С этм портретом Репин становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. Художник И. Репин оставил нам потрясающую портретную галерею. И. репин посетил Николаевский военный госпиталь, где находился Мусоргский и в течение четырех дней писал знаменитый портрет композитора.
Илья Ефимович Репин – русский художник-портретист, мастер бытовых и исторических сцен. Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал. Среди портретов кисти Репина, эта работа занимает особое место.
В 2017 году, в год столетия революции, первый портрет Репина и портрет Бродского экспонировались на выставке «Некто 1917» в Новой Третьяковке на Крымском Валу. В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. Илья Репин запечатлел родных на портретах.
Первый портрет хранится в Государственном центральном музее современной истории России в Москве, бывшем Музее Революции, для которого был куплен лично Бродским у самого Репина. Репин по праву считается ведущим русским портретистом этого периода. Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист. Репин написал 12 портретов, сделал 25 рисунков и 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к произведениям писателя.
Во время учебы в академии Репин много пишет работ на академические темы, одна из известных его работ Воскрешение дочери Иаира, он исполняет много живописных портретов, например портрет Шевцовой В. А. На данном портрете изображена мать художника, Татьяна Степановна Репина, урожденная Бочарова. Широкое, свободное письмо, сила типизации делают этюды-портреты вершиной живописного мастерства Репина. С большой любовью Репин написал портрет дочери Веры с большим букетом цветов на фоне осеннего пейзажа.
Немало у Репина портретов великих людей. Илья Репин – гениальный портретист, мастер бытовых зарисовок и создатель скандальных исторических полотен. В. в. стасов очень ценил этот портрет Репина. Репин работал очень быстро, а во время сеансов любил вести разговоры с портретируемым, в том числе и художественные споры.
По портретам Репина мы можем представить лица великих людей того времени: хирурга Пирогова, композитора Мусоргского, писателя Льва Толстого, химика Менделеева, поэта Маяковского, композитора Бородина, учёного Павлова и других. Этот написанный в столь необычной для Репина, но такой естественной здесь манере портрет – одно из самых сильных и художественно совершенных произведении Репина, завершающих период творческого расцвета художника. Крупнейший портретист своего времени, Илья Репин создал выдающуюся галерею образов современников художника – Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского, А. Г. Рубинштейна, Н. И. Пирогова, В. В. Стасова, П. М. Третьякова, С. И. Мамонтова и многих других великих людей русской культуры. В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. Портрет Сурикова кисти Репина – несомненная удача художника.
Репин – выдающийся мастер портретного искусства. Большого мастерства Репин достиг в области графического портрета. Репин много раз писал портреты Толстого.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Пенаты были превращены в мемориальный музей. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Именно этой своей особенностью, то есть яркой жизненностью образа, поразил современников Репина «Портрет писателя А. Ф. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Ещё с 1903 года Репин, знаменитый жанровый художник и портретист, вместе с любовницей Натальей Нордманн, ради которой он бросил жену и четверых детей, жил в собственноручно обустроенной усадьбе под названием «Пенаты» в посёлке Куоккала на берегу Финского залива в Великом княжестве Финляндском, бывшем тогда в составе Российской империи. И это не только благодаря глубокой психологической характеристике.
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Они написаны Репиным с поразительным мастерством, а главное, с ощущением их великолепия. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Пирогов в изображении Репина – волевой, целеустремленный характер. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой -- все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом против общественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все и всяческие маски (Ленин). Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев – Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. Фигура Керенского, как это описывает А. С. Епишин, «погружена в исключительную световоздушную среду» из которой её выхватывают отдельные пятна света, контрастирующие с затенёнными участками. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». После выставок портрет был передан в «спецхран» и о его существовании практически забыли, пока в 1935 году не был составлен «акт на списание», а фактически на уничтожение с формулировкой, «как не имеющий художественной ценности».
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. Он был написан в течение трех дней -- с 13 по 15 августа.
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Вся центральная часть написана самим Репиным. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
После установления советской власти и провозглашения независимости Финляндии в конце 1917 года, Репин остался без гражданства и решил пожить по нансеновскому паспорту в своей усадьбе «Пенаты» в Куоккале. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Этот момент расширяет характеристику образа -- глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстати сказать, Репиным была написана и такая картина изображающая Толстого на пашне идущего за сохой по борозде). Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
При всей простоте и кажущейся будничности облика и манеры поведения Толстого, что так хорошо удается передать в портрете Репину изображение великого писателя нисколько не снижено, не замельчено, лишено жанровости. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. В 13 лет его отдали на выучку к иконописцу. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Имя Репина стало широко известным. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Она была закончена только в 1891 году.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. В 1871 году за картину «Воскрешение дочери Иаира» он получил золотую медаль и звание классного художника.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Однако в Советской России он оставался «своим». Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Абсолютно иной человеческий образ предстает перед нами в «Портрете хирурга Н. И. Пирогова» (1881) изображающем также одного из выдающихся деятелей русской науки и культуры. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
я работал завороженный. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Не доносчик ли. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Керенский находился на пике своей огромной популярности, в зените политической славы. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
По воспоминаниям Григорьева, в Наркомпросе им выдали деньги на приобретение произведений Репина, однако он не уступал им ни одну из своих работ и в конце концов после долгих препирательств, поставив на мольберт вытащенное из угла полотно, сказал: «Вот лучше я вам уступлю портрет Керенского». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге».
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Под его свободными складками легко угадывается сухая, но крепкая старческая фигура.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Сам художник говорил о военных поселенцах, как о людях презираемых, находящихся на положении рабов. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Репин запечатлел на полотне момент создания коллективного сочинения письма, где не делает акцент на отдельных личностях, а сосредотачивает внимание на всей колоритной народной массе. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Иллюзию усиливает свободно распахнутая на груди Мусоргского расшитая украинская сорочка. На это заявление казаки ответили посланием, где без всяких дипломатических околичностей, с юмором и злой иронией (присовокупив в конце оскорбительные титулы султану), объяснили самонадеянному владыке свою позицию. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Он был выдающимся оратором, буквально заводившим как своих слушателей, так и самого себя, вплоть до нервного расстройства, в чём некоторые видели влияние наркотических веществ. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Любителям творчества И. Е. Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба Пенаты, место, где И. Е. Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. И только лицо (и частично руки) Толстого вырываются из этого общего тона. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В связи с этим коллекционер русской живописи Михаил Глазунов, говорил своему племяннику Илье, будущему художнику: «И Репин твой фигура многоликая, чтоб не сказать продажная, то царя бичует, то его рисует, а после него этого прощелыгу Керенского».
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Кроме того, портрет Толстого работы Репина более совершенен в живописном отношении. Основной чертой характера Писемского Репин считал его саркастичность, язвительность. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Рассмотрим "ближний круг". 18 марта 1917 года Репин впервые после революции приехал в Петроград на собрание столичных художников, проходившее в зале совета Академии художеств. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Будучи председательствующим собрания вместе с Владимиром Маковским, Репин произнёс несколько жарких речей, с помощью которых добился от собравшихся продолжения существования «Особого совещания при комиссаре над бывшим министерством двора» и создания организации «Союза деятелей пластических искусств», пестуя свою мысль о реорганизации Академии художеств по типу коммуны производственно-учебного типа. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Ведь он был самозванец, как Гришка Отрепьев». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. В 1926 году портрет Керенского экспонировался на VIII выставке Ассоциации художников революционной России и выставке Музея Революции «Русская революция в изобразительном искусстве», пользуясь интересом у публики и прессы в частности в журнале «Огонёк» он был назван «собирательным образом керенщины», то есть проигравшей буржуазной интеллигенции. Вместе с тем скольжение света по лицу Пирогова вызывает ощущение подвижности этого лица. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Восстановлен в 1962 году. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. О чем эта история. Он идет прямо к матери. Не менее значителен и портрет Л. Н. Толстого (1887). С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Впоследствии Репин просто и буднично рассказал советским художникам, приехавшим в его «Пенаты», что «портрет Керенского написан с этюда с натуры в кабинете Николая Второго. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Точность детелей не лишает эту работу несколько карикатурной силы, а фигуру самого Керенского— мощи новой «исторической персоны».
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Над портретом Керенского, ставшим плодом посещений кабинетов Временного правительства, Репин работал в июле и октябре 1917 года. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Толстого Репин писал не один раз. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Поставленная перед художником задача была очень трудной. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Оба портрета Керенского отличаются свободной и стихийной манерой письма, по оценкам критиков граничащей с импрессионизмом или даже с экспрессионизмом (с обращением к которому, по словам Г. И. Ревзина, Репин запоздал лет на десять по сравнению со многими своими современниками). Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России.
В портрете Репин намеренно подчеркивает злую насмешливость, недружелюбность писателя. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Голова Пирогова слегка откинута назад. Первый успех к Репину пришел в 1873 году на выставке в Вене с работой «Бурлаки на Волге».
Впрочем, Лев Троцкий утверждал, что Керенский просто «повис на революции». Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. В 1992 году портрет был отреставрирован и сразу же выставлен на экспозиции «Лица эпохи.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. На что получил насмешливое письмо. Он сидит абсолютно прямо, не прислоняясь к спинке своего кресла. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. За окном летний день. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Дальше Репин рассказывает: «завтрак кончился быстро. А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. Приехав в Петроград, Репин «абсолютно неожиданно», по собственному определению, вместе со своим учеником Исааком Бродским попал в кабинет Керенского в Зимнем дворце. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я.
Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. В эту минуту в комнату вошел Христос. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Первый (11484см) и второй (11685см) портреты Керенского были написаны маслом по линолеуму. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба».
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Репин, в целом не чуравшийся экспериментов в живописи, как технических, так и художественных, в том же 1917 году написал «линолеумный» портрет-образ самой революции «Дезертир» (Витебский художественный музей). Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Репин по своему этюду сделал большой портрет Керенского».
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. Публике картина понравилась. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Этюд получился превосходный. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Пятый факт. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Казалось, она спит. Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. Наш сеанс происходил за месяц до Октябрьского восстания. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Гоголевский Андрей мягко улыбается. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Исключением не стал и Репин, проживавший в то время в Великом княжестве Финляндском.
1917—1985», побывав впоследствии на многих других выставках. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Комната небогатой интеллигентной семьи.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Столь же энергично сжаты его губы, отчего вздернулся седой подбородок.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Они чуть тронуты красноватым загаром, как будто обветренны. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. За ними – толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины.
Вот человек родился Наполеоном какой это талант, какая энергия. Творческий диапазон художника был огромен: картины из современной народной жизни («Крестный ход в Курской губернии», 1880-1883), портреты («В. В. Стасов», 1883 «П. А. Стрепетова», 1882), сюжеты из славянской мифологии («Садко», 1876) исторические полотна («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-1891). Музейные работники спасли портрет, сняв его с подрамников и положив между другими холстами в «спецхране», где он пролежал до «перестройки» и открытия архивов. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Перед нами изображение немолодого уже генерала, тучного, но сохраняющего хорошую осанку. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Тут Репин выбрал асимметричную композицию и обозначил пространство с помощью половиц, удаляющиеся половицы приковывают взгляд зрителя к нежданному гостю. Репин запечатлел момент написания письма. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление.
На заработанные деньги Репин уехал в Петербург, где поступил в Академию Художеств. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.
Также написана бриллиантовая звезда на груди Дельвига. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Внимание художника тяготит их. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким. Лучшие портреты Репина представляют передовых людей русского общества – писателей, деятелей культуры, ученых. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Подлинными шедеврами в этом жанре являются грандиозное полотно «Торжественное заседание Государственного Совета» (1903) и «Портрет М. П. Мусоргского» (1881), написанный незадолго до смерти композитора. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Каждый персонаж переживает что-то своё. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Писатель изображен в нем сидящим в кресле, с книгой в руке.
В характеристике Писемского существенная роль принадлежит и таким деталям, как упрямо торчащие надо лбом волосы, всклокоченная борода, широкий не по моде бант под воротничком, мешковатый пиджак, суковатая палка. Особое внимание в портрете привлекают пышные серебряные эполеты. Репин встречал их по средам. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Работал весь день, не замечая времени. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов.
Репин продумывал композицию картины до мелочей. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Но за всем этим очень явственно проступает иное. У неё и у вас одно сердце и оно сейчас широко, как мир и, как он, прекрасно». То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Л. Н. Толстого». Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Так ли это – судить зрителям. Это предложение удивило советских художников, однако они решили от него не отказываться, так как Репин, как вспоминал Григорьев, повернул портрет к свету и тот поразил визитёров «остротой характера и темпераментной живописью». Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование.
К обоим Репин относился сочувственно. И вот уже перед нами не царь, а отец. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Вот таким образом его взгляд получает направление сверху вниз. Будучи мастером раскрытия психологического состояния портретируемого, самого его существа, специфики поз, жестов и мимики, Репин наводит зрителя на мысль, что Керенский таким и был на самом деле. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Требование реализма в портретном искусстве заключается в том, чтобы путем наблюдений над человеком уловить главное, определяющее в его характере. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». На время Репин перестал творить и впал в депрессию. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Впоследствии в Куоккале Репин заявлял, что не любил Керенского, так как сразу увидел в нём «самозванца от социализма». Пирогов изображен Репиным в просторном черном пальто. Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Все заняты. Они словно противопоставлены друг другу. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Умер русский художник в Пенатах. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Писемского» (1880). Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Писатель изображен почти фронтально по отношению к плоскости холста.
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Военными поселенцами считались крестьяне в мирное время работающие на земле, но в случае необходимости призывались на службу. Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина.
В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Так Репин передал первый вариант портрета Керенского в дар Музею Революции. С этого момента слава художника только ширилась. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Руки Пирогова энергичным жестом плотно скрещены на груди. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Все портреты Репина рисуют не его собственный «восторг», а самого Керенского во всей его противоречивости. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Вспоминаются портреты тех потомков запорожских казаков, которых писал Репин, путешествуя в 1880 году по местам бывшей Запорожской Сечи в поисках материала для своей картины «Запорожцы». Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Стасов присылает ему все, что он просит. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Репин дважды подавал прошения об отставке. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
О картине появилось много статей в периодической печати. Широко известное и признанное произведение И. Е. художественный музей им. Возвращается в Россию летом 1876 года.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
В конечном варианте оно одухотворённое. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
Именно с Керенским начали связываться надежды на перемены. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Над письмом склонился предводитель казаков. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Здесь художник, будущий автор пафосных портретов Ленина, предельно графичен и скрупулёзно натуралистичен, он абсолютно отверг красочно-декоративную палитру, содержавшуюся в его прежних, дореволюционных портретах: фигура Керенского выглядит рельефной и выступает из белого цвета стены, на картине нет никаких «репинских» царских покоев, ни резного кресла, ни причудливой игры света. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна.
Америка—Франция—Россия. Общение с прежними друзьями было только заочным. Примечательно, что политически оппоненты Керенского упоминали о «зеленоватом оттенке» его внешности, намекая на возможную алкогольную, морфийную или кокаиновую зависимость. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Освещением модели сбоку художник выявил наиболее важные для характеристики Писемского черты его внешнего облика: высокий умный лоб, резкие мешки у глаз, глубокие складки кожи болезненно-желтого лица, плотно сжатый неулыбающийся рот. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
Одним из лучших портретов Репина справедливо считается портрет М. П. Мусоргского, автора всемирно известных опер «Борис Годунов» и «Хованщина». Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Родом из семьи военного поселенца.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Репин провел всего 4 сеанса в госпитале, где Мусоргский находился на излечении. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Керенскому было уже не до нас. М. Бунакову.
Такой букет не мог не ударить мне в голову. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Кроме того, он воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых были В. Серов, И. Грабарь и другие. Его состояние и имущество были национализированы, а самые известные работы остались в Советском Союзе, где стали использоваться в пропаганде и толковаться как идеальные примеры социалистического реализма, в то время как некоторые неудобные произведения, такие как «Большевики», просто замалчивались.
Силуэт фигуры обобщен и отчетливо рисуется на светлом фоне. Репин никуда не делся. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Родился в Харьковской губернии в семье военных поселенцев. Берег Волги. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Первый факт. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
Репин считал сам эту картину красивой. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. И это не скрывает Репин. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Факт создания портретов зафиксировал Владимир Маяковский в своей поэме «Хорошо. », насмешливо сравнив Керенского с Наполеоном: «Глаза у него бонапартьи и цвета защитного френч» и добавив: «Пришит к истории, пронумерован и скреплен, /и его рисуют— и Бродский и Репин». Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
В своих «Пенатах» до конца октября Репин работал над первым портретом, а затем написал и второй портрет Керенского, наряду с портретом посла Великобритании Джорджа Бьюкенена. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В его глазах читается печаль, тоска. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Сходство черт лица и выражение поразительны.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Зритель становится участником происходящего. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Глаза ясные и добрые. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В его взгляде осуждение и тревога.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Убийство свершилось. В августе 1917 года, Репин в письме некой даме рассказал об одном из «необыкновенных дней своей жизни»: «Абсолютно неожиданно я попал в кабинет Керенского во время заседания Генералитета, собравшегося по экстренному прибытию ген Корнилова. У меня в это время сидели режиссёр Н. Н. Мне минутами становилось страшно».
Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Третьяков»109. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Эта простота его посадки в кресле хорошо отвечает всему его облику и душевному состоянию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»).
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Всё это сформировало творчество Репина, тогдашние взгляды на народ, на интеллигенцию, на культуру. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Евреинов и художник Ю. Анненков. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Мой рисунок остался во дворце и там пропал. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.