Валентин Алексеевич Серов (19 января 1865 – 5 декабря 1911) – русский художник, один из ведущих портретистов своей эпохи. Валентин Серов – известный русский портретист, автор полотна «Девочка с персиками», а также портретов многих знаменитых людей своей эпохи, продолжатель традиций художников 19-го века.
Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Чистякова (1881, ГТГ) и Е. Г. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Симонович-Ефимова. В поисках ключа к созданию нового образа Гиршман он поначалу ориентировался на стиль Энгра, но в процессе работы точка отсчета сменилась: «Уж теперь не Энгр, а, пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся» 9.
Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Мая. 1876. Каждая из работ 1911 года самоценна.
Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. Именно Серов первым ввел рисование с обнаженной женской модели. На картине «Дети» (1889 г. ) изображены два его сына, которые охотно позировали отцу.
У них родилось шестеро детей. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. И. Е. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения.
Уже в акварельном эскизе (1906, ГТГ) проступает сложный замысел художника. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Марка в Венеции.
"Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". Немецкому мастеру удалось разглядеть в усердном ученике того, кем станет спустя десятилетие Серов. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве.
Переезд с матерью в Киев. 1878. Серова «Юдифь». Рождение сына Александра. 1894. Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву.
Особенно высоко эти произведения оценили импрессионисты, которые больше ценили не драматургию сюжета, а сам поток жизни, проявление определенного жизненного факта в определенное мгновение, в конкретном пространстве. (1990). Валентин опасался, что, находясь вдали от него, Лёля разлюбит его. За 46 лет яркой и выразительной творческой жизни художник создал около двухсот великолепных неповторимых творений. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин).
Левитана (1893), писателя Н. С. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Репина, Т. А.
Они предназначались для дальнейшего написания семейного портрета императора. И. Е. Стать натурщиком для портретов Серова был большой риск, так как он был очень требователен как к себе, так и к модели. Первой масштабной работой Серова для театра становится оформление постановки оперы А. Н.
Один из критиков восторженно отзывался о Шаляпине в роли Олоферна, который, по его мнению, «развертывал "чудеса монументальной пластики", "громоздил один скульптурный момент на другой"» 22, но за каждой позой, за каждым жестом таился определенный смысл, содержание, подсказанное музыкой и главной чертой образа все же оставались понятность и простота. Вскоре Серов заключил соглашение с Дягилевым о создании к следующему балетному сезону занавеса-эпиграфа к «Шехеразаде». В доме Серовых всегда было шумно и весело.
Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Еще более Серова с мирискусниками объединял интерес к театру. В 1910 году Серов получил заказ на роспись столовой особняка Носовых на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, который позволил бы художнику реализовать свои идеи.
Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). Неудивительно, что художник пользуется языком архаики: это и живописный лаконизм (всего три цвета: синий, зеленый, коричневый) и плоскостность и обобщённость, декоративность, помогающие создать образ хрупкой, но притягательной балерины. Церковь».
Хотя в результате работа стала самостоятельным полотном, это предположение объясняет, почему перед нами опять не столько портрет реального человека, сколько сценический образ «чаровницы, гибель с собой несущей». Серов широко использовал метод калькирования: нарисовав фигуру на полупрозрачной бумаге, накрывал рисунок другим полупрозрачным листом и, обведя наиболее удавшиеся контуры, продолжал рисовать уже на новой «подложке». На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Портрет неизвестной С начала 1890-х гг.
Как он рисует. Грабарем к лучшим произведениям Серова. Бакста (оба – первая половина 1900-х, ГРМ). Внимание художника привлекали подчеркнуто простые, неброские виды русской природы. Это случилось в 1871 году.
Важную роль играет эффект двойного отражения. В середине 1900-х гг. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Лето 1888 года Серов провел в родовом имении Дервизов Домотканово. Выходит из ТПХВ. Бакста, С. П. Официальное оформление выхода из Академии художеств.
Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Конец XVII и XVIII век».
Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Ученики: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Портреты Г. Л.
Работа с ней нередко помогала художнику найти нужное художественное решение в лучших его произведениях. В 1893-м художником были созданы портреты дочерей Александра III Ольги и Ксении. Станиславского (ГТГ), друга детства, когда-то они вместе выступали на сцене в доме Мамонтовых.
Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж. Игра солнечных пятен создает атмосферу знойного южного дня с его тишиной. Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь эта золотая. В портретах М. А. Морозова (1902), Третьяковская галерея), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба в Русский музее) Серов, выявляя некоторые черты в облике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придаёт им значение своеобразных формул социально – обусловленных черт в человеке. Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году. Спустя несколько месяцев после постановки «Юдифи» в Мариинском театре в 1907 году Серов был привлечен к оформлению этой же оперы в Париже.
Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Гиршман – начало целенаправленного поиска «большого стиля», опирающегося на достижения мастеров прошлого и отвечающего запросам нового времени. В 1890-х – начале 1900-х гг. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей.
Был написан портрет императора Николая II. Поездка в Крым и Сочи с В. Д. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Через год Серов пишет «Девушку освещенную солнцем», натурой для которой была его двоюродная сестра. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Коровиным. Грабарь писал: «Серов берет свою модель каждый раз по-другому, так, как не брал до этого еще ни одну из прежних и так, как он находил это для нее наиболее характерным» 10.
Чистякова. Профессор смог многое дать Серову: он познакомил его с экспонатами Эрмитажа, заинтересовал стилем старинных мастеров. Особенно много работать акварелью Серов начал в конце 1890-х-1900-е годы. А в 1887 году в Абрамцево появляется полотно «Девочка с персиками», на котором изображена 12-ти летняя дочка Мамонтовых Вера. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора».
Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. «Не каждый день бывают такие находки. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова.
Становится преподавателем МУЖВЗ. И для такого резкого ответа была причина. Морозовой и С. М. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. Серов молча протянул ей палитру. Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц.
Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Знакомство с К. А. Рождение дочери Натальи. 1909. Гиршман сохранил фрагменты и втайне от автора отдал на реставрацию. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. Крылова – одного из самых знаменитых циклов Серова. и Ю. С.
Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. А в 1900-м он рисует портрет Николая II. Я у них учусь» 7. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Симонович в письме на родину.
Серов и вправду многое перенял у своего наставника. Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга. Немножко суховато, но не неблагородно, в отличие от бакстовской сладкой роскоши» 25. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Правда, как у критики, так и публики, эти шедевры не вызвали особых эмоций.
Черты этой натурщицы проступают в облике Европы в композиции «Похищение Европы» (1910). Очень достоверно передана обстановка комнаты. «Острый глаз, острый карандаш» 4, – говорил о нем Л. О.
Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. На выставке представлены эскизы к постановке в Мариинском театре 1907 года (ГТГ, ГРМ). Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. Таков портрет К. Д.
Репина (1892), И. И. Одним из самых достоверных образов А. П. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Работа над ними была начата по приглашению А. И. Еще одной особенностью произведения является соединение на одном полотне различных жанров – пейзажа (за окном), натюрморта (на столе) интерьерной и портретной живописи. Позже позаказу Николая IIСеров написал парадный портрет Александра IIIв форме датского полка ипортрет самого Николая вдар гвардейскому полку. Рождение сына Георгия. 1895.
Даже незаконченное полотно подтверждает: их желание, несомненно, было бы осуществлено. Продолжение занятий с Репиным. 1880. Многоплановость композиции и игра с отражением в зеркале отсылают зрителя к знаменитым «Менинам» Веласкеса. В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф. В начале июня В. А. Серов был избран в совет Третьяковской галереи, созданный после смерти П. М. Третьякова.
Гиршман в интерьере ее будуара. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. Римского-Корсакова (1898).
С присущей ему скромностью или иронией художник отмечал: «Я ведь все-таки немного и пейзажист» 5. 18 февраля вместе с В. Д. за этюд с натуры».
Врубелем Серов писал декорации для домашних постановок, сам участвовал в них. Знакомство с Г. Л. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Ее организовали разночинцы. Так началась целая серия портретов императорской семьи. Мамонтовой.
Похоронен на Донском кладбище в Москве. Незадолго до смерти он заключил договор с И. Н. Похоже, княгиня прочла этот «подтекст» и избавилась от картины, подарив её музею Александра III (ныне Русский музей).
Рождение сына Антона. 1902. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. В репинской свободной манере с мягкими растушевками выполнены портреты матери («В. С.
Петр I Портрет Г. Л. Бенуа. Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А. Дягилевым, стоял у истоков этого грандиозного предприятия. Гиршман. 1908.
Карсавиной и А. П. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Дервиза Домотканово. Серов тоже был частым и дорогим гостем в Абрамцево и именно здесь в 22 года написал свою самую знаменитуюкартину «Девочка с персиками».
Мастер не нарушал границ жанра, предельно утрируя характеристику лишь в шаржах. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Серов писал И. С. Крылова».
По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Портрет O. K. Поездка в Вену и Италию с И. С. Знакомство с А. Н.
В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Бакстом в Грецию и на Крит. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г.
Павловой (оба – ГТГ). Шаляпина (1907, ГЦТМ). Ефимовым и Н. Я.
Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. Да и глядит-то она куда.
Как писал А. Эфрос: «Надо просто перейти на какой-то другой материк, погрузиться в другую действительность, чтобы отсюда добраться до его исторических картин Обращение Серова к личности Петра и к исторической теме в целом связано в том числе и с его сближением с художниками «Мир искусства», основными идеологами ретроспективизма. Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Художник, по рассказам дочери, работал над портретами с творческим горением. Первоначально Мамонтов хотел опубликовать все басни с картинками, однако замысел не воплотился в жизнь. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. Поездка в Рим и Париж. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13. Мать будущего художника также была известной личностью.
«Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Она умерла в 1955 году, ранее переслав в Третьяковскую галерею рисунки и письма знаменитого родственника. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». В 1911-м он рисует К. С.
Портреты П. П. Родился сын Георгий. видишь и ощущаешь близость Востока и признаешь сказку из тысячи и одной ночи» 24. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871.
Она также позировала художнику во время работы над портретом ГЛ. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Серов в своих письмах делится с невестой и духовными переживаниями. Переезд с матерью в Париж.
Мамонтова (1879, ГРМ), двоюродной сестры М. Я. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности.
Репин был его наставником с 9 лет. Чаще всего источником вдохновения для Серова служило имение семьи Дервизов – Домотканово. А где можно было брать основной материал.
Излюбленными моделями Серова становятся артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1893, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, – все в Третьяковской галерее). Бакста. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге.
В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Мамонтовой (1887, ГТГ) отличаются характерной четкой проработкой контуров острыми штрихами угольно-черного карандаша. Работа над полотном шла три месяца. Работы Серова уже тогда были отмечены печатью таланта и мастерства. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям.
В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Репина (1901, ГРМ). Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Уже тогда стало понятно, что на культурном небосклоне появилось ещё одно имя мирового значения.
Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20. Турчанинова (1907), М. Н.
Бенуа – А. К. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится.
Среди них были и приближенные императора. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо», – высказывался об образе сам художник. Мамонтова (1898), Мариинского театра (1888 и 1907) и антрепризы С. П.
В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Текучесть, «подвижная сущность» акварели раскрывает сам процесс создания портрета, отражает темп работы художника, обладающего способностью мгновенно схватывать облик и психологическое состояние модели. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. В 1911 году Серов создал знаменитый овальный портрет Генриетты Леопольдовны, в котором он опять прибегает к эффекту «пластического цитирования» или, точнее, своеобразного творческого диалога со «старыми мастерами». В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8. Заказывают у него портреты и другие известные личности: князья Юсуповы (1893), мультимиллионер Морозов (1902), банкир Гиршман (1911).
Но самое забавное, что центром этого большого по размеру портрета является вовсе не сама «барынька», которая смещена вправо, а ее крошечная собачка. Начиная с 1890-х годов в творчестве В. А. Мамонтова в 1895 году.
Карзинкиной (1905, БГХМ) вторит мягкий пастельный штрих, а декоративную красоту изображения подчеркивает пустое пространство листа. Поездка в Берлин и Париж. 1910. Вместе с В. Д. Рождение сына Михаила. 1897. Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. Грабарь.
Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой – такова воля заказчиков» 11. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома».
Тогда с пути не собьешься» 12, – говорил он. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Вопрос нерешаемый. Дягилев включил ее в программу своей антрепризы. «Угрюмый и нелегко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной» 8. Коровина. 1892. Портрет Николая II. Но как бы там ни было «серовской кисти» вожделели очень многие и вопреки всему знатные аристократы выстраивались к нему в очередь.
К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». В 1898 году Серов создает портрет русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, который был показан в числе других работ на вернисаже, организованном Сергеем Дягилевым по случаю открытия музея барона Штиглица в Санкт-Петербурге. Поездка художника в Грецию в 1907 году дала новый вектор этому увлечению архаикой.
В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. Репиным. Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. Остроуховым, М. С. Именно в этот период художник написал свою картину «Зима в Абрамцеве.
Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Домотканово, 1895, Третьяковская галерея. В 1899-м он был привлечен к изданию Н. И. Поездка в Париж. 1907.
За первую картину Серова наградили премией МОЛХ, а вторую приобрел для своей галереи Третьяков. «Скупой на восторги» Серов был настолько очарован балетом, что выразил это в хвалебном отзыве: «Так много вложено в эти танцы истинной красоты, красоты одеяний, фона, красоты самих существ, движимых пленительной музыкой Римского-Корсакова, что. Театр был частью жизни Серова. Именно эти две картины принесли художнику успех и славу.
С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. В 1863 они вступили в брак, в 1865 родился их сын Валентин. В жилах Александра Серова присутствовала еврейская кровь: его прадед естествоиспытатель К. Габлиц, живший во времена Потёмкина, был евреем. Поленовым и М. А. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора».
Но близость не значит схожесть. Роскошный туалет, дорогая ваза и золочёная рама картины – все эти детали играют против Орловой, как бы намекая, что сама по себе личность недостаточно значима. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси. Александр Николаевич вспоминал: «Серов очень ценил в моей жене ее "веселость" тот род шутливости, который был ей присущ» 18. В 1910 году состоялась премьера «Шехеразады» в оформлении Л. С.
Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора.
Властными, энергичными движениями угля мастер выявляет особую скульптурную стать модели. Занавес нередко удостаивался специальных аплодисментов публики. Живописный портрет 1907 года (ГТГ) был причислен И. Э. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. Бенуа (1908, ГРМ) – передан жизнерадостный нрав женщины.
Лукомской» (1900, ГТГ), где сложная психологическая характеристика модели словно предрекает трагическую судьбу изображенной. Орловой (1911, ГРМ) – фиксация первого впечатления, которое трансформировалось в знаменитый парадный портрет княгини. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.
Женитьба на О. Ф. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Современники Серова говорили, что позировать ему опасно, поскольку написанные им портреты обладают особым свойством – они открывают перед человеком оборотные стороны его собственной души, но тем не менее желающих заказать ему портрет от этого не убавлялось. «Надо знать ремесло, рукомесло. Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Пастернак. Над образом Александра III Серов работал пофотографии.
Трубниковой (1865-1927). – В Египет. » 29. Однако его приход открыл новую эпоху в истории училища.
В жизни Валентин Серов и Константин Коровин были друзьями, которым за неразлучность дали прозвище «Коров и Серовин». Нарисовал Антокольского, сейчас буду хвастать. Вскоре уже по всей Москве было известно о новом молодом творце имя которого – Валентин Серов. Обычно Серов подолгу трудился над портретами иназначал натурщикам множество сеансов, однако сцарем художнику удалось встретиться лишь единожды. Тем не менее Серов продолжал создавать рисунки вплоть до 1911 года. и он долго-долго засиживался над лоскутком бумаги, перетирая его до дыр, переходя на свежие листки, но неуклонно преследуя композицию своей картины.
Особенно ярко это проявляется в графических портретах последнего десятилетия. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. По их мотивам Серов создал несколько вариантов эскизов (1910-1911 ГТГ, ГРМ, ГЦТМ), часть из которых представлена на выставке. Грабаря, – лучший из овалов, реминисценций живописи XVIII века.
Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Всеволод Мамонтов вспоминал: «Серов, неизменно аккуратно одетый, тщательно причёсанный, был всегда обаятелен и на вид угрюмо-серьезен, а Коровин отличался непостоянством, в достаточной степени легкомыслием, малоприятной художественной небрежностью в костюме. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. Получает звание академика живописи. 1899.
Портреты Ермоловой, Горького. 1906. Он сокрушается, что совсем не умеет молиться и боится думать о Боге, но стремится. В стремлении к максимальному обобщению формы художник пришел к графическому минимализму: «Хочу добиться, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша. » 13. Поездка в Мюнхен и Голландию. Произошло это спустя пять лет после поступления. Вскоре после этого он пишет одну из самых знаменитых своих картин Девочка с персиками, где изобразил дочь С. И. Мамонтова Веру. "Девочка с персиками". 1888. В начале 1880-х в репинской мастерской устраивались «акварельные воскресенья» для начинающих художников.
«Портрет Портретыч», как ласково называл свои работы автор, не только талантливо воссоздает внешний облик, но и передает внутренний мир изображаемой личности, чем привлекает ценителей настоящего искусства. Начало систематических занятий с И. Е. Императрица обиделась и удалилась, а Николай только рассмеялся.
После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Каждые ее поза и жест, лаконичные и выразительные, представляли находку для художника. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками».
Сколько любви и чувства изящного. Обучение в гимназии К. И. Но однажды, когда ему предложили создать очередной портрет русского императора Николая II, Серов ответил: «В этом доме я больше не работаю». Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Занавес (фонд М. Л.
Эти произведения принадлежат к лучшему, что было создано крупнейшими портретистами русской школы. Чехова, по признанию современников, является портрет 1902 года (ГЛМ), написанный Серовым за несколько кратких сеансов. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значительных исторических событий, она близка исторической живописи художников Мира искусства, отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, Русский музей), глубиной постижения исторического содержания эпохи (Петр 1, темпера, 1907, Третьяковская галерея). По одной из версий, Иду Рубинштейн – танцовщицу, прославившуюся выступлениями в балетах «Клеопатра» и «Шехерезада» – Серов также писал для афиши «Русских сезонов». Спустя много лет знаменитый уже мастер признался Чистякову: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить» 3.
Мамонтовым. Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Валентин и Ольга прожили вместе 22 года. Необходимо подчеркнуть, что личностью она и впрямь была незаурядной и пусть М. В. Нестеров не без ехидства писал про нее «не то бывшая фельшеридца, не то сестра милосердия, счастливо выходившая князя во время его болезни, влюбившая в себя этого по внешности Пьера Безухова, такого огромного, такого породистого», но тем не менее, сам В. И. Суриков отмечал неординарность ее натуры и пожелал сделать одной из героинь полотна «Боярыня Морозова» (подготовительный портрет находится в Саратовском художественном музее), а уехав в эмиграцию Полина Ивановна вдруг занялась гаданием и размещала объявления о своих услугах в парижской прессе, называя себя «мировой известной ясновидицей».
Два года семья, главой которой стал новый муж матери Василий Иванович Немчинов, прожила в Киеве, там Валентин посещал гимназию и продолжал учиться рисованию. И если не всё творчество Серова можно назвать «отрадным», то есть в этой картине то, с чем художник не расстанется – стремление проникнуть во внутренний мир изображаемого. Эскизы отличает единая приглушенная цветовая гамма, поэтично охарактеризованная А. Н. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней.
Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. Серов писал: «. Встречается с Л. Н. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов.
Строгий, почти монохромный портрет греющейся у печки С. В. Олсуфьевой (1911, ГМИИ) соответствует аскетичной натуре этой удивительной женщины – фрейлины императрицы и. художника-реставратора. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. Так пребывание в знаменитой усадьбе чуть не разрушило начинающую карьеру юного художника. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Техника пастели, традиционно пограничная между живописью и рисунком, у Серова демонстрирует множество вариантов их сочетания: ранние его пейзажи – это скорее «живопись цветными мелками», а портреты Г. Л.
"Октябрь. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Орловой.
Обращение к работе над «Юдифью» и «Шехеразадой» было связано во многом с давним интересом Серова к искусству Древнего мира. Привязанность к скупому северному пейзажу, умение увидеть и передать его особую выразительность художник перенес в свои исторические картины («Петр I», 1907, ГТГ «Петр I на работах», 1910-1911, ГТГ, ГРМ) и др. И. Э.
Этим подчеркнута значительность личности Петра. Портреты Ф. Таманьо, К. А. Можно даже сказать, что он исчерпывается в серовском совершенстве» 30.
Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. Живет с матерью в Мюнхене. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Хрупкой женственности Е. С.
Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Среди них и портрет учителя – И. Е. На выставке представлено несколько изображений любимой модели Серова – Веры Калашниковой. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств.
Домотканово". 1896. Серов был крайне скромен, оценивая реакцию публики на свою работу. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. В 1885 году у Лёли заподозрили туберкулёз и ей пришлось поехать на лечение в Одессу.
Стремясь обрести «современную манеру» изображения древнего мифа, художник переходит от традиционной станковой картины к монументальной форме панно, созвучной и античным первоисточникам и художественным поискам эпохи модерна. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Ростроповича) был исполнен в Париже в конце мая – начале июня 1911 года совместно с И. С. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. Художник Валентин Серов. Непревзойденные портреты Валентина Серова (1865-1911)— как зеркало, отражающее истинную личность героя полотна, в котором можно увидеть прошедшее, узнать настоящее и даже заглянуть будущее.
Серов создаёт несколько героических портретных образов избрав для них жанр парадного портрета, Серов развивает прежнюю тему артистической личности, обретающей теперь большую свободу в выявлении своего таланта, его общественной значимости (портреты М. Горького, 1904 М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, 1905 – оба в Третьяковской галерее). Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион.
В нем, как в фокусе, соединились основные драматургические линии, намеченные в экспозиции, – крупная форма и минимализм графического арабеска, декоративное панно и театральная афиша идеальная обнаженная модель и выразительный характерный портрет. Дягилева (1909). Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Дягилева, И. Э.
Сарабьянов, «стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин. К лучшим произведениям мастера относится акварельный «Портрет С. М. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. Возвращение в Москву. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал.
В карандашном рисунке особенно наглядно прослеживается путь мастера от натурной штудии к лаконичному изображению-знаку, выразительной краткости высказывания, тот поиск «идеальной линии», которому были подчинены последние годы жизни художника. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. В июне был отставлен от руководства попечительским советом Третьяковской галереи его друг И. С. Остроухов18. Там были написаны лучшие его пейзажи: «Зимой» (1898, ГРМ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Неудивительно, что одаренного ученика Репина приняли в Академию художеств раньше положенных 16 лет. В портретах детей Серов стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка (Дети, 1899, Русский музей Мика Морозов, 1901, Третьяковская галерея).
Акимовой (1908). Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И. Смерть отца. 1872.
В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. Особый раздел выставки составляют акварельные работы Серова. Для нового поколения художников был характерен поворот от изображения «язв общества» к запечатлению гармонии. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. Вернувшись в Москву, в 1886-м художник рисует этюд «Зима в Абрамцево», а также несколько портретов, включая и портрет Трубецкой. Работы для театра выделены в отдельный раздел выставки.
Эти рисунки заполняли целую стену той боковой комнаты во двор (в великолепной квартире Сережи в доме 11 по Фонтанке), которая служила "редакцией" в тесном смысле и куда посторонние не допускались. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Серов нарочно «очистил» интерьер от так раздражавшей его вычурной роскоши, создав впечатление пустого пространства.
Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Гиршман и О. К. Избран действительным членом венского Сецессиона. По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины.
Строгий А. Н. Дягилева в Париже Серов принимал живейшее участие в ее судьбе. По рекомендации Репина в апреле Серов написал портрет жены Л. Н. Толстого, Софьи Андреевны, получив за него 600 рублей. Бенуа писал о шуточных зарисовках, созданных Серовым во время встреч «мирискусников» : «Какие чудесные, необычайно меткие карикатуры нарисовал он на всех нас. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Боткина, Л. С.
В феврале родилась дочь Ольга. Бенуа как «древний ковровый подбор красок» 21. Вскоре после этого B. C. Заказ послужил поводом для создания не только иллюстраций, но и выдающихся станковых произведений: «Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Екатерина II на соколиной охоте» (1902), «Петр I на псовой охоте» (1902, все три – ГРМ). Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Интересен показанный на выставке вариант разработки костюма и грима Олоферна для Ф. И.
Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Серов посещал все доступные ему собрания, где можно было почерпнуть сведения об искусстве Востока, особенно его интересовали персидские миниатюры. Один из первых ее портретов – свободный рисунок гуашью на картоне (1904, ГТГ) – построен на выразительности изысканного силуэта и кажется идеальным воплощением стиля модерн. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Он пишет их так, как если бы случайно увидел погружёнными в мысли и мечты.
Большое место в позднем творчестве Серова занимала историческая живопись. в зеркале у края холста). Он также увлеченно пишет детские портреты. Торжественный на первый взгляд портрет наполнен иронией.
Октябрь. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем.
Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». К тому времени художник был увлечен эстетикой Древнего. В поисках образа Европы в композиции «Похищение Европы» (1910 ГТГ, ГРМ, МАГМА) он мечтал «оживить» древнюю скульптуру Коры, придав ей пластику реальной женщины. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова.
Трубниковой. В 1906-м Серов приступил к работе над портретом ГЛ. Мамонтов создал творческую атмосферу, освободив многих представителей творческой интеллигенции от каких-либо финансовых и бытовых забот, позволив им заниматься творчеством. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. А еще мастер мог просто-напросто отказать, не найдя ничего интересного в лице заказчика. Героями этого портрета стали сыновья художника, Юра (слева) и Саша (справа), которых он изобразил на веранде дачи неподалеку от берега Финского залива.
Однако после раскола общества Серов, Левитан, Архипов, Васнецов инекоторые другие художники вышли изего состава. Серова», 1880, ГТГ), хозяина Абрамцево С. И. Возвращение в Россию. «Он сказал: Глаза те же. Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске. Грабарь отмечал «то стремление к упрощенности линий и форм, которое характерно для последнего года серовских исканий» 28.
Целью его было оттачивание собственного рисовального стиля, доведение до совершенства лаконичной «серовской» линии. «Три впечатления захватили художника особенно: море, архаическая эллинская скульптура и Акрополь» 26. В сентябре принято окончательное решение оставить Академию и, забрав документы, он был вынужден решать возникший вопрос с отбыванием воинской повинности, в связи с чем переехал в Москву, — к Мамонтовым.
В. О. В 1871 году отец мальчика скоропостижно скончался. Портрет Е. П.
В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову. Орловой напоминают рисование цветом. Здесь, как писал Д. В.
Ведь этакое создание. Мамонтова, И. Е. Бальмонта (1905, ГТГ), сотканный из угольно-черных динамичных штрихов, которые подчеркивают нервическую натуру эпатирующего публику поэта.
Княгиня изображена в интерьере своего дворца в свойственном ей пышном наряде. Шаляпина (1905, ГТГ) и в рисунке знаменитой афиши с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды (1909, ГРМ), по поводу которой один из современников то ли с иронией, то ли всерьез заметил, что в Париже «портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» 19. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. В пастельном портрете жены художника А. Н. Домотканово 1895 В поздний период (начало 1900-х гг. ) Серов связан с Миром искусства.
С. П. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Портрет И. И.
В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Смотри веселее и не думай бросать меня — слышишь. Получив широкую известность, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами (портреты великого князя Павла Александровича, 1897, Третьяковская галерея С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, – оба в Русском музее в Санкт-Петербурге). Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности.
Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. Олив (1909, ГРМ), по признанию И. Э. Украшением выставки является впервые привезенный в Москву подлинный занавес к балету «Шехеразада» – единственный реализованный при жизни Серова проект, отражающий его стремление к монументальной форме.
Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Во второй половине года выполнил несколько заказных портретов: А. И. Абрикосова, М. К. Олив, жены и дочери харьковского губернатора— В. В. Капнист и В. В. Мусиной-Пушкиной.
Коровина (1891), И. Е. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. Вскоре Серов покидает академию.
Репин признавал талант Серова-акварелиста еще в его ученические годы. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках.
Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Избран членом ТПХВ. Шаляпин. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов.
Мамонтовыми. Представленные на выставке в ГТГ шаржи на Л. С. Симонович (1879, ГТГ) – будущей «Девушки, освещенной солнцем». Избран действительным членом Академии художеств. 1904.
На выставке представлены эскизы монументальных росписей, созданные по заказу издательств, графические «картины по русской истории», декорации для театра, знаменитая афиша для «Русских балетов Сергея Дягилева». Между тем, критики считают его едва ли не вершиной мастерства Серова. Настоящий успех принесли Серову иллюстрации на исторические темы.
В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Становится членом "Мира искусства". Поездка в Париж.
Это произведение вместе с портретами М. Ф. Симонович-Ефимовой. Разрабатывая эту тему, Серов как бы преодолевал сопротивление материала: испробовав масло, темперу, акварель, он обратился к технике иконописи, написав «Кору» (1910, частное собрание) на иконной доске яичными красками.
Серову и Шаляпину удалось вдохнуть жизнь в каменные рельефы Ассирии. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов.
Серов был близок к кругу зачинателей «Русских сезонов» во главе с С. П. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. В Одессу одно за другим летели письма: «Лёля милая, брось, прошу тебя, тоскливые думы. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. В 1910-1911 годах мастер, чей талант был признан и в Европе (галерея Уффици заказала Серову автопортрет, а Париж рукоплескал его занавесу для балета «Шехеразада»), вместе с начинающими художниками работал в студиях Жюльена и Коларосси в Париже. Они неизменно вдохновляли Серова на создание острохарактерных образов.
До конца жизни Серов продолжал учиться. Дервизом. 1885. Тогда была создана серия портретов близких ему по духу и интересам людей – С. С. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. «Он до страсти любил сцену и имел недюжинный актерский талант» 17, – отмечал И. Э. Выразительный образ экстравагантной О. К.
«Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. » – говорил он. Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Уходя, он сказал: Благодарю вас за глаза. » – рассказывала М. Я.
В 1909-1910 годах он создает удивительные по своей графической чистоте рисунки балерин «Русских сезонов» – Т. П. Поездка с Л. С. Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств.
В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. Работая над сюжетом «Одиссея и Навзикаи», Серов признавался, что ему бы хотелось написать Навзикаю «не такой, как ее пишут обыкновенно, а такой, какой она была на самом деле» 27. Знакомство с семьей Мамонтовых.
Лескова (1894), композитора Н. А. Щербатовой (1911, ГТГ). Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Полотно приобрел П. Третьяков еще до открытия выставки. Такая участь настигла Софью Михайловну Боткину, которую сам художник называл «скучающей барынькой».
Тот же прием использован и в монументальном портрете Ф. И. И. Э. Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. «Какой молодец Антон. Генриетта Леопольдовна стала излюбленной моделью Серова. Написанию занавеса предшествовала кропотливая подготовительная работа.
Поездка с женой в Италию. 1905. Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Заступничество помогло – Мамонтова перевели из тюрьмы под домашний арест. Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге.
Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем». Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство. Поездка в Германию. 1903.
В эскизах Серова И. Э. На хуторе Никольском в Смоленской губернии существовала коммуна из шести человек, где все было общим. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. С самого возникновения антрепризы С. П.
В последующие годы Серовым были написаны «Сестры Боткины», портрет Мики Морозова, также поражающие глубоким пониманием и точной передачей детского характера. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. А обращённый к человеку Юра станет актёром и режиссером. Левитана. Когда портрет был закончен, в обществе его назвали «дама на диване в пустыне».
Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись.