Но к созданию образа Толстого Репин еще долго не приступал, он все изучал Льва Николаевича, присматривался к нему и лишь в 1887 году написал первый портрет писателя. Репин много раз писал портреты Толстого. Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом – и акварелью и пером и карандашом кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича. Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям, создал 3 бюста писателя.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Словно вопрос, который мучает его сейчас, он адресует и ему. – это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б. М.
Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. С И. Е. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами. Берег Волги. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Так, он пишет Стасову: «Меня он очень хвалил и одобрял. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. А свеча становилась ниже и тени менялись. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». «Не молчать перед правдой царицею».
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Черткова, Ю. И. Ге. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Это лучше всех ваших академических работ. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну.
Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений.
Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. Крамского и Н. Н. Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. И. Е. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Так изобразить Репин мог только человека, которого глубоко понимал, уважал, ценил. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. Пафос и протест в картинах художника то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879—1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880—1892 все работы — в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) он увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета, 1901—1903, Русский музей). Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Л. Н. Толстого».
«Работаем до упаду. » – писал Репин Стасову из Ясной Поляны. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. В его взгляде осуждение и тревога.
Репин считал сам эту картину красивой. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина.
У него самая большая серия портретов писателя. Да, много я передумал после него и мне кажется, что даже кругозор мой несколько расширился и просветлел». — сказал Крамской. Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света. Главный акцент сделан на лице и руках писателя.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские.
История создания такова. Сколько особенных эпизодов, так западающих в душу, настойчиво преследующих, побуждая выразиться в какой-нибудь художественной форме. А всё потому, что рисовал его известный художник Илья Ефимович Репин. Работ очень много. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Помимо научной ценности каждого из исследований в отдельности, помимо исключительной содержательности переписки, все литературное наследие И. Э. Грабаря — это интереснейшая страница истории русской культуры. Илья Репин и его жизнь и деятельность – тема в творчестве И. Э. Грабаря, которая имеет весьма примечательную историю. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Очертание всего рта было классически прекрасно.
В его глазах читается печаль, тоска. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Встав в литературных работах на скользкую почву тенденции, Толстой быстро пойдет под гору. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Написан портрет вдохновенно. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Этюд получился превосходный. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Я глубоко чту и уважаю Толстого, но философия его для меня темна и полна противоречий». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей.
«Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. ну и народец же. Репин вернулся на прежние позиции.
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Все заняты. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Подымать. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Художнику Л. О. Весь день поглощена она этим. Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу.
Толстого, Д. Н. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. –.
Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц. Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
В живописном толстовском цикле, особенно в таких работах, как, например, «Л. Н. Идеальной портретной моделью оказался для Репина Лев Толстой. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все – каждому хочется сказать свое слово. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого. Чертков, А. К. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231. И. Н. У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». И вот уже перед нами не царь, а отец.
Все кажется неотразимо, как сама истина. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив».
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А. Он погружён в работу и ничего не замечает. и С. А.
Кроме того – у них 23 внука.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Салтанова, И. Я. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. В 1890-е гг.
Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. М. В. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. И тут – «куда, куда девалась ее красота.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Толстой босой» или же «Л. Н. — Да это превосходно. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Вся центральная часть написана самим Репиным.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). Остен-Сакен, А. А.
Рассмотрим "ближний круг". Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались.
ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа. Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. Репин и Н. Н.
Очертание всего рта было классически прекрасно. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание.
Ге. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Комната небогатой интеллигентной семьи.
Музей Толстого — обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Стаховичей. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». «В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей.
-— И. Г. ), они много смеялись». Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Сдержанная, темных тонов, колористическая гамма, «неспешная» манера письма – все на портрете подчеркивает масштаб личности портретируемого. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Работал весь день, не замечая времени.
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. Если критические статьи, обзоры выставок или статьи, посвященные отдельным произведениям художника, появлялись в печати достаточно часто, то обобщающих монографий, за исключением работы С. Эрнста изобиловавшей неопубликованными ранее материалами и просмотренной и исправленной самим Ильей Ефимовичем, назвать трудно.
Недаром про них Гоголь писал, все это правда. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Очень много зарисовок ко всем картинам. Но вскоре художник понял, что Толстой был неправ в своей оценке.
Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. Портрет написан в Ясной Поляне, по обыкновению быстро, в три сеанса (13-15 августа). Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. Картина строга и проста. Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева.
Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Толстого. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
В творчестве Репина эта проблема решена с большим мастерством. Америка—Франция—Россия. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. Не доносчик ли. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Это вы сами. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала.
Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. В глубоко сидящих глазах писателя – мудрость и проницательность, кажется, что они пытливо заглядывают прямо в душу. Репин написал портрет Толстого, несколько «возвышая» фигуру портретируемого и сообщая ей монументальную значительность.
Выдающийся подбородок. Е. Репин был учителем Грабаря, который слышал из его уст немало рассказов биографического характера, приведенных им в монографии. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. кто может, пусть следует благородному Прометею. Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26. Куликовым, 1901-03, Русский музей).
Нет. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Репин дважды подавал прошения об отставке.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Казалось, она спит. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. что «Крейцерова соната» – признак упадка в духовном мире Толстого. Леонид Пастернак много рисовал писателя.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Репина, живописные, графические, а также скульптурные. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Она ушла из жизни в 1931 году55. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Бирюков, Н. Л. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Художнику Л. О. Пастернаку, которому, как и Репину, выпало счастье на протяжении многих лет знать Толстого и писать его, более того — работать с ним над воплощением в графике образов романа «Воскресение», удалось в целом ряде картин выразить свое понимание писателя. И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры.
В одной его руке – небольшая книжка, другая – удобно лежит на ручке кресла. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Внимание художника тяготит их.
Погрязнуть с ними навсегда – жертва. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток. Репин очень высоко ценил портрет Толстого исполненный Крамским.
Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами – лицемерие. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. А 1906 году он нарисовал портрет углем. В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок.
Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры. – И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Ге, Л. О. Особую группу произведений в изобразительном фонде музея составляют работы представителей рода Толстых, в том числе и детей Льва Николаевича, а также его жены Софьи Андреевны Толстой.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. – писал Репин Стасову. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Многие жертвовали свои произведения в дар музею.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926). Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др.
Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Пастернака, М. С. Цвета полотна очень сдержанны. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой.
Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Стасов присылает ему все, что он просит. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. «Не молчать перед правдой царицею». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять себя» – позируя, он играет определенную роль. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Рисунок уверенный, лепка твердая. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Грандиозное многофигурное полотно (35 м2) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ было написано в течение двух лет. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Они словно противопоставлены друг другу.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Чертовский народ.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Их надо осветить, пробудить от прозябания. Этот портрет действительно может рассказать больше, чем долгие словесные описания.
Эта поездка была очень плодотворна и много значила для самого художника. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Это была самая простая, самая обыкновенная и очень молчаливая дама Этюд вышел очень заурядный, неинтересный», – вспоминал Репин. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Толстой на отдыхе в лесу» (обе 1891) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета. Крамского, И. Е. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. –. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Портрет, созданный Репиным, сильно отличался от обеих работ и живописными свойствами и самим пониманием толстовского образа.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Его портрет имел большой успех».
В его статьях и письмах проскальзывают мысли, позволявшие современникам считать Репина отступником от идей демократической эстетики, но к концу 90-х гг. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». Духовная мощь Толстого, особая сила его нравственного авторитета – все это глазу портретиста виделось заключенным в крепкую физическую плоть – «могучее тело» античного Зевса.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Грабарь широко использует эту переписку. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Третьяков»109. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. В воспоминаниях Софьи Андреевны Толстой мы находим краткую запись о том, как работал Репин: «Все время неутомимо работал, – записала Софья Андреевна. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Тут больше любви к делу, — пояснил он.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Это барельефы и силуэты Ф. П. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда.
При всем том, что эта характеристика содержала в себе абсолютно определенный полемический смысл («бренные лохмотья» – это религиозно-проповеднические идеи Толстого, которые Репин никогда не принимал), в ней четко выявилось творческое кредо художника. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Труд — вот что определяет и украшает человека. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Кустодиевым и И. С. Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Репин поначалу беспрекословно принял эти замечания, согласился с ними. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Выражение победы духа над страстями». Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. М. Бунакову. Глаза ясные и добрые. Наиболее известными из них стали работы И. Н. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Репину в полной мере удалось показать величие писателя. Репин переписывался с художниками, с П. М. Третьяковым, В. В. Стасовым, некоторыми писателями и общественными деятелями. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»). В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Башилова, С. Н.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. Толстой представлен сидящим в кресле с книгой в руках (1887). Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Таким Репин и изобразил писателя в центральном произведении толстовского цикла, где Л. Н. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876). Писатель изображен сидящим в несколько необычном кресле. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь».
Много учился на написании портретов близких и друзей. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Выражение победы духа над страстями». Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. «Как.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Он идет прямо к матери. Широкий рот очерчивался смело, энергично, углы тонко извивались, прячась под львиными усами.
Репину, однако, удалось передать величие Толстого иными средствами. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. С И. Е. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Сухотиной-Толстой. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12.
И, действительно, он работал до упаду. В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11. Убийство свершилось. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин. Но Крамскому удалось убедить писателя. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. У меня в руках был альбомчик и я, не теряя времени. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. По ночам же – до 3-х час. Выдающийся подбородок. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Я все изучал их, вспоминал и наслаждался красивая картинка выходит». При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Нет. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Так, например, у меня с П. М.
Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Именно здесь и был написан портрет Толстого в 1887 году. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. А вот дидок широко открыл рот, сморщился от смеха молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове. Игумнова, П. И.
Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Черткова, М. А. Подымать до себя, давать жизнь – вот подвиг».
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Среди них – выдающиеся работы И. Н. Среди других выдающихся портретов исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст — первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Репина, живописные, графические, а также скульптурные.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Портрет производит яркое и сильное впечатление. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого.
Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. За окном летний день. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». Да где тут раздумывать, пусть это будет и глумная картина, а все-таки напишу, не могу».
Чем же объясняет художник свою неудачу. Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу. В «комитете почина» по организации музея в Петербурге принял деятельное участие скульптор И. Я. Гинцбург, так много работавший над изображением Толстого в скульптуре. В одном из писем тех лет, когда создавались многие произведения толстовской серии, Репин так формулировал свое понимание величия образа Толстого, не скрывая, что это – взгляд «язычника»: «Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивает в себе и своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Творец часто посещал имение писателя в Ясной Поляне. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам – жалости к отцу и прощения. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Темная блуза стянута ремнем на поясе и чем-то напоминает подрясник. Писатель показан в секунду тревожной задумчивости – вероятно, оторвавшись от прочитанного, он обдумывает какую-то мысль. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. — И. Г. ) посидеть мне смирно.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В комнате сумрак. Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства. Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Оболенский и др. Уже через несколько дней Репин с любовью возобновил работу над «Запорожцами» и сообщил об этом в письме к В. В. Стасову: «. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
На картине Репина «Портрет Толстого» великий русский писатель изображен сидя в кресле, только что оторвавшись от чтения книги и, кажется, все еще пребывая в раздумьях, вызванных прочитанным. В ней чувствуется что-то властное и энергичное. Гинцбурга, П. П. Так ли это – судить зрителям.
Лучшие произведения 1890-1900-х гг. Толстого, брата писателя, тетушек А. И. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. К тому же и погода благоприятствовала работе. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Очень известна работа Н. Н. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты. Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Толстой, многочисленные портреты Толстого и его окружения работы дочери писателя Татьяны Львовны, талант которой ценили И. Е.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Репина, Н. Н.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик.