Подойдите к картине «Цепная собака», автор – Голландский живописец Поттер Паулюс (1625-1654).
Легко определить возраст животного, его тип, характер, темперамент, его длину, рост. Манера письма скованная, неуверенная, порой вымученная.
Но это искусство говорит само за себя и научить ему невозможно. Их не знают. И вот, «счастливый» обладатель дорогой игрушки, чья голова теперь забита мыслью о том, как погасить кредит, стоит в пробке рядом со стареньким «Москвичом», на котором бедный художник везет свои картины.
Мы уже говорили, что всем накопленным им опытом Поттер обязан лишь самому себе. У него и машины-то нет. Но выбрав это занятие на плечи сразу ляжет и весь груз ответственности.
Но действительно ли это произведение так прекрасно. И, достигнув этого, он превосходит других. Собака, сбежав с цепи, лишается хозяйской заботы. Свобода – это не только возможность выбора, но и ответственность за свой выбор.
Но мы видели, с каким трудом ему удалось овладеть своей собственной. Следует ли отсюда, что он пишет так хорошо, как говорят.
Чем же становится Поттер. Я говорю о луврском «Маленьком постоялом дворе», значащемся там в каталоге над названием «Лошади у дверей хижины». В его картинах крупные изображения одиночных животных, созданные на основе многочисленных натурных штудий (картины «Молодой бык», около 1647 года, Маурицхёйс, Гаага «Цепная собака», 1650-1652 годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и представленные с низкой точки зрения, сочетаются с атмосферным пейзажем, отличающимся непосредственностью и натуроподобием, особое внимание Поттер уделял передаче освещения.
Но, помоему, это не точно можно сказать просто: «Бык». Кто-то всю жизнь мечтает о том, что у него будет своя пекарня и он будет угощать друзей свежими булками. Смерть подстерегла его – мы не забудем этого – раньше, чем он кончил учиться.
Наше общество потребления надело на нас цепь материального рабства, приучило нас к мысли, что быть счастливым и потреблять – это одно и то же. В ней видят несравненное произведение ЖИВОПИСИ, И ЭТО – заблуждение. Композиции и пониманию эффектов. Животные своим несообразным ростом вызывают улыбку.
Общественное мнение никогда не заблуждается полностью. Не совсем так. К какой школе он принадлежал. Смерть, впрочем, похитила Поттера в столь молодых годах (ему было 29 лет), что трудно судить о том, насколько эти черты в его искусстве не являются просто состоянием известного ученичества перед природой. А по тротуару многодетный папаша тащит ребенка в детсад.
Он часто ставит на второй план то, что должно давать ноту жизни всему. Человекготов тратить свою жизнь, что бы получить вещь. Писал также сцены из жизни на ферме («Ферма», 1649), серии («Наказание охотника», 1647 обе– Эрмитаж) и портреты. Жизнь его была слишком коротка, чтобы уделять еще время преподаванию. Картина была возвращена Поттеру и придворная его карьера испорчена.
Но он богат любовью к своим детям. Но это счастье досталось ему благодаря той черте, которая нам теперь менее всего приятна. «Бык» же бесценен.
В 1647 году, когда Паулюс Поттер написал картину «Бык», ему еще не было двадцати трех лет. Но, как это ни странно, ученик ничего большего и не требовал. Пройдут годы и он будет окружен внуками. место, что позволяет рассматривать П. в качестве анималиста. Он изучал прежде всего формы и облик предметов в их совершенной простоте. До 1647 года Поттер жил между Амстердамом и Харлемом, то есть между Франсом Хальсом и Рембрандтом, в очаге искусства, самом активном и беспокойном, самом богатом знаменитыми мастерами, какой когдалибо видел мир, если не считать Италии предыдущего века.
Картине недостает цельности не понять, где в сущности она начинается и чем кончается хотя падающий свет и передан, но он разбросан абсолютно произвольно и ничего не освещает. Человек тоже волен выбирать и ему придется нести ответственность за свой выбор. Другая картина написана в 1653 году, за год до смерти Поттера. В этом случае обрести свободу – это побороть пороки. Говорят: «Бык Паулюса Поттера».
Многие, даже из самых молодых, были членами братства св. «Луг» Луврского музея представляет собой слабую и в то же время очень сильную картину, в засисимости от того, будем ли мы считать ее произведением мастера или же прекрасно выполненным упражнением ученика. В учителях недостатка не было его мог затруднить только выбор. художник, рисовальщик и офортист.
«Охота на медведя» Амстердамского музея, если предположить ее подлинность и освободить от искажающих наслоений позднейшей реставрации, представляет собой проявление экстравагантности молодого человека и самую грубую ошибку, какую он когдалибо совершил. Так, только по шерсти пса – местами грубой, местами мягкой, можно понять, что на картине изображена весна, так как именно в этот период у собаки начинается линька.
Учился в Амстердаме усвоего отца, живописца П. С. Работал в Делфте (с 1646 года член гильдии живописцев), Гааге (1649-1652), Амстердаме (1652-1654). живописи– пейзажа с животными, в котором последним отводится центр. И в то же время точно ощущаешь свежесть ветра, пропитанного запахами падшей листвы, точно чувствуешь всю живительную прелесть охотничьих дней. Работал в Делфте (с 1646 чл. Он вложил в них душу и мысли и, возможно, они станут бессмертными.
Светотени. Талант Поттера проявился рано: уже в четырнадцать лет он подписывает прелестный офорт. Другой яркий пример такой тонкой психологизации – картина Паулюса Поттера Цепная собака.
Абсолютно в духе Кампгейзена написана другая Молочница 1652 года. Луки. гильдии живописцев), Гааге (1649–52), Амстердаме (1652–54). Овца и баран похожи на гипсовые муляжи. Из всех голландских поэтов природы больше всего повезло у публики (даже при жизни) Паулю Поттеру.
Придется много работать. Она кормит грудью улыбающегося Младенца Христа. Более того – они порабощают. В картине ван дер Вейдена действие происходит в открытой лоджии. Что же касается фигуры пастуха, то вряд ли ктонибудь станет ее защищать.
Правда, с годами его инструмент становится более гибким и приспособляется к другой работе. Поттера. На картине изображен вечер.
Мазок немного детский. Мы имеем здесь дело с недоразумением, которое следовало бы рассеять. «Луг с пасущимся скотом» Гаагского музея, «Пастухи со стадом» и «Орфей, чарующий животных» Амстердамского музея – все эти произведения, каждое в своем роде, представляют собой штудию натуры, точнее, повод для такой штудии. Эти горожане дают точку зрения Поттера, эта фермерша дает его поэтичную мечту. Удивительно, с какой точностью и правдоподобностью картина написана. Наконец, самый великий из всех, самый знаменитый – Рембрандт уже создал «Ночной дозор» и это был мастер, который мог увлечь.
Поттера. ПОТТЕР (Potter) Паулюс (крещён 20. 11. 1625, Эйнкхёйзен– похоронен 17. 1. 1654, Амстердам), голл. Об этом Поттер сам едва догадывался в последние дни своей жизни. Отнюдь нет.
Было бы неверно думать, что здесь фантазия играла хоть какуюлибо роль: перед нами животные изученные вблизи, сгруппированные без особого искусства, нарисованные в простых позах или в трудных ракурсах и всегда без особо сложных или занимательных эффектов. Эти два несравнимых произведения, если вникнуть в них, показывают, что хотел сделать Поттер и что он, несомненно, сделал бы с еще большей полнотой, если бы успел. «Корова, смотрящаяся в воду» представляет собой этюд яркого света, написанный в разгар прекрасного летнего дня.
Вместе с «Уроком анатомии» и «Ночным дозором» «Бык» Поттера – наиболее знаменитая картина в Голландии. Гаагский музей в значительной мере обязан ей тем интересом, какой к нему питают. Он учился изо дня в день, всю жизнь.
Имеет ли оно то значение, какое ему приписывают. Мы не знаем других учителей, кроме его отца, Питера Симонса Поттера, малоизвестного художника и Якоба де Вета (из Харлема), который еще менее, чем отец Паулюса, был в силах воздействовать на ученика в хорошую или в дурную сторону. Он буквально нагромождает их в течение нескольких лет с такой поспешностью, в таком избытке, словно смерть гналась за ним по пятам.
Создатель нового жанра голл. Писал также сцены из жизни на ферме («Ферма», 1649), серии («Наказание охотника», 1647 год обе – Эрмитаж) и портреты. натурных штудий (картины «Молодой бык», ок. Значит, Поттер – большой художник. В его картинах крупные изображения одиночных животных, созданные на основе многочисл.
Теперь она сама отвечает за свое пропитание. Рыжая корова с белой головой кажется сделанной из какогото твердого материала. А друзья. Их не видно.
Но жизнь – это время. Были ли у Поттера товарищи. Собака воспринимается как большой и сильный зверь. Нужно отметить еще врожденную склонность Поттера к рисунку и притом такую жажду совершенства, что художник надеялся только в будущем писать хорошо (хотя ему уже случалось писать отлично) и, далее, поразительное уменье расчленять работу, непоколебимое хладнокровие в преодолении трудностей, утонченность натуры (если судить по печальному и страдающему выражению его лица), – именно таким был этот молодой человек, единственный для своего времени и неизменный при любых обстоятельствах.
При стоимости, какую имеют в настоящее время произведения Поттера, никто не усомнится, что пущенная в продажу картина достигла бы на европейских аукционах баснословной цены. Галерея Аренберга, владеющая этой драгоценностью, не содержит ничего более абсолютного. Близость Поттера к Кампгейзену в дивном сумрачном осеннем пейзаже (1650 года) даже настолько велика, что эту картину и пытались приписать последнему мастеру. Лень лишает свободы выбора, лишает мечты. На этом основании он считается покровителем художников и иконописцев. Были ли у него учителя.
Лень не позволяет взвалить на себя эту ношу. 1647, Маурицхёйс, Гаага «Цепная собака», 1650–52, Эрмитаж, С. -Петербург) и представленные снизкой точки зрения, сочетаются с атмосферным пейзажем, отличающимся непосредственностью и натуроподобием, особое внимание П. уделял передаче освещения. Очень большой. Она загромождена и в то же время не заполнена. Все эти качества художника, кроме очарования, превосходно выражены в его «Быке» Гаагского музея.
Манере рисовать. У него не было ни учителей, ни учеников. Да и чему бы он обучал. Многие критики связывают это с попыткой повысить значимость собаки на картине. Он работает и создает одну вещь за другой среди них попадаются и удивительные. Несомненно. Этот капитальный труд он исполнил по заказу Эмилии, вдовы штатгоудера Фредерика Генриха.
Она обладает каким-то гипнотическим свойством. С полной достоверностью можно установить только год его рождения. Искусству составлять палитру. В том же настроении вечернего мира выдержана картина Молочница 1651 года. На светлом фоне голова и часть фигуры собаки резко вырисовывается темным силуэтом и кажутся более четкими, плотными и объемными.
Ведь выписывал же в 1620-х годах всякую подробность и сам Рембрандт. Его талант живописца порожден его талантом гравера. До конца своей жизни самые совершенные свои произведения он не переставал писать так, как будто бы вырезал их на металле. Только две части этой картины приведены в согласие – необъятное небо и огромный бык.
Художник изобразил животное с близкого расстояния, крупным планом. Тут опятьтаки коренная ошибка. Ни к какой. Все у него просто, кратко и абсолютно. Учился в Амстердаме у своего отца, живописца П. С.