Картина Питера Пауля Рубенса Последствия войны: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре». Бытовой жанр. Академизм и историческая картина.
Мифологическое или поэтическое восприятие истории в античности. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Но идем еще дальше, к XIX веку.
Он не находит лица, не находит маски и он не соглашается назвать портретом хотя бы и очень "похожие" фигуры в бытовых картинах какого-нибудь Вермеера или Ватто. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Вико и историческая закономерность. Мастер, чья манера изображать пышущих здоровьем женщин в теле, оказала колоссальное влияние на творчество современников, оставил потомкам масштабное (Рубенс был довольно продуктивен и востребован при жизни) и многоцветное художественное наследство. Ведь маска, в сущности, всегда имеет только лицевую сторону.
Суриков. Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность. Чудовища, означающие чуму и голод, неразрывных спутников войны.
на земле лежит мать с ребенком – война угрожает плодородию и родительской любви. Серов. Восприятие прошлого как настоящего. Но, как говорится, лучше один раз увидеть.
В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Новый этап в XVII веке. Рябушкин. Наивысшие достижения исторической живописи эпохи барокко принадлежат Веласкесу ("Сдача Бреды") и Рембрандту ("Клятва Клавдия Цивилиса"). Редакторы Fancy Journal подготовили подборку из его самых известных картин, узнавать которые важно и нужно каждому, неравнодушному к искусству и истории в целом. XVIII век.
Изучение истории культуры. Историческая картина. Импрессионизм и историческая картина. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса.
С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Изобразительные средства портрета постоянно развиваются, но сущность его не изменилась. Современники критиковали Рубенса за искажение форм и обобщённые, лишённые индивидуальности лица, а Ван Гог считал его «поверхностным, пустым и пафосным». Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. Гойя. Тициан, Веронезе, Тинторетто.
XX век. Лансере. Нужна мне и помощь твоя и услугаДа не потерпит ни честь моя, ни прочная славаНе испытает позора: не дай ты троянам с латинамиВ брачные узы вступить и на нивах авзонских селиться. Ты и братьев-друзей на кровавую брань возбуждаешь, Ты и в семьях поселяешь раздоры ты в домы тревогу, Ты погребальные факелы вносишь ты тысячу разныхНосишь имён, повредить ты тысячью средствами можешь. Такова обидная судьба портрета.
Объектами нападок были и его богато изукрашенные религиозные композиции, где херувим сидел на херувиме и «обнажёнки» с привкусом распутства. "Ковер из Байе". С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. Под ногами Марса – книга и рисунок ибо он попирает также и науку и все прекрасное.
В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою. Академии, аллегорический подход. Вполне очевидна и субъективность исторической концепции (прославление патриотизма и рыцарского благородства) при явной заинтересованности художника в происходящем в отличие от тех исторических композиций XVI века, где массовое действие показано как зрелище, как сон.
Пикассо "Герника", Р. Гуттузо. Если современный зритель понимает портрет только как фокус со сходством, как список примет, если в художественном произведении он улавливает только бледную тень действительности, то современный художник и слышать ничего не хочет о действительности, о реальном мире, он отнимает у портрета всякую остроту индивидуального чувства, всякое трепетание человеческого организма. Мы, все еще говоря о портрете, думаем только о лице. Но его усилия бесплодны.
Ульянов. Дейнека. Рубенс нарисовал Последствия войны между 1638 и 1639 в ответ на войну этих Тридцати Лет (1618–1648). Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене.
Рембрандт "Заговор Цивилиса". А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание. Кукрыниксы.
Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). На чем основана враждебность заказчика и художника. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. "Мозаика Александра". Откуда возникает эта разница взглядов. На чем основывают свою художественную оценку портрета, уничтожающую или одобрительную.
Взаимоотношения человека и пространства. Средние века неблагоприятны для исторической картины (провиденциализм). Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе». Тьеполо – фресковый цикл в Вюрцбурге. Здесь Питер Пауль Рубенс получил научное образование и некоторое время служил пажом, а в 1592 г. отдался изучению искусства под руководством нидерландских художников ван Ноорта и ван Веэна и в 1598 г. был принят в цех живописцев города Антверпена. Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму».
Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны. В этих фаюмских лицах именно лицах, а не головах (так как голову художники завоевали позднее) – вся красноречивая история портрета и целая программа для его будущего. Разумеется, я взял только отвлеченный случай, момент чистого, непримиренного столкновения.
По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен. Живопись итальянского Возрождения. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Кроме того, борьба за политическую власть в Европе способствовала и продлила войну. Критицизм и полемизм в исторической картине. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни.
Теперь художник уже не боится никакой иллюзии, никакого обмана. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Это предполагаемый портрет Цезаря. Картоны Леонардо и Микеланджело.
Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк. Ведь современному зрителю надобно не сходство, а повторение, не портрет, а точный оттиск. Ее диапазон. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). В самом деле, чем обыкновенно интересуются современные зрители в портрете.
Все это вызывает к жизни портрет – модель модного магазина, портрет-куклу, портрет-позу. Больше того, обман сходства теперь для него главное. Художник стремился принести Испанию и Англию, традиционных врагов, к миру в надеждах, что испанцы тогда окажут давление на голландцев в подражание.
Но это еще не последнее завоевание. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). И в том и в другом случае документальная точность сочетается с естественной простотой и человечностью, монументальность – с интимностью.
Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Советская историческая живопись. Но последние годы художника серьезно омрачала жестокая болезнь, приступы которой становились все сильнее и чаще и с 1638 года подолгу мешали работать.
Но современный зритель остается верен себе и своей исконной традиции. Миниатюры Фуке. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью». Возвышение современной действительности. Разные пути исторической картины. Слишком длинное или слишком широкое, но всегда словно распластанное лицо (как в микенских золотых масках), необычайная скудость теней, которые придавали бы голове выпуклую форму, – все это создает впечатление как бы нарисованной маски, подчеркнутой кольцом волос и оживленной бликами глаз.
Его обвиняли в том, что он заправлял «заводом живописи», выдавшем на-гора множество «студийных» работ, которых едва касалась рука мастера. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». В стеновский период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме. Рубенс "Последствия войны". Русская историческая картина.
Репин. Веласкес "Сдача Бреды".
К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Напомню его композицию "Последствия войны" и его собственный комментарий к картине (письмо к Сустермансу в 1638 году): "Главная фигура – Марс с кровавым мечом, несущий народу несчастье. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Мы видим, что и в начале и в конце развития античного портрета стоит маска.
Новые завоевания исторической науки в XVI веке. Характерно, между прочим, что обе картины, по существу, композиции без действия: Веласкес избрал момент после события, Рембрандт – до него. Вторая серия осталась неосуществленной. История народа. Итак, два противоположных полюса.
Портрет возник только тогда, когда человек научился подражать минам другого и узнавать в них выражение его внутренней жизни. Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV. И Юнона её побуждает такими словами:«Дева, дочь Ночи. Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми».
Но будем держаться отвлеченного метода.