В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. А также есть версия, что они на самом деле были женаты и после смерти Рафаэля она на правах вдовы подалась в монастырь, где и умерла по неизвестной причине в конце 1520 года.
На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов.
К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». Возможность изучить картину получили многие известные художники. Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать. Большую безвкусицу трудно даже вообразить. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15. Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration). Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают.
Он парит в облаках, освещённых его сиянием. Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Вслед за свершившимся Преображением он изображает, согласно Евангелию от Матфея (гл. Санти использовал знаменитую историю из библии.
Иероним со львом, его главным признаком. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей.
Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610). В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио. Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте.
Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух. Но вернемся на Запад, к Рафаэлю. Появилось облако, осенившее всех и из облака раздался голос: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф.
Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Иисус и пророки воспарили над горой и трагическое вдохновение на лице центрального персонажа вполне соответствует яркому свету, льющемуся с небес. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию.
А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой. А после его смерти она боялась умереть». Именно здесь, во время молитвы, Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет» (Мф. данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника.
Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными. Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю. Некоторые искусствоведы утверждают, что эти ангелочки опираются на крышку гроба.
придать ей еще большей убедительности. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7. Справа от Богоматери – Св.
Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. С небес послышался громогласный голос Бога – он сказал, что Иисус приходится ему сыном. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10. В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии). 9:37).
Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия. Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение.
Евангелия рассказывают, что Иисус предрек, что некоторые из Его последователей смогут лицезреть Преображение Его и таким образом еще при жизни увидят Царствие Божие: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. Просветлённый лик спокоен и кротокгустые каштановые волосы ниспадают до плеч. Правой рукой он указывает склонившему пред ним колена Петру на стадо, словно говоря: «Паси овец моих» (Евангелие от Иоанна, гл. XXI, 16, 17). Столпившиеся позади Петра апостолы охвачены волнением и проявляют самые разные чувства, как у Леонардо в «Тайной вечере». Одни вопросительно смотрят друг на друга, недоумевая, почему Учитель призвал и вручил ключи Петру, который трижды отрёкся от него. Другие с умилением смотрят на явленного их взорам Спасителя, послушно принимая любое его деяние, а третьи спокойно принимают это решение. В этом картоне, более чем в других работах Рафаэля, особенно заметны влияние Мазаччо и его лепка объёмов светотенью, чего не избежал никто из мастеров Высокого Возрождения. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме.
Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение».
Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». 17:5).
чудом «доказавшего» чудесное, можно пытаться передать в строгой, сдержанной манере иконописи. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима.
Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени. Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева.
Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный. Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом. Рафаэль – ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять.
Художественный язык религии – это образы святых. Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8.
7:15). На тот момент Рафаэлю был 31 год. В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике. Всего 4 года спустя те же художественные приемы в собственной интерпретации будет использовать не менее прославленный художник Ренессанса в одном из своих главных произведений: Тициан Вечеллио в «Ассунте» или «Вознесении Марии» — алтарной картине, написанной для венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. При этом появились два Ветхозаветных пророка – Моисей и Илья.
Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо. На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе.
В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. «Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. И здесь – не что иное как желание насытить историю подробностями, т. е.
На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. Нижняя часть картины, согласно иконописной традиции, представляет эпизод, который непосредственно следовал за сошествием Христа с горы: Рафаэль изображает чудо исцеления больного эпилепсией мальчика. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. После того как рыбаки всю ночь провели впустую, не выловив ни одной рыбы, Христос повелел им снова забросить сети. В первом челне, доверху гружённым рыбой, на корме сидит Христос. Пред ним Пётр в знак благодарности пал на колени, произнеся: «Господи, я грешник», а Христос, успокаивая его, в ответ промолвил: «Не бойся». Здесь же стоит Андрей, разведя руки от удивления при виде такого обилия рыбы. В сравнении с благородным ликом Христа их грубоватые обветренные лица выражают безграничную преданность и веру. В другом челне два ученика, напрягшись, с трудом вытаскивают полную рыбы сеть. Их товарищ старается с помощью багра удержать чёлн, чтобы он под тяжестью не перевернулся. В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер.
Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. У левого ангела внизу картины видно только одно крыло. Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к. Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы.
Шумно потому, что многолюдно. Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа. Шесть дней спустя Иисус поднялся на гору помолиться, взяв с собой троих учеников – Петра, Иакова и Иоанна. Почему.
Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе, а аполостолы полулежали у его ног, прикрывая глаза от яркого света. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Он – что соответствует скорее Вознесению – воспарил над землей.
В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. Св. Картина Рафаэля, написанная в 1519-1520 годах, наоборот, полна драматизма. Иоанна обнажёнными, но позже «одел».
В результате транспортировки она была сильно повреждена, а первая реставрация только ухудшила ее состояние. Сюжет чрезвычайно труден для его воплощения изобразительными средствами, будь то краски или карандаш, поскольку речь идёт о каре, постигшей неправедного, который нарушил одну из священных заповедей. Рафаэль с блеском решает стоящую перед ним задачу, создав сцену, преисполненную драматизма. В центре на возвышении стоят на фоне колышущегося занавеса десять апостолов, на лицах которых написано осуждение поступка Анания. Тот справа на полу корчится в предсмертных муках, пугая людей диким воплем. Один из апостолов, подняв руку к небу, указывает, откуда пришла кара, а Пётр жестом как бы говорит согрешившему: «Господь тебя наказал». Жизнь продолжается, и справа виден скромный пейзаж с развесистым деревом, а слева ничего не ведающие прихожане делают пожертвования на храм. Над ними лестница, по которой поднимается Сапфира, жена осуждённого, жадно пересчитывая недоданные общине деньги. Композиция строго симметрична. Её нарушает корчившийся в судорогах как от удара молнии Ананий. Этой асимметрией достигается драматический накал повествования. Два ангелочка изображённые на картине, стали мотивом многочисленных открыток и плакатов.
Христос появляется в вихре белого света. Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. Имя этого художника стоит в ряду таких великих итальянцев, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. Ученики удивлены тем, что видят и слышат и даже немного испуганы, пытаются отстраниться, отгородиться от происходящего.
А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна». Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере.
Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля. Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала.
Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). В общем каждый выдумывает на свой лад. Для «Сикстинской мадонны» характерны сценичность пространства, внутренняя динамика фигур при их внешней статике и симметрии композиции, повторяющиеся линейные ритмы, контрасты нисходящего и восходящего движения. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще – просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро.
Архангел Рафаил, которому традиционно приписывались способности целителя, считался духом-хранителем молодых и защитником путников. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем). Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже.
И театра далеко не в последнюю очередь. Окутывающее его фигуру сияние – то самое «облако светлое» – озаряет остальных персонажей. Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения.
Папа Лев X, желая связать свое имя со столь престижным творением, как Сикстинская Капелла, решил украсить ее рядом драгоценных гобеленов и поручил Рафаэлю подготовить эскизы-модели. Рисунки Рафаэля были отправлены во Фландрию (теперешнюю Бельгию), где изготовлением гобеленов должны были заняться самая престижная в то время, благодаря качеству работы и используемых материалов, мастерская брюссельского художника Питера ван Эльста. Вклад Рафаэля в развитие шпалерного искусства Европы велик и бесспорен. Его раскрашенные картоны, которые со временем из мастерской брюссельского ткача Питера ван Эльста разбрелись по всему свету, достигнув даже русской Калуги, напоминали по композиции классическую итальянскую фресковую живопись на фоне развёрнутого холмистого пейзажа с фрагментами архитектуры и чётко организованным пространством. Работа над картонами была завершена, как явствует из ватиканского платёжного регистра, 20 декабря 1516 года. Рафаэль похоронен в Пантеоне. 17:2).
На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Испуг, смятение, удивление, суета в этой части картины контрастируют с величественным спокойствием исходящим от фигуры Христа. На знаменитой картине Джованни Беллини (см. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). После этого раздался голос Бога, который подтвердил апостолам, что Иисус его истинный и единственный сын.
К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. Усвоение большого суммарного количества энергии приводит капли воды в движение, приводя к резкому расширению облака.
Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. Рафаэль похоронен в Пантеоне. Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. «Преображение» -это два контрастных мира. В одном-тишина и безмолвие на горе Фавор, в другом-глубокое волнение, вызванное чудесным исцелением отрока. Как можно судить по картине, только один мальчик из всех стоящих на земле людей сподобился увидеть Преображение Господне и исцелиться. Но оба эти случая не трактуются Рафаэлем как объективные события. Он их преподносит как субъективное отражение через чувства зрителей, которые по-разному воспринимают увиденное. Завершал картину Джулио Романо. К сожалению, он использовал краску nero di fumo, обладающую предательским свойством:поначалу тона у неё прозрачные и сильные, но с годами она так темнеет, что фигуры становятся неразличимыми. Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью». Картина, первоначально сделанная на доске, оставалась в капелле церкви, для которой и была предназначена вплоть до конца 18 века, когда была вывезена в Париж французскими оккупантами, где видимо из-за повреждений, полученных в ходе транспортировки-была перенесена на холст. Алтарная картина характеризуется повествовательным сюжетом, причем история развивается снизу вверх:Апостолы собравшихся у саркофага Девы Марии, находят его пустым, и на месте усопшей они находят расцветавшие цветы, среди которых-лилии. За этим неожиданным открытием следует созерцание небесного явления:в окружении херувимов и играющих на музыкальных инструментах ангелов, Дева Мария возводится Христом в сан Королевы Небесной. Исследования доски (рентгенографией и инфракрасными лучами)показали, что картина была написана в два приема:вначале была использована верхняя часть, в которой Христос коронует Деву Марию, в то время, как завершение композиции-изображение Апостолов вокруг расцветавшего саркофага-относится к гораздо более позднему периоду. Фигуры верхней части исполнены в манере Перуджино, совсем наоборот, распределение фигур Апостолов создают эффект динамизма, в то время как пейзаж заднего плана волшебным образом сливается с фигурами на первом плане. Центральным элементом картины является пустой саркофаг, сразу же бросающийся в глаза и размещенный по диагонали, что усиливает эффект глубины сцены. 9:1).
В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком. Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые.
В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины.
Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. На Западе официальное утверждение празднества относится к XV столетию, хотя в отдельных местностях (например, во французском Туре) его отмечали уже давно. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14.
Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк. Слава рафаэлевских картонов превзошла даже его ватиканские фрески, которые не были доступны публике:ими могли любоваться лишь избранные. Картоны получили широкое распространение в качестве образцов для гравюр на дереве и на меди. Именно по ним мир судил о Рафаэле как о непревзойдённом рисовальщике, наделённом богатейшей фантазией. Особую известность получили картоны, выполненные в основном Рафаэлем, «Чудесный улов», «Призвание апостола Петра», «Исцеление хромого» и «Смерть Анании». На остальных «Ослепление Элимы», «Жертвоприношение в Листре», «Обращение Савла», «Проповедь Павла в Афинах», «Мученичество Павла» и «Побиение камнями дьякона Стефана», по мнению исследователей, чувствуется рука учеников и прежде всего Франческо Пенни и Джулио Романо. Понадобилось более трёх лет для изготовления самих шпалер, прежде чем они были доставлены в Рим и развешаны по стенам Сикстинской капеллы. обсуждаемой ранее картины «Алтарь Одди», но в то же время содержит множество новых и современных элементов. Фигуры не изолированы одна от другой, а связаны паутиной жестов и взглядов, как бы вовлекающих в развитие действия самого наблюдателя:Святой Иоанн Креститель смотрит в сторону зрителя, указывая на Богоматерь. Святой Франциск, напротив, указывает в сторону наблюдателя, но взор его направлен в небеса. Святой Иероним не только представляет заказчика картины, но и указывает на строение, убереженное от молнии, поясняя своим жестом смысл обета. Наконец, объединяющим элементом между небесным таинством и земной сферой является радуга, подчеркивающая композиционное единство сцены.
И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым. Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. За собой сын Господний вёл апостола Иакова, Петра и Ииакима. (Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. Это пророки Моисей и Илия.