По её настоянию парный портрет, где Эжен Делакруа изобразил Шопена импровизирующим на фортепьяно и Жорж Санд в роли слушателя, был разрезан надвое. Незавершенный портрет Фредерика Шопена был написан французским живописцем Эженом Делакруа в 1838 году.
На его похороны собрались тысячи поклонников его творчества. Однако, мы полагаем, мало найдется таких танцев, в которых, как в полонезе, при общей простоте очертаний импульсы, породившие его, получили бы столь прекрасное выражение в целом и выявились бы так разнообразно в отдельных эпизодах, дававших каждому участнику возможность импровизации в пределах общих рамок. Портреты Делакруа писал всегда, хотя этот жанр и не был ведущим в его творчестве. У других романтиков мы находим длинноты, у Шопена — никогда.
Без исполнения оно не дойдет до нас. Не думайте, что он бодрился в моем присутствии. Портрет остался в студии Делакруа до его смерти. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.
Как бы там ни было, но мальчишка рос сущим сорванцом. Друг детства художника, Александр Дюма, вспоминал, что «к трём годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился». Произошло это событие в 1810 г., а вот точную дату определить затруднительно. Похоже, что родители Шопена, да и он сам, были с этим вполне согласны — последующая музыкальная карьера композитора складывалась вдали от Польши, в тогдашней «столице мира» — Париже.
А другие бог ты мой. В этот период Шопен пишет свой знаменитый «Революционный этюд». «Мы подверглись ярости разнузданного московского сброда. Чахотка — плохой помощник в публичных выступлениях.
Генрих Гейне называет Шопена «Рафаэлем фортепьяно», Жорж Санд торжествует. Они «плетут кружева», «рассыпаются бисером», некстати растягивают и ускоряют темпы. Если это был монумент, воздвигнутый в честь доблестнейшего или прекраснейшей, владелец замка импровизировал хвалебное слово. О Шопене глубоко скорбел весь музыкальный мир.
Композитор завещал, чтобы его сердце после смерти перевезли в Польшу. Особенно его тяготит то, что вновь увидеть родину вряд ли удастся. «Будет Польша блестящая, могучая, независимая. »— так он написал в своем дневнике.
Жорж Санд, при рождении Амандина Аврора Люсиль Дюпен, в замужестве баронесса Дюдеван, была довольно необычной особой.
Этим танцем хозяин дома открывал каждый бал, не с самой молодой и самой красивой, но с самой почтенной, часто – самой пожилой из присутствующих дам составить фалангу, эволюциями которой начинался каждый бал, приглашалась не одна лишь молодежь, так как имелось в виду предлагать всему обществу, как лучшее развлечение, самолицезрение. У каждого герба, к тому же, было свое имя (исключительная особенность польского герба) имевшее обычно свою историю, причем его нельзя было заимствовать другим гербам, схожим, даже тождественным, но принадлежавшим другому роду. Вот таким образом в данном полотне можно заметить некую доброту. По её настоянию муж Николя приобрёл довольно дорогую по тем временам вещь — фортепиано. Здесь Шопен провел свои лучшие годы.
Но Жорж Санд не повезло. Только по очевидному недоразумению переводят его на французский язык словом женского рода (polonaise). Поговаривают, что сделано это было не без участия Жорж Санд.
В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе ему нужно было решать, как жить дальше. «Автор этого Полонеза— написала газета, — ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Однако многие предпочитали искать счастья на стороне и поступали сами или отдавали членов семьи – сыновей, сестер, дочерей – на службу к богатым магнатам и их женам. Гордым шляхтичам вполне успешно удалось вырезать русские гарнизоны, личный состав которых проходил по армейским ведомостям как «инвалидная команда». Делакруа рано пришлось задуматься о своей дальнейшей судьбе. Пребывание на Мальорке (Майорке) вместе с Жорж Санд негативно отразилось на здоровье Шопена, он страдал там от приступов болезни. Метрика не сходится с семейными архивами — то ли 22 февраля, то ли 1 марта.
Это привело к потере больших площадей оригинального холста. Её «оружие» по поражающим факторам было выше всех похвал, однако в плане физического здоровья Шопен сильно уступал Листу. На кладбище Пер-Лашез прах Шопена покоится между могилами Луиджи Керубини и Беллини. Холст, масло, 417354 см. Было все- от восторга до крайнего неприятия, но не замечать ее было невозможно. Он должен был провести всю вереницу гостей тысячью прихотливых извивов через все аппартаменты, где теснились остальные приглашенные, запоздавшие примкнуть к блестящему шествию.
Делакруа был близким другом Жорж Санд и частым гостем в ее доме. Польское восстание 1830-1831 гг. Делакруа даже ездил в 1825 в Англию, чтобы ближе познакомиться с его творениями. На ее берегах боги дают свою самую священную клятву. Ирония судьбы — проклинаемые Шопеном «москали, эти восточные варвары» заботились о сохранении его наследия едва ли не больше, чем гордые шляхтичи.
Шарль Бодлер сказал что романтизм – это прежде всего эмоциональный строй. Вернувшись в Париж, Шопен умер 5 (17) октября 1849года. Адские волны колеблют лодку.
35, adagio во втором концерте. В пути Шопен написал дневник (так называемый «Штутгартский дневник»), отражающий его душевное состояние во время пребывания в Штутгарте, где его охватывало отчаяние из-за краха Польского восстания. Открытые рукава кунтуша (в торжественных случаях – из дорогой материи ярких цветов) позволяли видеть исподнее платье, жупан из гладкого атласа, если кунтуш был из материи с рисунком или, наоборот из расцвеченной и расшитой материи, если кунтуш был гладкого фасона. Лувр, Париж.
В этом сумбуре есть своя логика, не отрицаю. Лодка приближается к пятому кругу ада, его освещает зарево адского города Дит. Делакруа изобразил себя в позе, полной достоинства. В 1838 году мастер по собственному желанию создал портрет своего близкого друга, композитора Фредерика Шопена (справа). Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа 26 апреля 1798 года.
Семён Петлюра. Нельзя было двигаться торопливо, внезапно менять место, казаться утомленным. Многие критики также обвинили Делакруа в чрезмерном натурализме. Холст, масло, 6654 см Уффици, Флоренция.
Резня на Хиосе, 1824. Эжен Делакруа (1798, Сэн-Морис-Шарантон под Парижем – 1863, Париж) один из крупнейших художников XIX столетия. Эти уроки помогли художнику в совершенстве освоить технику рисунка. Те из них, кто оставался у домашнего очага, возвращаясь с поля в свой дом, похожий иногда на избу, горделиво повторяли: «Шляхтич за своим забором равен воеводам» (Szlachcic na zagrodzie rowien wojewodzie).
«Музыка Шопена изобилует смелостью изобразительностью и нигде не страдает причудливостью. С 1815 посещал ателье Пьера Герена, а также Школу изящных искусств в Париже. Это оказалось последним его путешествием.
Париж первой половины XIX века. Без рассказов стариков, поныне носящих старинный национальный костюм и их показа нельзя было бы представить себе все многообразие нюансов и выразительную мимику при исполнении полонеза, который в давние времена скорее «представляли», чем танцевали. Контуры и цвет фигуры дали друзьям основание прозвать эту работу «футляром для контрабаса». Лувр, Париж. Последний концерт на публике Фредерика Шопена состоялся 16 ноября 1848 года в Лондоне.
Кунтуш, часто отороченный драгоценными мехами – излюбленным украшением того времени, – значительной долей своей оригинальности был обязан частому жесту изящному и кокетливому, которым откидывали назад рукава с целью подчеркнуть сочетание, более или менее удачное, порой символическое, двух гармонирующих цветов одежды. Автопортрет, около 1832. Алжирские женщины в своих покоях, 1834. Источником вдохновения для написания картины был близкий друг художника композитор Шопен.
А исполнение не всегда на высоте. Иногда отцовство приписывали самому Наполеону. Род Кшижановских (Кржижановских) герба Свинка ведёт своё происхождение с XIV века и владел деревней Кшижаново около Косцяна. С возрастом продуктивность Делакруа снижалась.
Но она вскоре попала в труднейшее финансовое положение. Долгое время шли споры о датировке картины. С явно вольтерьянскими и слишком свободными взглядами, носившая мужской костюм и курившая трубку, она именно этим, нестандартным прогрессивным свободомыслием покорила Шопена. —Конечно, произведения искусства прекрасны сами по себе.
начиналось довольно бодро и радостно. Высоко оценил пианизм Шопена Калькбреннер, предложивший тем не менее ему свои уроки. Горе и боль Шопена не поддаются описанию. Крупноформатная картина с мирным бытовым сюжетом — редкость для Делакруа. Но ведь музыка — искусство звучащее.
Нет. Но к самому Шопену у поляков отношение было странным. Он выступает в Вене, Кракове исполняя свои произведения. Но выражение лица выдает несоответствие внутреннего Я художника его творческим изысканиям. В 1830 году прибыла весть о вспыхнувшем восстании за независимость в Польше. Посмертная судьба Шопена полна возвышенной романтики и горькой иронии.
Впрочем, эти уроки быстро прекратились, но дружба между двумя великими пианистами продолжалась много лет. Здесь царствовал академизм и Эжен без устали писал гипсовые слепки и обнажённых натурщиков. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьера Нарсиса Герена (1774—1833). Первой картиной Делакруа стала «Ладья Данте» (1822), выставленная им в Салоне. Делакруа зримо передает образы жизни и смерти, широко используя контрасты.
Возможно, в этом был он похож на Шопена. Бодлер назвал это полотно «жутким гимном року и страданию».
Он неизбежно должен был утратить добрую часть своего немного напыщенного самодовольства, горделивости и превратиться в мало интересное круговое шествие, как только танцоры-мужчины были лишены необходимых аксессуаров, при помощи которых играя ими и жестикулируя, они могли наполнить живым содержанием простые формы танца, сейчас решительно ставшего однообразно скучным. На него оказали большое влияние произведения Франсиско Гойи, Питера Пауля Рубенса и Паоло Веронезе. Эжена после этого отправили к сестре.
В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. Ах, почему я не могу уничтожить хотя бы одного москаля. » Кто мог сказать эти слова. Стали очевидны поиски нового стиля.
Его утверждение, что «цвет должен прежде всего передавать свет, а тень — это его цветное отражение» имело особое значение для импрессионистов. Но, скорее всего причина печальной судьбы портрета в обычной человеческой алчности. И быть может, многие схожие взгляды на мир и творчество были у этих двух великих людей.
При этом его частная жизнь оставалась скрытой от посторонних глаз. Но в 16 лет он остался круглой сиротой и поступил в Школу Изящных Искусств. Но вот судьба картины трагична и загадочна. Он показывал свое искусство, оправдывая взятую на себя роль, придумывал фигуры тесные, сложные, запутанные, однако выполнял их так точно и уверенно, что живая лента, на все лады извиваясь, никогда не разрывалась на скрещениях и не происходило никакого замешательства или толкотни. В особенности полонез: он совершенно лишен быстрых движений, подлинных pas в хореографическом смысле слова, трудных и единообразных поз он создан скорее с целью дать образ самолюбования, чем обольщения и имел своим назначением (характерное исключение. ) привлечь внимание к мужчине, выставить напоказ его красоту, его щегольской вид, его воинственную и вместе с тем учтивую осанку.
Под сходнями плещутся наяды. Настоящий успех пришел к Делакруа через два года, когда в 1824 году он показал в Салоне свою «Резню на Хиосе», описывающую ужасы недавней войны Греции за независимость. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы — Рубенс, Веронезе и Тициан.
Даже те из них, которые слыхали его несравненную игру, ухитряются искажать его музыку. Его покорили экзотические красоты этой земли, ее природа и достопримечательности. Дамы, меняя кавалеров столько раз, сколько новых кавалеров приглашало первую из них, следовали одна за другой в том же порядке, тогда как кавалеры сменяли друг друга и случалось, что бывший в начале танца впереди мог очутиться в конце его последним и даже вовсе выбыть из него. На долю хозяина дома выпадала задача менее легкая, чем теперь.
Но какая-то просветленная мудрость была во всем, что он говорил тогда. Произведение, написанное для академической выставки, было встречено критиками в штыки и названо «резней живописи».
Жорж Санд не имела к себе равнодушных. Он пристально вглядывается в жизнь и быт женщин Востока. Проехав Дрезден, Вену, Мюнхен, Штутгарт, он в 1831 году приехал в Париж. В те дни, когда ему становилось лучше, он даже играл. Как они, поляки умели предварять свои действия зрелым размышлением, как бы осуществляя девиз князя Болеслава Померанского: «Erst wags, dann wags. ».
Не поймите меня превратно: «длинноты» Шуберта и Шумана и сами по себе уместны, отбросить их нельзя. гремят, грохочут, полны оголтелой воинственности. Четкую грань между классицизмом и романтизмом провести трудно.
Возвратившись в Варшаву, он её покидает навсегда 5 ноября 1830года. Наиболее примечателен в этой серии портрет барона Швитера, 1827 (слева). Шопен глубоко верил в то, что его музыка поможет родному народу добиться победы.
Степан Бандера. Именно вот таким образом, рисуя полотно, автор вложил в нее не только знания, но и частичку души. Тщеславный и веселый, он мог бы подумать, что не оказал своим гостям достаточного внимания, если бы с наивностью, не лишенной некоторого задора, не выказал гордости испытываемой им при виде у себя в гостях таких славных друзей, таких знатных товарищей, посетивших его и богато принарядившихся в его честь. Концерт проходит великолепно.
В завещании он написал, что картина далека от завершения. Это был затерянный во времени древний мир, напоминавший Грецию. Шопен мечтал вернуться на родину и принять участие в боях13. Обычно портреты художнику заказывали его знакомые.
Очевидно было выгодно продать обе его части за бОльшие деньги. Его родители умерли, когда он был совсем юным: Шарль — в 1805-м, а Виктория — в 1814 году. К этой фразе требуется добавить: Эжен едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок из которого кормили лошадей овсом «горел», когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка «тонул» во время купания в Бордо «травился», наглотавшись краски-медянки. Променад, пассажи, театры, кафе, Парижский салон – вот, какой была культурная жизнь Парижа, самого сердца Европы.
За два года до смерти композитора они расстались. В Лувре он очаровался работами старых мастеров. Не только сонаты, баллады, «Фантазия», то есть крупные вещи, в которых классическая ясность и стройность формы обязательны, но даже в маленьких пьесах Шопена, даже в его трехстрочном прелюде та же стройность и строгость. Холст, масло, 180229 см. Моцарт и Бетховен ему ближе, чем Лист и Берлиоз.
Во всём, что писал Шопен, в его чудных музыкальных контурах виден великий музыкант-поэт. И тут появляется Шопен. Однако не смотря на различие их роднило между собой отношение к действительности, общность миросозерцания, мировосприятия, ненависть к мещанам, к тусклой повседневности, стремление вырваться из нее мечтательность и вместе с тем неопределенность этих мечтаний, хрупкость внутреннего мира, яркий индивидуализм, ощущение одиночества. Они любили придавать своим движениям некую учтивую значительность импозантность, нисколько не теряя непринужденности, свободомыслия, оставаясь не чуждыми самым легким заботам нежных чувств, самым мимолетным тревогам сердца, самым пустым интересам своей жизни.
Манеры его были изысканны, разнообразны голос немного утомлённый, часто глухой.
Им были присущи своего рода безрассудное благоразумие, смелая осторожность, фанатическое самомнение, чего самым выдающимся и знаменитым примером был поход Собеского, спасшего Вену и нанесшего смертельный удар Турецкой империи, которая была побеждена, наконец, в долгой этой борьбе, отмеченной с той и другой стороны таким геройством, блестящими подвигами, взаимным уважением, – в борьбе между двумя врагами, беспощадными в боях, великодушными во время перемирий. —Шопен уверял, что его не утомляют мои посещения. Но Жорж Санд до здоровья Шопена не было никакого дела. Дамам же и остальным кавалерам, которым надлежало следовать данным указаниям, никоим образом не разрешалось вяло волочиться по паркету. Грешники цепляются за барку, она вот-вот опрокинется. Он у них уже не Шопен, а пан Шопский или Шопинский (это его выражение, я, как француз, не позволил бы себе такой вольности по отношению к другой нации).
В 1837 году Шопен почувствовал первый приступ болезни лёгких (с наибольшей вероятностью, это был туберкулёз). Ей срочно нужно было обзавестись не менее знаменитым любовником. Великолепные ткани, драгоценности, яркие цвета были распространены среди мужчин не меньше, чем среди женщин драгоценными каменьями, как и в венгерском костюме, украшались пуговицы кунтуша и жупана, застежки, кольца, султаны шапок ярких цветов, преимущественно амарантового, служившего фоном польскому белому орлу или синего, служившего фоном литовскому витязю (роgon). Зато возвращение их в главную залу встречали усиленными фанфарами. Во время путешествия по Северной Африке Делакруа сделал множество набросков. Успех был полный.
Он отошел от «официального» классицизма к особому принципу построения композиции на основе исключительно светлых тонов. К работе над фресками художник относился с огромным энтузиазмом. Итак, на картине смелыми мазками создан очень харизматичный образ Шопена.
Автор: Делакруа Эжен (Delacroix Eugene) Название: "Портрет Фредерика Шопена" Год написания: 1838 год Место: Лувр, Париж Направление: Романтизм Описание: Незавершенный портрет Фредерика Шопена был написан французским живописцем Эженом Делакруа в 1838 году. Именно ему, неутомимому художнику-романтику, мы обязаны появлением, пожалуй, самого известного портрета композитора. С тревогой я наблюдаю за пианистами, которые играют Шопена. Согласно желанию покойного, на его похоронах известнейшими артистами того времени был исполнен «Реквием» Моцарта— композитора, которого Шопен ставил выше всех других (а его «Реквием» и симфонию «Юпитер» называл своими любимыми произведениями), а также была исполнена его собственная прелюдия 4 (ми-минор). Воображение одевает их в роскошные костюмы прошлых столетий: тяжелая золотая парча, венецианский бархат, атлас, затканный цветами, мягкие бархатистые соболя, рукава, свободно отброшенные на плечо, сабли с золотой насечкой, блестящие драгоценности инкрустированная арабесками бирюза, кроваво-красная или золотистая обувь, строгие нагрудники, фламандские кружева, корсажи, вышитые жемчугом, шуршащие шлейфы, развевающиеся перья, головные уборы, сверкающие рубинами или изумрудами, башмачки, вышитые янтарем, перчатки, благоухающие ароматами сераля. ) Даже само название танца в оригинале – мужского рода (Polski–польский).
В 1806 году Николя Шопен женился на дальней родственнице Скарбеков Текле Юстине Кшижановской10 (1782—1861). Делакруа отвергал данное ему звание романтика. Эта разлука с родиной стала причиной его постоянной скрытой скорби— тоски по родине. К этому времени роль бунтовщика, похоже, надоела Делакруа. Автор этих слов — один из величайших композиторов XIX столетия — Фридерик Шопен. «Мое сердце, — писал он, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти».
(Эти два эпитета не определяют ли характера поляка. Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года.
Нет, он не притворялся, не уверял, что «сегодня ему гораздо лучше». Тем не менее, главная цель была достигнута: молодой художник заявил о себе. А жаль, ведь именно эта смелость делает автора и его картины удивительными. Но, конечно, он был очень слаб И все же, как ни странно вам это покажется, я, здоровый, полный сил, хотя и много переживший, я находил опору в умирающем Шопене.
Позднее его увлек светлый, свежий колорит полотен Джона Констебла. С 1829года начинается артистическая деятельность Шопена. Впрочем, особого шума (подобного хотя бы тому фурору, что произвел «Плот» Жерико), она не вызвала. Много скорби вдобавок к расставанию с невестой ему принесла в конце тридцатых годов любовь к Жорж Санд (Аврора Дюпен).