В Лувре сохранился и печально знаменитый «Портрет сумасшедшей» (1824 г. ), – один из серии изображений сумасшедших, написанных Теодором Жерико в последний год его жизни. По просьбе своего друга, доктора психологической клиники, Жерико создал целый ряд портретов сумасшедших людей.
Абсолютно справедливо исследователи усматривают в строгом рисунке и пластической ясности «Свободы на баррикадах» близость к давидовскому «Марату», лучшей картине революционного классицизма. Перед лицом опасности, которую нес "Школе" Делакруа, Энгр, конечно, становился столпом классицизма и не признать его было уже нельзя. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности.
Всегда горячо, экспрессивно (учась этому у своего кумира Рубенса) пишет он сцены охот, портреты любимых музыкантов – "Паганини" (ок. Некоторые марины предваряют находки импрессионистов, недаром именно Делакруа был тем единственным в 60-е годы из признанных художников, кто был готов поддержать это новое поколение. Вслед за Жерико Делакруа также едет в Англию. "Плот "Медузы"" на цветной вклейке).
Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Но не только литература. Там картина вызвала большой интерес. Жерико уехал в Англию. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу.
Жерико видел перед собой не столько пациентов, сколько индивидуально неповторимых людей, пусть больных изолированных от общества (Гиена Сальпетриер, Безумная старуха, Клептоман, Похититель детей). Создав серию душевнобольных, Жерико углубил присущее ему трагическое осмысление современности. 1817, Лувр, Париж). Через пять лет после смерти Жерико именно к этой картине был применен термин "романтизм". Это попятно: романтизм как новое художественное направление, оппозиция классицизму имел очень расплывчатые определения.
Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Мир в их воображении (и соответственно изображении) предстает в непрерывном движении. Об этом говорят и все его большие вещи и темы экзотического Востока и иллюстрации к Байрону и Шелли и его «Охота на львов» и портрет 20-летнего Делакруа и, наконец, приятие им самого Делакруа, тогда еще только начинавшего путь, но уже совершенно чуждого направлению «Школы».
Всегда горячо, экспрессивно (учась этому у своего кумира Рубенса) пишет он сцены охот, портреты любимых музыкантов —Паганини (около 1831), Шопена (1838), в поздние годы исполняет несколько декоративных работ (купол библиотеки Люксембургского дворца (1845—1847) и галереи Аполлона в Лувре (1850—1851), капеллы св. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Последние работы Жерико по возвращении во Францию в 1822 г. – портреты сумасшедших, которых он наблюдал в клинике своего друга-психиатра Жорже (1822-1823). Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Это понятно. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Благодаря этому романтическому, т. е. С самого начала Теодор стремился к особой выразительности своих картин, которые иногда шли вразрез с установившимися правилами высокой живописи того времени. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
Художник, которому предстояло стать истинным вождем романтизма, был Эжен Делакруа (1798-1863). На ее губах можно заметить подобие улыбки. Вспоминаются слова Делакруа из «Дневника»: «. Следующий этан творчества Делакруа связан с июльскими событиями 1830 г. Он воплощает революцию 1830 г. в аллегорическом образе "Свободы на баррикадах" (другие названия – "Свобода, ведущая народ", "Марсельеза" или "28 июля 1830 года"). Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Французский историк Жюль Мишле писал, что Жерико как бы создал «эпитафию солдату 1814 года». Как и предыдущие, эта картина не была приобретена государством. Романтическая литература Франции: сначала Шатобриан с сто программным произведением эстетики романтизма "Гений христианства" (1800-1802), затем наиболее передовое крыло – Ламартин, Виктор Гюго, Стендаль, Мюссе, в раннем творчестве – Флобер, Теофиль Готье, Бодлер, как и английские романтики, прежде всего Байрон и Шелли, – имела громадное влияние на художественную культуру всей Европы. Пусть даже и за свой счет. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «Школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины.
Но они были выразителями этих тенденций в различные эпохи и это обусловливало различие их идейно-художественных стремлений. Изобразительное искусство Франции эпохи романтизма выдвинуло таких крупных мастеров, которые определили влияние французской школы на все XIX столетие. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Представители «Школы», академисты восставали прежде всего против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных констрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности и классицистической отточенности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия.
Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Этим же объясняется и трагическое его одиночество. Вслед за Жерико Делакруа также едет в Англию.
Взгляд больной лишен выражения и жизни, хотя, слегка опухшие глаза лихорадочно блестят. Картина Делакруа была освистана и в буквальном смысле и в переносном —в прессе. Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на плоту изучал с разных точек зрения композицию, может быть прибегая к помощи камеры-обскуры31.
Среди этих людей и подлинные портретные изображения — инженера Корреара, указывающего на корабль стоящему у мачты врачу Савинъи (оба — оставшиеся в живых очевидцы катастрофы). Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Настроение самого Жерико было противоречивым. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Композиция сложилась у художника сразу: группы умирающих и еще полных сил мужчин и женщин разных возрастов, от идеально прекрасной молодой пары в центре до фигуры полубезумной старухи, выражающей предельное нервное напряжение и умирающей рядом с ней молодой матери с ребенком у груди – справа. Колористический дар Делакруа проявляется здесь в полную силу. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Гойя и Рубенс всю жизнь были для него кумирами. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
У Жерико живописное начало не превалировало над линейным, колорит – над рисунком, но его творчество граничит с романтизмом. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Зато следующее большое произведение – "Раненый кирасир, покидающий поле боя" (1814) – потерпело полную неудачу ибо многие увидели в фигуре воина, с трудом спускающегося со склона и еле удерживающего коня, определенный политический смысл – намек на разгром Наполеона в России, выражение того разочарования в политике Наполеона, которое испытывала французская молодежь. Последние одиннадцать месяцев жизни он был прикован к постели и умер в январе 1824 г., на 33-м году жизни (вследствие неудачного падения с лошади).
Её похвалил М. -Б. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Светлая и вместе с тем очень звучная гамма «Хиосской резни» — бирюзовые и оливковые тона в фигурах молодого грека и гречанки (слева), сине-зеленые и винно-красные пятна одежды безумной старухи (справа) — послужила отправной точкой для последующих колористических исканий художников. Впоследствии Мане и Сезанн копировали это раннее произведение Делакруа. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Подобного показа душевного неблагополучия французское искусство еще не знало. В результате «Медуза» села на мель и затонула. Из 148 человек, высадившихся на плоты (из которых один сразу оторвался и сгинул), лишь девять полумертвецов подобрал бриг "Аргус" на двенадцатый день. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. И все это разворачивается на фоне хотя и сумрачного, но безмятежного пейзажа.
Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Возможно, сейчас нездоровый рассудок играет с ней в злые игры.
Внешний вид женщины напоминает зрителю о ее недуге. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Холст, масло. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
События, происшедшие с французским кораблем "Медуза" летом 1816 г., дали Жерико сюжет, полный драматизма и привлекший внимание общественности (см. Природа безучастна к резне, насилиям, безумствам человечества. В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов.
Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. (Лувр купил полотно только в 1921 г. ). И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Но Жерико работает с натуры, его портреты в итоге превращаются в документальные изображения.
я подумал о своем ничтожестве перед лицом этих повисших в пространстве миров". Несомненно, что его первые работы «Ладья Данте» и «Хиосская резня» написаны — при сохранении независимости — прежде всего под стилевым влиянием Жерико. Перед лицом опасности, которую нес «Школе» Делакруа, Энгр, конечно, становился столпом классицизма и не признать его было уже нельзя. Будучи новатором по своей натуре, он пытался создать нечто особенное, красивое и для него было не важно – вписывается ли это в рамки академического стиля или нет. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Многие сходили с ума, доходило до каннибализма.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. В настоящее время достоверно принадлежащими Жерико считаются пять: «Гиена Сальпетриер» (Лион, Музей изящных искусств), «Безумная старуха» (Париж, Лувр), «Клептоман» (Гент, Музей изобразительных искусств), «Похититель детей» (США, Спрингфилд, Музей изобразительных искусств), «Воображающий себя полководцем» (Винтертур, собрание Рейнгардт). Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Делакруа отвергал данное ему звание романтика. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24.
я подумал о своем ничтожестве перед лицом этих повисших в пространстве миров». Он живет английскими литературными образами и английским театром, делает литографии к «Гамлету» изображает байроновского Гяура, но кроме этого пишет «Тассо в доме сумасшедших» изображает Фауста.
Идеал романтиков туманен, оторван от реальности, но всегда возвышен и благороден. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Вспоминаются слова Делакруа из "Дневника": ". Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Ибо, как верно писал один из исследователей творчества Жерико, оба (Жерико и Давид. Свой путь в искусстве Энгр начал с портретов («Автопортрет», 1804 три портрета членов семьи Ривьер – отца, матери, дочери, 1805 «Император Наполеон на троне», 1806).
От группы с мёртвыми телами и отца, склонившегося над погибшим сыном взгляд зрителя направляется к четырём фигурам у мачты. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности.
Готье), "пламенный гений" – такие отзывы о "Хиосской резне" соседствовали с выражениями: "это резня живописи" (Гро), ". Но это было не простое столкновение двух ярких, совершенно разных индивидуальностей, это была борьба двух различных художественных мировоззрений. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Четкую грань между классицизмом и романтизмом провести трудно.
Этим определялась направленность его поисков»13. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
Фрегат "Медуза" потерпел крушение у берегов Сенегала. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. «Метеор, упавший в болото» (Т. Однако успех картины Жерико был омрачен поражением Наполеона в России.
Особая область искусства Энгра – его графический портрет, в котором он наследовал лучшие традиции французского карандашного портрета XVI века. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Поездки в Марокко и Алжир в конце 1831-1832 г., в экзотические страны, обогатили палитру Делакруа и вызвали к жизни две его знаменитые картины: "Алжирские женщины в своих покоях" (1834) и "Еврейская свадьба в Марокко" (ок. Цветом художник прежде всего создает определенное настроение.
Картина вызвала также полное смятение в лагере классиков. Однако взятые из жизни образы выступают в картине как символы основных сил революции. И все это разворачивается на фоне хотя и сумрачного, но безмятежного пейзажа.
Картину предваряла интенсивная подготовительная работа, масса рисунков, эскизов, акварелей. В Англии Жерико создает серии литографий на бытовые темы (литография была совершенно новой техникой, которой в XIX в. предстояло большое будущее), делает множество рисунков нищих, бродяг, крестьян, кузнецов, угольщиков и всегда передает их с большим чувством достоинства и личного к ним уважения (серия литографий "Большая английская сюита", 1821). Полотно отметил и сам Давид14.
О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). – Т. И. ) были выразителями революционных тенденций и это их сближало. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Наибольшей выразительности художник достигает цветом. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. В 1863 г. Делакруа умирает.
Жерико болезненно переживал критику. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
Жерико, несомненно, явился провозвестником и даже первым представителем романтизма. Но не только литература. Больничная одежда свидетельствует то том, что героиня находится в закрытом заведении для сумасшедших. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29.
Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. В итоге длительной работы Жерико создает гигантское полотно (ок. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Как и предыдущие, эта картина не была приобретена государством.
Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Правая критика ругала художника за излишний демократизм образов, называя самое «Свободу» «босой девкой, бежавшей из тюрьмы», левая упрекала его за компромисс, выразившийся в соединении столь реальных образов — гамена (напоминающего нам Гавроша), студента с ружьем в руках (в котором Делакруа изобразил себя), рабочего и других — с аллегорической фигурой Свободы. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила последнее в коррупции.
От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшему на доски плота (натурой Жерико послужил Делакруа), к отцу, держащему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядящему вдаль и затем к более активной группе – смотрящих на горизонт, венчаемой фигурой негра с красным платком в руке. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Лувр. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Особенной отточенности достигает рисунок Энгра в его картинах с обнаженным человеческим телом: «Эдип и сфинкс» (1808), «Купальщица» (1807), «Большая одалиска» (1814), «Руджиеро освобождает Анжелику» (1819). Иногда в серию включают также работу «Вандеец» (Париж, Лувр).
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Светлая и вместе с тем очень звучная гамма "Хиосской резни" – бирюзовые и оливковые тона в фигурах молодого грека и гречанки (слева), сине-зеленые и винно-красные пятна одежды безумной старухи (справа) – послужила отправной точкой для последующих колористических исканий художников. Не случайно Шарль Бодлер говорил, что романтизм — это «не стиль, не живописная манера, а определенный эмоциональный строй». В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр).
На двенадцатый день, когда плот был замечен, на борт брига Аргус подняли только 15 полумертвецов, остальные погибли от жажды, голода, болезней. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Ее появление в Салоне вызвало нападки критики (исследователи пишут, что художника ругали хуже, чем вора и убийцу), но и восторженное поклонение молодых перед гражданственной прямотой и смелостью живописца.
Чувство французов, которые познали горечь поражения, выразил на картине «Раненный кирасир, который оставляет поле битвы» (в 1814 г. ). Он написал «Ладью Данте» («Барка Данте», «Данте и Вергилий», 1822) за два с половиной месяца (размер картины 2х2, 5 м), вызвал огонь критики, но с восторгом был принят Жерико и Гро. Таковы его портреты госпожи Детуш, знаменитого скрипача Паганини, семьи Стамати, Леблана.
События, происшедшие с французским кораблем «Медуза» летом 1816 г., дали Жерико сюжет, полный драматизма и привлекший внимание общественности. Гойя и Рубенс всю жизнь были для него кумирами. Он часто вдохновляется в эти годы литературными сюжетами, прежде всего Байроном («Крушение Дон-Жуана«), пишет «Взятие Константинополя крестоносцами» (1840) по Торквато Тассо, возвращается к образам Фауста и Гамлета.
Художник смог подойти к столь обнаженному изображению человеческого страдания в отдельном портрете имея за плечами опыт, накопленный в процессе работы над полотном Плот Медузы (1818-1819, Париж, Лувр). Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. наполовину написанные посиневшие трупы" (Стендаль. ). Он написал "Ладью Данте" ("Барка Данте", "Данте и Вергилий", 1822) за два с половиной месяца (размер картины 2 х 2, 5 м), вызвал огонь критики, но с восторгом был принят Жерико и Гро. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Портреты сумасшедших Жерико пишет уже смертельно больным.
Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). О Теодоре Жериковпервые заговорили в 1812 году, когда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину «Офицер конных герей императорской гвардии, которая идет в атаку» («Портрет лейтенанта Г. Дьедоне).
Во Флоренции была написана картина Обет Людовика XIII (1824) для кафедрального собора в родном городе художника Монтобане, за которую критика назвала Энгра новым Рафаэлем. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. У юноши две страсти: живопись и лошади. Однако душевное состояние Жерико в последние годы жизни было весьма неустойчивым и это дает основание предполагать, что художник сам наблюдался у доктора Жорже.
Фрегат «Медуза» потерпел крушение у берегов Сенегала. 1831), "Шопен" (1838): в поздние годы исполняет несколько декоративных работ: купол библиотеки Люксембургского дворца (1845-1847) и галереи Аполлона в Лувре (1850-1851), капеллы Святых ангелов в соборе Сан Сюльпис, 1849-1861), пишет натюрморты, пейзажи. 1841). Художник, которому предстояло стать истинным вождем романтизма, был Эжен Делакруа (1798—1863). Но это было не простое столкновение двух ярких, совершенно разных индивидуальностей, это была борьба двух различных художественных мировоззрений. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. В Салоне 1812 г. Жерико заявляет о себе большим полотном-портретом, носящим название «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку».
Несомненно, огромную роль здесь сыграло знакомство Делакруа с живописью Констебла. из признанных художников, кто готов был поддержать это новое поколение. Наибольшей выразительности художник достигает цветом. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Романтическая литература Франции: сначала Шатобриан с его программным произведением эстетики романтизма «Гений христианства» (1800—1802), затем наиболее передовое крыло—Ламар-тин, Виктор Гюго, Стендаль, Мюссе, в раннем творчестве — Флобер, Теофиль Готье, Бодлер, как и английские романтики, прежде всего Байрон и Шелли, —имела громадное влияние на художественную культуру всей Европы. Марокканская тема еще долго будет занимать Делакруа.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Романтики в изобразительном искусстве не имели определенной программы, единственное, что их роднило между собой, – это отношение к действительности, общность миросозерцания, мировосприятия, ненависть к мещанам, тусклой повседневности, стремление вырваться из нее мечтательность и вместе с тем неопределенность этих мечтаний, хрупкость внутреннего мира, яркий индивидуализм, ощущение одиночества, неприятие унификации искусства. Вместе с тем, вышедшие из-под кисти большого художника, они являются как бы олицетворением человеческих судеб. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Картина Делакруа была освистана и в буквальном смысле и в переносном – в прессе (Лувр купил полотно только в 1921 г. ). Так, в буре негодований и в восторженных оценках, в битвах и полемике складывалась новая школа живописи, новое художественное мышление — романтизм с 26-летним Делакруа во главе. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии.
Произведение Делакруа полно истинного, потрясающего драматизма. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Жерико многое сближало с классикой и классицизмом. В их трагически-острой характеристике ощущается горькое сочувствие самого художника. Его рисунок каллиграфически выверен, контур объема четок, мазок неразличим, фактура гладкая, как эмаль, композиция строится по законам симметрии, все подчинено рациональному началу. Среди этих людей есть и подлинные портретные изображения – инженера Корреара, указывающего на корабль стоящему у мачты врачу Савиньи (оба – оставшиеся в живых очевидцы катастрофы). Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России.
В этом путешествии он видит прекрасную возможность расширить свой кругозор художника и получить массу новых впечатлений. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Недаром, напомним именно в этом Салоне был впервые признан Энгр. Но при этом Жерико упорно и много работает. Он часто вдохновляется в эти годы литературными сюжетами, прежде всего Байроном ("Крушение Дон Жуана"), пишет "Взятие Константинополя крестоносцами" (1840) по Торквато Тассо, возвращается к образам Фауста и Гамлета.
Этим же объясняется и его трагическое одиночество. Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год. Кожа, с оттенком нездоровой желтизны, обтягивает ее очерченные скулы и высокий лоб. "Метеор, упавший в болото" (Т. Впечатление стремительности усиливается еще и определенным приемом: кони и жокеи написаны очень тщательно, а фон — широко.
Последние работы Жерико по возвращении во Францию в 1822 г. —портреты сумасшедших, которых он наблюдал в клинике своего друга—психиатра Жорже (1822—1823). Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству именуемому "Школой" в целом. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Романтизм.
Впервые Жерико обратил на себя внимание серией конных портретов наполеоновских офицеров, но бессмертную славу ему принесло полотно «Плот Медузы» (внизу), рассказавшее о страшной участи тех, кто плыл на этом погибшем фрегате. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Ощущение драматизма усиливает бурное небо, освещенное вспышками выстрелов. Идеал романтиков туманен, оторван от реальности, но всегда возвышен и благороден.
Несомненно, огромную роль здесь сыграло знакомство Делакруа с живописью Констебла. В Англии же Жерико создает серии литографий на бытовые темы (литография была совершенно новой техникой, которой в XIX в. предстояло большое будущее), делает множество рисунков нищих, бродяг, крестьян, кузнецов, угольщиков и всегда передает их с большим чувством достоинства и личного к ним уважения (серия литографий «Большая английская сюита», 1821). От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшему на доски плота (натурой Жерико послужил Делакруа), к отцу, держащему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядящему вдаль и затем к более активной группе — смотрящих на горизонт, венчаемой фигурой негра с красным платком в руке. В 1863 г. Делакруа умирает. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус».
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Работа хранится в Лувре, в Париже. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Мир в их воображении (и соответственно изображении) предстает в непрерывном движении. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Это стремительная, динамическая композиция. Бутар, посоветовав начинающему художнику заняться батальным жанром, который в эпоху Империи ставился выше остальных.
наполовину написанные посиневшие трупы» (Стендаль. ). Кисти Жерико – портретиста пренадлежит так же серия портретов душевнобольных. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Портреты сумасшедших Жерико пишет уже смертельно больным.
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. В их трагически-острой характеристике ощущается горькое сочувствие самого художника. Одного из погибших волной смывает в море.
Правая критика ругала художника за излишний демократизм образов, называя саму "Свободу" "босой девкой, бежавшей из тюрьмы", левая упрекала его за компромисс, выразившийся в соединении столь реальных образов – гамена (напоминающего нам Гавроша), студента с ружьем в руках (в котором Делакруа изобразил себя), рабочего и других – с аллегорической фигурой Свободы. Из них известно пять: портрет сумасшедшей старухи, называемый «Гиена Сальпетриера», «Клептоман», «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм», «Вор детей», «Умалишенный, воображающий себя полководцем».
Жерико настойчиво ищет драматические образы в современности. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству именуемому «Школой» в целом.
Жерико увлекался лошадьми и скачками и умел быстро схватывать самую сущность движения. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Вместе с тем он был далек от одноплановости.
Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались.
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Провал «Сарданапала» лишний раз подчеркнул все усиливающийся конфликт между творческой индивидуальностью и обществом.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Много копирует в Лувре. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Ибо, как верно писал один из исследователей творчества Жерико, оба (Жерико и Давид. — Т. И. ) были выразителями революционных тенденций и это их сближало.
Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус».
Подлинным вождем он становится, когда в Салоне 1824 г. выставляет картину "Резня на Хиосе" ("Хиосская резня"). Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза».
Из 140 человек, высадившихся на плот, лишь 15 полумертвецов подобрал бриг «Аргус» на двенадцатый день. Отсюда и обобщенный стиль Жерико — лаконичный избегающий второстепенных эффектов, сосредотачивающий внимание на целом. Картина не получила ни первой, ни второй премии.
Подобного показа душевного неблагополучия французское искусство еще не знало. Впоследствии Мане и Сезанн копировали это раннее произведение Делакруа. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Следующий этап творчества Делакруа связан с июльскими событиями 1830 г. Он воплощает революцию 1830 г. в аллегорическом образе «Свободы на баррикадах» (другие названия — «Свобода, ведущая народ», «Марсельеза» или «28 июля 1830 г»).
Делакруа отвергал данное ему звание романтика. Жерико несомненно явился провозвестником и даже первым представителем романтизма. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. 292 x 194 см. Так, в буре негодований и в восторженных оценках, в борьбе и полемике складывалась новая школа живописи, новое художественное мышление – романтизм с 26-летним Делакруа во главе.
ангелов в соборе Сан Сюльпис, 1849—1861), натюрморты, пейзажи. Появление картины в Салоне вызвало нападки критики (исследователи пишут, что художника ругали хуже, чем вора и убийцу), но восторженное поклонение молодых перед гражданственной прямотой и смелостью живописца.
Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). В Риме художник тщательно изучал античное искусство, что воплотилось в его картинах «Эдип и сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида (1811). Отсюда и патетический характер романтических произведений их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой повседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности. Произведение Делакруа полно истинного, потрясающего драматизма.
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. «Гиена Сальпетриер» — это старая седая женщина в белом чепце и больничном халате. Он посещал больничные морги, делая этюды мёртвых голов истощённых тел, отрубленных конечностей, в своём ателье он, по свидетельству художника О. Раффе, создал нечто вроде анатомического театра. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги.
В Салоне 1827 г. он выставляет свое новое большое полотно "Смерть Сарданапала", навеянное трагедией Байрона. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Франция.
Романтики считали, что безобразное также может быть предметом художественного воплощения, безобразное в жизни может стать прекрасным в искусстве. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Наконец, в Англии он находит тему своей последней большой картины "Скачки в Эпсоме" ("Дерби в Эпсоме", 1821) – произведения, в котором он создал любимый им образ летящих, как птицы, над землей коней.
В Риме художник проводит целый год. И человек, в свою очередь, ничтожен перед этой природой. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года.
От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Париж. Композиция работы построена по принципу сдвоенной пирамиды и сама по себе может считаться шедевром. Однако взятые из жизни образы выступают в картине как символы основных сил революции.
Природа на полотне враждебна человеку. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Жерико создает замечательную серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства».
Через пять лет после смерти Жерико именно к этой картине был применен термин «романтизм». Но такие работы, как «Скачки в Эпсоме» или портреты сумасшедших или английские литографии проводят от Жерико прямые линии к реализму. Картину предваряла интенсивная подготовительная работа, масса рисунков, эскизов, акварелей. Недаром, напомним именно в этом Салоне был впервые признан Энгр. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила последнее в коррупции.
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. В Салоне 1827 г. он выставляет свое новое большое полотно «Смерть Сарданапала», навеянное трагедией Байрона. Его считали «независимым от правильного искусства», обвиняли в небрежности рисунка и композиции, в отсутствии стиля и вкуса, в подражании грубой и случайной натуре и т. д. Четкую грань между классицизмом и романтизмом провести трудно.
Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Жизнь Теодора Жерико (1791—1824) оказалась трагически короткой, что не помешало ему стать «отцом-основателем» романтизма во французской живописи. Жерико многое сближало с классикой и классицизмом. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади.
Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала.
Картина вызвала также полное смятение в лагере классиков. Готье), «пламенный гений» — такие отзывы о «Хиосской резне» соседствовали с выражениями: «Это резня живописи» (Гро), «. Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault 26 сентября 1791, Руан— 26 января 1824, Париж)— французский художник, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма.