Презентация для школьников на тему Скульптура Готики по мировой художественной культуре (МХК). Скачать эту презентацию на тему Скульптура Готики можно на странице.
Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями – системой несущих арок. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины – дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке – ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха.
И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. С начала 19 в., когда для искусства 10 — 12 вв. Он во многом утратил свою сверхреальную природу.
В эпоху готики началось переосмысление образа Христа. м. Башни западного фасада высотой 157 м увенчаны ажурными шпилями из кованого железа (чисто немецкая особенность). Миланский собор (слева), 1386-1418гг. Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители.
Живопись Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. Ей часто посвящаются порталы. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Это Мария и Елизавета.
Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику. Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Именно это несоответствие постепенно усиливалось в развитии готического стиля. Развить кругозор, художественный вкус и эрудицию. Погашение нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены.
Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Святилище перестает быть чем-то недоступным и сокровенным. Стиль готики драматичен, но не мрачен и не уныл. Готическая архитектура— период развития западно- и центрально-европейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднемуСредневековью (с конца XII по начало XVI века). Интерьер храма становился высоким и светлым.
Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой. Основным стимулом формирования готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-кельтских художественных ремесел. Однако название «готическое» сохранилось за европейским искусством позднего Средневековья. Появление во ФранцииГотика зародилась в северной части Франции (Пикардия, Иль-де-Франс) в середине XII века и достигла расцвета в первой половине XIIIв. Центромрелигиозных реформв средневековой Франции было аббатствоКлюни, что в Бургундии, — старейший из монастырей орденабенедиктинцев.
Ученые полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого «романского» зодчества (от лат.
В характеристике святых появлялись человечность, мягкость. Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название «романское искусство» сохранилось. 1270—1288).
C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений. Термин "готика" введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским».
Готический художник передавал тонкие душевные движения, радость и тревогу, сострадание, гнев, страстную взволнованность, томительное раздумье. Используется как в архитектуре, так и в декоративно- прикладном искусстве готики. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. «Готическое» в те времена означало «варварское» в противовес «римскому»: готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям, а значит, не представляло интереса для современников.
По негласному сговору лётчиков, собор берегли как географический ориентир. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло. Скульптура Поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства. Эти элементы присутствовали еще в зданиях романского стиля конца 12 начала 13 века, благодаря достижениям развития инженерного дела того времени, появилась возможность строить более высокие и широкие строения.
Специальные опоры и приспособления для укрепления конструкции, в особенности аркбутаны, сделали возможным строительство высоких зданий без внутренних промежуточных стен с большими оконными проемами. Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер, они следуют непосредственному наблюдению, обращаются к единичному, к неповторимым чертам, обогащают пластику множеством жизненных деталей.
Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Богатейший часослов герцога Беррийского» (рис. Аббатство было построено при короле Эдгаре в10в. Изображения иногда исполнены с подлинным совершенством, с восторгом перед красотой человека. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. Скачать бесплатно и без регистрации.
Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора. Его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Термин готика введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». romanus – римский).
Средневековые зодчие с гениальной интуицией применили здесь закон параллелограмма сил. Отличительной чертой готической скульптуры является тонкое отражение человеческой индивидуальности. Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Статуи сохраняют теснейшую связь со стеной, с опорой. Готический – художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15—16 вв. ). Расцвели ремесла в городах Милан, Сиена, Болонья, Флоренция.
gotico – «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. Столб-устой — мог быть простого сечения или же представлять собой «пучок колонн». Архитектура готического собора – символ бесконечности.
Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. Его заложили около1227года. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Термин «романское искусство» появился в начале XIX столетия.
Фигуры полны бесконечного многообразия и полноты жизни. Солнечный свет, проникая через них, заливает храм целой радугой оттенков. Преподаватель: Гудилина С. И. Слово происходит от итал. С начала 19 в., когда для искусства 10 – 12 вв. Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер.
Простота и изящество четких форм, плавность и чистота контуров, ясность пропорций, сдержанные жесты служили во французской скульптуре выражением нравственной силы, духовного совершенства. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Распространение готической архитектуры из северной Франции в других регионах произошло частично за счет миграции архитекторов, мастеров каменщиков и скульпторов на новые строительные проекты, а так же вследствие конкуренции между епископами, монастырями и соборами. Храм имеет 144 м в длину, 54 м в ширину с общей площадью 6160 кв. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. в которой новые инженерные средства были использованы.
Их образы становятся остроиндивидуальными, конкретными, возвышенное сочетается в них с житейским. Имеет пять нефов и напоминает французские модели. И эта дерзкая мечта реально, ощутимо воплощена в материальной, осязаемой форме. Орнаментальное богатство стало самодостаточной красотой. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями.
слева) около 1411—1416. Формы этого орнамента очень разнообразны: розы, «рыбий пузырь», трилистники, четырехлистники и др. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Они предстают скорее как воплощение деятельной жизни средневекового города.
Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Тенденция к индивидуализации характера и чувств рождает почти портретность Елизаветы Бамбергского собора (1230—1240), с суровыми чертами волевого лица, с мрачно-взволнованным взором.
К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах. Эти соборы не снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Художественный секрет готической архитектуры состоит в том, что ее архитектоника («зрительная конструкция») не совпадает с действительной. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий. В Реймском соборе она даже определяет его внешний облик. Представления о том, что готическое искусство бесформенно и не заслуживает внимания изменились лишь в XIX веке, когда эпоху Средневековья перестали считать «темными веками» в истории человечества. С представлениями о труде связаны и распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка).
Эта линия придаёт изящный изгиб бёдрам, груди, коленям. Вследствие этого он терял чистоту стиля готики, но обогащался чертами других стилей и насыщался образцами искусства (резьба кресел Алонсо Берругете-шедевры прикладного искусства Испании в хоре кафедрального собора). По плану должно было быть две башни на западном фасаде. Если портал был посвящен Христу изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам — Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг — ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) — праведники, вступающие в рай справа — демоны, завладевающие душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже — разверзающиеся гробы и воскресение мертвых. Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени.
Готическая скульптура — органическая часть архитектуры собора. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики — «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове. Бамбергский всадник — воплощение мужества и рыцарской энергии. Скульптура Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора.
Среди уродливых грешников часто находятся короли, монахи и богачи. многие архитекторы стали копировать его, называя этот новый стиль неоготическими. Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон. Статуи сохраняли связь со стеной, с опорой.
Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Нервюра — ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Усилилась роль круглой пластики. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. Башня кафедрального собораКафедральный собор в Толедо— среди крупнейших в Европе.
В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц. Английские короли расширяли и украшали аббатство. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. наместе, где ранее стояли несколько старых церквей.
Система нервюров образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Существует продолжение первой легенды: когда дьявол узнал об обмане, он сказал: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе. ». Стены не ощущаются их как бы и нет.
Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность. Готический – художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15 – 16 вв. ). Его художественный образ, вопреки обыденным представлениям, выражает не математический расчет и рациональную конструкцию, а иррациональную, мистическую тягу души к неведомому, загадочному.
Фигуры умерших в XIII в. стереотипны в своей идеализированной элегантной моложавости в XIV в. они становятся более индивидуализированными, в облике проступают портретные черты. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. Здание представляет собой пятинефную базилику, с планом в виде латинского креста, с галереей деамбулатория (обхода хора) и семью радиально расходящимися капеллами (венец капелл). С готическим зодчеством неразрывно связано и развитие пластики.
В 12 веке большие окна производили удивительные световые эффекты. Средневековые художники страстно любили чистые, яркие, звучные краски. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе.
Сделку нужно было совершить после первых криков петухов. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет).
Мысль зодчих идет к тому, чтобы расширить и облегчить систему сводов. Примерно в 1400 г. Клаус Слутер создал ряд значительных скульптурных работ для Филиппа Бургундского, такие как Мадонна фасада церкви погребения Филиппа, Kartause в Champmol около Дижона, стены Figurationen 1385 или фигуры фонтана Мозе (1395—1404). В характеристиках святых появляются человечность, мягкость. Обман затем вскрылся, но было уже поздно.
В Германии рано появляются конные изображения. Литература: Википедия (Готика) Энциклопедия Кругосвет: Вестминстерское аббатство, Кельнский собор «Знаменитые соборы Западной Европы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли.
В надгробии Филиппа IV Красивого (1327) лицо короля с тонкими бровями и широким приплюснутым носом не лишено своеобразия. В алхимии белая лилия символизировала женский принцип. Фигуры удлиненных пропорций как бы вторят вертикальным членениям архитектуры, подчиняясь динамическому ритму целого, образуя единый архитектурно-скульптурный ансамбль. Аркбутаны бывают двухпролетные, двухъярусные и комбинирующие оба этих варианта. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни.
Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон. Резкие угловатые формы, беспокойные ломаные складки одежд усиливают драматизм образа. Так обозначали европейское искусство X – XII веков. Они рассчитаны на многолюдье, чтобы вокруг кипела жизнь. М. – Белый город, 2004г.
В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Германия В XIIIв. Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. На период миниатюры.
Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Толедо был центром католицизма в Испании, вот таким образом собор постоянно достраивали (зал капитула, ризница, реликварий, даже гардеробный зал).
Тысячи скульптур и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. Это сказалось и в витражах и в миниатюрах и в раскраске скульптур. Со второй половины XIII века пластика соборов становится более динамичной, фигуры – подвижнее, складки одежд передаются в сложной игре светотени. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. Причем в каждом соборе прослеживалась своя тема. Взаимодействие архитектуры со скульптурой и живописью порождало то неповторимое разнообразие впечатлений, которым готика обогащала современников. С появлением светской литературы (рыцарские турниры и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи.
Изначально был задуман такого огромного размера (в нем помещается 40 тысяч человек), что с большими трудностями смог быть частично завершен только к концу XVI в. Строительство началось в 1386 г., а в 1390 г. было объявлено о сборе средств и посильной помощи среди миланцев для ускорения строительства собора. Внутри собор просторен, трансепт почти сливается с продольным пространством. И все это пространство обитаемо – собор и внутри и снаружи населен массой скульптур (в Шартрском соборе около десяти тысяч одних статуй). Наименование «готическое искусство» (от итал.
Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры. Строились и достраивались они долго — десятилетиями, а то и веками.
Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. В «Благословляющем Христе» Амьенского собора его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. В Германии хорошо известны работы Тильмана Рименшнайдера (Tilman Riemenschneider), Вайта Штоса (Veit Sto) и Адама Крафта (Adam Kraft).
Во Франции в это время говорили о стиле пламенеющем.
Среди памятников этого круга наиболее примечательны «Мадонна Жанны дЭврё (1339, Лувр, Париж) — драгоценная статуэтка из литого позолоченного серебра и «Мадонна с младенцем» из Сент-Эньяна (ок. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают.
И с каждой точки собор смотрится по-новому. Так появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна. Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения.
Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. Гениальное решение было найдено посредством абсолютно нового распределения веса свода на опоры (колонны и стены). «gotico»— непривычный, варварский сначала использовалось в качестве бранного. Таким образом, устраняется резкая граница между клиром и посетителями.
Готическая архитектура сменила архитектуруроманской эпохии в свою очередь уступила место архитектуре периодаВозрождения. Сам термин «готика» возник вНовое времякак презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами. Энциклопедия живописи для детей» Наталья Ермильченко. Вотивная пластика, напротив, к началу XIV в. приобрела форму свободно стоящей статуи. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок.
В Германии скульптура была менее развита. Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье. Все же, когда направлявшийся в храм горожанин приближался вплотную к порталу, общая декоративная целостность композиции исчезала из поля его зрения и его внимание привлекала пластическая и психологическая выразительность отдельных статуй, обрамляющих портал и надвратных рельефов, подробно повествующих о библейском или евангельском событии.