Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция). У Тициана есть портрет Папы и двух его внуков Папа Павел III с кардиналом Алессандро Фарнезе и герцогом Оттавио Фарнезе, созданном в тоже время, что и индивидуальный портрет кардинала. Тициан создает новый портретный жанр, названный «историей». Портрет работы Тициана был в то время подтверждением достигнутого успеха и Страда приехал в Венецию к Тициану. В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора.
У Тициана мне больше всего нравятся портреты реальных людей, хотя и на мифологические сюжеты смотреть интересно. В 1517 году Тициану представилась возможность писать портрет правящего дожа на годовое содержание в 100 дукатов. «конец 1530-х—1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана.
Тициан может начать работу над портретом. Обширен и ряд портретов, написанных Тицианом в этот период:в него входят серия портретов Карла V, Мужчина с перчаткой (ок. Превосходны и его женские портреты: «Флора» (Уффици, Флоренция), «Красавица» («La bella») (Питти, Флоренция), портрет дочери Тициана Лавинии. В 40ые годы Тициан путешествует, в частности, в 1543 году посещает Болонью, где пишет портрет Павла III, также он много времени проводит в Риме. В 1530 году Тициан получает расположение императора Карла V. Художник работал не только над портретами Карла V, но и других знатных вельмож, которые щедро одаривали его золотом за работу.
В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого— «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520).
Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Эта работа новатора. Volpe, Lucco 1980, p. 135, 195 (предположительно копия Кариани с Тициана) Кнорре 1982, с. 185 (здесь и далее Себастьяно дель Пьомбо) Кат.
Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Бернсон (Berenson 1932 1936 1957) публиковал как работу Тициана раннего периода. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет).
Франциска. Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. Об истории Рафарэля и Форнарины можно прочесть здесь.
Лучшей сохранностью отличается изображение пейзажа. Писать о портретном искусстве Тициана очень трудно. Многие художники изображали момент проникновения Зевса в темницу. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
Уизи (Wethey 1971) в своей трехтомной монографии о Тициане называл портрет работой римской школы около 1530 года. На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Обширная утрата авторской живописи справа от фигуры на фоне. Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением.
Наконец, они договорились, Страда принимает все условия художника, кроме соболиной шубы и гарантирует покупку полотен «сказок» для Габсбургов. Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. Склоняясь друг к другу, эти две прекрасные фигуры образуют подобие невидимой арки, придающей всему изображенному таинственность и величие. во всех кат. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки.
Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. (Manette с. 1720). «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников.
Герои Тициана причастны к другому миру – миру активных человеческих деяний. Тициан поистине мыслил краской. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Эрмитажа 1888, с. 43-44 Кат.
Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. (Moroni 1851, LI, p. 48-50). Корина, что портрет не смыт, а загрязнен, записан и искажен так называемым музейным лаком. Эрмитажа 1863, с. 31-32, 102 (номер сохр. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция).
(Читайте в статье Ла Тинторетта — дочь художника). Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT».
Одно из ранних произведений молодого Тициана Любовь земная и любовь небесная было создано около 1515 — 1516 годов. Ermitage 1774, p. 71, 828 Hand 1827, p. 126 Livret 1838, p. 68, 24 Кат. Адольфо Вентури (Venturi 1932), а за ним Гомбози (Gombosi in Thieme-Becker 1933) сохранили атрибуцию Себастьяно дель Пьомбо. И к тому же один из самых больших его портретов.
(здесь и далее – Себастьяно дель Пьомбо) Gombosiin Thieme-Becker 1933, XXVII, S. 74 Berenson 1936, p. 490 Adriani 1940, S. 67, Taf. В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения.
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». У них родился сын Персей.
Особенно пострадало изображение фигуры, где верхний лессировочный слой практически утрачен, а на лице заметна поздняя правка темной краской (брови, глаза, нос). Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. Над темным морем он несет её на Крит. Умение Тициана изобразить облик человека волшебным сочетанием красок живо и непосредственно поражает до сих пор и художник через сотни лет предстает перед нами чародеем и виртуозом масляной живописи.
Дусслер (Dussler 1942) высказывал сомнение, а Паллуккини (Pallucchini 1944) категорически отвергал его авторство позже (устно, 1970-е) он говорил о принадлежности портрета школе Тициана. Ее домик до сих пор ютится рядом с роскошной Виллой Фарнезе. Среди многообразного творческого наследия Тициана его портретное искусство вызывает интерес не только потому, что он был выдающимся портретистом (а его портретная галерея, представленная в музеях и коллекциях всего мира, огромна и разнообразна), но прежде всего потому, что портреты Тициана дают возможность представить бездонную глубину психологических характеристик и внутренний мир множества людей – от императоров до простых служанок.
(Себастьяно дель Пьомбо. ) Бенуа 1997, с. 34, 239-240 (Тициан) Путеводитель ГМИИ 1998, с. 164, 166 (Себастьяно дель Пьомбо). Эрмитажа 1895, с 38 Cat. Портрет кардинала Антония Паллавичини. ) Muller-Rostock 1922, S. 22 Fischel 1924, S. 290 (приписывается Тициану) Venturi 1932, IX/5, p. 32-33 ill. da un manierista facilone e ignorante).
Так называли современники Тициана. На гробнице кардинала высечена эпитафия: ANTONIOTVS CARD.
Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Эту тему часто рассматривали как символ достоинства. То, что эта интерпретация предмета может быть правильной, также подтверждено фактом, что есть запись 1533 года о картине Юдифь Тициана в коллекции Альфонсо I дЭста. Эрмитажа 1912, с. 178-179 Вентури 1912, с. 7 ил.
Вблизи поверхность таких картин напоминает некий первозданный хаос, но стоит немного отступить назад и из этого хаоса возникают полные жизни и драматического пафоса персонажи, становятся определенными краски, а положенные рядом втертые друг в друга мазки бледно-желтых, вишнево-красных, светло-зеленых мазков могут превратиться в легкую серебристо-белую ткань одежд. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). Габриеля де Сент-Обена) Бенуа 1910, с. 59-60 (Тициан или один из его подражателей) Fischel 1911, S. 208 (приписывается Тициану) Альбом Эрмитажа 1912, с. 232 ил.
Лукко (Volpe, Lucco 1980) высказал предположение, что картины из ГМИИ являются копией Кариани с работы Тициана 1530-х годов. 79). Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Под именем Тициана портрет значился в собрании Кроза и именно к тому периоду относится сделанный с картины рисунок Габриеля де Сент-Обена (Dacier 1909).
MDI. Ла Белла (Красотка)1536 г. Картина маслом, 89 x 76 см. Галерея Палатина (палаццо Питти), ФлоренцияКак столь многие другие работы Тициана, вероятно, что этот портрет – идеализированный портрет женской красоты и не точное описание какой-то женщины.
ГМИИ 1986, с. 160-161 Маркова 1992, с. 135 ил. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре.
Много и охотно художник писал женские портреты. Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа.
После года переговоров, Портрет своего сына Оттавио Страда антиквар заказал более покладистому художнику Якопо Тинторетто. Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). В инвентарной описи собрания Ван Дейка 1644 года, озаглавленной «Collectione delli quadri et ritratti di Tiziano, et altri vecchi maestri, dil Cavallre van Dyck» под номером 5 упомянут портрет: Un Cardinale di Casa Pallavicina (Mller-Rostock 1922, S. 22).
Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу.
«Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Бенуа в путеводителе по Эрмитажу (1910 1997) называл его «хорошим портретом молодого кардинала, якобы Антонио Паллавичини», однако не исключал, что его автором мог быть подражатель Тициана. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена.
На картине Мария изображена напуганной, а не смиренно принимающей известие, как ее изображали ранее, а визуальный акцент смещен на архангела Гавриила и Святой дух в центре композиции. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Конфликт их характеров является ее смысловым центром. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции.
От посягательств Зевса красавица была укрыта в покоях, но бог, приняв облик золотого дождя, проник к ней. Время же, напротив, подтвердило его плохую сохранность. 635).
Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. Почему художники пишут портреты. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. – L. Venturi 1912).
le mani piatte, senza ossa, senza inquadrature e la colorazione fredda sul paesaggio non hanno alcun carattere sebastianesco. Его портреты отличаются от созданных и современными ему художниками и теми, кто занимался портретным искусством после него, жизненной убедительностью и красками, хотя и потускневшими на протяжении веков, но подобранными и прописанными на холсте так, что сама жизнь дышит в созданных им образах, сделанных на первый взгляд легко, естественно и просто. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Ссылаясь на Кампори (Campori 1870, р. 236), Кроу и Кавальказелле (Crowe, Cavalcasene 1877, р. 734) предприняли попытку отождествить картину из ГМИИ с портретом Тициана из собрания Фарнезе в Парме (1680 год), совпадающим с ней по описанию. Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. Для чего люди обращаются к художникам с просьбой написать свой или чей-нибудь портрет. Положение фигуры портретируемого характерно для Тициана.
Ermitage 1863, р. 26 Waagen 1864, S. 64, 102 Кат. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция).
Даная была дочерью Акрисия, царя Аргосского и Евридики. Кроу и Кавальказелле (Crowe, Cavalcasene 1878), усматривая в картине черты сходства с работами Себастьяно дель Пьомбо, называли, однако, автором Тициана и отмечали влияние Микеланджело. Ermitage 1899, p. 134 Кат.
Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. В этом прекрасном образе как бы предвосхищается та неуловимая тонкость душевных движений, которую излучают лица в некоторых портретах Тициана. Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея).
Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. Художник одет в простую и дорогую одежду. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. 7 Berenson 1957, I, p. 186 (ранний Тициан) Valcanover i960, I, p. 101 (стилистически близкий к Себастьяно дель Пьомбо) Кат.
рис. Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом). Пробная расчистка подтвердила предположение П. Д.
Ассунта Тициана полна героического пафоса. (Себастьяно дель Пьомбо) L Venturi 1912, р. 127 ill., 132 (предположительно, Себастьяно дель Пьомбо) Кат. Также до сих пор исследователи гадают, кто предстает перед зрителями – непорочная дева или же искусная куртизанка. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе.
S. PRAXEDIS MORTEM PRAE OCULIS SEMPRE HABENS VIVENS SIBI POS. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. Беспристрастная наблюдательность внесла в портрет пророческое начало: через два года Алессандро инициировал заговор пармской знати против своего отца Пьер-Луиджи Фарнезе, любимого сына Павла III Пьер-Луиджи был убит и пармский престол достался Оттавиано.
Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). К 1536 году, когда картина была закончена, Изабелла, одна из наиболее восхитительных и искушенных женщин Ренессанса, была намного старше, чем она смотрит здесь и Тициана определенно попросили использовать портрет Франчии (Francia) как направляющей к ее более ранней внешности. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов.
Знаменитая за ее элегантность, она носит тюрбан своего собственного дизайна. Эрмитажа 1916, с. 13 (Себастьяно дель Пьомбо.
С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения.
Эрмитажа по 1916) Cat. После кропотливой работы по удалению всех этих наслоений полотну была возвращена его первоначальная художественная ценность» (Бюллетень ГМИИ 1947). Колорит – контрастный. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии.
Петра. Эрмитажа 1892, с. 38 Кат. Ранняя серия женских портретов Тициана – одна из составляющих славы венецианского Ренессанса. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи.
Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Он чувствует себя независимым. Таков великолепный мужской портрет (1509-1510).
Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом. Лионелло Вентури (Вентури 1912) подхватил идею об авторстве Себастьяно дель Пьомбо, указав при этом, что «в плоской форме рук, лишенных костяка и объема и холодном колорите пейзажа отсутствуют характерные черты живописи Себастьяно» (. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Перед нами предстает прекрасный мир, полный гармонии, жизненных сил и чувственной прелести. Созданные им образы обладают мощными силами. Липгарт, также придерживавшийся этой атрибуции, в рукописном каталоге итальянской живописи (1928) сообщал, что авторство Себастьяно дель Пьомбо предложил Мюндлер (устно).
На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Теперь она выставлена в Вашингтоне. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Важную роль в картине художника играет пейзаж: это мир, полный безмятежного покоя и бесконечного разнообразия.
Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. Такую датировку в прошлом уже предлагали Кроу и Кавальказелле, а также Титце-Конрат.
(здесь и след. Рядом с ней находится в рубище св. Эрмитажа 1885, с. 43-44 Кат. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты.
Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Он создал много портретов – об этом обстоятельно пишет Джорджо Вазари. Эрмитажа 1869, с. 43-44 Cat. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа».
Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. Уступая в идеальности и одухотворенности Рафаэлю и Микеланджело, Тициан равен первому по чувству красоты, а второму – по драматической жизненности композиции и превосходит обоих по силе живописи. Он был живописцем и писал те картины, которые ему заказывали. – Себастьяно дель Пьомбо) Путеводитель ГМИИ 1964, с. 64-65 ил.
Stuffmann 1968, р. 77, 158 (Тициан) Valcanover 1969, р. 139, 598 (среди произведений, приписываемых Тициану) Wethey 1971, р. 175-176, Х-79, pl. Живопись получает свое богатое, чувственное обращение, главным образом, от ее своевольной комбинации насыщенности цвета, от синего платья с красными втулками и тонами кожи и золотисто-каштановым, умело заплетенными волосами. Весь образный строй этого портрета захватывает зрителя своей сконцентрированной энергией.
Ermitage 1891, p. 163-164 Кат. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. ГМИИ 1995, с. 118 ил.
Есть еще версии: одна находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, вторая – в Прадо в Мадриде. Две прекрасные картины «Даная» (1544-1545) и «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565) выполнены на мифологические сюжеты. Бернсон (Berenson 1957) относил к раннему периоду творчества Тициана. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
AN. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Тициан отзывается об антикваре Страда, как «о самом помпезном негодяе, которого когда-либо встречал». Главный акцент находится ни на ужасающих событиях, ни на религиозном значении сцены.
Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Запечатлеть себя, может быть, для восхищения и любования самим собой, может быть, чтобы увековечить внешность свою или дорогих людей для себя и для будущих поколений, может быть, для подарка любимому человеку, находящемуся от тебя далеко-далеко, – да мало ли что может быть причиной для заказа портрета художнику, особенно если этот художник тебе нравится или он знаменит. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. Это общее убеждение также отражено в современной историографии. На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня.
Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». Хёрст, автор исследования о творчестве Себастьяно дель Пьомбо (Hirst 1981), картину из ГМИИ не упоминает. Это отразится в его автопортретах. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция.
Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Антониотто Паллавичини (1441-1507) родился в Генуе, принадлежал к древней и прославленной аристократической фамилии, чья история особенно тесно связана с городами Северной Италии – Пармой, Пьяченцей, Кремоной, Генуей, Турином. Fischel 1904, S. 180 (здесь и далее – приписывается Тициану) Fischel 1906, S. 20, 206, 228 Fischel 1907, S. 196 Dacier 1909, вкладыш с. 148, 186 (воспр.
105 (Тициан как находящийся в Эрмитаже) Dussler 1942, S. 145, 67 (Себастьяно дель Пьомбо. ) Pallucchini 1944, р. 124 п. 49, 184 (отрицает авторство Себастьяно дель Пьомбо как находящийся в Эрмитаже) Бюллетень ГМИИ 1947, с. 34 (здесь и след. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. 255 (Римская школа, около 1530) Демская 1979, с. 98, 100 (здесь и далее – Себастьяно дель Пьомбо) Путеводитель ГМИИ 1980, с. 23 ил.
Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны.
Тициан написал целую серию работ на эту тему. Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. Холст саржевого плетения, дублирован. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом.
Красавицей, несущей цветы, как думают, является Флора, классическая богиня цветов и весны. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». – Себастьяно дель Пьомбо) Tietze-Conrat 1950, р. 428, 433 Альбом ГМИИ 1956, с. 7, табл.
Эрмитажа 1889, с. 50 Cat. 254). В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. В надписи рукой Ван Дейка на рисунке с картины ГМИИ, сделанном в альбоме сто Итальянских набросков 1622-1627 годов, автором портрета назван Тициан (Van Dyck 1622-1627 Adriani 1940). Кто изображен на картине – загадка.
Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Лукко (устно, 1997) высказался в пользу авторства Тициана и датировал около середины 1530-х годов.
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Эрмитажа 1901, с. 40-41 Сомов 1901, с. 40, 102 ил. Наталья, Вы абсолютно правы — на таких выставках нельзя фотографировать. XII, S. 2 Penther 1883, S. 35 Кат.
Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). Это – то, почему эта картина часто копировалось. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал.
Литература: Van Dyck 1622-1627, л. 83/109 (здесь и далее – Тициан) Manette 1720, ed. Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. Эта картина выделяется из всехработ Тициана множеством размытых закрученных линий, чего не наблюдалось в его предыдущих работах, которые были четкими и реалистичными.
Наряду с Микеланджело Тициан, пожалуй, самая грандиозная фигура Высокого Возрождения. Авторская живопись в плохом состоянии сохранности.
Кроу и Кавальказелле (Crowe, Cavalcasene 1878) полагали, что портрет был исполнен Тицианом в 1545 году в Риме и повторял неизвестный нам портрет прелата. Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие.
Crozat 1755, p. 48-49 Cat. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана.
Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. 743 Cat. Это полотно также называется «Венера перед зеркалом».
Зевс был пленен красотой Данаи и проник к ней в виде золотого дождя. – Себастьяно дель Пьомбо. ) Кат. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана.
Согласно тексту Жизнеописаний Вазари: Однажды, посетив Тициана в Бельведере, Микеланджело и Вазари увидали у него картину, над которой он работал: обнаженную женщину в образе Данаи, принимающей в свое лоно Зевса в виде золотого дождя и (как это принято в присутствии художника) очень ее расхвалили. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. После этого Даная родила сына Персея.
ГМИИ 1961, с. 148 (здесь и след. Путеводитель ГМИИ 1994, с. 97 Guidebook 1995, р. 97 Кат. Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне.
С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». 1858-1859, V, p. 328 Cat. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти).
На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). Отличительный признак поздних работ Тициана – это впечатление воздушности, манера письма исключительно свободна, композиция, форма, свет – все соединяется в одно целое. Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже.