Сырное Рафаэлло- прекрасная закуска к праздничному столу. В среду, 16 мая исполняется 120 лет со дня рождения польско-американской художницы, автора известных картин «Прекрасная Рафаэлла» и «Женщина в зеленом Bugatti» Тамары Лемпицкой. Рафаэль поставил дату создания «Прекрасной садовницы» в подоле мантии Богородицы, как он часто делал. Название «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) впервые дал этой Мадонне Рафаэля в 1720 году французский знаток искусства Пьер Жан Мариетт.
Как ни крути, но даже такой прекрасный человек, как Рафаэль, не обделен минусами. Произведение «Прекрасная садовница» было создано Рафаэлем Санти в 1597 году маслом на дереве и ее второе название звучит как «Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем на фоне пейзажа».
– спрашивала она своего любовника и друга итальянского архитектора Джино Пуглиси – Нет. Блестящая и невероятно красивая, с легко узнаваемым собственным стилем, Лемпицка мелькнула для многих мотыльком в период сумасшедшего «золотого межвременья» 20 – 30-х годов. Основная гамма теплых, светлых песочных тонов гармонично и мягко выделяет прелесть нежной кожи лица, шеи, открытой части плеч белой кофты свободного кроя с двумя маленькими и изящными черными бантами завязок, роскошь пышного атласного платья, сверкающего золотой подкладкой и отделкой. Прекрасная Рафаэла будет признана одним из наиболее важных актов ХХ столетия. Но семейное счастье юной супружеской пары длилось недолго. Женщина из будущего — белокурый локон, выбившийся из-под облегающего шлема, длинные водительские кожаные перчатки (точно так выглядит на фотографии 1925 года ее кумир Грета Гарбо за рулем автомобиля). — спрашивает она с легкой тенью беспокойства.
Обстоятельства его ухода были болезненной, глубоко скрываемой тайной Тамары. Я любила мужа, но мне нужен был флирт. Ему удалось найти ключик к ее внутреннему миру, вытащить из «тусовки» и совладать с её природой.
Она выстроила роскошный особняк в мексиканской провинции и переехала туда насовсем. До последних дней она была окружена роскошью и молодыми людьми. В 1914 году переезжает в Санкт-Петербург, где встречает своего будущего мужа — адвоката Тадеуша Лемпицкого.
Мягкое порно, жёсткий хром – вот ню Лемпицки. Акт ХХ столетияМадам, я художница и очень хочу, чтобы вы позировали мне обнаженной – заговорила она на улице с молодой брюнеткой.
Начинается новый этап ее жизни, на этот раз в Америке.
В 1918 эмигрирует в Париж. Прекрасная Рафаэла будет признана одним из наиболее важных обнаженных актов ХХ столетия. 29 счастливых лет провела Лемпицка в браке с бароном. В 1917 году жизнь Тамары перевернулась. Руки с короткими пальцами украшены перстнями.
Очарованная искусством Ренессанса она ездила в Италию изучать работы старых мастеров. Картина Тамара в зеленом Бугатти стал иконой сумасшедших 20-ых годов. И может быть, вот таким образом в живописи Лемпицкой нет места страсти. На работу. Перроны Гар дю Норд Начало Первой Мировой войны не сильно изменило жизнь Лемпицких. У второго был характер – подытожит Тамара свои браки. С инстинктом убийцы она рисовала портреты буржуазии и аристократии.
Она создала образ чувственной сексуальной женщины, совпавший с образом эпохи, знакомой нам по американским фильмам с Мэри Пикфорд и прозе Скотта Фицджеральда. Всю жизнь она окружала себя молодыми людьми. Если в начале десятилетия поездки были эпизодическими, то к началу Второй мировой семья окончательно обосновывается в Нью-Йорке. В ее картинах не было замысловатого сюжета, социального подтекста и обличительных сцен.
Чуть ли не каждая картина имела за собой пикантную историю. Он пригласил Тамару в свое сказочное имение Иль Витториале над озером Гарда. Каждая работа будто бы околдована буйным шармом самой художницы.
Они едут сначала в Копенгаген, а затем в Париж. На одном из автопортретов Лемпицка изобразила себя за рулем зеленого «бугатти»: жесткий ракурс, ярко-алые чувственные губы, густые ресницы и холодный, устремленный вперед взгляд. Однако характерно, что она говорила: «Я всегда одевалась в соответствии с автомобилем и автомобиль подбирала в соответствии с собой». В декабре 1917-го чекисты арестовывают Тадеуша, ему грозит расстрел. Ей слишком хотелось быть любимой и потому ее жизнь походит на типичный «женский роман». Но и здесь она не находит покоя, скорбя о былых успехах, она ищет компанию молодых людей.
После смерти барона в 1962 году, Лемпика едет в Хьюстон, чтобы быть рядом с дочерью. Хочу – искушала Тамара поэта Габриэле ДАннунцио. Приключение с ДАннунцио, которого сам Ленин называл единственным настоящим итальянским революционером, принесло Лемпицкой широкую известность. Питаю надежду. Они проживут вместе долго – 29 лет. Спустя два года они обвенчаются. Адриенн напомнила сестре о ее способностях к рисунку и уговорила ее пойти на курсы художников в Академии Рансома (Academie Ransom).
Я несчастное существо истерзанное, без родины, без корней, всегда одинокое. Тамара трижды приезжала в Варшаву, чтобы вернуть Тадеуша. ДАннунцио заказывает ей портрет. Она происходила из богатой польской семьи.
Они развелись в 1931 году в Париже. Они едут сначала в Копенгаген, а затем в Париж. У него уже были картины, он хотел жениться на художнице. В декабре 1917-го чекисты арестовывают Тадеуша, ему грозит расстрел.
Во всех ее работах, слишком стильных, – князья и маркизы. В 1922 году она перешла в мастерскую Андре Лота в Академии Монпарнас. Позже «Прекрасную садовницу» приобрел король Франции Франциск I. Эта картина известна в первую очередь своей гармонической и пропорциональной балансировкой поз фигур и высоким качеством представления всех элементов, – в частности, лица Богородицы, которое послужило моделью красоты для многих поколений художников. Ее пухлое тело, кажется, разрывает раму картины.
Но если поначалу ее воспринимали как художницу из знатного польского рода, то под конец – как баронессу, балующуюся изящным, рисующую «забавные картинки». Последующие дни Тамара провела в поисках мужа. Попытки совместить искусство с великосветской жизнью она не оставляет до конца своих дней. Такой увидел ее издатель престижного немецкого журнала моды Дама (Die Dame). Возможно. На голову и плечи женщины накинуто тонкое желтое покрывало.
Но главной проблемой (едва ли не единственной по-настоящему ее интересовавшей) оставалась она сама. Мой первый муж был очень красив. В толпе смеющихся гостей стоял тогда необычайно красивый мужчина – Тадеуш Лемпицки. Этот молодой юрист, пленительный и пресыщенный бонвиван, был любимцем петербургского общества. И здесь еще одна нестыковка: если верить официальному году рождения (1898), получится, что Тадеуша Лемпицкого очаровала четырнадцатилетняя девочка. А там, напротив меня, стоял этот старый карлик в мундире.
В 1896 или 1898 году родилась их старшая дочь. Губы тронуты едва заметной улыбкой. Лемпицкий – фамилия первого мужа художницы. Причем это не только связь с классической живописью. «После тридцати она зарабатывает много, а похвалы слышит всё реже и реже.
Когда он умер от сердечного приступа в 1962 году, Лемпицка написала, что потеряла все. Что касается романа Я была красивой молодой женщиной. Отец исчез из жизни Тамары, когда ей было всего несколько лет. В конце 1960-х переезжает в мексиканскую провинцию. Все полотна столь же яркие, как и их герои, а впечатление от них так же мимолетно, как и весь блеск молодости.
Дорогие друзья. Отец, Юлиан Лемпицки из старинного шляхецкого рода герба Юн. Она умудрялась блистать в свете, шокируя его своими выходками и одновременно много работала, чтобы обеспечивать себя. В действительности у нее никогда не было «бугатти», был только маленький ярко-желтый «рено». Несколько поутратив былую славу, Лемпика продолжает работать. И звали ее вовсе не Тамара: при рождении девочку окрестили Марией. Становится скандально известна своими романами с женщинами. Лемпицкие бегут за границу, во Францию. Двери модных салонов и вечеринок всегда распахивались перед ней.
Тамара могла бы рисовать портреты на заказ и таким образом содержать семью. Барон безумно любил Тамару, боготворил ее и ее картины. В его замке в Диошеж (Dioszegh) в Венгрии хищные картины Тамары соседствовали с работами Дюрера и английских пейзажистов 17-го века. Она ведет исключительно светский образ жизни, вдали от мужа и детей. С детства росла и воспитывалась в великосветской атмосфере, не зная бедности и невзгод. – удивлялась Тамара.
Это произошло, впрочем, уже в Америке, куда она уехала в конце 1930-х. 16 сентября 1916 года родилась Мария Кристина, которую ласково называли Кизетт. Однако, барон привлекал ее манерами, знанием искусства и состоянием бумажника. После даннунциевского портрета о Лемпицка начинают писать, призы следуют один за другим.
Уже взрослой женщиной Тамара будет подчеркивать, что она полька. Показательно, что основным жанром картин был «ню». В равной мере художница любила высокое искусство и высшее общество.
Вместо нее – изящество эксгибициониста, тоскующего о чувствах, которые ему так и не удалось испытать. Картина была заказана Фабрицио Сергарди, нобилем из города Сиены. Одна работа в это время занимала у нее около трех недель. Художница страдает от депрессии и невостребованности. До последних дней ходила в ярких платьях и не любила смотреться в зеркало. Она уже не Лемпицка, а Лемпика (так она себя называет) – связи с прошлым порваны окончательно, она не полька и не русская, а полноправная гражданка блистательного мира дорогих автомобилей и нарядов от-кутюр. – Все великие княжны были моделями у Шанель, но у них были стройные фигуры. Тадеуш устал от такого образа жизни и в 1927 году сбежал от супруги в Польшу.
Принадлежащая к сторонникам Лота Тамара стала салонной кубисткой. Сегодня вашему вниманию я хочу предложить перевод очень интересной статьи Малгожаты Чыньской для журнала Высоке обцасы 1 (79) от 4. 01. 2003 (приложение к Газете Выборчей) о жизни Тамары Лемпицки.
Это был самый страстный поклонник творчества художницы, он боготворил ее и ее картины. Биография свободно перекраивалась, чтобы предстать в наиболее выигрышном свете. Kizette in Pink и Kizette on the Balcony, 1927. Холодным разумом она подсчитала, что живописью, однако, можно выгодно прожить. Как писала Кизетт, вожделение здесь осязаемо.
La belle RafaeloВ середине 20-ых годов ее карьера начала стремительно развиваться. Они молоды, красивы, счастливы в Северной Пальмире, но тучи над Россией уже сгущаются. С Италией художницу связывали воспоминания детства (она впервые приехала сюда в 10 лет и именно здесь увлеклась рисованием, пронеся на всю жизнь увлечение Боттичелли, Понтормо и Микеланджело).
Тогда это делало больше женщин, чем мужчин. После революции Тадеуш был арестован ЧК и Тамара еле спасла его с помощью шведского посла. Связь продолжалась год.
Она ни в чем не хотела уступать мужчинам: ни в успехе, ни в сексуальных аппетитах. Они загорелые и смуглые от ветра, а их тела упругие, как тела Амазонок. В 1934 году они поженились. Портреты парные, фигуры в них повернуты друг к другу. Лемпицка удостоилась внимания Harpers Bazaar и других американских изданий. Тамара вожделела эту женщину.
Несмотря на недостаток внимания со стороны матери, Кизетта была увековечена в картинах Лемпицкой, которая неоднократно писала картины со своего единственного ребёнка, оставив серию портретов: «Кизетта в розовом» (1926), «Кизетта на балконе» (1927), «Кизетта спит» (1934), «Портрет баронессы Кизетты» (1954—1955) и так далее. Живопись этой польско-русской эмигрантки имеет ярко выраженные итальянские корни. В этот же период, она знакомится с Бароном Раулем Кюфнером, ее будущим мужем. Ответ Прамполини: «Ваши портреты — потрясающая панорама сексуальности и психологии плоти. Выставка в Риме имеет свою предысторию.
Родилась она не то в Москве, не то – по уверениям самой художницы – в Варшаве. Революция обрушивается на молодую семью даже не градом, а камнепадом. Лот оказал огромное влияние на стиль Лемпицкой. И в портрете супруга Маддалены Дони фоном служит небо, природа. Гладкие черные волосы обрамляют нежное, смуглое лицо.
«Что вы думаете, Прамполини. Он был состоятельным российским евреем, купцом или промышленником. Модель для Рафаэлы была найдена на улице и умело соблазнена.
Например, «Адам и Ева» (Adam and Eve), натурщика для которой Тамара увидела в полицейском, дежурящем на улице как-то ночью. Рауль тоже имел поводы для беспокойства: Чехословацкий еврейский альманах называл его семью замечательным еврейским родом. После переезда в Штаты Тамара разослала в газеты свой снимок, на котором она выглядела как кинозвезда. В 1930 году Лемпицка пишет «Терезу Авильскую», одну из своих ключевых работ. Тогда Тамара решет взять судьбу семьи в свои руки и зарабатывать на жизнь искусством. Возникновение глянцевых журналов, расцвет домов моды, эпоха стиля, эпатажа.
Начались репрессии. В 1911 Тамара переехала сюда и жила у родственников – Стефы и Мауриция Штиферов.
Свадьба состоялась в 1916 году в Санкт Петербурге. Её муж в конце концов устал от её любовных похождений и бросил её в 1927 году. Ее выставки проходят в Salone des Independants и Salone d Automne – престижнейших художественных заведениях того времени, где любили бывать Матисс и Пикассо. Они развелись 4 года спустя, несмотря на попытки художницы его вернуть. Лоск фабрики грез ей очень нравился.
В 1917 жизнь художницы перевернулась. Она уже не Лемпицка, а Лемпика (так она себя называет) – связи с прошлым порваны окончательно, она не полька и не русская, а полноправная гражданка блистательного мира дорогих автомобилей и нарядов от-кутюр. Среди последних работ художницы «Сюрреалистическая рука», «Портрет Франсуазы Саган», «Чаша с виноградом». Друзья внезапно потеряли всякое влияние, Штиферы еще раньше укрылись в Копенгагене. Вместо своего веселого, элегантного мужа, Тамара встречала угрюмого мужчину, уничтоженного тюремными испытаниями. Летом 1918 года Лемпицкие прибыли в Париж. И я часто флиртовала – признает она спустя годы. Через несколько лет стараний пастушка пленила Дон Жуана. Репортер Ла Полонь писал, что модели Тамары де Лемпицкой это современные женщины.
Именно так должны были выглядеть героини Скотта Фитцджеральда и Агаты Кристи. Тамара де Лемпицка (Tamara de Lempicka, 1898-1980) — польская и американская художница, работавшая в стиле ар-деко и кубизм. Все хотели обладать сексапильностью чернокожей танцовщицы Джозефин Бейкер, о которой художница говорила, что она покоряет своим телом всякого, кто ее видел. В конце 30 – 40-х годов все чаще она создает полотна на религиозную тему. На роскошной вилле, арендованной у режиссера Кинга Видора, она устраивала приемы для нескольких сотен гостей.
Попытки совместить искусство с великосветской жизнью она не оставляет до конца своих дней. Чем-то внешне она напоминает здесь героиню «Аэлиты», романа Алексея Толстого 1923 года. Портрет пульсирует от интенсивной эротической энергии. Я жду.
Через несколько месяцев она покинула Иль Витториале. Они не знают лицемерия и стыда в категориях буржуазной нравственности. Эта выставка планировалась давно, но в силу ряда обстоятельств никак не могла состояться. Белые ночи Санкт ПетербургаВо время балов или нет, но Санкт Петербург напоминает большой бальный зал. Страх и унижение, которые она тогда пережила, навсегда разрушили ее ощущение безопасности.
Умерла Тамара во сне 18 марта 1980 года. Но Америка недолго была милой для художницы. Рафаэль не завершил её, хотя «Прекрасная садовница» подписана и датирована. В то время они с мужем жили в Санкт-Петербурге. Зато двери лучших парижских домов открыты для неё нараспашку — не как для модной, но нищей богемы, но как для светской львицы, равной среди равных. Она берет уроки у классиков фигуративной живописи Андре Лота и Мориса Дени. У нее никогда не было зеленого Бугатти, а только небольшое желтое Рено. Self-Portrait (Tamara in the Green Bugatti)1925Я всегда одеваюсь, как автомобиль, а автомобиль – как я – говорила она.
Композиция «Прекрасной садовницы» является зеркальным отражением «Мадонны в зелени» (Художественно-исторический музей, Вена). И тогда Тамара, во имя спасения любимого человека, ценой супружеской измены со шведским консулом (возможно с датским), добывает для мужа иностранный паспорт. К тридцатым годам относятся работы «Зеленый тюрбан», «Портрет Иры П», «Портрет Марджори Ферри», «Соломенная шляпка», «Женщина с голубем». В 20-е годы погоду в искусстве делали журналы мод.
Она пробовала рисовать модно, но сюрреалистические пейзажи или фактурные картины, нарисованные шпателем, были всего лишь бездарной попыткой подхватить актуальное в искусстве. В 1938 году – писал 40 лет спустя журналист Нью-Йорк Таймс – Лемпицка в обществе венгерского барона приплыла в Америку, где в течение 10 лет она ослепляла элиту и репортеров светских рубрик. Мадам, я художница и очень хочу, чтобы вы позировали мне обнаженной – заговорила она на улице с молодой брюнеткой. Она знала, что успех нужно заработать, вот таким образом рисовала более десяти часов ежедневно. В Америке к ней пристало прозвище «баронесса с кисточкой», критика в пух и прах разносила работы и заказов с каждым годом становилось все меньше. Nana de HerreraТамара заняла ее место рядом с бароном.
Для них закончилась война, для Тамары – беззаботность. Совместная работа над ним на вилле поэта приносит неизбежные плоды (сохранились смешные мемуары домоправительницы донжуанистого итальянца, где описана циничная история этого романа). Ни один художник никогда не добивался такой аналогии между машинами и женщинами. Какую работу.
С ней рядом была дочь Кизетта, простившая невнимательность матери и внучки. Его мать, Мария Норвид, была по отцу племянницей Киприана Камиля Норвида (известный польский поэт 19 века – прим. пер. ). И дело не только в том, что это самая полная экспозиция (90 живописных работ и 30 рисунков художницы, а также 50 редких фотографий, фильмы, оригиналы ее переписки с итальянским поэтом и драматургом Габриэле ДАннунцио). Так называемая «Прекрасная садовница», сейчас хранящаяся в Лувре, – одна из нескольких Мадонн, выполненных Рафаэлем во время пребывания во Флоренции (1504-1508). ша, был представителем Товарищества Варшавско-Венской Железной Дороги.
Новый спутник жизни, барон Рауль Куфнер, дает ей титул и богатство. О чём она, собственно и мечтала». Реклама была эффективной: баронесса с кистью вошла в элиту общества Западного побережья. Зато двери лучших парижских домов открыты перед ней нараспашку. Княжны и жены богатых промышленников заказывали у художницы портреты в натуральную величину. Зимой 1938 года Куффнеры решили покинуть Старый Свет.
Но картины не покупаются и пополняют залежи на чердаке. Хронологически она следует сразу за «Мадонной со щеглёнком» (Уффици, Флоренция). Лемпицка боялась старости и не могла с ней смириться. Наиболее частый мотив – скорбящая Богоматерь со слезами на глазах. Она уже продала последние драгоценности, чтобы погасить задолженность по квартирной плате и не знала, что делать дальше.
Зато двери лучших парижских домов открыты перед ней нараспашку. На прощание ДАннунцио подарил ей стихотворение с посвящением La Donna dOro (Золотой женщине) и кольцо с огромным топазом, который она с гордостью носила до конца жизни. Куффнер был поклонником таланта Лемпицкой. Ее живопись внезапно была признана устаревшей и Лемпицка не могла это стерпеть. Тамара, которая однажды в России уже потеряла все, желала опередить ход истории. На этот раз он был решителен: развелся и навсегда осел в Польше. Portait Of A Man (Incomplete) 1928Уход мужа вогнал Тамару в глубокую депрессию: Я дама. Вместе они в 1930-е гг. Время до обеда она спокойно и трудолюбиво проводила на курсах рисунка в Академии Искусств.
Вообще, в этот период Тамара живет так, как всегда хотела. Тамара, в платье со шлейфом во всю длину часовни, поразила все это изысканное сообщество. Дитя кубизма и артдеко, Лемпцика обожала объемные углы, крупные колени и выпуклые животы. Когда Кизетта находилась неподалёку от своей частной школы-интерната, она жила со своей бабушкой Мальвиной.
И тогда Тамара, во имя спасения любимого человека, ценой супружеской измены со шведским консулом (возможно с датским), добывает для мужа иностранный паспорт. Поза традиционная, но рука представляет собой отполированную трубу, тело — блестящий корпус авто, а груди — колпаки на колёсах. Затем, как сверхновая, она вспыхнула и исчезла из поля зрения.
– Я рисую, я на пике успеха. Громкое знакомство с ДАннунцио окончательно исчерпало терпение Тадеуша.