Картина Николая Неврева Портрет М. С. Щепкина: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Портрет Михаила Семеновича Щепкина. Портрет актера Императорского Московского Театра Михаила Семеновича Щепкина (1788-1863).
459—472). Так честно смотрел он на искусство, которое не любил, а обожал.
Он пленилпублику своей естественностью и простой, «нетеатральным» исполнением своих ролей. Продолжавшиеся сетования Щ. не привели, конечно, ни к чему. Отец драм.
"Литературного фонда", т. VII, стр. "Просвещения", т. IV, стр. Щепкине и своем времени. "Трудом все сможешь", — говорил он. 383 т. IX, стр. Можно себе вот таким образом представить, какие трудности встретили П. С. Шевырев, которому гр.
На его даче близ Химок собирались: Белинский, M. H. Щепкин является автором первых мемуаров артиста в России. Все они своими советами и указаниями сильно влияли на провинциального артиста. Кочуя преимущественно по городам южной России, труппа Штейна появлялась время от времени и на севере, вплоть до Нижнего Новгорода и всюду ее встречали с удовольствием и радушием.
В 1837 г., почувствовав в ослабевании голоса (вследствие дурных акустических условий театра) признаки упадка физических сил, Щ. подал в дирекцию прошение об отпуске его с сохранением жалованья и выдачей пособия на лечение: его побуждало к тому всегдашнее тяжелое материальное положение, обуславливавшееся многочисленностью семьи и его склонностью отдавать все, что он имел, первому просящему. Специально для актёра В. Г. Белинский пишет пьесу «Пятидесятилетний дядюшка или Странная болезнь», Тургенев — пьесу «Нахлебник», а также роль Мошкина в пьесе «Холостяк» А. И. Герцен, Т. Н. Грановский и Е. Ф. Корш переводят для него пьесу Ф. Мессинджера «Новый способ платить старые долги», Н. Х. Кетчер — «Генриха IV» и «Комедию ошибок» Шекспира. Петербургский критик, откликаясь на гастроли Щепкина в роли Фамусова, писал: "Перед вами господин, к которому ездят в дом князь Петр, княгиня Марья Алексеевна.
Щепкин не ограничивался лишь участием в спектаклях. Волкенштейна. Он пояснял этими словами, какую дань он платит за поцелуй молодых дам. Щепкин продолжал оставаться крепостным.
Он был одинаково дорогим гостем в различных кружках. 441— 444). Однако даже в комических ролях ему удавалось находить драматический подтекст. — Афанасьев, "Воспоминания о Щепкине" ("Библиотека для чтения", 1864 г., 2). Земский деятель. В Москве Щ. быстро сошелся с передовыми представителями интеллигенции.
— А. Д. Блудова, "Воспоминания" ("Русский Архив", 1889 г., т. I, стр. 357—369, 362, 363, 389, 404, 426, 427. Щепкин пользовался каждым случаем, чтобы побывать в Украине. 16 августа приговорен к 3 годам ссылки в Сибирь.
губернского училища в Курске и скоро переведен был в 4-й (последний) класс. Щ. рассказывает в своих записках, что хотя события этого дня, которым он обязан всем в своей жизни, запечатлелись в его памяти до мельчайших подробностей, он, однако, абсолютно не помнил, как его приняла публика и как он играл он помнил только, что, когда окончил свою роль, он ушел под сцену и разрыдался, как ребенок, от волнения и счастья. Окончил юридический факультет Московского университета. Но если изменить отношение общественного мнения к профессии актеров ему было не так легко (оно изменилось значительно позже под долголетним влиянием деятельности его и всей блестящей плеяды артистов 30-х, 40-х и 50-х годов), то эмансипироваться от традиционных форм сценического искусства конца XVIII века ему помог счастливый случай.
С 1805 актер курского т-ра братьев М. Е., П. Е. и А. Е. Барсовых, с 1816—Харьков. XXXV. 23 октября 1937 – арестован как «участник контрреволюционной фашистской монархической организации». После неудачной попытки Гоголя написать комедию "Владимир 3-й степени" Щ. перенес свои упования на "Женитьбу", которая была начата в 1833 г. и даже участвовал своими советами в ее переделке. 10 ноября по амнистии срок приговора снижен до 5 лет.
Его обычное трудолюбие не ослабевало, а возрастало с годами, приводя в изумление современников. Его школьное образование закончилось и для него начиналась полная случайностей жизнь дворового человека.
401. 37). — Его же, "Биография M. H. — А. Щепкина, "M. «Горе от ума» Щепкин слышал в чтении самого А. С. Грибоедова.
Со всей страстностью своей натуры он принялся за изучение роли Фамусова. — М. Д. Хмыров, "М. 21. 1. 1821 в Харькове впервые поставлено Недоросль. С 1801 учился в Курском губернском уч-ще. Щ. ожил.
Из критики, переписки, воспоминаний. Сценическую деятельность начал в труппе Ивана Штейна и А. Калиновского в 1813-21 pp. Однако отпускать Щепкина на волю он не спешил. "Записки и письма M. C. Щепкина" (с портретом), M., 1864. Наибольший успех ему принесли бытовые и лирико-комедийные роли, в том числе роли с «переодеваниями», требующие внешних и внутренних трансформаций. В письмах к жене Щепкин пользовался особым «любовным шифром»: подписывался не «Миша», а «Маша». 290— 298, о чтениях Щ., особенно произведений Гоголя).
Переведен в Таганскую тюрьму, назначен старшим воспитателем малолетних преступников. Нарядившись в ботфорты, которые "приходились на все ноги и возрасты", он играл свою роль задыхаясь от волнения и весь в жару. — Его же, "История моего знакомства с Гоголем", в полном собрании сочинений изд. Родился 6 ноября 1788 г. в с. Красном Курской губ., Обоянского уезда.
378, 391, 397, 436, 437, 440, 442, 443, 447 т. V, стр. — Князь H. H. C. Щепкин в русской литературе", М., 1888 г. — Носков, "М. Гости разных сословий и возрастов чувствовали себя желанными, своими в этой семье. В другой раз он подарил ей две банки помады.
Некоторое удовлетворение давали ему комедии Мольера, роли из которых ему удавались как нельзя лучше (Каратыгин утверждает, что в продолжение своей жизни он не видал лучшего исполнителя Мольеровских пьес). — "О подписке на портрет г-на Щепкина" ("Москвитянин", 1841 г., ч. 6, 11, стр.
актрис — Александры и Феклы Щепкиных, дедушка драм. В 1836 году в Москве на одной из встреч Александр Сергеевич написал на большом листе писчей бумаги: «Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на реке Пенке. » и подарил его Щепкину для дальнейшего ведения. 518, 549).
179— 180, по поводу свидания Щ. с Рашелью в Париже). Наибольший успех ему принесли бытовые и лирико-комедийные роли, в том числе роли с «переодеваниями», требующие внешних и внутренних трансформаций.
104. В 1832 г. кончался срок его контракта и, по тогдашним театральным правилам, он написал об этом доношение за шесть месяцев до окончания срока с запросом, "благоугодна ли будет его служба при дирекции. Она еще не знает своего будущего – и улыбается, а впереди – в 1937 году арест вместе с мужем как «участницу контрреволюционной фашисткой монархической организации». — Ригельман, "Вечера для чтения" ("Москвитянин", 1843 г., ч. 3, 5, стр.
Роль Кузовкина явилась последней крупной работой актера в Малом театре. — М., 1952 Записки актера Щепкина. Угарова и Павлова.
Писатель и публицист, автор многих работ по истории Московского университета. — "Объяснения снимка" ("Москвитянин", 1853 г., ч. 5, 20, кн. Сегодня это портрет храниться в частой коллекции. 529—554). Его жена А. В. Однако Щепкин все равно ощущает однообразие предлагаемых ему ролей и тем. Но не сдавался. Девочку в горном Моздоке князь велел одевать по-русски.
Система Станиславского является развитием и продолжением системы М. С. Щепкина». Его дебюты там, однако, не имели успеха: публика не узнавала в дряхлом старике прежнего Щ. и были даже случаи, когда приходилось отменять спектакль за отсутствием зрителей. Венгерова, т. II, стр. Имберх, "Выкуп артиста М. C. Кокошкин уже был наслышан об уникальном даровании Щепкина, вот таким образом в ответ прислал лаконичное письмо: «Ничего не жалей, дай, что требует, только не упусти сокола и вези скорее в Москву».
В 1925 году в письме к своему другу А. А. Прислав Щ. формальное заявление, которым отдавал в его распоряжение все свои драматические произведения, Гоголь советовал артисту пользоваться умеренно его отрывками, так как он больше комедий писать не будет. Именно по инициативе В. И. Головина Щепкина в 1822году пригласили в труппу московского театра (с 1824 года— Малый театр), в котором он остался до конца своей жизни.
И вот как-то Алена увидела Михаила на сцене. — П. Д. Боборыкин, "Театральное искусство", СПб., 1872 г., стр. смешно сказать. Загоскина", в собрании сочинений изд. Невзирая на все неудачи, он продолжает искать "естественности". — М., 1988 Глумов А. Музыка в русском драматическом театре: Исторические очерки.
"Записки и письма Щ. " изд. Все живет тут и осязательно является перед зрителями. 158—160). Станкевича, оставила интересные воспоминания о М. С.
Но как он ни старался, ему не удавалось принять простой и естественный тон. Его возмущало и отношение публики к такому репертуару. 1387). Приложение: Документы.
". Щ. сильно тосковал по Мольеру и вообще по пьесам, требующим работы и, по его просьбе, C. T.
Однако вольную на себя и на часть семьи Щ. получил только в 1821. 1800 в роли слуги Розмарина в комедии "Вздорщица" А. Сумарокова). A. Мюнстера, т. 2, СПб., 1869 г. ).
"И что это за игра. собр.
Однако, всё это не так. Дебют в московском театре состоялся 20 сентября 1822 года в ролях Богатонова в комедии М. Н. Загоскина «Г-н Богатонов или Провинциал в столице» на сцене Театра на Моховой. В 1846 г. Щ. совершил артистическое путешествие на юг. Каждый спектакль был шагом вперед для молодого артиста. Он объезжал провинциальные театры в поисках талантов.
По возвращении из-за границы Щ. снова принялся за артистическую деятельность. Зато каждая встреча становилась событием. Комментарии / Изд. — С. В. Танеев, "Театральные мелочи из прошлого Императорских театров", вып.
43—50). И действительно, талант актера произвел настоящий фурор на московской сцене.
В этот день он понял, что верное изображение действительности дает только простая и естественная игра и он решил усвоить манеру игры князя Мещерского. — A. Ocmpoвская, "Великий актер из народа (M. "Всходов", СПб. (1788—1863) — знаменитый русский артист — один из основоположников сценического реализма.
355, 485, 492, 524. но великая". Контракт был в марте 1832 г. возобновлен на прежних условиях. 275—276).
Но профессия актера не предполагает баснословных гонораров. Абсолютно незавидным было и положение актера в обществе. В начале 1816 г. антреприза Барсовых в Курске прекратилась по случаю переделки дома Благородного собрания, в котором помещался театр. Щепкин стал родоначальником большой творческой династии. Пунцовый цвет очень шел черноволосой пригожей турчаночке.
— "Московские Ведомости", 1863 г., 178 (некролог). – Он создал правду на русской сцене, он первый стал нетеатрален на театре». Берг, "Воспоминания о Гоголе" ("Русская Старина", 1872 г., т. V, стр. Вместе со Щ. были выкуплены у наследников графа Волькенштейна его отец, мать, жена и дети. Но этих денег не хватило.
Но, несмотря на все разнообразие ролей (за которое он получил в театре кличку "контрабандной подставки") и на часто скоропоспешную подготовку к ним, он всегда играл хорошо, выделяясь из среды своих товарищей — профессиональных актеров — душевным подъемом, страстью и более сознательным — вследствие умственного превосходства — пониманием ролей. Он был близок с западниками и славянофилами. Шевченко подарил ему свой автопортрет и посвятил поэму.
Впоследствии он часто возвращался к этим комедиям (последней его Мольеровской ролью был Жорж Данден, сыгранная им в свой бенефис 18 января 1851 г. ) и, выводя живыми чудаков из пьес "Мнимый больной" и "Доктор поневоле", он заставлял публику хохотать до слез. Судьбе было угодно, чтобы «путевку» в жизнь книге «Записки актера Щепкина» дал сам А. С. Но и помимо общеобразовательных предметов не было такой отрасли знания, которая бы его не интересовала: он с одинаковым вниманием выслушивал литературные споры, философские собеседования в кружке Станкевича, как и астрономические сведения, которые сообщал ему его друг, профессор астрономии Перевощиков.
Мастер считал, что «модель должна быть по душе». Ноуспех влегких комедиях неубаюкивал артиста— онощущал скудость отечественной драматургии. В 1816 году Щепкин поступает в труппу И. Ф. Штейна и О. И. Калиновского и играет в Харькове. В последние годы своей жизни он пригласил к себе гостить свою старую приятельницу, артистку Мочалову-Франциеву (сестру знаменитого артиста Мочалова), с которой он каждый день разыгрывал роли, подражая древним драматическим приемам. Баршев, М. П. Погодин, К. П. Барсов, С. П. Шевырев, Н. А. Рамазанов, С. М. Соловьев и др.
Я сделался какой-то холодной машиной или вечным дядей я даже забыл, что такое комическая роль и вдруг письмо твое дало новые надежды и я живу новой жизнью". Дебют в московском театре состоялся 20 сентября 1822 года в ролях Богатонова в комедии М. Н. Загоскина «Г-н Богатонов или Провинциал в столице» на сцене Театра на Моховой. Мещерскому. Щ. не раз подавал прошение об отставке, но дирекция его не отпускала и это приводило его в умиление, так как для него "расстаться со сценой — говорил он — значило расстаться с жизнью". — "О выкупе Щепкина из крепостного состояния" ("Антракт", 1864 г., 156 и "Голос", 1864 г., 132). Щепкина в селе Алексеевка Яковлевского района.
— "Два письма M. C. Щепкина H. B. Хотя он и любил говорить, что "знает русскую жизнь от лакейской до дворца", на самом деле многих явлений эпохи не знал. В 1855 г. он праздновал пятидесятилетний юбилей своей сценической деятельности. Пишу с большим удовольствием, хотя и со страхом». Именно в это время начинает формироваться актёрский метод Щепкина: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе». Ровно через год после выхода Щ. из крепостной зависимости управляющий московским Императорским театром, Ф. Ф. Кокошкин, драматург и страстный любитель сценического искусства, послал в Тулу, где Щ. дебютировал, своего помощника М. Н. Загоскина (автора "Юрия Милославского") со специальным поручением пригласить талантливого артиста, слава о котором докатилась до Москвы, на Императорскую московскую сцену.
Родился в с. Красном Курской губернии в семье крепостного крестьянина. Художник писал: «Исконный образ должен сложиться в душе, в воображении художника и приступить к исканию образа с карандашом и тем паче с кистью в руке – тревожное и тщетное дело На бумаге и холсте образ лишь зачатое внутри художника». И позже, когда Щ. был в зените своей славы и влияния на подрастающее поколение артистов, он и других постоянно побуждал к труду. Пьеса, написанная в 1848 году, была разрешена к постановке, когда Щепкину исполнилось уже 74 года.
2, стр. — Островинская, "Великий актер из народа" ("Детское Чтение", 1883 г., кн. Турыгину Михаил Нестеров пишет: «Сейчас пишу женский портрет в расплату за Железноводск. Он помогал всем, чем только мог. В то время, однако, Щ. только перешел в собственность другого помещика — князя Репнина. На сцене этого театра Щепкин впервые начал воплощать правду сценического характера, естественность поведения и действующего лица, заложил основы теории и практики сценического реализма. 1-й исп. измена.
Материальное его положение тоже улучшилось: ему было положено самое большое жалованье — 1500 рублей в год. "Нахлебника" он играл в 1860 г. в состоянии полного физического измождения. Пушкин. Всю жизнь между супругами была нежная преданность. — В. И. Веселовский, "Первое знакомство Щепкина с Гоголем" ("Русская Старина", 1872 г., т. V, 2, стр. 644—657. В четвертом классе курс был довольно обширный: словесность, всеобщая и русская история, география, естественная история, Закон Божий, арифметика, геометрия и начальные понятия механики, физики и архитектуры из иностранных языков преподавались латинский и немецкий.
87). Станкевич, сестра философа-просветителя Н. В. — Н. Кукольник, "Заметки о Щепкине" ("Голос", 1846 г., 77 и 78). и др. ).
За короткое время получил признание. С этого времени с разрешения графа Волькенштейна играет в театре братьев Барсовых. В 1847 г. он хотел было поехать за границу, куда звал его Гоголь и куда давно порывался, чтобы увидеть игру европейских мастеров, но за недостатком средств должен был отказаться от поездки. 31 января 1923 – подписка аннулирована, дело прекращено. Занимался также литературной работой. После кратковременного пребывания в труппе И. Штейна дебютировал 1822 в московском театре (от 1824 Малый Театр), где и остался до конца своей жизни испытав особой славы в драмах Грибоедова и Гоголя. Сам Щ. говорил о "натуральности" многих провинциальных актеров, напр.
Покончив с ходатайством о посмертном издании Гоголя, Щ. испросил себе в апреле 1853 г. отпуск на пять месяцев для поездки за границу (в южную Францию и Италию) с больным сыном. Щепкин переиграл множество ролей, как он сам написал, "от Тальма до Яги-бабы". – говорит просто, ну так, как все говорят". Современники окрестили Щепкина «Пушкиным русской сцены». На сцене с успехом выступали его правнучки. 226. Неофиты.
Современники о М. С. Щепкине / Сост. — А. Н. Пыпин, "История русской литературы", т. IV, СПб., 1903 г., стр.
М. С. Щепкин (1788-1863) «был великий артист, артист по призванию и по труду, – писал А. И. Герцен. Несмотря на свой солидный возраст (ему было около 60 лет), он обнаруживал удивительную неутомимость: он успевал подготавливать роли играть их и ухаживать за больным Белинским "Михаил Семенович, — писал Белинский, — ухаживает за мной, как дядя за Недорослем". С. 73, 78—80, 358—360 Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки. Щепкина из крепостной зависимости" ("Русская Старина", 1875 г., т. 13, стр. — Казанский житель, "Письмо из Казани" ("Литературная Газета", 1840 г., 62, стр. 2, стр.
Конец 50-х гг. — И. С. Тургенев, "Литературные воспоминания" в полн. В 1810 году в домашнем театре князя Голицына Щепкин увидел актера-любителя князя П. В. 35, 39 июнь, стр.
С этой даты начинается их многолетняя дружба. Михаил Семенович писал Гоголю: ". Но даже такая нагрузка оказалась для него чрезмерной. — А. Ж., "Московские гости в Казани" ("Москвитянин", 1811 г., ч. 4, 8, стр.
Для содержания огромного семейства хлебосольному артисту приходилось много зарабатывать. Правда, среди многочисленных его ролей были и такие, которые "велят играть". Нарождающаяся буржуазия, в лице наиболее просвещенной ее части имела в Щ. актера, выражающего ее интересы и вкусы.
Тело его было привезено в Москву и похоронено на Пятницком кладбище. Та с позволения Барсова согласилась на это.
575 апрель, стр. из артистов сделались мы поденщиками. Обучение продолжал в Курском губернском училище. «.
Большом т-ре — Ижорского ("Рославлев"), Лапероньера ("Фанфан-Тюльпан или Давно пора бы догадаться"), Шляхтенко ("Карантин") в Петербурге — Репейкина ("Хлопотун или Дело мастера боится"), Гассана ("Забавы калифа или Шутки на одни сутки") на рус. В провинциальных театрах Щепкину приходилось исполнять самые разные роли, в том числе и женские (Еремеевна в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, Баба Яга в одноименной комической опере Д. П. Горчакова и М. Стабингера), в постановках разных жанров. Актер немного окреп под южным солнцем и поначалу казалось, что полная комфорта жизнь в роскошном дворце графа вернула ему былые силы. Весной 1853 г. Щ. привез рукописи Гоголя (в том числе и "Развязку Ревизора") и прочел их в Стрельне у великого князя Константина Николаевича.
Приветственные речи произнесли Шумский, проф. Геннади, "Краткие сведения о русских писателях и ученых, умерших в 1863 г. ".
Но Щ. был чужд самообольщения и не думал почивать на лаврах: его артистическая деятельность в 50-е годы до и после юбилея отличается одинаковой продуктивностью и трудолюбием. Руками действовать не умеет, а говорит. Вчетыре года его начали обучать грамоте. — Из "Справочного словаря о русских писателях и ученых" ("Русский Архив", 1865 г., 1, стр. Артист сыграл для своего друга и Городничего и Москаля-чаривника и Любима Торцова ("Бедность не порок" А. Островского). Сначала Михаилу показалось, что князь поразил его "неумением играть".
«Зато ведь, --- говорил М. С. Щепкин, — я и старух целую». Однако привычки и пристрастия никак не выдавали происхождения Щепкиной. Работал старшим экономистом Союзсельмаша. С 1799 по 1801 год Щепкин обучался в Суджанском народном училище. В 1805 вступил в состав полукрепостной труппы Барсовых.
В 1863 г. по совету врачей он уехал на южный берег Крыма и скончался 11 августа в Ялте. Панфиловой и О. М. Фельдманом. Вконце 1820-х Щепкин играл имольеровских персонажей— Арнольфа в«Школе жен», Сганареля в«Школе мужей», Гарпагона в«Скупом». Пел п/у И. Фельцмана, ф. Шольца и др. 537—556).
В 1801—1802 годах играл в домашнем театре графа Волькенштейна. Мещерского, потрясшего его необычной манерой исполнения. В 1857 г. он поехал в Нижний Новгород, чтобы навестить проживавшего там по возвращении из ссылки своего давнишнего друга и земляка поэта Шевченко. Наиболее ярко и гармонично искусство театра и искусство слова соединились в творческой судьбе Михаила Семеновича Щепкина (1788-1863), талантливого актера, основоположника школы реализма на русской театральной сцене.
152—154). — Л., 1959. Умственный и художественный уровень деятелей сцены оставлял желать лучшего. Начальное образование получил в уездном училище в Судже. Григорьев – поэт, литературный и театральный критик: ".
Репертуар этот, задававший ему слишком мало работы и требовавший незначительного напряжения художественного таланта, тяготил его и наводил на него уныние. Служба несколько тяготила его, в особенности, когда он уподоблялся поденщику и должен был нести на своих плечах крайне плохой репертуар.
68—70, 261—263, 278, 279. 5, стр. Катков, Кетчер, Панаев, Аксаковы и др. — Н. Сведенцов, "Руководство к изучению сценического искусства", СПб., 1874 г., стр. 221, 224, 225 и сл., 229, 232.
А. П. Клинчин. 24 августа направлен в БТ. — И. Ф. Горбунов (сообщ. ), "Н. Елена Дмитриевна не любила все эти обеды и вечера.
актрисы Елены Николаевны Щепкиной, писательницы Т. Щепкиной-Куперник, брат драм. Ах, какие тут говорили слова: любовь. Но репертуар его по-прежнему не удовлетворял.
Позже, давая оценку таланта Щ., он пишет: "Щ. Март 1816 перешел в Харьков в труппу Штейна и Калиновского. C. Щепкин в семье и на сцене" ("Русский Архив", 1889 г., т. I ( 4), стр. Щепкинское метод раскрытия внутренней сути сценического образа подхватили и развили его ученики и последователи (Марко Кропивницкий, Мария Заньковецкая, Николай Садовский, Панас Саксаганский). Прохожего ("Параша—Сибирячка" А. Верстовского), Гонзальва ("Буря" К. Кавоса), Дестиваля ("Назовите, как хотите"), Мартена ("Скряги в тисках"), Жака ("Братья-матросы или Отец поневоле") в Москве — Трусимова ("Лунная ночь или Домовые"), в моcк.
М. С. На тропининском портрете Елене Дмитриевне тридцать семь лет. Если последний подкупал своим бессознательным комизмом (простотой речи, фигурой, добродушием и наивностью), то Щ. обладал важным преимуществом перед своим соперником: "он был умнее его, серьезнее относился к своему искусству и, тщательно обдумывая свои роли, все их детали до мелочной подробности передавал с безукоризненной тонкостью и искусством" (Каратыгин) кроме того, его репертуар был неизмеримо богаче репертуара Боброва. С этого времени ему начали давать в театре Барсовых небольшие роли. В 1855 г. было с большим торжеством отпраздновано 50-летие его служения русской сцене.
Именно по инициативе В. И. Головина Щепкина в 1822 году пригласили в труппу московского театра (с 1824 года — Малый театр), в котором он остался до конца своей жизни. Многие мольеровские типы Щ. передавал так, что сами французы нередко могли бы нам позавидовать никто не играл стариков Мольера лучше Щ. С неподражаемым талантом воссоздавал он малорусские типы и часто знакомил публику с Украйной и ее нравами нагляднее, чем история и поэзия.
Только через три года, в ноябре 1821 года, Щепкин с матерью, женой, четырьмя дочерьми вышел на свободу, а в следующем году получили вольную и два его сына. — М., 1955. Во второй раз Петербург его встретил, как старого знакомого, с восторгом и радушием.
Очерк. Определенный по воле помещика помощником землемера, межевавшего земли гр. Пушкин относился к нему с глубоким уважением и убедил его вести "Записки".
Позже Михаил Семенович сыграет Подколесинав «Женитьбе», Утешительного в«Игроках», атакже роли вспектаклях попьесам Александра Островского— драматурга, которого вМалом театре чтут также, как исамого Щепкина. С. Щепкин, его жизнь и сценическая деятельность в связи с историей современного ему театра" (с портретом), СПб., 1893 г. — Его же, "M. В летние месяцы принимал участие в спектаклях крепостного т-ра Г. Волькенштейна. Более подробно с жизнью и творчеством великого русского актера вас познакомит историко-театральный музей на родине М. С.
Скончался Щ. 11 августа 1863 г. в Ялте. И у нее тоже. Щепкин занимает в труппе ведущее положение: специально для него основоположник современной украинской литературы Котляревский создает роли в своих знаменитых пьесах «Наталка-Полтавка» и «Москаль-Чаривнык».
— Ф. Буслаев, "К воспоминаниям о Щепкине" ("Современная Летопись", 1863 г., 42). С 1822 выступал вновь в труппе И. Штейна в Туле (а этом году получил вольную от крепостной зависимости). Часто выступал перед актерами с беседами о актерское и режиссерское мастерство. 4. Летом 1832 г. Н. В. Гоголь, впервые приехав в Москву, посетил Щепкина. Он первый заложил основы театра переживания, перевоплощения в сценический образ.
65— 67, 69. 41). — В. Г. Белинский, Полное собрание сочинений под редакцией C. A. К этому же периоду времени относится постановка им лучших комедий Загоскина: "Благородный театр" и "Козьма Рощин". 29 ноября приговорен к ВМН и 10 декабря расстрелян на Бутовском полигоне.
Он писал по этому поводу Сосницкому: "Бездействие меня абсолютно убивает. — А. А. Ярцев, "М. Сдав блестяще экзамен, он поступил в первых числах марта прямо в третий класс, а в июне уже перешел в четвертый первым учеником. Он связывал с творчеством Гоголя свои пламенные надежды на возрождение русского театра. Но в 20-х годах Мольеровских пьес в русском переводе было мало.
Однако даже в комических ролях ему удавалось находить драматический подтекст. Он дал толчок русскому сценическому реализму и завещал традиции, углубленные и дополненные целыми поколениями актеров. Музыкантам он таскал ноты в оркестр, для актеров переписывал роли, часто заменял суфлера. И он ждал от Гоголя новых созданий, в которых его силы могли бы найти применение.
В 1812 г., вероятно, Щ. женился на воспитаннице генерала Чаликова, Елене Дмитриевне. 57). Должны были поставить драму "Зоя". М. А. Щепкин.
Пьесами же Тургенева он сильно увлекался и с удовольствием их играл. Елена Дмитриевна точно помнила — за два года четыре раза. Гоголю" ("Русский Архив", 1889 г., т. ( 4), стр. Михаил Щепкин родился 17ноября 1788года вселе Красном Обоянского уезда Курской губернии (сейчас село Алексеевка Яковлевского района) всемье крепостных графа Волькенштейна.
"В это время Щ. был в полном разгаре своего таланта. 20 сент. 1394—1397).
Писатель И. С. В 1818 была организована общественная подписка на выкуп Щепкина из крепостного состояния. сцене — Рампоно ("Невинный в вине или Судейский приговор"). Это заслуга невидимая. С этого времени с разрешения графа Волькенштейна играет в театре братьев Барсовых.
Он даже подумывал бросить московскую сцену и поехать в Петербург искать новых путей. В 1859 г. в «Список подозрительных лиц в Москве», составленный для шефа жандармов, был занесен и М. С. Щепкин с характеристикой: «Желает переворотов и на все готовый». Через Городенского же он познакомился с семьей Барсовых и часто бывал у них. В провинциальных театрах Щепкину приходилось исполнять самые разные роли, в том числе и женские (Еремеевна в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, Баба Яга в одноименной комической опере, Д.
555—558). Но Щ. пришлось еще вернуться в Тулу, чтобы отслужить сезон, на который он законтрактовался и начать свою службу в Москве он смог лишь с 1823 г. На московскую сцену, на которой он провел вторую половину своей жизни (40 лет), Щ. вступил уже вполне сформировавшимся артистом, вынесшим из своей семнадцатилетней сценической практики в провинции богатый житейский опыт и знакомство с разными слоями населения, солидную подготовку и твердое сознание необходимости для актера упорного труда с глубоко укоренившейся привычкой к нему. Мусина-Пушкина издание как новых, так и старых сочинений Гоголя было разрешено. актрисы А. Л. Щепкиной-Куперник. Рассказы М. С. Щепкина в записи и обработке современников.
— "Из записок украинца. День они проводили в беседах, а вечером отправлялись в театр. Пушкин, "Полное собрание сочинений" изд. — А. Я. Головачева-Панаева, "Воспоминания" ("Исторический Вестник", 1889 г., февраль, стр. Молодой генерал князь С. Г.
подготовлено H. H. Вероятно, за этой игрой слов угадывается его любовная покорность Елене Дмитриевне. ".
"Просвещения", СПб., 1910 г., т. IV, стр. 333—337). Да и объявленные приметы совпадали. в душу роли проникайте, в самые тайники сердца человеческого". Страсть его к театру между тем усиливалась с каждым днем. На доношении Загоскин написал: "На сто лет, только бы прожил". 20 августа 1920 – приговорен к расстрелу с заменой на 10 лет концлагеря.
драмы, оперы (бас). Вскоре понадобилась помощь Щ., чтобы увековечить имя Гоголя. Много позже он вспоминал о том, как в своих молодых театральных странствиях ". "Появление Щ. на сцене Александринского театра, — пишет он в другом месте, — событие весьма важное и в области искусства и в сфере общественного понятия об искусстве: благодаря приезду его в Петербург, здесь многие о многом будут думать иначе, нежели как думали прежде". До 1816 г. Щ. играл в труппе Барсовых. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Герцен, Белинский, Аксаковы, Шевченко, Тургенев и др.
В отчаянии от этого обстоятельства Щ. переехал в деревню, где занялся чтением исторических сочинений. — А. C. "Просвещения", т., стр.
— "Воскресный Досуг", 1863 г., 32 (некролог). В 1805 году впервые выходит на профессиональную сцену: в спектакле «Зоа» по пьесе Л. -С. — С. Бураковский, "Очерк истории русской сцены и биографиях ее главнейших деятелей" ("Музыкальний свет", 1876 г., 41, 42, 45). ОднаждыМихаил Щепкин даже выступил перед гостями с чтением отрывков из «Мертвых душ» Гоголя.
В ночь с 31 января на 1 февраля 1920 – арестован «как участник нелегальной контрреволюционной монархической организации Тактический Центр». 299, 300, 309, 310 март, стр. Он так и отучил Шумского от природного недостатка.
Во время обучения в Курском народном училище (с 1801 по 1803) был суфлёром в Курском городском театре братьев М. Е., А. Е. и П. Е. Барсовых, а также переписывал тексты ролей для актёров. 17 август, стр. Несмотря на сильное противодействие гр. Он взял с собой Белинского, силы которого заметно угасали.
6 ноября 1788 г. в селе Красном, что на речке Пенке, Обоянского уезда Курской губернии, в крепостной семье графов Волькенштейнов, у которых отец его, Семен Григорьевич, был дворовым человеком (камердинером). В. Гоголь к И. И. Сосницкому о постановке Ревизора" ("Русская Старина", 1872 г., т. VI, стр. — Г. H. А. А. Шаховской. За актёром быстро закрепляется слава «первого комического актёра для ролей характерных в так называемых высоких комедиях, для амплуа пожилых холостяков, благородных отцов, оригинальных мужей и вообще для представления самых трудных комических лиц»3.
Род. "Просвещения", т. IV, стр. — "Прощальный обед Щепкина" ("Москвитянин", 1851 г., ч. 3, 10, кн.
Нередко Малый театр называют «Домом Щепкина». партий — Фаддей ("Мельник — колдун, обманщик и сват"), Трофим ("Несчастье от кареты"), Степан ("Сбитенщик"), Миккеле ("Водовоз"). 152).
Материалы для биографии Щепкина" ("Киевлянин", 1870 г., 40, 41 и 43). Сумму, недостающую до запрощенных 10, 000 рублей, добавляет сам князь Репнин и в 1822 году актёр получает вольную. Алевтину Щепкину Нестеров писал дважды. С. Щепкин" изд. 22 июня 1930 – вновь арестован по обвинению в том, что, «начиная с 1925 года, устраивал у себя на квартире так называемые Вечера белых настроений». Позднее часто выступал в Петербурге (Александрийский т-р), гастролировал в провинции, в т. ч. в Симферополе (1846, здесь познакомился с А. Серовым), в Н. Новгороде (1857, здесь встретился с Т. Шевченко). В это время в Курск приехал попечитель Харьковского университета для открытия гимназии, в которую было преобразовано народное училище.
23 августа 1863), выдающийся актер украинской и российской сцены. День ото дня ему становилось все хуже. 1822 дебютировал в Москве, а 6 марта 1823 был принят в труппу Моск. Свои внешние физические данные Щепкин также умел подчинять роли использовал так, как ему было нужно: в комедии порой обыгрывал свои недостатки, чем немало смешил зрителей и он же заставлял зал забывать о своей комичной внешности и следить за драматическими переживаниями героев.
Постоянные тренировки позволили ему прекрасно развить и разработать голос. 282, 283). Роли Фамусова игородничего очевидцы иисторики театра считают важнейшими вдолгой инасыщенной карьере Щепкина.
Многочисленная молодежь, приходившая в их дом к щепкинским детям, особенно любила «оседать» в комнате Елены Дмитриевны. — М. Катков, "Описание юбилея М. С. Щепкина" ("Московские Ведомости", 1855 г., 143 и "Москвитянин", 1855 г., 21 и 22). Гастролировал в Харькове (1829, 1842, 1845, 1850), Одессе (1837, 1845, 1846, 1850), Киеве (1843), Николаеве, Херсоне, Симферополе (1846), Полтаве (1850). Всё это заслуженно, ведь своими делами они прославляли Россию. Сын Михаила Семеновича Николай Михайлович, публицист и литератор, был первым издателем книги отца «Записки актера Щепкина».
Щ., талант которого под влиянием лучших артистов труппы и в особенности актера Угарова, достиг значительного расцвета играл во всех пьесах, поставленных труппой, неутомимо работая над усвоением новых ролей довольно богатого репертуара. " Он пробует играть в манере князя Мещерского, а у него не получается. На глаза у зрителей наворачивались слезы. Эту игру Белинский признавал творческой, гениальной: "Щ.
И портрет А. М. Щепкиной – яркое тому подтверждение. — И. И. Панаев, "Литературные воспоминания и воспоминания о Белинском", ч. II, стр. Театр был для него утешением в горе и даже целебным средством. Михаил Семенович Щепкин ( 17 ноября 1788, Красное Курской губернии-. Кроме того, Щ. сообщил в влиятельных кругах свои воспоминания о великом друге изобразив всю несправедливость гонений на его имя.
Около трех лет он состоял в рядах графской дворни исполняя самые разнообразные обязанности: был "чем-то вроде графского письмоводителя и секретаря" (автобиография Щ. ), рисовал узоры для графини, часто исполнял службу официанта. Сын крепостного, Щ. окончил несколько классов городского училища.
— СПб., 1914 Михаил Семенович Щепкин: Записки. За актёром быстро закрепляется слава «первого комического актёра для ролей характерных в так называемых высоких комедиях, для амплуа пожилых холостяков, благородных отцов, оригинальных мужей и вообще для представления самых трудных комических лиц». Аксакова изд. т-ра (с 1824 — Малый т-р). 121, 125).
«Кажется, что Гоголь с него списывал своего городничего, а не он выполнял роль, написанную Гоголем», – говорил современник о первой постановке «Ревизора» в Москве. 23—29). Среди др. Его Фамусов был мелок, расчетлив, злобно ненавидел всякое свободомыслие.
Особенно Алене понравился Щепкин. По словам артиста, развитие его дарования определили «два великие комические писателя. — H. B.
сочин. Не менее замечательными в своем роде были и создания Щ. в водевилях с драматическим оттенком, как напр. Письма. Известие о постановке на петербургской сцене "Ревизора" подняло его упавший дух.
страсть. — "Сибирские Ведомости", 1863 г., 183 (некролог). Гоголя.
Люди, у которых ей довелось побывать в воспитанницах, не делали из этого секрета и довольно подробно обо всем рассказали. Щепкин придал Фамусову многие оригинальные черты, нивелировал его «демонизм» и низвел его до уровня обычного обывателя, «выслужившегося» Молчалина. Специально для актёра В. Г. Белинский пишет пьесу «Пятидесятилетний дядюшка или Странная болезнь», Тургенев— пьесу «Нахлебник», а также роль Мошкина в пьесе «Холостяк» А. И. Герцен, Т. Н. Грановский и Е. Ф. Корш переводят для него пьесу Ф. Мессинджера «Новый способ платить старые долги», Н. Х. Кетчер— «Генриха IV» и «Комедию ошибок» Шекспира. нет.
С. 635—641. Именно этим даром обладала издревле русская женщина.
Он верил, что Гоголь возродит русский театр, он преклонялся перед его гением. Вскоре он проник и за кулисы, познакомился со всеми актерами и сделался общим любимцем. Енгалычев, "Виссарион Григорьевич Белинский" ("Русская Старина", 1876 г., январь, стр. — M. A. Репнин. Родился в 1879 в Москве (дед, Щепкин Павел Степанович, професср университета отец Щепкин Митрофан Павлович, писатель). 95—97).
партий в операх и операх-водевилях: Шеллинга ("Учитель и ученик или В чужом пиру похмелье"), Репейкина ("Хлопотун или Дело мастера боится"), Вальбеля Три десятки или Новое двухдневное приключение"), Гассана ("Забавы калифа или Шутки на одни сутки"), Князя Борского ("Молодая мать и жених в 48 лет или Домашний спектакль"), Дурилова ("Встарь и ныне"), Дубницкого ("Похищенный офицер"), Хаима ("Керим-Гирей, Крымский хан"), Бенальтона ("Волшебный нос или Талисманы и финики"), Русского крестьянина ("Девкалионов потоп или Меркурий-предъявитель"), Джона-Пуддинга ("Пять лет в два часа или Как дороги утки"), Бабы-яги ("Иван-царевич"), Бонара ("Бонар в луне"), Лаверже ("Любовное зелье или Цирюльник-стихотворец"), Чупруна и Солдата ("Москаль-чаривник"). Щепкин был непревзойденным рассказчиком, многие его рассказы легли в основу сочинений известных писателей: так родилась повесть «Сорока-Воровка» А. И. За превосходное исполнение поручения помещик "позволил Щ. заниматься, чем хочет". 20, 27, 60.
Работу эту он выполнил, как и все, что ему когда-либо поручалось, хорошо и добросовестно. Появление «Горя отума» Грибоедова игоголевского «Ревизора» стало отрадой для большого артиста.
"Матрос", "Жакардов станок" и др. У него прибавилось работы, которая, впрочем, его не тяготила. Последний шепелявил и Щ. заставлял его повторять множество раз не дававшиеся ему звуки. Когда ему что-нибудь не нравилось, он напрямик высказывал это Гоголю. Поцеловать М. С. Щепкина считалось необходимым. П. Горчакова и М. Стабингера), в постановках разных жанров. Чем-то «зацепила» художника ее интеллигентность и легкий характер и второй раз три года спустя, в 1928 года, Нестеров вновь использует ее облик как модель к будущей картине, написав в плате старообрядки. 542).
— художник. Его лучшими ролями этого периода были: Репейкин, отец Земфиры, скупой рыцарь, Сганарель, Барон и, конечно же, Фамусов (Грибоедов, «Горе от ума», полная постановка состоялась в 1832 году). Вот что писал об игре актера современник Щепкина А. П. сочинений, 4 изд., СПб., 1897 г., т. X, стр.
Влияние его на молодых людей было велико и благодетельно: он внушал им серьезную любовь к искусству и своими советами и замечаниями об игре много способствовал их развитию" (Панаев). К тому же во внешности Щепкиной сразу был виден Восток: оливковый цвет лица, смоляные волосы и глаза — очи, словно с персидских миниатюр. 104, 326 т. III, стр.
Кроме одного — она любила сидеть, подогнув ноги. Щепкин в роли городничего был именно таким, каким хотел видеть его Гоголь. 334 т. IV, стр. — артист Московской императорской сцены род.
М. С. И вот в это то время (в 1831 г. ) вышла в свет пьеса Грибоедова "Горе от ума". Он ценил её ум, женственность, мудрость, терпение и благодатную власть. "Жить для Щ., — говорит С. Т. Аксаков, — значило играть на театре играть — значило жить".
— "День", 1863 г., 39 (некролог). Она – пойдет в лагеря на восемь лет, муж – будет расстрелян. В сезоне 1821-22 Щепкин выступал в Киеве. Ф. Ф.
Щ. попросил очутившуюся в критическом положении Лыкову поручить ему эту роль. Во время учёбы, в 1800 году, сыграл свою первую роль слуги Розмарина в комедии А. П. Сумарокова «Вздорщица». Тургенев даже попал, по настояниям попечителя Петербургского университета, на Съезжую за некролог о Гоголе.
В три часа времени Щ. уже знал свою роль "назубок". — "Петербургская Газета", 1888 г., 294.
Количество сыгранных им ролей приближается к шестистам. С. Щепкин" ("Портретная галерея русских деятелей" изд. Он играл в этот период Оронта (графа Знатова в переделке Кокошкина) в "Мизантропе", Журденя (или Дурмана) в "Мещанине во дворянстве" и Сингареля в "Школе мужей". Мерсье он заменяет запившего актёра в роли Андрея-почтаря.
Белинский отзывался о нем, как о подлинном гении. в Москва в 1864 г. — арт. «Замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов», – писал поэт.
К ней же обращался: «Друг мой Алеша. » За этой словесной игрой чувствуется радостная покорность, с которой несравненный, единственный, обласканный российской публикой Щепкин уступал своей Елене Дмитриевне бразды правления в их семейном дуэте. "Просвещения", т. IV, стр. Щепкину, попросту говоря, невероятно повезло, что он встретил и полюбил эту женщину. Однако Щепкин все равно ощущает однообразие предлагаемых ему ролей и тем. — Его же, "Литературные и театральные воспоминания", в полном собрании сочинений изд.
Модель – очень приятная. в семье крепостного, управляющего имениями графа Г. С. Волькенштейна. 950). В 1933 – освобожден из ссылки, вернулся в Москву, занимался литературной деятельностью. Во время одного из чтений Гоголя на открытом воздухе он простудился и сильно заболел.
Гоголь не оправдал его ожиданий.