Он создал ряд самостоятельных портретов, простых по композиции, но сильных и целостных по красочной лепке – П. Ф. Сурикова (мать художника, 1887). Чтобы понять особенности суриковоких портретов, нужно сравнить их с произведениями других художников-портретистов его времени. В более свободные периоды своей творческой жизни, Суриков писал портреты и очень часто обращался к написанию автопортретов, коих он написал за свою историю множество. «как в былине поется» — вот это и может служить ключом к истолкованию тех задач, которые ставил себе Суриков, создавая портрет «Сибирской красавицы».
В сибирских портретах чувствуется тот опыт, который приобрел Суриков изучая натуру, народные типы, лица сибирских женщин во время работы над «бытовой» картиной. Таким образом себя, как натуру художник частенько ставил на первое место, не желая отвлекать родственников для нелегкого а порой длительного и утомительного позирования и тем более, портрет Суриков мог писать в любое задуманное им время. Портреты на заказ не вдохновляли художника, поэтому Суриков отказывался от такой работы.
Кто то мог бы сказать, ну зачем столько много автопортретов, не уж то Суриков так себя любил. Великий живописный дар Сурикова и его пытливая ищущая мысль придают этим портретам острое своеобразие. В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Василий Суриков писал замечательные портреты, пейзажи, натюрмортные и интерьерные композиции имеющие и вполне самоценный эстетический смысл. Это народное представление о красоте и осуществил Суриков в портрете Рачковской.
Из «хрустально-чистого родника» народного искусства Суриков черпал уверенность в своей правоте и тогда, когда, закончив «Взятие снежного городка», начал работать над портретом «Сибирской красавицы» и другими женскими портретами, написанными им во время пребывания в Красноярске. Вся суть писания портретов это было не главным для Сурикова, можно так сказать он даже не любил выставлять портреты на публику, главная цель художника Сурикова это исторические произведения, где в мощной силе красок он раскрывает себя как уникального мастера и общество высоко оценивает его труды.
Он для них непререкаемый авторитет, главный военноначальник. Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни». Многих такой подход шокировал. Вглядываясь в портрет «Сибирской красавицы», мы забываем, что перед нами «отдельная личность». В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет.
Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. Но обстоятельства оказались сильнее его. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Но Суворов сказал: «Где пройдёт олень, там пройдёт русский солдат. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца.
Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. – допрашивали ее увещатели. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Низкая бревенчатая изба.
Известно, что художник происходил из казачьего рода. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу. Приготовления к казни закончены.
В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Огромный, небритый, со спутанными волосами, в овчинном тулупе и с драгоценным перстнем на сжатой в кулак руке, тяжело лежащей на колене, он погружен в глубокую думу.
Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. За годы учебы молодой художник получил за свои работы четыре серебряные медали и несколько денежных премий. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века.
Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле). Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву. Над каждой своей большой картиной Суриков работал по несколько лет. Шелковый платок окутывает ее голову и плечи.
Но интересовало её в жизни не это, а вопросы веры. Каждый из них в последние минуты жизни полон внутренней серьезности, собранности, думает свою большую думу. Каждого персонажа (а их были десятки и сотни) он писал с натуры, очень внимательно относясь к выбору натурщиков, особенно для главных персонажей (Морозова, Суворов, Разин). Свободолюбивого художника тяготил постоянный контроль со стороны заказчиков и получив за «Вселенские соборы» огромные по тому времени деньги – 10. 000 рублей, он впоследствии больше на заказ никогда не работал. Однако они продолжали превозносить своего атамана. Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883).
пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Правда исторической панорамы становится откровением. Каждый персонаж оценивает боярыню по-своему. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры.
Вскоре после окончания Академии художеств Суриков женился, а затем переехал жить в Москву. Портрет Сурикова — это столетия назад и сегодняшний день». Ехать нужно было долго, около полутора месяцев. В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова.
Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Третьяков, который приобрёл за большие деньги несколько картин художника, включая «Утро стрелецкой казни» (8. В дождливые дни он находился с семьей у станции Люблино. И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя». В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы.
Раскольников стали преследовать. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Тут и остяки и вогулы и сами татары. Перепелкина. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой.
Меншиков сидит у стола. Перед нами не просто женский портрет, а как бы историческое обобщение. Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года. Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия художник обращается в «Посещении царевной женского монастыря».
Этот статус он сохранял за собой до конца жизни. Он давал ему копировать работы старых мастеров. Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова.
В углу иконы, зажженные лампады. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Поднятые весла за его спиной – как крылья. И получилось именно то, что он хотел. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится.
Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Боярыня Морозова отказалась от участия в мероприятиях царского двора, заявила о себе как о стороннице «старой веры».
Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище. Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Она тоже была родом из казачьей станицы. Выделяются они и своим душевным состоянием. Высоко ценил творчество Сурикова П. М.
Суриков изобразил в картине момент перед казнью. Страсти разгорались. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад.
Все получалось не то, не так. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск. Небольшую пенсию (около трёх рублей в месяц) получала Прасковья Фёдоровна как вдова чиновника.
Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. Биография Сурикова и будет представлена ниже. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей.
Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души». В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910).
Суриков с упоением работал над «Боярыней Морозовой», а затем решил отправиться со всей семьёй на родину, показать жене и дочкам Сибирь, Красноярск и своих родных. Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове». Здесь, так же как и в «Сибирской красавице», задачей Сурикова было не раскрытие личной судьбы изображенной им «горожанки», а создание собирательного образа простой русской женщины. Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями. Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца.
Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого. Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). Две картины приобрёл у Сурикова царь (за «Покорение Сибири Ермаком» он заплатил 40. 000 рублей). Москва, XVII век. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. 000 рублей) и «Боярыню Морозову» (15. 000). Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3.
И такой прием тоже приносит свои результаты. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. Правда исторической панорамы становится откровением. Серов, В. фон Мекк), увлекся ее обликом. Сидят они в яме, цепями прикованные.
Солдатам, кажется, нет конца. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884).
Все это обливалось водой. О Сурикове хочется сказать: он вдохновенно-косноязычен. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Его работы видели сотрудники. Городок – старинная народная игра. Прасковья Фёдоровна с тремя детьми перебирается обратно в Красноярск. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым.
Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). В своей поздней картине «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» художник изобразил великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве.
Обращаясь от произведений Ге, Крамского, Репина и Серова к «Сибирской красавице», к «Горожанке», к любому из портретов, написанных Суриковым, мы не можем не оценить тонкого замечания, сделанного советским художником Б. В. Иогансоном: «Портреты Репина — это эпоха, даже эпоха, разделенная на десятилетия. Еще одно большое историческое полотно. В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). Она уверена в себе и обладает твердым характером. В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника. Умирает его жена. За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали.
В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна.
И вот таким образом беспримерный переход через Альпы был совершён и русская армия была спасена. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах. А струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный».
Работа была завершена в 1881 году. Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. За ним солдат закрыл лицо плащом, не решается смотреть в пропасть и все-таки спускается вниз. Иногда персонаж находился случайно.
В 1884 – 1887 гг. На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. — Художник Сергей Маковский о Сурикове: «Он действительно видит прошлое, варварское, кровавое, жуткое прошлое России и рассказывает свои видения так выпукло-ярко, словно не знает различия между сном и явью. Василий Суриков (1848-1916) – русский художник известный своими выдающимися картинами исторического жанра. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви.
Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Разбита на Каспии флотилия персидского шаха. Героиня портрета Софья Августовна Кропоткина (Шаре), сестра художника. В детстве Суриков не раз наблюдал казни на Острожной площади (она была между домом Суриковых и уездным училищем, где сейчас стадион «Локомотив») и впоследствии вспоминал: «Какие люди были, сто плетей выдерживали, не крикнув». На этот раз его попытка завершилась успешно.
Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. В этом городе родился будущий художник. Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. Однако противникам его удалось взять верх. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент.
Однако живопись – это вид искусства, который требует многократного преувеличения. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души. Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников. В. Суриков.
Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке. Но главный доход (десять рублей в месяц) приносила сдача квартирантам второго этажа, сами Суриковы размещались на первом этаже.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. Рассматривая портрет Рачковской, вдумываясь в его особенности, невольно задаешь себе вопрос: да портрет ли это в том смысле, как это понималось со времен Ренессанса.
Он знаменит также своими портретами. Эти люди готовы претерпеть жестокие муки и смерть ради того, что они считали правдой.
В 1910 году художник путешествует по Испании. Так же смелы и суриковские стрельцы.
В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Каждый из этих художников по-своему ставил и по-своему решал задачи портрета. «В худощавой фигуре Морозовой, в тонких длинных пальцах ее рук, в том, как она сидит, вытянув и крепко сжав ноги, судорожно вцепившись в боковину саней одной рукой и взметнув вверх другую со сложенным двуперстием, чувствуется и огромное нервное напряжение и внутренняя сила, – отмечает Г. П. Всё это Суриков осознал, побывав в Петербурге и Москве. Как одному из лучших учеников, Академия дала Сурикову возможность получить заказ от казны — четыре масштабных картины (примерно 4х4 метра каждая) для грандиозного Храма Христа Спасителя в Москве.
В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Но консервативным преподавателям она не понравилась и золотой медали Суриков не получил. А. Жукова пишет: «Хмурый на головном струге сидит Разин. Работа продолжалась около двух лет.
А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. Он верил в своих солдат, а солдаты верили в своего гениального полководца. А где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат».
Но большая часть людей глядит на боярыню с сочувствием. Это был его родной дед. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. Суриков изобразил заседания первых четырёх Вселенских соборов. Картина Степан Разин раскрывает поклонение простых ратников своему командиру. В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым.
Муж изображенной – С. А. Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени.
Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Но есть одна черта, одинаково характерная для всех мастеров второй половины XIX века: живопись в их руках приобретает качество документальности. Церковь раскололась. В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Обычно в портрете дается изображение, употребляя слова Сурикова, «отдельной личности». Но неясны пути крестьянской революции. Первое большое историческое полотно Сурикова.
Тяжкую думу думает атаман. После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. Это известная с семнадцатого века семья. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим.
С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Работа над этой картиной растянулась на несколько лет. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка.
Но его преследовали сердечные расстройства. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. После продажи «Меншикова» Суриков с семьёй отправился за границу, эта поездка оказала благотворное влияние на Елизавету Августовну.
В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию. 6 марта 1916 года великого русского художника не стало.
Кидаешься ты на врагов, как лев». Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром. То же самое у Серова. Портрет Суриков пишет только ради себя и семьи в свободное время от масштабных работ, он можно сказать отдыхает когда пишет автопортрет, наслаждаясь поиском новых решений.
Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. В 1870 году появилось его первое произведение, ставшее известным: Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой».
А возле ямы страж ходит. В картине Суриков добился исключительной экспрессии и значительности лица Морозовой.
Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике. В то время Спиридонову было 82 года. Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал». На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба. Полина Ивановна Щербатова (в девичестве Пелагея Розанова) – внучка крепостного, выйдя замуж за князя С. А. Вот боярыня и просит его:Миленький. — Илья Ефимович Репин о художнике:«С Суриковым мне всегда было интересно и весело.
После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке. В центре картины стрельцы, восставшие против Петра и ведомые теперь на казнь. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен», уже песни о Разине поют. В его творчестве – повелительная убежденность галлюцината. Одной из главных картин Сурикова явилась «Боярыня Морозова».
После смерти отца, Сурикову пришлось работать писцом. В 1868 отправился в Петербург, где в 1869 поступил в Академию художеств окончив Академию в 1875, с 1877 жил в Москве. Однако поступить в Академию Суриков не смог.
В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова». Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы. Сам Суриков не считал себя портретистом. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы.
Тогда все сбивалось в кучу. Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова». Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Петербург. Всерьез озабочен атаман и его настроение тоже сумел передать художник.
При изучении истории он обнаружил, что ему близки и понятны герои русского XVII века. К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. Саша Суриков родился в 1856 г. в Сухом Бузиме, а в 1859 г. умер Иван Васильевич. Готовую картину художник представлял на выставке передвижников (он сам был долгое время членом Товарищества передвижных художественных выставок), продавал и на деньги, полученные за большую картину, мог жить несколько лет (всего таких картин им за всю его творческую карьеру было продано семь). Эти видения-картины фантастическим реализмом деталей и цельностью обобщающего настроения вызывают чувство, похожее на испуг.
Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Его картины грандиозны не только по замыслу, но и по размеру («Боярыня Морозова» 3х6 метров, «Переход Суворова» — 5х4). Первая большая картина молодого Сурикова, как громом поразившая публику — «Утро стрелецкой казни».
В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка». Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова.
Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Суриков подхватил эту мысль. И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы. На слове «отдельной» следовало бы сделать ударение. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума.
В одном персонаже он узнавал деда, в другом дядю, в третьем соседа или знакомого. Феодосия Прокопьевна Морозова не приняла церковную реформу, начатую патриархом Никоном, примкнула к старообрядцам (они защищали принятое до реформы нанесение крестного знамения двумя перстами и ряд других традиций), привечала их в своём доме, переписывалась с протопопом Аввакумом, который отозвался о ней: «Персты твои тонкостны, очи твои молниеносны, кидаешься ты на врага, аки лев». Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка.
В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Взгляд ее выражает величавое спокойствие и вместе с тем какую-то затаенную грусть. В его наследии портретам принадлежит сравнительно скромное место. Затем были работы – Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице.
Когда мальчику исполнилось восемь лет, его отца переводят на службу в акцизное управление села Сухой Бузим, недалеко от Красноярска. Пленный перс тоскует напротив атамана. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. Биография Сурикова неотъемлема от истории России.
Он часто покупал картины мастера. Он ехал с обозом Кузнецова, вот таким образом дорога заняла два месяца.
Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Нападающие должны были верхом ворваться в ворота крепости – городка и разрушить на взлете верхнюю перекладину. Хохочет купец, ухмыляется священник в шубе с лисьим воротником (во время церковного раскола ожесточение с обеих сторон доходило до крайностей, что стало большой трагедией для русского народа), сурово смотрит учёный монах, глумится возница.
Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. Строй казаков с ружьями в руках осеняет знамя Спаса, под которым стоит Ермак, повелительно простерший руку в сторону врагов, указывая направление основного удара. Како крестишься и како молитву творишь.
Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. После окончания картины «Утро стрелецкой казни» (1881 г. ) Суриков пишет картину «Меншиков в Берёзове», где показывает некогда всесильного светлейшего князя Александра Меншикова в сибирской ссылке с семьёй. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи.
Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном. Современники отнеслись к этому полотну восторженно, оно участвовало в Передвижной выставке.