Достаточно назвать двух крупнейших портретистов — учредителей и членов Академии,, которые были в известном смысле антиподами: Джошуа Рейнольдса и Томаса Гейнсборо. Гейнсборо не стремился вступать с оппонентом в полемику написав портрет «Голубой мальчик» в изысканных серебристо-голубых и серых тонах, он, тем самым, опроверг доводы соперника. Около 1749 года Гейнсборо создаёт произведение, в котором он впервые соединяет портрет и пейзаж — «портрет четы Эндрюс».
Гейнсборобыл реалистом, остро чувствующим сложные, утонченные характеры портретируемых, которым соответствуют изысканно смягченные гармонии красок. Постоянное обращение художника к мотивам национального пейзажа, написанного с натуры, привело к обогащению портретных композиций пейзажным фоном. В своих портретах Гейнсборо почти никогда не дает типических характеристик, свойственных портретам Рейнолдса. Завоевав репутацию портретиста в Ипсвиче, Гейнсборо решает переехать в модный курорт Бат, где в то время жили две его сестры. Около 1758 года Гейнсборо выполняет два портрета своего приятеля Уильяма Уоллестона. Гейнсборо написал два портрета Иоганна Кристиана Баха, сына Иоганна Себастьяна Баха.
В 1785 году Гейнсборо по собственной инициативе пишет портрет драматической актрисы Сарры Сиддонс — своеобразный ответ Рейнольдсу, который написал Сиддонс в виде музы Трагедии. Гейнсборо часто обращался к парным портретам. Создавая «Портрет герцогини де Бофор», Т Гейнсборо окрасил ее облик нежной романтической дымкой и светлой мечтательностью.
В портрете миссис Робинсон и портрете миссис Шеридан 1783 года Гейнсборо возобновляет попытки объединить портрет с пейзажем. Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) — известный английский портретист и пейзажист. В декабре 1758 года Гейнсборо получил заказ на портреты графа Джерси и его сына лорда Вильерса. Не смотря на то, что Гейнсборо прекрасный портретист, его истинное призвание – изображать английскую природу.
Одной из первых подписанных картин Гейнсборо является портрет бультерьера Бампена на фоне пейзажа. Крупнейший представитель английской школы портретной живописи XVIII в. Биография английского художника Томаса Гейнсборо не отмечена какими-нибудь значительными событиями. Картина относится ко времени расцвета таланта Гейнсборо, когда он создал целый ряд поэтичных женских портретов в стилеВан Дейка. Особой проникновенностью отличаются портреты близких ему людей, прежде всего жены и дочерей, Марии и Маргариты, которых Гейнсборо писал на протяжении всей своей творческой жизни.
Это не только изобразительный и эмоциональный фон большинства его портретов. Пейзажи этого периода, в отличие от ранних работ художника, непрозрачные имеют более теплую цветовую гамму. Ее портреты писали и Рейндолдс и Лоуренс. Сначала, Гейнсборо работал в Суффолке (местечке Седбери где он родился) и в соседнем Ипсвиче, откуда поступали первые заказы на портреты. Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе. Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно. Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи.
В изображении же крестьянских детей ощущается знакомство мастера с творчеством Мурильо. Мазок художника приобрел уникальность, напоминая порывистые штрихи-росчерки.
Одухотворенность образов особенно ощутима благодаря внешней сдержанности в выражении чувств и сознательной «недосказанности» не только в мимике, но и в характере пейзажного фона. Одухотворенность образов особенно ощутима благодаря внешней сдержанности в выражении чувств и сознательной «недосказанности» не только в мимике, но и в характере пейзажного фона. Особенно Гейнсборо удавались женские образы.
Он известен также своей графикой. «Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность. Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота.
Добиваясь нужного эффекта, он мог растушевать мазок кусочком губки или просто поправить его пальцем. Но с 1780 года его влияние усиливается. Искусство Гейнсборо складывалось под воздействием широкого круга живописцев. В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо. Так, он рассказывал мне, что в детстве, когда еще и не помышлял стать художником, на несколько миль в округе не было такой живописной группы деревьев или даже одинокого прекрасного дерева или зеленой изгороди, оврага, скалы, придорожного столба на повороте тропинки, которые не запечатлелись бы в его воображении настолько, чтобы он не мог зарисовать их со всей точностью наизусть».
Только некоторые художественные навыки Т. Гейнсборо получил во время недолгого обучения у французского гравера Гравелло (проживавшего в Англии) и процветающего портретиста и декоратора Ф. Хаймена. Эта борьба чувствовалась повсюду, в том числе и в Академии Св. Кое-кто считает, что лица семейства Эндрюс несут на себе отблеск личной жизни художника. Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики.
Портреты Томаса овеяны легкостью изящностью и утонченностью. «Я самоенепостоянноеи изменчивое существо», говорил о себе мастер. В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги. Портрет Сары Сиддонс считается портретным шедевром Гейнсборо. Уже в «Портрете Мери Грэм» (1775—1777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны. Техника его легка и виртуозна.
В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон. Этот художник выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени – Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе».
У неё изящный профиль. На самом деле о женщине, позировавшей для этого портрета, ничего не известно. Мартина (художественной школе). Вот таким образом художник вынужден был вернуться в Седбери.
Он написан обычно легкими, «тающими» мазками и является своеобразным аккомпанементом, подчеркивающим лирическое звучание произведения». В газетах появилось множество отзывов о его работах. Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений. Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. То, что вначале несло печать незаконченности, в зрелых произведениях стало сознательным художественным приемом.
В газете «Морнинг пост» была опубликована заметка, в которой рассказывалось о причинах разрыва: «Гейнсборо послал шесть портретов в рост в распоряжение джентльменов, назначенных для проведения развески, с одновременным извещением о том, что продолжает работать над другим холстом изображающим фигуры в рост трех старших принцесс и заканчивает этот холст в стиле, для которого невыгодна развеска выше пяти с половиной футов». Искусствоведы считают, что он создал особенный тип портрета: «Не утрачивая репрезентативности и парадности, его портреты кажутся более лёгкими изящными и утонченными». Мать звали Сюзанной.
Последними словами Томаса Гейнсборо были: «Все мы отправимся на небо и Ван Дейк с нами». А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. Весь облик дамы утонченно-благородный. Светлый колорит облика выделяется на темном фоне играющем тенями. Кристи, зачинателя известных и поныне торгов, 1778, Малибу, Калифорния, Музей П. Гетти). Перспектива картин художника размывается, пейзаж вбирает в себя человеческие фигуры. Гейнсборо был неутомимым рисовальщиком.
Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным. Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений. Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него. Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников.
Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми. не было необходимости оглядываться на пожелания клиента. Кажется, само движение руки и кисти художника подчиняется этой звучащей в нем музыке. Высокий напудренный парик завершает образ.
Основным заработком Гейнсбро были портреты, в стиле которых он подражал Хогарту. Гейнсборо изучал лица с сердечной теплотой и вниманием. Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами.
Он предпочитал пейзажи. В полотне соединились оба таланта художника – портретиста и пейзажиста. Голову венчает черная шляпа с перьями. На одной из них изображены аристократы, на другой – обычные деревенские дети, но, несмотря на социальное положение, все они испытывают счастье от простых человеческих радостей, любят животных и готовы обнять целый мир. Но они продавались плохо и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы.
Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь. Там он получал огромное количество заказов на создание портретов и даже заболел от переутомления. Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться. Но портреты, которые они пишут, совершенно различны по манере, технике, колориту. «В ипсуичский период творчества заметнее всего влияние на Гейнсборо голландца Яна Винантса— оно больше, чем влияние Рёйсдала и проявляется в более обобщённой трактовке почвы, песчаных берегов, срубленных деревьев, широко написанной листвы. Однако некоторыми исследователями эта гипотеза подвергается сомнению.
Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы.
Справа от дороги стоят два осла. Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо. музей) инструменталиста К. Ф. Эйбела (до 1777, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон). Умер знаменитый художник в августе 1788 года. Его не интересует ни профессия, ни общественная роль изображаемого лица.
После возвращения он написал «Долину в горах», в которой постарался передать впечатления от поездки. Мастер обладал редчайшим даром очень точно передавать одухотворенность и лиризм своих персонажей. ПЕЙЗАЖ занимает особое место в творчестве мастера. 1727, Садбери, Суффолк — 1788, Лондон.
Галерея Тейт позволила нам полюбоваться двумя своими шедеврами. Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени. Рано проявившийся талант сформировался очень быстро. В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое. Гейнсборо женился за несколько лет до написания этой картины (в 1746 году) на некой Маргарет Барр, которая по слухам была внебрачной дочерью можетгерцога Бофора, а можетгерцога Бедфорда.
Затем он изображал установленные таким образом пейзажи как настоящие картины природы. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Первый шедевр – это «Портрет Мэри, дочери художника» (1777) кисти талантливого живописца Томаса Гейнсборо (1727-1788), одного из основателей британской школы портретной живописи.
Они заняты делом или отдыхают, являясь органичной частью мира, в котором живут. Мартина Гюбер Франсуа Гравело. На этот раз его желание было выполнено и картины развешены так, как этого хотел мастер.
Лучшей работой этого периода называют «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (ок. В это же время он женился и у него родилось две дочери. Именно это и произошло с картинами Гейнсборо. Мастер писал жидкими красками и очень длинными (до шести футов) кистями. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо.
Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи. Там он жил до 1749 года. О внутренней потребности ее продолжения говорит одно из его последних выражений: «Жаль покидать жизнь, когда только начинаешь что-то делать со своим искусством».
Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал. Предприимчивый самоучка в начале 1740-х годов посетил Лондон, где брал уроки у художников педагогов X. Гравело и Ф. Хеймана, пробуя себя одновременно и в скульптуре. Искусствоведы считают, что он создал особенный тип портрета: «Не утрачивая репрезентативности и парадности, его портреты кажутся более легкими изящными и утонченными». Техника живописи тоже обретает все большую своеобразность. Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе».
У Дамы в голубом мечтательный взгляд, мягкая линия плеч. В изображениях супругов Эндрюс (1748—1749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции. Одежда лишь немного усиливает этот эффект превосходства.
Он работал безошибочными и быстрыми движениями кисти и был неистощим на выдумку, добиваясь нужного живописного эффекта. В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста. Слишком горячо.
Очень интересна и техника самого процесса рисования. В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. Голубые тона платья приобретают особую звучность в соседстве с контрастными золотистыми оттенками шарфа и рыжим мехом муфты. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). Лучше всего у него получаются портреты.
В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. Даже Король Георг третий начинает покровительствовать художнику.
Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи. А в следующую секунду он исчезнет, как видение, взмахнув шляпой. Он написан обычно легкими, «тающими» мазками и является своеобразным аккомпанементом, подчеркивающим лирическое звучание произведения».
Ок. Колорит его работ становится все утонченнее, а исполнение виртуознее. Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой.
Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо. Для того чтобы обеспечить семью, Гейнсборо принял решение покинуть Лондон и переехать в провинциальный город. Подходы Гейнсборо предвещают искания романтизма. Самой распространенной является версия о том, что это была дочь адмирала Боскауэна, которая вышла замуж за герцога де Бофора, вот таким образом второе, неофициальное название картины – «Портрет герцогини де Бофор». Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей.
Гейнсборо стремился найти нечто среднее между работами голландских и французских мастеров. Но, несмотря на усталость, он весь в работе. Осанка подчеркивает величие актрисы. Великий английский художник писал картины до конца своей жизни. Томас Гейнсборо родился в 1727 году в Суффолке.
Мы ничего не знаем о женщине, послужившей моделью Томасу Гейнсборо. К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет. Лучшей была признана работа «Два мальчика-пастуха с дерущимися собаками» (ок.
Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. Т. Гейнсборо стремился запечатлеть именно такое явление, утверждая, что благородство присуще не только в силу происхождения человека, но характера самой личности. На шее у неё чёрная завязанная бантом под подбородком ленточка, на которой висит золотой крестик.
Вскоре он написал первую из работ такого рода: портрет «Супруги Эндрюс» (1748–1749, Национальная галерея, Лондон). Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. С прогулок он приносил с собой ветки деревьев, пучки травы, куски мха, камни. Художник часто вводил в портреты музыкальные инструменты: скрипки, виолончели и т. д.
Вот таким образом данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города. Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку». Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо. Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса.
Чаще всего он располагает фигуру посередине холста. Он сам был способным музыкантом, профессионально владевшим виолой-да-гамба. По колориту это живописное произведение симфонично. Реальность пейзажей Гейнсборо была своеобразной.
Сара Сиддонс, одна из двенадцати детей владельцев бродячего театра, сумела стать ведущей актрисой своего времени. Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус интеллект, обаяние и красота. Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой.
Тейт Модерн отказалась от традиционного размещения произведений в хронологическом порядке. Он пишет портреты, выполняет множество заказов местных и столичных аристократов. Но художник не следовал ему – был слишком индивидуален.
Работы Гейнсборо начинают регулярно выставляться в Лондоне. Столь широкий спектр источников говорит о художественной восприимчивости и открытости мастера, который умел разнородные эстетические идеи и впечатления переплавить в собственный неповторимый индивидуальный стиль. С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей).
В последние годы жизни художник рисует много простых пейзажей. Гейнсборо пишет и пейзажи. Он копировал их картины и пользовался их техникой в создании своих собственных полотен. В отличие от Рейнолдса, дарованию Гейнсборо оказалась близка не античная классика, а голландские пейзажисты XVII века и французские мастера XVIII столетия, в особенности Ватто.
Получивший — по его собственным словам — хорошее «подъюбочное образование» художник уже вскоре после свадьбы жаловался в письмах, что его «жена добра, но слаба и никак не может составить моё счастье». Таков портрет его племянника, Дюпона. Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода. Он был одним из основателей Королевской Академии живописи. Пейзажи с изображением бегущих облаков, таинственных теней и трепещущей на ветру листвы становятся в поздних вещах мастера своеобразным эмоциональным камертоном. Родители назвали ее Мэри.
Особенно это заметно в работе «Пейзаж» (Музей Уорчестера), которую Гейнсборо показал на выставке 1763 года в Обществе британских художников. В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» — ответ художника на «Водопой» Рубенса. Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. Первую картину Томас написал в 1745 году – бультерьер на фоне пейзажа. «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Богатые влюбленные изображены на фоне естественного пейзажа. Описание картины подводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал. Сочиняя свои пейзажи, он сооружал на столе своего рода модели, составляя их из камней, мха, сухих трав, кусков зеркала, которые увеличивал, превращая в скалы, леса и воду. Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками.
Она повернулась слегка влево. Но его пейзажи не очень хорошо продавались. Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах. Заслуживший у исследователей титул «самого английского художника XVIII века», Гейнсборо сумел отразить в портретах как красоту человека, так и представление о его духовной жизни. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность.
Это позволяет иметь не очень большой, но стабильный заработок. Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам. Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи. Все основные заработки художник получал от написания портретов. В Национальной галерее хранится ряд картин Гейнсборо в этом жанре.
Он был широко признан при жизни как портретист. Хорошенькая девушка пришла его проведать. Соприкасающиеся с волосами завитки страусовых перьев (более мелкие, чем волосы) пенятся, как вода прибоя, не разрывая общей формы длинного изогнутого пера. Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены. В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж.
Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. В 1770 году художник пишет известный портрет «Голубой мальчик», где с пейзажем сопоставляется мальчик в костюме голубого цвета. Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета. Это видно по портретам матери и отца, а также соседей помещиков — людей, хорошо ему знакомых.
Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты. От него он усвоил непосредственность восприятия, больше думая о сходстве, стремясь нарисовать каждодневный человеческий облик. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль. На момент написания картины ей должно было исполниться 33 года. Нарочитое позирование персонажей (часто членов одной семьи) на фоне пейзажа, символизировало естественноесуществованиесреди природы.
Он старается создать слияние портрета с окружающей средой. Своеобразие его манеры становится еще более очевидным, когда выясняется, что художник не получил академического художественного образования: «Я хорошо начитан в книге природы и мне этого достаточно» говорил он. В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет.
На редкость необычным был творческий метод Гейнсборо. В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера. Слева от дороги юноша копает гравий или песок.
Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом. Но, все же, наибольшим спросом пользовались портретыего кисти.
Этим он и начинает заниматься. Мальчик стоит твердо и уверенно, пристальный взгляд направлен на вас и, пронзая, устремляется дальше за горизонт.
Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело. На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза. Художник пользовался жидкими красками и очень длинными кистями.
В большинстве своем они изображают самых разных людей на фоне восхитительного пейзажа. Эта и другие критические статьи сильно задевали Гейнсборо. 1783, Кенвудхаус, Лондон).
Ему следовало бы заимствовать скромную расцветку у сэра Джошуа Рейнолдса». Томас Гейнсборо (1727-1788) — английский художник, кисти которого принадлежат одни из самых утонченных и изысканнейших портретов. Постепенно, сложился индивидуальный стиль его письма.
Однако каждая картина говорит о большой наблюдательности и мастерстве художника. Однако зрители все же не смогли оценить его картины по достоинству, так как развешены они были неудачно. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом». В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич.
Причиной послужила все та же развеска картин. Томас был девятым ребенком в семье. Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри. В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм. Умер 2 августа 1788 года от рака.
В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона. Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем. Большинство из них остались незаконченными. Ю. Шапиро пишет: «Герои его картин полны внутренней взволнованности и по-настоящему поэтичны. Лишь время от времени юноша посещал различные художественные мастерские.
Лес, поле, роща или старинный парк – все это словно бы придает портретам особую одухотворенность. Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» – своеобразная проба кисти в этой области. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). В своих произведениях — и портретах и пейзажах — художник развивал новое направление английской живописи.
Эндрюс держит ружье, около него стоит охотничья собака. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо».
Чтобы удовлетворить свои потребности в живописи он часто совмещал портретный жанр и пейзажную живопись, получая ещё более красивые и глубокие картины. Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен. Вообще техника художника в это время виртуозно легка и похожа нежностью тонов на акварель»1. Гейнсборо пишет и пейзажи. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. Импульсивность и непредсказуемость его натуры находила отражение в отношении к моделям, а также — в степени законченности портретов, на первый взгляд казавшихся подмалевками. «Я абсолютно теряю всякое представление о человеке, если сразу же не достигаю сходства» говорил он часто.
В портрете аристократа Хэллета с женой (больше известном как «Утренняя прогулка») обособленность фигур и окружения сменяется их неразрывной слитностью. Она выполнена в ярких, сочных цветах и вся как бы пронизана желто-розовыми лучами солнца. Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее. В 1774 году Томас Гейнсборо получает звание придворного художника, его слава соперничает со славой самого Рейнолдса.
Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Глядя на них, мы почти слышим их неторопливый разговор, шуршание травы под ногами.
На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта. Но часто художник создавал пейзажи для собственного удовольствия. искусство Гейнсборо проникнуто поэзией и музыкой, которые были неотъемлемой частью художественной природы его таланта. Картина Утренняя прогулка создана художником в 1785 году.
Один из его биографов писал: «Гейнсборо был прирожденным живописцем. Гуляющая по лесу пара возникает перед нами как образец супружеской гармонии и верности. В значительной степени в пейзажах реализовался и дар Гейнсборо-анималиста. картины природы, которые окружали его в детстве. Гейнсборо не стремился к героизации природы, его композиции населены крестьянами, фигуры которых естественно вписываются в ландшафт. «Из всех людей, которых я когда-либо знал, он обладал наименьшим запасомжитейскогознания, но это и дало ему возможность проложить свойсобственныйпуть в наблюдении Великого Мира».
Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т. к. Через три года Томас окончательно переезжает в Лондон. Ее портреты писали и Рейндольдс и Лоуренс. Там он и поселился. Томас Гейнсборо – английский пейзажист и портретист восемнадцатого века. Он родился в Седбери (графство Саффолк).
На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок. Под их влиянием изменился стиль художника. Пейзажи продавались плохо и Томас все больше концентрируется на портретах. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо».
Однако Гейнсборо не интересовали оба эти направления. В них легко узнаются окрестности родного художнику Суффолка. Довольно часто он писал пейзаж не в солнечном, а в лунном свете, полагая, что от этого все элементы «кажутся красивее, так как свет и тень ложатся более широко». Однако ему ответили, что «его просьба расстроит всю экспозицию». Особенно популярными в этот период являются «Элиза и Томас Линл» и «Дама в голубом».
Гейнсборо считал себя по преимуществу пейзажистом. Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон. Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок. Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, – «Портрет мальчика в голубом».
Особое влияние на него произвело искусство таких художников, как Рубенс и Ван Дейк. В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей. Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный). Гейнсборо же показывал естественную жизнь природы и жизнь человека в природе. Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей. Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю».
Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Художник соперничает с Президентом Королевской Академии Рейнолдсом, в связи с чем его отношения с Обществом Искусств становятся натянутыми. Позже накопленные таким образом мотивы подсказывали композиционные решения полотен. Соединив различные направления, смешав работы старых мастеров с современными, живопись и скульптуру с фотографиями и видиофильмами, организаторы разделили собрание на четыре больших раздела: «Натюрморт, предмет, реальная жизнь», «Пейзаж и окружающая среда», «Историческая живопись», «Обнаженная натура, действие, тело».
Его связывала дружба с композиторами и исполнителями, портреты некоторых из них он написал, например, И. Х. Баха, сына великого композитора (1776, Болонья, Гор. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. В тот момент, когда Гейнсборо появился в Лондоне, там происходила борьба между последователями привычного барочного искусства и сторонниками нового направления — реалистической живописи. Возможно именно вот таким образом он пришел к мысли объединить два жанра в одном. В десять лет он уже писал пейзажи, лепил фигурки животных и даже создал миниатюрный автопортрет.
Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские. Один из лучших пейзажей — «Возвращение с жатвы». Через год произошел окончательный разрыв Гейнсборо с Королевской академией.
Им стал «Портрет в рост на пейзажном фоне». На полотне преобладают серые тона, контуры слегка размыты, как бы расплылись в тумане. Например, в одной из газет можно было прочитать: «В каждом цвете — оттенок пурпура, это результат плохо вымытых кистей или пурпурного рефлекса в его глазах. Уравновешенность и спокойствие сменяются мощным движением.
он пишет лошадей, пасущихся коров, пробегающих или дерущихся собак. В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. Изображая родных и близких, художник позволял себе наибольшую свободу письма.
Его композиции — это, скорее, вариации на темы реальных природных мотивов. Родился в семье торговца сукном. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Эти слова сказаны современником о Томасе Гейнсборо, английском живописце XVIII века. Больше всего его привлекали сельские буколики.
Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное. Они заставляют вспомнить, такназываемые, «сцены собеседования» — специфическую разновидность английского группового портрета XVIII века, типичную для раннего творчества Гейнсборо.
Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем. В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка» используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона. Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера. Портретное искусство давалось ему не менее хорошо.
Лица людей выглядят несколько кукольно Гейнсборо, действительно использовал кукол для написания групповых композиций. 1767, Художественный музей, Толедо, штат Огайо). Костюмы моделей и манера держаться характерны для многих будущих портретов Гейнсборо (1727-1788) и являются определенной чертой популярного в XVIII веке жанра портретной живописи, так называемого conversation piece (с английского – «беседа») – картины изображающей группу людей, как правило, членов семьи, за каким-нибудь обыденным занятием. Технически художник очень вырос и его любимые пейзажи удаются ему с блеском.
В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах. И она знает это. В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо».
Приблизительно в это время начал писать портреты. Английский художник и график, крупнейший мастер национальной школы живописи. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа. Сеанс начинался в затененной комнате, когда холст был едва различим для взгляда. Это были заказы от местных торговцев и сквайров. В своем творчестве художник неизменно стремился показать, что человек и природа едины. Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным».
Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями.