Одним из ярких примеров сооружений в стиле ампир в России стал Главный штаб в Санкт-Петербурге, архитектор Карл Росси, 18-й век. Яркие примеры ампира в архитектуре можно найти и в России. Со временем ампир перерождается в чистый академизм, теряет способность реагировать на возникновение новых функциональных задач и достижений техники XIX в. Примером может служить здание Парижской биржи (1808, А. Т.
Продолжает делаться мебель, окрашенная в белый цвет, декоративная резьба которой золотится или тонируется под старинную античную (патинированную, зеленую) бронзу. В это время в России большое разнообразие получает мебель для сидения. Скульптор А. -Д. Популярны кресла-гондолы (корытца) имеющие полукруглую в плане спинку, переходящую в локотники, которые часто украшаются резными фигурами лебедей.
оссианизм). Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Копируются трехногие античные табуреты, найденные при раскопках Геркуланума и Помпей. В театре традиционные декорации конструктивисты заменяли подчинёнными задачам сценического действия станками для работы актёров (работы Поповой, А. А. Веснина и др. Стиль ампир возник во время правления Наполеона.
Однако она получается не такой тяжеловесной и прямолинейной. Каррузель в Париже, 1806, арх. В центре будуара ставили зеркало, напоминающее арку размером с человеческий рост. К 1804 г. платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает.
Конструктивизм сыграл заметную роль в развитии плакатной графики (фотомонтажи братьев Стенбергов, Г. Г. Клуциса, Родченко) и конструирования книги (использование выразительных возможностей шрифта и других наборных элементов в работах Гана, Л. М. Лисицкого и др. ). Он знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Роль Бове в создании облика Москвы можно сравнить только с работой К. Росси в Санкт-Петербурге. Во время Отечественной войны О. Бове участвовал в ополчении, а после окончания войны начал восстанавливать Москву. Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля, которые не сохранились проведена реконструкция Красной площади снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров разбит Кремлёвский (Александровский) сад построен Манеж создана Театральная площадь с Большим (Петровским) театром. imperium – власть). Грифоны окрашены в черный цвет, а ваза и некоторые другие резные элементы – позолочены. Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления.
Трактовка форм отличалась сухостью и подчеркнутым рационализмом. По мнению специалистов, особым своеобразием обладал «московский ампир» в стиле деревенских усадеб, который называют еще столичным классицизмом. Родоначальником модерна считают бельгийского художника-архитектора Виктора Орта. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле».
За ней расположилась вторая арка, расположенная под некоторым углом к первой. Ампирный диван, обязательный преддиванный круглый, овальный или прямоугольный стол на одной широкой вазообразной стойке (или в виде тумбы) и несколько расставленных вокруг него стульев или кресел, большое зеркало или картина над диваном в богатой раме из красного дерева или карельской берёзы являлись непременными атрибутами меблировки русского жилища того времени. этот музыкальный инструмент (по существу, рояль) имел вертикально расположенные струны. Классицизм перерождается в тяжеловесный и торжественный стиль ампир (поздний классицизм), очень цельный во всех проявлениях.
Все это может показать Россия и ее музей — Эрмитаж. После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на «египетский стиль».
массивны, прямоугольны, замкнуты. Высокая мебель избегается. В 1802-1813 гг. К началу 1770-х годов значительно меняется облик французской мебели.
В итоге направления разделились. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Но у нее был странный результат. Пио Феди, Италия, базилика Санта Кроче, Флоренция). Прежде всего, ее должно быть много. Входят в моду изделия из стекла или фарфора синего цвета, расписанные красками, в т. ч.
Он также делился на две ветви: столичную и провинциальную. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице.
Это новое направление стиля классицизма начало развиваться в эпоху Директории (1795 – 1799 гг. ), а затем при Консульстве (1799 – 1804 гг. ) и достигло расцвета в период между 1804 (год коронации Наполеона I) и 1813 гг., получив название ампир (от фр. Подобные экраны значительно меньших размеров ставились также перед подсвечниками. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки».
В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера». Давиду. Первоначально этот тип кресел был выработан во Франции как кресло к письменному столу. Как правило, яркая обивка дивана и кресел гармонировала с декором стен. Шею и руки оставляли открытыми. Томира и его мастерской.
Иосиф Бове – 1834 г., ворота были разрушены в 1936 г., восстановление с 1966 года). В центре будуара в виде арки ставили зеркало псише. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами». В своей мебели А. Н. Выдающийся образец кровати этой эпохи – кровать императрицы Жозефины. Основная черта ампирной мебели, в т. ч.
Стены могли быть обклеены панорамными обоями с изображениями фантастических пейзажей. В это время Вена становится одним из ведущих центров мебельного производства, а австрийская аристократия и крупная буржуазия, которая всегда тяготела к богатству и роскоши, тем не менеё обставляла свои апартаменты мебелью весьма изысканной, но простой по форме и не перегруженной бронзовым декором, характерным для французских образцов. Его берлинские постройки – Новая гауптвахта, Старый музей, а особенно Драматический театр с редкостным по качеству интерьером в стиле классицизма – возникают на основе новых принципов, которые предвещают будущее развитие «модерна». в виде «греческого» храмового сооружения периптерального типа. Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен.
Тематика ампира в значительной степени связана с героическими, триумфальными мотивами. Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». Наподобие римских триумфальных арок она имеет скульптурное оформление (Марсельеза), выполненное скульптором Ф. Рюдом. Стены декорируются также пилястрами и полуколоннами. Несмотря на «многостилье», эклектика тяготела к созданию больших городских ансамблей в «русском» или «европейском» стилях (Красная и Лубянская площади, застройка Китай-города).
Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». А в его Турецком будуаре «наполеоновский ориентализм доходит почти до кича.
До этого времени приоритетом аристократических интерьеров был французский неоклассицизм. Характерные архитектурные памятники Ампир в Париже : церковь Мадлен (арх. Авторами были Персье и Фонтен. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I».
Популяризации античных форм способствовали многочисленные альбомы, содержавшие изображения архитектурных памятников. Мебель в стиле ампер отличалась функциональностью, удобством и изяществом. Художественный стиль ампир означал бы «стиль Наполеона», если бы он не стал международным и не вышел за рамки эпохи. Позже в России стали использовать карельскую березу.
Весьма модными были в это время изделия из неглазурованного фарфора (бисквиты), керамика Севрских мануфактур под яшму или под мрамор и каменной массы фирмы Веджвуда в виде различных плакеток с белыми рельефами на античные темы на синем или оливковом фоне, которые развешивались строго симметрично на стенах или которыми декорировались мебельные объекты. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Вначале русская мебель, особенно дворцовая, не свободна от влияния французских и даже английских образцов, но позднеё русское мебельное искусство приобретает самобытный самостоятельный характер.
Авторами были Персье и Фонтен. Пьер Поль Прюдон «Жозефина Богарне» (1805)Ампирный силуэт был создан по типу античных пеплосов и хитонов.
На бывшем пустыре поднялся величественный желто-белый дворец с портиком посередине, двумя ризалитами по бокам и выступающими вперед крыльями флигелей. Гарнитуры были созданы по рисункам К. Росси в 1819 – 1822 гг. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве. В модерне широко применялись как железобетон (теория расчетов которого появилась как раз в этот период), таки металл как конструктивно-декоративный элемент.
Сущность этого стиля была откровенно выражена уже в самом его названии: ампир – от французского «empiere» империя. Обои имеют строгий рисунок, но также делаются с изображениями пейзажей или различных сюжетов на темы египетских походов Наполеона. Он требовал применения больших остекленных поверхностей. Ткани тоже кремовые и белые, преимущественно натуральные: хлопок и шелк.
В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. Иероглефы – почти неизбежный атрибут оформления жилья под Японию. В Европе, таким образом, было две разновидности Ампира: французский и русский.
Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный. Укрепления частей уже не «стираются» и не маскируются, все большую роль играет прямой угол. То, что называют русским ампиром — часть международного явления. Декольте тоже были максимально открытыми.
Анны в Брно. Зданиямсамого различного назначения стали придавать античные архитектурные формы. Им удалось добиться единства решений целых улиц.
Конструкции табуретов были настолько замысловаты, что из них можно было сделать мольберт. Но по сравнению с предыдущими зданиями добавились мотивы выразительной монументальности и воинской силы: массивные портики (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ). В стиле ампир был построен Прадо – музей в Мадриде (архитектор X. де Виланева) кафедральный собор в Остржигоме (1822 – 1856) по проекту архитектора И. Хилда Национальный музей в Будапеште (первая половина XIX в. ) по проекту М. Поллака и многие менее крупные постройки в других европейских странах. -Л.
Бронза применялась для изготовления светильников, часов, статуй, а также в инкрустации мебели, предметов интерьера. Он был мягче и пластичнее. Перед ним раскинулся огромный пустырь.
Стулья делаются проще, чем кресла. Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Шальгрена. Скульптор А. -Д. В России становление и развитие ампира приходится на начало XIX в. и время правления Александра I (1801 – 1825 гг. ). Династия Бонапартов сохранила свою эмблему — золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение и восходили к эпохе Меровингов.
Попав в Россию, этот стиль стал похож в большей степени на римский классицизм, нежели на «наполеоновский» ампир. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806-1808). Мастер представил Ясона в легком движении, словно стремящимся навстречу подвигам и славе.
Ампир был живым созидающим стилем ровно столько, сколько живы были в обществе идеи, его питавшие. Плавные гнутые формы ножек стульев и кресел иногда имеют вид лап льва или грифона. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах».
А. первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже».
Для изготовления гарнитуров используется орех, а также красное дерево. Это было граничит с запретом ввоза в страну красного дерева.
Воздвигаются триумфальные арки на площадях Этуаль и Каррузель, триумфальная колонна на Вандомской площади (подобие колонны Траяна в Риме), дворцы и общественные здания. Особое место в мебельном искусстве принадлежит зодчему К. И. Стоят такие диваны на широких прямоугольных опорах или на ножках, декорированных в виде львиных лап. Мода на все французское появилась еще при императоре Павле. Задние ножки искривлены.
Декор можно смело назвать самой главной деталью в композиции в стиле ампир. Быковский, 1893--95 Международный торговый банк на Кузнецком мосту, архитектор С. С. Она может показаться излишне тяжеловесной и пышной, но, бесспорно, выражает торжественный и помпезный образ этого дворца.
В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Этот, расположенный на угловом участке, шестиэтажный доходный дом напоминает огромную скалу, его оконные и дверные проемы похожи на гроты, а металлические детали балконных ограждений – на причудливые вьющиеся растения. Многие интерьеры украшают колоннами, античными скульптурами, объемной лепниной. Идущий по спирали барельеф изображает события победоносной войны. Бюро богато декорировано золочёной бронзой.
АМПИР (фр. И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи». Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».
Все признаки стиля ампир характерны и Олександрийському театра и улицы зодчего Росси. Его охраняли вырезанные по углам фигуры львов или сфинксов. Продолжают делаться и прямоугольные столы на четырех свободно стоящих ножках, а также столы-консоли на ножках в виде герм, представляющих собой четырехгранный, расширяющийся кверху столб, увенчанный головой или бюстом мифологического персонажа, кариатид, грифонов или мумий, опирающихся на специальные хорошо профилированные подставки-постаменты (цоколи). Украшением поверхностей служат накладки с позолотой или из бронзы. В то время даже скромные кровати представляли собой монументальность, строгость и величие. В 1800 году он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле».
антиками (вазами, скульптурой, посудой и т. д. ). клавишная арфа или клавицериум, в виде большого шкафа, т. к. Вместе с тем в своей теоретической и практической деятельности конструктивисты допустили ряд ошибок (отношение к квартире как к материальной форме, схематизм в организации быта в некрых проектах домов-коммун, недоучёт природноклиматических условий, недооценка роли крупных городов под влиянием идей дезурбанизма). Ампирные канделябры во всем схожи с помпеянскими имеют подставки в виде звериных лап или сфинксов.
В отличие от классицизма его поздние формы отличались композиционной сложностью и богатством декора. Ампирная мода ценила вытянутый силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны. А иногда, над такими лапами помещают фигуры львов, сфинксов или лебедей. Растрелли был построен Зимний дворец в стиле барокко. В этот период подъем переживает и русское мебельное искусство. Он буквально преобразил Петербург, создав в нем ансамбли, до сих пор поражающие своим величием и размахом.
Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI».
Для отделки поверхностей используют натуральное дерево, зеркала, бронзу. Весьма часто потолки, в подражание древнеримским, делаются кессонированными. Россия и Франция были связаны единой судьбой, определявшей многое не только в их жизни.
Война с Наполеоном была главным событием русской истории XIX века. Зеркала помещают на шкафах, зеркалами отделываются потолки ванных комнат. В моде были спальни, оформленные в виде военного шатра. Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета.
Ансамбли Санкт-Петербурга (по проектам К. И. Русский император заказывал для своего кабинета большую картину «Парад старой гвардии», а в составе русской гвардии была создана часть, носившая униформу, сознательно повторявшую форму наполеоновских воинов. Это уже была декларация эклектики. В стилистике позднего классицизма и ампира было построено и несколько усадеб.
Тот же принцип планировки типичен для Детройта (1807), Нью-Йорка (1811) и других американских городов. Одним из прекрасных мастеров русского классицизма и ампира был архитектор А. Н.
empire – империя и лат. В 1806-1836 гг. Но сам император желал больше пышности и великолепия. Апофеозом этого русского направления является кафедральный Исаакиевский собор.
В белый цвет окрашивают потолки, по углам применяют простой декор. Между ёмкостью и полкой установлены зеркала. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Так, на фоне сдержанных форм сооружения проявлялась военная символика древнего мира, а именно изображения доспехов, двуглавых орлов, лавровых венков и др.
Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления.
Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории». Возвысившаяся буржуазия связывала с Наполеоном надежду на возрождение могущества Франции как мировой державы.
Объем зала разделен колоннами на три части. вышло столь же грандиозное «Описание Египта» Ф. Жомара, также иллюстрированное рисунками Денона. Замечательный художник, один из организаторов научной египетской экспедиции Наполеона, создатель Лувра, отец «египтомании», масон и мистик, служивший в молодости при русском Дворе. Появившаяся в это время форма камина имитирует античные древнеримские мраморные надгробья. Типичным примером таких решений стала улица Риволи в Париже. Мебель в «имперском» стиле ампир занимает особое место.
Наряду с другими группами советских архитекторов конструктивисты (братья Веснины, Гинзбург, И. А. Голосов, И. И. Леонидов, А. С. Никольский, М. О. Барщ, В. Н. Владимиров и др. ) вели поиски новых принципов планировки населённых мест, выдвигали проекты переустройства быта, разрабатывали новые типы общественных зданий (Дворцы труда, Дома советов, рабочие клубы, фабрики-кухни и т. д. ). Иной, чем ранее, характер приобретают люстры. Типичная деталь – японская раздвижная стенка и конечно, бамбуковая мебель. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского.
Для вдовствующей императрицы возведен дворец на Елагином острове. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Отмечается зеркальная симметрия. Отделка и меблировка всех помещений велась по проектам Фонтена и Персье. Две империи оказались одновременно и параллельными друг другу и очень разными. Воронихин, А. Д.
Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф. Русская аристократия подражала нравам парижских салонов. Ненадолго появились шелковые платья с длинными шлейфами, вышитые золотом и серебром, широкие кружева и воротники «стюарт». Большой вырез платья при выходе на улицу прикрывали пелериной.
empire — империя) — поздний классицизм эпохи империи Наполеона. Возникновение стиля ампир было выражением идейного и художественного кризиса как следствия разгрома французской революции. Боковины диванов имеют формы на мотив рога изобилия. Он был учеником Ф. Жилли известного своими проектами памятника Фридриху Великому, а особенно Национального театра в Берлине (1797), которым показал связь архитектурной формы с назначением здания. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Композиция ампирного орнамента близка к римским образцам.
И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи». Другим известным архитектором в этом направлении является В. Стасов.
В стремлении буржуазии, победившей и отказавшейся от «королевского» направления, в подражании быту или нравам древних римлян много было театрального или показного. Но «правил» величественный дизайн не очень долго – примерно с 1799 по 1814 год. Однако за рассказом об искусстве скрывается очень близкая русской истории тема.
А. Н. Воронихин все – в С-Петербурге), монументальной скульптуре (пам. Спустя годы Торвальдсен был избран ее президентом. Не изменились формы и используемые породы дерева. Нижний край часто отделывали блестками.
Стены покрывали панорамные обои с изображением африканских лесов или долин. Наиболее значительной личностью был К. Н. Украшением парадных комнат богатого дома служила также т. н. С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». Эти отношения были прерваны войной.
Их шили с высокой талией, под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса. Давиду. Город имеет прямоугольную основу уличной сети, разрезанную широкими диагоналями бульваров.
Они обычно устанавливались в спальне симметрично по обеим сторонам кровати. в эпоху Великой Французской революции и отличался ярко выраженным гражданским пафосом. Особый интерес модерн проявил к оформлению оконных проемов со специфическим рисунком переплетов и заполнявшими их витражами. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Стойки спинки соединяются поперечной доской, обычно украшенной резьбой невысокого рельефа. Но он демонстрирует еще и предметы с более сильным французским акцентом. Ножки часто делали в виде лап животных или птиц.
Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф.
Другим известным архитектором в этом направлении является В. Стасов. В качестве косяков в них используются бронзовые золоченые античные колонны или фигурки «Ники», богини победы. Стиль Ампир в интерьере имеет и некоторые новинки. Для Эрмитажа существует еще один аспект этой истории. Вдохновленные идеями Давидаархитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен выполняли в этом стиле дворцы и усадьбы Наполеона I (Мальмезон, Фонтенбло, Версаль, Лувр и Тюильри). Этот стиль, созданный «под Наполеона», стал важным вкладом в историю культуры, не менее важным, чем военные походы с их яркими победами и мрачными поражениями. Ж. -Ф.
Стоун). Новые черты придал ампиру завоевательный поход Наполеона в Египет. Сервировочные круглые столы, узкие серванты, предназначенные для фарфоровой посуды. Стены помещений окрашивались в пастельные тона – сиреневатые, зеленоватые, жемчужно-серые. В мебельных объектах, выполненных по рисункам А. Н.
Хотя между вернувшимся в моду классицизмом и ампиром можно увидеть схожие черты.
Авторами были Персье и Фонтен. Дополнительными украшениями для головы служили обручи, диадемы или фероньерки.
Менялись своими ролями и целые комнаты. Более строгий характер сохраняла архитектура сооружений гражданского назначения. Стиль Ампир во Франции начала XIX в. своеобразно продолжает традиции художественного Романтизма, начинавшегося еще в середине предыдущего столетия Неоготикой в Англии. Французский ампир несколько отличался от классицизма.
Наряду с техникой набора в мебели широко применяется фанеровка. Балдахин теперь подвешивается на раму, которая крепится к потолку. Это уже была декларация эклектики. Эта мебель хорошо сочеталась с бумажными и ткаными обоями синего, оранжевого и лилового цвета с золотыми узорами.
Но сам император желал больше пышности и великолепия. Стены украшают картины и портреты в массивных рамах. живописи черты Ампир проявились в творчестве Франсуа Жерара (1770-1837), Анн Луи Жироду (1767-1824) и др.
Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. На высоте сиденья рамы стягиваются двумя поперечными брусками. Своими формами и декором она напоминала образцы столичной мебели, но характерными для последней строгостью пропорций, жёсткостью прорисовки отдельных деталей, пышностью и помпезностью не обладала. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». В 1806 – 1836 гг.
Это время называют периодом утверждения воинской славы и имперского величия, реализуемого посредством многочисленных символов и знаков. В классицистическом стиле объемная форма и декор связаны пластично, подвижно они переходят друг в друга, меняя взаимное расположение и функции в общей композиции. так под влиянием раннеромантических течений возникает эстетика историзма и эклектики». Можно расставить в шкафах и на полках наборы фарфоровой посуды. В архитектуре царило засилье эклектики и украшательства.
Ампирные формы, холодно величественные, лапидарные в своей завершенности использовали сторонники академизма даже в конце 19 века (аллегорическая скульптура «Свободная Поэзия», 1877 г., ск. Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Бове. «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820-1830), наступивший после «английского стиля регентства» или «ридженси». Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров.
диванные комнаты, в которых устанавливаются диваны, а на ковре перед ними – т. н. Например, нередко в дизайне стиля «ампир» можно было встретить тумбочки в виде постаментов, умывальные столики в форме треножников, стулья со спинкой имитирующей лиру.
Возможно именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в «стиль Карла X», открывший период собственно Историзма как эпохи «воссозданий». Особенно сильно это было заметно в цветовой гамме. Такой тип конструкции стула или кресла продержался в русской мебели весьма долго. В отделке интерьеров часто используются бронзовое литье, роспись плафонов, альковов.
(в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусстве, плакате искусстве книги, художественном конструировании, дизайне). породы. Белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники. При этом основой его является неоклассицизм с его массивной монументальностью. И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи». Стволы колонн окрашены в цвет стен и имеют золоченые капители.
В гостиных стояли еще и горки с декоративным фарфором и хрусталем. «Фасадная» архитектура эклектики, несмотря на некоторую дробность и монотонную повторяемость деталей, придала фронтальной поверхности зданий большую рельефность и живописность, в ней активно использованы рустовка, формы ордерного декора, богато украшенные наличники, тонко проработанная декоративная лепнина, стукковая скульптура, рельефы и статуи, в том числе фигуры атлантов и кариатид появление эркеров внесло в структуру декора сильные пластические акценты. Для ампира первостепенной задачей являлось величие форм, потому сознательно жертвовали практичностью и удобством. Именно он призван выразить все величие, которое вкладывается в такой дизайн. Всегда эти поверхности подчеркиваются контрастно нанесенным орнаментом (часто рельефным), мотивы которого заимствовались из египетского, греческого, этрусского, римского искусства.
Декоративными мотивами служат весьма популярные в этом стиле различные воинские эмблемы, лавровые венки, гирлянды, орлы, стилизованные лебеди с изогнутыми шеями, грифоны, львы, лиры, листья аканта, меандр, симметричные пальметты и т. д. Стасов (1769 – 1848 гг. ), автор целого ряда интерьеров и мебели Большого Царскосельского дворца в начале 1825 г. Им был создан один из шедевров – т. н. С приходом стиля ампир искусство становится болеё масштабным, монументальным.
Мебель подчинена архитектуре, она монументальна и имеет четкие конструктивные членения. Вместо глухих мягких спинок в большом количестве делаются прорезные ажурные спинки с разнообразным рисунком. Причем если в эпоху главенства классического стиля делались некоторые заимствования из древних культур, то «ампир» иногда грубо копирует те достижения былых цивилизаций, которые могут подчеркнуть мощь и военное превосходство государства. Скульптурная обработка в интерьерах уступает место живописной. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806 – 1808). Его имя ассоциировалось у современников с высшими достижениями мебельного искусства.
Одну из главных ролей в оформлении фасадов, оконных и дверных проемов играл плоский гипсовый лепной орнамент. Оно включило эту вражду (и ее вариант — трогательный союз) внутрь себя, сделало ее конкретным вариантом культурной истории, более долговечной и важной для потомства, чем история политическая.
Росси, В. П. Стасов, О. И. Излюбленными цветами и цветосочетаниями обивки, которую он также проектировал, становится белый цвет с жёлтым или оранжевым, белый с синим или голубым. Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Прием «перетекания» форм из одной конструктивной части в другую (например из ножек в сиденье – в креслах, стульях или же из ножек в закрытую часть комода) постепенно выходит из употребления.
Вместо локотников они имеют высокие боковины с резными колонками. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». Наиболеё ярко стиль ампир проявился в архитектуре.
Но не стоит думать что ампир – это только пышность, богатство и величие. Архитектура 19 века стала олицетворением лаконизма, монументальности и строгой уравновешенности и симметрии частей. Историки рассказывают об этом длинными фразами. Архитектура должна была прославлять и возвеличивать захватническую политику Наполеона. Игра света поддерживалась отблеском свечей в хрустальных люстрах.
В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Русский ампир поразил мир градостроительными решениями. Захаров, М. Ф.
На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Рисунок обивочных тканей обычно был вышит шерстью или выткан золотыми нитями. золотыми и украшенные позолоченными или посеребренными накладками. Достаточно вспомнить Арку Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади, Площадь искусств и Михайловский дворец (ныне Русский музей), здания Сената и Синода или знаменитую улицу Зодчего Росси. За пределами центра Бове построил Градскую больницу за Калужской заставой.
Булле – автор проекта мавзолея Ньютона (1784 г. ) в виде пустотелого шара, Ж. Лекен – автор проектов идеальных сооружении на революционную тематику. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Но в основном ножки идут прямо от подлокотников. Так «русский ампир» разделяется на два вида – столичный и провинциальный.
Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. В франц.
В интерьерах используются светлые тона и позолоченная бронза, что смягчает суровость белого цвета. Казаков, Дж. В России самым выдающимся архитектором ампира был Карл Иванович Росси. Хотя предпочтение и отдаётся красному дереву, тем не менее использовались и светлые породы: Черешня, клён, ясень, лимонное дерево.
Элементы пасторальности, характерные для стиля Людовика XVI исчезают. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Конструкция такого стула состоит из двух плоских боковых рам, каждая из которых образует переднюю ножку, боковую стенку коробки сиденья и заднюю ножку, переходящую в стойку спинки. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах».
Например из бронзы, трактованной по цвету и фактуре согласно античным образцам, делались различные светильники: люстры, канделябры, торшеры. Так, мебель обычно исполнялась на заказ из красного дерева либо ореха. Истоки стиля уходят к Античному Риму с его тяготением к грандиозности и симметрии. стиль цопф. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки».
Термином ампир первоначально определяли искусство Франции периода империи Наполеона I (1804 – 1815) в соответствии с существовавшей традицией именовать периоды художественного развития стили искусства по именам королей и формам правления. Дворянские усадьбы, в подражание императорскому двору, также меблировались в стиле ампир. Опоры и подстолье преддиванных столиков также украшались резьбой или золоченой бронзой. В это время в России работают великие архитекторы: А. Н. Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. В качестве обивки подбирали ситец.
Ф. Степанова, Л. С. Попова) и практичные модели рабочей одежды (Степанова, В. Е. Татлин). Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Элементы резного декора (сфинксы, львиные маски), золотятся обязательно.
следует отличать от более раннего стиля периода александровского классицизма, ориентированного на греческую архаику и французский Неоклассицизм 1760-х гг. В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840гг. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма.
Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Для изготовления мебели используют ценные породы дерева, натуральный мрамор или порфир. С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Жардиньерки нередко имеют форму античных бронзовых алтарей.
диванная комната. Тема «Александр и Наполеон» любима не только историками, но и всеми, кто в России размышляет об отечественной истории. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железо-бетонный каркас). С наступлением эпохи ампира искусство делается более масштабным и монументальным. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле».
Идеология наполеоновской Империи создала некий искусственный Ренессанс, который возрождал не античный дух, но символику и знаки римского военизированного мира — орлов, доспехи, ликторские связки, жертвенные треножники — и присущую римской эстетике торжественную строгость. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Мебельные гарнитуры этого дворца являются примером прекрасного использования волнистого клена и бронзовых накладок – весьма редких украшений для русской мебели, оттеняющих гладкие полированные поверхности этого дерева. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Вкладное сиденье устанавливается между боковыми стенками рам стула на поперечные бруски. Слава превратила его в первого живописца Империи. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия.
Такое сиденье делается трапециевидной формы. Кроме уже известных к тому времени красного дерева, карельской берёзы и ясеня, стали широко применять тополь, волнистые клён и берёзу, мореную грушу и др. Выпуклость спинки плавно переходила в ножку.
Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. С легкой руки Давида эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». Несмотря на напыщенность оформления, украшение помещений следует продумать тщательно. Сонтон).
Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Характерной особенностью застройки Москвы 1870--90-х гг. Этот стиль стал в Америке первым национальным стилем под названием «греческое возрождение». В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром.
Женское тело было хорошо видно. При этом такие элементы могут быть выполнены как полностью, так и в виде резьбы. Они дополнены резьбой, лепниной, золочением. Мебель изготовленная для столицы, более всего похожа на французский оригинал. А картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (1801) исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже (см.
Французские художники создавали эскизы для русских фабрик. Формы добротно изготовленных стульев и кресел имеют хорошие пропорции и изящный абрис.
Томира и его мастерской. Тем не менее, в столь краткий исторический период французский неоклассицизм, выросший на естественном интересе к античности и усиленный идеями Просвещения, успел переродиться в холодный, помпезный, напыщенный искусственно насаждаемый императорской властью стиль. Его придворными архитекторами стали Ш. Персье и П. Фонтен, ранее, в 1786-1792 гг., учившиеся в Италии, в Риме. Ш. Персье и П. Фонтен, 1806), Вандомская колонна (арх. Заказы для провинции (московских помещиков) имеют мягкие формы, они не так нарядны и официальны, отличаются более домашним внешним видом.
В московской архитектуре второй половины XIX в. наряду с «русско-византийским стилем» в крупнейших государственных и церковных постройках и «русским стилем» в общественных сооружениях, призванных выразить возрождение национальной культуры, во многих зданиях (в том числе абсолютно нового типа, таких, как вокзалы, банки, торговые, конторские здания, крупные доходные дома) использовались элементы «европейских», так называемых «исторических», стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика). Ланфана был заложен Вашингтон. Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнамента-листов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. Те же черты характеризуют и Триумфальную арку (арку Звезды) на площади Звезды в Париже (архитектор Шальгрен). В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны) иногда повторявшая древне-римские образцы (арка на пл.
Применяются гирлянды и венки императорские орлы, военные римские доспехи, мелкий позднеримский акант, античный геометрический орнамент (меандр и др. ), фигуры в античных одеждах, вазы, пальметты, лира, маскароны, рог изобилия, подражание помпейским канделяберным композициям, реже – мотивы фауны египетские темы: сфинксы, мумии, обелиски. Пика. Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки, – они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой – началом реставрации Бурбонов (1814-1815). Именно на эти её качества опирался ампир.
Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». Ампир в архитектуре, примеры зданий которого не походили на более «собранный» классицизм, в отличие от предыдущих направлений имел достаточно космополитический характер исключающий в силу своей регламентированности создание местных школ. Русский ампир оказался мягче, свободнее, пластичнее французского и, кроме того, делился на «столичную» и «провинциальную» версию (имеются в виду загородные усадьбы). Преимущественное внимание уделяется художественному наследству императорского Рима.
стало появление монументальных, представительных, нередко перегруженных декором иногда причудливых и вычурных по своим формам зданий, тем не менее достаточно органично «вошедших» в структуру города (Государственный банк на Неглинной улице, архитектор К. М. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф.
В 1761 году с одной стороны площади Ф. -Б. Вот таким образом у ампирной мебели преобладают горизонтальные формы. Величие и настоящая богатая роскошь не могут быть безвкусными.
во всех странах Западной Европы и России, стал завершающей стадией эволюции классицизма. Подобные места для сидения входили в меблировку как дворянских, так и купеческих домов. Рисунок обивки мебели, стены, элементы интерьера, паркет и отделка потолка – все сочеталось и гармонировало между собой.
Мебель в ампире выглядит основательно и эффектно. Она приобретает черты классицизма (стиль Людовика XVI). Но постепенно его ввели в состав гарнитуров для гостиных.
Он был мягче и пластичнее. боковой рамой и вкладным сиденьем.
Потолки выглядят как произведения искусства. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Для форм локотников (боковин) диванов часто использовался мотив рога изобилия. Интерьеры дворцов и частных домов украшаются рельефами по типу древнеегипетских и античных образцов.
еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф. Искусство наглядно показывает это без слов. Наиболее ярким проявлением этой тенденции был проникнутый гражданским пафосом суровый аскетизм проектов К. И. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой французской революции 1789-1794. Строгая симметрия, уравновешенность элементов вот что царит в интерьере ампира.
И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». эстетические принципы современной архитектуры. Искусство превращается в официально-апологетическое, помпезное.
Вместо неё применяется лепка из гипса или левкаса или же резьба из дерева, которые потом или золотятся или красятся в черный цвет или отделываются под старую (патинированную) зелёную бронзу. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Они творчески развивали идеи классицизма, сохраняя при этом стилевую чистоту. Воронихин (1759 – 1814 гг. ), спроектировавший Казанский собор и Горный институт.
Вместо изысканной тонкости стиля Людовика XVI приходят излишняя рассудочность, помпезность и даже пафос. После Египетского похода Наполеона (1798-1799) в искусстве французского Ампира египетские мотивы получили еще более широкое распространение. К ним отлично подойдут конфетчицы и корзинки для фруктов изготовленные из серебра.
Подобное утверждение равносильно тому, как если бы мы сказали, что искусство Древнего Рима – высшая стадия искусства греческих Афин. В своих прическах модницы ампирского стиля подражали греческим и римским образцам – высоко собранные волосы заплетались в косы (также использовалась специальная сеточка). складывается стилевое направление, близкое к французскому стилю ампир.
Наиболее простейшим приёмом при этом станет отделка стен в виде рельефа. Шею и руки оставляли открытыми. Для декорирования широко использовали такие материалы как мрамор и бронзу.
С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу конструирования окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, её логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Особого внимания заслуживает центральная прямоугольной формы плакетка с рельефной композицией Аполлон и музы (по мотивам картины итальянского художника XVII в. Гвидо Рени), а также медальоны с античными головками, фигуры муз изображения орлов, дельфинов, маскаронов. Характерны для стиля ампир большие и маленькие круглые столы и столики на одной ножке, туалетные столики и тумбочки имеющие цилиндрическую форму, симметрично расставлены около кровати с каждой стороны.
Постепенно такие инструменты стали заменяться на фортепиано. Но, вероятно, столь резкая оценка Грабаря объясняется не столько скудностью таланта этих мастеров, сколько ограниченностью стиля.
Искусство было призвано прославлять Наполеона и его завоевания. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Вслед за эпохой александровского классицизма появляется стремление к шику, парадности и монументальности, сочетающееся с мужественностью.
Императорской символикой (орлы, звезда, буква N), дерево использовали красное, для мебели люкс, для мебели проще мастера при работе с местными породами, предпочитали применять корень, который походил по рисунку древесины на красное дерево. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Его фигура выполнена по античным канонам красоты.
Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Важными элементами декоративного убранства зданий становятся портики. Ампир впитал в себя также отдельные древне-египетские архитурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ). Их локотники поддерживаются резными фигурами лебедей, грифонов, львов и пр.
осуществлялось грандиозное 24-томное издание «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам исполненным во время похода бароном Д. -В. Это направление, получившеё название стиля Регентства (Regency) и наступивший после него стиль Георга IV (1820 – 1830 гг. ) зародились еще в классических интерьерах и мебели братьев Адам. Если классицизм настаивал на достоинстве человека и соразмерной этому достоинству архитектуре, то ампир утверждает совершенное превосходство императора (термин «ампир» происходит от французского empire – «империя») над странами и народами. В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. Основное внимание он уделял изучению античной скульптуры и произведений Рафаэля. В 1809-1813 гг.
Наряду с римскими можно заметить и мотивы египетского искусства. Полы настилаются паркетом, составленным из цветных пород дерева. В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840гг. При внешней и внутренней облицовке зданий использовались керамика и майолика. Стиль ампир (или поздний классицизм, как еще его называют) родился с амбициями Наполеона Бонапарта и длился три десятилетия – ничтожный срок для архитектурного стиля. Проекты жилых коммун, фаланстеров (реализованных, однако, в очень незначительном количестве) сохраняли образ и пространственные особенности, характерные для позднего классицизма.
Карло Росси) и величественный Олександрийський столб (арх.
Полы также делаются весьма нарядными из наборного паркета разных пород дерева, рисунок которых соответствует античной орнаментике. Конечно, в интерьере в стиле ампир аристократичность проявляется в демонстрации богатства, но помнить про чувство меры все-таки нужно всегда. Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен.
Подобно мастерам античности Торвальдсен работал в основном в мраморе.
В центре на верхнем выступе бюро установлена бронзовая скульптурная группа из трех мифологических персонажей: Минервы, Клио и Виктории. Наиболее интересным в этом отношении является немецкий архитектор Бруно Таут (1880-1938). В композиции целого и деталей, объемов и планов преобладает симметрия.
– 1849 гг. ). В ампирном интерьере весьма значительную роль играют зеркала. Ножки приобретают круглое или квадратное сечение, они становятся прямыми и стройными. Возникло разделение труда инженеров и архитекторов.
Леду. Возведенная Лепером и Гондуэном мемориальная Вандомская колонна (колонна Великой армии) покрыта листами бронзы, перелитой из австрийских орудий.
Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820 – 1830-х гг. Окна занавешивали или отказывались от них совсем, дабы защитить интерьер от реалий. Ориентировался он на греческие и римские образцы, как и его предшественники веком раньше. По мнению специалистов, особым своеобразием обладал «московский ампир» в стиле деревенских усадеб, который называют еще столичным классицизмом. Его чертами были античные мотивы, продвижение идей Просвещения, строгость и сдержанность.
Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Подобно этому и цилиндр из которого вытекает водопад, стал в другом его проекте архитектурным символом дома управляющего реки Лу. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира».
Его строительство началось в 1819 и закончилось вместе с внутренней отделкой в 1825 году. Одним из лучших мебельных мастеров александровского и предыдущего периодов по праву считается Генрих Гамбс (1765 – 1831 гг. ) и его фирма, которую после его смерти возглавили его сыновья и преемники Пётр Гамбс (1802 – 1871 гг. ) и Эрнст Гамбс (1805. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. В начальный период ампира большую популярность имели большие диваны, стоящие на тумбах, подобных пилонам, опирающиеся на львиные лапы и имеющие глухие локотники (боковины).
резкие, режущие глаз красный, синий, белый – цвета наполеоновского флага. Это — красивая сага. XIX в. ) была заменена на обивку светло-зеленого тона. Тип нового здания, возникший во времена формирования модерна как стиля, – универсальный магазин – наиболее интересен.
В дворянских домах появляется т. н. Антонио Гауди-и-Корнет – самый необычный и своеобразный архитектор стиля модерн. В стране восходящего солнца место для отдыха располагается в центре комнаты. Осип (Иосиф Джузеппе) Иванович Бове (1784-1834) – российский архитектор итальянского происхождения. Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров.
Архитектурность построения мебельных объектов, в т. ч. Иногда он применяет также бледно-зеленые и бледно-сиреневые тона. Все эти фигуры фантастических чудовищ, крылатых женщин, кариатид, герм и атлантов стоят в неподвижных позах, движения их скованы, лица так же неподвижны, как и складки их одежд.
В каждом мебельном объекте массы строго пропорционально рассчитаны, что усиливает и подчеркивает статичную и монументальную их композицию. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Благодаря посредничеству французских архитекторов, классицизм из Европы попадает на американский континент, где в 1791 г. по проекту П. Ш.
Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Фрейденберг, 1894--95). В мебели и гарнитурах преобладают тянутые, вялые волнистые очертания. В свою очередь, цель интерактивного контакта заключается во взаимодействии людей посредством невербализованных средств.
Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. С поздним классицизмом были связаны датчане X. Ф. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Такой стиль стал модным и в высших кругах русского аристократического общества. В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера».
Известен большой гарнитур, выполненный К. Росси в 1817 г. для гостиной Аничкова дворца. Огюст Монферран).
Главным их украшением служат великолепные люстры с хрустальными подвесами. Примитивность содержания и жесткость идеологических установлений сделали Ампир не художественным стилем в полном смысле этого слова, а стилем декорации и даже поверхностного камуфляжа. Ампир — стиль жесткий и холодный. Фонте, – повторение арки Септимия Севера в Риме).
В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Ампир рождает новые типы мебели. Широко использовалось стекло в металлоконструкциях. Для обивки использовали шелк или бархат.
Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах».
Другое, более редкое название Ампира – неоримский стиль. Особенно популярны были венки из лавровых или дубовых листьев, колосьев и живых цветов. В начале XIX столетия эта связь стала еще более прочной и идейно обоснованной, поскольку формы искусства египетской империи времени Рамзесов и древнеримских императоров соединились в художественных амбициях французского узурпатора. Ампир, в отличие от предыдущих стилей имел весьма космополитический характер и исключал, в силу своей регламентированности, возможность создания местных национальных школ, что, впрочем, не помешало России некоторое время спустя создать свою разновидность ампира.
Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками. Однако ввозить в Россию мебель, купленную во Франции было категорически запрещено. меблируются авторской мебелью. Подобная мебель обычно изготовлялась руками крепостных мастеров. Но, что интересно, ампир прижился и даже стал востребованным в России: здесь – в стране, которая тоже расправляла крылья в качестве могущественного государства, также воспевание императорской мощи стало актуальным, только на вершину превозносили, конечно, не Бонапарта, хотя какое-то время империи сосуществовали мирно и французский монарх даже отправлял Александру I изображение «новостроек» Парижа. В интерьерах мебель часто ставится целыми гарнитурами, выполненными из одной породы дерева, причём их цветовая гамма обязательно сгармонирована с цветом других элементов интерьера.
А в его Турецком будуаре «наполеоновский ориентализм доходит почти до кича. Вначале в этом стиле решаются резиденции родственников Наполеона в Италии и их обстановка. Передние ножки прямые точеные, суживающиеся книзу. Для общественных зданий и особняков эклектики характерна отделка интерьеров в различных «исторических стилях» (классицизирующих, неоготическом, «мавританском» и др. ).
Фон заполняется слабо, орнамент располагается но краям поверхности. Диваны, стоящие у стен, столы перед ними и расставленные вокруг кресла образуют строго продуманные симметричные композиции.
Такой экзотический декор лишь усиливал театральность обстановки всего интерьера. В стремлении буржуазии, победившей и отказавшейся от «королевского» направления, в подражании быту или нравам древних римлян много было театрального или показного. «Узел Психеи» красовался на затылке и представлял собой незамысловатый пучок. Центральную часть его спинки украшают фигурки двух грифонов с вазой между ними.
Их мерный ритм создает ощущение торжественности и монументальности. Большое внимание уделялось градостроительной роли крупных зданий, выразительности их силуэта, который заканчивался эффектными издалека заметными куполами или островерхими покрытиями с гребнями. П. Виньйон, 1807), триумфальные арки на площади Звезды (арх. В моду вошли шиньоны, а лоб прелестных дам скрывался под завитой челкой. Такими фигурками ещё поддерживаются подлокотники кресел, если те заканчиваются возле сиденья. Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже 18 – 19 вв. Мебель, выполненная из березы (карельской), применялась в интерьере российских построек.
Локотники кресел часто опираются на резные фигуры орлов, львов или лебедей.
Росси был принят двором и по его проектам строились дворцы всем детям Павла I – построен дворец в Твери для Екатерины Павловны, перестроен Аничков дворец в Петербурге для Николая (будущего царя). кровать-ладья, предназначенная, как тогда говорили, облегчить течение жизни. Бертель Торвальдсен (Bertel Thorvaldsen) (1один из наиболее талантливых представителей позднего западно-европейского классицизма в скульптуре.
Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами. Вся мебель окрашена здесь в белый цвет, а резьба невысокого рельефа позолочена. В стиле ампир кровать предстают в виде роскошного пьедестала, не кем возвышением человека над миром, что было присуще эпохе Наполеона. Кваренги, Тома де Томон, К. И. Японский стиль по свидетельству дизайнеров, самый востребованный сейчас этностиль.
Шинкель развил этот рациональный подход в теории и практике. Золочёные украшения видны и на шкатулке и на шкафу, а также на обложке книги. Предметы украшали аллегорическими фигурками из бронзы.
Прежде всего, это Е. Л. Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. Декоративное убранство фасадов, а особенно интерьеров достигает невероятной изощренности. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута».
В истории искусства наиболее заметное место занимает эклектизм архитектуры середины--2-й половины 19 в., чрезвычайно широко и зачастую некритически использовавшей формы различных исторических стилей (готики, ренессанса, барокко, рококо и др. ) характерно, однако, что этот архитектурный и оформительский эклектизм с его свободои выбора архитектурных и орнаментальных мотивов оказал значительное влияние на становление целостного в своей сущности, но питающегося из самых разнообразных источников стиля модерн. Давиду. Выявляется структура вещи, каждый элемент мебели имеет свои ясно обозначенные границы. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг.
В этом же стиле были построены еще два особняка – Эйтвельд и Сольвейг. С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Материалом для её изготовления служили берёза, липа, ясень. В Англии в период 1812 – 1830 гг. П. Верлен назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI».
В качестве обивки для мягкой мебели и стульев часто применяли кожу и шёлк. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный. Важным предметом обстановки становится клавир. так под влиянием раннеромантических течений возникает эстетика историзма и эклектики». А. стремился приблизиться к античности больше, чем классицизм.
"Русский ампир" был несколько мягче французского. Формы мебельных емкостей: шкафов, комодов, секретеров, бюро и др. "Английским ампиром" иногда условно называют "стиль Георга IV" (1820-1830), наступивший после английского "стиля регентства. Его стихия – это большие открытые пространства и их архитектурная организация.
Росси) и его общественные сооружения (Адмиралтейство по проекту Д. Захарова, 1806-1823, Горный институт по проекту Н. Воронихина, 1806) до сих пор собирают толпы туристов не меньшие, чем Триумфальная арка в Париже. С этой целью вслед за «классицизмом» продолжается обращение к прошедшей проверку временем древней культуре, но упор преимущественно делается на искусство позднего Рима, в меньшей степени – древних Греции и Египта. В он учился в Академии художеств в Копенгагене. Ш. Персье и П. Ф. Л. Формы окон, дверей, лестниц становятся разнообразными чуть ли не до бесконечности. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Эйбушитц, 1898 Сандуновские бани, архитектор Б. В. На фоне темной поверхности мебели и отделки под «золото» общая картина мебели получалась достаточно экзотической, зато как нельзя лучше соответствовала цели произвести впечатление. Стиль Росси легко узнаваем.
Русская ампирная мебель отличается от французской и английской. Убранство помещений поражает своей целостностью, симметрией, законченностью. Оформление интерьеров составляет наиболее сильную и значительную сторону их творчества.
Стиль становится официальным и начинает искусственно «насаждаться» сверху. В моду входят круглые столы-геридоны, жардиньерки-подставки для цветов и столики для умывания в виде античных жертвенников (трипосы). Обеденный столик, рассчитанный на четверых, через минуту превращался в огромный обеденный стол для приема гостей. На полы настилается паркет, в основном, подобранный из цветных пород дерева.
Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Это одно из заимствований из Древнеримской культуры.
Всего же по его проектам были построены или перестроены 13 площадей и 12 улиц. Кроме того используются гермы, выполненные на древнеримский или древнегреческий манер, сфинксы, химеры, крылатые богини Ники и другие фантастические фигуры, симметрично расставленные и застывшие в неподвижных позах. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами». Они спроектировали арку Победы на площади Карусель (1806 г. ) и многочисленные парадные интерьеры. Даже его этюды, серьезные и мастерские, поражают яркой палитрой и праздничным настроением («Головка женщины в тюрбане», музей Эрмитаж). Повсеместно господствовал стиль ампир с его русским вариантом.
Император желал больше пышности и великолепия. П. Верле определил его как "затвердевший стиль Людовика XVI". На смену же пришел довольно помпезный, чрезмерно напыщенный и величественный, но не такой вычурный, как барокко, ампир.
Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Свидетельством этому стали театральные декорации к опере Дж. Это уже была декларация эклектики.
С ними тонко сочеталась мебель новых форм. Часто использовалась раскладная мебель.
Английский интерьер начала XIX века испытал на себе сильное воздействие со стороны Франции. Художественный замысел стиля с его массивными лапидарными и монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, прямым влиянием художественных форм прежде всего Римской империи, а также Древней Греции и эллинизма, был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии13. В связи с предложением идеального города Шо (1785-1804) он спроектировал кладбище в форме круга, собор и домик сторожа в форме шара.
Орта показал себя мастером интерьера. В мраморе создана и одна из самых знаменитых его статуй – статуя античного героя Ясона. Временем второго «Британского ампира» считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг. Элегантная кушетка (рекамье), с плавным высоким изголовьем в форме лебединой шеи или гондолы. В 1793 г. был заложен первый камень в фундамент здания Капитолия (У.
Мотивы эти получили впоследствии большое распространение. Имя ему Виван Денон. Комоды делаются иногда без ножек и стоят прямо на цоколе имеют мраморную верхнюю доску. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Стены затягивались ярким шелком, в орнаментах — круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчелы и звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне. Стиль модерн оказал свое влияние также на строительство Венского метрополитена.
К. Ф. Деноном. В это время весьма модными становятся т. н. Дочь Жозефины продала картины и скульптуры Александру, в Эрмитаж.
Знаменитый дом Эмиля Тасселя (1892-1893), профессора Брюссельского университета, стал своеобразным манифестом нового стиля. Рукомойники приобретают форму жертвенного алтаря (алтаря чистоты) или форму лиры, курительницы делаются в форме урны. После отечественной войны 1812 года ампир появился в России. Россия ввозила блестящие памятники французского мастерства. К инженерам-строителям отошла значительная часть строительства зданий. Направление в русском (СССР) искусстве 1920-х гг.
Тяжелые портьеры, как занавес сцену, прикрывали созданный маскарад, не позволяя реальности разрушить королевство «зазеркалья». С этой целью обычно используют полуколонны и фальшрамки изготовленные из гипсокартона. Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг».
В классицизме преобладают сложные гармоничные сочетания цветов, в ампире – яркие цвета наполеоновского флага: красный, синий и белый. Двигаясь в своих завоеваниях по континенту, Наполеон навязывал придуманный стиль везде. Он был построен в 1858 году по проекту О. Монферрана.
Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу4. Эти отношения были прерваны войной. Само ложе напоминает походную палатку римского полководца с шатром из алого кашемира.
Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Подобные скульптурные украшения иногда делались из бронзы. Подобного единства решения градостроительных задач мы, пожалуй, не встретим больше нигде. или же колоннами с каннелюрами и капителями, завитками и т. п. Возможно именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в «стиль Карла X», открывший период собственно Историзма как эпохи «воссозданий». Так, невербальная (несловесная) речь устанавливает связь, благодаря которой интенсиональные состояния, чувства, желания, мнения, предпочтения, волевые импульсы, неясные побуждения и другие не систематизированные эмоциональные элементы полностью передаются от одного контактирующего человека к другому.
Гладкие прически украшались цветами и красочными лентами, а также разделялись пробором. В первую очередь применяется доведенная до совершенства техника фанерования. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». Бросается в глаза и богатый наружный декор с красочными интерьерами. Росси (1775 – 1849 гг. ), который уже с 1816 г. для возводимых им зданий сам проектирует мебель.
Здесь сохранился почти без изменений центральный Белоколонный зал. Ш. Лепер и Ж. Гондуен, 1810). Общая стилистика интерьера оставляет впечатление некого иллюзорного мира. Шальгрена, 1806 – 37) и на площади Карусель (арх. Триумфальные ворота также были возведены по проекту Бове у Тверской заставы. Считается, что именно он стал делать мебель из красного дерева простых прямолинейных форм, украшенную латунными узкими полосками (тягами), подчеркивающими вертикальные и горизонтальные членения мебельного объекта.
Минину и Пожарскому в Москве, 1804-1818, скульптор И. П. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Они стали художественным завершением парижского диаметра создали главные ориентиры на планe и в силуэте центра города и композиционно замкнули перспективы улиц.
На основе разработок конструктивистов (А. К достижениям стиля ампир можно отнести: Круглый миниатюрный столик на одной ножке (гефидон), а также новые типы шкафов (секретеры с надстройками в виде шкафов для хранения книг). В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». По одному мебель делается парадной, по другому – бытовой, камерной. над постановками В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова). В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древне-римского дома. В архитектуре стиль модерн расцвел бурно и пышно.
Некоторые выразительные элементы ампира получили в американский архитектуре более широкое распространение, чем в Европе. Цвета преобладали яркие: зелёный, синий, пурпурный, золото. По монументальному размаху и торжественности впечатления, производимого аркой Генштаба, Росси во многом превзошел древнеримских строителей триумфальных арок, посвятив свое творение победе русского оружия над Наполеоном.
Паизиелло «Дидона» (1830 г. ), сценографа Антона Радла к опере Антонио Сальери «Пальмира», (до 1852 г. ). Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаической Греции и Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монумент, массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ). Свои корни «наполеоновский» стиль берет в «классицизме» с его строгими канонами, заимствованиями из античности и торжественно-парадной обстановкой, но значительно дополняет его специфическими нововведениями.
В России хранятся подаренный им египетский папирус и роскошная книга его восточных гравюр. Сам Наполеон восхищался «эпосом Оссиана» (стилизацией под шотландский эпос) наравне с Гомером. Эпоха ампира в России была весьма непродолжительной. Он почти не применяет орлиных лап и голов, львиных масок, птичьих крыльев и т. п. Настолько был силен гипноз французской моды.
Это стремление к простоте проявляется сначала в одежде, а затем в мебели и интерьере. Александр наградил его орденом Святой Анны в благодарность за присланные в Петербург предметы искусства. Давид участвовал в первой французской революции, затем, пережив тяжелый кризис, стал прославлять императора Наполеона так же, как до этого – идеалы свободы римской республики. Большую роль в меблировке русских домов начинают играть диваны. Спинкам стульев придается изогнутая форма лиры. Иногда формы античной мебели для сидения заимствуются почти без изменений.
Говорят, что в период дружбы Александра и Наполеона он помогал покупать картины для Эрмитажа, в том числе, якобы, — «Лютниста» Караваджо. Шальгрена. Элементами мебели и интерьера до сих пор служат колонны, музыкальные инструменты (например, арфы), вьющиеся растения. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма. Освоение античных форм стиля ампир носит для каминов характер прямого заимствования древнеримских образцов.
В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера». А. Д. Захаров Горный институт, арх.
Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. В конце века по краям площади стали строить дома и только в 1829 году Росси ее преобразил.
Здания начали отделывать позолотой, а колоннады стали нарядней и масштабней. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». и русской – это строгое подчинение её формообразования законам классической архитектуры: трехчастным делением основного объема на основание (цоколь), тулово (основную часть) и завершающую верхнюю часть, что подчеркивалось обычными для зодчества членениями в горизонтальном и вертикальном направлениях.
Таким образом, с проспекта открывается красивый вид на центральную часть дворца. Это единство противостояло неумолимо надвигающейся эклектике. В ампирном стиле меблируется дворец Жерома Бонапарта в Портичи и т. п.