Видным представителем искусства барокко были также фламандский живописец Ван Дейк и голландец Рембрандт.
Для упреждения «прогулов» Ягужинский просматривал списки приглашённых на ассамблеи и вычислял «нетчиков». Барклая «Аргенида» (1621 год) становится моделью для повествовательной прозы всей Западной Европы.
Но писал он их ярко, с убедительной силой, страстью и реализмом. Кафтан и камзол через 200 лет превратятся в пиджак и жилет. Костюм был подчинен этикету. В барочных текстах часто звучит экклезиастовская формула «суетности мира» (латинский vanitas mundi).
Петра (Ватикан)И. В странах с развитой промышленностью и торговлей (Англия и Голландия) буржуазные революции завершились победой нового общественного строя. Барокко сменилось более спокойным палладианством.
Одной из центральных в искусстве барокко быта идея «учить зрителя или читателя ненавязчиво, поучать посредством прекрасного». Стиль барокко был выражением типологической общности национальных культур в период становления абсолютизма, которое сопровождалось тяжёлыми военными конфликтами (в том числе Тридцатилетняя война 1618-48 годов), укреплением католицизма и церковной идеологии (смотри Контрреформация). Микеланджело Меризи да Караваджо (1571- 1610, Италия) один из крупнейших мастеров маньеризма и барокко, считающийся основоположником реализма. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре»— геометрической правильности построений на плацу. Тезауро).
Иногда понятие «барокко» трактуют не в конкретно-историческом смысле, но как обозначение совокупности стилистических черт, периодически повторяющихся на различных стадиях эволюции культуры (так, элементы барочной стилистики усматривают в романтизме, экспрессионизме, сюрреализме, латиноамериканском магическом реализме и пр. ). В изобразительном искусстве, освободившиеся от средневековых религиозных пут, обратились к светским общественным темам, к образу человека-деятеля. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Питер Пауль Рубенс (1577--1640)в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он напряжен, на лбу собрались морщины.
В «Симплициссимусе» Х. фон Гриммельсхаузена соединяются элементы плутовского, аллегорического, утопического, пасторального романов, а также стилистика шванков и лубочных картинок. Переходом к зрелой фазе творчества художника стал большой заказ цикла картин «Жизнь Марии Медичи». Интерес к натюрморту заметен во многих работах Караваджо.
Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. В поэзии – вычурность использование сложных метафор. Картина «Возвращение блудного сына» (Рис. 6) основывается на Библейском сюжете и является воплощением духовного и плотского, небесного и земного начал. Б. Тьеполо, Ф. Гварди и др. ). В такие минуты юноши превращаются в мужей. Перевязь (бандульера), на которой носили шпаги, вошла в моду ещё в предыдущую эпоху.
Украине, Литве. Рубенс гораздо родственнее Гомеру, чем многие античные мастера. Двусмысленность в толковании образа возникает за счет особого сочетания и расположения на полотне света и тени. П. Свелинк), в Италии (Дж.
В эту эпоху возникают и плодотворно развиваются и «низшие» (по терминологии того времени) жанры: натюрморт, собственно жанровая живопись, пейзаж. Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества. XVII века и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой тканью. В современном представлении барокко – комплексный стиль, объединяющий многообразные манеры композиции и исполнительства, то есть собственно «стили» в понимании музыкальных теоретиков 17-18 веков («церковный», «театральный», «концертный», «камерный»), стили национальных школ и отдельных композиторов. Жизнеподобие в искусстве барокко нередко граничило как с эффектной театральностью (мотив мира как театра типичен для барокко), так и со сложной символикой: предмет изображённый в реалистической манере, таил в себе скрытый смысл.
В сложившихся драматических обстоятельствах образуется новый взгляд на архитектуру. Во Фландрии и Нидерландах в творчестве мастеров барокко сильно ощущение мощного народного начала, стихийных сил природы. В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Среди его шедевров – портреты короля, членов его семьи и приближённых знаменитое полотно «Взятие Бреды», посвящённое одному из эпизодов войны с Нидерландами.
". Человек из разъяренной толпы готов ударить его по голове огромной глыбой. Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVIIв.
В ней нет ни одной незначительной детали. В пейзажах Розы заключена огромная сила, особая экспрессия. Перенесенные затем на картины, эти ландшафты необычайно реалистичны, живы, естественны.
Действующие лица в его картинах – это простые люди из народа. Придворная жизнь, её театрализация способствовали активному развитию репрезентативных форм живописи (декоративные циклы росписей дворцовых апартаментов, батальная живопись, мифологическая аллегория и др. ). Такому Богу бесполезно молиться— у Него можно только учиться.
Элементы стиля барокко использовались и в музыке классического периода (вплоть до Л. ван Бетховена), а впоследствии – в неоклассицизме 20 века (у И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита). Он шел путем самостоятельного освоения нового изобразительного языка.
Позже они стали намного пышнее. Перевязь была прежде кожаной, теперь её делали также из муара. Несколько лет спустя после сложения болонского академизма выдвигается другое, еще более оппозиционное по отношению к маньеризму художественное течение, отличающееся ярко выраженным исканием реалистичности образов и носящее в основном демократический характер. В последний период творчества Рубенс продолжает тему вакханалий— «Вакх»— откровенно телесное восприятие жизни.
Во время ужина «Он был узнан ими в преломлении хлеба» но в этот момент Христос стал невидимым. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. Крупнейшими живописцами северного барокко были: Рубенс и Ван Дейк во Фландрии, Халс и Вермер в Голландии, Маульберч в Австрии.
Позже в моду вошла прическа фонтанж (не следует путать с чепчиком «фонтанж»), по имени одной из любовниц короля. Первая— светлая, вторая— более темная. Мильтона (1667-74 годы) вмещает в себя и целый ряд мелких жанров – оду, гимн, пасторальную эклогу, георгику, эпиталаму, жалобу, альбу и т. д.
Сложно украшенные пряжки называли аграф. Симон осудил Христа за то, что он разрешил грешнице осквернить себя прикосновением. Влиянию оперы подверглись как новые, возникшие в эпоху барокко вокальные жанры (оратория и кантата), так и традиционные жанры церковной музыки (в позднебарочных мессах, мотетах, пассионах и так далее активно применялись оперные формы: ария, дуэт, речитатив). В природной стихии как будто растворяются гротескные человеческие фигуры, придающие ландшафтам фантастический вид («Пейзаж с прачками» «Горный пейзаж», 1720-е «Проповедь св.
Вначале этот термин приобрел негативный смысл. Музыка. В архитектуре стиль, называемый «украинским», «московским» или «нарышкинским» барокко, признан большинством искусствоведов.
(1573–1610) итальянский художник. С архитектурой активно взаимодействуют живопись и скульптура, преобразуя пространство интерьера широко используются лепнина, различные материалы в их эффектных и красочных сочетаниях (бронза, разноцветный мрамор, гранит, алебастр, позолота и пр. ). Наибольших успехов испанское искусство времени барокко добилось в области живописи. Это представление появилось, благодаря критикам XVII века. Лицо распухло от ударов камней и кажется, что рука, воздетая к небесам, сведена судорогой от боли.
До Людовика XIII были популярны сапоги (ботфорты). Тон всему произведению задают необычные переходы света в тень и использование красок определенного цвета (темно-коричневым фон, желтоватые одежды актера символизируют ложь и обман).
Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Его стихи энергичны, порывисты, эмоциональны и в некоторых местах чересчур грубы и резки. Некоторые из его жанровых композиций можно рассматривать как карикатуры в современном понимании он первым стал рисовать так называемые идеальные пейзажи. Его кредо было — постоянная работа, совершенствование техники. Пространства в барокко имеют сложные построения.
В этот период наблюдается расцвет архитектуры, выразившийся в создании грандиозных городских ансамблей и дворцово-парковых комплексов (Собор и площадь святого Петра в Риме, образованная колоннадой Бернини (1657-1663гг). В "Успении Богоматери" (1605-1606 гг. ) для алтаря церкви Санта-Мария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг. ) расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Центрами оперного искусства в эпоху барокко стали Венеция (поздний К. Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести), Рим (С.
Павла (1675-1710 гг. ) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г. ). Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность. Солнце зашло за облако. В истории костюма прическу также именуют куафюра. Конфигурация плана усложняется соприкасающимися объёмами, границы между которыми еле уловимы, смежные элементы воспринимаются одним целым. Фетти).
Славу этой школы составляют утончённые портреты Антониса Ван Дейка (1599 – 1641), простодушно-грубоватые жанровые произведения Якоба Йорданса (1593 – 1678), горькие и язвительные картины Адриана Браувера (1605/1606 – 1638). Хронологические границы барокко не совпадают в отдельных регионах (в Латинской Америке, ряде стран Центральной и Восточной Европы, в России стиль сформировался позднее, чем в Западной Европе) и в различных видах искусства (так, в 18 веке барокко исчерпало себя в западноевропейской литературе, но продолжало существовать в архитектуре изобразительном искусстве, музыке). Рецептом против этой завороженности может стать как стоическое равнодушие к страданиям (А.
Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Однако истощенная невзгодами Италия не потеряла своих позиций. Петра в Риме. Ещё раньше шпаги носили на портупее, тонком ремешке, пристегнутом к поясному ремню. Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины "Обращение Савла" и "Распятие апостола Петра" (1600-1601 гг. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма. С 1706 года начались поездки художников Оружейной палаты в Петербург и другие города. ". Стефана, который стоит на земле на коленях освещенный светом, предвещающим вознесение на небеса.
Этот поворот подготовил пышный расцвет стиля барокко в эпоху преемников Петра I. БАРОККО (итальянский – barocco, предположительно от португальского barroco – жемчужина неправильной формы или от латинского baroсо – мнемоническое обозначение одного из модусов силлогизма в традиционной логике), стиль в искусстве конца 16-18 веков. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо), Лондон (Г. Работам художника свойственны необыкновенная любовь к жизни и энтузиазм. В 1642 г. судьба наносит тяжёлый удар Рембрандту – умирает Саския.
Лейтмотивом архитектуры петровского барокко станет идея триумфальности. Шляпы в 1660-е годы были широкополые с высокой тульей. В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление»34. Вот как написал о нём Эжен Делакруа: ". Такое построение имеет важное для барокко значение. Трагизм барокко отчасти имеет социально-историческую детерминированность (войны во Франции, Германии и др. ). Скарлатти), Гамбург (немецкие оперы Р. Кайзера, Г. Ф. Генделя), Вена (Чести, А. Кальдара, И. Й. Фукс), Париж (Ж. Так, герой представлен как простой неаполитанский крестьянин.
Портрет бандита оказывается сложнее открытого и несколько романтично настроенного юноши с полотна «Автопортрет». Вот так тяжело приживалась европейская мода (в данном случае стиль барокко) в России. «Портрет императрицы Екатерины 1 с арапчонком» (1725-1726, ГРМ) кисти Ивана Адольского может служить наглядным примером того, каких успехов достиг русский мастер на пути создания барочного портрета.
Там же, в Абруццких горах и Калабрии, молодой художник встретил бродяг-разбойников, среди которых находились и те, кто был изгнан из общества «добропорядочным» людей за свободолюбивые, смелые мысли. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Для стиля барокко («причудливый») характерны: – стремление к величию и пышности -усложнённость планов -богатство и роскошь интерьеров, широкое использование живописи, зеркал и скульптуры – обилие кривых, пластичных линий и поверхностей – контрастность, напряжённость иллюзорность, динамичность образов -стремление к максимальной выразительности минимальными средствами отрицание конструктивной логики ордера и применение его только как декоративно-пластической формы наряду со скульптурой -привлечение пейзажа в качестве основного композиционного приёма для создания городского ансамбля -в мебели – сложные позолоченные резные элементы, мягкие сидения -цвета – белый, бирюзовый, золото. Новым исканиям искусства соответствовали новые композиционные приемы.
После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь.
В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом через призму живописи Караваджо — «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа». Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Императрица изображена в рост, точка зрения дана снизу, так, что она взирает на зрителя сверху вниз.
Барокко как стилевое направление получило своё развитие на рубеже XVI-XVII вв. Самый прославленный автор таких работ— Д. А. Каналетто. Художника интересует потаённая суть явлений, сложный внутренний мир изображаемых людей. Связь с риторикой выражается как в общих принципах расположения музыкального материала, так и в использовании конкретных мелодико-ритмических оборотов с устоявшейся семантикой – так называемых музыкально-риторических фигур, которые в вокальной музыке усиливали значение словесного текста, а в инструментальной – в определённой мере позволяли «расшифровать» образное содержание (впрочем, для раскрытия содержания Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Г. Ф. Телеман инструментальным сочинениям нередко давали характерные названия, а И. Фробергер, И. Кунау, А. Вивальди даже сопровождали их развёрнутыми литературными программами). В Картине «Мученичество Святого Стефана» (Рис. 5) художник сузил и затенил пространство, в котором заключены персонажи картины, чтобы создать удушающую атмосферу. Два путника едут по дороге.
Различия между церковной и светской музыкой в стилистическом отношении становились всё менее существенными, что позволяло использовать один и тот же музыкальный материал и в светских и в церковных сочинениях (многочисленные примеры – в творчестве И. С. Баха). Наиболее интересна композиция "Призвание апостола Матфея" (1599-1600 гг. ). Одна из пьес П. Кальдерона так и называется: «Жизнь есть сон».
Для новой жизни, для утверждения новых порядков и обычаев нужно было новое искусство. В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции— Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения— классицизма. Для архитектуры барокко (Л.
Грифиус), так и сублимированный эротизм (Ф. Возможность различной расшифровки генерал-баса свидетельствует о специфике барочных сочинений – их принципиальной вариантности и существенной зависимости от конкретного исполнительского воплощения, при котором исполнителям (как правило, при отсутствии подробных авторских указаний в нотном тексте) приходится самим определять темп, динамические нюансы инструментовку, возможность использования мелодических украшений и так далее вплоть до значительной роли импровизации в ряде жанров (например, в «нетактированных» прелюдиях французских клавесинистов 17 века Л. Куперена, Н. Лебега и др., в каденциях солистов в инструментальных концертах 18 века, в репризных разделах арий da capo). Развитой художественной теории периода барокко не было создано ни в Италии, на его родине, ни в других странах. Во всех видах искусств барокко слилось с более легковесным стилем рококо. Расцвет русского барокко связан с именами А. В. Красова (Большой Царскосельский дворец, церковь Успения Пресвятой Богородицы), П. А. Трезин (Фёдоровская церковь), А. Ф. Виста (Андреевский собор, Ботный домик в Первопавловской крепости), В. В. Растрелли, создателя Смольного монастыря, Зимнего, Воронцовского, Строгановского дворцов.
Если при Людовике XIII женщины носили мужские шляпы (они тогда заимствовали у мужчин много элементов костюма), то сейчас в моду вошли прически, легкие косынки или чепчики. Его можно было использовать и при сооружении дворцовых построек и для «обывательских» жилищ.
У него был сходный гений по самому своему духу. Сальватор Роза является создателем и такого вида пейзажа, как философский. Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко.
Событие изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью. До 1670 г. они украшались пряжками, а затем бантами. Затемнённые участки контрастируют с ярко освещёнными акцентами. Стиль Розы в поэзии, равно как и в живописи, проявился во всей его полноте.
После ссоры с одним из представителей местной знати ему пришлось уехать на Сицилию. Таннауер повлиял в значительной степени на становление творчества российских мастеров – Ивана Адольского (Одольского) (1686/91. Вот таким образом барокко— это ещё век Разума и Просвещения. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля. Наряду с сочинениями светского, придворного и салонного (В.
Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. Христос же ответил: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». Но в то время были часты войны и в сапогах ходили повсюду, даже на балах. Фрескобальди и скрипичные концерты А. Вивальди, «Священные симфонии» Г. Шютца и оратории Г. Ф. Генделя.
Парики были так сильно напудрены, что шляпы тогда часто носили в руках. Патетически «высокое» барокко с присущими ему грандиозностью и пышностью (архитектурные ансамбли, алтари и алтарные образы, триумфы и апофеозы в живописи, оперы на мифологические сюжеты, трагедия, героическая поэма театрализованные зрелища – коронации, свадьбы, погребения и т. п. ) соседствовало с камерными (натюрморт в живописи, пастораль и элегия в литературе) и низовыми (комедийные интермедии в опере и школьной драме) формами барокко. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама» (см. Как мужчины, так и женщины, носили трости. В запрокинутом лице нет покоя, но нет и смертной гримасы. Все это создает эмоциональную силу воздействия композиции.
В отличие от ренессанса, где предпочтение отдаётся правильным геометрическим формам (квадрат, круг), в барокко излюбленная фигура – это овал, придающий неопределённость и фантазийность общему объему. За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным. В ряде случаев в нём ощутима вторичность по отношению к западноевропейским образцам (Я. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. Его главное творение— фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603год).
Характерные детали барокко— теламон (атлант), кариатида, маскарон. Они проводились во все времена года, летом – на открытом воздухе. Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. Тело Христа бескровно. Кроме стихотворного переложения Псалтири под названием «Псалтырь Рифмотворная», Полоцкий написал множество стихотворений, составивших сборник «Рифмологион», в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в «Вертоград Многоцветный». В нидерландской живописи в эпоху барокко в Голландии жили и творили Фрас Халс и так называемые "малые голландцы": Герард Доу (1613 – 1675), Адриан ван Остаде (1610 – 1685), Габриэль Метсю (1629 – 1667), Герард Терборх (1617 – 1681) и другие.
Площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание (место торговли, народных сборищ). В моду также вошли зонтики, у женщин— муфты, веера. Изменениям подверглось всё – архитектура и интерьер домов и дворцов, городская и сельская планировка, армейская дисциплина и военное дело На место средневекового замка пришёл дворец, предназначавшийся для отдыха, увеселений и мирного труда (к примеру, административного), вот таким образом отпала необходимость в крепостных стенах, громоздких башнях с бойницами. Родился в 1573 г. в Ломбардии. Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах.
Художественное образование получил в Милане. Рококо («раковина»)– более изощрённое в деталях развитие направления барокко. Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Особенно интересна и показательна работа Розы под названием «Пейзаж с мостом», хранящаяся в настоящее время в галерее Питти во Флоренции.
Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Наряду с реально-бытовой и сатирической модификациями барочного романа (Ш. О его произведениях Эжен Делакруа сказал: "правда – самое прекрасное и редкое на свете". Типичная такая парсуна – портрет князя В. В. Голицына.
Жюстокор – тип кафтана, длиной до колен, его носили застегнутым, поверх него – пояс. В исполнении музыки барокко всё шире используются исторические музыкальные инструменты (подлинные или их точные копии), воссоздаются специфические для неё акустические условия исполнительские принципы эпохи, зафиксированные в музыкально-теоретических трактатах и литературно-художественных памятниках 17-18 веков (смотри Аутентичное исполнительство). Скульптура— неотъемлемая часть стиля барокко. Краски жизни сошли с него и остались резкие рельефно вылепленные формы. Молодая женщина вскинула руки вверх.
Антония Брешианского» «Морской пейзаж», 1730-е). Как и в предшествующие музыкально-исторические эпохи, музыкальное в барокко тесно граничит с внемузыкальным (словом, числом, танцевальным движением) однако возникает и новое явление – обособление сугубо музыкальных способов организации, сделавшее возможным расцвет жанров инструментальной музыки. Этот путь вживания в абсолютно отличную от традиционной системы искусства древней Руси не был простым и легким. Термин «барокко» возник в 18 веке в среде историков искусства, близких классицизму (И. Она не прячет лицо, не отводит глаза, не может потерять сознание.
В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление». Сальватор Роза (неаполитанская школа) и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи. Лубрано).
Стоит только вспомнить, сколько сил прилагал Пётр I, чтобы «облагородить» русское общество того времени. Бунтарский дух Караваджо проявился и в его творчестве. Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто (ученик Каналетто) работал в Германии.
Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа» (1618)Сюжетом этой картины Рубенса является миф о братьях Касторе и Поллуксе (сыновьях Зевса и Леды), которые похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. Вдали за скалой скрываются две фигуры.
Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). Так, «Морской порт» написан в лучших традициях К. Лоррена. Марини, Д. К. фон Лоэнштейн).
Все эти образы позднее найдут полное отражение в картинах Сальватора Розы. Такими средствами в архитектуре взамен ренессансного идеала ясной, устойчивой и завершенной в себе гармонии создавалось «призрачное ощущение». Собор св. Все это дополняется ярко выраженной тягой к декоративности. В 1608-1609 гг.
Отмеченная стилевой изощрённостью и насыщенная риторическими фигурами (повторами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксиморонами и пр. ), поэзия барокко развивалась в рамках национальных вариантов: гонгоризм и консептизм (в котором с особой силой выразилась присущая барокко нарочитая смысловая затемнённость) в Испании, маринизм в Италии, метафизическая школа и эвфуизм в Англии. Своеобразие русского барокко определялось не только устойчивостью национальных традиций и форм, но и взаимодействием барочных черт с классицизмом и рококо (скульптор К. Б. Растрелли, архитекторы Б. Ф. Растрелли, С. И. Чевакинский, Д. В. Ухтомский).
Это— полевой вид обуви их носило обычно военное сословие. В Испании в 17 в. некоторые черты барокко проступали в аскетичной архитектуре школы X. Б. де Эрреры, в реалистической живописи X. де Риберы и Ф. Сурбарана, скульптуре X. Монтаньеса. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669 гг. ) голландский художник, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии. Возвращается обратно лишь в 1639 г. Летом этого года в Риме проводили карнавал, на котором Роза выступил в роли странствующего актера под маской Ковиелло (плебея, не смирившегося со своей судьбой). В Италии, на родине барокко, в XVII в. переживала расцвет фресковая живопись. На западе в области романа выдающийся представитель— Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы— П. Кальдерон (Испания). Полный женский костюм состоял из двух юбок, нижней (фрипон) и верхней (модест).
Так, на мощных контрастах свете и тени основала творческая манера итальянского художника Микеланджело Караваджо (1571-1610). В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя (см. Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVIв. Они действительно имеют некоторые черты классицизма.
Во время странствий он делал множество зарисовок с видами итальянской природы. Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Караваджо скрывался от наемных убийц в Сицилии и Южной Италии. Вследствие чего идейные формы выражали лишь композиционные приёмы. Кроме кружев, на одежде было много бантов. Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа.
Охватил все области пластических искусств (архитектуру, скульптуру, живопись), литературу, музыку и зрелищные искусства. Позже его сменило жабо. В эпоху барокко музыка расширила свои выразительные возможности, в особенности в стремлении передать многообразие душевных переживаний человека они представали в виде обобщённых эмоциональных состояний – аффектов (смотри Аффектов теория). А вот в живописи ничего подобного не наблюдалось. Динамика пространства подчёркивается распределением светотени.
Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров. Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест. Благодаря ему была создана иллюзия богатства и могущества.
В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен. В рассказах Боскини о достоинствах венецианской живописи принципы барокко не были чётко сформулированы, но сам характер сравнений и форма описания свидетельствуют о предпочтениях автора, выражаемых им не античной скульптуре и Рафаэлю, а Тициану, Веронезе, Веласкесу и Рембрандту. По сторонам юбку украшали драпировки. С другой – это старший сын, в котором воплощается совесть.
В славянских странах барокко обладает рядом особенностей, позволяющих говорить о «славянском барокко» как особой модификации стиля (термин предложен в 1961 году А. Андьялом). В колорите преобладают золотисто-бурые тона. В Германии (архитекторы и скульпторы Б. фон Нейман, А. Шлютер, братья Азам и др. ) и Австрии (архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах и И. Л. фон Хильдебрандт) стиль барокко часто соединялся с чертами рококо. Талия— узкая, под платьем носили корсет. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови.
Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Придя в Эммаус, ученики пригласили Иисуса поужинать. На его возникновение повлияли два важных события Средневековья.
Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Динамика и особая эмоциональность заданы в картине резкой сменой светлым и темным пятен. Приходилось переучивать старых художников или искать других. Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ). Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце» искусный наездник, танцор, стрелок.
Вивальди, И. С. Бах и др. ), кончерто гроссо (Корелли, Гендель). Законодателем в новом стиле стал Питер Пауль Рубенс.
От этого ещё острее чувствуется его беспомощность. Они сохраняют в данной области творчества неоспоримый авторитет до конца 18 века. вытесняется классицизмом. Помимо Рубенса международного признания добился ещё один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641). Границы эпохи барокко, как и традиционное разделение на этапы раннего (1-я половина 17 века), зрелого (2-я половина 17 века) и позднего (1-я половина 18 века) барокко, весьма условны, так как барокко утверждалось в музыке разных стран неодновременно. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, ван Дейк (1599--1641).
Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал. ), Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр. ). Не так давно во дворце-музее Бад-Пирмонт (Германия), куда в 1714 году ездил лечиться Петр Великий, было обнаружено полотно, представляющее изображение Екатерины I. Похожая иконография и стилистические особенности дают нам возможность приписать это произведение кисти И. Адольского. Так называемый высокий роман барокко привлекал читателей не только запутанными перипетиями, обилием литературных и политических аллюзий и хитроумным соединением «романического» и познавательного начал, но и своим значительным объёмом, который можно считать одним из проявлений барочной «поэтики изумления», стремящейся охватить мир во всём его причудливом разнообразии.
Вуатюр) характера важное место в поэзии барокко занимают духовные стихотворения (П. Гварди, Дж.
В итальянской живописи эпохи барокко развивались разные жанры, но в основном это были аллегории, мифологический жанр. Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Стремление к всестороннему воздействию на аудиторию вело к характерному для барокко сближению и взаимопроникновению различных видов искусства (архитектурные иллюзии в живописи и сценографии, скульптурность и живописность архитектуры, театрализация скульптуры, поэтическая и живописная картинность музыки, соединение изображения и текста в фигурных стихах и в жанре эмблемы). В картине «Ужин в Эммаусе» (Рис. 2) Караваджо изображает кульминационный эпизод сюжета о явлении Христа ученикам на третий день после Распятия.
Новый стиль, прежде всего, утвердился в церковной архитектуре. Ван Дейк, Дж. В искусстве барокко воплощалась идея торжествующей церкви, что способствовало решению масштабных архитектурных задач, созданию величественных ансамблей (площадь перед собором Святого Петра в Риме, перестройка важнейших римских базилик, стиль чурригереско в Испании и др. ), расцвету живописного оформления интерьеров и репрезентативной алтарной картины. Самый прославленный автор таких работ — Д. А. Каналетто.
Полный женский костюм состоял из двух юбок: нижней (фрипон, светлой) и верхней (модест, более тёмной). Как мастер Иван Адольский Большой сложился в Оружейной палате Московского Кремля. – ок. Флеминг, Дж.
Роза, А. Маньяско) и героические (Доменикино) пейзажи, а также более камерные формы портрета (Рубенс), пейзажа и архитектурных ведут (Ф. После переезда братьев в Рим Лодовико Карраччи возглавил академию в Болонье. Ярким примером служит знаменитым «Лесной пейзаж с тремя философами». что ты гонишь Меня. В России развитие стиля барокко приходится на 18 век (расцвет – 1740-50-е годы), что было граничит с ростом и укреплением совершенной монархии.
Ланди), Неаполь (А. Согласно церковной традиции изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себе радость – ведь, закончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. Рядом с ней, чуть ближе к зрителям -- Магдалина. Формирование городских центров. Марино), теме бренности и непостоянства мира (Б.
Эпитет «барочный» в классицистической нормативной эстетике служил обозначением всего, что находилось за пределами правил и противоречило упорядоченности и классической ясности. Л. Бернини, И. Джонса, семьи Галли Биббиена и др. ). Веласкес, Ф. Сурбаран, Х. де Рибера, архитектор Х. Б. де Эррера).
Русские художники писали только иконы, а нужны были и торжественные баталии, прославляющие военные победы и портреты царя и его приближённых. Вершиной голландской школы было творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606 – 1669). Они разрабатывали различные вариации бытового жанра, причём особенно любимой темой стали сцены "весёлого общества".
Богатые заказчики по достоинству оценили широкое многообразие пластичных форм. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма.
Они были прообразом дворянского бала. Своей светотенью он производит сильнейшее впечатление. В 1596 г. художник исполнил одну из первых в истории европейской живописи композиций в этом жанре — «Корзину с фруктами». В живописной мастерской Оружейной палаты работало много иноземных художников (поляков, немцев). Здесь кристаллизуются жанры: пейзаж, портрет, натюрморт. Мастера итальянского барокко впервые увидели мир очень сложным, наполненным тайной.
Демократическое направление барокко, чуждое театрализации и аффектации чувств, проявило себя в реалистических бытовых сценках («художники реальности» во Франции, представители караваджизма, жанр бодегонес в Испании, бытовой жанр и натюрморт в Голландии и Фландрии), внецерковной религиозной живописи (Дж. Они отличаются удивительной изобретательностью построений, сверканием ярких тонов. Можно сказать, что «Возвращение блудного сына» это иллюстрация того, как в одном человеке в конце его жизни происходит объединение внутреннего, духовного и внешнего, подверженного страстям мира. Смысловые центры его картин ярко и отчетливо выступают из глубины темного заднего фона.
В 1595 г. Аннибале, считавшийся наиболее талантливым из братьев, переезжает в Рим, где расписывает плафон галереи в Палаццо Фарнезе (1597-1604 гг. ). Материалы того времени: шерсть, бархат, атлас, парча, тафта, муар, камлот, хлопок.
Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость, целомудрие. Мышцы этого мужчины, вздулись. Особое значение приобретает взгляд одного из актеров, устремленный не на собеседника, а куда-то в сторону. Успех Розы был огромным.
Марино, Ф. фон Цезена, Я. Морштына, Симеона Полоцкого, в романе Б. Грасиан-и-Моралеса «Критикон» (1651-57 годы). В кончерто гроссо (ансамблево-оркестровом концерте с выделением группы солистов) ярко проявились характерные качества барокко – активное использование принципа концертирования, контрастные сопоставления различных по плотности звуковых масс (подобными качествами обладают и многие вокальные сочинения эпохи барокко, включая так называемые духовные концерты, получившие особое распространение в России в конце 17-18 веков). Старый мир с его естественностью и простотой объявлялся миром грубости и примитива, а задача человека в новом мире – освободиться от природных оков и «облагородить» естественное начало. Центрами распространения барокко были не только европейские страны, но и ряд стран Латинской Америки (особенно Мексика и Бразилия, где барокко приобрело гипертрофированные черты в формах ультрабарокко), а также Филиппины и другие испанские колонии.
Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. Там он продолжал работать над крупными заказами его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи.
Учёная христианская эпопея «Потерянный рай» Дж. Там Сальватор Роза получил разностороннее образование: занимался классической литературой изучал грамматику, риторику, логику. Морштын как продолжатель маринизма в польской поэзии), однако первая польская поэтика М. К. Сарбевского («Praecepta poetica», начало 1620-х годов) по времени опережает трактаты барокко Грасиан-и-Моралеса и Э. Тезауро. Это высокая прическа из множества локонов. Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж.
Другим стало торжество естественных наук, техники и светской жизни. Величайшим скульптором и признанным архитектором XVII века был итальянец Лоренцо Бернини (1598—1680). Глубокий, предельно эмоциональный характер выражения скорби обретают образы персонажей в полотне «Положение во гроб» (Рис. 1).
де Кеведо-и-Вильегас, П. Кальдерон де ла Барка). В этом направлении преуспели Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Карраччи (Агостино и Лодовико). К политической власти рвалась крепнущая буржуазия. Назвали его Сальватором.
Англия с характерным для её архитектуры культом классических форм и палладианства (И. Но это только один из источников барочного искусства. Человек как будто пытается спрятать свои мысли от товарища. Своего высшего выражения этот принцип достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза. Фигуры людей и постройки, являясь частью единого целого, гармонично сочетаются с картинами природы.
Теорию барокко как стиля в изобразительном искусстве, отличного от Возрождения и классицизма, сформулировал Г. Вёльфлин («Ренессанс и барокко», 1888 год «Основные понятия истории искусств», 1915 год), выделивший формальные категории для разграничения противоположных по своей сути стилей Возрождения и барокко. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. В иных случаях энциклопедизм оборачивается хаотичностью, коллекционированием курьёзов последовательность обзора универсума принимает крайне прихотливый индивидуально-ассоциативный характер мир предстаёт как лабиринт слов, совокупность загадочных знаков (трактат иезуита Э. Бине «Опыт о чудесах», 1621 год). Караваджо Микеланджело Меризи да (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1571-1610 гг. ) итальянский художник. Большое место в живописи мастера занимает пейзаж.
В середине 30-х гг. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. И. Г. Оно возникло благодаря двум важным событиям Средневековья. На картине удивительным образом передана динамика движения.
Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины Обращение Савла и Распятие апостола Петра (1600-1601 гг. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма. Джонс, К. Рен) освоила более сдержанный вариант барочного стиля (преимущественно в декоративной живописи и оформлении интерьеров). Парики вошли в обиход при Людовике XIII, который был лыс. Полоцкий написал также две комедии (школьные драмы) для зарождавшегося театра, особенным успехом пользовалась «Комедия притчи о Блудном сыне».
Ему принадлежит оформление площади собора Св. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. Во Фландрии, где господствовали испанцы и в Голландии, которая стала независимой, тоже наблюдался небывалый расцвет изобразительного искусства.
"Королём художников и художником королей" называли фламандца Питера Пауля Рубенса (1577 – 1640). Изо рта вырывается вопль, она на грани обморока. Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Необычайно яркая выразительность портрета достигается мастерским владением живописной техники и использованием контрастным красок (темная шляпа и светлый фон, белая сорочка и черная шуба). Однако молодой художник идет дальше учителя.
Однако и лишённая поддержки слова инструментальная музыка, во многом сохранявшая свои прикладные функции (танцевальная, застольная и т. п. ), постепенно приобретала эстетическую самоценность, превращаясь в собственно концертную. "Малые голландцы" были наблюдательны, порой остроумны и умели нравиться публике. Их продолжали носить и при Людовике XIV, но только уже в военных походах. Главными характеристиками барокко стали масштабность, обилие декора, бурная динамика, стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера – увеличение размеров помещений с помощью зеркал высоты залов благодаря живописным плафонам имеющим сложное решение перспективы. А потому, даже после того как к мастеру пришла слава и всеобщее признание, необходимо продолжать работать над собой и своими произведениями.
Эпоха Возрождения подошла к концу. Сальватор Роза (неаполитанская школа) и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи. В 18 веке традиции барокко были поддержаны Феофаном Прокоповичем и Стефаном Яворским повествовательные структуры барочного романа использованы в масонской прозе («Кадм и Гармония» М. М. Хераскова, 1786 год). Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто (ученик Каналетто) работал в Германии. 1591 «Вакх», 1592-1593), в которым слащаво-красивые герои академического искусства уступают место образам простых итальянцев с характерными чертами лица (миндалевидным разрез глаз, полные губы, темные шелковистые кудри).
Родиной барокко по праву считается Италия. 1758) и Ивана Никитина (1680-е – не ранее 1742). Особняком в испанском барокко стоит творчество некоего Доменика Теотокопулоса, вошедшего в историю как Эль Греко: будучи православным греком и по «первому образованию» иконописцем (на Крите имеется икона византийского стиля, подписанная его именем), он создавал картины преимущественно на религиозные темы, отмеченные влиянием византийской иконописи между тем он создал свою собственную технику письма, которая так и осталась оригинальной – последователей и подражателей у Эль Греко не было.
Героические полотна писал Доменикино и живописные притчи — Доменико Фетти. Рембрандт прославился ташке как великий мастер гравюры (рисунок делается гравировальной иглой на медной пластинке и затем углубляется с помощью вытравления) в гравюрах он с наибольшей непосредственностью выразил свои богатые художественные идеи. Это жест, раздираемый криком. В предыдущую эпоху, при Людовике XIII, были популярны сапоги (ботфорты).
Именно в рамках барокко впервые заявила о себе гомофония (разделение музыкальной фактуры на главный мелодический голос и сопровождение). Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность яркий пример — Рубенс, Караваджо. Барочная живопись можно назвать вершиной реализма в европейском искусстве. Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли.
Раннее барокко. Можно ли говорить о барокко в допетровской России и Украине. Основой идеологии барокко было противостояние различных вероучений на фоне раскола церкви (на католиков и протестантов), противодействие феодальных тенденций буржуазным. События происходят обычно в полутьме, прорезанной наискось лучом света (такое освещение называют подвальным). Их лица, выражения и позы демонстрируют целую гамму эмоций.
Среди известных работ художника – «Гадалка», «Вакх», «Юноша с корзиной фруктов», «Лютнист», «Положение во гроб». Единственный из всех, Никодим, смотрит вниз, в яму. Данное полотно явилось результатом сомнений и мучительных переживаний зрелого автора. П. П. Б. Тьеполо), эффектные театрализованные парадные портреты (А.
Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал. )русск., Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр. )русск. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Художника привлекают образы бродячих музыкантов, солдат, цыган, комедиантов. Фрескобальди), Франции (Ф.
В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Он подарил миру около 3 тысяч картин и множество рисунков. Наиболее заметно это в картинах с морскими пейзажами. Ученики не узнали его, рассказали ему все события последних дней. Двое мужчин держат тело Иисуса.
Паскаль, Ж. Дюперрон, Л. де Гонгора-и-Арготе), жизнисновидения (Ф. Большой интерес представляет цикл картин на тему монастырской жизни («Трапеза монахинь», «Похороны монаха»). Живопись Диего Веласкеса отличалась сдержанностью и скупостью, в нём также было заметно влияние Караваджо (контраст полумрака и освещённой сцены на первом плане). Одним из первых историческую интерпретацию барокко дал Я. Буркхардт (в книге «Il Cicerone», 1855 год), определивший стиль барокко в связи с итальянской архитектурой конца 16 века. Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг. ). Костюм был подчинен этикету.
В том же ключе созданы и известные сатиры Розы, среди который особое место занимают «Поэзия», «Музыка», «Зависть», «Война», «Живопись», ставшая своего рода гимном молодого литератора и художника. Херберт, Дж. Фигуры людей на них выступают из тёмного фона, а их плоскостный облик, не лишённый условностей, отличается некоторой «театральностью» поз. П. Камю, А. Дж.
Театр военным действий у Сальватора Розы необымайно выразителен и, как правило, располагается до самого горизонта на фоне разрушенных, застывших в молчании архитектурных построек (башен, дворцов, храмов) и прозрачно-голубого неба, местами закрытого еле заметными для глаз белыми облаками. Для широкой пропаганды своих идей Карраччи основали в Болонье в 1585 году так называемую «Академию направленных на истинный путь», явившуюся прообразом позднейших художественных академий. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). По выражению Паскаля, человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».
Правда, внимательный зритель отметит некоторую скованность позы, уплощенность фигуры. Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна. Высшие достижения славянского барокко связаны с поэзией (философская и любовная лирика в Польше, религиозная поэзия в Чехии). Важнейшая составляющая барокко – стремление к разнообразию (латинский «varietas»), которое рассматривалось как один из критериев художественного совершенства поэзии (в том числе барокко Грасиан и Моралесом, Э. Тезауро, Тристаном Л Эрмитом и особенно Ж. П. Камю, создателем монументального 11-томного труда «Пёстрая смесь», 1609-19 годы).
Главными мастерами испанской живописи считаются серьезный и мистически настроенный Бартоломе Эстебан Мурильо (1618-1682), художник видений, небесного мира и правдивый Диего Веласкес (1599—1660), который как портретист принадлежал к первоклассным художникам. Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна. Карнавальное действо проходило на Пьяцца Навона.
Поселился в Риме в начале 1590-х гг. Из окон ветхой усадьбы Казаччио открывался чудесным вид на Неаполь и вулкан Везувий. произведения.
Барокко преемственно граничит с маньеризмом 16 века и сосуществует с классицизмом. В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы игры и беседы. Распространены сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы (любовно-лирическое музыкально-поэтическое произведение). В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу. Христос заинтересовался их беседой. Получают развитие дворцово-парковые ансамбли (Версаль, Петродворец, Аранхуэс, Цвингер и др. ), переживают расцвет декоративно-прикладные и малые скульптурные формы, садово-парковая пластика.
Заметна тяга к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения. В сдержанных, аскетичных формах стиль проявлялся и в некоторых протестантских странах (Голландия, Швеция и др. ). Особое внимание художник уделяет передаче освещения. Марино «Адонис», опубликована в 1623 году). Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол.
Стиль, начало которого выражало протест угнетению силы, с течением времени в корни изменил свои мотивы. Одну из комнат своего дома Сальватор Роза превратил в мастерскую. Бернини также архитектор. Он возникает как реакция против «маньеризма», надуманным и сложным формам которого противопоставляет, прежде всего, большую простоту образов, почерпнутую как из творений мастеров Высокого Возрождения, обусловленную самостоятельным изучением натуры.
В комментариях о выразительности возможности живописи пятном и об оптической иллюзии слияния мазков, у Боскини проявился тип мировосприятия, близкий барочному. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. Торелли, Дж. Напротив, каждая деталь углубляет общую мысль.
Они, видимо, заблудились в незнакомом для них месте. Главные улицы прокладываются в виде широких проспектов (Виа Корсо в Риме). В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом через призму живописи Караваджо— «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа».
Грифиус, Дж. Многие жанры, связанные с религиозной символикой и рассчитанные на исполнение в церкви (фантазия, токката, прелюдия, фуга, хоральные вариации и так далее) имели, тем не менее, не литургическое, а концертное назначение. новый стиль в живописи. Положенный в основу картины «Пир у Симона фарисея» (Рис. 4) евангельский сюжет послужил художнику лишь поводом передать накал страстей, бурное столкновение разнообразных человеческих характеров.
Молодой Иоанн всматривается в его лицо. В Неаполе художнику не удалось избежать нападения, во время которого он был ранен.
Это высокая прическа из множества локонов. В 17 веке Италия потеряла свое могущество в политике и экономике. Нет здесь и пышного окружения: блудным сын обращается к Богу в окружении баранов и коровы. Развитие ее в отдельных странах далеко не одинаково.
Старый отец принимает и прощает блудного сына, невзирая на его ошибки. Величайшим мастером голландской живописи является Рембрандт Ван Рейн (1606—1669), первоклассный художник, сочетающий необычайную духовную глубину и мощную индивидуальность со смелым идеализмом. Три болонских художника – Людовико Караччи (1555-1609) и его двоюродные братья Агостино (1557-1602) и Аннибале (1560-1609), занимающий среди братьев первое место, – вырабатывают основы нового стиля, опираясь главным образом на изучение классического наследия XVI века.
Б. Алеотти, Дж. Художник изображает мрачные руины, темные лесные чаши и морские бури. Активно использовались и другие жанры инструментальной музыки: триосоната (А. В первую минуту она кажется спокойнее других, но сколько жуткого горя в этом спокойствии.
В русском литературном барокко менее выражено трагическое мироощущение, ему присущ парадный, государственный пафос, просветительское начало, сильно выраженное у основоположника поэтического барокко в России Симеона Полоцкого, его ученика Сильвестра (Медведева) и Кариона Истомина. Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон». Сперва, когда он был ещё ребёнком (он был коронован в возрасте 5 лет), в моду вошли короткие курточки, называемые брасьер, богато украшенные кружевами. По сторонам юбку украшали драпировки. Главным орудием «остроумия» служила метафора – важнейший из барочных тропов, «мать поэзии» (Э.
В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания), Д. Донн (Англия). В дальнейшем Караваджо полностью посвящает своё творчество религиозной тематике. Среди самых известных его скульптур— мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Фактически, это первый в России учебник этикета.
Барокко в польской литературе представлено поэзией героического и эпического направления Збигнева Морштына, Вацлава Потоцкого, Веспасиана Коховского (тематика поэзии которых во многом обусловлена богатой событиями военной биографией всех троих), придворного (так называемый макаронический стиль, популярный в конце 17 века) Яна Анджея Морштына, философского Станислава Гераклиуша Любомирского в прозе— преимущественно мемуарной литературой (наиболее значимое произведение— «Мемуары» Яна Хризостома Пасека). В музыкознании термин «барокко» (впервые – в «Музыкальном словаре» Ж. Ж. Руссо, 1768 год) долгое время также имел негативный смысл, фиксируя внимание на определённых «странностях», выпадавших из норм классицизма.
Без меры использовалась косметика. Спокойное равновесие, гармоничность ренессансного искусства сменились повышенной аффектацией, экзальтированностью, бурной динамикой. Самыми главными чертами барокко являются его стремление к пышности и величию. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию («Система природы», 1735). Однако главной задачей музыки в эпоху барокко считалось прославление Бога. С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606--1669) и Вермеер (1632--1675).
В последний период творчества Рубенс продолжает тему вакханалий — «Вакх» — откровенно телесное восприятие жизни. Наступил XVII в., ставший новым этапом в истории западноевропейского искусства. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике— к baroco. Л. Бернини, Г. Риго), фантастические (С. Воротник у жюстокора сначала был отложной, с полукруглыми вытянутыми вниз концами.
В эпоху Возрождения, европейские художники осознали важность формы и анатомии в представлении человеческих фигур реалистично. Художник пользовался покровительством кардинала дель Монте. Он скорбит об утраченной молодости и сожалеет о невозможности изменить текущие дни.
Иногда особую прелесть получают у него случайные элементы. Колорит очень мрачен, почти меланхоличен. Я ссорюсь с ним из-за его грузных форм из-за недостатка изысканности и изящества. В живописи «высокого» барокко, ориентирующегося на так называемый большой стиль, отдавалось предпочтение историческим и мифологическим жанрам, считавшимся тогда высшими в жанровой иерархии. де Скюдери и М. де Скюдери, Дж. Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол. Героические полотна писал Доменикино и живописные притчи— Доменико Фетти.
По структурным особенностям к галантно-героическому близок религиозный роман барокко (Ж. Недовольство вызывало и участие в увеселениях женщин. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Тогда же сформировался и достиг своей вершины (в творчестве И. С. Баха) свободный стиль полифонии и его высшая форма – фуга в музыке барокко используется большей частью смешанный тип фактуры, сочетающий элементы полифонии и гомофонии. Кроме всего прочего, получил музыкальное образование, научился играть на арфе, флейте, гитаре и даже пробовал сочинять небольшие музыкальные произведения (известны написанные им серенады-донцеллы). Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал. )русск., Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр. )русск. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф.
Возникает идея города центричного типа («идеальный город» Пальма Нуова). и скульпторы Б. Нейман, А. Шлютер, М. Д. Пеппепьман, братья Азам, семья арх. Спрашивают дорогу у какого-то оборванца. В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм (Италия), гонгоризм (культеранизм) и консептизм (Испания), эвфуизм и метафизическая школа (Англия), прециозная литература (Франция), макаронизм, то есть смешанное польско-латинское стихосложение (Польша).
Ее слез не видно, лицо полузакрыто платком. Отсюда впечатление какого- то движения, непрырывного бега линий и потока форм. Все трое Карраччи известны как блестящие рисовальщики.
Стремясь к достоверности, Караваджо всегда изображает в своих произведениях реальную жизнь, какой бы грубой и беспощадной она ни была («Жертвоприношение Авраама», 1594-1596 «Юдифь и Олоферн», 1595-1596). Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей.
Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма. В итоге голландцы создают в XVII веке самостоятельный, национальный стиль, первым представителем которого можно назвать Франса Галъса (1585—1666) из Гарлема. Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. В интерьерах – обилие проёмов, зеркал, орнамента, сплошь покрывающие стены. Появились мушки, лица и парики пудрили для белизны, а чёрная мушка создавала контраст. Это время абсолютизма. Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров.
Стиль барокко преобладал в европейской профессиональной музыке 17 – 1-й половины 18 века. Герои изображены в полумраке из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. В подготовленном по его указанию сборнике «Юности честное зерцало» вторая его часть полностью посвящена правилам поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Для архитектуры барокко характерны тяготение к синтезу искусств, подчёркнутое взаимодействие объёма с пространственным окружением (природная среда парка, открытость архитектурного ансамбля площади), криволинейность планов и очертаний, скульптурная упругость и пластичность форм, контрастная игра света и тени, разномасштабность объёмов иллюзионизм (Дж. Сегодня давайте разберемся с интереснейшим художественным стилем барокко.
В искусстве Франции барокко сохраняет ренессансную рационалистическую основу, позже активно взаимодействует с классицистическими элементами (так называемый барочный классицизм). Донна «Биотанатос», опубликован в 1644 году поэзия Ж. Б. Шассинье). Поэтика барокко отмечена повышенным вниманием к символам ночи (А. В это время в Петербурге работали архитекторы-иностранцы из многих стран Европы. В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление».
Позже появился жюстокор (с французского это можно перевести: «точно по корпусу»). Одним из ярких представителей этого является Рубенс. Он был низок ростом, вот таким образом носил высокие каблуки. Законодателем в новом стиле стал Питер Пауль Рубенс.
Зорко вглядываясь в классическое наследие, нередко заимствуя у него отдельные элементы, новое направление стремится к возможно большей выразительности форм в их бурной динамике. В своих картинах он стремился к правде, какой бы некрасивой она не была. С творчеством Рубенса новый стиль пришёл в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). Для барокко характерна идея спящего бога— деизм.
На загорелых ногах набрякли вены. Находка еще одной картины редкого мастера петровского времени – подлинная сенсация. Для литературы барокко характерно стремление к исследованию бытия в его контрастах (мрака и света, плоти и духа, времени и вечности, жизни и смерти), в его динамике и на различных уровнях (маятниковое движение между ступенями социальной иерархии в романе Х. фон Гриммельсхаузена «Симплициссимус», 1668-1669 годы). В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль.
Нарастало недовольство народных масс своим положением. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.
Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность. Барокко нарушает принципы прямой линейной перспективы, принципы деления пространства на планы для усиления иллюзии глубины, ухода пространства картины в бесконечность. Драпировки были также и по краю декольте. Самые характерные черты Барокко – броская цветистость и динамичность – соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. Декольте было широким, открывало плечи. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.
Депорт, Т. Кэрью). И еще одно женское лицо -- мать Спасителя. XVII века и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. выше). Таковым является «Мужской портрет» («Портрет бандита»), на котором перед нами предстает человек с острым, пронизывающим, проницательным взглядом и застывшей на губах язвительной улыбкой.
Стены ее украшали авторские работы живописца. «Мрак окутал этих пятерых людей и они опускали шестого во тьму. Мастера барокко использовали в своих произведениях в основном теплые оттенки и плавные цветовые переходы, умело применяли светотеневые эффекты и контрасты светлых и темных тонов. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский. он подражал Микеланджело, но так, как только он умел подражать. А. Каналетто), живописных притч (Д.
Закон сохранения энергии, совершенность пространства и времени гарантированы словом бога. Литература барокко, вслед за литературой маньеризма, тяготеет к жанровым экспериментам и смешению жанров (возникновение жанра эссе ироикомической и бурлескной поэм, оперы-трагикомедии). Художественный язык классицизма был, в отличие от барокко, универсален. Создается впечатление, будто бы природа лишь заснула на какой-то миг.
Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) одновременно— тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Под кафтан надевали камзол без рукавов.
В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599--1660), а во Франции -- Никола Пуссен (1593--1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения -- классицизма. Заметно здесь и сходство главного героя картины с самим автором. Именно в это время складывается индивидуализированный музыкальный тематизм. До 1670 года они украшались пряжками, затем пряжки были вытеснены бантами. Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея:".
Болонский академизм слагается в стройную художественную систему уже в середине 1580-х годов. Пёрселл итальянские оперы Генделя). Последние годы жизни провёл в Неаполе, на Мальте и Сицилии. Классицизм вот таким образом легко распространился на провинцию. Возможно, это граничит с тем, что нам не известны парадные изображения художника. Культурным центром Европы все равно осталась Италия.
Лебрена). Барокко – первый стиль в истории европейской музыки с очевидным господством мажорно-минорной тональной системы (смотри Гармония, Тональность). Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Полотно под названием «Ложь» является хорошей иллюстрацией к стихотворению «С лица снимаю своего румяна я и краски». занимает творчество Микеланджело да Караваджо.
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Таковы герои его ранних работ («Маленький больной Вакх», ок.
В сапогах ходили даже на балах. В 1605 г. художник впал в депрессию и последние годы работал мало. Во Фландрии мироощущение, рождённое Нидерландской буржуазной революцией 1566—1602, внесло в искусство барокко мощные жизнеутверждающие реалистические начала (живопись П. П. Рубенса, ван Дейка, Я. Йорданса). Под кафтан надевали камзол, без рукавов.
Она становится украшением города, его парадной частью. Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Св. Куперен, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель и др. ), концерт для солирующего инструмента с оркестром (А.
Изображение святого не идеализировано, а грубо реалистично. Все в этом полотне помпезно, величественно. В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора, позолота. Он уверенно передает фактуру тканей, умело использует цветовую гамму, построенную на сочетаниях насыщенных тонов.
Бриньоле Сале). Этот образ нельзя назвать определенно однозначным. Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620году. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Свой, более скромный и камерный вариант барокко, складывается в странах протестантского культа, например, в Голландии, где итальянские влияния служат — как и в целом ряде других мест — лишь внешним стимулом национальной самобытности (этот стимул разнообразно сказывается в искусстве Рембрандта, Ф. Хальса и даже Я. Вермера). Переходом к зрелой фазе творчества художника стал большой заказ цикла картин «Жизнь Марии Медичи».
Они не знали, что он воскреснет на третий день, прощались с ним навсегда. Желая соединить в рамках одного произведения контрастные образы, а нередко и элементы различных жанров (трагикомедия, опера-балет и др. ) и стилевых манер, мастера барокко особое значение придавали виртуозному артистизму: победа техники над материалом искусства символизировала торжество творческого гения, который обладает «остроумием» – способностью объединять в едином образе далёкие и несхожие между собой понятия. М. Креспи, Рембрандт). При взгляде на его усилия чувствуешь, насколько мертвая плоть тяжелее живой».
Другая типичная черта – противопоставление освещенных и теневых планов картины (часто общей темной тональности противопоставляются резко освещенные детали). Так появилась знаменитая «Гадалка» (1595). Перед ней свирепая толпа бросает камни в несчастную жертву, Св. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Агостино Карраччи известен как преподаватель и гравёр.
Его определяет широкая шкала эмоций и настроений. Всеохватность, стремление к суммированию знаний о мире (с учётом новейших открытий и изобретений) – характерные особенности барокко. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Он имеет смелость быть самим собой. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. Оно усиливает впечатление движения и способствует новой передаче пространства.
В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Наиболее значительной работой художника этого периода стал «Портрет императрицы Екатерины 1», существующий в двух вариантах. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Влияние новоевропейского эмпиризма сказывается в активном использовании писателями жизнеподобных и даже натуралистических форм (не только в прозе, но и в поэзии), по закону контраста сочетающихся с гиперболизмом стиля и космизмом образного строя (поэма Дж.
В картине «Блудным сын» сюжет, по сравнению с евангельской притчей, оказывается несколько упрощенным и приземленным. Это течение обозначается термином «караваджизм», происходящим от имени его главы – Микеланджело Меризи да Караваджо (1574-1610). Н. де Ларжильер «Портрет Людовика XIV с семьёй»Поскольку Людовика короновали в возрасте 5 лет, то в моду вошли короткие курточки (брасьер), украшенные кружевами, штаны (ренгравы), похожие на юбку, тоже обильно украшенные кружевами. де Кеведо, П. Кальдерон). В пышном окружении (колонна, занавес, архитектурный пейзаж), которое создает Адольский вокруг фигур, проявился его незаурядный талант декоратора.
От высоких, благородных чувств сострадания (в группе Христа) до откровенного безразличия и озлобления (в группе фарисеев). Барокко искусство (Baroque art. ), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. Я дуюсь на него порой. Испанское барокко или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину).
Драпировки были также и по краю декольте.