В тот же период Рафаэль создает картины Портрет Пьетро Бембо, Святой Георгий и его битва с драконом, Мадонна Конестабиле. Рафаэль Санти писал не только картины религиозной тематики, живописец известен и как портретист. Портрет Аньоло Дони составляет пару с изображением его жены, Маддалены Дони, автором которого тоже является Рафаэль. «написал он портреты Беатриче Феррарской и других женщин, в том числе своей возлюбленной А был Рафаэль человеком очень влюбчивым и падким до женщин и всегда готов был им служить, почему и друзья его (быть может больше, чем следовало) ему потворствовали, когда он предавался плотским утехам».
Портреты Рафаэля явились в определённой мере изобразительным выражением философского понимания человека в эпоху Высокого Возрождения, сконцентрировав в себе художественное воплощение ренессансных идеалов личности. Здесь портретное искусство Рафаэля достигает своих вершин. Рафаэль пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» (около 1505), «Положение во гроб» (1507) и портреты — «Дама с единорогом» (около 1506—1507). Портреты Рафаэля хронологически разбиваются на две группы: ранние портреты, написанные до отъезда в Рим, преимущественно во Флоренции и под воздействием живописи Леонардо да Винчи и портреты зрелой поры творчества, написанные в Риме с 1508 по 1520 год.
Рафаэль продолжает писать портреты и создаёт принципиально новые приёмы в этом жанре, которые повлияли на многие поколения художников вплоть до XVIII-XIX вв. Рафаэль считал сходство непременным условием для портретного изображения. Рафаэль дарит ему свой рисунок, в ответ немецкий художник прислал Рафаэлю свой автопортрет, дальнейшая судьба которого неизвестна. Первый заказ во Флоренции поступает от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды».
В Риме Рафаэль достиг совершенства как портретист и приобрёл возможность реализовать своё дарование архитектора: с 1514 г. он руководил строительством собора Святого Петра. Рафаэль – это признанный мастер портретной живописи. Огромный труд рисовальщика стал фундаментом всего портретного искусства Рафаэля с самых первых работ. В ранних каталогах эта картина считалась портретом Рафаэля, написанным Бернардо Луини. Изучение портретов Рафаэля имеет своё самостоятельное значение потому, что в этой области творчества наиболее ощутимо видны реалистические основы всего его искусства, которые составляют ценность и привлекательность его картин.
Позже она была признана портретом Пьетро Бембо, который Рафаэль создал во время пребывания Пьетро при дворе Урбино. «рафаэль был замечательным портретистом, одним из самых великих портретистов в истории европейской живописи». Самый известный портрет Рафаэля – портрет его давнего покровителя и друга Бальдассаре Кастильоне. Еще один влиятельный портрет в исполнении Рафаэля – «Портрет Бальдассаре Кастильоне», который в свое время копировали Рубенс и Рембрандт.
Портреты Рафаэля составляют самостоятельную и законченную область творчества художника. И эти качества своего друга Рафаэль постарался передать на портрете. Профессор Борис Робертович Виппер дал такое определение Рафаэлю – портретисту: «Рафаэль был замечательным портретистом, одним из самых великих портретистов во всей истории европейской живописи». К этому периоду относят 13 портретов из них атрибуция Рафаэлю одного вызывает споры, а две работы утрачены.
Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». К счастью, через год она была найдена в Швейцарии.
золотых и снял для неё виллу. К этому времени относятся портреты Анджело и Маддалены Дони, автопортрет и вызывающие споры о подлинности рафаэлевской кисти «Немая», портреты беременной женщины и женщины с единорогом, портрет юноши из Будапештского музея изобразительных искусств. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно.
Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. На нём и сосредоточена основное внимание художника. fornaro – пекарь).
Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку.
Так в реальности художник находит черты, которые соответствуют его идеалу, возвышающемуся над случайным и преходящим. Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея». Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь.
Подчеркнуть значимость Льва X призваны и фигуры кардиналов изображенных за спиной Папы. В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер. Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. Это первое, абсолютно новое портретное произведение того времени. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна.
Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Один из лучших – «Донна Велата» (ок. Сикста в Пьяченце. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов.
Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же». Читайте статью Имя художника —ребус на картине.
Но Рафаэль был всегда необычайно требователен к себе, чтобы он ни изображал – живую плоть или неживую ткань и всегда сохранял верность своему художественному принципу (сходство должно быть непременным), вот таким образом он не польстил папе изобразив его дородным и холёным эпикурейцем. Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. В этом, может быть, сказалось уже то необычное искусство, о котором подробно писал Леонардо : «Художник, знакомый с природой нервов, коротких и длинных мускулов, будет хорошо знать при движении тела, сколько нервов и какие были тому причиной и какой мускул является причиной сокращения этого нерва и какие жилы, обращённые в тончайшие хрящи, окружают и включают в себя названный мускул». Живописные решения отличаются тонким благородством, композиции безупречно уравновешены. К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь. Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный».
После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне.
По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной.
Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Чувствуется, как тщательно работал художник над этим образом, в котором нет ничего небрежного и незавершенного. Тем не менее, многие искусствоведы считают «Автопортрет» работой Рафаэля флорентийского периода. Много споров вызвала «Форнарина» (1518–1519), хранящаяся в Национальной галерее в Риме. Друг Рафаэля, кардинал Биббиена, хотел, чтобы художник женился на его племяннице Марии Довици Биббиене, но ему не удалось добиться исполнения своего желания (однако когда Мария скончалась, ее похоронили в Пантеоне рядом с Рафаэлем как его невесту).
Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Кастильоне и Рафаэля связывала тесная дружба, что помогло художнику добиться впечатления высокой интимности и доверительности. В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. В Италии точный, детально разработанный и пластически ясный рисунок, характерный для мастеров XV века (Пизанелло, Поллайоло, Мантенья, Карпаччо), приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Андреа дель Сарто).
1512, Прадо, Мадрид). Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели. Женщина изображена в трехчетвертном повороте. Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством.
К ранним портретам Рафаэля относятся работы, созданные до 1508 года – времени появления художника в Риме и начала работ над фресками «Станца делла Сеньятура» в Ватиканском дворце при папе Юлии Втором. Пример умения Рафаэля приводить природные элементы к синтетическому видению, выходящему за рамки конкретных ситуаций, является портрет женщины под названием «Донна Гравида» (галерея Питти, Флоренция). Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля.
Новый папа был прямой противоположностью суровому и воинственному Юлию II, о чём свидетельствовала его «программа действий» : «Будем наслаждаться папством, раз Бог дал его нам». В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль.
Одежда подчёркивает её благородное происхождение.
Портрет тонко сбалансирован. В XIX веке этот «Мужской портрет» Рафаэля, который можно отнести к периоду его юности (ок.
Он вскочил: она здесь. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Но все же, эта версия является предметом серьезных споров.
Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. Однако, хоть он и воспринял стили разных мастеров того времени, он продолжал использовать свой собственный уникальный стиль. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам.
Необычно и то, что папа Юлий показан на портрете с бородой – знаком траура по потерянной Болонье. Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело.
С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Работа датируется 1498 годом. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей.
Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. В картинах с Девой Марией и младенцем Христа он экспериментировал с новыми композиционными формами и фигуральными мотивами. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна.
Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Папа Лев изображён со своими племянниками, кардиналами Джулио де Медичи (стоит слева, позже он займёт папский престол под именем Климента VII) и кардиналом Людовико де Росси (справа). В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Тем не менее доказать, что портрет «Форнарина» принадлежит Рафаэлю, не смог никто. На голову и плечи женщины накинуто тонкое желтое покрывало. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах.
Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же. Также Флоренции Рафаэль обязан знакомством со своим близким другом и наставником Донато Браманте.
Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана. Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины.
Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. Рафаэль потерял мать в раннем детстве.
Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера. Это чувствуется по выражению лица, взгляда, губ. Большое влияние на раннего Рафаэля имел его учитель Перуджино и северные мастера. Гладкие черные волосы обрамляют нежное, смуглое лицо. «Немая» была признана работой Рафаэля лишь недавно.
Он прожил остаток своей жизни здесь. Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые. Это самый известный портрет Рафаэля.
Для Рафаэля-портретиста важным было не только умение передать внешнее сходство, но и характер. В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. Он отказывается от пейзажного фона, чтобы сосредоточить всё внимание на фигуре. Так началась история Рафаэлевых Станц.
Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетания пятна и линии и т. д. ) в рисунке достигается пластическая моделировка, тональные и световые эффекты. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Скорее всего, его интересы разнообразны: его привлекает торговля, политика искусство, литература, наука.
А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны.
Он даже обвинил художника в плагиате. Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. В Богоматери идущей по небесам, неприметно никакого движения но чем более смотришь на неё, тем более кажется, что она приближается.
Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1505-1506). В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют.
С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию.
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. 1513, музей Гарднер, Бостон).
«Портрет графа Кастильоне» называли идеалом целой эпохи им восхищались Рембрант и Рубенс. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св.
На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Правда, «Немая» написана на глухом фоне, что впоследствии станет правилом для портретов Рафаэля. На голове – едва заметная небольшая диадема. В руках дама держит небольшого единорога. Ранние картины содержат много характерных особенностей Перуджино: стройное телосложение фигур, чьё изящество зачастую подчёркнуто балетными позами кротость мимики и формальность пейзажного фона, заполненного деревьями с невероятно тонкими стволами. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
Папа Лев был почитателем и покровителем Рафаэля в последние годы жизни художника. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров.
От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года.
Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир. Судя по форме шляпы, на портрете изображён какой-то герцог. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Руки с короткими пальцами украшены перстнями.
В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино. В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. В 1504 году молодой художник Рафаэль Санти переехал во Флоренцию, где был глубоко восхищен стилем и техникой Леонардо да Винчи.
Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой. Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. И он, как царь земли и неба, сидит на этом престоле.
У ангела слева одно крыло. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Сами картоны визуально были чем-то вроде разочарования, так как над ними в основном работали в хорошо организованной и высокопродуктивного мастерской Рафаэля.
Так как гобелен чувствителен к художественным ограничениям, Рафаэль заботился, чтобы выражения и жесты фигур в композициях были смелыми и прямыми. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Молодой мастер продолжал работать в качестве помощника у Перуджино, пока не переехал во Флоренцию. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Вершиной портретной живописи Рафаэля принято считать луврский портрет его друга Бальдассаре Кастильоне (1515)1, который вызывал восхищение таких знатоков, как Рубенс и Рембрандт2. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели.
1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». В технологическом отношении различаются рисунки сухими и жидкими красящими веществами. Однако это никак не сказалось на его творчестве. И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым.
Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Их руки, как и у Джоконды, расположены одна поверх другой. Это взгляд человека, понимающего людей – он доброжелателен, но в то же время полон грусти и раздумья. Фигура Кастильоне собрана, очерчена замкнутой линией, огибающей плечи, руки соединены в ладонях. Создавая портрет Бальдассаре Кастильоне, Рафаэль воплощал идеал абсолютного человека эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый, так называемый итальянский, карандаш («чёрный мел») и сангина («краcный мел»).
1502), приписывался Гольбейну, а затем Перуджино, пока общее мнение искусствоведов не склонилось на сторону Джованни Морелли, считавшего автором картины Рафаэля. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем).
В творчестве Рафаэля, автора знаменитой «Сикстинской Мадонны» (1513–1514, Картинная галерея, Дрезден), немного женских портретов. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. С этим произведением связывают эпизод из личной жизни мастера. После оригинально трактованного портрета Льва X в окружении родственников (1518) в продукции мастерской Рафаэля возрастает вклад учеников и в первую очередь Джулио Романо.
Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой. Друг Рафаэля, граф-гуманист Бальдассар Кастильоне, представивший тип идеального человека в своём трактате «Кортеджиано» («Придворный») наибольшим образом отвечал представлениям художника об идеальном человеке. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Слева от мадонны изображен папа Сикст, восторженно созерцающий чудо, справа — святая Варвара, благоговейно потупившая взор.
Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок. На тот момент Рафаэлю был 31 год. Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница. Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено.
VI). Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. Портрет юноши с яблоком (1505), хранящийся в галерее Уффици, связан с картинами на тему святого Михаила и святого Георгия. Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве.
В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Это не обман воображения: оно не обольщено здесь не живостью красок, не блеском наружным. Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника. В руках папа держит увеличительное стекло, что, с одной стороны, свидетельствует о его близорукости, а с другой – подчёркивает его гуманистические интересы. Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II.
Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Первый учитель – Перуджино.
В одно время, Микеланджело был весьма раздражен уникальным мастерством Рафаэля быстро перенимать техники других художников. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта.
«Форнарина» (прибл. Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. 1503 г. Пинакотека, Ватикан).
1514, галерея Питти, Флоренция). «Немая» композиционно почти без всяких изменений следует «Моне Лизе» Леонардо да Винчи: поворот в три четверти к зрителю, полуфигура, обнажённая грудь и плечи, положение рук. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Губы тронуты едва заметной улыбкой.
После оригинально трактованного портрета Льва X в окружении родственников (1518) в продукции мастерской Рафаэля возрастает вклад учеников и в первую очередь Джулио Романо. В 1513-1514 гг. Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания). Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой.
Юноша в красной одежде и шапочке представлен на фоне ландшафта нежной, холмистой сельской местности Умбрии. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Из глубины анфилады грандиозных арочных пролетов выступает группа античных мыслителей, в центре которой величавый седобородый Платон и уверенный, вдохновенный Аристотель, жестом руки указующий на землю, основатели идеалистической и материалистической философии. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Увидев эскиз фрески Рафаэля, Юлий II пришел в такой восторг, что отдал живописцу все поверхности, приказав убрать старые рисунки. Вершиной портретной живописи Рафаэля принято считать луврский портрет его друга Бальдассаре Кастильоне (1515), который вызывал восхищение таких знатоков, как Рубенс и Рембрандт. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura).
Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Чувство цвета, проявленное в «Донне Гравиде», Рафаэль потом вновь использует в портрете кардинала Федра Ингирами. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры.
В 1975 году «Немая» была похищена из герцогского дворца г. Урбино. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Во Флоренции молодой мастер познакомился с да Винчи и Микеланджело – мастерами, оказавшими наиболее сильное влияние на творчество Рафаэля Санти.
Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Часто художники зашифровывали послания на своих картинах в виде символов, животных, цветов.
Серьезно и печально-тревожно смотрит она куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына. В трактовке образа юноши нет никаких признаков внутреннего напряжения. Одна рука младенца с могуществом вседержителя опёрлась на колено, другая как будто готова подняться и простереться над небом и землёю.
Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. «Портрет папы Льва» кисти Рафаэля считается одним из первых опытов группового портрета в живописи эпохи Возрождения. Граф Бальдассаре Кастильоне – дипломат, философ, поэт.
В XII – XVI веках получили широкое распространение металлические (свинцовые и серебряные) штифты известные ещё со времён античности. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Почему.
Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. закричал он, указав на полотно и начертил первый рисунок. Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II.
Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор».
Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу.
В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Портрет Рафаэля настолько соответствовал рассказам о папе и его крутом характере, что историк искусства Вазари сразу же отметил это: « пользуясь уже величайшее известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе».
Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). В Древнем Риме художники рисовали на небольших деревянных дощечках, покрытых слоем воска (кодексах) изображение на которых процарапывалось острой палочкой.
Возможно, картину написал кто-то из учеников великого художника. В общем каждый выдумывает на свой лад. В доме Маттео Ботти Портрет Ла Велата видел не только Вазари, но и Винченцо Боргини (Отдых, 1584 год) и Бокки (Красоты Флоренции, 1591).
К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. К моменту, когда эта картина была признана частью творчества Рафаэля (1928 год), она оказалась сильно переделанной и называлась «Святой Екатериной». Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства, но с удивительною простотою и лёгкостью, передала холсту то чудо, которое во внутренности её совершалось. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон).
Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса». Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Так же, не идеализируя и не приукрашивая, не придавая значительности и величавости, Рафаэль изображает и Анджело Дони.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Напротив, мы видим в «Автопортрете» спокойное отражение реальности, представленное путём богатой синтетической способности.
Портреты парные, фигуры в них повернуты друг к другу. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника.
Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Спорный «Автопортрет», хранящийся в Уффици, очень похож на картину Рафаэля «Христос Благословляющий», но плохая сохранность мешает исследователям точно и окончательно приписать его великому итальянскому мастеру. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте.
В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба. Также, как и на Портрете Форнарина у молодой женщины есть украшение в виде жемчужины в волосах (указывает на имя Маргарита — жемчужина на латыни и греческом). Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна). В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл.
Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Существует также ряд портретных женских образов, авторство которых вряд ли можно отнести к Рафаэлю. В глазах её нет блистания (блестящий взор человека всегда есть признак чего-то необыкновенного, случайного а для неё уже нет случая – всё свершилось) но в них есть какая-то глубокая, чудесная темнота в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремлённый, но как будто видящий необъятное. Однажды он заснул с мыслью о Мадонне и, верно, какой-нибудь ангел разбудил его. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Занявший место умершего Юлия II папа Лев X в 1514 году назначил Санти главным архитектором и хранителем ценностей. В 1619 году Портрет Ла Велата купила семья Медичи.
Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати). Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Кроме того, сложная паутина его друзей играла значительную роль в обеспечении художника заказами, в таком количестве, что он уже, наверное, никогда не остался бы без работы. Этот камерный портрет действительно необычен. Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа.
Жизненная правда и черты идеала сочетаются с душевной чистотой сложного трагического характера Сикстинской мадонны. Многие исследователи склоняются к мысли, что работа была выполнена учениками Рафаэля при участии самого мастера.
Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет.
Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). И в портрете супруга Маддалены Дони фоном служит небо, природа.
Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Рядом с ним представлены и другие современники мастера: кардиналы Алессандро Фарнезе, Антонио дель Монте, Джованни Медичи. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал. При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. Это же относится и к Богоматери с её благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом — и луг и дубрава и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно.
В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл.