Наряду с Тицианом, творчество которого завершается в эту эпоху, наиболее значительными художниками позднего Возрождения считаются Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто.
Современная ей Флора выражает тотже высокий идеал, ту же чистую радость. 1520, там же «Вакх и Ариадна», ок.
Чтобы посетить выставку не для галочки, а вдумчиво насладиться редкой возможностью увидеть работы венецианских живописцев, «Лента. ру» и куратор Виктория Маркова объясняют, что дали искусству Тициан, Тинторетто и Веронезе и чем они отличаются от других мастеров Возрождения – и друг от друга. В литературе любовь к латыни как универсальному языку гуманистической учености (который стремятся восстановить в ее античном выразительном богатстве) соседствует со стилистическим совершенствованием национальных, народных языков. В центре этого процесса – «платоновская школа» во Флоренции во главе с Фичино. Такое же соединение мифа и современности присуще и большому полотну «Се человек» (1543, Музей истории искусств, Вена), которое, как и другие работы 1540-х гг.
Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Это три большие картины и закончить их необходимо было в масле. Связанный с культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения.
Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Такое же соединение мифа и современности присуще и большому полотну «Се человек» (1543, Музей истории искусств, Вена), которое, как и другие работы 1540-х гг. А уже в конце 15 века в Венеции вместо икон появились небольшие станковые картины. Продолжая поиски способов, наиболее естественной передачи изображений он обращается к работе с цветом, стараясь передать все оттенки такими, какими они видятся в природе. Жизнь для Веронезе — праздничное красочное зрелище. Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением здесь роль поздней готики (в том числе такого важнейшего ее, «средневеково-ренессансного» этапа как «интернациональная готика» или «мягкий стиль конца 14 – 15 веков) была особенно значительна.
Женившись в 1525 г. на некоей Цецилии (уже имевшей от него двоих детей), он потерял ее через пять лет и так и прожил один до конца своих дней. В одном из шедевров этих лет — «Венере Урбинской» (ок. В иноземной культуре Венеция черпала то лучшее, что могло служить ее украшению. И не только. Он использовал новые сюжетные источники.
Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. В атмосфере этого движения происходит становление будущей Реформации. И отовсюду венецианские купцы везут мастеров в родную Венецию. А грациозная и сжатая композиция, составленная из немногих больших фигур, взмывающих к небу над узкой полоской темной земли и лесом копий, предельно точно выражает трагическую подоплеку события. Юдифь ли это, так спокойно попирающая отрубленную голову.
Тем более, что само понятие «Возрождения» имеет — в контексте церковных реформ — и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но «обновление человека», его нравственного состава. Он выполнил декоративные панно и плафоны в технике масляной живописи на холсте. В результате смысл картины становится высвеченным, заостренным и более ясным. Все виды изобразительного искусства теперь так или иначе нарушают монолитный средневековый синтез (где главенствовала архитектура), обретая сравнительную независимость. После смерти Беллини место художника Венецианской школы республики перешло к Тициану.
Его композиции по-венециански великолепны. Чуть поодаль скромная женщина в белом платье (явная контрпараллель к передней фигуре), склонив печально голову и прижимая к себе сынишку, неодобрительно косится на вельможу. Но к концу XVI века начинается спад и в Венеции и именно тогда в Рим приезжает Караваджо. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля.
Ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита, многогранность восприятия жизни. – Паоло Кальяри (1528-1588), родившийся в Вероне (откуда и пошло его прозвище Веронезе, т. е. Вазари.
Живопись его включает религиозные, мифологические, аллегорические композиции, портреты, традиционные для Венеции «истории» — многофигурные сцены с элементами исторической композиции. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана («Св. Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж.
Однако в личной жизни он являл образец высокой нравственности. Впечатление такое, что он только что умер или даже – вот сейчас умирает у нее на руках. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/1477 или 1480-е гг. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Тончайший красочный хроматизм, свободное письмо открытым мазком, мощное звучание цвета.
Это многое говорит о выставке: картины XVI века, с их обилием деталей, героев, мифологическими и библейскими сюжетами, смысл которых способны понять лишь специалисты по религии и древностям, портреты каких-то забытых аристократов – все это требует определенного культурного уровня. Эти своего рода упражнения помогают отточить художнику свою манеру живописи, вырабатывают вкус, дают возможность освободиться от «вымученности» изображения. О Тициане ходила слава очень алчного человека. Римская скульптура отличалась большим разнообразием, чем живопись. Рафаэль выходил на какой-то крайний рубеж своего творчества. Это имя он получил, по словам Джорджо Вазари историка искусства эпохи Возрождения, «за величие духа».
Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Их роднят интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит. Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей ложем или фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить.
Характерны для эпохи также роман как таковой и героическая поэма (тесно связанные со средневековой авантюрно-рыцарской традицией), сатирическая поэзия и проза (образ мудрого шута обретает теперь центральное значение), разнообразная любовная лирика, пастораль как популярная межвидовая тема. Примером этому служит картина «Происхождение Млечного пути». Венеция не замыкается в рамках классической латинской культуры. Однако, внося в общее повествование бытовые реалии, художник тем самым не пытается решить какую-либо художественную задачу (как, например, раскрытие характера героя).
В историческом развитии Возрождения можно выделить три периода. Героическая патетика, яркость эмоций определяют и характер алтарных композиций Тициана 1520-х гг. Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в себя — наряду с античной и библейско-евангельской традицией — сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии (так называемая «натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в эти века тесно сплетается с начатками нового, экспериментального естествознания). Так, в композицию «Олимп» включен образ прекрасного молодого человека, входящего в дом и низким поклоном приветствующего хозяев. Тинторетто неоднократно обращался к сюжету «Тайной вечери».
Именно во вторую половину 15 века происходит формирование ренессансной школы в Венеции как значительного и оригинального явления, занявшего важное место в искусстве итальянского Возрождения. Точная дата его рождения неизвестна. Вернемся к произведениям Тициана. Однако с отъездом Вазари работу над этими вещами поручили Тициану и он превосходно с ними справился.
Он всегда зарабатывал много, ему охотно и щедро платили за его вещи. 1543), психологической остротой образов («И. (плафоны венецианской церкви Санта Мария делла Салюте «Коронованные терпением», 1545, Лувр), завершает период творческой зрелости Тициана. Формируются типы совершенно круглой, требующей специального обхода статуи, конного монумента, портретного бюста (во многом возрождающие античную традицию), складывается абсолютно новый тип торжественного скульптурно-архитектурного надгробия. Венецианское Возрождение также оказалось богатым на великих живописцев и скульпторов.
Тинторетто. -Якопо Робусти, прозванного Тинторетто (1518-1594). Показательно отличие философского стиля таких мыслителей, как Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот, Данте, которые принадлежат средневековью, от «нового пути» номиналистов-оккамистов 14 в. (Буридан, Орем, Николай из Отрекура), обосновывающих примат воли и субстанциальность индивидуума, от апологии светской власти у Марсилия Падуанского, от натурализма падуанской школы (Пьетро ДАбано), от радикализма реформаторских идей Уиклифа и от гуманистического культа античной образованности и морали у Петрарки и Салютати. Той же кистью, окуная ее то в красную, то в черную, то в желтую краску, он вырабатывал рельеф освещенных частей. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии.
Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время. Античная ордерная система предопределяет новую архитектуру, главными типами которой являются гармонически ясные в пропорциях и в то же время пластически-красноречивые дворец и храм (особенно увлекает зодчих идея центрического в плане храмового здания). Во время войны императора Максимилиана с Венецией, в 1507 году, Тициан, по его собственному свидетельству, пишет для церкви Сан Марчилиано образ архангела Рафаила, на картине присутствуют Товий с собакой, а на фоне, в маленькой рощице далекого пейзажа, обращается с молитвой к небесам Иоанн Креститель. Все же никоим образом не приходится говорить об упадке Венеции во второй половине 15 века.
(1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция) – итальянский художник. Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изоискусства в его культуре. 16 вв. ) — это этап созревания альтернативных мировозренческих моделей, вынужденных до определенного времени сосуществовать вместе и искать компромисса. Карл V пожаловал ему титул графа Палатинского. Полотно разместили на одной из стен помещения, между двумя окнами.
Начиная с 40-х годов XVI в. хронологически очерчивается период позднего Возрождения. Здесь их ожидают прекрасные девушки. Это впечатление усиливает поза и движение Никодима, который только что опустился на колени (плащ резко сполз с его плеча), чтобы помочь: он трогает повисшую руку Христа и, подняв голову, заглядывает в его лицо или хочет услышать его последние слова.
А в мастерстве Джорджоне будет соперничать с самим Леонардо да Винчи. Живопись для древних являлась средством передачи образов. К середине 1510-х гг., после внимательного изучения творчества Рафаэля и Микеланджело, Тициан вырабатывает самостоятельный стиль («Флора», «Динарий кесаря»). Но в таких городах, как Рим и Флоренция, эпоха Возрождения закончилась после разграбления Рима в 1527 году (или, отмечает Виктория Маркова, после смерти Рафаэля в 1520-м). Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Большое место в его творчестве занимают пейзажные мотивы. В Германии — Николаем Кузанским, Р. Агриколой, Цельтисом. Толпа на площади шумит, любопытствует, глумится.
1522-23, Национальная галерея, Лондон). Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
В одном из шедевров этих лет – «Венере Урбинской» (ок. Для росписи другой стены, был приглашен Джан Беллини. Его внимание все более привлекает бурное движение людских масс. В картины на религиозные и мифологические темы он вводил обширные архитектурные фоны, наполняя их бытовыми деталями (Введение во храм, 1534-38, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици). В картинах 1530-х гг. Жизнь воспринимается им во временном потоке, в движении.
Анализируя подобные работы Тинторетто, нельзя, пожалуй, говорить о том, что они являются основными в творчестве мастера. Огромный, семиметровый алтарь «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516-18, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция) с его монументальной укрупненностью форм и цветовых пятен, титаничностью образов, экспрессий поз и жестов – первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения. Картина поражает своей цельностью, грандиозностью. Величав, покоен и строг он на последнем автопортрете. Тициан создает новый портретный жанр, названный его другом Аретино «историей» – в больших полотнах изображающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепие парадных портретов сочетается с драматической сложностью характеров, сюжетной завязкой, сближающей эти полотна с жанром исторической картины («Обращение Альфонсо дАвалос к солдатам», 1540-41, Прадо «Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе», 1546, Национальные музеи и галереи Каподимонте, Неаполь «Семья Вендрамин», до 1547, Национальная галерея, Лондон «Карл V», 1548, Старая пинакотека, Мюнхен «Карл V под Мюльбергом», 1548, Прадо).
Работы, относящиеся к началу 1510-х гг. Лютер разрабатывает теорию предопределения и спасения только верой, в силу чего традиционная философия оказывается излишней, если не вредной.
– время расцвета портретного искусства Тициана. Жизне- утверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали главной темой многих произведений Тициана на мифологические сюжеты, отличающихся богатством колористических и композиционных решений (Даная, около 1554, Прадо, ГЭ Венера и Адонис, 1554, Прадо Венера перед зеркалом, 50-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. «Зато в Венеции мы пользуемся термином «позднее Возрождение», когда искусство того же Тициана с 1550-х годов окрашивается драматическими тонами. «Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело – это художники – символы великого рубежа Нового времени как такового. Долгая жизнь Тициана делится на четыре творческих периода. Саломея с волосами рыжеватого оттенка (который теперь так и называют – «тициановский цвет») – это, пожалуй, один из наиболее узнаваемых признаков не только этого художника, но и эпохи Возрождения в целом.
Искусство предстает в равной мере и лабораторией и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются. Благодаря им расцвет искусства продлился здесь до 70-х годов XVI века.
Среди подобных произведений особое место в искусстве занимает полотно «Битва при Заре», датированное приблизительно 1585 г. Основное внимание автора как и в «Распятии», направлено на изображение большого скопления людей. 1518-19, Прадо «Праздник на Андросе», ок. Характер этих картин полностью соответствует стилю здания-дворца, окруженного чудесным садом с цветущими деревьями. Ярким примером тому служит картина, названная «Спасение Арсенои». Помимо росписи плафонов и бесчисленных декоративных панно, он создал около двадцати больших композиций, среди которых наиболее известными являются «Голгофа», «Христос перед Пилатом», «Благовещение». Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 15141516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Себастьян», ок.
римскому императору, на что Христос ответил ему: Воздайте божье Богу, а кесарево – кесарю. 1565, Национальная галерея, Лондон). К этому периоду относится и ряд портретов, спокойных и строгих по композиции, сдержанных и богатых оттенками, тонко психологичных (Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон Юноша с перчаткой, около 1520, Лувр).
В десять лет живого и способного мальчика отправили к его влиятельному дяде в Венецию. Нью-Йоркский музей Метрополитен и Исследовательский институт Гетти придерживается даты 1488 года3. Мрачная атмосфера харчевни передана здесь предельно реалистично. Одна из причин перехода определялась климатом Венеции, в котором фреска плохо сохраняется. 1538, Уффици) — он переносит богиню (ее облик отчасти навеян «Спящей Венерой» Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 в. В монументальном полотне «Введение во храм» (1534-38, Галереи Академии, Венеция) евангельское событие разыгрывается на фоне итальянских дворцов в присутствии многочисленных зрителей, представляющих все слои венецианского общества — от сенаторов в пурпурных тогах до девочки-крестьянки и нищенки. В поздних трагических произведениях подчеркивал достоинство и силу духа героев («Оплакивание Христа», 1573-76).
1560-е годы – период расцвета творчества Веронезе. В это время работали величайшие мастера Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти и Тициан, при жизни прозванные современниками «божественными» а также Веронезе и Тинторетто, чьё творчество относится к Позднему Возрождению, заключительному периоду в истории итальянского Ренессанса. Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изоискусства в его культуре.
Род его был старинным и влиятельным в этой местности. Общепризнанным среди искусствоведов считается мнение о том, что картина «Рай» и «Битва при Заре» являются символами, воплощающими падение могущества патрицианской Венеции. Однако при внимательном рассмотрении проявляется более глубинный смысл картины. Герои были изображены в натуральный рост. Огромные же по тому времени, частично высвобождавшиеся из торгового оборота денежные средства венецианские купцы вкладывали в развитие ремесел и мануфактур в Венеции, частично в развитие на рациональных началах земледелия в своих владениях, расположенных на прилегающих к лагуне областях полуострова (так называемой терраферме).
Художник достиг здесь совершенства и в колорите и в композиции. В атмосфере этого движения происходит становление будущей Реформации. Он начал политическую карьеру в 1511 году, в возрасте около 17 лет. В поздних трагических произведениях подчеркивал достоинство и силу духа героев («Оплакивание Христа», 1573-76).
Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Первый (14 в. ) – период размежевания со средневековой философией и рождения гуманизма. «Портрет прокуратора Антонио Капелло». Ок. Это и закономерно.
Себастьян», ок. Яркое подтверждение тому — такие его композиции, как «Оплакивание Христа» (между 1576-1582) и «Похищение Европы» (1580). Тинторетто изображает Антонио Капелло согласно духу Венецианской республики.
Тициан является одним из основоположников монументальной алтарной картины, пейзажа как самостоятельного жанра, различных типов портрета, в том числе и торжественно-парадного. Венецианские купцы не смотрят на другие народы как на «варваров». 1545, Галерея Питти, Флоренция).
Стремительный полет-падение св. Она торговала с Византией, Сирией, Египтом, Индией. Паоло Кальяри родился в 1528 г. в Вероне.
Первый (14 в. ) — период размежевания со средневековой философией и рождения гуманизма. Слава Тициана быстро распространилась по всей Италии, а затем и по всей Западной Европе. Утверждаются два типа — базилика и ротонда. Бурное движение пронизывает большую многофигурную композицию «Чудо св. «Искусство жизни», разработанное Петраркой и противопоставившее средневековому идеалу жертвы и надежды на загробное воздаяние новые ценности духовного аристократизма и совершенствования земного бытия при помощи гуманитарной культуры, является самым очевидным знамением поворота к обновлению философии. Ему уже хочется не только радовать и возносить зрителя, но и будоражить и волновать его.
Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. В Германии – Николаем Кузанским, Р. Агриколой, Цельтисом. Живописные композиции Паоло Веронезе сосредоточены в залах второго этажа центральной части виллы -обширном, крестообразном в плане вестибюле, куда ведут лестницы с первого этажа и примыкающих к нему пяти парадных помещениях. Исполненным глубокого трагизма образам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество, воля к жизни (Положение во гроб, 1559, Прадо Кающаяся Мария Магдалина, 60-е гг. и Св.
«Спящая Венера» – наиболее известное произведение Джорджоне, где впервые обнаженная женская фигура была представлена без какого бы то ни было сюжетного действия: посреди холмистого луга на темно-красном с белой атласной подкладкой покрывале лежит прекрасная молодая женщина. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция).
Романо. Сюжет связан с легендой о чудесном появлении св. В Венеции Веронезе знакомится с творчеством Тициана (около 1477–1576), у которого он воспринял широкую, свободную манеру письма, ставшую характерной для его произведений. Оно сложилось, в частности, позже, чем во Флоренции и вообще в Тоскане.
В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана («Св. Петра Мученика, который был написан в церкви Сан Джованни Паоло. – 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Сблизился с Джорджоне и испытал во многом его влияние.
Около умершего – только три одинокие фигуры. Фрески (работал с Джорджоне). Алтарный образ Обручение Марии (так называемое «Sposalizio») – картина абсолютно изумительной красоты, просветленной грусти и мудрости, которая особенно потрясает, если отчетливо представишь себе, что тайновидец и прозорливец, создавший Обручение, – это юноша чуть за двадцать лет. Стала расслаиваться, раздваиваться такая единая прежде в своем светлом великолепии жизнь. Мастер строит цветовую гамму, подчинённую золотистому тону, на тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зелёного цветов. Вот таким образом пессимистические настроения так часто появляются в поздних работах художника. Происходил из родовитой провинциальной семьи.
При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Тициан создает новый портретный жанр, названный его другом Аретино «историей» — в больших полотнах изображающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепие парадных портретов сочетается с драматической сложностью характеров, сюжетной завязкой, сближающей эти полотна с жанром исторической картины («Обращение Альфонсо дАвалос к солдатам», 1540-41, Прадо «Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе», 1546, Национальные музеи и галереи Каподимонте, Неаполь «Семья Вендрамин», до 1547, Национальная галерея, Лондон «Карл V», 1548, Старая пинакотека, Мюнхен «Карл V под Мюльбергом», 1548, Прадо). Однако все они в оцепенении застыли, когда услышали слова Христа.
Однако проблема человека (или человеческого сознания) и его укорененности в Боге все равно остается общей для всех, хотя выводы из нее могут носить самый различный и компромиссно-умеренный и дерзкий «еретический» характер. Но в особенности это касается, конечно, Тинторетто. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Так в картине «Спасение Арсинои» художник исходил из переложения поэмы римского автора Лукана во французской средневековой легенде, а «Танкред и Клоринду» написал по поэме Тассо.
Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Традиционная тема оплакивания трактована оригинально и весьма вольно. В них переплетаются одухотворенность, утонченная интеллектуальность, благородство с горечью сомнений и разочарований, печали и затаенной тревоги. Для этих целей он использовал технику фрески.
Тициан создает второе Венчание терниями. Их привлекает мусульманский Восток с его шелками, пряностями, сказочной архитектурой. К этому же периоду относится серия «Вакханалий», написанных для герцога Феррари Альфонсо дЭсте («Праздник Венеры», ок. Прежде всего это спор о свободе воли между Лютером и Эразмом Роттердамским. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Более всего художника занимают вопросы передачи динамики сражения и движения персонажей.
Сознание в состоянии выбора — ему посвящены как медитации философов, так и выступления религиозных деятелей всех конфессий: от лидеров Реформации М. Лютера и Ж. Кальвина, либо Эразма Роттердамского (проповедующего «третий путь» христианско-гуманистической веротерпимости) до Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов, одного из вдохновителей Контрреформации. Живопись его включает религиозные, мифологические, аллегорические композиции, портреты, традиционные для Венеции «истории» – многофигурные сцены с элементами исторической композиции. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Якопо Робусти, прозванный Тинторетто.
Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Искусство предстает в равной мере и лабораторией и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются. На этом принципе строится изощренная диалектика относительного и совершенного, «максимума» и «минимума». – Например, Веронезе работал для аристократических кругов Венеции. В 1566 году Вазари, прибыв в Венецию, посетил Тициана, как своего лучшего друга. Его жизнь была окутана тайной, но короткой и яркой (прожил 33 года). Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой.
Это город-государство, город-республика купцов, торгующих со всем миром. Лютер и его интеллектуальные соратники (Цвингли, Меланхтон, Кальвин) подготовили почву для перехода от возрожденческого идеала абсолютной личности к новоевропейскому идеалу рационально-активного и этически-ответственного субъекта. Тициан (1488 – 1576) был учеником Джованни Беллини, дружил с Джорджоне, а учеником Тициана, как полагают, был Тинторетто (1518 – 1594), который следовал девизу «Рисунок – как у Микеланджело, колорит – как у Тициана». Создатели выставки «Венеция Ренессанса. Он становится для Тициана и Сансовино одним из ближайших друзей. 1514-15), пафос и динамика монументальных композиций («Ассунта» 1516-18) сменяются напряженным драматизмом («Се человек», ок.
Эразм, утверждая свободу воли, призывает перейти от нагромождений схоластической культуры на «путь Христа», каковым он считал милосердие, веру и простую жизненную мудрость. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др. ), сказались в Скандинавии. Эта формула «рисунок Микеланджело, колорит Тициана» отражает суть творчества Тинторетто.
Тициан допустил неслыханную вольность: он отступил от евангельского повествования в его коренном пункте и представил не оплакивание мертвого тела, снятого с креста, но самую смерть Иисуса – не на кресте, а на руках у матери, в данный момент, на глазах у зрителей. И здесь, на слишком, пожалуй, конкретном примере видна и общая картина того, как взаимодействовали три художника. Второй период (15 — нач. Если говорить о палитре Веронезе, то жизнеутверждающий колорит – это то, что выделяет художника на фоне уравновешенного Тициана или Тинторетто, который уходит в коричневый или бежевато-желтый (тут показательны «Крещение Христа» и алтарная «Тайная вечеря», на которой, в отличие от этого сюжета у Леонардо да Винчи, апостолы сидят по обе стороны стола).
Единственные примеры — изображения, включенные в настенные росписи Помпеи и Геркуланума. пятьсот, а также 1500 -е годы) итальянское название XVI века. и т. д. Более общими периодами являются Раннее Возрождение (14-15 века), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее а также Среднее (или Высокое) и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм. Они начинают гореть, подобно драгоценным камням.
Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Его творчество, как и творчество Тициана, условно делится на два этапа -ранний и поздний. Творчество Паоло Веронезе завершает искусство эпохи позднего Возрождения. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья.
Но почему. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550 -е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556 -1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Прометей, терзаемый орлом, прикованный к Кавказу, Сизифа, катящего свой камень в аду, Тития, которого пожирает коршун. Ритуал требовал сборища верующих в одном месте, а также жертвы на алтаре.
Она более свойственна северному Возрождению. 1519-22, церковь Санти Надзаро э Чельсо, Брешия) с его великолепным эффектом ночного освещения и «Мадонна Пезаро» (1519-26, Санта Мария Глариоза деи Фрари, Венеция), проникнутая триумфальным пафосом. Марка», созданное для монастыря Сан Марко в Венеции. Тинторетто. Усиливающийся кризис ренессансных идеалов остро дает о себе знать в творчестве последнего великого художника эпохи Возрождения — Тинторетто (настоящее имя Якопо Робусти, 1518—1594). Много занимался росписями вилл на материковой части Венецианской республики. Аналогом движения в Италии можно считать протест Савонаролы против языческих крайностей гуманизма (к нему примыкает поздний Пико делла Мирандола).
Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно светский характер. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Сложно, если не сказать мучительно, каждый раз, когда художник пишет картину, держать перед собой модель (неважно одетую или обнаженную). (полотно «Введение Марии во храм»). Существенный перелом происходит на рубеже 1550-60-х гг. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Это правда, творения из ряда вон выходящие. Марка» (1548).
Великолепный колорит северо-итальянской живописи, яркость, насыщенность и праздничность цветов картин, гармоничность и мягкость большой палитры тонов превращали работы венецианских мастеров в усладу для глаз зрителей. Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс, («эпоха Данте и Джотто», ок. 1260-1320), частично совпадающий с периодом дученто (13 век), а также треченто (14 век), кватроченто (15 век) и чинквеченто (16 век). Живопись Веронезе вся построена на колорите.
Две могучие колонны возносятся ввысь. На ранних фресках голова и ноги расположены в профиль, а плечи — анфас. Риминальди», ок.
Вместе с утверждением станковой живописи усиливается разнообразие жанров. Цикл о чудесах св. Но никого нет, никто не спешит на зов.
1510-11, Национальная галерея, Лондон). Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550 -1560 -х годов. Живописная мифология Веронезе заполнила стены и потолки Палаццо Дукале (Апофеоз Венеции). Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс, («эпоха Данте и Джотто», ок. 1260-1320), частично совпадающий с периодом дученто (13 век), а также треченто (14 век), кватроченто (15 век) и чинквеченто (16 век). И живопись Джорджоне тоже носила откровенно светский характер. 1554 «Венера и Адонис», 1554). Следует отметить образ св.
Он был сыном красильщика (отсюда и прозвище). В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана. Слева, против этой группы, энергично поднятое рукой знаменосца и наискось упертое в ступени как знак завоеванной территории высоко взметнулось алое шелковое знамя с гербом патрицианского дома Пезаро его навершие, вознесенное выше головы богоматери, словно упирается в небо. В основе колорита поздних произведений Тициана лежит тончайший красочный хроматизм: цветовая гамма, в целом подчиненная золотистому тону, строится на тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зеленого. Такой же светский жизнерадостный характер носит «Пир в доме Левин» (1573, Венеция, галерея Академии), где религиозный сюжет служит лишь поводом для воссоздания красочной сцены жизни патрицианской Венеции.
Марка, покровителя Венеции, во время пытки юноши-христианина. Сознание в состоянии выбора – ему посвящены как медитации философов, так и выступления религиозных деятелей всех конфессий: от лидеров Реформации М. Лютера и Ж. Кальвина, либо Эразма Роттердамского (проповедующего «третий путь» христианско-гуманистической веротерпимости) до Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов, одного из вдохновителей Контрреформации. Основной период его творчества пришелся на первое десятилетие 16 века. 1522-23, Национальная галерея, Лондон).
Тончайший красочный хроматизм, свободное письмо открытым мазком, мощное звучание цвета. Картина в целом характеризуется завершенностью и целостностью композиционного построения. Веронезе является автором общего плана убранства церкви Св. Себастьяна. Лютер и его интеллектуальные соратники (Цвингли, Меланхтон, Кальвин) подготовили почву для перехода от возрожденческого идеала абсолютной личности к новоевропейскому идеалу рационально-активного и этически-ответственного субъекта.
«Большой Джорджо»). — монументальные композиции, («Вознесение Марии», около 1516—18, церковь Санта-Мария, Венеция).
Слава Тициана росла, вскоре он стал известен за пределами Италии. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 30-е гг. ) связан с общественным подъёмом в Венеции, ставшей одним из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Самая, при всех оговорках, красивая картина на выставке в Пушкинском – «Саломея» Тициана.
Александр Бенуа (1870 – 1960, с 1926 года жил в Париже, русский историк искусства, художественный критик и художник конца 19 начала 20 века идеолог творческого объединения Санкт – Петербурга «Мир искусства», о «Юдифь» сказал следующее: «Странная картина, такая же «двусмысленная» и «коварная», как картины Леонардо. В трудах Бруни, Браччолини, Альберти, Манетти, Валлы гуманистическая этика окончательно формируется как особый тип философского отношения к жизни и творчеству, топика гуманизма расширяется до социальных и экономических проблем, предпринимается попытка гармонизации христианства и античной философии (что особенно заметно в развитии любимой гуманистической темы «добродетель и судьба»). писал балы богатой и беззаботной аристократии используя цветовую полихромию (знаменит зеленый цвет Веронезе).
Самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510 -х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Она более свойственна северному Возрождению. Более общими периодами являются Раннее Возрождение (14-15 века), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее а также Среднее (или Высокое) и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм. В этот период художник создал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, а колорит основан на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 20-е гг., Лувр). В пестрой, разномастной толпе на площади главная фигура на переднем плане – толстый, богатый патриций в ярко-красной мантии поверх роскошного парчевого одеяния (не намек ли на высших иерархов католической церкви. ).
Он послал за Тицианом, которого считал отличным художником. Художника привлекают образы пышной женской красоты, как например, в самой известной картине этого периода «Любовь земная и небесная». Веронезе с «Триумфом Венеции» действительно имел дело с триумфаторами – богатыми жителями города. В Нидерландах направление представлено девентерской школой «Нового благочестия» (Грооте, Фома Кемпийский). Это тайна, которую художник унес с собой.
Вазари. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Риминальди», ок. Прежде всего это спор о свободе воли между Лютером и Эразмом Роттердамским. В эту эпоху творили Тициан, Веронезе, Тинторетто, Джорджоне, Корреджо, Бенвенуто Челлини.
Портреты («Мужской портрет», «Юноша с перчаткой»), пейзаж. 1545, Галерея Питти, Флоренция). В основе колорита поздних произведениях Тициана лежит тончайший красочный хроматизм. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» (1559, Национальная галерея, Эдинбург), «Похищение Европы» (1562, Музей И. Гарднер, Бостон), «Охота Дианы» (ок. Веронезе.
Как нежен теплый розовый тон открытого плеча богини цветов, какой подлинно божественный кусок живописи – рука в сочетании с прозрачной белизной рубашки и светлым бархатом тяжелого облачения. Если в торжественной фризообразной «Тайной вечере» в церкви Санта-Мария Маркуола представлен диспут на тему о том, как понимать слова учителя, то в картине из церкви Санта-Тровазо слова Христа, будто удары, разметали потрясенных учеников, а в полотне из Скуола ди Сан-Рокко он объединяет драматический аспект действия и символизм причастия, в церкви Сан-Джорджо Маджоре таинство евхаристии приобрело качество универсальной одухотворяющей силы. Пико делла Мирандола, один из лидеров школы, создает знаменитую «Речь о достоинстве человека», признаваемую манифестом зрелого гуманизма. Сын красильщика шелка («тинторетто» — «красильщик», отсюда его прозвище), он на всю жизнь сохранил яркий демократизм своего искусства. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата жизненных явлений, раскрытием глубоких драматических конфликтов времени. «Искусство жизни», разработанное Петраркой и противопоставившее средневековому идеалу жертвы и надежды на загробное воздаяние новые ценности духовного аристократизма и совершенствования земного бытия при помощи гуманитарной культуры, является самым очевидным знамением поворота к обновлению философии.
Тинторетто скончался 31 мая 1594 г. и был похоронен в Венеции. Художник выразил в этой картине торжество человеческого скотства и бессилие добра. Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Конец 1530-х—1540-е гг.
Льву X принадлежит следующее признание: Будем наслаждаться папством, раз Бог дал его нам. «Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело— это художники — символы великого рубежа Нового времени как такового. В картинах 1530-х гг. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Он обращается к более непосредственному отображению современной ему жизни.
И, как в прежние времена, остроумного, способного поддержать блестящую беседу. Разразился кризис и восторжествовал маньеризм — течение, которое поначалу отличалось остротой и новаторством, а к концу XVI века стало безликим. («Христос и грешница», Художественная галерея, Глазго), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. Действенная сторона подвига Юдифи остается в стороне.
В рамки Возрождения вписывается также реформаторская мистика Себастьяна Франка и Беме. Благодаря интенсивной торговле к ней стекались огромные богатства. Именно в живописи Венеции наиболее ярко проявились новые гуманистические идеи. – «Вознесение Христа» (ок.
Развил резкий стиль живописи, отдавал предпочтение движению и расходящимися линиям (Распятие). Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при всем обилии тогдашних талантов — стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее). Конец 1510-х—1530-е гг. Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время. Первым учителем его был Антонио Бадиле.
«В Венеции действительно искусство Возрождения начинается позднее. В 1553 Веронезе приехал в Венецию для участия в работах по украшению Дворца дожей. Необычна и художественная интерпретация живописцем библейского сюжета последней трапезы Христа с апостолами, представленная в композиции «Тайная вечеря». Все исполнено величия, повышенного настроения. Безмятежная ясность («Любовь земная и небесная», ок.
В поздний период – картины на религиозные темы («Кающаяся Мария Магдалина», 1560-е гг., Эрмитаж, Петербург). Пытаясь раскрыть суть какого-либо события, Тинторетто помещает последнее в поток жизни. Предвосхищая Бэкона и Декарта, он выдвигает программу тотальной реформы наук и религий.
В 1520-40 он создает обширную портретную галерею современников, среди которых безымянный «Юноша с перчаткой» (Лувр), гуманист Винченцо Мости, кардинал Ипполито Медичи, правитель Мантуи Федериго Гонзага, правитель Урбино, выдающийся военный инженер Франческо Мария делла Ровере, друг Тициана Пьетро Аретино. В рамки Возрождения вписывается также реформаторская мистика Себастьяна Франка и Беме. Ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита, многогранность восприятия жизни. Общий крах венецианской восточной торговли наступил значительно позже. То же можно сказать и о Тинторетто. 1548) их беспощадной правдивостью («Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» 1545-46).
Крупнейший представитель венецианской школы. Показательно отличие философского стиля таких мыслителей, как Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот, Данте, которые принадлежат средневековью, от «нового пути» номиналистов-оккамистов 14 в. (Буридан, Орем, Николай из Отрекура), обосновывающих примат воли и субстанциальность индивидуума, от апологии светской власти у Марсилия Падуанского, от натурализма падуанской школы (Пьетро ДАбано), от радикализма реформаторских идей Уиклифа и от гуманистического культа античной образованности и морали у Петрарки и Салютати.
Тициан вошел в историю культуры как великий портретист-психолог. 1520-40-е гг. И все это происходит в густом мраке, которого на рассеивает, но лишь еще более подчеркивает зловещий, лихорадочный свет чадящих светильников (кажется слышно, как потрескивает огонь). Другой монах, бегущий по направлению к зрителю испуган близящейся смертью. Рафаэль преодолевает влияние учителя и осмеливается вступить с ним в своего рода соревнование. Кузанец в своей теории «ученого незнания» утверждает богоподобность конечного разума и его способность познать совершенное не только через явления, но через саму его непознаваемость, которая каждый раз дана уму особым образом. Младший современник Тициана, прирожденный художник Паоло Кальяри, прозванный Веронезе (1528—1588), автор блестящих по колориту, грандиозных по размаху алтарных картин и декоративных росписей.
Самой значительной композицией того времени является «Чудо св. cinquecento — букв. — время расцвета творчества Тициана-портретиста. Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре— 27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Ранний период (до 1519 г. ) проникнут спокойным, радостным настроением, ощущением счастливой полноты жизни. Точная дата его рождения неизвестна. Ему подражают им восхищаются. Конфликт человека с окружающей его средой наиболее полно был выражен в картине «Распятие», созданной в 1565 г. для скуолы ди Сан-Рокко.
В полотне «Юдифь» Джорджоне не иллюстрирует содержание известного мифа. Многие знатные жители Венеции, не зная, что Джорджоне прекратил работу над фасадом и что роспись выполнял Тициан, а он уже снял часть лесов с работы, поздравляли Джорджоне, по-дружески хвалили работу, говорили, что часть работы над лавками (которую выполнил Тициан), значительно лучше фасада над Большим каналом (который расписывал Джорджоне).
Одно из наиболее характерных произведений этого периода – «Распятие» в церкви Сан Касиано. В центре этого процесса — «платоновская школа» во Флоренции во главе с Фичино. Образы наделяются индивидуальной яркостью, подчас портретной неповторимостью.
Тем более, что само понятие «Возрождения» имеет – в контексте церковных реформ – и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но «обновление человека», его нравственного состава. Тициан. Картины этого кабинета, по признанию современных художников – лучшее творение Тициана из всего того, что он когда-либо создавал. Третий, последний период философии Возрождения (16- нач.
В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Веронезе оформил потолок в том же зале, создав овальный «Триумф Венеции». Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех – в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др. ), сказались в Скандинавии.
Набросок соответствовал общей эмоциональной подготовке, но сам по себе носил завершенный характер. По обе стороны от нее – невероятно тщательно исполнены Грация и Красота. Характерные для Ренессанса утопические мечты не находят полномасштабного воплощения в градостроительстве, но подспудно одухотворяют новые архитектурные ансамбли, чей размах акцентирует «земные», центрически-перспективно организованные горизонтали, а не готическую вертикальную устремленность ввысь.
Станковая живопись Рима не сохранилась, но известна по источникам. Прибыл в Венецию в возрасте 20 лет. – время расцвета творчества Тициана-портретиста.
Выражение лица таково, словно он еще пытается бороться за жизнь, словно хочет что-то сказать (еще и рот полуоткрыт), но больше не может: глаза закрываются и левая рука упала бессильно. Позднее Возрождение. В 1540-е гг.
Конец 30-х – 40-е гг. В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоциональнопсихологическом толковании религиозных и мифологических тем. Настоящее имя Якопо Робусти (1518-1594).
Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Этруская живопись тесно связана с погребальной архитектурой. Прозрачные лессировки не скрывают подмалёвка, а местами обнажают зернистую фактуру холста.
Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. В частности, в венецианском Дворце дожей ниши распределились так: Тинторетто со своими учениками создал самую большую картину в мире – «Воскресение праведников или Рай» площадью 7 на 22 метров в зале Большого совета (этот зал считается самым большим в мире помещением без колонн и опор). Так, в развернутом повествовании громадного цикла Скуола ди Сан-Рокко наряду со множеством известных эпизодов из Ветхого и Нового Завета введены менее распространенные и даже совсем новые мотивы — «Искушение Христа» и пейзажные композиции с Магдалиной и Марией Египетской. Рокко принадлежало двухэтажное здание, почти полностью украшенное Тинторетто. 1543), психологической остротой образов («И.
1518-19, Прадо «Праздник на Андросе», ок. 1519-22, церковь Санти Надзаро э Чельсо, Брешия) с его великолепным эффектом ночного освещения и «Мадонна Пезаро» (1519-26, Санта Мария Глариоза деи Фрари, Венеция), проникнутая триумфальным пафосом. Второй период (15 – нач. В творчестве Джорджоне и Тициана совершился переход к станковой живописи.
Этот прием и использует мастер в «Тайной вечере». Существенный перелом происходит на рубеже 1550-60-х гг. К 1580-м гг. Позднее Возрождение – очень важное понятие для Венеции. 1565-70, Эрмитаж «Пастух и нимфа», ок.
— «Вознесение Христа» (ок. На Кипре, Родосе, Крите развевается стяг Льва святого Марка. Все эти росписи обрамляются реальными или иллюзорными архитектурными деталями. Это поистине его духовное завещание.
Себастьян – оба в ГЭ Оплакивание Христа, 1573-76, Галерея Академии, Венеция). Джорджоне (настоящее имя Джорджо де Кастельфранко) стал первым наиболее известным художником Высокого Возрождения в Венеции. Веронезе. Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые – при всем обилии тогдашних талантов – стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей- «титанов», как их романтически именовали позднее). По технике она — разновидность фрески.
Якопо Тинторетто. на религиозные и мифологические темы Тициан органически соединяет легенды и реалии современной жизни в духе традиций венецианского раннего Возрождения. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии. Его произведения приобретают все более светский характер: он показывает современную ему Венецию, архитектуру города, сцены из жизни его персонажи исполнены горделивого достоинства, роскошно одеты в современные костюмы.
Безмятежная ясность («Любовь земная и небесная», ок. 1548) их беспощадной правдивостью («Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» 1545-46). Этот прием сохраняется даже в официальных портретах. На ней на фоне прекрасных видов и роскошной рощи изображение Богоматери на пути в Египет.
Определение Чинквече нто (итал. Тот же, стремящийся к славе и успеху, блестяще написал еще две сцены в этой зале. При этом роль философии, разоблачающей претензии любого мнимого знания, оказывалась весьма значительной. В творчестве Паоло Кальяри (1528-1588), прозванного по месту рождения Веронезе, как в фокусе, сосредоточена вся сила и блеск венецианской декоративно-монументальной живописи маслом.
В 16 в. традицию школы продолжает Патрици. Паоло Веронезе (1528-1588).
«Рай» Тинторетто – это религиозная живопись, он и вне Дворца дожей чаще всего оформлял именно церкви. Мало кто был равен Тициану по дарам, которыми щедро наградил его Господь. На другой – множество прекрасных амуров и детей в различных позах. Но эти мечтательные «поэзии» – только одна грань в творчестве мастера.
В 1507 поступил в качестве помощника в мастерскую Джорджоне, после его смерти (1510) закончил некоторые его картины. Святой Петр изображен в роще, среди громадных деревьев.
Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. относится написание Тинторетто полотна под названием «Рай». 1570, Музей истории искусств, Вена «Наказание Марсия», 1570-е гг., Картинная галерея, Кромержиж «Оплакивание Христа», 1576, Галереи Академии, Венеция и др. ). Античная ордерная система предопределяет новую архитектуру, главными типами которой являются гармонически ясные в пропорциях и в то же время пластически-красноречивые дворец и храм (особенно увлекает зодчих идея центрического в плане храмового здания).
Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в себя – наряду с античной и библейско-евангельской традицией – сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии (так называемая «натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в эти века тесно сплетается с начатками нового, экспериментального естествознания). Обучаясь, Тициан перенимает те же приемы. Усиливается различие между официальным придворным искусством и прочим. 1565-70, Эрмитаж «Пастух и нимфа», ок. В работах этого периода еще преобладает радость, оптимизм.
Веронезе (1528 – 1588) учился у своего дяди, родился и первое время жил в Вероне, а в Венеции занимался росписью церквей и Дворца дожей – к его оформлению приложили руку и Тициан и Тинторетто. Между 1572 и 1575 гг. В 16 в. традицию школы продолжает Патрици. К этому же периоду относится серия «Вакханалий», написанных для герцога Феррари Альфонсо дЭсте («Праздник Венеры», ок. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Это особенно ясно в таком шедевре, как Положение во гроб. Однако Беллини не закончил картину, так как был уже в достаточно преклонном возрасте.
Яркий представитель венецианской школы живописи. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» (1559, Национальная галерея, Эдинбург), «Похищение Европы» (1562, Музей И. Гарднер, Бостон), «Охота Дианы» (ок. Ее атрибуты – меч и голова Олоферна – почти не привлекают внимания. Он был исключительно здоров и удачлив, от судьбы видел только счастье и благополучие. От Тициана здесь «Дож Антонио Гримани, поклоняющийся Религии» – портрет, который по традиции должен был заказать претендент на титул дожа перед выборами.
Этой картине Тициан посвятил не один месяц работы. Время ее создания относится к 50-м гг. Пилат же самодовольно усмехается: видите, – это всего лишь человек. Это определялось отнюдь не экономической отсталостью Венеции. В 1540-е гг.
Ранние работы спокойны и радостны («Христос и Магдалина»). В этом отношении он — последний средневековый и первый нововоевропейский философ. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Творчество Тициана Вечемио (в историю искусства он вошел не под фамилией, а под собственным именем) стало вершиной Высокого Возрождения в Венеции.
Со временем (во время правления Адриана) деградация классического искусства в качестве реакции приводит к усилению антиклассического направления. Венера погружена в спокойный сон, под которым подразумевается предрасположенность души к возвышенному единению с Богом. В историческом развитии Возрождения можно выделить три периода. А после его преждевременной смерти стал общепризнанным главой венецианской школы.
(Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена), близки искусству Джорджоне (его незаконченные картины дописаны Тицианом). Папа Римский Лев Х был почитателем и покровителем Рафаэля в последние годы его жизни. красным тоном, точно каплями крови, для оживления живописной поверхности.
(плафоны венецианской церкви Санта Мария делла Салюте «Коронованные терпением», 1545, Лувр), завершает период творческой зрелости Тициана. Скрытое прежде напряжение вырывалось. Серебряную вышивку на камзоле можно было рассмотреть до каждой петельки серебряной нитки. Линия острого возмущения царящим злом, горького неверия в торжество сил добра с начала 1540-х годов получает развитие в творчестве Тициана: Луврское Венчание Христа терниями – бурное, жестокое, трагическое и Се человек (1543 г. ). Идеалы гуманизма, однако, продолжали жить и в искусстве позднего венецианского Возрождения.
Лишь примерно с середины 15 века можно говорить о том, что неизбежный и закономерный процесс перехода венецианского искусства на светские позиции, характерный для всей художественной культуры Ренессанса, начинает наконец осуществляться в полной мере. Уже несут и секиру. Характерные для Ренессанса утопические мечты не находят полномасштабного воплощения в градостроительстве, но подспудно одухотворяют новые архитектурные ансамбли, чей размах акцентирует «земные», центрически-перспективно организованные горизонтали, а не готическую вертикальную устремленность ввысь. 1565, Национальная галерея, Лондон).
Она не плачет, она повернулась в противоположную сторону – влево и туда выбросила поднятую руку: она кричит, что Христос умер, она зовет всех. Пико делла Мирандола, один из лидеров школы, создает знаменитую «Речь о достоинстве человека», признаваемую манифестом зрелого гуманизма. Человек запечатлевается в конкретной социальной среде. После он пишет картины на античные мотивы, которые предназначались для Королевы Марии.
Вакханалия и Праздник Венеры – чудесные звенья той же цепи. Благодаря приказу Карла Пятого был написан алтарный образ Троицы. В композиции «Тайная вечеря» наиболее полно отразилось миропонимание художника. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Живопись Тинторетто знаменует завершение итальянского варианта Ренессанса.
Предвосхищая Бэкона и Декарта, он выдвигает программу тотальной реформы наук и религий. Такому сообществу в честь св. Христос обессилен.
Стиль художественно-изобразительной композиции «Время и Слава», аллегорические фигуры Умеренности и Справедливости во многом напоминают технику росписи Дж. В своих плафонах он «приоткрыл небо». веронец), Родился в Вероне в семье скульптора Габриэле Кальяри. Однако исследователи творчества художника сходятся во мнении, что лучшими его произведениями являются «Юдифь» и «Спящая Венера». Первые базилики. Официальное признание христианства потребовало строительства зданий.
Большое место в его творчестве занимают пейзажные мотивы. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560 -е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570 -е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Создавал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни, трепетной чувственности («Даная», ок. В картинах, созданных Тицианом в последние годы творчества, звучит подлинный трагизм. В 1517-55 занимал должность официального живописца Венецианской республики.
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и достоинство, лицемерие, лживость и подозрительность и т. д. Наряду с одиночными (Ипполито Медичи, 1532-33, так называемая Ла Белла, около 1536, Пьетро Аретино, 1545, – все в Галерее Палатина, Флоренция Карл V, 1548, Старая пинакотека, Мюнхен), он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображённых персонажей (Папа Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе, 1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Скончался Веронезе в 1588 году и был погребен в церкви Сан Себастьяно в Венеции. Обе картины пришлись по душе хозяину.
Наиболее известным произведением Тициана этого периода является картина «Святой Себастиан». 1538, Уффици) – он переносит богиню (ее облик отчасти навеян «Спящей Венерой» Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 в. В монументальном полотне «Введение во храм» (1534-38, Галереи Академии, Венеция) евангельское событие разыгрывается на фоне итальянских дворцов в присутствии многочисленных зрителей, представляющих все слои венецианского общества – от сенаторов в пурпурных тогах до девочки-крестьянки и нищенки. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Он обратился к портрету еще в ранние годы (так называемые «Ариосто» и «Скьявона», ок. Эразм, утверждая свободу воли, призывает перейти от нагромождений схоластической культуры на «путь Христа», каковым он считал милосердие, веру и простую жизненную мудрость. За ними – просторное небо с белыми кучевыми облаками.
При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Поздний этап творчества Тинторетто приходится на вторую половину XVI в., когда объективные реалии вступили в трагический конфликт с гуманистическими представлениями о роли и месте человека в мире. Кузанец в своей теории «ученого незнания» утверждает богоподобность конечного разума и его способность познать совершенное не только через явления, но через саму его непознаваемость, которая каждый раз дана уму особым образом. 1520-40-е гг. На этом принципе строится изощренная диалектика относительного и совершенного, «максимума» и «минимума». Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением здесь роль поздней готики (в том числе такого важнейшего ее, «средневеково-ренессансного» этапа как «интернациональная готика» или «мягкий стиль конца 14—15 веков) была особенно значительна. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист.
В Тициане гениальность художника сочеталась с расчетливостью венецианского купца. 1570, Музей истории искусств, Вена «Наказание Марсия», 1570-е гг., Картинная галерея, Кромержиж «Оплакивание Христа», 1576, Галереи Академии, Венеция и др. ). Третий, последний период философии Возрождения (16- нач. Эта композиция считается самой завершенной из тех, что были созданы Тицианом. Большая часть росписей выполнена в технике фрески.
Для передачи мрачного настроения мастер использует пастельные холодные краски, отличные от ярких тонов ранних полотен. Создавал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни, трепетной чувственности («Даная», ок. В трудах Бруни, Браччолини, Альберти, Манетти, Валлы гуманистическая этика окончательно формируется как особый тип философского отношения к жизни и творчеству, топика гуманизма расширяется до социальных и экономических проблем, предпринимается попытка гармонизации христианства и античной философии (что особенно заметно в развитии любимой гуманистической темы «добродетель и судьба»).
Например, «Гермафродит и Силен» из дома Веттиев: живописный язык отличается эскизностью, живостью и подчеркнутостью интонации. 1510-11, Национальная галерея, Лондон). В антично-мифологической тематике Тинторетто продолжил то свободно-поэтическое толкование мотивов, начало которому положили тициановские «поэзии».
А какими глазами взглянет на нас эта женщина, если поднимет свои веки. С небес на коленопреклоненную фигуру исходит чудный свет. У Тинторетто известный сюжет оказывается лишенным того религиозного величия, какое характерно для одноименной работы Леонардо да Винчи.
Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель» и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Дворца дожей с изображением битв показывают обилие вариаций и смелость замысла. В 1520-40 он создает обширную портретную галерею современников, среди которых безымянный «Юноша с перчаткой» (Лувр), гуманист Винченцо Мости, кардинал Ипполито Медичи, правитель Мантуи Федериго Гонзага, правитель Урбино, выдающийся военный инженер Франческо Мария делла Ровере, друг Тициана Пьетро Аретино. В Нидерландах направление представлено девентерской школой «Нового благочестия» (Грооте, Фома Кемпийский).
Кажется, сама природа содействует, помогает людям. В этом отношении он – последний средневековый и первый нововоевропейский философ. Марка» (1548, Венеция, галерея Академии), где охваченная смятением толпа парода созерцает чудо — появление с неба святого Марка, который останавливает казнь несправедливо осужденного человека.
Он обратился к портрету еще в ранние годы (так называемые «Ариосто» и «Скьявона», ок. 1514-15), пафос и динамика монументальных композиций («Ассунта» 1516-18) сменяются напряженным драматизмом («Се человек», ок. Своеобразие венецианского кватроченто сказывалось главным образом в стремлении к повышенной праздничности колорита, к своеобразному сочетанию тонкого реализма с декоративностью в композиции, в большем интересе к пейзажному фону, к окружающей человека пейзажной среде причем характерно, что интерес к городскому пейзажу, может быть, был даже больше развит, чем интерес к пейзажу естественному, природному. Это тем более дает повод думать, что художник в этом произведении оплакал собственную близкую кончину. Колониальные владения в фактории "царицы Адриатики" охватывали не только все восточное побережье Адриатического моря, но и широко раскинулись по всему восточному Средиземноморью. Да, в этом образе загадка – и это роднит его с образами Леонардо да Винчи». 1554 «Венера и Адонис», 1554).
Римский скульптурный портрет отличается реализмом от эллинистического и этрусского. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель» и «доблесть» – благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Однако такая трактовка смысла произведений великого мастера выглядит узкой и раскрывает художественную задачу автора только с одной стороны.
Маркуолы, в зале мессира Андрее Лоредано. Он сломлен. Еще один шедевр Тициана Мадонна Пзаро (1519-1526). 1520, там же «Вакх и Ариадна», ок.
Огромный, семиметровый алтарь «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516-18, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция) с его монументальной укрупненностью форм и цветовых пятен, титаничностью образов, экспрессий поз и жестов — первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения. Аналогом движения в Италии можно считать протест Савонаролы против языческих крайностей гуманизма (к нему примыкает поздний Пико делла Мирандола). К концу он поистине писал больше пальцами, нежели кистью.
Однако проблема человека (или человеческого сознания) и его укорененности в Боге все равно остается общей для всех, хотя выводы из нее могут носить самый различный и компромиссно-умеренный и дерзкий «еретический» характер.