Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. «Похищение Европы» (1632 год. Москва. Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. «Мартен Лоотен» (1632 год.
Рембрандт ван Рийн (1606-1669), сын мельника, приехал 25-летним молодым человеком в Амстердам, экономический центр своей страны. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Дом-музей Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства7. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. «Жертвоприношение Авраама» (1635 год.
Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Сначала — воспоминание, потом — удивление и потом — горький приговор этим воспоминаниям. Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками. «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год.
В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году.
Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Трое его детей умерли ещё во младенчестве.
Написана она была в последние годы жизни мастера. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему. В 1656 г. он заявил о своем банкротстве.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Париж. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7.
Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень».
В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Это ступени одного и того же скорбного пути. Нищий и больной сын возвращается к отцу и тот радостно приветствует его, чем вызывает гнев со стороны второго сына, проведшего всю свою жизнь в трудах. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. Более поздняя версия этой композиции из Мюнхена— пример того, как качественно копировали картины Рембрандта его подмастерья8. Лондон.
Берлин. Это все термины самого Леонардо. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Реставрация картины длилась 12 лет. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника.
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Эрмитаж).
Санкт-Петербург. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными.
Картинная галерея). Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6.
Картина «Ночной дозор» (1642 год. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Дрезден. Лондон.
Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии».
Государственный музей Амстердама. «Возвращение блудного сына» (1666 год. Эрмитаж) драматична по своему сюжету. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров.
Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии. "Флора" из Эрмитажа – юная Саския, еще почти девочка, которая стесняется своего пышного наряда. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила.
Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане. сохранилось мало.
И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Для Рембрандта это было ещё одним ударом. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу.
Рембрандт смог передать посредством мимики и жестов мысли и чувства лектора и его учеников. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. С наибольшей степенью выразительности передать эмоции, переживаемые персонажами – вот, что хочет Рембрандт. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере.
С позиции же зрителя герои картины сгруппированы в форме пирамиды, что также является инновацией жанра. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв.
Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. Одной рукой она опирается на посох из виноградной лозы, второй держит ворох рассыпающихся цветов.
Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Самая известная из картин Рембрандта. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Точная дата написания картины не установлена, но считается, что это одна из последних работ Рембрандта. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год.
Эти гравюры стремительно распродавались. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже.
Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени. Он не обращен на зрителя в суетном желании остановить его, забрать его внимание целиком. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни.
Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. Амстердам. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16.
Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один. Валтасар главенствует над группой, на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, ведь надпись предсказывает поражение в битве с персидским царем Дарием. Разные случайности при оттисках на бумаге, «фокусы» веществ для травки углублений – все это дополнительные средства выразительности, которые ценят художники, работающие в этом жанре. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал.
Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий.
Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Сын повёрнут к нам спиной. На картине изображено более двадцати фигур. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении.
Одежда на них нарядная и экзотичная. Вместо великолепных, атлетически сложенных, гибких в своих движениях героев Рубенса – нескладные фигурки простых людей, суровых в охватившем их горе. Здесь большую роль играет пейзаж. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Свой особняк на берегу недавно вырытого канала он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства. Санкт-Петербург. Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет.
Но для нас важно другое. Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. Отчетливо прослеживается влияние караваджистов. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек.
Композиция картины по-шекспировски динамична. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. По-видимому, это эскизная работа. Менее удачными считаются его портреты в полный рост.
Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Лондон.
Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов. Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита. Лос-Анджелес. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Ее самым выдающимся представителем был Рембрандт (Rembrandt Harmensz van Rijn). Украсив ее белую круглую шею ожерельями, он обвивал широкой цепью золотые душистые волосы Саскии, так что ее головка, еще более прелестная, чем всегда, начинала клониться под тяжестью сверкающего груза.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Неровный свет идёт как бы от души человека. почти не сохранилось. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство).
Рембрандт в основном изображал торговцев с супругами, отдавая предпочтение мужскому портрету. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Характерные черты света дают представление о гармоничном соотношении между количеством, направлением и интенсивностью освещения.
Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой.
Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год. Участок с максимальной остротой зрения в человеческом глазу – так называемое желтое пятно. Встал и пошел к отцу своему. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Мы не знаем, что выражает его лицо.
Новых заказов почти не появляется. Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона. Но их усилия оказались тщетными.
Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма.
На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год.
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Тематика его офортов очень широка.
Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен.
На холсте появились посторонние лица. В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1. Ранний период развития мастера стоит под знаком глубоких личных переживаний. На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот. Их лица озарены внутренним светом.
Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год.
Офорт – такая техника гравюры, при которой на металлической «доске» (позднее на медной) иглой рисуют картину, после чего углубления усиливают с помощью травления кислотами, потом наполняют краской и создают отпечаток на мокрой бумаге. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Краска немедленно начала пузыриться. Влияние искусства Рембрандта было громадным.
Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Павлин на столе – символ богатства.
В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Его клиенты – влиятельные и богатые голландцы, коллекционеры и члены королевской семьи всей Европы, в том числе и король Англии Карл I. Среди десятков автопортретов данный отличается своей величественностью, монументальностью. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине).
Усыпив Самсона "на коленях своих", она остригла его и призвала филистимлян, которые схватили его, выкололи ему глаза, сковали цепями и бросили в темницу, где он должен был вертеть жернова. В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.
Государственный музей Амстердама. Рейксмюсеум). Заказчики отказались принять эту картину. Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось.
Возможно, лучший из портретов Рембрандта. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Заказов становилось все меньше. Существуют также версии о том, что мужчина в красной накидке – Вечный Жид (евангельский персонаж, отказавший привязанному к кресту Спасителю в просьбе облокотиться на его дом по дороге на Голгофу и наказанный за это вечным скитанием до самого второго пришествия).
Когда Самсона привели на филистимское торжество, чтобы он позабавил народ, Самсон со словами "умри, душа моя, вместе с филистимлянами", обхватил руками два опорных столба, вырвал их – и громадный дом, полный мужчин и женщин, рухнул, похоронив под своими обломками всех участников торжества. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Тот, как известно, написал старуху с морщинистым лицом и ее образ так развеселил его, что он смеялся не переставая, пока не умер. И вновь на полотне виден духовный образ, художник запечатлевает на нём всю жизнь человека. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей.
Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Оставшись с ней наедине, он жадными пальцами ощупывал ее фигуру, расстегивал платье и смотрел на Саскию таким дерзким взглядом, что она смущалась и краснела, но все же отвечала ему улыбкой. Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Все показанные на картине офицеры размещены в соответствии с уплаченным ими Рембрандту гонораром.
Отчасти оба тянулись за Рубенсом, который слыл тогда лучшим художником всей Европы8 иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса иногда дело было ровно наоборот8. Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д. ) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций. Свет то вспыхивает, то угасает, как бы наслаиваясь один на другой. Картина запечатлела тот момент жизни, когда ее создателя охватывало чувство радости жизни, любви.
Ниваа. И мы начинаем всматриваться в эти старческие черты лица. Краски лежат на холсте густыми мазками. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего.
Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год.
Особое место в творчестве Рембрандта занимает автопортрет. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год. И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен.
«Переход от резких к расплывчатым контурам известный в живописи как прием «потерянных и найденных контуров» шаг за шагом, словно повествование, ведет глаз зрителя по портрету. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов.
В них можно проследить почти все периоды творчества художника. Но позже, видимо, понял, что эта белая полоска здесь не нужна, она обрамляет и осветляет нелёгкую жизнь этого человека, белый воротничок контрастировал с цветом лица и тогда мастер закрасил его, оставив лишь узкую полоску. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников.
Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. Нью-Йорк. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас.
У всех портретов Рембрандта этого времени особенный взгляд. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля.
Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Почти так же, как белая повязка на ее голове, бледно ее омертвевшее от страдания изможденное лицо, сомкнуты веки, бессильно поникла ослабевшая кисть тянущейся к сыну правой руки. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц.
Роттердам. «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника.
Смерть Рембрандта была очень печальной. Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир.
По-видимому, он стоит на пороге смерти. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. «Портрет старика».
1669 год. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. Он был в моде. Лос Анджелес.
Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. Люди изображенные на картине, не расположены прямыми рядами, а собраны в форме полумесяца, окружая хирургический стол (если представить вид сверху). В это время он создает большое количество этюдов с выразительной мимикой и эмоциями, а также автопортреты изображая себя в замысловатых позах и роскошных одеяниях. На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей.
Лицо пожилого мужчины почти закрыто. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Получается, что естественная картина, видимая глазом – это четкая деталь на фоне расплывчатого окружения. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту.
Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах.
Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Это самая известная картина Рембрандта. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче.
В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Кассель. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны.
Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама. Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо.
Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Базель.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.
На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью. Молодая служанка Хендрикье Стоффелоказалась очень достойной девушкой и её очень полюбил сын Рембрандта и Саскии Титус. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус.
Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Картина построена на игре освещенных и затенённых зон.
Художник пишет ряд больших картин с крупными фигурами, полными драматического напряжения, патетически повествующими о конфликтах могучих стихийных сил. Фон черноват паркет – серый. Царственно протянутая к нам правая рука оказывается в темной, но прозрачной тени на ярко освещенный, зеленоватый шелк юбки падает четкая, как бы колышущаяся тень от цветов, которые она держит в левой руке. Популярность автора начинает падать.
Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. Санкт-Петербург. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
«Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс.
Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. На рисунке показано движение взгляда при рассматривании автопортрета художника. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627).
Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Амстердам. Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее).
В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Государственные музеи. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Эдинбург. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз.
В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. «Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год. Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6.
А что же случилось с Гертье Диркс. Здесь видны особенности обоих стилей. Открытый взгляд персонажей, приглашающий разделить веселье с ними, обращен к зрителям. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан.
Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Центральная группа изображена с абсолютной законченностью, в детальной манере, от которой в 40-е годы Рембрандт постепенно отходит. Вещие слова сказаны.
ГМИИ им. В портрете «Флора» (1634 год. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход.
В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Становятся понятными слова, приписываемые Рембрандту: "И на самых ничтожных вещах можно научиться осуществлять основные правила, которые окажутся пригодными для самого возвышенного". Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии.
В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны. Картины Рембрандта, новаторские для своего времени, продолжают привлекать к себе внимание. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. «Ян Сикс» (1654 год.
Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю. Контур торжественной фигуры Христа, немного сдвинутый влево от вертикальной оси офорта, как бы повторяет очертание арочной формы изображения в целом. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. Картинная галерея).
Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10.
Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Санкт-Петербург. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей.
Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Стол накрыт.
Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов.
Он с удовольствием углубляется в детали костюма и аксессуаров, то есть добавочных принадлежностей или украшений и костюм и украшения написаны, может быть, даже более внимательно и, уж во всяком случае, более старательно, чем лицо. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Внутри него зарезвились и закувыркались веселые голенькие крылатые младенцы-ангелочки, фигурки которых оказались все пронизанными тем же мистическим светом. Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля.
Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников. "Флора" из Национальной галереи в Лондоне старше ее всего на год, однако это уже сознающая свою силу молодая женщина, которая легко и свободно исполняет роль богини. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Отороченные мехом шляпа и кафтан кажутся восточно-европейскими, но, возможно, это просто очередной экскурс в театрализованную маскарадность.
Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. Утрехт.
В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Пышная красно-золотая декорация своим блеском напоминает дворец в стиле барокко, хотя в действительности изображен иерусалимский храм. К 1634 году Рембрандт уже написал несколько автопортретов, а предстояло создать много больше. Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи. Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год.
С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. На каждую картину отводилось по 5 секунд. Остальной частью зрительного поля мы видим мир довольно расплывчато, но этого не замечаем.
Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение. Вместе с глазом постоянно перемещается и желтое пятно, область четкого зрения. Однако страсти Христовы большого успеха не имели. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8.
Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. Фотограф может применить это к фотографии. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер.
Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. После распродажи в 1657-58 гг. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год. В 1635 – 1640 –х гг. Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год). Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. Взгляд глаз затуманен, а уголки губ скорбно опустились вниз.
Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Он обращен внутрь, в себя, «в уединенье душ». Сюжет взят из Нового Завета. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор».
Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет.
Дрезден. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее.
Здесь упор, похоже, делается на успехе. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров. История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. В темнице его волосы отросли. Кассель.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины.
Санкт-Петербург. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Это самая счастливая пора и в личной жизни художника: он встречает Саскию ван Эйленбюрх, которая становится его самой большой любовью, моделью его полотен, матерью его сына Титуса. Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей.
Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. Освободившись, умерла через год.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Два других заказа на создание портрета достались его ученикам. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Объясняется это просто. Беззаботное время художника длилось недолго.
Рейксмюсеум). Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги.
Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Государственный музей Амстердама. Многие имеют овальную форму. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. А теперь просто посмотрите на эти глаза. Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
Он использовался многими художниками. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея».
Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год. Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности.
Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Интересно, что сначала Рембрандт написал белый воротничок. «Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством.
Несколько пастухов, не ведая про свершившееся чудо, мирно спали на расположенной между нами и лесом опушке, вблизи своих стад, на первом плане, окруженные высокими кряжистыми деревьями.
Действия, поза, окружающая среда и застывшее мгновенье дают ясное представление о настроении персонажа. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Государственный музей Амстердама.
Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории. Согласно греческой мифологии, Даная была соблазнена Юпитером, принявшим облик золотого дождя. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах.
Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Зато все требования заказчиков были выполнены.
Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. Снизу он загорожен фигурой окончательно пораженного чудом самого близкого к нам ученика на первом плане, который, потеряв сознание, пал на колени перед деревянной скамьей.
Рембрандт гордо и радостно смеялся. Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой. Один раз любовь к женщине погубила Самсона. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Лишь дважды художник пишет двойной портрет, ведь убедительно разместить на одном полотне двух человек не просто. Лондон.
Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. Дрезден. По сути картина является пасторалью. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы.
Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Ещё одна интересная догадка – в этом мужчине Рембрандт изобразил самого себя. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Эта картина является первым крупным заказом, полученным Рембрандтом после его переезда в Амстердам.
Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса. Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии.
Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию. Приток заказов Рембрандта сокращается, его жизненные обстоятельства омрачаются смертью Саскии. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы.
Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Недаром очень остро чувствующему Рембрандта Ван-Гогу чудилось в его портретах что-то «светоносное и утешающее». Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. Портреты кисти Рембрандта отличаются своей законченностью, ощущением камерности и интимности.
Лондон. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8.
Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера. Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию.
Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества.
Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Но, как часто бывает с картинами Рембрандта, вероятно, ошибочно вдаваться в тонкости толкования. На картине вместе с фигурами стрельцов виден силуэт девушки, так напоминающей жену мастера. Картина полна нежности и сострадания.
Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Такой контраст обычен для автопортретов Рембрандта быть может, оттого стали полагать, что здесь изображен брат художника. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Рембрандт умирает годом позже. Дрезден.
Так что это не был брак по расчету. Испытуемые просматривали по 30 изображений и оценивали «художественную ценность» картины по первому впечатлению. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой.
Рембрандт достигает этого, давая беспокойное движение свето-тени. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Урок анатомии у доктора Тюльпа. Задача была поставлена Рубенсу так: тяжелое тело, снятое с точки опоры, принято на руки шести участвующих лиц, которые соединены в общем акте действия вокруг своей ноши как колонны, поддерживающие крышу храма – каждый сам по себе связан с другими лишь принятием общего груза. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Дела Рембрандта шли плохо. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин».
Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Они действительно горячо и страстно любили друг друга. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Они темные. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы.
Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Я обвиняю. » (2008)12. Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.
Между тем споры вокруг нее не утихают. В это время он пишет портреты своих родных и близких, а также большое внимание уделяет автопортретам. Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год.
Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. В это время двое других филистимлян, в сверкающих отраженным светом латах и шлемах на фоне мрачного дальнего плана справа, упали Самсону на шею и плечи. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных.
Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции. Его влекло к военному делу. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом.
Государственные музеи, Картинная галерея). Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. «Похищение Ганимеда» (1635 год.
Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Интересен и еще один факт. Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству. В Библии речь идет о сыне богатого человека, попросившем отца выделить ему свою часть наследства, покинувшем родной дом и истратившем деньги в кутежах и распутстве. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Рембрандт всю жизнь очень любил создавать гравюры на металле (офорт), которыми он записал еще раз свое имя в историю живописи. Кто они — неизвестно. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год.
Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии.
В облике почтенного старца и его блудного сына выражается целая гамма разнообразных чувств: раскаяние и любовь, милосердие и горечь запоздалого прозрения. К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына». Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам.
В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. «Урок анатомии» определяется как представитель жанра «групповой портрет». Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.
К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. В «Портрете пожилой женщины» лицо гораздо мельче, художник больше уделяет внимание рукам, одежде. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом.
Господня». Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
Работая в своей мастерской, Рембрандт быстро приобретает авторитет оригинального и талантливого художника, обзаводится богатыми клиентами и уже через 3 года переезжает в Амстердам, а затем и в Антверпен. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415.
Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Если мы попытаемся сделать на лице такое же мимическое движение, то нам это не удастся. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св.
Он был художником с необузданной фантазией, сумасбродом и в жизни и в искусстве и только со временем в его творческом методе открыли поразительную логику и тогда его дар окрестили «пророческим». Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». А на первом плане мы видим резко пересекающиеся диагональные линии, одна из которых – топоровидное лезвие, насаженное на длинное копье – алебарда, которую уверенный филистимлянин рядом с нами, слева, стоя боком, сжимает в обеих руках. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год).
А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год. Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. «Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год. Художник нарисовал себя в приподнятом настроении с Саскией сидящей на коленях и с бокалом вина. Частное собрание) он сравнивает с лучшими произведениями Италии, хотя осуждает пренебрежение художника рисунком.
В центре площади находится памятник Рембрандту. Богоматерь одета как голландская крестьянка в группе, что ближе к подножию креста, также виднеется голландский головной убор. Рембрандт стал его последним протеже. В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. Он был отличным рисовальщиком и гравером. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант.
Разительным контрастом к этим выразительным, но как бы еще не вполне одушевленным фигурам слева от Христа и находящегося справа от него Фомы, оказывается коленопреклоненный апостол справа на втором плане. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Художественная галерея). Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона.
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Эрмитаж).
Автопортреты Рембрандта – история жизни художника на холсте. Художник поддерживал отношения с амстердамской еврейской общиной, часто писал портреты евреев, что заставило исследователей сделать ряд необоснованных предположений. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама.
В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Государственный музей Амстердама.
Автор постарался не только показать внешние особенности всех персонажей, но и раскрыть внутренний мир каждого солдата. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Произведения, созданные с 1637 г. по 1667 г. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества.
Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. Это период его восхождения. Значение "Тайной вечери" Леонардо да Винчи в мировом искусстве определяется, во-первых, тем, что здесь впервые была полностью разрешена проблема синтеза живописи и архитектуры, сведение их в единое художественное одухотворенное целое. Париж.
В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы.
Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Повреждения затронули около 30 шедевра. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название – «Блудный сын в таверне».
Она отдалась ему и зачала. Еще бы. Дела шли все хуже. Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Лион.
Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Базель. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7.
Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Состоявшийся в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал её отец— бургомистр Леувардена8.
Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». Поддерживаемое стариком поникшее тело Христа — воплощение измученной человеческой плоти — вызывает прежде всего чувство глубокого сострадания. Амстердам. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь.
В них вы видите печаль. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год). Он изображал себя без тщеславия искренне и реалистично.
В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год.
С трудом различая предметы – справа от нас высокую винтовую лестницу, ведущую на второй этаж квадратные каменные плиты пола на первом плане очаг на полу, в нижнем правом углу, разжигаемый нагнувшейся старой служанкой, – с усилием как бы раздвигая напирающую отовсюду тьму, зритель чувствует себя участником воссоздания художником этого средневекового интерьера. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Берлин. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало.
За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама. Хендрикье тоже полюбила художника. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. То есть такое движение можно сделать последовательно. Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал.