«Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному.
Такие подарки были в то время обычным явлением1. Это – гимн и природе и человечеству. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту.
Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.
Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис.
Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Сколь приятна для любования. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение.
Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой.
Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погружаясь в созерцание Меркурия. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Она показана простой, тихой и скромной. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.
И, конечно, это породило особое искусство. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Жест заботливый, опекающий. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу.
«Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель.
Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с Древом Познания. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру.
Месяц считался концом весны и началом лета. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера.
А между тем просвет среди деревьев, волнообразной полосой проходящий через всю картину, в правой части ее показывает небо там, где мы ожидали бы видеть продолжение поверхности луга. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. обе выполнены с грацией и выразительностью». Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций.
Возрождение. Картина Боттичелли «Primavera» («Весна») – одна из самых лирических и поэтичных во всей истории мировой живописи, а ее автора нередко называют «художником Весны», хотя он создал немало знаменитых и узнаваемых картин и фресок. Что касается Меркурия, то он, кроме всего, считалсябогом ветра и в этом качестве назывался Зефиром.
Каково же содержание картины. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
Она стала богиней в пышном одеянии. Флоренция. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Но та, словно не замечая, шествует к нижнему краю картины, глядя на зрителя и жестом сеятеля, берущего новую пригоршню семян, опускает правую руку в складки платья, переполненные розами. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл.
Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Фигуры расположены волнообразно.
Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. В 1815-м она попала в галерею Уффици.
В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности.
Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини.
И как поэтично показано превращение. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Но, это неединственноеповторение в картине. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.
Композиционно полотно делится на три части. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Но давайте попробуем. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля.
Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. О том, как весной расцветает природа. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения.
Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли.
Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Все три фигуры символизируют первый месяц весны, которая начиналась с первым дуновением Зефира. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы.
Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Но это не единственное повторение в картине. Италия.
Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Но та, словно не замечая, движется к нижнему краю картины и, глядя в сторону зрителя, как будто, занята посевом, опустив правую руку в складки платья, наполненные розами. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. Картина висела над софой, называемой летуччо.
Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Галерея Уффици. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. В образе Меркурия художник изобразил Джулиано Медичи, а в образе Венеры – Симонетту Веспуччи, в которую, пожалуй и сам он был влюблен.
Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы.
В левой части полотна изображен мифологический герой Меркурий – посланник богов, учитель мудрости, разгоняющий тучи. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Движение в картине устремлено справа – налево.
По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). 203 x 314 см. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен.
Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы.
От его полета согнулись стволы деревьев. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Самый простой вариант— картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него— Семирамида Аппиани. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Картина висела над софой, называемой летуччо.
Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Меркурий (слева) нарциссически красив. Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны.
Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Она не просто богиня любви и красоты. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482 – 1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Картина написана на основе древнеримской мифологии.
Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
Такие подарки были в то время обычным явлением. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Дерево, темпера.
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Зефиром. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер.
Умер Боттичелли в безвестности. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Всё происходящее на картине лишь ее окружение.
У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо.
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). На левом краю картины мы видим Меркурия с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем – жезлом Гермеса, которым он разгоняет облака, чтобы дождь не мешал танцу граций, Меркурий их часто сопровождал, состоя в свите Венеры.
Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Исследователи предложили несколько толкований. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
А май считался не только концом весны, но и началом лета. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. От его полета согнулись стволы деревьев. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня.
На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Движение в картине устремлено справа налево.