Портрет великого князя Павла Александровича был заказан художнику Валентину Серову в Санкт-Петербурге лейб-гвардии конным полком. В 1897 году Серов написал с натуры портрет великого князя Павла Александровича.
Неожиданно отворилась дверь и Александр III вышел на лестницу один. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Третьяковка нащупала интерес людей, который лежит вне искусства. Девочка с персиками, как икона русского мира, который умрёт без боя.
Серов создаёт несколько героических портретных образов избрав для них жанр парадного портрета, Серов развивает прежнюю тему артистической личности, обретающей теперь большую свободу в выявлении своего таланта, его общественной значимости (портреты М. Горького, 1904 М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, 1905 – оба в Третьяковской галерее). Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы.
На портрете наследника гигантского состояния, шестнадцатилетнего Феликса Юсупова, которого Серов за глаза называл «графчиком», многие разглядели самодовольство, капризность, а то и порок светского баловня, бисексуала и будущего убийцы Григория Распутина. В портретах М. А. Морозова (1902), Третьяковская галерея), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба в Русский музее) Серов, выявляя некоторые черты в облике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придаёт им значение своеобразных формул социально – обусловленных черт в человеке. Там же Серов написал несколько портретов из которых «Девушка освещённая солнцем» – портрет М. Я. Симонович по-праву считается одно из лучших работ раннего периода творчества художника, наряду с «Девочкой с персиками». "Я приведу несколько цитат из текста журналистки Натальи Осиповой. После революционных событий февраля-марта 1917 года Михаил был сослан в Гатчину. Во время сеансов Александра Федоровна пристально наблюдала за художником и щедро раздавала советы, как «подправить» лицо Николая II на портрете. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III.
Возле каждого портрета краткая биография портретируемого. В эти году (в мае 1887 года) Серов впервые посетил Италию, воочию увидев творения итальянских мастеров. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. В 1898 году для Русской частной оперы Мамонтова он создал декорации к опере своего отца Александра Серова «Юдифь». Оригинальная версия картины не сохранилась: захватившие Зимний дворец революционеры распороли холст штыками. Домотканово, 1895, Третьяковская галерея. «Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз Грусть его изящна.
Однако друзья художника, его современники отмечали его редкую прямоту и честность. Он был физически крепким, добрым и храбрым воином. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15.
Разрыв Серова с императорским домом пришёлся на события 9 января 1905 года, когда сам художник также вышел из Академии художеств, которую возглавлял великий князь Владимир Александрович, сыгравший большую роль в «кровавом воскресенье». Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Валентин Серов был наделен огромным актерским талантом. Утверждается, что он ни разу в жизни не тронул пальцем детей и не обидел их резким словом. Михаил Александрович (18781918), великий князь, четвертый сын Александра III и императрицы Марии Федоровны, брат Николая II. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым.
Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Много работал в области графики, занимался офортом, литографией, книжной иллюстрацией. Серов в некоторых картинах вызывает почти религиозное чувство.
1902 г. ) – «Петр II и Елизавета на псовой охоте» и «Петр I на псовой охоте» рассматриваются как полотно, а не иллюстрация. Серова. В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор.
Предпринимая попытку поставить «Юдифь» на сцене Мариинского театра в 1887 году, так и не состоявшуюся, Серов принял деятельное участие в постановке оперы в 1898 году в Частной опере вместе с Коровиным. Картинабыла создана, когда емубыло лишь 23 года. Создание Серовым «Девочки с персиками» во многом перевернуло представление о детском портрете. Ее морда обращена к зрителю, а стоящие торчком «чуткие» уши придают ей выражение пристальной, настороженной внимательности. Одновременно в творчестве Серова развивалось другое, противоположное направление: он часто писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин.
Как писал С. Ю. Витте, «Император Александр III, получив Россию при стечении самых неблагоприятных политических конъюнктур, глубоко поднял международный престиж России без пролития капли русской крови». Проходя мимо поданных, она отстраненно отвечает на их знаки внимания. Взгляды, пальцы, голубоватые жилки в сгибе локтя, румянец.
Валентин Александрович говорил мне, что этого выражения, виденного в первую минуту на лице Александра III, он никогда не мог забыть» Серов по своему душевному и творческому складу менее всего был приспособлен к амплуа «придворного портретиста». Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался».
В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. (Я потом очень поверил, когда вычитал, что они импрессионисты, воспели миг как таковой. ) Потом, уже сам, я дошёл до следующего нюанса ценности мига как такового у импрессионистов: хорош потому именно миг, что хороша абы какая жизнь. Но «трезвая» реалистическая живопись «под Крамского», писавшего с протокольной прозаической точностью, призвана уверить, что это не сочиненный романтический «образ» разочарованного художника-мечтателя, а честно переданный характер конкретного человека, словно невзначай, помимо воли портретиста, совпавший с фигурой героя романтической эпохи. Серов был одним из любимых педагогов Московской школы живописи, ваяния и зодчества (преподавал в ней в 1897–1909 гг. ).
Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. Живопись портрета, горячая, золотисто-перламутровая, на просвечивающем красном подмалевке, оживляет воспоминание о колорите Рубенса и Ван Дейка.
«Шаляпин и в жизни поневоле продолжат ощущать себя на сцене, не столько жил, сколько «играл себя» и от наития данной минуты зависело, каким, в какой роли он себя обнаружит», – вспоминал Сергей Маковский. Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11. Там висит много всяких великих княгинь. Для этого образа, нового в искусстве, Серов находит новые средства выражения.
Портрет Александры Федоровны выполнен в трех цветах: черном, белом и красном. В портрете нарастает тяготение к остроте социально-психологических характеристик, приобретающих необычайную глубину и монументальности.
В марте 1918 выслан большевиками в Пермскую губернию. Здесь нельзя не сказать и теме Петра, наиболее ярко выраженной в таких работах как «Пётр I в Монплезире» 1910-1911 гг. Начало 1890-х гг. Михаил Ямпольский, философ, культуролог: Вообще говоря интересный художник. Хотя, собственно, ничего манифестирующего в картинах Серова нет. Лицо Коровина прописано мастерски точно.
Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Объяснить его словами простой человек не может. На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления».
«Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. В 1890-х – начале 1900-х гг. "Хрестоматийный пример. Нет ли в этом какой-то большой беды. На рубеже столетий происходит перелом в стилистических исканиях Серова, в его творчестве окончательно исчезают черты импрессионизма и всё более последовательно развиваются принципы стиля модерн, неизменно при этом сохраняется глубоко правдивое и реалистическое постижение природы и человека. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Был написан портрет императора Николая II.
Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Острый взгляд художника, едва уловимая улыбка, полная доброй иронии. – Фокус-покус. Полнокровное. Все стоят, читают это и восхищаются.
Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. На фестиваль молодёжи и студентов Я, в общем их видел). Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва)Художник, график. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А. Н. Нет ни интерьера, никаких деталей: «чистый холст», на нем – гордой птицей, «черной молнии подобной» – фигура Горького. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8. «Это памятник Ермоловой. » – писал в марте 1905 года архитектор Федор Шехтель о серовском портрете выдающейся актрисы.
В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Современники вспоминали, чтонезадолго до своей смерти, художник, долго рассматривал картину в Третьяковской галерее, после чего махнул рукой и сказал «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся». Но с этим чрезмерно самокритичным заявлением художника, я уверена, не согласится ни один посетитель выставки, Серов – великий портретист, который в неповторимой живописной манере сумел создать для истории целую энциклопедию лиц и образов рубежа 19 и 20 веков. И жест руки его воспринимается как жест человека, доказывающего свою правоту. Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. равно как и в жанре исторической графики, черты монументального графического видения проступают в портрете С. П. Дягилева (1904 г) исполненного маслом, портрете Иды Рубенштейн (1910 г. ) и в варианте «Похищение Европы» (1910 г. ). В живописи каждого портрета можно найти аналогию в искусстве прошлых эпох, как если бы художник перевоплощался согласно своему представлению о модели: «Этого человека мог бы написать Веласкес – я напишу его, как Веласкес». Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса.
фон Дервизом в 1886 г., в которой регулярно гостив в летние месяцы художник обращался к портреному и пейзажному жанру. 3 (16) марта 1917 года во время Февральской революции император Николай II отрёкся от престола, в том числе и за наследника, цесаревича Алексея, в пользу Михаила Александровича, однако тот объявил, что примет верховную власть только в случае, если на то будет выражена воля всего народа (посредством Учредительного собрания). Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках.
С 1878 года Серов вновь вернулся в Москву, где продолжил обучение у Репина. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Не этому б быть царём.
– Валентина Александровича поставили на лестнице, которая была абсолютно пуста. Тот, кто знаком с творчеством Коровина, сразу заметит «похожесть» этой работы Серова с работами изображенного коллеги художника. Излюбленными моделями Серова становятся артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1893, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, – все в Третьяковской галерее). Портрет другого знаменитого тенора, Франческо Таманьо, где певец изображен в берете (артистический аксессуар), с гордо поднятой головой, вдохновенным взглядом, устремленным вдаль, мимо зрителя, выглядит этюдом для парадного портрета. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13. Сегодня у нас сеанс последний. Смотришь уже не на картины, а на людей, смотрящих на картины.
В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Домотканово» (1886 г. ), «Заросший пруд. Чистякова (1880-1885, не окончил). Единственной монументальной работой в творчестве художника стал занавес к балета «Шехерезада» 1910 года, впервые представленный широкой публике юбилейной выставке в честь художника в Третьяковской галерее в 2015 году.
Потомки и предки встретились в Третьяковке. Учился у И. Е. Валентин Александрович Серов (7. 01. 1865–22. 11. 1911), художник и график, сын композитора А. Н. Какие-то не очень устроенные женщины в основном, конечно, любуются на эту красоту двора. Но полностью изменить своей манере Серов не в силах.
3 (16) марта 1917 года во время Февральской революции император Николай II отрёкся от престола, в том числе и за наследника, цесаревича Алексея, в пользу Михаила Александровича, однако тот объявил, что примет верховную власть только в случае, если на то будет выражена воля всего народа (посредством Учредительного собрания). Не чужие, а свои. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Переменчивое. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Теперь все дети выглядят так.
Серова. Из-за противоречивости их текста. Например, портрет Николая II"". В 1892 году Серов начинает писать портреты высочайших особ, чему послужило поводом участие Серова (совместно с Коровиным) на выигранном им конкурсе на создание большого группового портрета Александра III в память чудесного спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года в Борках (окончен в 1894 г. ). В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Член Государственного совета (1901-1917).
Портрет необычен по композиции, он динамичен. Или из какой семьи богатеев. конец XVII-XVIII век» И. И. Кутепова (СПб.
После мороза и лёгкой муки обретения себя в летнем серовском раю, как второй акт перформанса, который не возможен без первого. В середине 1900-х гг. Портрет неизвестной С начала 1890-х гг. В феврале родилась дочь Ольга. Также Серова должен был принять участие в росписи Владимрского собора в Киеве, для чего представил эскиз росписи «Рождество Христово», однако, представленный позже срока, оставшись лишь в эскизе. Но. Императора Серов писал в основном по фотографиям, лишь раз получив возможность наблюдать царя «в натуре».
Возродил в искусстве обстановочный портрет – портрет-картину. и «Пётр I» 1907 года, являющие собой портрет эпохи великих преобразований XVIII века. Картину «Девушка, освещенная солнцем» (портрет М. Я. Сами импрессионисты были очень бедны.
Композицию художник строит так, что фигура Петра выглядит несколько приподнятой из-за пониженного горизонта и зритель воспринимает Петра, как бы глядя на него снизу. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Художник, который умел написать человеческую судьбу, ещё не зная о том, как она сложится. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых.
Домотканово 1895 В поздний период (начало 1900-х гг. ) Серов связан с Миром искусства. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Весь этот мир в поздней Российской империи даётся. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. Такой бомонд Российской империи, её конца. Действительно, Шаляпин был человеком нервным и обидчивым часто жаловался, что стоит ему показаться где-нибудь в ресторане или просто выйти на улицу, как окружающие, узнав его, сразу начинают ждать какого-то необычного поведения от «знаменитости».
Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Именно так, «под Веласкеса», написан портрет итальянского певца Анджело Мазини, выступавшего с гастролями в столицах. Позднее, в 1907 году, «Юдифь» всё-таки была возобновлена на сцене Мариинского театра, а Серов проявил себя не только как тонкий декоратор, но и как исследователь, методично и скурпулёзно стремящийся реконструировать эпоху древней Ассирии, культура которой была открыть на рубеже веков.
Подобную же оценку давали результатам внешней политики Александра III другие современники. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ).
На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками». был ознаменован обращению Серова к жанру театральной сценографии. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Горький – в активном действии, он словно спорит с кем-то, стоящим за рамой холста.
Заслуги Александра III во внешней политике были отмечены Францией, которая назвала главный мост через реку Сену в Париже в честь Александра III (Мост Александра III, соединяющий Большой Дворец и Музей Армии). Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. За эту работу в 1888 году награждён премией Московского общества любителей художеств. Дерзкое. Домотканово» (1895 г. ). Павел Александрович написан Серовым в напряженной, застывшей позе. Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной, художник заставляет помнить, что рисунок – в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи «трепета душевной жизни».
После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Импрессионистические черты сказываются подчас лишь в композиционном построении портрета, характере движения портретируемого. Домотканово» (1888) и «Октябрь. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Генерал-майор. Какая княгиня.
Обычности. Работа создавалась во время неформального дружеского общения двух талантливых художников. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). И, по-видимому, это именно то, чего и добивался Серов в портрете. Художник настоял, чтобы собачка была на портрете, уверяя, что именно «это лучшая его модель». Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909).
Брал уроки живописи у И. Е. Фигуру князя обрамляет свободно развернутый в пространстве корпус лошади. Работа над картиной, вместе с этюдами, заняла три года. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Что называется, слышим треск разрываемых шаблонов. Им бы ненавидеть этот империализм, так всё ускоривший, а их обездоливший.
1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.
Вот, что она пишет: Действительно непорядок. Во время первой мировой войны командовал Кавказской туземной конной дивизией, более известной как «Дикая дивизия», состоявшей из добровольцев-мусульман, уроженцев Северного Кавказа и Закавказья. Созданные им портреты Кончаловского, К. Коровина (1891 г. ) и И. Е. Репина (1892 г. ), Е. И. Лосевой (1903 г. ) по-серовски выражают различные черты характера и, вместе с тем, апеллируют к почерку самих художников, с узнаваемыми приёмами используемыми ими в своих полотнах. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям.
Он одет в простую рубашку-косоворотку, брюки заправлены в сапоги. Рубеж 1890-1900-х гг. Середина 1880-х гг. В картине есть всё, что случится потом. На портрете два персонажа – Юсупов и его мопс Клоун, – такой же своенравный, как хозяин. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Портреты Мазини и Таманьо образуют пару, представляя собой вариации на тему «артист в жизни и в искусстве».
«Левитан жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы», – пишет о своем друге Коровин. Последний период (1897-1911) в творчестве Серова охарактеризовано существенным изменением его манеры, предпосылки к чему наметились ещё в Академии, когда 1885 году Серов как художник решительно начал поиски своего стиля. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.
1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. В портрете Левитана ничто не указывает на то, что изображен именно художник (хотя известно, что Левитан также позировал в своей мастерской). Станковое полотно наделяется качествами монументального произведения. Получив широкую известность, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами (портреты великого князя Павла Александровича, 1897, Третьяковская галерея С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, – оба в Русском музее в Санкт-Петербурге). В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Портреты заговорили.
В первую половину 1890-х гг. Портрет Коровина, несомненно, шутка великого Серова. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). В то время он был на вершине славы, современники отмечали его надменность и взбалмошность, свойственные избалованной успехом «звезде». На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). И никакого социального открытия, как у реалистов, – никакого открытия, полагающегося провидцам, слышащим, как трава растёт: "войны, революции, распад страны, смерть в Екатеринбурге – все это еще впереди (Там же). По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значительных исторических событий, она близка исторической живописи художников Мира искусства, отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, Русский музей), глубиной постижения исторического содержания эпохи (Петр 1, темпера, 1907, Третьяковская галерея).
Во второй половине года выполнил несколько заказных портретов: А. И. Абрикосова, М. К. Олив, жены и дочери харьковского губернатора— В. В. Капнист и В. В. Мусиной-Пушкиной. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Небольшие картины, выдержанные в единой тёплой серо-коричневой гамме, лишены повествовательных элементов – скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности (Октябрь. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Будучи сыном крупного композитора А. Н. Серова, оставившего большой след в истории русского музыкального искусства, оставившего богатое музыкальное наследие, в том числе и оперы «Юдифь» (1861-1863), «Рогнеда» (1863-1865) и «Вражья Сила» (1867-1871), художник не мог не прикоснуться к этой теме и как сын и как сценограф.
Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения. Но исполнение картины отражает идею Валентина Серова. Светской жизнью ушедшей империи. Сам Серов часто говорил о себе: «Я ведь всё-таки и немного пейзажист», о чём свидетельствуют не только упомянутые выше пейзажи Венеции, но и виды Домотканово из которых примечательны «Осенний вечер. И тут Серов увидел все то, что ему так не доставало (Там же). И это самая интересная выставка. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3.
Эта поездка, свершённая им на средства от созданного им плафона «Феб лучезарный» дома в тульском имении помещиков Селезнёвых во многом поправило здоровье художника, незадолго до этого в феврале заболевшего от воспаления предстательной железы. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. В нём Серов выступает не только как художник, но и как тонкий психолог, в лице совсем юной 11-летней Веры Мамонтовой отразил и бойкость и непосредственность, восторженность и радость, так черты лишь только нарождающегося характера, схожего с характером Отца. Подлинным Шедевром Серова-графика стала афиша Русских сезонов 1909 года с Анной Павловой в образе Сильфиды, о котором в своих мемуарах Л. Л. Новиков отмечал, что «Портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова». Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Какие-то знаменитости.
На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка. Октябрь. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). В 1890-м году Серов впервые обратился к жанру религиозной живописи, совместно с М. В. Врубелем в создании картины «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам) для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме при фабрике П. М. Третьякова и В. Д. Коншина.
Ты ходишь и кайфуешь. В какой-то момент, стоя в хороводе портретов, понимаешь: и это же и есть люди с хорошими лицами. Необходимую динамику и натуральность портрету предает изображение лошади – чуткой с живыми глазами и выразительной мордой. Портрет самого С. И. Мамонтова (1887 г. ), П. А. Мамонтовой (1887 г. ), М. Ф. Якунчивой (1888 г. ), Л. А. Мамонтовой (1884 г. – первое значительное произведение художника) и знаменитая «Девочку с персиками» – портрет В. С. Мамонтовой (1887 г. ) выразили приверженность Серова не только импрессионизму, созвучного творчеству Ренуара, но и рождение собственного художественного видения, зрелого и уверенного собственного почерка. В царствование Александра III Россия не вела ни одной войны. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора.
Вначале 1890-х годов частыми моделями Серова оказываются актеры, писатели, художники. И так далее. Особым заказом императорского двора стал заказ акварели «Миропомазание Государя Императора» для альбома по случаю коронации Николая II, в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора Кремля, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. В портретах детей Серов стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка (Дети, 1899, Русский музей Мика Морозов, 1901, Третьяковская галерея). Большое место в позднем творчестве Серова занимала историческая живопись. Нетрудно заметить, что в этой работе художник изменяет своей манере. Ученики: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.
В этом портрете Серов пробует себя в новой для него эстетике. К числу лучших произведений романовской серии относится портрет Николая II 1900 года. Так иногда случается у художников. Однако Серов, едва закончив портрет в 1900 году, сразу же сделал его копию. По артистическому принципу через наоборот они, тем не менее, славят Эту жизнь, абы какую.
в зеркале у края холста). 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Более того, он утрирует приемы импрессионистов. Изысканное. Великий русский художник Валентин Серов родился в в семье композитора и музыкального критика Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Бергман – ученицы и жены композитора. Вместе с тем абрис силуэта похож на контур возносящейся ввысь струи фонтана – Серов, по своему обыкновению, дал неожиданную, триумфально-патетическую интерпретацию излюбленной стилем модерн «льющейся, текучей линии», приспособленной выражать образы медлительно-заторможенных, полудремотных состояний.
Абы какая. Не менее значимы портреты великих князей Михаила Николаевича в тужурке (1900 г. ) и Георгия Михайловича (1901 г. ). Пусть то жизнь проститутки или вообще любой секунды чего угодно.
Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Например, в 1892 году Серов работал над портретами двух абсолютно различных лиц.
Последний портрет Серова – княгини Щербатовой служит примером того, что художник вовсе отказывается от финального эскиза, предшествующего воплощению замысла полотна. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова.
Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Действительно: стояли тихо, смиренно, как к поясу Богородицы.
Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905. За поддержание европейского мира Александр III получил название Миротворца. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку.
1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П. П. (попривозили тогда, что ли, в Москву подлинники из-за границы. Дети Боткина и маленькие великие князья – это дети с соседней улицы.
Правда, многие опасались ему позировать, ведь художник видел то, что люди пытались скрыть. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Живое. Родился сын Георгий. Этюд выполнен художником для картины Александр III с семьей (1894, до 1941 — Харьковский музей изобразительных искусств), заказанной Харьковским дворянским собранием по случаю спасения императорской семьи во время крушения поезда при Борках (1888).
фон Меккк рисунка Володе фон Мекку. за этюд с натуры».
Посетил Голландию, Бельгию, Германию, Францию, Грецию, Италию, Испанию. Блестящий портретист, пейзажист, автор исторических и жанровых картин. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Вместе с отцом они ездили на рыбалку, посещали зверинец, ходили на охоту.
Михаил Александрович увлекался также музыкой историей, ездой на автомобилях. Он беспокоился о судьбе картины, так как она не очень нравилась императрице. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства.
От нее веет здоровьем, безмятежностью.