Презентация «Архитектура модерна» познакомит с основными принципами и внешними признаками стиля модерн в искусстве рубежа XIX-XX веков. Презентация на тему Модернизм в архитектуре по изобразительному искусству в формате powerpoint. Презентация предназначена для уроков МХК в 11 классе при изучении стиля модерн в архитектуре, а так же на уроках краеведения. Презентация для школьников на тему Модернизм в архитектуре по мировой художественной культуре (МХК).
Конечно, эта терминология является условной. Но «модерн» доказал свою жизненность и демократизм. Именно вот таким образом искусство модерна называют «последним большим художественным стилем»» Емохонова Л. Г. Примеры этого можно найти в немецкой, австрийской, французской живописи.
Удивляет разнообразие люстр, торшеров, ламп, очень любимых модерном и проектировавшихся всегда с таким разнообразием и выдумкой. Еще одним таким памятником является особняк Рябушинского на улице Качалова. Наиболее интересным в этом отношении является немецкий архитектор Бруно Таут (1880-1938). Художники- теоретики начали писать об орнаменте.
Своеобразие стиля знаменитого испанца в том, что появившийся железобетон он использовал для имитациив своих сооружениях сложных органических форм природы, подражая сложным конфигурациям и линиям, свойственным скалам, деревьям, раковин. Романтический образ гигантского здания исполнен динамики.
Перейдем к рассмотрению этих взимопроникновений. Новаторским с этой точки зрения можно назвать магазин «Инновассион», построенный Орта в Брюсселе в 1901 году.
Но это была очень яркая полоса в истории архитектуры. Мотив волны, который часто использовался в живописи, графике и скульптуре (Хофман, Фогелер, Голубкина) и даже в архитектуре (со столба, уподобленного волне, начинается движение вверх по лестнице в шехтелевском особняке Рябушинского), находит в орнаменте очень широкое применение. Немало места уделяет ему ван де Вельде в своей книге «Ренессанс в современном прикладном искусстве» (1901). Рационализм Термин в переводе с латыни означает разумный и этим все сказано. Для новой архитектуры нужна новая орнаментика.
Собственно и Метрополь задумывался как полифункциональное здание. В начале века его появление было встречено шквалом критики. Предмет как бы становится структурно орнаментальным. В ходе реализации проекта в него были внесены существенные изменения. Идейным вдохновителем и лидером направления стал архитектор и педагог Николай Ладовский.
Одно из самых известных построек Гауди — дом Мила, в народе прозванный «Ла Педрера», что означало «каменный». В модерне не найдется резких переходов и грубости в изложении. Он требовал применения больших остекленных поверхностей. В архитектуре царило засилье эклектики и украшательства.
«Модерн» не обладал строгостью классицизма. В архитектуре стиль модерн расцвел бурно и пышно. Разумеется, почти никогда мы не можем полностью отождествить живописное произведение с орнаментом ибо живописная композиция не дает полной симметрии, не пользуется приемом точного повторения определенного раппорта.
Орта показал себя мастером интерьера. Появление этих строительных материалов воздействовало на творческое сознание архитекторов и строителей. При внешней и внутренней облицовке зданий использовались керамика и майолика. Модерн является одним из популярных стилей искусства начала 20-го века.
Примером того, как изобразительный мотив непосредственно перерастает в орнамент, является плакат Яна Торопа, рекламирующий дельфитское масло для салата (Delftsche Slaolie). Модерн пытается переосмыслить железобетон как новый строительный материал эстетически, а не как новое подсобное средство в строительстве. В фасадах зданий, в моделях вещей, в скульптурах у последователей модерна, царили природные, преимущественно растительные элементы. Окна плавно очерченных линий несмело выглядывают из-под железобетонных «надбровий», увитых сложными лепными украшениями. Одни считали его «декадентским» стилем, другие – мещанским. Его появление было обусловлено все тем же техническим прогрессом.
Австря: художник Густав КлмтАнгля: художник-люстратор Обр БердслБельгя : архтектор Вктор Орта (або Хорта, 1861—1947), скло Рене Лалспаня: архтектор Антоно аудФранця: архтектор Ектор Гмар, Росйська мперя : архтектори Федр Шехтель, Петро Бойцов. США: лампи вироби з металу Тффан Лус КомфортУкрана: архтектори Городецький Владислав Владиславович, Артинов Григорй Григорович, Левинський ван ванович, скульптор з Львова Юлан МарковськийЧехя: люстрац Альфонса МухиШвейцаря: художник Фердинанд ГодлерШотландя: дизайн нтер039рв екстер039рв Чарльза Ренн Макнтоша. Головн представникиАльфонс Муха. Мод Адамс в рол Жанни д039Арк. В модерне широко применялись как железобетон (теория расчетов которого появилась как раз в этот период), таки металл как конструктивно-декоративный элемент. Модернизм 20 века использовал другие методы воздействия на восприятие человека. «Стиль модерн» развивается главным образом в архитектуре городских особняков и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. А для сохранения этой непрерывности необходимо знание своего исторического прошлого».
Восхищают своей красотой кабинеты с богато украшенными лепниной потолками. МЕТ, НЬю-Йорк.
Стены помещений окрашивались в пастельные тона — сиреневатые, зеленоватые, жемчужно-серые. Афиша 1909г. Животные, птицы, цветы, листья, деревья – излюбленные мотивы в орнаменте модерна. Его характерной чертой является уход от прямых линий.
Зародившийся в конце XIX века в странах Западной Европы — Австрии, Бельгии, Германии — новый стиль (югенд-стиль, модерн и т. д. ) быстро распространился в России. Ритмика на плоскости в данной ситуации доминирует, определяет образ. Здесь вспоминаются слова Райнера Грюнтера (уже процитированные выше) о том, что орнамент модерна – не орнамент на предмете, а он сам орнаментализирует предмет. Разумеется, все эти «объекты» переходят в орнамент в условной форме, стилизованными, сильно преобразованными сравнительно с тем, какими они выступают в натуре или в многочисленных произведениях живописи модерна. Сохранились витражи, украшавшие лифтовые клетки на каждом этаже.
Возникло разделение труда инженеров и архитекторов. На фасаде, который иначе выглядел бы почти классическим, каменные углы железных оконных «фонарей» выполнены так, чтобы подчеркнуть наличие внутреннего металлического каркаса. Этот круг мотивов вряд ли дает полный приоритет изобразительного искусства перед орнаментом здесь мы имеем дело с такими предметами, которые наиболее естественно могут найти себе место именно в орнаменте. Славянский эпос Мечта — прославить в своих работах славянскую культуру Национально – исторический цикл огромных картин 20 лет «Уже в 1900 году в Париже я был намерен посвятить вторую половину своей жизни работе, которая бы помогала формировать и укреплять чувство национального самосознания», – написал художник в 1928 году, когда завершил «Славянскую эпопею»: «Я убежден, что развитие каждого народа может успешно продолжаться только тогда, когда оно вырастает органически, непрерывно, не отрываясь от своих корней. Декоративное убранство фасадов, а особенно интерьеров достигает невероятной изощренности.
Родоначальником модерна считают бельгийского художника-архитектора Виктора Орта. Мотивы эти получили впоследствии большое распространение. К инженерам-строителям отошла значительная часть строительства зданий.
Чаще всего это женская фигура, волосы. Эксцентричный и специфически декоративный новый стиль использовался для отделки крупных магазинов, которые в это время начинают строиться в больших городах Европы и Америки, символизируя, таким образом, процветание и могущество торговли. Отто Вагнер, выразитель идей «сецессиона», руководитель кафедры архитектуры в Академии пластических искусств, стремился к созданию нового стиля, который избавился бы от повторений прошлого и был созвучен времени.
С ними тонко сочеталась мебель новых форм. Его «Железный дом» — выставочный павильон — был сооружен на строительной выставке в Лейпциге в 1913 году, в виде поставленных друг на друга, постепенно уменьшающихся объемов, увенчанных куполом. И изобразительное искусство и орнамент берут материал из органической природы. И вот, наступил период нового стиля и положение орнамента коренным образом переменилось.
Это течение известно под названиями: «стиль модерн» в России, " ар-нуво" в Бельгии и Франции, «сецессион» в Австро-Венгрии, «югендштиль» в Германии, «стиль Альберти» в Италии, «модерн стайл» в Великобритании, «стиль Тиффани» в США и т. д. Художники начали возрождать орнамент, вскоре восстановили ту его прежнюю роль, которую он играл в любом стиле. Четкая конструкция, удобная и рациональная планировка определили живописную асимметрию объемов. В этом же стиле были построены еще два особняка — Эйтвельд и Сольвейг. Каким образом орнамент сближается с изобразительным искусством, как в него входят живопись, графика и скульптура. Но настоящую революцию модерн произвел в архитектуре.
Другой павильон, сооруженный Таутом для выставки Веркбунда в Кельне и получивший название «Стеклянный дом», представлял собой прозрачный двенадцатигранный объем с большим куполом, состоящим из стеклянных пластин ромбовидной формы. Средитечений модерна его творчество было настолько обособлено, что его выделили особым названием — «антониогаунд». Его творчество, пожалуй, одно из самых противоречивых явлений в европейской архитектуре.
Антонио Гауди-и-Корнет — самый необычный и своеобразный архитектор стиля модерн. Модерн нигде не стал государственным стилем: он оказался слишком волен для официальных зданий. То же самое мы можем сказать о мотиве дерева – символе древа жизни, древа познания.
Знаменитый дом Эмиля Тасселя (1892-1893), профессора Брюссельского университета, стал своеобразным манифестом нового стиля. Например, картина П. Боннара «Пестрая блуза» (1892), где само название картины говорит за себя (модель одета в блузу, орнаментализированную красными, желтыми и белыми квадратиками и прямоугольниками), многочисленные интерьеры с фигурами Э. Вюйара, в которых художник часто изображает обои и декоративные ткани или тем более такие картины Г. Климта, как «Поцелуй», «Саломея» или любой портрет 900-х годов, где одежды и фон превращены в декоративные плоскости. Нет смысла умножать примеры. В результате этого появился новый стиль — модерн. Век «модерна» был очень коротким – с конца XIX в. до начала мировой войны.
Широко использовалось стекло в металлоконструкциях. Формы окон, дверей, лестниц становятся разнообразными чуть ли не до бесконечности. В мебели и гарнитурах преобладают тянутые, вялые волнистые очертания.
Для них не существовало ничего низкого, что не смогли бы они с помощью своей неуемной фантазии превратить в произведение искусства. Им было дело до всего. Стиль модерн оказал свое влияние также на строительство Венского метрополитена. Главенствующее место на фасаде, обращённом к бывшему проспекту Маркса (ныне к Охотному ряду), занимает керамическое панно Принцесса Грёза, выполненное по рисунку М. Врубеля.
В различных конструктивистских течениях исчезло художественно-образное содержание искусства исчезло человеческое и прервалась «связь времён» и, как писал Николай Бердяев в 1917 году «нарушились грани, отделяющие одно искусство от другого и искусство вообще от того, что не есть уже искусство». В противоположность принципу проектирования снаружи внутрь, господствовавшему в XVIII — XIX веках, модерн исходит из необходимости организации внутреннего пространства, поисков оптимальной планировочной структуры здания, определяющей его объемно-пространственное решение и соответствующие внешние формы, что привело к преобладанию асимметричных свободных форм зданий, обогащенных функционально целесообразными элементами — эркерами, балконами, лоджиями, башнями. Ранее этот принцип был воплощен в архитектуре средневековья.
Многие из этих мотивов или в самостоятельном виде или рядом с другими мотивами или вплетенными в более развитой сюжет мы встречаем в произведениях живописи и графики. Сетка каркаса делает почти невесомыми стены с крупными застекленными проемами. Он использовался в строительстве особняков и парадных зданий. Это был необычный для тех времен стиль.
Его появлению способствовало обострение социальных противоречий на рубеже веков. Но следует сказать несколько слов о прикладном искусстве в архитектуре.