Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Посланника богов Меркурия можно также узнать по крылатым сандалиям и кадуцею персонал, которым он отгоняет друг от друга двух змей, чтобы помирить их. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано.
В фантастическом, почти райском саду фигуры или их группы размещены независимо друг от друга. Как будто Боттичелли специально исключил из картины категорию пространства да и, пожалуй, времени тоже. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци.
Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия).
Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. А май считался не только концом весны, но и началом лета.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. И, конечно, это породило особое искусство. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Движение Венеры едва заметно, но направлено оно от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует, судя по всему, Меркурий. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны.
Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Картина написана на основе древнеримской мифологии.
Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. На темном фоне апельсиновых деревьев светлые фигуры персонажей в нежных струящихся одеждах выглядят особенно притягательно их лица и внешний облик, несмотря на божественную принадлежность, очень земные, трогательные. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту.
Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
Исследователи предложили несколько толкований. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.
В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического.
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. В 1537 она была перевезена в Кастелло. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Правда, современники не особенно прониклись новым более аскетичным и морализаторским стилем Боттичелли. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Она не просто богиня любви и красоты.
Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Впереди его ждала и великая слава при жизни, закат и долгое забвение.
Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.
Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Меркурий (слева) нарциссически красив. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Это – гимн и природе и человечеству. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Композиционно полотно делится на три части. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Его поза, жест указывают на то, что он является проводником к Разуму, царящему в небесных сферах. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера.
Ведь это не портрет, не икона, религиозной сюжет, а новое светское искусство, фантазия, рожденная пылким воображением художника. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с Древом Познания.
Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.
Учитывая то обстоятельство, что 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). В левой части полотна изображен мифологический герой Меркурий – посланник богов, учитель мудрости, разгоняющий тучи. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель.
Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.
Но давайте попробуем. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции.
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Каково же содержание картины. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму.
В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.
обе выполнены с грацией и выразительностью». Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. В 1464 Боттичелли открыл собственную мастерскую. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Сандро Боттичелли, настоящее имя Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи родился 1 марта 1445 года вo Флоренции в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи, прозвище «Боттичелло» – «бочоночек» – унаследовал от старшего брата Джованни.
Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля.