Данная работа Джузеппе Арчимбольдо – одна из наиболее известных из всех портретов этого императора из-за того, что этот портрет итальянского художника представляет Рудольф II в образе вертлявого бога Вертумна из древнего Рима, который сложен из разных ягод, фруктов и овощей. Видя эти невероятные художественные работы впервые, я подумала, что эти работы являются шедеврами известного Джузеппе Арсимбольдо (1527 – 1593) – итальянского художника, который известен своими образными портретами, сделанными полностью из фруктов, овощей и цветов. Анна Токарска, фотограф и художник из Польши, делает причудливые портреты, состоящие в основном из фруктов и овощей.
Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27.
Искусство запечатлевать истинную красоту обычного предмета, будь то свежая зеленая капуста или спелая вишня, доступно каждому – нужно лишь зажечь искру вдохновения. Попытки интерпретации начинаются с осмысления культурного фона и философии художника, однако единого мнения на этот счёт не выработано. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха.
Такого рода представления являлись и элементом имперской пропаганды, демонстрируя прочность положения государства и величие монархии. У нас есть истории для каждого из них, которые вы можете видеть в их выражениях лиц.
В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Будни провинциальных городов. Предполагают, что молодой художник мог видеть рисунки Леонардо изображающие удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Несмотря на то, что очень немногие произведения Арчимбольдо доступны на арт-рынке их аукционная стоимость находится в диапазоне 5—10 миллионов долларов.
Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Для кого эта книга Для всех, кто любит рисовать натюрморты. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50.
Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Его дедушка был архиепископом, отец — художником. По словам Джастины, вдохновение сродни йоге или спорту. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26.
В ее новом практическом руководстве вы. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя. Загадочна не только живопись этого художника, но и его жизнь. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Затем имя Арчимбольдо пропадает из анналов истории и всплывает только в 1562 году в Праге, где художник прочно обосновался и находился 26 лет в качестве придворного портретиста Фердинанда I (король Богемии и император Священной Римской империи в 1558-1564 годах), затем Максимилиана II (император в 1564-1576 годах), а затем служил его преемнику – Рудольфу II. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. В их доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Всего сохранилось около 20 его картин, однако утрачено намного больше, судя по упоминаниям современников и в документах.
По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Немец Ханс фон Аахен написал портрет императора в роскошных одеждах. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. По мнению Хоке, в эпоху Ренессанса художник должен был являться в первую очередь талантливым ремесленником, умело имитирующим природу, поскольку понятие прекрасного основывалось на её изучении. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают.
Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Для кого эта книга Для всех, кто любит рисовать натюрморты.
На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Судя по документам из Альманаха Высочайшей императорской династии, Арчимбольдо был связан с венским двором до самой кончины императора Максимилиана в 1576 году. Дата рождения художника неизвестна. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Мы решили не рассказывать их, чтобы не портить зрителям удовольствие, — сказала Эмили.
Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Арчимбольдо же написал «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» — римского бога растений. Билли Шоуэлл – британская художница и эксперт по ботанической живописи – рассматривает все ключевые нюансы от базовых техник и использования цвета до композиции и работы со светом. Билли преподает в Великобритании, США и Австралии.
Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Сейчас ее работы из опавших листьев и цветов собирают тысячи восхищенных отзывов. Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо.
Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. По словам создателей каждое фруктово-овощное лицо имеет имя и личность. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Публиковались и другие работы20. Воздух был представлен стаей птиц, в том числе совой, петухом, попугаем и павлином. Идея проекта родилась, когда американка сгребала листву на своем заднем дворе.
Джузеппе, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Изображенный на картине повар, при переворачивании превращается в блюдо с мясом. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14.
Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане.
По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Его отец был художником, дядя – архиепископом, умным и образованным человеком. Очень необычный, но при этом крайне популярный художник из Минска Валентин Губарев.
Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55.
Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Портреты из цветов, листьев и фруктов от Джастин Блэкени.
Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Или при создании собора в Комо – там художником были созданы эскизы для нескольких ковров. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.
«Четыре элемента» представляли собой сюрреалистические портреты, составленные из элегантных животных и роскошных украшений. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. На родину Арчимбольдо вернулся в возрасте шестидесяти лет довольно известным художником. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Арчимбольдо известен не только «Временами года». Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».
Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. На воинственное начало указывают и пушки.
Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20.
В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. – Я увидела среди них чье-то подмигивающее мне лицо».
Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. «Мне показалось, что листья улыбнулись мне, – говорит она. Ещё в 1570 году император Максимилиан отрядил Арчимбольдо в Прагу — ко двору своего наследника Рудольфа, с которым у художника сложились и хорошие личные отношения. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи (Бернардино Луини), у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов).
Валентин Губарев. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. О книге Завораживающе красивое руководство по рисованию овощей и фруктов акварелью. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи.
В эпоху Арчимбольдо были очень популярны так называемые картины-перевертыши. Существует версия, что росписи в церкви св. Фотограф Эмили Драйден (Emily Dryden) из Нью-Йорка и скульптор Захиде Пиетри (Zahyd Pietri) из Пуэрто-Рико запустили необычный фотопроект «Fresh Faces» (Свежие лица), в рамках которого они создали необычные портреты, объединяя в них творчество с фруктами и овощами.
Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.
В тот день Джастина выложила свой первый так называемый экопортрет. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15.
В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». «Оно будет приходить к вам чаще, если вы будете постоянно практиковаться в его поиске», – заявляет она. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее.
Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Даже оторопь берет. Впервые в документах имя художника Джузеппе Арчимбольдо зафиксировано в 1549 году вместе с отцом — они разрабатывали эскизы жития св.
Вариантов «Времен года» было несколько. Таким образом, миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию.
Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9.
Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. О книге Завораживающе красивое руководство по рисованию овощей и фруктов акварелью.
В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Голландский скульптор Адриан де Врис сделал царственный бюст монарха. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28.
По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). К сожалению, документальных свидетельство его жизни сохранилось крайне мало. Вообще художнику очень повезло с покровителями. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма.
Об этом свидетельствует ее новый и мгновенно ставший популярным во всем мире проект Face The Foliage («Встречая листву»).