1866, Бухарест, музей А. Симу, а также множество других произведений, среди которых подлинным шедевром является картина «Вагон третьего класса», ок. В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. Эмоционально насыщенная, монументальная, обобщенная живопись Домье всегда выражает характер его творческих исканий и когда он пишет сцены современной жизни и когда создает композиции на сюжеты бессмертного «Дон-Кихота», образ которого приобретает особую трагичность во времена Второй империи. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Именно в живописи воплощал он чаще всего образы положительные. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть.
После того, как освоил мастерство литографа, стал зарабатывать первые деньги на жизнь, создавая иллюстрации для различных изданий. В этом стремлении он обращался и к религиозным («Хотим Варавву (Се человек)», ок. Написанный в широкой манере «Автопортрет с черной собакой» (1842, Париж, Пти Пале) и другие ранние произведения проникнуты настроениями мечтательности, раздумья и свидетельствуют о романтических устремлениях художника. Огромная пластическая выразительность фигур подчеркнута контрастами света и тени.
В картине «Возвращение с конференции» (1863, не сохранилась) художник сатирически показывает пьяных церковников, которые едва держатся на ногах, вызывая насмешки крестьянина — свидетеля этой сцены. Листы Домье трагично выразительны. Домье был потрясен увиденным.
Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. Повседневности провинциальной жизни Курбе придает значительность, которой она не имела у его предшественников. Он пишет в чаще леса животных—«Косули у ручья» (1866, Париж, Лувр), к концу жизни — море, то величественное, спокойное и торжественное — «Море у берегов Нормандии» (1867, Москва, ГМИИ), то вздымающееся могучими гребнями волн — «Волна» (1870, Париж, Лувр), но всегда прекрасное, манящее переливами красок, просторами далей, осязаемостью влаги. В серии картин, посвященных «Дон Кихоту», реализм Домье достигает особенной обобщающей силы.
Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. «Я крестьянин и ничего больше, кроме как крестьянин», — скромно говорил он о себе. Мастер в совершенстве владеет жестом, позой, увиденными в жизни и с их помощью передает характер персонажа, различные оттенки чувств. Домье — блестящий рисовальщик.
Вдали в воздушной дымке растворяются очертания города. В период Парижской коммуны Курбе становится ее активным участником и как художник и как общественный и политический деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». Эта двойственность стиля дополнена мечтательным характером Домье, способностью к прорицанию, что сближает его с Гойей и выражает лиризм, которым дышат все его воспоминания о театре («Криспен и Скапен», ок. Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу.
Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. «Этого можно освободить, он больше не опасен», — гласит подпись под листом, усиливая ноту боли, горечи и гнева. Иногда это иронически данная «поэтичность» общих мест романтического пейзажа, но и тогда еще более оттеняется мещанское убожество, тупость буржуазной морали – серии «Пасторали», «Лучшие дни жизни», «Супружеские нравы». На полу распростерты трупы убитых во время сна рабочего, его жены, старика и ребенка.
Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. Тема картины «У продавца эстампов» (ок. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». Таковы Бодлер, поэт и тонкий критик, поглощенный работой, (1848, Монпелье, Музей Фабр), композитор Берлиоз, сидящий за роялем в глубокой задумчивости (1850, Париж, Лувр).
Его руки подняты для благословения. I. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. Колорит картины внутренне сосредоточенный интенсивность цвета усилена плотностью слоев краски.
– Остановка и пребывание его в монастыре св. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого.
Тогда он принялся за грандиозный труд, над которым работал в течение всей жизни – серия литографий, состоящая примерно из 4000 листов, большинство из которых были опубликованы в журнале «Charivari»: одни составили знаменитые серии («Робер Макер», 18361838 «Купальщики», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Служители правосудия», 1845-1848 «Квартиросъемщики и домохозяева», 1848), другие – были сгруппированы под заголовками «Новости» или «Все, что угодно». Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, подчас объединенного с пейзажем. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860).
D» и, наконец, полным именем и фамилией. При этом в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари». Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Он сочетает острую зарисовку умершего в тюрьме заключенного и полный сарказма гротеск в изображении его тюремщиков — Луи-Филиппа и министра юстиции. Сгибаясь под тяжестью ноши, она заботливо поддерживает ребенка. Из живописных произведений Д. известны: «Мельник, его сын и осел» (1849), «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу» (1851) и «Прачка» (1861).
Возводятся «репрезентативные здания» — театры, музеи, правительственные и административные учреждения. Он ввел в живопись новые образы, трактовал их с необычайной силой выразительности. За эти карикатуры Домье, обвиненный в «оскорблении члена королевской фамилии», приговаривается к тюремному заключению. В период революции 1848 года Домье вновь обращается к политической карикатуре.
Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836 – 1838). 1863, Париж, Музей Орсэ). Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Калитина.
Его прачка, поднимающаяся от реки с тюком белья, — женственна и человечна. Рыцарь печального образа по-прежнему крепко держит в руках свое боевое копье, но верный Росинант уже превратился почти в скелет, вызывая в воображении образ смерти. В эти дни в Лувре был вернисаж Салона. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. D» и, наконец, полным именем и фамилией. Глубоко лирична, эмоциональна по ощущению природы «Колокольня в Аржантее» (1858—1860, Москва, ГМИИ) с тонко прочувствованным настроением ранней весны, прохладного ветерка, подгоняющего влажные облака. Картина «Ноша» характеризуется истинно романтической напряженностью.
В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Время беспощадно, властно требует от художника ответа, решения. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Мощно и грозно предстали перед зрителями события недавнего прошлого, как будто снова звучала «Марсельеза», умирали герои во имя Свободы. Сгибаясь под тяжестью ноши, она заботливо поддерживает ребенка. Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц.
При кажущейся простоте композиция строго продумана. Привычны их движения, проникнутые строгим ритмом. Круглое смеющееся лицо со вздернутым носом, статная высокая фигура жены оставляли ощутимый отпечаток чуть ли не на всех женских образах, которые рисовал Домье. Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый.
В картине «Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр), этой своеобразной «реальной аллегории», он представил свои модели и тех, кого писал и кого собирался писать в будущем: своих друзей Бодлера и Прудона, охотника с собакой, торговца, священника, обнаженную модель и самого себя, сидящего за мольбертом. За эти карикатуры Домье, обвиненный в «оскорблении члена королевской фамилии», приговаривается к тюремному заключению. – Ей недавно исполнилось двадцать четыре года, она была портнихой и, по правде сказать, не слишком хорошо разбиралась в работе мужа. Иногда это иронически данная «поэтичность» общих мест романтического пейзажа, но и тогда еще более оттеняется мещанское убожество, тупость буржуазной морали — серии «Пасторали», «Лучшие дни жизни», «Супружеские нравы». Таким образом достигается эффект скульптурности масс.
Домье. На использовании уничтожающе разоблачающих портретов строит художник Домье одну из самых прославленных литографий – «Законодательное чрево» (1834). 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства. Сгибаясь под тяжестью ноши, она заботливо поддерживает ребенка. Уверенным, размеренным шагом идет крестьянин по вспаханной ниве. Именно в живописи воплощал он чаще всего образы положительные.
Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Еще более лаконичен лист «Улица Транснонен» (1834), поразительный по силе обличающий документ, который призывает к отмщению. «литое» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»).
Таков цикл «Прачки» (1850—1860). Домье – блестящий рисовальщик.
Свои картины Домье редко выставлял на суд публики. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, к примеру, Мир проглатывает шпагу. Мы требуем от него правдивости ибо, чтобы быть понятным, он должен быть близким к жизни». После 1835 года, с усилением цензуры и запрещением политической сатиры, когда журнал «Карикатюр» был закрыт, Домье продолжал сотрудничать в журнале «Шаривари». Тесно переплетаются здесь темы семьи и труда. Глубоко лирична, эмоциональна по ощущению природы «Колокольня в Аржантее» (18581860, Москва, ГМИИ) с тонко прочувствованным настроением ранней весны, прохладного ветерка, подгоняющего влажные облака.
Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. Классические черты можно обнаружить в его сдержанности, в продуманной композиции, где автор подчас использовал фризовую схему («Игроки в шахматы», ок. 1862, Чикаго, частное собрание) — любопытство переданы все его степени: от всепоглощающего, жадного, до простой заинтересованности. Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения.
1848, Прага, Национальная галерея). В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок. (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье.
Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды (Дон Кихот, около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). С глубиной и трогательной нежностью показывает он жизнь трудящихся большого города. Но «добрые буржуа» прошли мимо прекрасной Республики, правительство не дало ему награды и по прежнему художник обречен был на бедность. Но не для каждого цветы, сейчас мне нужен только ты. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»).
С революцией 1830 года и в еще большей мере с революцией 1848 года было связано творчество Оноре Домье (1808 – 1879), художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками. Как же представлял себе Домье роль искусства в современном обществе. Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, на улицах и набережных города, во время работы, переездов или кратких часов отдыха: «Прачка» (Париж, Лувр), «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), «Любитель эстампов» (1857 1860, Париж, Пти Пале). – Возвращение патриарха Никона. Он продолжает работать среди других изгнанников-коммунаров. Таковы образы картин «Эмма Добиньи в греческом костюме» (18681870, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) или «Прерванное чтение» (1866, Чикаго, Институт искусств), привлекающие чистотой и обаянием молодости, поэтичностью.
1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). В журнале «Карикатюр» он помещает рисунки, высмеивающие Луи-Филиппа изображенного то в виде груши (по-французски слово «пуар» означает одновременно и «груша» и «дуралей»), форму которой напоминает голова правителя Франции, то в виде великана Гаргантюа, поглощающего золото. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии.
Таковы, например, картины "Перед купанием" (около 1852), "Любопытствующие у витрины" (около 1860). А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства.
Таков, к примеру, лист Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке (из серии Салон 1857 года). Министры и члены парламента сидят амфитеатром, уподобляясь редкостной коллекции чудовищ. Калитина.
Мы требуем от него правдивости ибо, чтобы быть понятным, он должен быть близким к жизни». Женщина здесь – воплощение безысходности, а пейзаж суровым аккомпанементом вторит ее отчаянным движениям. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». В серии картин, посвященных «Дон Кихоту», реализм Домье достигает особенной обобщающей силы. В лучах солнца выявляется мощная пластика их фигур.
Сатирические рисунки Домье начали появляться в журнале «Charivari». Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. С революцией 1830 года и в еще большей мере с революцией 1848 года было связано творчество Оноре Домье (1808—1879), художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками. В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч. Так проблема «искусство — жизнь» получает у Домье многоплановое, социально заостренное звучание.
Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый.
На лице его застыло радостно-удивленное выражение. Его прачка, поднимающаяся от реки с тюком белья, женственна и человечна. II этап (1871-90 гг. ) отказ от реализма в сторону импрессионизмаIII. В героическом плане решена композиция «Дробильщики камней». Он начал брать уроки рисования, а затем литографии, получившей в это время распространение. И каждый раз полное перевоплощение, полная самоотдача. Ведь не прошло и года, а уже написана огромная картина и в ней ожила история.
При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. Всю жизнь художник терпел лишения. Мы требуем от него правдивости ибо, чтобы быть понятным, он должен быть близким к жизни». Листы Домье трагично выразительны. Привычны их движения, проникнутые строгим ритмом.
В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Портретное сходство ясно обнаруживается в литографии «Мы все честные люди, обнимемся» (1834), где изображены видные политические деятели Июльской монархии во главе с Луи-Филиппом.
Министры и члены парламента сидят амфитеатром, уподобляясь редкостной коллекции чудовищ. – Въезд царя. I. «Я крестьянин и ничего больше, кроме как крестьянин», — скромно говорил он о себе. Поступая в обучение литографскому делу к малоизвестному художнику Рамеле, Оноре на первых порах преследовал одну лишь цель – помочь материально родителям. В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость. Въезд патриарха в столицу. Он не только обратился к родной природе, но главной темой своего творчества избрал жизнь и труд крестьян, которых изображал с необычайной теплотой, проникновенностью и правдивостью.
Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856 – 1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858 – 1860). Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер». Центральное место в творчестве Милле занимает картина «Сборщицы колосьев» (1857, Париж, Лувр), отличающаяся монументальностью, эпичностью, силой образного решения. За этой серией следовали другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropesdu jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д. Вот таким образом в искусстве Оноре Домье так по-своему отражена пора, в которой он жил и творил.
Не разбить. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Такова литография Законодательное чрево (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. В литографии Империя – мир изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения.
В портреты он вводит элементы пейзажа или интерьера. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. В тени распласталась женщина. Написанный в широкой манере «Автопортрет с черной собакой» (1842, Париж, Пти Пале) и другие ранние произведения проникнуты настроениями мечтательности, раздумья и свидетельствуют о романтических устремлениях художника.
Некоторое время художник занимается одновременно в Академии Сюиса и в Лувре, делая рисунки с греческих скульптур и копируя картины старых мастеров (эту привычку он сохранил на всю жизнь). Из ранних литографий Домье наиболее известна «Гаргантюа» (15 декабря 1831 года). На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело».
О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Но и в эти годы он не сдает своих позиций страстного борца за реализм. Сгибаясь под тяжестью ноши, прачка заботливо поддерживает ребенка. Той же силы воздействия достигают листы, в которых Домье раскрывает классовую борьбу, показывая роль рабочего класса: «Он нам больше не опасен», «Не вмешивайтесь», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). Яворская.
В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839 – 1842), «Пасторали» (1845 – 1846), «Лучшие дни жизни» (1843 – 1846). Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. В непосредственной близости к барбизонцам проходила деятельность одного из самых замечательных художников-реалистов Франции — Франсуа Милле (1814—1875).
Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. На использовании уничтожающе разоблачающих портретов строит художник Домье одну из самых прославленных литографий — «Законодательное чрево» (1834).
Он предвосхитил во многом дальнейший путь развития живописи». Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину. Одни составили знаменитые серии («Робер Макер», 18361838 «Купальщики», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Служители правосудия», 1845-1848 «Квартиросъемщики и домохозяева», 1848), состоящая примерно из 4000 листов, другие – были сгруппированы под заголовками «Новости» или «Все, что угодно» – которым над работал в течение всей жизни – серия литографий, Тогда он принялся за грандиозный труд, большинство из которых были опубликованы в журнале «Charivari». В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины.
Подлинным откровением была картина «Похороны в Орнане», где в крупных масштабах исторической композиции предстали во весь рост простые люди Франции, современники художника. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВАI. Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе.
Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц. Более сложны по построению композиции с несколькими фигурами, как, например, «Прививка дерева» (Нью-Йорк, частное собрание). Домье.
Оноре Домье. В «Любителе эстампов» художником дан образ поглощенного страстью к искусству героя. Он начал брать уроки рисования, а затем литографии, получившей в это время распространение.
Дождь идет там, где его меньше всего ожидают. III. Он обличал и высмеивал продажность и взяточничество буржуазного суда, фальшь адвокатов, притворство подзащитных, напыщенность судей (серия «Люди юстиции», 1845). 1848, Прага, Национальная галерея). Смотрите на Него, приготовляющего для Себя престол. I. В 1841 – 1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа.
Под рисунком подпись: Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. После 1835 г., с усилением цензуры и запрещением политической сатиры, когда журнал «Карикатюр» был закрыт, Домье продолжал сотрудничать в журнале «Шаривари».
В журнале «Карикатюр» художник помещает рисунки, высмеивающие Луи-Филиппа изображенного то в виде груши (по-французски слово «пуар» означает одновременно и «груша» и «дуралей»), форму которой напоминает голова правителя Франции, то в виде великана Гаргантюа, поглощающего золото. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу.
Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. После 1835 года, с усилением цензуры и запрещением политической сатиры, когда журнал «Карикатюр» был закрыт, Домье продолжал сотрудничать в журнале «Шаривари». В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. Шумная жизнь парижских улиц и торжественное спокойствие залов Лувра, где перед ним представал величественный мир классики, были сильнейшими впечатлениями его юности.
Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения. «Так начинают и так кончают», — написал Курбе в объяснении к этой картине. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, на улицах и набережных города, во время работы, переездов или кратких часов отдыха: «Прачка» (Париж, Лувр), «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), «Любитель эстампов» (1857 – 1860, Париж, Пти Пале). Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера.
Тематическая картина продолжает занимать видное место в творчестве Курбе в 1860-е гг. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Открытое столкновение Курбе с официальными кругами произошло в 1855 г., когда, отвергнутый Салоном, он устроил выставку своих произведений в бараке, построенном невдалеке от Всемирной выставки.
Если в «Дон Кихоте» Домье рисует трагическое противоречие между двумя сторонами человеческой души, то в серии «Скоморохов» перед нами встает ужасающая противоположность между внешним обликом человека и его сущностью. Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). «Так начинают и так кончают», — написал Курбе в объяснении к этой картине. В картине «Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр), этой своеобразной «реальной аллегории», он представил свои модели и тех, кого писал и кого собирался писать в будущем: своих друзей Бодлера и Прудона, охотника с собакой, торговца, священника, обнаженную модель и самого себя, сидящего за мольбертом.
В героическом плане решена композиция «Дробильщики камней». Домье родился в Марселе в семье ремесленника. С революцией 1830 г. и в еще большей мере с революцией 1848 г. было связано творчество Оноре Домье (1808—1879), художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками. С глубиной и трогательной нежностью показывает он жизнь трудящихся большого города. Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. Среди посредственных батальных произведений картина Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах» прозвучала подобно грому с ясного неба.
Эти настроения умиротворенности, тишины и покоя пронизывают его лирические картины: «Пастушка овец» (1863, Париж, Лувр), «Молодая пастушка» (1872, Бостон, Музей изящных искусств). Передаче острой характерности и пластичности форм Курбе уделял особое внимание. Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета ("Выход из школы", около 1853–1855 один из вариантов "Вагона третьего класса", около 1862). Среди шума и криков балагана он чувствует себя бесконечно одиноким, никому не нужным. Таков цикл «Прачки» (1850—1860). Он обличал и высмеивал продажность и взяточничество буржуазного суда, фальшь адвокатов, притворство подзащитных, напыщенность судей (серия «Люди юстиции», 1845).
Ободрение не удовлетворило его он все еще искал Иисуса. Написанный в широкой манере «Автопортрет с черной собакой» (1842, Париж, Пти Пале) и другие ранние произведения проникнуты настроениями мечтательности, раздумья и свидетельствуют о романтических устремлениях художника. Ведь не прошло и года, а уже написана огромная картина и в ней ожила история.
«К циклу "Прачек" относится и картина известная под названием "Ноша", – пишет Н. Н. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. Портретное сходство ясно обнаруживается в литографии «Мы все честные люди, обнимемся» (1834), где изображены видные политические деятели Июльской монархии во главе с Луи-Филиппом.
Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. Таков рабочий-печатник в литографии «Руки прочь. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Свои картины Домье редко выставлял на суд публики. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846).
1858- 1860, Бостон, Музей изящных искусств). Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860).
Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением ("Мелодрама", 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой ("Криспен и Скапен", 1858–1860). Домье. Таковы, к примеру, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860).
«Этого можно освободить, он больше не опасен», – гласит подпись под листом, усиливая ноту боли, горечи и гнева. Ветер почти сбивает их с ног, но они упорно продолжают идти вперед. Неразрывными узами был связан Милле с крестьянством из среды которого вышел. В героическом плане решена композиция «Дробильщики камней». На полу распростерты трупы убитых во время сна рабочего, его жены, старика и ребенка. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ.
Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. Никому я тебя не отдам, так что на тебя я путы надеваю и печатью тебя закрываю, причем не на один день, а навек. В различных музеях находится около десяти версий этого произведения. Иногда это иронически данная «поэтичность» общих мест романтического пейзажа, но и тогда еще более оттеняется мещанское убожество, тупость буржуазной морали серии «Пасторали», «Лучшие дни жизни», «Супружеские нравы».
На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Таков рабочий-печатник в литографии «Руки прочь. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства.
Но Домье не только разоблачал фальшь и лицемерие, тупое мещанство и взяточничество, всю гнилость существующего буржуазного строя, он дал образ положительного героя — рабочего, сознательного борца за свои классовые интересы. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Мой поцелуй – замок.
Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. После этого нужно поцеловать парня и приворот будет осуществлен. Это были сцены из «Похождений Робера Макера» (с подписями Филипона). С глубиной и трогательной нежностью показывает он жизнь трудящихся большого города. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками.
Яворская. Gigabit Ethernet на витой паре категории 5I. В 1830 первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона издателя либерального политического журнала «Карикатюр». Но Домье не только рисует сцены расправы с рабочими. Его прачка, поднимающаяся от реки с тюком белья, – женственна и человечна.
Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). С революцией 1830 г. и в еще большей мере с революцией 1848 г. было связано творчество Оноре Домье (18081879), художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками. башнями на главном фасаде, по композиции поразительно напоминают готические. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Его жизненные наблюдения и зарисовки составляли богатейший материал для работы, а ранние картины на крестьянские темы, «Веятель» (один из вариантов находится в Лувре»), «Сеятель» (1849—1850, один из вариантов — Бостон, Музей изящных искусств другой — Нью-Йорк, Метрополитен-музей), поэтизируют и возвышают крестьянский труд.
Вместе с коммунарами в числе героических отцов Парижской коммуны был возглавивший Федерацию художников Гюстав Курбе (18191877). Прочитайте текст и переведите его письменно. I. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. 1849, Глазго, Художественная гал. Вдали в воздушной дымке растворяются очертания Парижа.
Афанасия и Кирилла в Кремле. С этого времени слагается творческий облик художника-демократа, поэта крестьянского труда. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии.
одним словом, создавать живое искусство — такова моя цель». В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Ряд лиц — участников сцены — носит следы мещанской ограниченности, бессердечия, лицемерия. Огромная пластическая выразительность фигур подчеркнута контрастами света и тени. Он обличал и высмеивал продажность и взяточничество буржуазного суда, фальшь адвокатов, притворство подзащитных, напыщенность судей (серия «Люди юстиции», 1845).
Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». «Надо быть человеком своего времени», 160— любил говорить Домье. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме.
Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, на улицах и набережных города, во время работы, переездов или кратких часов отдыха: «Прачка» (Париж, Лувр), «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), «Любитель эстампов» (1857 —1860, Париж, Пти Пале). Художник создает не иллюстрацию тяжести труда прачки, а монументальный образ драмы жизни. Известность художника выходит далеко за пределы Франции. Вдали в воздушной дымке растворяются очертания города. Вот как нужно отвечать на события дня. Огромная пластическая выразительность фигур подчеркнута контрастами света и тени. К этому, времени относится его пейзаж «Хижина в горах» (1870-е гг., Москва, ГМИИ). Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды (Дон Кихот, около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу.
Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Свои картины Домье редко выставлял на суд публики. Используя подчас повторяющиеся темы, неоднократно изображая уличные или железнодорожные сценки, адвокатов, бродячих акробатов, артистов и любителей искусства («Любитель эстампов», Париж, Пти Пале), художник с удивительным чувством человека и его состояния проникал в суть индивидума, отбросив каноны реализма. Он зарабатывал себе на жизнь у одного литографа, когда критик Филипон издатель журнала «Caricature», пригласил его сотрудничать в своем журнале. В «Любителе эстампов» дан образ поглощенного страстью к искусству героя. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека).
Домье не довольствуется первыми достижениями. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Передаче острой характерности и пластичности форм Курбе уделял особое внимание. Эмоционально насыщенная, монументальная, обобщенная живопись Домье всегда выражает характер его творческих исканий и когда он пишет сцены современной жизни и когда создает композиции на сюжеты бессмертного «Дон-Кихота», образ которого приобретает особую трагичность во времена Второй империи. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции.
Ни один художник до Домье не писал так свободно, не обобщал так смело во имя целого. Его рисунок— это рисунок крупного мастера, он щедр и свободен, это своего рода непрерывная импровизация, но при этом в нём нет ничего от механических навыков художника, успевшего набить себе руку»7.
В работах художника нельзя не заметить и его проницательного ума: разумный гротеск, лишенный язвительности, неприятие к крайностям, которое усиливает ужас «Улицы Транснонен». Политическую карикатуру Домье первый сделал подлинным искусством. В период Парижской коммуны Курбе становится ее активным участником и как художник и как общественный и политический деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». Еще более лаконичен лист «Улица Транснонен» (1834), поразительный по силе обличающий документ, который призывает к отмщению. Герман.
Краски положены сочным плотным слоем. Сюжет был чрезвычайно важен для мастера. «Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе», — писал художник. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий.
В решительную борьбу вступил Курбе с салонным искусством. В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. Его главным и единственным серьезным увлечением была живопись.
Н. Н. Вместе с коммунарами в числе героических борцов Парижской коммуны был возглавивший Федерацию художников Гюстав Курбе (1819—1877). Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут.
1859, Мюнхен, Новая пинакотека), во вкусе к противопоставлению объемов (щедрые мазки темных оттенков на светлом фоне). Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины.
В картине «Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр), этой своеобразной «реальной аллегории», он представил свои модели и тех, кого писал и кого собирался писать в будущем: своих друзей Бодлера и Прудона, охотника с собакой, торговца, священника, обнаженную модель и самого себя, сидящего за мольбертом. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции.
К лучшим пейзажам Коро относится «Воз сена» (1860, Москва, ГМИИ), в котором тончайшие цветовые нюансы передают влажную атмосферу, облачное небо с голубыми просветами, лужи на дороге поело только что прошедшего дождя, далекий простор поля, уже освещенного лучом солнца, мерное движение повозки с сеном. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса». Свободу печати. » (1834), полный боевой готовности, энергии, при виде которого приходят в смятение монархи и правители. Женщина и ее малолетний ребенок выбиваются из последних сил, преодолевая ярость стихии. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. Столь же материальны, как натюрморты и жанровые картины, пейзажи Курбе.
В лучах солнца выявляется мощная пластика их фигур. Вдали в воздушной дымке растворяются очертания Парижа. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей.
Его прачка, поднимающаяся от реки с тюком белья, — женственна и человечна. В период революции 1848 года Домье вновь обращается к политической карикатуре. Что касается живописи, то Домье называют служителем «чистого искусства», далеким от перипетий современного бытия. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Сгибаясь под тяжестью ноши, прачка заботливо поддерживает ребенка. Домье родился в Марселе в семье ремесленника.
Всю жизнь художник терпел лишения. Иногда его портреты кажутся этюдами к жанровым картинам. Твою душу беру в руки – не забрать, твое сердце будет биться для меня. В журнале «Карикатюр» художник помещает рисунки, высмеивающие Луи-Филиппа изображенного то в виде груши (по-французски слово «пуар» означает одновременно и «груша» и «дуралей»), форму которой напоминает голова правителя Франции, то в виде великана Гаргантюа, поглощающего золото.
одним словом, создавать живое искусство такова моя цель». Центральное место в творчестве Милле занимает картина «Сборщицы колосьев» (1857, Париж, Лувр), отличающаяся монументальностью, эпичностью, силой образного решения. Вот как нужно отвечать на события дня. Оноре Домье (франц. Honor Daumier 1808—1879) — французский художник-график, художник и скульптор, мастер политической карикатуры. Здесь художник создал групповой портрет представителей финансовой аристократии. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии.
Волынский пишет о литографии «Улица Транснонен»: «Луч яркого света как бы вырывает из полумрака фигуру расстрелянного, нарисованную со всей беспощадностью нагой правды, в то время как фигура убитой женщины – быть может, его жены – окутана мглистой тенью. Вдали в воздушной дымке растворяются очертания города. Его жизненные наблюдения и зарисовки составляли богатейший материал для работы, а ранние картины на крестьянские темы, «Веятель» (один из вариантов находится в Лувре»), «Сеятель» (18491850, один из вариантов Бостон, Музей изящных искусств другой Нью-Йорк, Метрополитен-музей), поэтизируют и возвышают крестьянский труд.
На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста проходимца, спекулянта умирающего и вновь воскресающего (серия Карикатюрана, 1836–1838). Крестьянин-труженик становится героем его произведений. Что было хорошего в прежние времена. Устранитесь от ошибочных представлений о покаянии в грехе и печали по его поводу. I.
Свидетель неоднократных революционных выступлений народа, Домье вслед за Делакруа создает пламенный образ восставшей Франции в картине «Семья на баррикаде» (1848 – 1849, Прага, Национальная галерея), пронизанной пафосом революционного порыва, стремительной динамикой ритма. «Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе», — писал художник. Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. В эпоху Луи-Филиппа начал работать в сатирическом журнале Caricature Шарля Филипона. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, на улицах и набережных города, во время работы, переездов или кратких часов отдыха: «Прачка» (Париж, Лувр), «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), «Любитель эстампов» (1857 —1860, Париж, Пти Пале).
«Опьянение Силена», ок. Неразрывными узами был связан Милле с крестьянством из среды которого вышел. Думается, что да.
Подлинным откровением была картина «Похороны в Орнане», где в крупных масштабах исторической композиции предстали во весь рост простые люди Франции, современники художника. Волынский пишет о литографии «Улица Транснонен»: «Луч яркого света как бы вырывает из полумрака фигуру расстрелянного, нарисованную со всей беспощадностью нагой правды, в то время как фигура убитой женщины – быть может, его жены – окутана мглистой тенью.
1848, Монреаль, Музей изящных искусств «Мельник, его сын и ослик», ок. Тесно переплетаются здесь темы семьи и труда. Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей.
К этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах» (1870-е годы, Москва, ГМИИ). К этому, времени относится его пейзаж «Хижина в горах» (1870-е гг., Москва, ГМИИ). В «Любителе эстампов» художником дан образ поглощенного страстью к искусству героя. С 1848 года внимание Домье все больше поглощает живопись, героями которой остаются, как и в графике, трудящиеся Франции, мелкие служащие, ремесленники, прачки, рабочие, мужественные участники баррикадных боев.
Уверенным, размеренным шагом идет крестьянин по вспаханной ниве. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. В период Парижской коммуны Курбе становится ее активным участником и как художник и как общественный и политический деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». Сгибаясь под тяжестью ноши, она заботливо поддерживает ребенка.
При кажущейся простоте композиция строго продумана. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838). Яворская. Но Домье не только рисует сцены расправы с рабочими.
Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц. В одной из литографий 1871 года на фоне грозного неба изображен расщепленный изуродованный ствол мощного когдато дерева. Свободу печати. » (1834), полный боевой готовности, энергии, при виде которого приходят в смятение монархи и правители. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). Каждый из участников события написан с натуры. Свидетель неоднократных революционных выступлений народа, Домье вслед за Делакруа создает пламенный образ восставшей Франции в картине «Семья на баррикаде» (1848—1849, Прага, Национальная галерея), пронизанной пафосом революционного порыва, стремительной динамикой ритма. Он сполз с кровати и придавил собой малыша.
Подлинным откровением была картина «Похороны в Орнане», где в крупных масштабах исторической композиции предстали во весь рост простые люди Франции, современники художника. Эта литография была выставлена в витрине фирмы Обер и собрала много народа. Мощно и грозно предстали перед зрителями события недавнего прошлого, как будто снова звучала «Марсельеза», умирали герои во имя Свободы. Его ранние карикатуры, несколько перегруженные деталями, со временем уступают место более обобщенным, лаконичным, заостренным в своей характерности.
Революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles раrlementaires» и «Les Representants representes». Политическую карикатуру Домье первый сделал подлинным искусством. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853 – 1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862).