6 декабря в Архитектурной школе МАРШ с презентацией своей книги «Андреа Палладио. Семь философских путешествий» выступит Глеб Смирнов. Презентация для школьников на тему Андреа Палладио по мировой художественной культуре (МХК).
Как истинный представитель ренессансной эпохи, подобно многим итальянским художникам, Дюрер оставил после себя значительные теоретические труды: трактат о пропорции и перспективе «Руководство к измерению», «Учение о пропорциях человеческого тела», «Об укреплении и защите городов». Он представляет собой переосмысленный зодчим вариант античного театрального здания. Начинания Яна ван Эйка были подхвачены и использованы целой плеядой выдающихся нидерландских художников XV в. Иероним Босх На рубеже двух веков Иероним Босх (до 1460—1516) связал воплощение по-ренессансному многообразных и острых впечатлений от современного быта, типов людей, мира природы с мрачной и горькой фантастикой, демоническими образами кишащей повсюду нечистой силы. Андреа делал работу, обычно поручаемую подмастерьям: капители, рельефы, фризы. Благодаря глубоким лоджиям фасад приобретает объемность и рациональнуютектонику. Защищая свои принципы, он опять-таки ссылается на античную архитектуру, говоря: «Хотя древние в строениях своих и делали некоторые отступления, но никогда не отступали от правил художества».
И тут судьба свела его с поэтом и драматургом Дж. Интересным и малоисследованным образцом палладиаства в Украине усадьба Браницких в Рудом Селе (Киевская область, сплошная руина). После поездок в Рим в 1545 и 1547 годах он работает над проектом реконструкции Палаццо Публико (начатого в 1549 году).
Х. Мульчер, К. Виц). Андреа делал работу, обычно поручаемую подмастерьям: капители, рельефы, фризы. Андреа Палладио, биография которого прочно связана с Виченцей, получил такой шанс. Андреа ди Пьетро родился, как уже говорилось, в Падуе.
Облик их разнообразен: здесь старики, молодежь, женщины, дети. В оформлении фасадов ряда вилл и городских домов Палладио нередко применял большой ордер (недостроенное палаццо Порта-Бреганзе в Виченце, 1571). Его опыт оказался особенно ценным для зодчих 17 – 18 вв. Фасад украшен открытыми колонными лоджиями в двух ярусах.
На первых порах он осваивает профессию камнетеса, оформляет фризы и капители. при строительстве железнодорожной станции). При возведении других загородных зданий он поступал точно так же. Здесь он смог не только воплотить талан архитектора, но и поработать как создатель города.
Столь характерная для Италии ориентация на античные образцы в изобразительном искусстве и архитектуре Северной Европы дает о себе знать не раньше 16 века. Каждое свое здание Палладио решал наново не только в общем, но и во всех частностях. В 1930-е происходит очередной откат от авангарда в сторону классики и в середине 40-х годов прошлого столетия появляется сталинский ампир, стиль, который, по выражению еще одного автора каталога выставки Вадима Басса, можно определить как «классицизм вне себя» или социалистический маньеризм. Вилла Ротонда в Виченце (начата в 1551 г. ) едва ли не самая известная из всех вилл мастера — является первой центрической купольной постройкой светского назначения.
Палаццо делла Раджоне (сейчас — Базилика Палладио 1546— 1549) в Виченце. К середине 10-х годов относятся три самые знаменитые гравюры Дюрера: «Всадник, смерть и дьявол», 1513 «Св. Тенденции искусства Возрождения переплетены в Дунайской школе с традициями поздней готики. Гончарова, Ф. М.
Но самая знаменитая постройка Палладио, украшенная колоннадой большого композитного ордера— незаконченная Лоджия дель Капитаньо (1571-72) на площади Синьории в Виченце напротив базилики. По совету Триссино будущий архитектор совершил свое первое путешествие в Рим, а по его возвращении гуманист стал его первым заказчиком. Сын каменщика.
Палладио (Palladio собственно – ди Пьетро, di Pietro) Андреа итальянский архитектор. Родился новый тип художника — гуманистически образованного, увлеченного различными отраслями знания. В сознании просвещенного человечества Палладио занимает то же место, что Ле Корбюзье для конструктивизма, а Гауди для модерна: он привёл к финальному знаменателю искания Ренессанса, выразив заветные идеи итальянских гуманистов шершавым языком архитектуры, – это «гуманизм, воплощённый в камне». Т. 2, М., 1937, стр.
К 1920-м неоклассический период закончился и вперед вышло авангардное искусство. В Венеции Палладио по заказам Церкви выполнил несколько проектов и построил ряд церквей (Сан-Пьетро ин Кастелло, 1558клуатр церкви Санта Мария делла Карита фасад церкви Сан-Франческо делла Винья, 1562Сан-Джорджо Маджорена одноименном острове, 1565 «Иль Реденторе», то есть Спасителя, на острове Джудекка, 1576—1592 Санта-Мария делла Презентационе или «Ле Цителле» Санта-Лучия, разобрана в сер. Первые живописные произведения художника датируются концом 1550-х.
Мало того, ему удалось создать канонический стиль, распространившийся впоследствии по всему миру: не только в Англии или Новом Свете отдавали и отдают дань его гению, но и ампирная Москва и Санкт-Петербург и «дворянские гнёзда» в русской глубинке – всё это идёт прямиком от идей Палладио, «архитектора всех времён и народов». Творческое наследие Палладио чрезвычайно обширно.
Средневековая готическая традиция была здесь устойчивее ее влияние заметно сказывалось вплоть до первой трети 16 века, а в некоторых сферах творчества (архитектура, скульптура) оставалось даже преобладающим. Виллы, представляющие собой новый тип зданий эпохи Возрождения, позволяли реализовать новые функции загородного дома, предназначенного для гуманистических целей.
Несмотря на то, что и это здание составляет лишь фрагмент более обширного замысла, оно производит законченное впечатление (ныне снос соседнего дома подчеркнул асимметрию левого угла). Речь идет об уборных. илл.
В одном из флигелей – погреба и амбары, в другом – конюшни. Гуманист Джанджорджо Триссино (1478–1550) стал его покровителем и убедил сменить имя архитектора Андреа ди Пьетро (Andrea di Pietro) на псевдоним Палладио (от греч.
Внутри палаццо устроены анфилады залов с центральным большим залом во втором этаже. Палладио своим чутьем мастера как-то угадал, что многие заказчики хотели бы чего-то иного.
Вилла в Мазере близ Виченцы (1560—1570 гг. ) — одна из наиболее роскошных и хорошо сохранившихся — была построена Палладио для семейства Барбаро (рис. Сблизился с гуманистом Дж. Любая имперская архитектура в той или иной мере – классическая.
Мария делла Презентационе или «Ле Цителле» Санта-Лучия, разобрана в сер. Это первая центрическая купольная постройка светского назначения, основанная на принципе двойной симметрии – все четыре стороны равноправны, входы обозначены четырьмя портиками с пологими лестницам, что позволяет сделать центральный круглый зал композиционным центром не только здания, но и всего участка.
Последняя по праву считается самой абсолютной постройкой архитектора. Умение подчеркнуть гармоничность постройки искусно разместив ее на фоне живописных венецианских пейзажей, пригодилось ему и в дальнейшем при сооружении вилл Мальконтента (1558), Барбаро-Вольпи в Мазере (1560 – 1570), Корнаро (1566) и, наконец, виллы «Ротонда» (или Капра) в Виченце (1551 – 1567). Колонный портик с фронтоном в духе римской архитектуры придавал жилищу человека «храмовидный» характер, тем самым возвышая и личность владельца и будто сам круг его жизни.
– Лаконизм, аскетизм. Столь же наполнена жизненным смыслом разработка цвета и в других картинах цикла. Триссино, одним из последних итальянских гуманистов.
Пестрота цветовых пятен подчеркивает зрелищную остроту этого живописного карнавала. В начале речь шла о том, что жители Венеции не поддались очарованию палладианства. Никакой другой архитектор не был так чужд шаблону и постоянной формуле. Андреа Палладио влюбился в этот прекрасный городок, окруженный рельефными чередами холмов и живописными реками и каналами.
Проектируя церковь и некоторые здания примыкающего к ней монастыря, Палладио верно оценил исключительное градостроительное значение места постройки (план Венеции). Палладио Андреа оказал огромное влияние на развитие европейского зодчества, вызвав к жизни течение в классицизме 17—18 вв.
рис. Но каждая из них глубоко индивидуальна.
Двумя важнейшими сферами его деятельности было строительство городских домов (т. н. Тем более что мальчик остается сиротой и кусок хлеба ему приходится зарабатывать самому. В написанном около 1562 «Триумфе Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте — такое же пустынное море с гибнущими кораблями. Для обмера античных памятников ездил в Верону, Рим, Сплит (Хорватия), Ним (Франция).
Вместе со старшим братом Губертом он начал работу над грандиозным многостворчатым Гентским алтарем, предназначенным для городского собора, но после кончины брата, трудясь еще шесть лет, стал главным создателем этого шедевра, завершенного в 1432 г. Ян ван Эйк опирался на первый опыт правдивого изображения жизни в франко-фламандской миниатюре братьев Лимбург и в религиозной живописи своего старшего современника Робера Кампена, но его собственное искусство обладало и большим художественным совершенством и иной мерой новаторства, основанного на глубоком постижении поэтической красоты и бесконечного многообразия мира. В церковном зодчестве (венецианские церкви Сан-Джорджо Маджоре, 1565 – 1580 и Иль Реденторе, окончена в 1592) Палладио сумел соединить мотив античного портика на фасаде с архитектурным типом базилики.
По проектам Джакомо Кваренги в Украине построено усадьбу Камбурлея М. И. Иероним» и «Меланхолия», 1514 (резец, гравюры на меди). Судя по размерам двора, выполняющего и хозяйственные и «представительские» функции, в поместье должна была кипеть деловая жизнь и развлечения. Андреа делал работу, обычно поручаемую подмастерьям: капители, рельефы, фризы. Более того, расхождения в оценке мастера не уменьшаются, но скорее возрастают. XIX в. при строительстве железнодорожной станции).
Фасад украшен «парадным» коринфским ордером. Кальдоньо в Кальдоньо, ок. 52, 53). Там же Палладио Андреа возвёл многочисленные дворцы (палаццо: Тьене и Кьерикати, см. Одним из первых создал проект театрального здания нового времени (театр Олимпико в Виченце, 1580-85, окончен Скамоцци), в котором сочетал форму амфитеатра с оптически иллюзорными декорациями сцены.
Дважды пытался оттуда сбежать— вторая попытка, в 1524г., была удачной и Палладио перебрался в Виченцу же на работу в мастерскую Сан-Бьяджо в квартале Педемуро. Корнаро-Габле в Пьомбино, в 30км от Венеции, 1552 – 1553гг. Ее ядро составляет выстроенное еще в XV в. палаццо делла Раджоне (ратуша), включавшее огромный зал (52х21 м), расположенный над сводчатой лоджией. Строительство Лоджии дель Капитаньо (1571), расположенной напротив Базилики в Виченце, совпало с победой венецианцев над турками в битве при Лепанто и потому не случайно своей композицией она напоминает римскую триумфальную арку (в рельефах боковых фасадов изображены взятые у турок трофеи).
Человечество перед лицом Смерти предстает как бессильная множественность слепых частиц в царстве бессмыслицы, жестокости и всеобщей гибели. И в этом его гениальность, так как «с первых шагов своей деятельности Палладио не следует пассивно за археологией, но борется за познание главной сути композиций римлян, чтобы проникнуть в глубину существа архитектурной формы и выходит из этой борьбы обогащенным, но не покоренным, продолжателем, но не подражателем». Дж. Сарего в Санта-София ди Педемонте (Верона), 1552/1553 (. ) – 1569гг.
Но свою задачу архитектор выполнил с блеском. Осень, Охотники на снегу. В произведениях середины 1560-х Брейгель предстает уже абсолютно иным мастером. Палладио успел построить малый объем дворца Порто (или Каза дель Диаболо) на 2 окна и на 2 этажа, как заказчик приостановил строительство. получил титул «виднейшего гражданина Венеции» («прото делла Серениссима»). Зима (все — Вена, Музей истории искусства) и Жатва.
Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности (нон-финито) начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты. В начале XX века к нему обратились неоклассики, а в России его влияние продолжилось до середины века – архитектура «сталинского классицизма» строилась по канонам Палладио. С помощью Триссино Палладио начал изучать архитектуру в 30-е годы, что было граничит с поездками в Верону (1538-40), Рим (1541-47, 1550, 1554) и другие города. Работая в мастерской архитектора-скульптора Джованни да Педемуро, куда обращались для выполнения своих моделей архитекторы, приглашавшиеся в Виченцу в связи с перестройкой Базилики, Палладио, по-видимому, уже с 1538 г. приобщился к этой увлекательной работе: его модель, выполненная к проекту, представленному в 1546 г., была принята после того, как были отвергнуты советы и предложения таких крупных мастеров, как Скарпаньино (1532 г. ), Сансовино (1536 и 1538 гг. ), Серлио (1539 г. ), Санмикели (1541 и 1542 гг. ) и Джулио Романо (1542 г. ). В палаццо Кьерикати, начатом в 1550г, соединены черты небольшого дворца и общественного сооружения, элементы лоджии и палаццо.
Среди них были тонко чувствующий гармонию природы и человека Лукас Кранах Старший (1472—1553) и наделенный огромной силой воображения Маттиас Готхардт Нейтхардт известный под именем Маттиас Грюневальд (ок. – Отсутствие пышных деталей. Глубокий план с двумя дворами был разработан Палладио и для палаццо Вальмарана (1566 г. ), заслуживающего особого внимания необычной и смелой композицией фасада (рис.
С 1524 занимался резьбой по камню в Виченце. Форни-Коста в Монтеккьо Прекальчино (Виченца), 1560-е (. ) и ряд других (некоторые разрушены в последующие века). Их сближает не только общность композиционного построения, но и фольклорность сюжетов. Ранние палаццо в Виченце (палаццо Тьене, 1550—1551 Изеппо да Порто, 1552 Вальмарано, 1566) ещё близки флорентийским палаццо XVв. Хотя несколько очень значительных построек он там смог возвести. илл. ), Палладио Андреа, совмещая на фасаде большой ордер с малым, сумел органически соединить мотив античного храмового портика с базиликальным внутренним пространством исполненным ясного покоя.
Все изображенное насыщено «скрытым символизмом», предметы и их сочетания имеют иносказательное религиозно-нравственное значение. Пору расцвета искусства немецкого Возрождения часто называют «эпохой Дюрера». Палладианство). В куполе было сделано большое отверстие по центру.
46, 50). Альберти. Для обмера античных памятников ездил в Верону, Рим, Сплит (Хорватия), Ним (Франция).
Под «принципиальной стороной» здесь, видимо и понимается композиционное мышление. Родился в Падуе, бывшей в то время частью Венецианской республики, в семье мельника Пьетро «делла Гондола» (Pietro «della Gondola»). После того, как Палладио было поручено строительство Базилики, он был буквально завален заказами. при строительстве железнодорожной станции). Палаццо не было закончено и в конце XV в. начало разрушаться.
Об истории искусства родины рассказал в своей книге о художниках Карел ван Мандер. Так, город Виченца имеет 12 сооружений, полностью или частично выстроенных Палладио. Начал непосредственно заниматься архитектурой, участвуя в строительстве задуманной Триссино виллы Криколи (1537 г. ) и строя виллу Годи в Лонедо (1540 г. ). К раннему периоду творчества Палладио относятся проекты вилл Годи в Лонедо (1540) и Пизани в Баньоло (1544). – Большое развитие получила книжная графика, гравюра. Триссино, под руководством которого начал изучать архитектуру и получил гуманистическое образование.
Сблизился с гуманистом Дж.
Первое значительное произведение Палладио Андреа— так называемая Базилика в Виченце: Палладио Андреа обстроил дворец Раджоне 13 в. мраморной двухъярусной аркадой (начата в 1549), сочетающей римскую величавость с венецианской свободой и ритмическим богатством. Развивая почти все сложившиеся до него разновидности палаццо и добавив к ним много новых, П. добивался естественной связи фасада с планом (преодолевая контраст фасада и внутреннего двора, характерный для палаццо Высокого Возрождения), а всего здания в целом – с городской застройкой. Это — Фламандские пословицы (1559, Берлин, Гос. Гоголя, И. А.
Примечательна также внутренняя архитектура богослужебных зданий. Планировка улицы и двух главных площадей заданы им и рассчитаны на восприятие человека.
Работал в Виченце, Венецианской области и Венеции. В своих гражданских постройках, нередко с так называемым большим ордером, Палладио добивался естественной связи фасада с планом (преодолевая характерный для палаццо Возрождения контраст целостного фасада и пластически расчленённого аркадного внутреннего двора), а всего здания в целом – с городской средой. Верхний проем освещает не только зал, но и лестницы.
Отличительные черты: – Связь с протестантизмом. Портики оформлены в соответствии с ионическим ордером. Триссино получил архитектурное и всестороннее гуманистическое образование. Кураторы отказались от соединения творчества мастера и его последователей в цельное понятие, но и предостерегли от их полного разграничения среди тех, для которых Андреа Палладио стал «вечным современником», главное место заняли работавшие в Британии и России архитекторы: Иниго Джонс, Лорд Берлингтон, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон и Николай Львов.
Дж. Можно сказать, что Палладио рассматривал стену как предельно сомкнутый строй колонн. Их архитектура полна то чарующей интимности и уюта (Вилла Пьовене и Годи в Лонедо, Сарачено в Финале), то спокойного достоинства (виллы Фоскари в Мальконтента, Корнаро в Пьомбино, Пизани в Монтаньяна), то благородного, лишенного всякой претенциозности богатства (Бадоэр, Барбаро в Мазере). В виллах Палладио особенно замечательно проявилось его умение искусно сочетать архитектуру и природу, превращая пейзажное окружение в естественную среду обитания человека (для венецианцев это было особенно значимым, так как сама Венеция лишена зелени). Подлинным шедевром Палладио является театр Олимпико, сооруженный для открытой им Олимпийской Академии в Виченце (1580—1585, окончен В. Скамоцци).
Палладио создал не только новый тип городского дворца, но и сельских усадеб, что предопределило распространение его композиционных приемов в архитектуре стран Северной Европы в двух последующих столетиях. илл. Но он сам не подозревал, что его истинную славу составит другой город. Палладио возмущается «чудными витушками и кудрявыми украшениями», которые противны здравому вкусу.
Голубев предлагает три способа классификации композиций Палладио. Примеры он берет из различных памятников греческого и, главным образом, римского зодчества и еще в предисловии указывает: «А так как для сих строений весьма мало древних примеров находится, то предложу я свои собственные чертежи домов, мною построенных сообразно наставлению, оставленному нам Витрувием». Об этих гравюрах написаны тома исследований. вилл.
В этих условиях становится понятным, что в центре интенсивной духовной жизни венецианских гуманистов оказались искусства и наука, а эстетическая мысль, в значительной мере связанная с процветавшей здесь музыкой, обратилась к исследованию гармонии, пропорций и других внеисторических «вечных» закономерностей. в Хотени, собор Спасо-Преображенского монастыря города Новгород-Северский (сохраненный, действующий). Ездил в Верону (1538—1540 гг. ), в Рим (трижды, с 1541 по 1547 г., затем в 1550 и 1554 гг. ) и другие города, где обмерял античные памятники и современные сооружения и выполнил киворий в церкви римской больницы Сан Спирито. и его современников (Леон Батиста Альберти, Джулио Романо, Дж.
Иеронима видели писателя-гуманиста, ученого новой ренессансной эпохи. Колорит теперь строится на крупных цветовых пятнах первопланных фигур.
Первая книга посвящена учению о материалах, общим предписаниям и учению о пяти ордерах, вторая – частным зданиям в городе и сельской местности, третья – улицам, мостам, площадям и базиликам, четвертая – античным храмам в Риме, Италии и вне Италии (куда включены и современные Палладио постройки). – Художники одновременно художники и гравёры. И если Москва – Третий Рим, то Петербург – Четвертый: «Идеалистическое русское палладианство – это архитектура мечты: мечты о Риме, Империи, Европе, величии и покое, законности и свободе», – пишет в своей статье к каталогу выставки Василий Успенский. Уже в этой постройке проявились черты, ставшие характерными для творчества архитектора.
Дж. Палладио подчеркивает в трактате инновационных характер своих работ. Одновременно с Дюрером и вслед за ним выступила плеяда крупных художников.
Нидерландская школа живописи 15 в. отмечена пристальным вниманием к деталям, пониманием ценности каждого явления, общим ощущением одухотворенности, разлитым в воздухе (Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден некоторые мастера этой школы работали при бургундском дворе). Это родная природа, увиденная не только глазами, но и духовным зрением тех, кто изображен вблизи (озябшие охотники, спешащие в свои теплые жилища усталые пастухи, что гонят стадо к дому косцы возле тучных хлебов и т. д. ).
В XVI в. расширение культурных связей с Италией способствовало распространению в Нидерландах эклектического течения «романизма», стремившегося соединить нидерландские традиции с опытом итальянского (особенно римского) Ренессанса, а затем и маньеризма. По возвращении домой Дюрер несомненно под воздействием итальянского искусства пишет «Адама» и «Еву» (1507), в которых выражает свое национальное понимание красоты и гармонии человеческого тела.
В декоративном решении применяется скульптура. Фасад украшен открытыми колонными лоджиями в двух ярусах. Где уж тут место палладиевским принципам гармонии и созерцательности. Организм древней архитектуры он изучал солидно, терпеливо, внимательно и бескорыстно. Скрыть готическое здание ратуши, где заседают городские власти, за выполненным в классическом стиле фасадом, превратив его в римскую городскую базилику, означало для Палладио решить облик такой важной части города как центр, одновременно и в классическом и в современном духе.
Поскольку совершение богослужений является одной из сторон жизни города, внешний вид церквей определяется их местоположением в пространстве, в городском окружении. Триссино, участвуя в строительстве его виллы в Криколи (Венето) под руководством последнего получил архитектурное и разностороннее гуманистическое образование. Крылатая женщина в окружении атрибутов средневековой науки и алхимии: песочных часов, ремесленных инструментов, весов, колокола, «магического квадрата», летучей мыши и пр. Среди многочисленных (около тридцати) вилл, построенных Палладио в окрестностях Виченцы и соседних городов, встречаются и скромные усадьбы (виллы Эмо, Дзено, Сарачено, Пойяна) и роскошные резиденции (Мазер, Триссино в Меледо, Бадоэр) (рис. Так, он неизменно прибегал к ордеру для осмысления другой тектонической системы — стены. Палладио построены дворцы: Кьерикати (с 1550 г. ), Порто-Коллеони (около 1550 г. ), Тьене (1550—1551 гг. ), Изеппо да Порто (1552 г. ), Вальмарана (1566 г. ), Порто-Барбарано (1570 г. ), Порто — позднее Бреганце (1571 г., неокончено) в Виченце дель Торро в Вероне (1551 г. ), Антонини в Удине (1556 г. ) виллы (кроме указанных выше): Черато, Муццани около Пизы, Ангарано около Бассано (1548 г., разрушена), Тьене в Квинто (нач.
30 ноября 1508 года в семье простого мельника в г. Падуя родился мальчик, назвали его Андреа, от отца он получил второе имя – Пьетро и фамилию – делла Гондола. Триссино, который приблизил к себе будущего архитектора, придумал для него псевдоним Палладио (по имени вестника Афины Паллады в эпической поэме «Италия, освобождённая от готов» Триссино, законченной в 1547 году), дал ему гуманистическое образование, привил вкус к классической античности. В архитектуре, в частности, барокко проявлялось в пышности и вычурности декора. В обоих случаях он создал прекрасные образцы сочетания архитектуры и природного ландшафта. Художественный язык усложнен, аллегоричен.
Самые ранние картины исполнены в конце 1550-х — 1560-м. Россия наконец-то обрела свой европейский облик и он палладианский. Проблемы ориентации оказываются напрямую связаны с выбором участка. Стиль Палладио был необычен и восхитителен.
На автопортретах Дюрера видно, как от фиксации узкоконкретного (портрет 1493 г. ) он идет к созданию образа более цельного, полнокровного исполненного явно под влиянием итальянских впечатлений (1498) и приходит к образу, полному философских раздумий, высокого интеллекта, внутреннего беспокойства, столь характерного для мыслящих людей Германии того трагического периода истории (1500). А. Г. Габричевский, Альберти-архитектор — в кн. : Л. Б. Это квадратное в плане здание с ионическими шестиколонными портиками на каждом фасаде. Палладио Андреа прославился также трактатом «Четыре книги об архитектуре» (1570), где описал осуществленные и неосуществленные замыслы изложил систему ордеров и реконструкции памятников античного зодчества (истолковав в ренессансном духе Витрувия) кроме того, Палладио Андреа опубликовал трактат «Римские древности» (1554) и «Комментарии к Юлию Цезарю» (1575). Так он попадает в круг людей, которые и определят его судьбу.
Внутри палаццо устроены анфилады залов с центральным большим залом во втором этаже. Палладио (Palladio собственно — ди Пьетро, di Pietro) Андреа итальянский архитектор. 1558 – 1566 (. ) гг. Луки с 1551) и Брюсселе (с 1563).
Когда Андреа подрос, он женился. (см. Вот и в молодой советской стране она оказалась востребованной.
Впоследствии в своем эпохальном труде «Четыре книги об архитектуре», которым архитекторы будут пользоваться еще на рубеже XVIII-XIX веков, Палладио писал, что архитектор обязан соблюдать три принципа: принцип удобства или пользы, принцип красоты и принцип долговечности. С 1558г. Третий был осуществлен в 1798 году дворянином Николаем Львовым.
Собственно Возрождение началось в Германии на рубеже 15 и 16 вв. Палладио хочет придать ей облик величественного города в память о римском происхождении.
Весна, Возвращение стад. Уже в ранних постройках (так называем. Создавая в Венеции церкви Сан Джорджо Маджоре (1565–1576) и Иль Реденторе (1577–1592), Палладио отошел и от традиционной планиметрической схемы построения христианской культовой архитектуры. Джорджо Маджорена одноименном острове, 1565 «Иль Реденторе», то есть Спасителя, на острове Джудекка, 1576— 1592 Санта. Постановки Ренессанса также были связаны с реставрацией античных комедий и трагедий.
47). 48, 51). Палладио заставил ожить забытое зодчество античности и зазвучать по-новому. Внимательно изучая «Десять книг об архитектуре» Витрувия и развив его идею дома с атриумом и перистилем, зодчий создал новый тип городского дворца— палаццо.
Некоторые здания достроили его ученики. Искусство стран Северного Возрождения граничит с готикой, национальной традицией. Дж. Двумя важнейшими сферами его деятельности было строительство городских домов (т. н. В XV в., начиная с творчества Яна ван Эйка, она опережала живопись всех стран Европы, кроме Италии в XVI в., отличаясь необыкновенным разнообразием, обилием мастеров разных местных центров, общим высоким художественным уровнем, она выдвинула лишь одного великого художника — Брейгеля, но зато подготовила почву для нового блистательного расцвета искусства во Фландрии и Голландии XVII в. Основателем нового направления в живописи Нидерландов, которое на протяжении столетия осуществляло переход от готики к Ренессансу, все шире распространяя в среде художников свои завоевания, был Ян ван Эйк (1390—1441). Нидерландский художник и рисовальщик.
Андреа уже в 13 лет стал помощником в мастерской резчика по камню. палаццо или дворцов) и загородных резиденций (вилл). В соответствии с требованием города Палладио открыл часть первого этажа для общего пользования и, развернув строительный объем здания по фронту неглубокого участка, оставил место для сада и в то же время сумел придать небольшому дворцу импозантный образ общественного сооружения (ныне здесь закономерно разместился городской музей).
Именно под этим прозвищем Андреа ди Пьетро было суждено войти в историю. Портреты цельны по композиции, пластичны по форме. 1559 – 1565гг. Третья гравюра — «Меланхолия». Андреа изучает труды Витрувия, а также различные трактаты по искусству и архитектуре. В его проекте не чувствуется органической связи зрительного зала со сценой: план амфитеатра насильственно ограничен общим прямоугольником театрального плана.
Его имя стало мифом. Здание сегодня является объектом, охраняемым ЮНЕСКО и важным украшением города. сделал классический язык архитектуры общедоступным и универсальным.
Некоторые произведения сохранились лишь в копиях, большинство же утеряно навсегда. Чехов же в своем «Вишневом саде» и вовсе констатирует смерть усадебной дворянской культуры: под снос идет не только сад, но и дом – он как символ прежнего аристократического быта тоже будет снесен. Условия труда были невыносимыми. В 1570г.
Северное Возрождение тесно граничит с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий. Для Браманте, как и для Альберти (см. Доля дворцов осталась недостроенной из-за нехватки денег у заказчиков.
Улица его имени, Корсо Андреа Палладио – это выставка его творений. Заказчиками Палладио были в большинстве случаев представители знатных семейств Виченцы. Долгое время принципы изложенные в трактате, воспринимались зодчими как практическое руководство.
Владелец здания может выйти из него с любой стороны, благодаря чему у него появляется изумительная возможность любоваться собственными землями вокруг виллы. Одним из первых Палладио создал проект театрального здания нового времени, в котором классическая форма амфитеатра сочетается с оптически иллюзорными декорациями сцены (театр Олимпико в Виченце, 1580 – 1585, закончен Скамоцци). Мозер. – Типизация образов. Начинал свое творчество как рисовальщик.
На страницах книги расшифрован непростой язык классической архитектуры: и вот, в каждом здании отныне мы увидим не бессмысленное нагромождение камня, а стройную мысль его творца. При помощи различных особых образов нам передается ощущение всеобъемлющего космоса. Это Джорджио Триссино, гуманист и писатель А. Корнаро, а также Даниэле Барбаро. В театре Олимпико в Виченце (1580—85, окончен архитектором В. Скамоцци), являющемся одним из первых театральных зданий нового времени, амфитеатр сопоставлен с оптически-иллюзорной сценой (с 5 улицами, сходящимися в искусственно усиленной перспективе).
Питтони. В Венеции Палладио по заказам Церкви выполнил несколько проектов и построил ряд церквей (Сан-Пьетро ин Кастелло, 1558 клуатр церкви Санта Мария делла Карита фасад церкви Сан-Франческо делла Винья, 1562 Сан-Джорджо Маджоре на одноименном острове, 1565 «Иль Реденторе», то есть Спасителя, на острове Джудекка, 1576—1592 Санта-Мария делла Презентационе или «Ле Цителле» Санта-Лучия, разобрана в сер.
Это квадратное в плане здание с ионическими шестиколонными портиками на каждом фасаде.
Истоки его некоторые специалисты возводят к середине 14 в., когда при блестящем дворе герцогов Бургундских творили выдающиеся мастера (братья Лимбург, Х. Мемлинг и др. ), в чьем творчестве уже заметен поиск индивидуальной характеристики, стремление к созданию целостной картины прекрасного мира. В Венеции Палладио по заказам Церкви выполнил несколько проектов и построил ряд церквей (Сан-Пьетро ин Кастелло, 1558 клуатр церкви Санта Мария делла Карита фасад церкви Сан-Франческо делла Винья, 1562 Сан-Джорджо Маджоре на одноименном острове, 1565 «Иль Реденторе», то есть Спасителя, на острове Джудекка, 1576—1592 Санта-Мария делла Презентационе или «Ле Цителле» Санта-Лучия, разобрана в сер. Там же П. возвёл многочисленные дворцы (палаццо: Тьене и Кьерикати, см. 1542 – 1547 1550 – 1555гг. С 1524 занимался резьбой по камню в Виченце. 1536).
Различают также английское палладианство, российское т. п. Учителями Андреа в это время стали Бартоломео Кавацца и Джанджорджо Триссино. Работал в Антверпене (в гильдии живописцев Св. ок. Триссино убедил его сменить имя на псевдоним Палладио (от греч. Материал представляется полностью напряженным, он как бы приобретает особую крепость.
«Волнующая вечность оказалась суждена искусству Палладио. Для дворцов Палладио характерны регулярный план с центр. К нему обращались французские классицисты, его теория положила начало развитию английского романтического стиля – «палладианства».
Архитектурная деятельность Палладио началась с участия в строительстве задуманной Триссино виллы в Криколи (1537) и строительстве виллы Годи в Лонедо (1540). Мальчиком начал работать в мастерской резчиков по камню. Ранние палаццо в Виченце (палаццо Тьене, 1550—1551 Изеппо да Порто, 1552) ещё близки флорентийским палаццо XV века. Только проделав эту работу и Получив в свое распоряжение всю «мудрость древних», сведения об опыте 52 античной архитектуры, Палладио почувствовал себя достаточно подготовленным к самому главному — непосредственному проектированию Все творчество Палладио пронизано сознанием двух вещей того, что классический идеал — это высший и безупречный образец гражданской жизни и того, что к конкретному воплощению этого идеала можно приблизиться исходя из практических запросов и специфических условий, учитывая местоположение и назначение здания Таким образом, Палладио хотя и руководствовался тем пониманием античности, которое было выдвинуто Мантеньей, но в своем подходе скорее приближался к Веронезе, к его живому пониманию настоящего Совместное творчество этих двух мастеров стало одним из самых знаменательных явлений XVI века В виллах, построенных Палладио и расписанных Веронезе и его учениками, живопись и архитектура органично сочетаются друг с другом не только в силу того, что они оба руководствуются едиными идейными принципами В первую очередь это объясняется значительным сходством их визуального восприятия, одинаковым пониманием изобразительного пространства как конкретного места для обитания.
На примере своих простых и изящных построек он продемонстрировал, как достижения античности и Высокого Возрождения (преимущественно в римском варианте) могут быть творчески переработаны и использованы, т. е. Наступает новое время – быстрое, буржуазное и агрессивное. музей и галереи Каподимонте). Палладио завоевал огромную известность не только как архитектор, но и как автор трактата Четыре книги об архитектуре (1570), который был переведен на многие языки. Сквозь арку и четыре боковых проема, сделанные в заднике сцены, видны иллюзорно расходящиеся улицы города (или сходящиеся в искусственно усиленной перспективе).
Застраивая чаще всего узкие городские участки, Палладио создал новые типы дворцов, композиция которых (развивая идеи, заложенные мастером в его реконструкции атриумно-перистильного дома Витрувия) развивалась по глубинной оси и включала один, а то и два двора (последний носил служебный характер и был связан с конюшнями). Посреди главного дома – парадный зал на всю высоту здания. В 1526 г. он создает свое последнее живописное произведение — «Четыре апостола», станковое по форме и назначению, но истинно монументальное по величавости образов.
Трактуя сложную структуру церкви с «базиликальным» разрезом как два совмещенных объема, Палладио выразил их на фасаде своеобразным сочетанием композиционных схем двух античных храмов: узкий и высокий портик четырехколонного храма (соответствующий центральному нефу), как бы «наложен» на более низкий и широкий портик, включающий габариты боковых нефов. Его отец работал с камнем, в частности, он изготавливал мельничные жернова. Глядя на эти произведения, зритель проникается ощущением глубокого единства жизни человека и природы, осознанием того, что подлинная ценность бытия в этом единстве и состоит. Художник как бы вплотную приближается к народу, создавая характерные типы и сцены его быта (Крестьянская свадьба и Крестьянский танец, обе — 1568, Вена, Музей истории искусства). Он снабжен гравюрами на дереве, выполненными по рисункам автора. илл. ).
Вместе с сыновьями Палладио подготовил новый перевод «Записок о Галльской войне» Цезаря (1574). Предназначены эти церкви не для благоговейного уединения, а скорее для совершения обряда при ярком солнечном свете, при большом стечении народа, без всякой таинственности. Иль Реденторе, окончена в 1592, см. Единственное палаццо Палладио, композиция которого близка типу XV века – палаццо Тьене в Виченце (1550) – имеет симметрично обстроенный центральный двор, другие дворцы организованы с использованием глубинной композиции. фрески кисти П. Веронезе, 1560 – 1562гг.
XIX в. при строительстве железнодорожной станции). 52—57). Здесь Палладио вполне ясно говорит, что его ни в коей мере не удовлетворяют современные постройки (например, архитектурные «вольности» школы Микеланджело) и вот таким образом он счел нужным обратить внимание современников на утраченные античные правила. «А то, что мне 11 лет назад нравилось, это мне сейчас совсем не нравится», — запишет он в своем дневнике. Его опыт оказался особенно ценным для зодчих 17–18 вв.
Триссино, участвуя в строительстве его виллы в Криколи (Венето) под руководством последнего получил архитектурное и разностороннее гуманистическое образование. Сужение крайних пролетов зрительно закрепляет углы здания и придает ему завершенность. и закончилось уже в 1530—40-х гг. 58—60). Последняя по праву считается самой абсолютной постройкой архитектора. В Виченце будущий мастер сблизился с гуманистомДж.
(Иниго Джонс, Кристофер Рен, лорд Берлингтон, Уильям Кент— в Англии, Винченцо Скамоцци— в Италии, Джакомо Кваренги— в России, Томас Джефферсон— США ит. д. ). Так, если в начале текущего столетия большинство авторов рассматривало Палладио как основного представителя Высокого Возрождения в Северной Италии, расходясь лишь в оценке некоторых отступлений мастера от «классического» стиля Браманте, — то теперь в нем видят и представителя раннего барокко и строгого классика-археолога, преданного задаче возрождения античности и типичного представителя маньеризма и зачинателя европейского классицизма. В отличие от Италии, где искусство Ренессанса, как и гуманизма, ставило в центр внимания образ человека, Возрождение в Нидерландах и искусство Брейгеля расставляло акценты по-другому: их интересовал мир и человек, находящийся в нем как частица мироздания, величественного бытия природы. Строительство Лоджии дель Капитаньо (1571), расположенной напротив Базилики в Виченце, совпало с победой венецианцев над турками в битве при Лепанто и потому не случайно своей композицией она напоминает римскую триумфальную арку (в рельефах боковых фасадов изображены взятые у турок трофеи). Хотя здание построено на холме, оно не выглядит возвышающимся или подавляющим. При этом Палладио не только подчеркивал условный, переносный смысл привлеченных им ордерных форм, тем самым реалистически указывая на основополагающую конструктивную роль стены (этот прием, широко применявшийся и его предшественниками, получил у мастера лишь дальнейшее развитие), Палладио трактовал саму стену не как аморфную массу кладки, но как организованное по законам ордера тело, с основанием, средней несущей частью и венчанием. Палаццо Тьене (1550-е гг. ) — единственный дворец Палладио, композиция которого приближалась к традиционному флорентийскому типу XV в., с центральным, симметрично обстроенным двором (рис.
Немногим архитекторам выпадает счастье стать прародителями градостроительной концепции. В Батурине (Украина) Ч. Камерон построил дворец и 2 флигеле для К. Разумовского (1803 г. реставрирован), шедевр архитектора. Размещение построек на участке Палладио уподобляет расположению комнат в доме: «участок должен быть разбит таким образом, чтобы одна часть не мешала другой». Его труд 1604 г. стал своеобразным подведением итогов эпохи. Андреа делал работу, обычно поручаемую подмастерьям: капители, рельефы, фризы.
М. Фальконетто, Себастьяно Серлио, Микеле Санмикели). Вид на собор Сан-Джорджо Маджоре с площади св. Дж. Дважды пытался оттуда сбежать— вторая попытка, в 1524году, была удачной и Палладио перебрался в Виченцу же на работу в мастерскую Сан-Бьяджо в квартале Педемуро.
В это время в искусстве властвовал стиль барокко. 1545 – 1548 Кьерикати-Риго в Ванчимульо, 1547/1548 – 1554, 1574 – 1580гг. Стены и своды поражают чистотой белизны и обилием солнечного света.
Работы над виллой были завершены Винченцо Скамоции, учеником Палладио. Комнаты, которые используются одинаково активно весь год, «должны быть обращены на восток, на зелень и на сад». Уже в 1490 г. Дюрер покидает Вольгемута и начинает самостоятельную творческую жизнь. Франческо делла Винья, 1562 Сан. Сквозь арку и четыре боковых проема, сделанные в заднике сцены, видны иллюзорно расходящиеся улицы города (или сходящиеся в искусственно усиленной перспективе).
Развивая почти все сложившиеся до него разновидности палаццо и добавив к ним много новых, Палладио Андреа добивался естественной связи фасада с планом (преодолевая контраст фасада и внутреннего двора, характерный для палаццо Высокого Возрождения), а всего здания в целом — с городской застройкой. – Основные произведения – алтари. Идеальным воплощением идей Палладио стала Вилла Ротонда (Альмерико-Капра) в Виченце (строилась с 1565-1566 года, завершена В. Скамоцци в 1580-1591 годах). Дж. Расположенная на холме, безошибочно выбранном среди исключительно красивой пересеченной местности, она является, в сущности, бельведером или видовым павильоном, центральный зал которого (освещенный через фонарь в куполе, достроенном Скамоцци), стал как бы композиционным центром окрестного ландшафта, с которым он связан четырьмя симметрично расположенными воздушными портиками и пологими лестницами.
Сложная взаимосвязь и сопоставление фасада и двора (сменившая их контрастное противопоставление во флорентийских дворцах XV в. ) становятся одной из основных тем композиции. В 1545 Палладио выиграл конкурс на право перестройки Базилики в Виченце. Ее развитие шло своеобразными путями. Величайший мастер гравюры в Европе, Дюрер прославился своим циклом работ на темы «Апокалипсиса» (1498).
На переднем плане изображен лев, более похожий на лежащего тут же старого, доброго пса. Палладио, в частности изучал остатки римского театра в Виченце. Это замечательный пример подлинного синтеза архитектуры с живописью (росписи Веронезе с учениками) и скульптурой (камины, барельефы, скульптурные вставки и круглая скульптура в нимфее — Алессандро Витториа). Большое архитектурное наследие Палладио и написанный им трактат оказали впоследствии (особенно в XVIII и в начале XIX вв. ) глубокое влияние на многие поколения архитекторов в ряде европейских стран.
Внимательно изучая «Десять книг об архитектуре» Витрувия и развив его идею дома с атриумом и перистилем, зодчий создал новый тип городского дворца— палаццо. Подлинным шедевром Палладио является театр Олимпико, сооруженный для открытой им Олимпийской Академии в Виченце (1580—1585, окончен В. Скамоцци).
Сарачено-Ломбарди в Финале ди Агульяро, . Трактат в целом выполнен в рамках литературной традиции Ренессанса (Альберти, Серлио), но в то же время развивает античную витрувианскую традицию. Вилла расположена на вершине небольшого холма в живописном месте.
В 1545 Палладио выиграл конкурс на право перестройки Базилики в Виченце. При покровительстве Триссино мастер познакомился со многими выдающимися памятниками римской античной и ренессансной архитектуры во время поездок в Верону (1538—1540), Венецию (1538—1539), Рим (1541—1548 1550—1554) и другие города. В Виченце будущий мастер сблизился с гуманистом Дж. Под руководством гуманиста Дж. 1525—1569). Марка. Палладио прославился как автор трактата Четыре книги об архитектуре (1570), явившегося ренессансной интерпретацией труда Витрувия, а также трактатов Римские древности (1554) и Комментарии к Юлию Цезарю (1575).
1475—1528), связанный с мистическими народными учениями и готической традицией. Андреа участвует в строительстве виллы для последнего в Криколи. Немногочисленные тонко прорисованные детали подчеркивают монументальность Базилики. 44, 45). 1480—ок.
Для композиции второго типа характерно соединение главного блока и хозяйственных пристроек галереями: виллы Сарачено в Агульяро (1543 год), Пояна в Пояна- Маджоре (1549-1563 годы), Барбаро в Мазере (1554-1558 годы), Бадоэр во Фратта-Полезине (около 1556 года), Эмо в Фандзоло-ди-Веделаго (начало строительства – около 1559 года), Серего (1552-1569 годы) близ Вероны и др. Даже в темноте собор Сан-Джорджо Маджоре виден издалека, он как бы светится изнутри. На примере своих простых и изящных построек он продемонстрировал, как достижения античности и Высокого Возрождения (преимущественно в римском варианте) могут быть творчески переработаны и использованы, т. е. ПАЛЛАДИО, АНДРЕА (Palladio, Andrea) (1508–1580), выдающийся итальянский архитектор позднего Возрождения. Ранние палаццо в Виченце (палаццо Тьене, 1550—1551 Изеппо да Порто, 1552) ещё близки флорентийским палаццо XV века. В-третьих, объекты Палладио разделены по архитектоническому решению. Жизнь народных масс впервые становится у него основой универсальной картины мира.
палаццо или дворцов) и загородных резиденций (вилл). Палаццо по отношению к улице – это, прежде всего, фасад, то есть плоскость. Старое сооружение обветшало и стало мало для нужд города. Самая известная из всех построек мастера, оказавшая заметное влияние на развитие архитектуры, — вилла Ротонда в Виченце (начало строительства 1551 года).
Триссино убедил его сменить имя на псевдоним Палладио (от греч. илл. ). Родился, предположительно, в Падуе в семье каменщика. круглые окна в наименее напряженных участках стены по сторонам арок).
В театре Олимпико в Виченце (1580 – 85, окончен архитектором В. Скамоцци), являющемся одним из первых театральных зданий нового времени, амфитеатр сопоставлен с оптически-иллюзорной сценой (с 5 улицами, сходящимися в искусственно усиленной перспективе). Это не значит, что ордерные формы имели для Палладио лишь декоративный смысл. Свой пессимистический взгляд на человека Босх выразил в динамичных композициях имевших одной из главных целей моральное назидание зрителей.
46). Ее детали очень просты и вместе с тем пластичны лаконичные «кубические» базы ионических колонн подчеркивают серьезность и аскетическую простоту общих форм. Палладио завоевал огромную известность не только как архитектор, но и как автор трактата Четыре книги об архитектуре (1570), который был переведен на многие языки.
Недаром все постройки Палладио объявлены историческим «достоянием человечества» и включены в Word Heritage List (список объектов Всемирного наследия). Широкая аллея ведет от дороги к развернутой фронтально постройке. Высокое одухотворение, подлинная сила духа отличает каждое лицо. Такое архитектурное произведение словно раскрывалось во времени и пространстве.
Дж. да Порлеццы и скульптора Дж. Андреа делал работу, обычно поручаемую подмастерьям: капители, рельефы, фризы. Многочисленные дворцы Палладио в Виченце (палаццо Тьене, Кьерикати – оба начаты в 1550 и Вальмарана, начато в 1566, так называемая лоджия дель Капитанио, 1571) обычно представляют собой кирпичные постройки с ордерным оштукатуренным фасадом.
Пизани-Ферри в Баньоло ди Лониго 1542 – 1544, ок. Во дружественной опекой Триссино (поэта и гуманиста) получает архитектурную и разностороннее гуманитарное образование. Гаццотти-Марчелло в Бертизана, ок. В культовом зодчестве (венецианские церкви Сан-Джорджо Маджоре, 1565-80 и Иль Реденторе, окончена в 1592) Палладио сумел соединить мотив античного портика на фасаде с базиликальным типом храма. Дюрер оказал огромное влияние на развитие немецкого искусства первой половины XVI века.
Бадоэр во Фратта Полезина (Ровиго), в долине р. По, 1556/1557 – 1563 Фоскари («Ла Мальконтента») в Мальконтента ди Мира, близ Венеции, 1558 г Дзен в Чессальто в Донегал ди Чассальто (Тревизо), ок. Все комнаты высокие, просторные. В этой постройке архитектор применил те принципы, которые станут основой его творчества.
Но Палладио, продолжая следовать идеям античных мастеров, пошел по другому пути. Создавая в Венеции церкви Сан-Джорджо Маджоре (1565-1576) и Иль Реденторе (1577-1592), Палладио отошел и от традиционной планиметрической схемы построения христианской культовой архитектуры. сделал классический язык архитектуры общедоступным и универсальным.
Гуманист Джанджорджо Триссино (1478 – 1550) стал его покровителем и убедил сменить имя архитектора Андреа ди Пьетро (Andrea di Pietro) на псевдоним Палладио (от греч. Эти статические объемные декорации выходят за границу сцены античного театра.
Красота у него тесно переплетается с практичностью. Иль Реденторе, окончена в 1592, см. Исходя из текста доклада, видно, что Голубев особенно отчетливо видел эту особенность мышления Палладио, так как ему самому было свойственно точно такое мировоззрение и, говоря о Палладио, он, в то же время, говорит и о себе. И тут же мы вновь видим вечную прелесть природы, живущей своей мирной и тихой жизнью. XIXв. Для обмера античных памятников ездил в Верону, Рим, Сплит (Хорватия), Ним (Франция).
Для Палладио же античные памятники были идеальным воплощением извечных законов зодчества. Андреа делла Гондола, прозванный Палладио (1508—1580 гг. ), родился в Падуе. При этом главные жилые и парадные помещения были сосредоточены у фронта участка и сами по себе составляли вполне законченную композицию, что свидетельствует о тонком расчете мастера на постепенное осуществление его замыслов, большей частью реализованных лишь частично. ПАЛЛАДИО АНДРЕА (1508 – 1580), выдающийся итальянский архитектор позднего Возрождения. Завершающий зал экспозиции посвящен неоднозначным отношениям Палладио и палладианства.
Архитектурное и литературное наследие Палладио («Римские древности»— своеобразный путеводитель по римским руинам изученным самим Палладио, 1554 комментарии с рисунками к Витрувию изданные Даниэле Барбаро, 1556 «Четыре книги об архитектуре», 1570 работа по исследованию фасада Сан-Петронио в Болонье, 1574г и др. ), сделавшее классический язык архитектуры общедоступным и универсальным, сыграло исключительную роль в развитии архитектурных идей барокко и классицизма в XVII и XVIIIвв. Лето (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Осуществленная часть дворца впечатляет своей спокойной силой и суровой замкнутостью (рис. Учился у П. Кука ван Альста в Антверпене. Первое значительное произведение П. – так называемая Базилика в Виченце: П. обстроил дворец Раджоне 13 в. мраморной двухъярусной аркадой (начата в 1549), сочетающей римскую величавость с венецианской свободой и ритмическим богатством. Толстого. Переехав в 1524 году в Виченцу, вступил в цех каменщиков. Ему свойственны более остро индивидуальные, драматические образы.
Статуя Андреа Палладио в Виченце. Палладио прославился также как автор ренессансной интерпретации труда Витрувия – трактата Четыре книги об архитектуре (1570), книг Римские древности (1554) и Комментарии к Юлию Цезарю (1575). Вторая попытка оказалась удачной, после чего мальчик отправился в Виченцу. Достоевского, Л. Н. 58). (см.
При этом не обязательно нужно подстраиваться под свою эпоху — вокруг «спокойного величия» творений Палладио зарождалось барокко — необходимо лишь сверяться с неким «внутренним компасом» гармонии. Он представляет собой переосмысленный зодчим вариант античного театрального здания. Благодаря глубоким лоджиям фасад приобретает объемность и рациональную тектонику. В каждой постройке должны быть соблюдены (по словам Витрувия) три вещи, без которых ни одно здание не может заслужить одобрения: это польза или удобство, долговечность и красота ибо невозможно было бы назвать совершенным здание хотя бы и полезное, но недолговечное, равно как и такое, которое служит долго, но неудобно или же то, что имеет одно и другое, но лишено всякой прелести», – писал Андреа Палладио в первой книге об архитектуре. Напротив, понимая архитектуру во всем ее сложном многообразии и уделяя большое внимание ее практическому назначению и материальной сущности (такое понимание архитектуры, как и высокая оценка античного наследия, несомненно укрепились у Палладио в процессе глубокого изучения не только древних сооружений, но и Витрувия), он и в ордере никогда не забывал исходную тектоническую семантику, определявшую форму отдельных элементов и связывавшую их в целостную систему.
Однако, по мнению Василия Успенского, «вся авангардная архитектура в России создавалась в постоянном внутреннем диалоге с Палладио», поскольку стремилась к идеальным формам и ритмичным членениям фасадов. – Приверженность поздней готике. По классической древнеримской схеме, применённой ещё в Колизее, в первом ярусе применён дорический (тосканский) ордер, во втором— ионический.
В Виченце будущий мастер сблизился с гуманистом Дж. Наконец, четвертый и последний перевод «Четырех книг об архитектуре» архитектора Ивана Жолтовского был издан в СССР в 1936 году. В церкви Сан Франческо делла Винья, строившейся по проекту Сансовино, Палладио принадлежит только фасад (проект 1562 г. ). Это была пора, когда вследствие падения международной торговли Венеции ее купцы стремились обзавестись титулами и, покупая земли в материковых владениях республики (так называемая терраферма), вкладывали освобождавшийся капитал в сельское хозяйство.
Барбаро-Вольпи в Мазер, 1549 – 1558гг. 1549 – 1556гг. ), – все близ Виченцы Пизани-Плакко в Порта Падова, Монтаньяна (Падуя), 1552/1553 – 1555гг. Триссино убедил его сменить имя на псевдоним Палладио (от греч. Внимательно изучая «Десять книг об архитектуре» Витрувия и развив его идею дома с атриумом и перистилем, зодчий создал новый тип городского дворца— палаццо. При помощи различных особых образов нам передается ощущение всеобъемлющего космоса. Он оказал воздействие на творчество антверпенского мастера алтарей и портретов Квентина Массейса (1465—1530), на крупнейшего северонидерландского художника XVI в. Луку Лейденского (1494—1533), одного из создателей бытового жанра в живописи и гравюре, но характернейшим выразителем особенностей этого течения впервые стал Ян Госсарт (ок. Своеобразие немецкого Возрождения раскрывается в живописи и графике.
В 1570 году Палладио опубликовал «Четыре книги по архитектуре». Работодатели помогают ему вступить в гильдию каменщиков и он получает стабильный доход. XIXв. Античная архитектура приобретала в его глазах не историческое, но совершенное, качественное значение, а ее ордерная система (роль которой в итальянском зодчестве неуклонно возрастала на протяжении предшествовавших 120 лет) стала для Палладио исходной формулой всякой архитектурной композиции, всеобщей основой архитектурного мышления. Комнаты, которыми больше пользуются летом, должны быть «велики и просторны и обращены на север, а предназначенные для зимы – обращены на юг и запад и скорее меньших размеров, чем первые ибо летом мы ищем тени и ветра, а зимой солнца и, кроме того, небольшие комнаты нагреваются легче, чем большие».
Несмотря на свой плоскостный характер, фасад читается очень хорошо. Оригинальна трактовка сцены, где при античном характере постоянных декораций в целом применен чисто ренессансный прием создания статически перспективных изображений (городских фрагментов) – пяти расходящихся улиц, с помощью большой арки развивающих сцену в глубину.
Творчество Дюрера определило ведущее направление искусства немецкого Возрождения. Так художник сочетает идеальное начало с конкретно-индивидуальным. До настоящего времени сохранилась лишь малая часть работ ранних нидерландских художников.
Он продает свой дом в городе и переезжает на виллу, в непосредственной близости от гогода. Окончание строительства здания совпало с крупной победой венецианцев над турками (при Лепанто, 1571 г. ), что, быть может, объясняет его приподнятый, «триумфальный» характер. Пойяна в Пойяна Маджоре, ок. Весьма любопытна глава, названная «О злоупотреблениях в архитектуре».
Огромные колонны на высоких постаментах зрительно объединяют окна первого и второго этажей, затеснённые между колоннами. Ещё в палаццо Вальмарана (начато в 1566) был применён большой ордер в виде пилястр. Так, у вилл Ангарано и Пойяна в Пойяна Маджоре была выстроена лишь средняя часть и правые крылья вилла Годи-Порто в Лонедо получила лишь левое крыло в вилле Бадоэр по проекту, помимо закругляющихся портиков, должны были быть еще Г-образные в плане колоннады в вилле Вальмарана в Лизьере, заканчивавшейся Скамоцци, вместо двухэтажной лоджии была построена лоджия лишь в первом этаже, а над вторым этажом (более низким, чем в проекте) сделан фронтон в вилле Триссино в Меледо главное здание вообще, по-видимому, не было закончено, а крылья построены лишь частично. Здание являет собой совмещение архитектуры со скульптурой (статуи, барельефы, камины) и живописью (росписи и фрески). В своих эстетических воззрениях Палладио также близок к ренессансным авторам и придерживается неоплатонических позиций.
Показательно, что художник обращается на этот раз не к городской, а к сельской жизни, быту и трудам крестьян, теснее всего зависимых от годового природного цикла. Архитектору М. Львову принадлежит несколько сооружений в Украине (лучшие – усадьба Стольное для Безбородко Александр Андреевич, усадьба Диканька для В. П. Кочубея). Еще одно свидетельство тому – тысячи рисунков русской и мировой архитектуры, выполненных Голубевым еще в студенческие годы и постоянно пополняемые в течение всей жизни.
до 1550 г. ), Ротонда в Виченце (с 1551 г., заканчивалась Скамоцци в 1580—1591 гг. ), Пьовене в Лонедо, Триссино в Меледо (проект 1553 г., почти не сохранилась), Пизани около Монтаньяно (1553 г. ), Муццани в Ретторголе (не сохранилась) и Дзено в Чессальто (начаты в 1559 г. ), Коголло (проект 1560 г. ), Тьене в Чиконье (около 1560 г. ), Сарачено в Финале, Эмо в Фанцоло, Фоскари в Мальконтента, Рипета около Кампильи, Мочениго в Марокко (около 1560 г., последние две разрушены), Пойяна в Пойяна Маджоре, Пизани в Баньоло (1561 г., перестроена), Сарего в Санта София близ Вероны (1562 г., сильно перестроена), Сарего в Миега, Вальмарана в Лизьере, Корнаро в Пьомбино (1564 г. ), Бадоэр во Фратта Полезина (1565 г. ), Барбаро в Мазере близ Виченцы (1560—1570 гг. ), Рагона в Гиццоле. В отличие от итальянского Возрождения, для Северного Возрождения характерны большая стойкость средневековых традиций интерес к индивидуальной неповторимости человека и его окружению (к интерьеру, натюрморту, пейзажу). Концепция открытой архитектуры, гармонически сливающейся с окружающей средой, с особой силой проявилась в виллах Палладио Андреа, проникнутых элегически-просветлённым чувством природы (виллы: «Ротонда» близ Виченцы, 1551—1567, окончена в 1580—91 архитектором В. Скамоцци Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, 1560—70, см. Автор так мотивирует свой труд: «Познав, насколько удален образ нынешних построек от описанных мной древних строений, а также наблюдений, заимствованных и почерпнутых из чтений Витрувия, Леона Баттисты Альберти и прочих писателей, показалось мне делом достойным выдать в свет чертежи тех зданий, кои удалось мне собрать за долгое время и с немалой опасностью для жизни». Но прямое следование классическому канону — не путь Дюрера.
музеи), Битва Масленицы и Поста (1559) и Детские игры (1560, обе — Вена, Музей истории искусства). В конце 90-х годов Дюрер исполняет серию гравюр на дереве на темы Апокалипсиса, в которой средневековые образы переплетаются с событиями, навеянными современностью несколько позже создает Малые и Большие (по величине досок) «Страсти Христовы» и несколько живописных автопортретов. Вилла же расположена в пейзаже, открытом со всех сторон. В картине «Праздник четок» (другое название — «Мадонна с четками», 1506) при некоторой перегруженности многофигурной композиции на колорите в полной мере сказалось влияние венецианцев. В обоих случаях он создал прекрасные образцы сочетания архитектуры и природного ландшафта.
Пушкина, Н. В. Колонный портик с фронтоном в духе римской архитектуры придавал жилищу человека «храмовидный» характер, тем самым возвышая и личность владельца и будто сам круг его жизни. Проект был отклонен ради сохранения исторического облика дворца известного и ныне. 1548/1549 – 1552, 1569 – 1570гг. Палаццо Кьерикати (проект 1550 г. ) — другой пример виртуозного мастерства Палладио (рис.
Умение гармонически связать архитектуру с окружающим ландшафтом с особой силой проявилось в виллах Палладио, проникнутых элегически-просветлённым чувством природы и отмеченных классической ясностью и простотой форм и композиции (виллы Капра или Ротонда близ Виченцы, 1551-67, окончена в 1580-91, архитектор В. Скамоцци, Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, 1560-70). Сын каменщика.
Созданные в конце жизни работы Брейгеля знаменуют еще один этап. В архитектуре главенствовал конструктивизм и рационализм. Иероним.
1561/1562 – 1566/1569гг. Но был один нюанс, которым он все же пренебрегал. Благодаря этой ориентации весь комплекс Сан Джорджо, включающий большую церковь с классически уравновешенным, хорошо читающимся издали фасадом и поднятым на барабане куполом, живописную группу монастырских построек (подчеркивающих размеры церкви) и кампанилу, превосходно замыкает венецианскую лагуну, превращая ее в один из самых прославленных городских пейзажей мира. Широко образованный, хорошо знакомый также и с итальянской живописью, он за любовь к народной тематике был прозван «Мужицким». (Л. Кажется, стукни по нему — и он зазвенит.
Именно его стиль сформирует облик новой европейской цивилизации. АНДРЕА ПАЛЛАДИО (150—1580) Во второй половине XVI века венецианская архитектура выдвинулась на такой же высочайший уровень, что и живопись того времени, благодаря Палладио. Чтобы полнее выразить свое ощущение «мира как рая», каждая частица которого прекрасна и причастна общей одухотворенности, художник усовершенствовал технику масляной живописи и продемонстрировал такое богатство ее возможностей, такую светоносную красочность, что его открытия подхватили в Италии поры раннего Возрождения, а также и в других странах. Его разносторонняя деятельность стала одним из воплощений «титанизма» Возрождения. Я не знаю, что можно сделать безумнее того, чтобы проломать в середине крышу, которая сделана для защиты от ненастья (Палладио, по-видимому имеет в виду барочные разорванные фронтоны. ).
Эмо-Каподилиста в Фанцоло де Веделаго (Тревизо), ок. Начало нового этапа в развитии искусства Германии относится к 1430-м гг.
Палладианство). По классической древнеримской схеме, применённой ещё вКолизее, в первом ярусе применён дорический (тосканский) ордер, во втором— ионический. Тема смерти — частая тема его графических листов.
В основу нового стиля легла новая живописная техника – масло. Тем самым он предвосхитил эпоху классицизма. Развивая почти все сложившиеся до него разновидности палаццо и добавив к ним много новых, Палладио добивался естественной связи фасада с планом (преодолевая контраст фасада и внутреннего двора, характерный для палаццо Высокого Возрождения), а всего здания в целом – с городской застройкой.
Это позволяет ему создать гармоничную композицию здания и увеличить полезную площадь. В 1524г. Умение подчеркнуть гармоничность постройки искусно разместив ее на фоне живописных венецианских пейзажей, пригодилось ему и в дальнейшем при сооружении вилл Мальконтента (1558), Барбаро-Вольпи в Мазере (1560–1570), Корнаро (1566) и, наконец, виллы «Ротонда» (или Капра) в Виченце (1551–1567).
Это интересное, новаторское развитие пространства в глубину посредством создания за алтарем сквозной, напоминающей театральную кулису преграды, послужило важным доводом, чтобы отнести церкви, а с ними и все творчество Палладио к маньеризму. Сооружения поражают гармоничностью, величием и продуманностью деталей. К раннему периоду творчества Палладио относятся проекты вилл Годи в Лонедо (1540) и Пизани в Баньоло (1544).
Десять книг о зодчестве. Сочетание пилястр большого и малого ордера придает зданию крупную масштабность и импозантность, тогда как определяющая тектоническая роль стены красноречиво выявлена ее членениями, откровенно условным характером большого ордера (раскреповки антаблемента) и его отсутствием по углам фасада, смело подчеркнутым плоскостными скульптурами. В ней автор подвергает критике «искажения, введенные в употребление развратителями архитектуры». 48, 49). В «Мертвых душах» Н. В.
Палладио Андреа (Palladio собственно ди Пьетро, di Pietro) (1508-1580) итальянский архитектор. Ее ядро составляет построенное в XV веке палаццо дела Раджоне (ратуша), окруженная галереями в виде двухъярусной аркады. Мальчиком работал резчиком по камню.