З задоволенням переглянув портрети, правда, цлсного образу королеви не вийшло. В коллекции представлены портреты английских королев из Книги красоты (The Book of Beauty, or Regal Gallery) издававшейся Маргерит Гардинер, графиней Блессингтон, урожденной Пауэр (Marguerite Gardiner, Countess of Blessington) и Летиция Элизабет Лэндон (Letitia Elizabeth Landon), 1849. Его самые известные работы портреты дочь сапожника Элен Зедлмайр, актриса Шарлотта фон Хагн и любовниц короля – Лола Монтес и Марианна Флорензи. Если король выбирал для портрета дочь почетного гражданина, она получала в подарок платье, в котором позировала художнику.
Для Генриха VIII создателем такого программного образа стал великий немецкий живописен Ганс Гольбейн Младший (1498 – 1543), написавший знаменитый портрет короля, который лег в основу иконографии Генриха и неоднократно воспроизводился на протяжении ХVI-ХVII вв. Но праздничные одеяния жениха и невесты, а также классическая для тех времен постановка фото сделали свое дело – теперь именно этот портрет считается официальным помолвочным фото будущих короля и королевы Великобритании (в тот момент они, правда, даже не подозревали о таком будущем для себя). Поскольку лица короля изображенного верхом, практически разобрать не возможно, то портрет можно хорошо рассмотреть на шиллинге. Известно, что всегда стремившийся к точности и достоверности Рубенс использовал во время работы над портретом настоящие доспехи Филиппа II из королевской оружейной палаты.
Марианна Австрийская была второй женой Филиппа IV. Несмотря на то, что девочки исполнены серьезности и позируют как взрослые, на картине они по-прежнему остаются детьми с милыми припухлыми личиками.
Именно в этот период запечатлел Филиппа V французский художник Луи-Мишель Ван Лоо. Короче, портрет должен быть красив, правдив и необычен. Его первый сын (от брака с Изабеллой Бурбонской), Бальтасар Карлос, умер в отроческом возрасте, второй сын (от брака с Марианной Австрийской)— в младенчестве и, наконец, третий родился болезненным и уродливым.
Возможно, шут приходился родственником Веласкесу и художник сам его так назвал. Получилось искренне, модно (для тех лет) и очень по-виндзорски. А возможно, что это имя появилось благодаря особой привилегии Эль Примо не снимать шляпу в присутствии короля, что было позволено только представителям высшей аристократии, которых король называл «кузенами». В 1825 году к власти в Баварии пришел король Людвиг I Баварский. Использованные материалы:Все монархи мира. Филипп II как будто всю жизнь балансировал между двумя крайностями.
Испанский король многократно позировал Веласкесу и заказывал портреты своего семейства.
Для дворца в Версале Винтерхальтер написал и портрет «самого красивого молодого человека» по мнению Наполеона I короля Бельгии Леопольда I. На пост директора музеев – важный для художественной жизни Франции – был назначен граф Альфред-Эмиль Ньюверкерк. Автор полотна Хуан дель Масо был зятем Веласкеса и его талантливым учеником.
Король Георг VI (годы правления 1936-1952) из династии Виндзоров. Издавна тема ню считалась мерилом мастерства художников. Первый ее портрет мастер написал, когда инфанте едва исполнилось три года.
Во-вторых, портрет стал ростовым — фигура выдвинута вперед, она доминирует над зрителем. Однако судьба распорядилась иначе и музей был открыт уже Фердинандом VII, а Карл IV так и остался в анналах истории лишь глубоко сочувствовавшим данной идее монархом.
Благодаря монаршему покровительству, дон Диего не знал недостатка в клиентах. В конце концов, потерпев неудачу в очередных переговорах по поводу возможности заключения перемирия с Голландией, Рубенс, «возненавидев дворы» и ощутив всю тщету своих усилий в мире, оставляет дипломатическую деятельность, всецело отдавшись творчеству.
Художница изобразила Филиппа II в высокой бархатной шляпке и в его излюбленном чёрном костюме с характерным испанским кружевным воротником «горгерой». После наполеоновской оккупации на троне воцарился сын Карла IV Фердинанд VII. Западная Европа.
Очень часто за маской «шутовства» скрывался острый и проницательный ум, делавший личность шута особо притягательной. Петр III пожаловал ее этим званием сразу после вступления на престол в январе 1762 года. Умер он уже при Екатерине Великой, вернувшей ему герцогство, в 82-летнем возрасте. Вот таким образом неслучайно, что написать его портрет заказали Винтерхальтеру – «живописцу королей».
Умерла через пять лет от рака, но за эти годы успела отправить на казнь много народу, включая высшее духовенство англиканской церкви, за что и получила прозвище «Кровавой Мэри». Шуты, жившие при дворе Филиппа IV, несомненно, стали самыми знаменитыми в истории благодаря тому, что их писал Диего Веласкес. А в-четвертых, портрет должен отражать понимание художником личности, которую он пишет (лепит, рисует, фотографирует).
Ну а что Хуана. Наблюдая всё это, Лопе де Вега иронично заметил, что теперь «невозможно стало понять, говоришь ли ты с мужчиной или с его сестрой. ».
Будучи превосходным наездником и танцором, в политике он мало преуспел. Ведь с легкой руки Шарля Филипона, карикатуриста-республиканца, основавшего несколько юмористических журналов, Луи Филипп изображался «королем-грушей». Официальные портреты будущей королевской пары сделал модный фотограф Марио Тестино, причем, получились они очень свежими (во многом благодаря легкой ретуши, которая выделила фигуры жениха и невесты на общем фоне) и одновременно по-королевски сдержанными. В изображении монарха исполненном по всем канонам парадных портретов, нет и намёка на ту «меланхолию», которой мучался король.
Что поделать, королевские браки редко бывали счастливыми. На знаменитом полотне «Менины» Маргарите уже пять лет: она по-прежнему хорошенькая, грациозная и по-детски естественная. Несогласие с методами Корнелиуса не позволили Винтерхальтеру получить стипендию. Что ж, параллель действительно бросается в глаза – но благо только на фотографии. Их помолвка стала, пожалуй, самым радостным событием в Великобритании в новом веке (особенно после неоднозначно принятой свадьбы Чарльза и Камиллы). Мальчик одет в богато расшитый золотом голубой бархатный камзол и оранжево-красные чулки.
Старалась удерживать Англию от крупномасштабных войн. Он же был непримиримым врагом любых «еретических учений», приказав изгнать из страны всех морисков (принявших католичество мусульман). Сверху надета особая испанская шляпка «ток» с ювелирными украшениями и страусовыми перьями. Современники его за такое франтовство осуждали.
Это правление стало для него тяжелым бременем, длившимся более двадцати лет до самой его смерти. Пехерон служил для увеселения графа Беневенте и великого герцога Альбы. Карл III вошел в историю как самый выдающийся испанский правитель XVIII века. Всего через полгода из-за смерти Людовика от оспы Филиппу пришлось вновь надеть корону. За глаза его называли «вице-богом» и видели в нем «ожившую статую», никогда не менявшую ни выражения лица, ни позы. Не обладая выдающимися качествами правителя, добродушный и безвольный Карл IV довольствовался второстепенной ролью Испании в Европе.
Словно желая реабилитироваться в глазах английских критиков, в 1852 году на выставке в лондонской Королевской Академии художеств Винтерхальтер представил полотно «Флоринда». Прославленный генерал действительно стал георгиевским кавалером, проявив «отличную храбрость, оказанную при атаке крепости Очакова». Изображенный на первом портрете Дон Хосе де Уррутия и де Лас Касас (1739—1803) стал единственным военным, кто, не имея дворянского происхождения, смог получить чин генерал-капитана и войти в состав королевского Военного совета.
Такой Марию изобразил художник Антонис Мор. Это, к слову, также было отступлением от протокола. Ничего лишнего: только игра света и тени, легкое прикосновение тел и радостные улыбки. Красавчик Филипп (а Хуана считала его таковым, влюбившись в мужа с первого взгляда на свою беду), женой пренебрегал, заводил множество любовниц и вообще вел довольно распутную по испанским меркам жизнь.
Она держит платок и венок, к которому младшая Каталина Микаэла протягивает руку. Художник передает величие непокоримой и непобедимой французской монархии.
Королева Виктория (годы правления 1837-1901) из династии Ганноверов (племянница Вильям IV). Во-первых, портрет должен быть похожим на оригинал. Во-первых, король на полотне Риго перестал быть простым человеком.
Ну что ж, не Англия, так Франция, решил Филипп и женился на Елизавете Валуа, дочери Генриха II и Екатерины Медичи (ниже портрет королевы кисти Хуана Пантохи де ла Круса). Помните, в самом начале я упомянула, что история будет печальная. Статная фигура Филиппа V (а он действительно был крепок и высок) облачена в изысканные доспехи, длинный французский парик и щёгольские перчатки. Да и постоянный голод мешал прочувствовать всю глубину картин. Очевидно, великий фламандец черпал вдохновение в конном портрете Карла V кисти Тициана. 7 октября Карл III и вся его семья с огромной свитой отправились в путь.
Над головой князя изображен герб его рода, в руках у него зримый знак его политических успехов — текст «Вечного мира» с Речью Посполитой. С одной стороны, «человек для развлечения» смешил своим физическим уродством и разными трюками, а с другой – ему было дано право говорить монарху такие вещи, о которых не сказал бы ни один придворный. То, что Уррутия пожелал видеть на портрете один лишь орден Святого Георгия (хотя у него к этому времени были и другие награды), наводит на определенные мысли: возможно, это ностальгия по службе в русской армии, а возможно и неудовлетворенность своим положением при испанском дворе. Но новорожденный умер, а Петр к Марии охладел.
Он страстно желал превратить Мюнхен во «вторые Афины»: реорганизовал Академию художеств, окружил себя художниками, архитекторам заказал строить различные здания в греческом и итальянском стилях. Короля Испании Филиппа V в середине XVIII столетия сменил его сын, Фердинанд VI (1746— 1759), у которого не было детей и вот таким образом корона перешла его младшему сводному брату 43-летнему Карлу III.
Одновременно строгие требования официального портрета были ему в тягость. На годы правления Виктории приходится золотой век Великобритании. Бездетный Карл II, этот «полутруп на троне», по выражению одного из историков, умер в ноябре 1700 года. Бывшая фаворитка осталась старой девой, жила в своей старой альма матер — Смольном институте благородных девиц и помогала Марии Федоровне в ее благотворительных делах.
Это любопытно тем более, что картины появились в сети недавно. Одним из таких героев является шут Пехерон кисти нидерландского мастера Антониса Мора. В это время он проявляет истинную храбрость и решительность, за что современники назвали его «Отважным». Эти двое братьев и стали предками всех испанских Габсбургов. Композицию дополняет еле поспевающая за монархом богиня победы Виктория.
Виктория подняла имидж королевской семьи.
В 1628 году Рубенс посетил Мадрид с дипломатической миссией и получил заказ на написание «Конного портрета Филиппа II». После смерти покровительницы Бирон поссорился с Анной Леопольдовной, был сослан. Это позволяло ему каждый раз создавать поразительно точный многогранный образ. Королева Елизавета II (годы правления 1952- по настоящее время) из династии Виндзоров. Даже композиция портрета подчинена торжественному и официальному этикету.
Так что их первый официальный помолвочный портрет был сделан не во дворце, а на природе. Через несколько лет Павел сменил Нелидову на Лопухину. Но этот портрет Франсиско Гойи был написан несколько ранее. Когда же Эдуард VI умер и Мария I стала королевой, то разжигать костры стали уже католики, а «греться прямо на костре» реформаторы.
В петлице мундира красуется русский орден Святого Георгия— и это не ошибка. Личность изображенного со знаками рыцарского достоинства (медальон на цепи и рукоять клинка из толедской стали) пока не установлена и это обстоятельство порождает множество версий о том, кого же именно показал Эль Греко на своей картине. Филипп IV одет в соответствии с указами против роскоши, в простой черный костюм с белым отложным воротником под названием «голилья». Видимо именно Воронцова обратила внимание императора на этого художника.
Некоторые считают, что художник изобразил здесь самого себя, другие утверждают, что писателя Мигеля де Сервантеса, третьи видят в портрете главного нотариуса Толедо, являвшегося кавалером ордена Сант Яго Хуана де Сильва. Если же абстрагироваться от огромного количества версий относительно этого портрета, то можно увидеть в нем воплощение испанского общества эпохи золотого века с его идеалами чести и благородства.
К. Рыжов, Москва, Вече, 1999 г. Монархи Европы: Судьбы династий. В этом ряду кусковская Портретная галерея занимает особое место. Почему Петр III высказал такой «прискорбный вкус» — непонятно. Людовик XVI некоторое время будет править «милостию Божией и в силу конституционного закона» из суверена Франции и Наварры превратится в «Короля французов».
Портрет получил высокую оценку критиков, которые отмечали, что при фотографичности изображения и безупречном сходстве с моделями картина совершенна, прежде всего, в живописном отношении и продумана в деталях. Внешность Карла II была почти карикатурой на родовые черты Габсбургов: непропорциональная «лошадиная» челюсть, отвисшая нижняя губа, длинный нос.
В результате Филиппу V пришлось отстаивать свои законные права на Испанское наследство. Король Георг III (годы правления 1760-1820) из династии Ганноверов (внук Георга II). На портрете Веласкеса Марианне всего девятнадцать лет. В новое царствование Воронцова вышла замуж, при дворе не появлялась и умерла в 52 года.
Королева Мария, больше известная как Кровавая Мэри (годы правления 1553-1558) из династии Тюдоров (дочь Генриха VIII). Была по этой причине удалена от двора. Воцарение 16-летнего Филиппа V послужило поводом для начала войны за Испанское наследство (1701— 1714) между союзом Испании и Франции против коалиции Англии, Нидерландов и Австрии.
Еще один портрет Филиппа на выставке принадлежит кисти Рубенса. Однако художник изобразил его так, что современному зрителю не сразу приходится убедить себя в том, что на портрете – шут. Однако портрет, приуроченный к коронации, не фиксирует будущих потрясений. Черты лица королевы испанский художник Гойя использует в своем сатирическом офорте «До самой смерти» из серии «Капричос».
Это, кстати, было одним из поводов к перевороту, который возвел Екатерину II на престол. Парадный портрет должен был включать в себя весь набор соответствующих атрибутов. «Я предпочел бы не властвовать вовсе, чем властвовать над еретиками», — таковы слова Филиппа II, вошедшие в историю. Гораздо важнее для художника были отзывы о картине в английских журналах: «Это картина очень высокого качества исполнения, модели изящны, формы обаятельны и не выглядят неприличными, лица очаровательны с прекрасными чертами». На груди — награда за поход против крымского хана 1687 года.
По меркам протокола снимок получился дерзновенно интимным – после Анны и Марка Филиппса такое немногие рискнут повторить (разумеется, пока на авансцену не выйдут Меган и Гарри). Вскоре после своего прибытия в Испанию, она снискала себе славу «своенравной немки». Она стала третьей, но далеко не последней в ряду супруг благочестивого Филиппа.
Кушетка покрыта бархатом, о котором не могло быть и речи в Древнем мире, вместо лиры и свитка в руке «новой» музы лирообразная гитара и платок, а вместо туники и сандалей элегантное белое платье с декольте и розовые атласные туфельки. Он путешествовал лишь по Германии, но немецкие художники вызывали у него лишь скуку. Кроны 1953 и 1960 годов.
Тот же дуализм заметен и в отношении к искусству. Такая прическа состояла из плотно уложенных и туго завитых прядей волос, как естественных, так и накладных, а также всевозможных украшений – перьев, розеток, драгоценностей.
Значит, Антропов писал портрет в эти полгода царствования Петра III. В манере ван Лоо выполнен портрет следующего короля Франции — Людовика XVI, внука «короля-солнце» Людовика XIV. Следует отметить, что «чужеродная» полоса в верхней части картины – это результат реставрации, проведенной в 1734 году после разрушительного пожара во дворце Алькасар, где тогда и располагался этот портрет. Примером такого платья служит одежда инфант с жестким лифом, повторяющим форму корсета.
Прозвище «Эль Примо» означает «кузен». Изображение дочери французского короля Генриха II, настолько приглянулось Филиппу, что он решил «отбить» ее у собственного сына Дона Карлоса, в жены которому она предназначалась. Она одета по моде 1650-х в платье на огромном каркасе из металлических стержней, с обилием горизонтальных позументов (шитая серебром тесьма), небольшим лифом, округлым скромным декольте и не очень широкими рукавами, сквозь разрезы которых видна тончайшая ткань рубашки. Видно, насколько художник находится под влиянием своего учителя: подражая композиции знаменитых «Менин» и «Прях», он изображает фигуру инфанты на первом плане, а в глубине картины размещает вторую комнату, наполненную придворными персонажами.
Тот, в отличие от влюбленного в другую Чарльза, женился на Саре по любви (так уж казалось им обоим), так что на их первом с Сарой официальном портрете он с удовольствием встал позади невесты, отведя ей главную роль. Обилие убедительных деталей на картине до сих пор поражает зрителей. Черная, поглощающая свет поверхность бархата разрезается четкими полосами золотых и жемчужных украшений «пунтасов», что создает выразительные цветовые контрасты Игра света усиливается блеском драгоценных камней, а также нежными переливами жемчуга и белизной небольшого кружевного воротника «горгеры».
Юная наследница престола Лилибет выходила замуж в непростое для Великобритании время.
При внешнем процветании и благополучии идут бесконечные колониальные войны. Его любовь к живописи, несомненно, должна была привести к созданию общедоступного музея. Интерес к популярной испанской легенде о последнем вестготском короле Родриго и его любви к прекрасной Флоринде возник у художника, скорее всего, под впечатлением от первого исполнения фантазии Сигизмунда Тальберга на одноименную оперу Генделя, состоявшегося в Лондоне в 1851 году.
Как и ее родители, Елизавета и не думала о том, чтобы прикоснуться к жениху. Хрупкая изящная, с белокурыми волосами, она служила удачной моделью для Веласкеса. Тем не менее, загадочный жест благородного идальго до сих пор не разгадан. Испанским королем Филиппом IV ему была дарована дворянская грамота, а затем и золотая цепь рыцаря, но родовые аристократы никогда не отказывали себе в удовольствии лишний раз унизить художника. Король предстает в трехчетвертном развороте на фоне массивной пилястры и тяжелой, отливающей тусклым золотом гардины.
И только четыре портрета родителей владельца и его супруги: четы графов Шереметевых и князей Черкасских, – были представлены в галерее на правах родственных связей. В основном же галерею составили портреты российских и европейских «славных особ», размещенных в соответствии с избранными графом системой и количеством: – сорок одно изображение представителей отечественной монархии от царя Ивана Грозного до детских портретов великих князей Александра Павловича и Константина Павловича причем центр галереи – вне рамок хронологии, – занимали портреты правящей императрицы Екатерины II и, ниже рядами, великих князей Павла Петровича c супругой Марией Федоровной и их сыновей – сорок шесть портретов русских государственных деятелей, преимущественно петровского времени, а также всех последующих царствований до екатерининской эпохи, – и сорок один – императоров, королей и правителей Западной Европы. Мастер написал настолько классически завершённое и отвечающее духу времени изображение монарха, что оно сразу же разошлось по Европе в множестве копий. От брака Филиппа II и Изабеллы Валуа родились две очаровательные инфанты Изабелла Клара Эухения и Каталина Микаэла, представленные на портрете придворного художника Алонсо Санчеса Коэльо. Смотрим несколько работ. На этом монархе прервется существование так называемого «старого режима».
Каким-то чудесным образом им всегда удавалась избегать скандалов, да и в целом эта пара чаще всего предпочитала оставаться в тени и просто исполнять свои королевские обязанности (быть может именно вот таким образом Софи стала любимой невесткой королевы Елизаветы). Но в искусстве викторианской Англии такие изображения находились под негласным запретом. Все чинно, благородно и в лучших традициях королевской фотографии. И даже бравые усы не способны придать картине оптимизма.
Хуана в историю вошла как Хуана Безумная. Ее результатом стала целая серия снимков молодой пары – отдельно и в кругу семьи (разумеется, со стороны принцессы). В результате – один из самых выразительных и незабываемых портретов коллекции Прадо. После смерти Марии, последовавшей через 4 года после заключения брака, Филипп попробовал посвататься к ее сводной сестре Елизавете I, следующей королеве Англии, но получил отказ. Во-вторых, профессионально выполнен.
На годы его правления выпало серьёзное и страшное испытание- это вторая Мировая война. А вот не менее своенравная принцесса Анна, пожалуй, стала первой, кто дерзнул нарушить традицию скучных протокольных портретов (читайте: «Британская Катрин Денев: принцесса Анна, какой вы ее не знали»). От портрета многого ждут. Софонисбе удалось удивительно точно передать лицо короля, похожее на маску. Такой акцент на личности Клары Эухении объясняется особыми отношениями, которые сложились между отцом и дочерью: именно ей Филипп II, «этот тиран и фанатик», писал переполненные нежности и родительской заботы письма. Но главный портрет был сделан на импровизированном фотофоне (примерно так же делались и свадебные фото Елизаветы) изображающим английские луга.
Мрачный фаворит Анны Иоанновны, благодаря которому в русском языке появилось слово «бироновщина», обозначающее и государственное насилие пополам с глупостью и засилье немцев. Если портрет Карлоса заставляет вспомнить произведения XVII века, то изображение принцессы исполнено в духе изысканного и галантного XVIII столетия. Как, впрочем и весь их дальнейший брак (читайте: «Уйти от Виндзоров и остаться счастливой: история Сары Фергюсон, бывшей супруги принца Эндрю»). Причудливым образом сплетались испанская и австрийская ветви древа Габсбургов. Пара сидела на траве и любовалась друг другом. Картину купила королева Виктория в качестве подарка принцу Альберту.
На выставке представлен, пожалуй, самый знаменитый портрет Карла III работы Менгса. Портрет кисти Антропова — пример того, как историки искусства датируют картины. Страна настойчиво хотела королевского праздника – так что Виндзорам пришлось привлечь все свои ресурсы для того, чтобы помолвка (и свадьба) принцессы Елизаветы стала государственным событием (читайте: «Пир после чумы: как Великобритания выдавала замуж будущую королеву Елизавету II»). В эти годы за него правил сын Георг IV в качестве регента.
После скоропостижной смерти первой жены и имея на руках не очень благонадежного наследника, Филипп II женится на более дальней родственнице (кажется, двоюродной тетке) Марии Тюдор Английской. В дневнике она назвала ее одной из самых прекрасных, представленных на выставке. Зато по иронии судьбы именно этому незадачливому правителю принадлежит заслуга учреждения «Королевского музея живописи и скульптуры»— будущего музея Прадо, торжественное открытие которого состоялось17 ноября 1819 года. В 1722 году Мария оказалась беременной, причем внимание Петра Великого к ней было так велико, что некоторые придворные ожидали его развода с безродной Мартой Скавронской ради женитьбы на молдавской «принцессе», чья мать вдобавок была из византийских Кантакузенов.
Филипп II вел войны с Францией, Англией и Нидерландами, стремясь подчинить Испании всю Европу. Галерея Прадо представляет нам портрет Дона Диего де Аседо. В 1850-х годах художник создал несколько жанровых портретов королевы Виктории.
Если она и приходилась ему родственницей, то уж очень дальней. Н. В. Прекрасно выписанные художником драпировки, шлем с пышным плюмажем и традиционный символ власти жезл – всё это работает на величественный образ благородного короля-победителя. Такое впечатление находится в полном согласии с воспоминаниями современников о «меланхолии», охватившей короля в последние годы царствования. Так, Филипп II полагал, что его подданным необходимы произведения, «укрепляющие их в благочестии и благонравном поведении», но для себя он охотно приобретал картины с немыслимой для религиозной Испании обнажённой натурой (например, «Даная» Тициана). Он уделяет много внимания экономике и науке, открывает академии.