Среди целой серии портретных изображений, созданных художником, безусловно, выделяются портреты знаменитой Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой – крепостной актрисы, которая стала женой графа Н. П. Шереметева и умерла в молодости, вскоре после рождения сына. Ностальгия))первый ПОРТРЕТ, КОТОРЫЙ ПЫТАЛАСЬ КОПИРОВАТЬ В ЮНОСТИ ИЗ ЖУРНАЛАРАБОТНИЦА. ЭТО БЫЛА ПРАСКОВЬЯ ЖЕМЧУГОВА. И НИКАК НЕ ПОЛУЧАЛАСЬ БРОШЬ НА ГРУДИ.
Оттого переулок стал называться Шереметевым (сейчас это Романов переулок). Такой была страстная и нежная любовь графа Н. П. Шереметева к его крепостной актрисе подмосковного театра в Кускове – Параше, даровитой артистке игравшей под фамилией Жемчугова и автору народной песни «Вечор поздно из лесочку», в которой она воспела свою встречу с графом. А здесь ее учили лучшие преподаватели.
Граф Шереметев, едва увидев Прасковью на сцене, влюбился в неё до безумия. С ней случилось несчастье: она потеряла свой божественный голос и больше не могла петь. А глупые и завистливые люди шептались за их спинами.
6 ноября 1801 года состоялось венчание Прасковьи Ивановны и Николая Петровича. Прасковья Жемчугова была талантливой оперной певицей (лирико-драматическое сопрано) и одаренной драматической актрисой.
Спектакль «Самнитские браки» с Жемчуговой в роли Элианы давался и 7 мая 1797 года в Останкине во время визита Станислава Августа Понятовского. «Случаи истинно благородного чувства к крепостной актрисе бывали редки. Склифосовского. Но повитухи унесли его подальше от матери, опасаясь заражения. К примеру, болезни. Свадьба прошла в узком кругу знакомых, оставшись тайной для остального мира.
В России же крепостные театры и оркестры стали чудовищным и циничным символом рабства. 6 ноября 1801 года, получив разрешение императора Александра I (согласно другим сведениям, Н. П. Шереметев, так и не дождавшись императорского разрешения на неравный брак, получил благословение митрополита Платона), обвенчался с ней в московской церкви Симеона Столпника на Поварской. В Санкт-Петербургских ведомостях можно было прочитать объявление, что продается художник.
M. Ошанина, вкратце эту историю, не называя конкретных имен и времени. Считается, что псевдоним Жемчугова актриса получила за нежный «жемчужный» голос. Переработать проект было поручено Джакомо Кваренги. Прасковье Ивановне приписывается авторство известной песни «Вечор поздно из лесочку». Родилась 20 июля 1768 года в Ярославской губернии, в семье кузнеца Ивана Степановича Горбунова (известен также как Кузнецов, Ковалёв), перешедшей в собственность к Петру Шереметеву с приданым его супруги, Варвары Алексеевны Черкасской. Николай Шереметев одним из последних видел Павла I живым накануне убийства (разделил с ним его последний ужин в Михайловском замке) и впоследствии искренне горевал о его кончине.
А молва в те времена разлеталась и без помощи всякой «жёлтой прессы». 6 ноября 1801 года к церкви Симеона Столпника подъехала карета с женихом и невестой. Девушка, гордившаяся красивым голосом, осипла и больше не могла петь.
Свою первую роль Прасковья сыграла в 11 лет, она предстала служанкой в опере Гретри «Опыт дружбы». С каждым месяцем его ненаглядная Прасковья угасала. Ведь такой перспективный жених уходил из их рук.
Портрет П. И. Этот портрет называют посмертным, написанным для того, чтобы удостоверить законность новорожденного наследника. В 1797 году император Павел I, пожаловав графу Николаю Петровичу Шереметеву звание обер-гофмаршала, потребовал его присутствия в Петербурге. Шереметева, решившего создать крепостной театр, для обучения «театральному мастерству и галантным манерам».
В 1781 году Прасковья Жемчугова становится уже не просто подающей надежды, а одной из лучших актрис России, сыграв Лизу в комической опере Монсиньи «Дезертир». Его сын и наследник Николай Шереметев позднее вспоминал, что впервые увидел талантливую крепостную актрису в 1773 году, когда, вернувшись из-за границы, посетил Кусково: «Если бы ангел сошел с небес, если гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен». Единственной ее радостью была только работа.
Все эти годы он посвятил благотворительности. И там и там покойницы, а где на сцене две покойницы – там быть и третьей наяву. Воронихин же предпочитал простоту классицизма.
Болезнь заставила прекратить карьеру, но в жизни Прасковьи случилось и радостное событие — взошедший на престол император Павел I, с которым граф Шереметев был дружен с молодости, неофициально «благословил» отношения графа и крепостной актрисы. Верный поклонник Мельпомены, он тут же развернул строительство нового театра в своём подмосковном имении Кусково. Имя художника, написавшего этот портрет, хранящийся ныне в музее «Усадьба Кусково», осталось неизвестным. Его фавориткой долгое время была Анна Изумрудова. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. Она презентовала молодой актрисе бриллиантовый перстень.
Прасковья Жемчугова была на высоте — восхищённая императрица не только не скупилась на лестные похвалы, но и подарила крепостной звезде алмазный перстень со своей руки. Подлинный отец, как всегда, работал в кусковской кузнице». Переработать проект было поручено Джакомо Кваренги. Вторым подарком от отца стало место в воспитательном отделении Академии художеств. Прасковье Жемчуговой традиционно приписывается авторство песни «Вечор поздно из лесочку/ Я коров домой гнала», сюжет которой автобиографичен и в романтизированной форме повествует о первой встрече героини с будущим мужем, графом Н. П. Шереметевым.
Однако радовала Парашу по прежнему только работа. Прасковья часто плакала, а возлюбленный старался спрятать её от злых разговоров. Чувствуя близкую смерть, она просила показать ей ребенка.
Первым хозяином имения на Фонтанке был генерал-фельдмаршал Борис Петрович Шереметев, верный сподвижник Петра I. В 1706 году боярин Шереметев получил новый для России графский титул и сам выбрал девиз для своего герба. Худенькая, с большими, немного испуганными глазами Параша Ковалёва вызвала у Николая восторг, смешанный с удивлением, «прекрасным даром органа». Родные, близкие да и просто знакомые Шереметевых судачили и рядили на все голоса. Умерла Параша Жемчугова в ночь на 23 февраля 1803 года.
По-прежнему отвергаемая светом, она смиренно проводила время в своих покоях в Шереметевском дворце (Фонтанном доме), мечтая об одном: подарить любимому мужу наследника и познать радость материнства. Была также организована библиотека с читальным залом. Прасковья осталась одна с сиделками, запертая в комнате от окружающих. В программе увеселений центральное место отводилось театру. Вернувшийся в свою подмосковную усадьбу Кусково из Европы красавец граф Николай Петрович Шереметев заприметил Парашу еще девочкой, когда ее, дочь деревенского кузнеца Ковалеву (или Горбунову – так ее прозвали, так как у ее отца Ивана Степановича, самого искусного мастера в округе, был уродливый горб из-за туберкулеза позвоночника), взяли в знаменитый крепостной театр Шереметевых, славившийся на всю Россию собранными там талантами.
Он боготворил Жемчугову. Но Господь вознаградил эту пару за проявленную стойкость: Прасковья забеременела. К началу XX века усадебная территория оказалась внутри плотно застроенного квартала.
Спектакль «Браки Самнитян», где она сыграла свою лучшую роль, посещали Екатерина II и Станислав Понятовский, а в 1797 г. Павел I, который, пожаловав хозяину театра графу Николаю Петровичу Шереметеву звание обер-гофмаршала, потребовал его присутствия в Петербурге. До настоящего времени входит в репертуар популярных исполнителей как народная. Это представление давалось в только что открытом здании театра в усадьбе Кусково.
Родилась в семье крепостного крестьянина. Драматическому искусству будущую графиню учила артистка театра Медокса Синявская. Он на сцене «не играл, а жил». Аргунов (17711829 гг. ). На торжественном открытии театра Шереметьевых, приуроченном к победе в войне с Турцией 22 июня 1795 года, Прасковья блистала в главной роли турчанки Зельмиры, полюбившей русского офицера, в музыкальной драме И. Козловского на текст П. Потемкина «Зельмира и Смелон или Взятие Измаила».
Граф Николай Петрович был чрезвычайно доволен ее дебютом и вскоре она получает главную роль в опере Саккини «Колония или новое поселение». В их любовь не верили, обвиняя графа и актрису в разврате. В метрической записи о венчании невеста графа указана как «девица Прасковия Ивановна дочь Ковалевская» (без уточнения сословного статуса)— Шереметев, дабы оправдать свою женитьбу на крепостной, создал легенду о происхождении Прасковьи из рода польских шляхтичей Ковалевских. Песня, впервые опубликованная спустя 15 лет после смерти Прасковьи Жемчуговой (в сборнике «Новейший российский песенник», СПб., 1818), была чрезвычайно популярна в XIX веке, включалась во многие песенники и сборники фольклора на протяжении двух веков.
Сырой климат Петербурга сразу сказался на состоянии здоровья Жемчуговой. 30 октября 1788 года умер старый граф Пётр Борисович Шереметев. Она бредила, страдала, молила позволить хотя бы услышать голос новорожденного.
Но смотрела она только на одного – своего покровителя. Однажды к ней явилась останкинская вещунья, легенды о которой Параша слышала с детства. К этому времени здоровье Жемчуговой-Ковалевой было подорвано. Но быть живой ей оставалось недолго. Шереметьев видел все в розовом цвете и не догадывался, какое несчастье ждет его впереди.
Венчание проходило в церкви Симеона Столпника в Москве и было тайным. За счёт графа Шереметева существовали московские храмы, обители, гимназии, приюты и, отчасти, Петербургский университет.
Больше подняться с кровати графиня не смогла. Он писал, что раскаивается в том, что «нарушил установление придворного порядка и не доложил о том предварительно и для того, упадая к стопам Вашего Императорского Величества, дерзаю в горести моей испрашивать одной милости, чтобы осчастливить и подать мне отраду хотя единым начертанием священного слова, что сие не противно воле вашей, но может удостоено быть и благоволительного принятия». Брюллов так описывал хозяина молодого крепостного: «это самая крупная свинья в торжковских туфлях». Графиня Шереметьева умерла, так и не узнав о реакции света на это известие. Девушка пользовалась популярностью у богатых мужчин. Врачи не давали надежд.
Отметили венчание лишь в самом узком кругу друзей. Для московской и петербурской знати женитьба графа Н. П. И в 1788 году Прасковья стала для него опорой в жизни. Но хуже сплетен был туберкулёз, проявившийся у актрисы. Дебютировала 22 июня 1779 года в роли служанки в опере Андре Гретри «Опыт дружбы». Параше эти голоса грозили мщением и ненавистью. Шереметев увез жену в Петербург.
До настоящего времени входит в репертуар популярных исполнителей как народная. Считается, что в ней в романтизируется первая встреча Параши с Николай Петровичем, а словарь Брокгауза и Ефрона называет Прасковью Ивановну «первой русской поэтессой из крестьянства». Автором проекта был ученик Баженова Елизвой Назаров.
Правда, здоровье ее с каждым днём становилось всё слабее, но она скрывала недомогание, пряча боль за улыбкой искренне считала себя счастливой, продолжая петь. Лично заботился о здоровье актрисы и даже сделал ее вольной. В возрасте семи лет была взята на воспитание княгиней Марфой Михайловной Долгорукой в Кусково, подмосковную усадьбу Шереметевых. Именно об этой встрече была создана песня «Вечор поздно из лесочка. », приписываемая легендой самой Жемчуговой-Ковалевой». Николай Петрович, после кончины обожаемой супруги посвятивший себя благотворительности, за что его прозвали «граф Милосердов», оставался безутешен вплоть до собственной смерти от простуды в 1809 году. Шереметев забирает с собой и лучшую часть своей труппы, в том числе и Жемчугову.
Николая называли сумасшедшим. В столице он блестяще исполнял роли Шейлока в «Венецианском купце» Шекспира, Фамусова в грибоедовском «Горе от ума» и городничего в «Ревизоре» Гоголя. Этот Странноприимный дом ныне известен нам как НИИ скорой помощи имени Склифософского. Однако это мнение разделяют не все.
У девочки рано обнаружились способности к музыке и её начали готовить для труппы крепостного театра. Эта награда требовала отъзда в Петербург.
Фамилия «Ковалёв» происходит от ремесла отца Прасковьи, кузнеца — кузнецов иначе называли «ковалями». «Истинное происхождение Жемчуговой-Ковалевой долго было за «семью печатями», пока друг Сергея Дмитриевича Шереметева, внука Жемчуговой-Ковалевой известный ростовский краевед А. А. Титов в своем историко-статистическом описании Ростовского уезда не рассказал, ссылаясь на краеведа A. Едва граф услышал этот голос, он был покорен и как оказалось, на всю жизнь «Если бы ангел сошел с небес, если бы гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен», – писал он в одном из писем. Впрочем, крепостному такое громкое имя не полагалось и именовался отец Прасковьи просто «холоп Ивашка».
Портреты Аргунова отличаются особой проникновенностью: как говорится, «как живая».
Сегодня «неправильность» уже никому не мешает и на лучших портретах графини Шереметевой, созданных Николаем Аргуновым, мы видим очень привлекательную и явно незаурядную женщину. Однако эти двое крепко держались друг за дружку. Оно проходило в приходской церкви Симеона Столпника, построенной еще в 1679 году. Николай Петрович оставил сыну записки, в которых рассказывал ему о матери и об их любви.
Никого, кроме хрупкой девушки. Эта новая сценическая манера сделала Михаила Щепкина первейшим актером провинции.
Строить здание приюта граф начал ещё в 1792 году. Начать хотя бы с того, что Шереметевы были просто баснословно богаты – поговаривали, что фамилию свою они получили от Андрея Беззубцева (предка семьи Шереметевых), жившего на широкую ногу, которого прозвали Шереметя – «ширь иметя». Иначе что бы она увидела в жизни, кроме беспросветного крестьянского быта. С большим успехом на новой сцене прошла героическая опера «Взятие Измаила», где вновь блистала несравненная Параша. В знак благодарности Жуковскому Шевченко посвятил ему одно из наиболее крупных своих произведений — поэму «Катерина». Московская публика в назначенные дни валом валила в имение гостеприимного «креза старшего» – так называли в аристократических гостиных Петра Борисовича Шереметева.
Должно быть, эти дни были самыми счастливыми в жизни Жемчуговой. Прасковье Жемчуговой традиционно приписывается авторство песни «Вечор поздно из лесочку/ Я коров домой гнала», сюжет которой автобиографичен и в романтизированной форме повествует о первой встрече героини с будущим мужем, графом Н. П. Шереметевым7. В предчувствии кончины жены Николай Петрович занялся судьбой сына. В 1832 году Свиязев переехал в Петербург, там он работал архитектором и преподавателем в Горном институте, где издал первое в России «Руководство к архитектуре», принятое для преподавания в Горном институте и других учебных заведениях. Девиз дворянского рода Шереметевых гласил: «Бог сохраняет все».
Невесёлую жизнь крепостного кузнец «услащал» водочкой, после употребления которой часто дрался. Граф Александр Дмитриевич Шереметев (1859-1931) основал в 1882-м году частный оркестр, с которым с 1898-го года начал давать народные (общедоступные) симфонические концерты. Снаружи – дворец внутри – убежище для больных, бездомных, увечных.
Актриса – дочь деревенского кузнеца, отмеченная исключительным даром и прекрасным голосом. Николай Петрович Шереметев пережил супругу на шесть лет.
Все его несметные богатства и более двухсот тысяч крестьян Перешли к сыну. Многие красавицы знатных родов сгорали от зависти и ненависти к бедной крепостной актрисе. За 20 дней до этого она родила сына, которого назвали Дмитрием.
Наследников фельдмаршала больше увлекали не пушки, а музы. Казалось, ничто не могло омрачить течение разгульной жизни молодого графа, но. Венчание было тайным и после него молодожёны убыли в Петербург.
В 1779 году на сцене крепостного театра Николая Шереметева в Кускове дебютировала в роли служанки Юбер в комической опере Андре Гретри «Испытание дружбы». Мало того – повел свою любимую под венец. Ему же было плевать на чужие домыслы и пересуды, так как его жена ждала ребенка.
Художник хотел изобразить молодую женщину, собирающуюся стать матерью, а изобразил то, что ему подспудно открылось при общении с моделью – Смерть, неизбежную и скорую», – писал об этом портрете автор очерка «Ярославская Золушка». Екатерине II демонстрировалась лучшая постановка шереметевского театра – опера Гретри «Браки самнитян». 7 марта (23 февраля по старому стилю) 1803 года скончалась Прасковья Ивановна Жемчугова-Ковалева, знаменитая актриса, крепостная графов Шереметьевых.
Граф Шереметев был представлен дворам Англии, Франции и Пруссии. А. Разумовский продал Потемкину целый оркестр (50 человек) по 800 рублей за голову. Есть такое заклятье, – промолвила провидица и пропала.
Это была Жемчугова. Однако после своего неожиданного возвышения при дворе, графу Шереметеву пришлось изменить свой «деревенский» образ жизни. Она боялась, что, потеряв талант, утратит и любовь графа.
После смерти жены Николай Петрович решил перестроить наполовину законченное строение, чтобы сделать его более величественным и достойным памяти графини. С 1910 года общедоступные концерты оркестра Шереметева стали бесплатными. В 1822 году уже свободный Щепкин был приглашен в труппу московского Малого театра, за которым позже закрепилось неофициальное название «Дом Щепкина».
Место близ Сухаревой башни называлось Черкасские огороды и когда-то принадлежало его матери. С тех пор Щепкин стал воплощать в жизнь реалистичную манеру игры, пользуясь принципом «внутреннего оправдания роли». Он умел читать партитуры, управлять оркестром и в юности мечтал быть дирижёром.
Нетерпение и желание увидеть ее на сцене способствовали назначению 11-летней актрисы на эпизодическую роль служанки в опере Гретри «Опыт дружбы». Ничего особенного, если бы не одно «но» — граф, кажется, влюбился в девушку по-настоящему. С начала 80-х годов XVIII века занимает положение первой актрисы шереметевской труппы, в театре, расположенном в подмосковной усадьбе графа Кусково. Одновременно с ней на русской сцене появляются Яхонтовы, Бирюзовы, Изумрудовы, получившие эти фамилии взамен «мужицких». Уже в 13 лет она блистала на сцене исполняя глубоко трогательную партию Луизы из драмы Седена «Беглый солдат».
У Параши обнаружился певческий талант и уже в шесть лет перспективную артистку взяли в усадьбу на обучение. И всегда срывала бурные овации. Заболевшим актрисам было и вовсе невмоготу: два из семи прудов вокруг Останкино назывались «прудами актерок».
Не зря многие сказки заканчиваются сразу после того, как жених и невеста сыграют свадьбу. Шереметьева осталась в тайне. Екатерина II пожаловала актрисе бриллиантовый перстень.
Двадцать дней, она была в горячке, выходя из бреда просила показать показать ей сына, но подруги подносили его лишь к двери. В 1795 году был открыт новый театр Шереметева во дворце Останкино. Именно во время беременности Прасковьи художник Иван Аргунов и написал ее знаменитый «Портрет Жемчуговой в полосатом капоте». Свои основные надежды молодой реформатор возлагал на детей «определенных к театру» и его внимание сразу привлекла худенькая Параша Ковалева, которая своим необычайно глубоким и оригинальным голосом вызывала восторг и удивление.
«Я ни на ком не женюсь кроме нее. » – твердо решил он. Но по-настоящему быть счастливыми людям всегда что-то мешает. Здесь ей назначили «верховую дачу», то есть питание с барского стола. Их посещала преимущественно малоимущая публика – та, что впоследствии составила аудиторию Ленинградской Филармонии, Театра оперы и балета им. В следующем году Николай Шереметев дал вольную Прасковье Ивановне и всей семье Ковалёвых.
Открытие его было приурочено к посещению подмосковного имения Шереметевых Екатериной II. Вместе с Жемчуговой он переехал в столицу и высшее общество разволновалось. Его открытие приурочили к посещению имения императрицей Екатериной II, которой 30 июня 1787 года показали оперу Гретри «Браки самнитян» — лучшую постановку шереметевского театра. Параше было 11 лет, когда состоялся её дебют в роли служанки в опере Гретри «Опыт дружбы». Лишь из-за закрытых дверей она могла услышать плач своего ребенка, разрывающий ей сердце. Эту школу Кипренский окончил с золотой медалью и даже остался работать при Академии.
Однако графа это ничуть не огорчило. В 1785 году она триумфально дебютировала в роли Элианы в опере Гретри «Самнитские браки». Помощь графа сыграла решающую роль в преображении Лазаревской церкви в Александро-Невской лавре. Ей было всего 34 года. В неполные восемь лет она была взята в подмосковное имение Кусково графа Петра Шереметева.
После венчания Шереметевы уехали в Петербург и больше Прасковья в Москву не вернулась. Ту самую, с золочеными львами.
Она уже не пела и чувствовала себя все хуже. А еще сам воспитывал маленького сына, который знал о матери только из рассказов отца. Они быстро поднялись по ступеням, обвенчались и отправились обратно в имение праздновать. Дом состоял из больницы на 50 страждущих от недугов, богадельни на 100 призреваемых (50 мужчин и 50 женщин) и приюта на 25 девочек-сирот.
Наспех набранную его отцом труппу из крепостных крестьян Николай Петрович пополняет новыми «народными» талантами. На сцене Жемчугова словно сливалась с жизнью своих героинь. Во время церемонии присутствовали лишь два необходимых свидетеля – архитектор Джакомо Кваренги (согласно другому источнику – Малиновский) и подруга невесты Татьяна Шлыкова-Гранатова. Сам Шереметев создаёт собственный театральный оркестр, покупает богатые декорации, заказывает костюмы, приглашает лучших музыкантов. 28 июня 1792 года состоялась закладка будущего здания больницы.
В его время в народе появилась поговорка «жить на шереметевский счёт», поскольку граф, являясь попечителем Странноприимного дома, тратил не только на него, но и на другие учреждения, огромные суммы.
На сцену она вышла под именем Прасковьи Горбуновой — и этот «псевдоним» появился благодаря отцу и его горбу. Помимо этой работы, Свиязев также опубликовал «Учебник архитектуры», «Основания печного искусства» и ряд статей, напечатанных в «Горном Журнале», «Журнале Министерства Государственных. Но тут хрупкая театральная звезда неожиданно проявила мужскую хватку. Титов писал: «В конце прошлого столетия владелец села Вощажниково, приехавши летом в село, увидел проходившею за водой крестьянскую девушку, дочь местного кузнеца, на которой он вскоре и женился, впоследствии времени он представил ее ко Двору и никто не мог предполагать, что это была крестьянка». На длительное время художник был абсолютно забыт. Более того, сметливый стряпчий на деньги графа съездил в Белоруссию и разыскал там одного обедневшего дворянина, «потомка» Якуба Ковалевского, который (надо полагать, за немалую мзду) не только подтвердил всё вышеизложенное, но и – явный перебор со стороны графа – согласился сыграть во время венчания роль отца Прасковьи Ивановны. Скрывать брак дальше было бессмысленным и граф обратился со слёзным письмом к государю Александру с просьбой признать законность прав своего наследника.
В 1779 году была отослана ко двору графа П. Б. Кирова, МАЛЕГОТа. Спустя еще три года, в 1801 году, граф Н. П. Шереметев решился вступить с нею в брак. Там же хранится собственноручная вышивка Параши: шереметевский герб в окружении 22 роз, по числу лет знакомства с графом. Своего сына Параша рожала 3 февраля 1803 года будучу смертельно больной. Но родившаяся 31 июля 1768 года дочь Прасковья отца обожала.
Сын священника известный историк Александр Малиновский был свидетелем жениха, а свидетельницей невесты – актриса Татьяна Шлыкова (Гранатова). Сценический псевдоним «Жемчугова» – тоже шереметевская традиция: артисткам давали фамилии, образованные от названий драгоценностей. Вскоре Жемчугова-Ковалева становится фавориткой графа Н. П. Шереметева. Графа Николая Шереметева не стало 1 января 1809 года.
В метрической записи о венчании невеста графа указана как «девица Прасковия Ивановна дочь Ковалевская» (без уточнения сословного статуса) – Шереметев, дабы оправдать свою женитьбу на крепостной, создал легенду о происхождении Прасковьи из рода польских шляхтичей Ковалевских. Выписанные из Парижа театральные машины позволяли производить быстрые, почти бесшумные перемены.
Жемчугова-Ковалева». Ему не терпелось скорее увидеть её на сцене и потому он, не посмотрев на возраст, вскоре назначил одиннадцатилетнюю актрису на небольшую роль служанки Губерт в опере Гретри «Опыт дружбы». Слава об этом спектакле крепостного театра Шереметевых оказалась настолько громкой, что 30 июня 1787 года на Жемчугову и «Самнитские браки» приехала смотреть сама императрица Екатерина Великая.
Не берись за две роли сразу. Театр ожил. В семнадцать лет Жемчугова сыграла свою лучшую, по отзывам современников, роль Элианы в «Браках Самнитян». Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона даже называет Прасковью Ивановну «первой русской поэтессой из крестьянства». Однако он считал это глупостью.
Песня, впервые опубликованная спустя 15 лет после смерти Прасковьи Жемчуговой (в сборнике «Новейший российский песенник», СПб., 1818), была чрезвычайно популярна в XIX веке89, включалась во многие песенники и сборники фольклора на протяжении двух веков. Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, храма во имя Дмитрия Ростовского в Ростове Великом и других. Для открытия была подготовлена героическая опера «Взятие Измаила». 6 ноября 1801 года в Москве, в храме Симеона Столпника на Поварской, протоиерей Фёдор Малиновский провёл обряд венчания графа Николая Петровича Шереметева и Прасковьи Ивановны Жемчуговой.
Зато граф Николай Петрович, по всей вероятности, был очень доволен дебютом Параши, так как вскоре в опере итальянского композитора Саккини «Колония или Новое селение» Шереметев поручил ей главную роль. С одной стороны – блестящий успешный художник с невероятным собственным чувством цвета, света, настроения, с другой – распущенный и страстный гуляка, невоздержанный в возлияниях – Кипренский был далек от академизма и не воспринимался современниками как значительный деятель искусства. Умирала Прасковья Ивановна в мучениях, хрипя и задыхаясь.
30 июня 1787 года императрица прибыла в Кусково. Однако климат плохо сказывался на здоровье актрисы, обострился туберкулёз. И только в начале ХХ века ценители искусства начали проявлять интерес к его работам.
Благодаря его деятельности, в середине XIX века даже появилась поговорка «жить на шереметьевский счёт». Имуществ», «Журнале изящных искусств» и «Трудах Императорского Вольного Экономического Общества». Граф любил устраивать в великолепном кусковском парке, что называется, народные гуляния. Ему было 57 лет. Н. И. Так появились на русской сцене Яхонтовы, Изумрудовы, Бирюзовы. Граф выделяет новую приму, но фавориткой его в этот период является Анна Изумркудова.
Так как граф не отходил от нее ни на шаг, его родные и близкие не просто ненавистно судачили, но и грозили мщением. Премьера состоялась 22 июля. Крепостных актеров обычно держали в казармах под мелочным надзором.
Для того, чтобы собрать нужную сумму был организован спектакль, с платой по подписке. Три розы вышиты золотом – три года семейной жизни. Лишь некоторые поклонники могли насладиться ее глубоким драматическим сопрано.
Тайная графиня В 1797 году она в последний раз вышла на сцену в своей лучшей роли Элианы. Ее верные стражи оставались глухи к просьбам. В «Завещательном письме» сыну граф Шереметьев написал о Прасковье Ивановне Жемчуговой: «Я питал к ней чувствования самые нежные наблюдая украшенный добродетелью разум искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Я начала свой рассказ о Параше Жемчуговой с Анны Ахматовой, ею же и закончу. Для Шереметева и его возлюбленной «Кусково стало злобным».
Испытавший это обаяние ее личности крепостной художник написал несколько портретов, лучшими из которых считаются парадный и «В полосатом халате» написанный в 1803 году за две недели до родов. Прасковья Ивановна обладала душевной тонкостью и добротой, ее легкий и благожелательный характер располагал к себе очень многих. Ведь 30 октября скончался отец Николая. Граф пережил свою жену лишь на шесть лет.
Успех пришёл к Жемчуговой в 1781 году, после исполнения партии Лизы в комической опере Пьера Монсиньи «Дезертир или Беглый солдат». В декабре 1798 года семья Прасковьи Жемчуговой получила вольную. Великая русская актриса Прасковья Ивановна Жемчугова вполне могла бы гордиться своим сыном. Когда она скончалась, ей было тридцать четыре года. Шереметевы переехали в Петербург. Помимо музыки и театра, Николай Петрович слыл известным знатоком архитектуры.
В Петербурге Борис Петрович почти не жил, а имение, подаренное царем, передал сыну Петру. Сегодня в этом здании располагается институт Скорой Помощи им. Но подорванное туберкулёзом здоровье окончательно подвело молодую мать — спустя двадцать дней, так и не оправившись от родов, Прасковья Ивановна Жемчугова, графиня Шереметева, скончалась. Щедрая благотворительность графа даже породила устойчивое выражение «жить на шереметевский счет», то есть даром.
Хотела взять его на руки. На открытии дворца Прасковья исполнила роль турчанки Зельмиры в опере «Взятие Измаила». Сотни тысяч (. ) крепостных, чуть ли не миллион десятин земли, роскошные имения и – как любимая безделица – фамильный театр из крепостных в Кусково, которых отобрали еще в детстве за особые таланты из всех шереметевских волостей.
Гармоничность не исчезла, даже когда в 1830-х Фонтанный дом «перевернули» : фасадом дворца стала сторона, задуманная как тыльная и обращенная к Фонтанке. Дворец в Останкине был открыт уже летом 1795 года. Он был заложен 28 июня 1792 года, в день рождения графа Николая Шереметева. Дебют юной актрисы состоялся 22 июня 1779 года в маленькой роли служанки в опере Гретри «Опыт дружбы».
Даже на надгробии актрисы было написано: «Здесь предано земле тело графини Прасковьи Ивановны Шереметевой, рожденной от фамилии польских шляхтичей Ковалевских». В 1802-ом году обрадованный граф узнал, что Прасковья ждет ребенка. На несколько месяцев Николай Петрович ударился в беспробудное пьянство и развлечения. Однако никаких интимных отношений между юной актрисой и Шереметевым не замечалось. Графу Шереметьеву государем было пожаловано звание обергофмаршала императорского двора. На самом же деле Прасковья была дочкой горбатого кузнеца – «коваля» и в графский театр она попала семилетней Парашкой Ковалёвой.
Граф старательно готовил свет к тому, чтобы тот принял Прасковью в качестве графини. Шереметев решил заменить «мужицкие» фамилии своих актрис новыми, более благозвучными, по названиям драгоценных камней. Её голос пленял необычайной глубиной и оригинальностью. Они решают переехать из ставшего «злобным» Кусково и в 1795 году весной переезжают в Останкино, куда вслед за ними переезжает театр и музыканты.
Судьба отпустила молодожёнам только два года жизни в законном браке. Сказано – сделано.
Подруги подносили его к дверям спальни, она немного успокаивалась. 28 июня 1792 года состоялась закладка будущего здания больницы.
22 июня 1779 года был, наверное, самым трудным днём в жизни Параши Ковалёвой. Кажется, всё ясно, где родилась Прасковья Жемчугова. Вершиной ее искусства считают роль Элианы в опере Гретри «Самнитские браки».
Граф Дмитрий Николаевич Шереметев Поступив на военную службу, молодой граф Шереметев в 1825 году попал в опалу, отказавшись стрелять в декабристов. В 1798 году Жемчугова-Ковалева была освобождена от крепостной зависимости. Граф мучительно обдумывал способы превращения своей «преступной» связи во вполне законную и сочинённый им «спектакль» оказался последним в шереметевском театре.
Да Параша и была настоящей жемчужиной шереметевского театра. Молодая женщина боялась не только за себя, но и за своего возлюбленного.
«Ярославская Золушка» – так назывался очерк журналиста Юрия Белякова, посвященный Прасковье Жемчуговой и опубликованный в 1 журнала «Русь» за 1996 год. Он стал оказывать ей внимание: беседовал, музицировал и заставлял петь. Ковалевой-Жемчуговой. Аргунов, сам выходец из шереметевских крепостных, хорошо знал и ценил Парашу. После рождения ребенка немедленно забрали от матери, боясь заражения.
Ей было всего одиннадцать лет. Прасковья Ивановна Жемчугова (Ковалева, 1768 – 1803), родилась в Ярославской губернии в семье кузнеца Ивана Горбунова, получившего позднее фамилию Ковалев, крепостного графов Шереметевых. Её удивительный голос завораживал уже тогда – невзрачная худышка (красавицей она так и не станет) преображалась на сцене и молодой Шереметев в восторге взял ее на полный пансион и сам контролировал её обучение. По своим акустическим качествам он является лучшим залом Москвы.
Архитектурная основа не менялась – раннее барокко, стиль нарядный и очень гармоничный. Воспитывалась в барском доме, в числе других детей, «определенных к театру». Сырой климат столицы обрушился на Прасковью, пробудив до сего момента дремавший в ней туберкулез (который она унаследовала от своего отца-кузнеца). Институт занимает здание Странноприимного дома – «Дворца милосердия», основанного Николаем Шереметевым в память умершей жены.
Параша мечтала о сцене и старательно постигала азы актёрского мастерства. Им были сделаны два портрета Прасковьи Жемчуговой, в том числе «Портрет П. И. Ковалевой в полосатом халате», который стал ее последним прижизненным портретом. Мы решили рассказать об одаренных крепостных, ставших более знаменитыми, чем их хозяева. Теперь граф глядел на свою крепостную с четким пониманием, что других женщин ему не надо. Её положение крепостной не сулило ничего хорошего в жизни, однако Параше повезло.
Шереметев взял с собой в столицу лучшую часть своей труппы, в том числе и Жемчугову. Они жили, любили, уважали друг друга и наслаждались каждым днем. Сын так горевал, что единственное утешение видел в алкоголе.
В 1908-м году он пожертвовал 20 тысяч золотых рублей на учреждение стипендии Н. А. 3 февраля 1803 года Прасковья подарила мужу наследника, которого назвали Дмитрием. Для Жемчуговой граф выстроил новый дом, значительно реконструировал театр. Оригинальная планировка зала Останкинского театра позволяла легко (буквально в течение часа) превращать его в бальный. Автором проекта был ученик Баженова Елизвой Назаров.
Но сырой климат столицы вызвал обострение болезни и вскоре она потеряла голос. Сына Параша рожала уже смертельно больная. На родине своей жены Н. П. Шереметев выстроил церковь Богоявления с двумя приделами (1805 г. ), а у дороги к селу, где по преданию граф впервые встретил юную Парашу, была поставлена часовня (сейчас в полуразрушенном состоянии). На следующий год вышла на сцену в роли Белинды в опере Антонио Саккини «Колония или Новое поселение» уже под именем Жемчуговой. Этим она приобретала право на брак с любым юношей.
«Жемчугова-Ковалева Прасковья Ивановна (3. 07. 1768 г., село Уславцево Ростовского уезда Ярославской губернии – 23. 02. 1803 г., г. Санкт-Петербург, похоронена в Александро-Невской Лавре). Весной 1795 года Прасковья Ивановна с Николаем Петровичем, а вместе с ними и весь штат актёров, актрис, музыкантов, служителей сцены перебираются в новую усадьбу. Какой бы знаменитой ни была Жемчугова, ее не приняли бы. С 7 лет ее взяли на обучение «в театр», как и других талантливых шереметевских крепостных. В журнале «Русь», где был опубликован очерк Ю. Белякова «Ярославская Золушка», в 2 за 1996 год был напечатан его же очерк «На родине Параши Жемчуговой», в котором утверждалось, что актриса родилась в деревне Березина, а в Большом Селе, в церкви Параскевы Пятницы, ее крестили.
Дворец начали строить в 1740-х гг. О браке было объявлено только в 1803 году, после рождения сына Дмитрия. В 1785 году актриса впервые сыграла роль, которая стала её звёздной, — роль Элианы в опере Гретри «Самнитские браки». У нее обострился наследственный туберкулез, пропал голос.
А уж для любителей актерок разницы между труппой и гаремом не было никакой. Название «Фонтанный дом» невольно преуменьшает размер имения. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона даже называет Прасковью Ивановну «первой русской поэтессой из крестьянства».
Но от этого граф не перестал любить её. Попасть в театр было для Параши, родившейся 20 июля 1768 года, счастьем. Историй о том, как богач влюбляется в бедную девушку, несть числа.