В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц.
После первой мировой войны художник возвращается на родину. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах.
Париж любит сильных. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. После совместного путешествия с графом и его женой по Европе Муха отправляется в Мюнхен.
К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Конечно, ему так хотелось выглядеть преуспевающим.
Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). Потом в дневниках, вспоминая этот период своего становления, Альфонс напишет, что это было для него – неопытного, чистого душой оптимиста – «страшное время трудностей и лишений». Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу.
После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным.
От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. И главное, полно заказов. Художник моментально становится знаменитым. Затмить славу Уильяма Морриса, английского художника и дизайнера, работавшего над изысканными, роскошными изданиями, Альфонсу Мухе, конечно, не удалось, да и с общепризнанным и отточенным изяществом чернобелой тоновой ксилографии многокрасочная литография соперничать не могла. Альфонса он отправил в лицей в Брно.
На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Он стал любимцем повсюду. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Альфонс Муха (чеш.
3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. Выставки работ Альфонса Мухи организуются в крупнейших городах Европы.
Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. В 1905 году Альфонс Муха получает приглашение от Американского общества иллюстраторов.
Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). Оформительскую задачу художник решал комплексно. Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
В настоящее время она живет в Чехии. Актрисе было исключительно важно, чтобы ее изображали в самой актуальной манере. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова.
По углам и над окнами «престижных квартир» под кистью молодого художника порхали дивные амуры, распускались невиданные цветы, танцевали и водили хороводы грациозно-нежные амазонки. Да и самого художника в Европе порой считают французом. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Комплексы стали отступать. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». И в борьбе с Парижем этот славянин стал побеждать.
В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. И тут директору фирмы вдруг позвонила «божественная Сара», которой срочно, до конца года, потребовалась новая афиша к недавно поставленному спектаклю «Жисмонда». Париж стоил обедни.
В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). Была младше художника на 22 года. Ах, как она была хороша. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры.
Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). Она была и оставалась до конца жизни его любимой Музой, его моделью. В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Название пришло из Франции. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках.
В это же время Муха под сильным впечатлением от работ Макарта работает над созданием своего индивидуального стиля, закладывает в него те художественные основы, которые будут отражаться в его произведениях до конца жизни. Так же в этот период он на заказ иллюстрирует многотомную «Историю Германии». И вот он, спустя десятилетия, действительно к нам пришел. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. В те времена отделка квартир, роспись по стенам и потолкам была в большой моде.
Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. Но и она, родив мужу еще двух дочерей, вскоре умерла. Его личная, семейная жизнь. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования.
Художник переезжает, становится преподавателем в крупном художественном учреждении. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Великая актриса была очарована работой.
Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». В настоящее время она живет в Чехии. Дело в том, что тогдашняя публика привыкла к чёрно-белым плакатам, с кучей текста и минимумом картинок, а Муха нарисовал яркий постер в золотых тонах, с Сарой Бернар во весь рост. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
Судьбу Альфонса Мухи изменила случайность. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование.
Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). В ту пору он заинтересовался историей славян.
Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Муху в тот же вечер отправили смотреть пьесу. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Однако неожиданно «грянул гром». Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним.
Там он поступает в Академию изящных искусств. Но судьба благосклонна к гению. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар.
В том же году Альфонс принимает решение переехать в Париж. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. В 1892 он по заказу иллюстрирует многотомную «Историю Германии».
Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. Своему сводному брату он даже послал в Моравию модное пальто, а сестрам кружева.
Он стал мелким служащим в местном суде. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Однако можно предположить, что актриса сделала это не столько из-за таланта Мухи, сколько из-за собственного тщеславия. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. В 1906 году, уже сорокашестилетним ипрославленным, он женился в Париже на своей юной ученице и соотечественнице Марии Шитиловой.
Однако они оба знали: «деньги – вещь наживная» – и при неровных, нерегулярных достатках родили и вырастили двух дочерей – рыжеволосых красавиц, так похожих лицом и статью на ослепительную мать. Декоративные панно были выпущены ограниченным тиражом большого размера их печатали на шелковой или плотной бумаге, пышно обрамляли и вешали на стенах или они оформляли ширмы. «Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Боже. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды.
Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса.
Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Акварели эти художник называл «Блаженствами». Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар.
В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. В 1895 художник сталкивается с символистами и ненадолго примыкает к ним. Мальчик с детства хорошо рисовал. Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви.
Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Вспоминали, что он был улыбчив и почти беспечен. Альфонс Мария Муха родился 24 июля 1860 года в старинном моравском городке Иванчичи (ныне Чехия), в семье потомственного виноградаря Ондрея Мухи, который, однако, благодаря упорству и смекалке стал в городке известным портным. Описание плаката Альфонса Мухи можно продолжать бесконечно. Обе они в определённой степени унаследовали таланты своего прадеда — как к изобразительному искусству, так и к музыке.
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». По тем временам это было неслыханной роскошью. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись.
Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. В 1891 году у Мухи складываются серьезные отношения с книжными издательствами. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво.
По прошествии двух лет чешский художник отправляется продолжать свое художественное образование в Художественное Училище Жюльена в Париже. За время проживания в Америке Муха получает множество крупных заказов. Она захотела познакомиться лично с автором афиши. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже.
В представлении принимала участие Сара Бернар. И прекрасная златокудрая Эмма осталась только в мечтах. Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным.
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. Семья была большая.
Критики пишут хвалебные статьи о его «поющей линии», о его изысканном колорите, теплом, как само женское тело. Хитилова была соотечественницей Мухи. Хитилова была соотечественницей Мухи.
С 1904 по 1913 гг. Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. Ее можно назвать наиболее нехарактерной для стиля художника.
Муха остался без средств к существованию. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов.
Ему заказывает афишу сама великая Сара Бернар. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег.
Хотя первое время Муха чувствовал себя чужаком среди монмартровской богемы. Известность художника растет. У неё две дочери. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Он должен быть готов к утру новогоднего дня.
Мария Хитилова стала постоянной натурщицей Мухи и на многих картинах легко угадываются её черты.
Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар. Даже в Японии, где открыли его музей. Тогда Муха стал брать уроки рисования. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию.
Это было довольно прибыльным делом. Является единственным официальным музеем художника. Книга была издана в формате 395Ч310 мм. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс.
Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Замок назывался поэтично – «Эмманофф», в честь хозяйки, графини Эммы. От того, что здесь его называют Мюша.
Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Но его неудержимо тянуло в искусство. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Альфонс был первым сыном во втором браке.
Интересна история внучки Мухи. В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар.
Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. Фортуна теперь улыбнулась ему. Из-за частой работы на пленэре простывал и то и дело болел гриппом.
Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». В 1906 году мастер женится на Марии. Художник создавал не только настоящие картины и красивые образы, но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас.
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Я предложил мою работу о драпировках. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Но, конечно именно парижский период возродил его славу. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен.
Ненавидел холод и осень. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Занимался он и практической работой. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат.
«Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». От заказов не было отбоя. Но это не так. Жестоким к слабым и неудачливым.
До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. Это было не только неожиданно, но почти убийственно. Муха придет. », а далее дата – уже неразборчиво. Он хватался за любую работу: рисовал визитные карточки и приглашения, рекламные плакаты и афиши, меню для ресторанов и этикетки.
В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год – «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год – «Самаритянка», «Тоска» и т. д. ). В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св.
Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. Предки его занимались выращиванием винограда. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной.
Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. 1893 год.
Слава талантливого художника, предлагающего нечто абсолютно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Близится Рождество. С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества.
В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Вся работа заняла у Мухи три месяца. Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3».
Посетители, попавшие в музей Альфонса Мухи, знакомятся с серией арт-постеров, созданных автором в конце XIX века. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Знакомство Мухи с братьями Люмьер (создателями первого киноаппарата и движущегося изображения) побуждает его экспериментировать с созданием собственных работ – позже, работая над серией «Славянская эпопея» художник будет использовать в качестве основы для картины сфотографированные им снимки натурщиц (фото Альфонса Мухи за работой представлено ниже).
Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Посетители узнают и детали личной жизни автора. Юноша купил элегантный костюм и шляпу.
Но постепенно он понял, что работает лучше интереснее многих. Имеют грандиозный успех его театральные афиши. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи».
И еще одна очень важная сторона жизни этого великого поклонника женской красоты (достаточно взглянуть на его поэтичные женские портреты). В 1906 году он делает предложение руки и сердца Марии Хитиновой. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное. Потом он рисовал и их, дочерей – молодых, свежих. От крупных промышленников, делателей автомашин, шоколада и шляпок до бедных контор. Во время своего путешествия в 1902 году он увлекся созданием эпических патриотических работ, передавая, таким образом историю славянского народа в нео-классическом стиле.
И закрутилась карусель неплохих заказов. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Но на этом сказка закончилась. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс».
В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Описание картины, плаката Альфонса Мухи «Девушка с распущенными волосами» может выглядеть следующим образом. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой.
Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». А между тем оно стало буквально символом в изобразительном искусстве конца «золотого», – начала «серебряного» веков. И обожала его. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году.
Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. Он успел съездить на заработки в Америку. На фоне многих влюбленностей Муха всегда был счастлив любовью к единственной. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.
Это было время творческих скитаний и поисков себя. Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Ибо к моменту их брака его долги были гораздо больше его состояния. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Ибо к этому времени он открыл свой стиль – неповторимый и единственный. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Он согласился. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898).
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Был красив и статен, с загорелой золотистой кожей и белоснежными здоровыми зубами. Но каким страшным напряжением сил. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Эта самая знаменитая в то время дама даже подписывает с ним контракт на шесть лет. Позже у них рождаются две дочери и сын.
А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Как рассказывал сам Муха, в театре поношенная шляпа все время сползала ему на глаза, мешая делать наброски, но снять ее художник боялся: вдруг кто-нибудь украдет чужую вещь. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. На картине «Лето» героиня изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества.
Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря.
Как рассказывал впоследствии художник, в конце 1893 года ему позвонил владелец типографии по имени де Бруноф, с которым он поддерживал деловые отношения. Приведем краткое описание картины. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров.
В этом и есть прелесть Времен года Альфонса Мухи – в непохожести картин. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера.
Граф сообщал, что в связи с финансовыми затруднениями прекращает высылку денег. Общителен и деликатно галантен с дамами. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Афиша стала революционной. Он должен быть готов к утру новогоднего дня.
Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары.
Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Новые моменты в жизни связаны с Парижем.
В 1871 году Муха присоединился к хору в Соборе Святого Петра в Брно, где он посещал начальную школу. Искренне и бескорыстно. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Одним из его близких друзей был Поль Гоген, да и со многими другими художниками у Мухи сложились приятельские отношения.
А затем и в парижскую академию Жульена. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. франков.
Казалось бы, оставалось только жить и радоватьсяНо как же Альфонс Муха устал от всего этого. Эти картины, наполненные спокойствием, мудростью и одухотворенностью, считаются лучшими его работами. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями.
Матерью Альфонса была вторая жена Ондрея (первая умерла), 37-летняя Амалия, дочь богатого мельника. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Снял приличную комнатку-мастерскую. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. Появились деньги.
Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. И с 1880 года он работает то в Брно, то в Вене: театральным декоратором, маляром, автором уличных портретов, эскизов стенных инкрустаций. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. У неё две дочери.
Там его уже встречали афишами с его изображением в полный рост и аршинными буквами: «В Соединенные Штаты приехал самый великий художник-декоратор всех времен. ». «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Интересна история внучки Мухи. Знакомство с Сарой Бернар и внезапная известность позволили художнику вновь уверовать в свою счастливую звезду. Он рисовал афиши для различных театральных постановок.