Однако в этом портрете ещё мало того индивидуального стиля, по которому Ван Дейк узнаваем. Ван Дейк часто писал портреты королевских детей и отпрысков старинных аристократических родов. Богатство характеристик отличает также офорты Ван Дейка, составившие изданную в 1645—1646 годах Иконографию — сборник офортных портретов известных современников (мастер собственноручно исполнил полтора десятка изображений, для остальных он делал предварительные эскизы). Поселившись в 1632 году в Англии, Ван Дейк преобразил искусство английского портрета.
Ван Дейк стал величайшим портретистом. В портретах Ван Дейка чувствуется несколько меланхолический, даже печальный, но притом безусловно доброжелательный взгляд на человека. Трудно найти такого художника, которого можно приравнять по мастерству портретиста к Ван Дейку. Трудно сопротивляться властному обаянию «Семейного портрета», его интригующей силе, он будит воображение, заставляет домысливать характеры, думать об участи молодой семьи, которую Ван Дейк изобразил с таким мастерством и сочувствием.
Это один из лучших портретов, написанных ван Дейком в Италии. Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты. Слава Ван Дейка как непревзойденного мастера парадного портрета росла он был буквально завален заказами, а в 1630году стал придворным живописцем испанской наместницы в Нидерландах инфанты Изабеллы.
В Риме Ван Дейк написал портрет ученого и дипломата кардинала Гвидо Бентивольо (1623, Флоренция, Палаццо Питти), одно из лучших своих произведений. Одна дама видела портреты Ван Дейка. Вернувшись в Антверпен, ван Дейк создает целую галерею портретов английской придворной аристократии. Известный фламандский живописец Антонис Ван Дейк должен был написать портрет английской королевы, внешность которой была далека от совершенства.
Антонис ван Дейк (22 марта 1599 — 9 декабря 1641) — южнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко. Еще Ван Дейк был непревзойдённым детским портретистом. Это очередной портрет, написанный Ван Дейком в 1634 году. Вообще говоря, картин, подобных «Семейному портрету», Ван Дейк написал не так уж много, но именно в них он больше, чем когда-либо, являлся самим собой.
Уже в 20-летнем возрасте Ван Дейк пишет портреты аристократов, отличающиеся невероятным мастерством. В годы пребывания в Италии ван Дейк пишет также ряд скромных, лишенных всякой парадности интимных по характеру портретов, отличающихся большой психологической выразительностью. И если Рубенс любил многофигурные композиции, то Ван Дейк больше предпочитал портреты. Антонис ван Дейк (22. 03. 1599— 9. 12. 1641)— фламандскийживописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко.
Вскоре после возвращения из Италии ван Дейк написал автопортрет, который является жемчужиной собрания Эрмитажа. Великий фламандский художник Антонис Ван Дейк прожил всего лишь 42 года, но успел войти в историю живописи благодаря созданным им картинам в жанре портрета, мифологии и религии.
Через год после смерти Ван Дейка в Англии началась гражданская война. Себастьян), Дрездене, Берлине. Ван Дейк за всю свою жизнь ничем, кроме живописи, не занимался. Уже в то время молодой художник приобретает славу прекрасного портретиста.
Этот портрет, доказывает Макс Роузес, выделяется «скромным изяществом позы, выражением спокойной душевной ясности и роскошью одежд», все эти признаки присущи, по его словам, скорее всего работам опытного Рубенса, чем молодого Ван Дейка. 21 картина, проданная на Sothebys с 2007 г. по 2016 г. Учеников у Рубенса было много. Вот так, с исключительной скоростью он работал над многими портретами. В это же время он стал писать картины совместно с Питером Паулем Рубенсом (1577-1640). Бизнес пошел вгору.
В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579 – 1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в. Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких тёмных тонов, торжественностью фона и аксессуаров (парные портреты – старого генуэзца и его жены, Картинная гал., Берлин-Далем, маркиза А. Дж. Матфей (ок. Вдовствующая испанская наместница Изабелла назначает его своим придворным живописцем. Зимой 1641года у четы Ван Дейк родилась дочь.
Годы, проведенные Ван Дейком в Англии, были наполнены огромным трудом. В 1618 году был принят в гильдию живописцев Святого Луки. Так, в декабре 2009года последний автопортрет Ван Дейка, написанный им в 1640году, всего за год до смерти, ушел на лондонских торгах аукционного дома Sothebys за 8, 3миллиона фунтов (13, 6миллиона долларов), превысив верхний эстимейт более чем в 2раза и поставив рекорд открытых продаж произведений художника. Появляются ранее чуждые мастеру аллегорические ассоциации и символические намеки. В итоге в XVIII веке английская живопись переживала бум мастеров жанра.
Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант— не сохранился 2-й— Мадрид, Прадо) «Поцелуй Иуды» (ок. 1623, Палаццо Питти, Флоренция). Он, как бы вкладывал частицу себя, своей жизни, своих сил в каждое созданное полотно. Но чем глубже «река времен топит в пропасти забвенья» имена и дела моделей, тем труднее и портретисту не потеряться в истории искусства, тогда как пейзаж или натюрморт не старятся, а, как хорошее вино, со временем обретают новые качества, пробуждая у новых и новых поколений зрителей интерес к своим авторам. Мастер портретной живописи. Это очень много, если учесть, что жизнь художника была короткой.
1620—1621, Виндзор, Королевское собрание). ВАН ДЕЙК, АНТОНИС (1599 – 1641) – знаменитый фламандский художник, мастер портрета, мифологической, религиозной картины, офорта.
К этому раннему периоду его деятельности относятся: Христос и 12 апостолов (в Дрезденской галерее), Пьяный Силен (в Брюсселе), Несение Креста (в антверпенском соборе) и несколько портретов. Что движет рукой художника, создающего шедевр. Иосиф вместе с Марией и младенцем отправились в путь. Себастьяна» (1624—1625, Мюнхен, Старая Пинакотека). Многие восхищались вандейковскими портретами Карла I, позже казненного (он погибнет на гильотине в 1649 году).
В то время как картина написана гладким слоем густой краски, а иногда корпусными мазками, так что можно проследить движение кисти (это характерно для манеры Ван Дейка), художник, чтобы выделить лицо портретируемой, пишет его технически по-иному – тонким эмалевым красочным слоем цвета слоновой кости, мягко моделируя объем нежно-розовыми и желтыми оттенками. Четыре года, проведенных в Италии, благотворно отразились на технике ван Дейка. Сам труженик, он не понимал и не любил праздности.
Больше шести лет понадобилось мастеру кисти для изучения итальянского искусства. В 1618 – 1620 создает цикл из 13 досок изображающих Христа и апостолов: Св. В последние годы жизни он был охвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ (цикл шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, завершение после смерти Рубенса больших исторических картин для испанского короля, росписи главной галереи Лувра). Симон (ок.
Количество английских портретов ван Дейка баснословно. Приятель живописца кёльнский банкир Эберхард Ябах (его портреты находятся в Эрмитаже) рассказывал, что Ван Дейк работал над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику сеанс в день, длившийся не более часа и оставляя исполнение одежды, аксессуаров, фона своим помощникам знаменитые вандейковские руки писались с восковых моделей. Однако во второй половине 1620-го Ван Дейк все же отбыл в Англию. Уних рождается дочь. О первых портретах кисти Ван Дейка исследователь писал, что в них проявилась та «своеобразная атмосфера семейственности, солидности и порядочности, которая окружала его в антверпенских домах, в частности в доме учителя, где он остался жить и после того, как сделался самостоятельным, входящим в известность мастером». Мартин и нищие» (1620—1621, 1-й вариант— Виндзорский замок, Королевское собрание 2-й вариант— Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Пушкина).
Этому, видимо и надо приписать редкое у Ван Дейка душевное волнение, так сильно сказавшееся в «Семейном портрете». Уже при отце Карла Ван Дейк прожил около 2 лет в Лондоне.
Вместе с тем автопортрет Ван Дейка — своего рода идеал творческой натуры. Прожив и проработав в Англии год, художник совершает поездку в Италию. К числу работ, в которых с особой яркостью проявился реалистический дар Ван Дейка, относится «Портрет молодой женщины с ребенком». Это характерно и для всего его искусства.
Луки. «Мой талант таков, - говорил Рубенс, - что как бы огромна ни была работа, сил моих она ни разу не превзошла». Нет, не так. И кто знает, по какому пути пошла бы английская живописная школа, если бы не ван Дейк.
Это событие широко отмечалось в американской печати. Иосиф отправился на поиски приюта, оставив Марию с ребенком под деревом. И только очень большие мастера портрета завоевали в истории искусства свое место.
Елена Гримальди, маркиза Каттанео в черном элегантном платье словно проходит перед зрителем. Сама картина оставалась собственностью Бернини и его наследников до 1803 года. В семье было двенадцать детей, Антонис был седьмым по счету. А в 18 стал сотрудничал с Питером Рубенсом. С помощью известного философа Дидро они решили продать свою ценнейшую коллекцию. Силы покидали молодого художника, чем, возможно и объяснима его ранняя смерть.
Сразу после свадьбы Рубенс написал портрет, на котором изобразил себя (заметьте – в шляпе, прикрывающей его лысину) с молодой красивой женой, сидящей у его ног. Среди этих эффектных многофигурных композиций привлекает тонким лиризмом «Отдых на пути в Египет» (1630, Мюнхен, Старая пинакотека). Предзнаменование оказалось зловещим. Врожденной чертой Ван Дейка, говорил Э. Фромантен, было изящество и «частицу своего собственного изящества» он научился передавать своим моделям.
Психея пришла просить помощи у Венеры, но та решила погубить девушку разными сложными заданиями. 63 картины, созданные с 1615 г. по 1626 г. Раздел 2. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира.
Спустя века производит впечатление костюм маркизы Бриньоле Сале (Антонис Ван Дейк, Портрет маркизы Бриньоле Сале). Как сумел молодой художник в блеске славы и счастья английского короля подметить меланхолию и печаль, о которой будут так много писать исследователи его творчества. Уже в 14 лет он писал портреты, за которые люди были готовы платить. Этот парадный портрет является блестящим образцом сочетания традиционной живописи и индивидуальности и многими искусствоведами расценивается как вершина итальянского периода ван Дейка.
Ван Дейк работал в мастерской Рубенса и многому научился именно у этого живописца. Антонис ван Дейк родился вбогатой и уважаемой семье торговца тканями. Возможно, что не больше 10 раз, а может быть и того меньше.
Он совершил две поездки в Париж. Она написана поверх светлого грунта, по старофламандской традиции. Две его дочери, увековеченные художником, умерли от горя, а королева бежала из Англии.
Сам король пережил Ван Дейка всего на несколько лет. В ранний антверпенский период Ван Дейк писал портреты зажиточных горожан, художников с женами, обогащая нидерландскую традицию XVI века изображения семейств и супружеских пар. Ведь Ван Дейк не был обделён заказами и при английском дворе.
Как известно, Евгений Богарнэ был приемным сыном Наполеона Бонапарта. В какой-то момент стало понятно, что самый добротный заказчик – монархи. Вначале он ее увидел.
Он пишет заказчиков в элегантных, непринужденных позах (которые, к слову, часто заимствует с картин Тициана), уделяет большое внимание горделивой осанке, облагораживает внешность моделей, часто вне зависимости от того, обладали ли они на самом деле этой рафинированной утонченностью, наделяет их полезными для создания заданного образа аксессуарами. Амур влюбился в Психею и решил взять ее в жены. Ван Дейк подолгу жил за границей, в 1621—27 годах — в Италии (в Генуе и Венеции) и там глубоко усвоил уроки старой итальянской живописи, особенно Тициана и Тинторетто. Известно, что Ван Дейк лично сделал лишь 16работ (в 1627 году он был вынужден срочно вернуться из Генуи домой, в Антверпен), остальные делались по его предварительным эскизам.
Более итальянский характер носят другие портреты мастера, писанные во Фландрии (или в первый период его пребывания в Англии), но и они еще дают впечатление простоты и искренности. Такая же судьба постигла и многие картины из частных собраний, конфискованных после революции (таких, как графов Строгановых, герцогов Лейхтенбергских, Кочубеев, Семенова-Тянь-Шаньского, Юсупова, Кушелева-Безбородко и др. ), а также картины из коллекции Эрмитажа. В 1633 г. он женился на дочери лорда Рутвена. Оплакивание снятого со креста Спасителя, страдание его на кресте, самоотверженность св. Он писал в основном портреты короля, членов его семьи, детей (к слову, художник одним из первых отошел от традиции писать детей в пропорциях взрослого человека, только размером поменьше), а также некоторых придворных и представителей английской знати, хотя позировать великому Ван Дейку, любимцу короля, стремилось все английское высшее общество. он работал в мастерской Рубенса.
Вплоть до последнего времени картина считалась копией. Ван Дейк принадлежит к первым портретистам истории искусства. В Генуе, Риме, Венеции, Милане художник писал портреты своих современников. Ван Дейк умер неделю спустя после рождения дочери, 9 декабря 1641 г. в Лондоне и был погребен в Соборе святого Павла. Трагическая смерть английского короля приблизила его к облику святого. Эти детали имели аллегорический смысл, связанный с культом девы Марии (роза и лилия – цветы Марии яблоко – напоминает о том, что она искупает грех Евы подсолнечник, который всегда тянется к солнцу, – намек на возвышенные помыслы богоматери куропатка – символ беспутства – улетает). Глядя наего портреты, художники Англии учились уму-разуму.
Эта робота художника появляется почти в каждой книге по фламандской живописи. Один из ранних исполненный с блестящим мастерством, подчеркнуто параден. Серию английских портретов ван Дейка в Эрмитаже следует начать с самой королевской четы. Искусство Ван Дейка стоит у истоков национальной портретной школы Англии XVIII века.
Такой настоящий король, каких не было с тех пор в истории. На одном из портретов она сидит в кресле рядом с маленьким сыном, нежным жестом касаясь его руки (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен серия офортов Иконография) раскрыть богатство духовной жизни своих современников.
Герцог практически правил страной на протяжении двадцати лет. Итальянская поездка прервала это пребывание и службу. В 1987 году директор института, где я работала, профессор Гиларий Копровский (Hilary Koprowski), один из ведущих американских ученых (первооткрыватель вакцины против полиомиелита) и ярый коллекционер, приобрел на аукционе в Лейпциге портрет Карла I работы Антониса Ван Дейка (тот самый портрет в полвеличины, о котором я упомянула выше).
Его отец, богатый негоциант, дал ему отличное воспитание. В это же время художник впервые написал детский групповой портрет. Однако в экспозиции не увидеть ни самого известного произведения этого жанра— «Ночной дозор» Рембрандта, ни работ самого известного голландского (фламандского) портретиста эпохи— сэра Антониса ван Дейка.
Через какое-то время она дарит этот портрет королю Франции. Роскошный и великолепный наряд способен придать любой женщине подлинное величие. А люди того времени, рядовые жители этой страны.
1617—1618, Антверпен, Синт-Паулускерк) «Св. Между тем славе художника это не мешало: 18октября 1634 года гильдия св.
1618—1620, 1-й вариант— Мадрид, Прадо 2-й— Минеаполис, Институт искусств) «Несение креста» (ок. По-видимому, это был тот самый «солнечный удар».
За свою жизнь он написал сотни портретов людей. Ван Дейк создает блестящие портреты, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины, в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами изображены в полный рост на фоне пурпурных гравирований и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов (Маркиза Улена Гримальди, Паола Адорно, маркиза Бринеле Салли, Паола Адорно с сыном, Конный портрет Антонио Джулио Бринеле Салли, Маркиза Бальбиани, Семейство Ломеллини, Старый сенатор). В 1615 году Ван Дейк уже имел собственную мастерскую.
Сейчас трудно определить сколько раз между 1632 и 1641 гг. Как сумел легким касанием кисти проникнуть в самые тайны чужого бытия.
Жизнь Ван Дейка в Лондоне почти также роскошна, как и у его вельможных заказчиков. Бриньоле верхом на коне, маркизы Дураццо, портреты неизвестных лиц в дворцах Бальби, Дориа (в Риме), Каттанео (в Генуе), портрет принца Савойского втуринской Пинакотеке и на несколько портретов, находящихся ныне в Брюсселе, Вене, Лондоне, Париже, Дрездене и Мюнхене. На створках этого алтаря ангел, возвещающий деве Марии, что она родит Спасителя, предстал перед ними в уютной и чистой горнице, совсем как в их нарядных домиках в том же Генте или в Брюгге и евангельская легенда именуемая Благовещением, раскрылась им в ее самом простом, понятном смысле, как благая весть, приносящая в дом надежду и радость.
Антонис ван Дейк (22. 03. 1599, Антверпен — 9. 12. 1641, Лондон) — знаменитый фламандский портретист и исторический художник, сын живописца на стекле Франса ван Дейка, родился в Антверпене 22 марта 1599 г. Поступив в 1609 г. учеником в мастерскую Гендрика ван Балена, он, 19-ти лет от роду, он сделался настолько искусен, что был принят в качестве мастера в антверпенскую гильдию св. А. С. Пушкина открыта выставка «Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея», на которой экспонируются 10крупноформатных групповых портретов второй половины XVI — конца XVII века, отражающие все основные стилистические и хронологические стадии развития голландской портретной живописи. Его отец был богатым купцом и потому художник с детства тяготел к роскоши и богатству. Особенно часто позировала ему супруга короля, Генриетта Мария.
Над ее головой мальчик-негритенок держит красный зонтик (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусства). В это же время от работы в мастерской его все чаще стали отвлекать заказы на портреты. Написана в Лондоне. Сюжет для картины взят из «Метаморфоз» Апулея. Третий результат Ван Дейка— 2, 85 миллиона долларов за «Погрудное изображение апостола Петра» на Sothebys в 2002 году. 1623 г., Флоренция, галерея Питти) исполненного чувства достоинства. Ав16 лет открыл свою мастерскую.
Свои портреты заказывают у него членызнатных семейств, духовенства. По его завещанию он был похоронен в лондонском соборе Святого Павла. 70 картин, созданных с 1627 г. по 1641 гРаздел 3. Недаром его так ценили в XVIII веке — он был предтечей, угадавшим его изощренность. Написанные художником дети – это принц Чарльз (впоследствии король Карл II), родившийся в 1630 году, принцесса Мери, родившаяся в 1631 году и принц Яков (будущий король Яков II), родившийся в 1633 году. 1623, Эрмитаж, Ленинград).
За это время он успел посетить Геную (где пробыл большую часть времени), Рим, Венецию, Милан, Мантую, Палермо, Турин, Болонью и Флоренцию, внимательно изучая и копируя работы итальянских мастеров в свой альбом набросков. Это уже Карл времени вечного лукавства, путаной политики, прозревший неизбежное будущее и боровшийся против судьбы самыми негодными и непоследовательными средствами. Из обеспеченной еврейской семьи, выпускница ГИТИСА, кандидат наук, критик-театровед и писательница, а еще жена и мать маленького симпатичного Ленички – вот ее статус на момент встречи с Вознесенским. Вдумчивый, слегка грустный взгляд отца семейства и доброжелательный — его молодой миловидной жены устремлены на зрителя. Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (изначально планировалось 16портретов), государственные деятели и философы (12портретов), художники и коллекционеры (52портрета). За это время он создал свыше четырехсот полотен, в том числе 35 портретов короля Карла (Портрет Карла верхом, Карл на охоте, Карл в трех ракурсах), 20 портретов королевы Генриетты-Марии и их детей.
Вместе с этими работами были проданы: «Святое семейство» Рафаэля «Юдифь» Джорджоне, ранее приписываемая Рафаэлю восемь работ Рембрандта, включая «Данаю» и «Святое семейство» (авторство которых теперь ставят под сомнение) и многие другие художественные жемчужины. Это в полной мере отразилось на его живописи. Ван Дейк завсю свою жизнь ничем, кроме живописи, незанимался. Вот таким образом на его долю выпал большой и быстрый успех, слава его гремела повсюду, европейская знать добивалась, как чести, возможности позировать ему, а последние годы жизни он провел в звании придворного живописца короля английского Карла Стюарта.
Икто знает, покакому пути пошлабы английская живописная школа, еслибы неван Дейк. Чувство меры, гармонии, такта и вкуса было развито у него в гениальной степени. Видно, что его безымянные друзья по-человечески близки и понятны ему. В 1930 году портрет Изабеллы Брандт и Сюзанны Фурман с дочерью, наряду с такими картинами, как «Мадонна Альба» Рафаэля, «Венера перед зеркалом» Тициана и другие шедевры, были проданы советским правительством Эндрю Меллону.
Работая в его мастерской, Антонис начал выполнять заказы совместно с мастером, а иногда и самостоятельно. «Семейный портрет» из Эрмитажа (1621) с компактной композицией, нарядным сочетанием черных, белых, красных и золотистых тонов принадлежит к числу самых известных.
Ушли за границу произведения таких мастеров, как Рембрандт, Рубенс, Ван Дейк, Тьеполо, Тициан, Терборх, Ватто, Пуссен (его известная картина «Пробуждение Венеры» находится сейчас в филадельфийском Музее Изобразительных Искусств) и многие другие. Может быть, с каждым творением уходили силы творца. Антонис Ван Дейк родился в зажиточной семье антверпенского купца (в современной Бельгии).
Карл I, тонкий ценитель искусства, назначает его главным королевским художником, дарует ему дворянское достоинство и золотую цепь рыцаря. В 1626–1633 годах он создал одну из самых масштабных своих серий— «Иконографию»— сборник портретов выдающихся современников, выполненных в технике офорта. Его работы отмечены строгой простотой, сердечностью, духовной близостью. Полагая главным в искусстве (и кстати, в своем творчестве тоже) масштабные алтарные полотна, Ван Дейк тогда не считал себя портретистом, хотя именно в этом качестве обрел известность, стал получать самостоятельные заказы и даже совершил первую поездку за пределы своей страны. Такого рода декоративные детали более свободно представлены в поколенном портрете Франса Снейдерса (Нью-Йорк, Коллекция Фрик) известного фламандского живописца, работавшего с Рубенсом. Ван Дейк запечатлел сложный, не лишенный противоречий образ. Этот сенсационный результат остается непревзойденным и по сей день.
Большой признательности заслуживает издание ван Дейком сборника гравированных портретов своих знаменитых современников, часть которых исполнена им самим (Антверпен 1636 г. ). Как сумел он предвосхитить будущую драму. Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в большой семье (он был 7-м из 12 детей) успешного антверпенского торговца тканями Франса ван Дейка и его жены Марии Кайперс (Купере).
И в то же время король с головы до ног. Неимоверный, непосильный труд, забирающий физическую и творческую энергию. Работа эта меня увлекла.
Карл I позировал Ван Дейку. Эти картины имеют также большую иконографическую ценность, являясь как бы «историей в лицах». Почти каждый портрет существует в нескольких экземплярах. Интересно, что, хотя авторство «Иконографии» неоспоримо принадлежит Ван Дейку, сегодня никто не может утверждать наверняка, к каким именно из этих работ приложил свою руку художник, а какие были выполнены кем-то из последователей Ван Дейка для пополнения серии.
С 1615 г. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов». Что год назад (когда составлялся рейтинг), что сейчас мы склонны думать, что это разовый сбой, причем случившийся не в 2012-м, как могло бы показаться, а именно в 2008-м, на волне всеобщего ажиотажа на арт-рынке, когда был показан не один малопонятный пиковый результат. Многие критики считают картину лучшим детским портретом ван Дейка. В 1649 ему отрубили венценосную голову. Для чего ему это было нужно.
Родился 22 марта 1599 года в Антверпене. От четырехлетнего путешествия потомкам остался Итальянский альбом Ван Дейка. Впрочем, задолго до того, чтобы стать общей, метаморфоза самого духа фламандской живописи обозначилась сначала в лучшем из лучших учеников Рубенса, в Антонисе ван Дейке (1599 — 1641). Портрет королевских детей ван Дейк написал для их матери Генриетты Марии.
На многих портретах это своеобразное разделение труда видно невооруженным глазом. А в 16 лет открыл свою мастерскую. По заказу короля и королевы многие их портреты были повторены по несколько раз. Ван Дейк также известен и как придворный художник.
Во время одного из своих путешествий на материк (после смерти Рубенса в 1640-м году Ван Дейк на некоторое время приезжал в Антверпен, затем съездил в Париж, где хотел получить заказ на оформление Большой галереи Лувра и т. д. ) он сильно заболел и 9декабря 1641года (через 8 дней после рождения дочери) умер в своем доме в Лондоне. Мягкой и восприимчивой натуре Ван Дейка Рубенс наверняка импонировал мужественностью своих проявлений как в живописи, так и в жизни. Но групповой портрет построен на противопоставлении: простой буржуа, добившийся высокого дворянского титула (Эндимион Портер) изображён как простоватый человек, на лице которого не прослеживаются черты врождённого благородства. Себя же художник изобразил в непринуждённой изящной позе, в трёхчетвертном повороте, позволяющем увидеть красивую форму головы, тонкие черты лица. Но ван Дейк отдал должное и приятельским отношениям: их левые руки символически лежат на камне. 1620, Лондон, Картинная галерея Далвичского колледжа) вдохновлена величественной композицией Рубенса на ту же тему.
Уже в 14 лет Антонис пишет свой первый шедевр — портрет старика, а в 16 лет у него имелась собственная мастерская, в которой он с другими молодыми художниками пишет серию работ «Головы апостолов». На шее – три нитки ожерелья. Мать будущего художника увлекалась вышивкой и вышивала даже масштабные исторические сцены с «таким поразительным умением, что мастера этой профессии считали их шедеврами». В том числе 21 картина, проданная на аукционах Sothebys с 2007 г. по 2016 г. Раздел 1. К числу его лучших сюжетных композиций принадлежит эрмитажная «Мадонна с куропатками». На ней роскошное одеяние – кружева, бархат, атлас. К сожалению, художнику так и не удалось в полной мере насладиться семейной жизнью, достатком (он был богаче многих своих утонченно-аристократических моделей) и даже радостями отцовства.
Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Петра, ок. Так что у Питера Пауля Рубенса вполне мог быть сводный брат или сестра из венценосной фамилии. Лучшие исторические картины ван Дейка относятся ко времени, следовавшему за возвращением его из Италии, таковы: Самсон и Далила (в Вене), Сусанна в купальне (в Мюнхене) большие картины на религиозные сюжеты в церквах Куртре, Мехельна, Дендермонде, Генте несколько распятий (лучшие в Антверпене и Лилле, Вене, Мюнхене) Пьета (в Антверпене) Святые семейства в Мюнхене, Париже, Петербурге, Вене сцены из жития святых в Мадриде, Вене, Брюсселе, Мюнхене, Петербурге (Св.
Внутреннее оживление, душевный подъем угадываются в образе прелестной юной маркизы Бальби (1622—1623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Об Антонисе Ван Дейке написано более 160 книг и огромное количество статей. Вот что он пишет в своем классическом труде «Великие мастера датской и фламандской живописи»: «Портрет молодой женщины с дочерью ( 635), приписываемый Рубенсу, предположительно портрет Сюзанны Фурман с дочерью Катериной написаны мастерски и с большим очарованием Так же, как и известный портрет Изабеллы Брандт на фоне триумфальной арки дворца Рубенса, мне кажется шедевром исполненным учеником, а не учителем. 1617-18, Музей изящных искусств, Гент). В возрасте тридцати лет Изабелла Брандт умирает от туберкулеза, оставив Рубенса с тремя детьми.
Однако настоящим его призванием стало искусство портрета. Более сдержанна и жизненно убедительна картина Святой Мартин и нищий (ок. Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен серия офортов "Иконография") раскрыть богатство духовной жизни своих современников. Затем картина становится достоянием Лувра. Сцене, где изображены мадонна с младенцем, св.
Называют и много других художников, так или иначе повлиявших на него. В последний период своего творчества Ван Дейк завершил великолепный портрет Карла I «Король на охоте», который сейчас находится в Лувре и приравнивается к мировым шедеврам.
Но на этом история этих двух портретов не заканчивается. По мнению Боде, эти два портрета могли принадлежать только кисти Ван Дейка. Ван Дейк подобной участи избежал. Витоге вXVIII веке английская живопись переживала бум мастеров жанра. музей, Вадуц).
По словам Роже де Пиля, французского теоретика искусства и младшего современника Ван Дейка, тот «создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». Но с этой работой связана очень интересная история. Король стоит в изящно небрежной позе, рядом слуга держит породистого коня (1635, Париж, Лувр). Антонис ван Дейк (1599-1641) родился в семье состоятельного торговца тканями Франса ван Дейка.
1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В то же время, с помощью уникальной техники исполнения работ, он доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором главную роль играют осанка и жест человека (Портрет кардинала Г. Бентиволе). Чувственно-осязателен женский образ, дети играющие в «золотые ворота», грациозны и изящны мягкость и притушенность колорита картины хорошо передают атмосферу и освещение наступающего вечера. Антонис с детства тяготел к рисованию и вот таким образом уже в десятилетнем возрасте его отдали на обучение к известному художнику Хендрику ван Балену (1575-1632), который также вошёл в историю как величайший мастер религиозных и мифологических сюжетов. Увидел – и начал завоевывать. Была ли судьба так милостива к нему, как пишут об этом исследователи его творчества. Что было причиной его смерти. Тщательная передача костюмов, сдержанного набора аксессуаров сочетаются с широтой свободного письма, утонченностью и благородством живописных решений.
Изображение рук на портрете Изабеллы Брандт, утверждает дальше Роузес, выполнены кистью «свободной и смелой», что говорит об уже зрелом таланте художника, каким Ван Дейк, по его мнению, в то время еще не был. Ван Дейк Антонис (van Dyck), фламандский художник. А она не завоевывалась. В шестнадцатилетнем возрасте юноша уже имел свою мастерскую. Он был седьмым из двенадцати детей.
Он пишет множество портретов короля, королевы Генриетты Марии, королевских детей. В коллекции, наряду с интересующим нас портретом Изабеллы Брандт, находились такие шедевры, как автопортрет Ван Дейка (идентичный его портрету, хранящемуся в музее Метрополитен в Нью-Йорке) и еще пять портретов, выполненных Ван Дейком в разные периоды его жизни. Бизнес пошел в гору. Этому воспротивилась его мать Венера.
Изображение изящного непринужденного жеста холеных рук с длинными пальцами украшает многие портреты Ван Дейка. Иосиф и фигурки младенцев, развлекающих Христа, он придает несколько театральный характер. Но история этих двух злополучных портретов на этом не заканчивается.
Годом позже на том же Sothebys работа «Два этюда мужчины с бородой» была продана за 7250500долларов, также выше верхнего эстимейта в 5–7миллионов долларов. Вместе с тем Ван Дейк придает сцене интимность и теплоту. Приведу такой интересный факт.
Рубенс боготворил свою юную жену. Ван Дейк – не только портретист. А летом того же года в лондонской компании Philip Mould Fine Paintings на выставке «Обретенный Ван Дейк» экспонировалось сразу три портрета кисти Ван Дейка, ранее считавшиеся произведениями либо «неизвестного автора XVII века», либо последователя художника. Множество его картин на религиозные и мифологические сюжеты имели незаурядный спрос у церковных и светских заказчиков. Снейдерс находится на террасе с пышным пурпурным занавесом и пейзажем на дальнем плане. Так, в своем портрете леди Дигби олицетворяет Благоразумие (Виндзор, Королевское собрание).
Влияние Рубенса наложило отпечаток на многие более поздние картины ван Дейка. В пейзаже Гентского алтаря ботаники различают десятки пород деревьев, трав, плодов и цветов, порой самых диковинных, экзотических (ведь то было время, когда человек впервые приступил к познанию Вселенной, во всех ее широтах и меридианах), порой самых обыденных, знакомых здесь каждому с детства. Палаццо Россо, Генуя портрет дамы с девочкой, Музей старинного искусства, Брюссель). Ван Дейк написал двадцать портретов английской королевы. А. С. 1618, Лондон, частное собрание).
Это был период наивысшего творческого расцвета художника. Особенно подробно эта тема освещена в интереснейшей книге Роберта Вильямса «Русское искусство и американские деньги» (Russian Art and American Money).
Сегодня его работы (в основном портреты, но не исключительно) находятся в постоянной экспозиции крупнейших музейных собраний мира— от Государственного Эрмитажа до нью-йоркского Метрополитена. Спокойная репрезентативная композиция с величественно восседающей в торжественной позе дамой (как полагали, Балтазариной ван Линник – родственницей бургомистра Антверпена Рококса, портрет которого находится рядом) производит удивительно живое впечатление. Поездка вышла на редкость удачной— с конца 1620до начала 1621 года, когда он вернулся на материк, Ван Дейк успел поработать для Хауэрда, многих представителей английской знати (в том числе герцога Букингемского) и даже для короля Якова I, купившего в свою коллекцию одну из его картин. Профессор попросил меня помочь ему узнать историю этой картины. Антонис ван Дейк – великий фламандский (нидерландский) художник.
Маркиза Паоло Адорно трижды позировала художнику. Психея была третьей дочерью в семье смертных людей. На автопортрете молодого Ван Дейка (конец 1620-х — начало 1630-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) знаменитый художник Фландрии привлекателен изящен, кажется элегантным аристократом. В целом в Италии Ван Дейк написал свыше ста полотен.
Современники даже отмечали, что и самостоятельные картины Ван Дейка ничем не уступали полотнам Рубенса, разве что стоили на заре карьеры молодого художника значительно дешевле. К ранним его работам относится Автопортрет (ок.
Интересен тройной портрет изображающий короля в профиль справа, в три четверти и в фас (1637, Виндзор, Королевское собрание). Хороший человек и благожелательный политик, но декадент с головы до ног. Столь блестяще начатый путь закончился для Ван Дейка драматично. В конце 1920-х Ван Дейк начинает предпочитать парадный ростовой или поколенный портрет всем остальным портретным жанрам (до Италии он писал в основном погрудные, поясные и часто камерные портреты). После смерти мужа (Максимилиан умер в возрасте 35 лет) Мария Николаевна вышла замуж за графа Строганова и уехала в Италию.
В эти дни в ГМИИ им. В 1750 году, после смерти маркиза, коллекция была разделена на три части. Историки назвали его вундеркиндом – художником от природы. Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, – портрет 70-летнего старика. Дерево наклонилось, чтобы создать больше тени.
В тот же период ван Дейк создает цикл произведений изображающих Христа и апостолов. Но и здесь подчёркнуто благородство художника – на его кисть надета перчатка. Ван Дейк— один из них. Это мгновение и запечатлел Ван Дейк.
Как стало теперь известно, в начале двадцатых годов, новоиспеченное Советское правительство, заботясь о благополучии России, усиленно продавало произведения искусства за границу для сбора денег на выполнение «пятилеток». К тридцатым годам ван Дейк становится известным и модным художником — портретистом. Получил блестящее образование. Уже в14 лет онписал портреты, закоторые люди были готовы платить. С 1618 по 1620 гг.
1615- 1617, Музей старинного искусства, Брюссель Юпитер и Антиопа, ок. «Портрет девочки с веером», «Этюд головы старика» и «Портрет Оливии Портер» вновь обрели автора благодаря стараниям британского специалиста по живописи Старых Мастеров Филипа Маулда известного своими открытиями в области атрибуции произведений изобразительного искусства. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Гал. Вероятно, в 2008-м покупатель просто сильно увлекся. Глядя на его портреты, художники Англии учились уму-разуму.
Портрет— жанр особенный. И каждую отличала та самая живость, непосредственность, свойственная кисти ван Дейка. Там он работал над портретом вице-короля (1624), а также выполнил большую алтарную картину «Заступничество Святой Розалии за Палермо во время чумы» для палермской церкви Ораторио дель Розарио (1624–1627)— самую крупную свою работу религиозной тематики в итальянский период. Красивая в своем не очень молодом возрасте, стильно одетая, очень уверенная в себе.
Людовик XIV рядом с Карлом кажется лишь актером играющим роль. Еще Рубенс был в полном блеске и никто не думал о новых веяниях, когда ван Дейк, до тех пор покорный его ученик, уехал в Италию и стал там, в Генуе, писать портреты, в которых неожиданно проявилась черта, дотоле незнакомая Фландрии: самая подлинная grandezza — в связи с какой-то нежной меланхолией, пришедшейся по вкусу аристократам, желавшим казаться пресыщенными и усталыми. Характерно для него то, что треть жизни он провел вне Фландрии и то, что он кончил жизнь в качестве придворного английского короля, самого утонченного, но и самого жалкого из государей XVII века. В подарок ей он покупает огромный дорогой дом в одном из самых богатых районов города.
Одна часть была продана на аукционе. Ван Дейк будто сгорал в собственном огне. Мария Николаевна, в свою очередь, стала президентом Российской Академии Художеств и активной собирательницей произведений искусства (в отличие от своего отца, Николая I).
Писал он также картины на религиозные и мифологические сюжеты (Распятие св. Одно из них – принести стеклянную шкатулку из подземного царства. Идеализация заметно коснулась женских портретов и в первую очередь образа Генриетты Марии. Ван Дейк добавляет героям своих картин, более утонченный вид. Чтобы верно передать их, художник, как правило использует все доступные ему средства: в таких портретах нет ничего случайного или лишнего имеет значение всё— от позы модели и наклона ее головы до освещения, фона, аксессуаров и предметов интерьера— словом, целая наука.
В марте 2011года в Испании реставраторы подтвердили, что кисти Ван Дейка принадлежит картина «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», написанная в 1625году для испанского герцога Медины-де-лас-Торрес и последние 200 лет хранившаяся в Королевской академии изящных искусств. Это одна из последних работ художника. Именно таким баловнем судьбы мы видим его на автопортрете: усталое выражение нарочито придано этому розовощекому лицу фламандца, в натуре подчеркнуты черты женственности. Роозес отмечает сходство манеры письма молодого Ван Дейка и Рубенса. С конца 1621 Ван Дейк жил в Италии (главным образом в Генуе), где выработал характерный для себя тип парадного аристократического портрета, в котором важную роль играют поза, осанка, взгляд и жест человека (портрет кардинала Г. Бентивольо, около 1623, Палаццо Питти, Флоренция). В январе 2012 года картина была вновь выставлена на торги.
С юных лет ван Дейк обращался к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616, Гос. Ван Дейк создал около 900 живописных полотен. Вкакой-то момент стало понятно, что самый добротный заказчик— монархи. В те, времена в Генуе, как и в Венеции избирали главу города-государства – дожа.
1622, Музей старинного искусства, Брюссель мужской портрет, ок. Формально на 3-м месте в списке самых дорогих работ должна была бы стоять картина «Вздыбившийся жеребец», в 2008 году проданная на Christies более чем за 6миллионов долларов, втрое выше эстимейта. Юный художник смотрит через правое плечо, взгляд его прямой и решительный. Известно, что Франс ван Дейк в молодости занимался искусством (гильдия живописцев была одной из самых уважаемых в Антверпене), а к моменту рождения Антониса поддерживал дружеские отношения со многими голландскими мастерами.
Чести позировать Ван Дейку добивается все высшее общество. Его полутона переходят из серого в зеленоватый».
Мастер ценил этот живой контакт между зрителем и моделью и часто его использовал. Заказать собственный портрет могли только очень титулованные и знатные особы, обладающие огромным влиянием, вот таким образом художник имел полное право не обращать внимания на подобные происки недоброжелателей. Парадный портрет имеет особые функции: он не ставит целью отобразить личность модели (вообще, эмоциональная составляющая начнет интересовать художников гораздо позже— ближе к XIX веку), прежде всего такой портрет призван показать социальный статус человека и его роль в обществе.
1618, Лондон, частное собрание), Св. В Англию он вернулся тяжело больным. В 1618 году 19-летний Антонис вступил в Гильдию живописцев св.
Прижизненная популярность и слава Ван Дейка продолжилась и в следующих поколениях. В конце 1620 – начале 1621 работал при дворе английского короля Якова I. В этот период (Семейный портрет, 1621, ГЭ) определились стремление Ван Дейка к интимности и одухотворённости образов, внимание к особенностям эмоционального и интеллектуального склада человека. По словам известного исследователя Э. Гомбриха, король «является таким, каким он хотел жить в истории: образ непревзойденной элегантности, неоспоримого авторитета и высшей культуры, покровителя искусства, защитника божественного права королевской власти». Вторично он был приглашен в 1632 году и с тех пор он почти постоянно оставался при короле (в 1634 году он жил в Антверпене), женился в Англии на благородной девице Рётвен, был возведен в рыцарское достоинство, сделался своим человеком в высшем обществе и переписал почти без исключения всех видных политических деятелей и весь двор Англии. Преодолев длинный переход, святое семейство остановилось на отдых.
Свиту составляют любимцы: миловидный карлик и сидящая на его плече обезьянка (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусства). В портрете красавицы Марии Луизы де Тассис (между 1627 —1632 гг., Вена, галерея Лихтенштейн), лицо которой оживлено лукавым выражением, пышный наряд акцентирует изящество и внутреннюю грацию молодой женщины. Антонис ван Дейк – наиболее знаменитый из всех учеников Рубенса. В 1632 году по приглашению короля Карла I Ван Дейк едет в Англию и становится главным живописцем на службе Их величества, получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря.