Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. Третьяков.
Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. Валаам.
У Федора рано проявилась способность рисовать.
Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Камни. В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. После Дождя (1869) и После Дождя.
Детство провел в Петербурге. А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин.
Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Какое время года отражено в полотне. По вечерам посещал Рисовальную школу. В 1866 известный пейзажист Иван Шишкин влюбился в сестру Феодора Евгению Вассильеву. А позже еще часть полотен приобрел у наследников.
Это увлечение в последствии определило его судьбу. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. В ранних работах Васильева, такой как После Грозы (1868), Около Орошающего Места (1868) и другие, можно чувствовать влияние Барбизонской школы живописи это затронуло его искусство, но никогда не приводило к нетворческому заимствованию мотивов. Пышные кроны деревьев отбрасывают на зеленую траву прозрачные подвижные тени. Картину купил для своей галереи П. М. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше.
У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. Не предвещая дождя, неторопливо плывут по небу легкие облака, причудливо меняя свои формы. Небо, занимающее больше половины изображения.
На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Именно благодаря этому и была открыта Рисовальная школа, среди основателей которой числились Крамской и Шишкин. Васильев работал у реставратора Академии художеств П. К. Соколова и продолжал свои занятия искусством.
«Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. Создается ощущение движения светового поля и кажется, что вот-вот светом озарится все, что написал автор. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе.
При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Атмосфера, окружившая будущего художника, помогла ему прочувствовать и осознать перемены, происходившие тогда в и искусстве и вообще в жизни.
Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. Как хорош ясный солнечный день короткого северного лета. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность.
Такой родной всем нам пейзаж. Шишкин познакомился с Феодором и начал преподавать ему пейзажную живопись. Барки». «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». (1868). Он с упоением пишет, стараясь передать в эскизах и рисунках не просто красоту природы, а её изменчивость и настроение.
Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Федору удивительно везло на хороших людей. Оформились его основные эстетические воззрения. С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова.
Некоторые места на Valaam были предметами картин обоих художников. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Но левый верхний угол слегка светлее. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Васильев был признан профессиональным художником.
Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. В ней есть что-то сказочное. Картина эта глубоко взволновала Крамского.
Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами.
В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др. Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме.
В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком».
Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. Ветер сгоняет серые грозовые облака в правую часть неба. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Но серьезного, систематического образования так и не получил. Кроме Соколова на творческое становление художника оказали влияние такие мастера живописи как Иван Николаевич Крамской и Иван Иванович Шишкин, преподававшие в рисовальной школе. Природа встряхивается после налетевшего ливня, обретая привычные цвета.
Требовалось срочное лечение и смена климата. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. С июля до ноября 1867 Шишкин и Вассильев сотрудничали на острове Вэлаам. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым.
Все картины с этой выставки были раскуплены. Напряженно звучит цвет его зелени. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям.