную традицию, наобразцы древнего инародного искусства. Подражает рисункам на заборах (с надписями) и лубкам в своей иронической солдатской серии М. Ф. Ларионов.
С. 327). Картины художника Руссо весьма разнообразны по жанрам и тематике. М., 1998.
Кульминацией направления можно считать 1911–1912. Надо думать, к этому восхищению примешивалась и толика зависти.
Тем не менее, Стравинский был мастером изученной классической традиции и работал в своих пределах. Однако это было обретение ценой потери. Фантастические, наивные и непосредственные пейзажи Руссо (Прогулка в лесу, около 1886, Кунстхауз, Цюрих), виды Парижа и его пригородов, жанровые сцены, портреты (Автопортрет с палитрой, 1889-1890, Национальная галерея, Прага Артиллеристы, 1895, Музей С. Гугенхейма, Нью-Йорк) отличаются условностью общего решения и буквальной точностью деталей, плоскостностью форм, ярким и пестрым колоритом. На территории сада расположены 106 скульптур, фонтаны и несколько зданий. «Сон» – таково название последней картины Руссо. Источником вдохновения могли быть деревянная игрушка (Кончаловский. 1.
Так, для Гончаровой, Кончаловского важна впервую очередь декоративно-монументальная организация холста, его архитектоника икрасочная сила. Многие западные художники и знатоки были очарованы этими объектами, приписывая их черты и стили «примитивным» формам выражения особенно воспринимаемое отсутствие линейной перспективы, простые контуры, наличие символических знаков, таких как иероглиф, эмоциональные искажения фигуры и воспринимаемые энергетические ритмы, возникающие в результате использования повторяющегося орнаментального рисунка. Но народный художник-примитив, так же как и «неопримитивист» в духе Клее или Гончаровой, – явления иного порядка, чем творчество Пиросмани или Руссо. Будучи «стадиальным ровесником» французского фовизма инемецкого экспрессионизма, неопримитивизм также стремился косвобождению цвета иформы отакадемических основ инатуралистического видения, прибегал в«неправильному» рисунку иповышенной интенсивности цвета.
Следует подвергнуть критике распространенное представление об «инстинктивном» характере работы «примитивов», заметив, что внутренняя потребность в творчестве лежит в основе всякого искусства.
С этой точки зрения особый интерес представляет пьеса «Посещение Всемирной выставки 1889 года». Крупный художник не вмещается полностью ни в одно направление. Подлинный расцвет русского примитивизма был связан с деятельностью в 1960--1980 гг. Путь к Бастилии для героев Руссо – целое путешествие исполненное радостей и страхов.
Один из таких гениев был обнаружен художниками в Тбилиси 1910-х гг. Новая постройка должна была напоминать место её детства – флорентийский дворец Питти. Аполинер обиделся и не принял подарок. В 1886 году Анри Руссо продемонстрировал четыре работы в Салоне Независимых и с тех пор принимал участие в нем каждый год (кроме 1899 и 1900).
С. 98). Машков, Ларионов тяготеют к«смеховой культуре». Интенсивный и богатый множеством оттенков зеленый цвет оттеняет пестрый колорит фигур. Одним из результатов стал неоклассицизм в визуальном искусстве и архитектуре. В западном искусстве примитивизм, как правило, заимствовал у не западных или доисторических людей, воспринимаемых как «примитивные», такие как включение Павла Гогена в мотивы таитян в картинах и керамике.
Творчество художников-«примитивов» (причем во всех смыслах, которые можно вложить в этот термин) начинает играть в нем одну из главных ролей. Фактически, примитив (особенно сближающийся с детским рисунком) – это стилистическая маскировка экспрессионизма. С. 10).
Малообразованный, не знакомый ни с изобразительной грамотой, ни с историей искусства, он, наверное, навсегда бы остался в неизвестности, если бы не созданное в 1884 году Общество независимых художников, которое отказалось от жюри и открыло двери своих выставок для всех желающих. Другим таким «историцистическим» движением в искусстве было движение Назарянина в Германии, которое вдохновлялось так называемой итальянской «примитивной» школой преданных картин (т.