Здесь замечается та особо обостренная симпатия к «маленькому человеку», обездоленному и морально приниженному в условиях современной ему действительности, к «человеческому» в нем, которая так характерна для ранних произведений Достоевского. На первом плане – обломки какого-то античного сооружения. Портрет похож на эскиз, очень лиричный и проникнутый «осенними настроениями» поэта и самого художника – Серов тоже любил осень. Это очень скромные и правдивые изображения людей, лишенные каких-либо устремлений к внешним эффектам: таковы, например, портреты (1823) и К. Г. Равича (1825). С. Пушкин», 1827 автопортрет, 1846), создал тип жанрового, несколько идеализированного изображения человека из народа («Кружевница», 1823).
После пожара в Москве сгорел и дом Моркова. Это проявляется, в первую очередь, в выражении лица Пушкина. Мудровой подарил миниатюру талантливому актеру Всеволоду Якуту, создавшему живой образ поэта в спектакле «Пушкин», во время гастролей театра в Ленинграде. Он слушал живостию необыкновенной. Василий Андреевич Тропинин родился (30) марта 1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху.
Из-под халата выглядывает белая рубаха, а шейный платок повязан свободно. Тропининым написано огромное количество портретов.
Оба портрета дополняют друг друга. Для крепостного художника эти картины были не живописной экзотикой романтиков и не кощунством над музами, как для классиков-академистов, это были люди его круга, с которыми он много лет жил бок о бок, которых знал, любил и которых писал с симпатией и глубоким уважением. После смерти Дельвига в 1831 году, он купил портрет у его вдовы, который хранился у сына ивнука поэта до 1916 года, когда был приобретен Третьяковской галереей.
«Художников друг и советник», как звал его Александр Сергеевич, Дельвиг предвидел, что портрет станет важным событием в русской культурной жизни и не случайно остановил свой выбор на уже известном живописце. Долгое время судьба картины оставалась неизвестной. Колорит выполнен в сближенных тонах. Все построено, как обычно у Кипренского, на тончайших нюансах: по видимости простой композиционный прием – как бы «пустынное» пространство вокруг уподобленного скульптурному бюсту объема с замыкающим контуром – создает атмосферу одиночества вместе с ощущением воинственной собранности, сосредоточенности. Правая рука с двумя перстнями на пальцах лежит на столике, рядом с раскрытой книгой.
Он одет в домашний халат поверх белой сорочки, подвязанной черным платком. В 1812 – 1816 годах Кипренский жил в Петербурге, часто посещал Царское Село. М. Н. Соколов ТРОПИНИН Василий Андреевич (1776-1857), российский художник.
В числе лиц, одобривших упомянутую работу, были люди очень влиятельные. Так же сдержанны и краски – портрет написан в коричневато-зеленых тонах. Обязательно нужно вспомнить тропининский «Автопортрет» 1846 года, художник показал себя здесь именно таким, каким мы представляем его воспоминаниям современников и, главное, по самому характеру его творчества.
При этом тропининской манере неизменно присущ специфически интимный, домашний колорит. относятся к «портрету-типу». В 1969 году в Москве был открыт Музей Тропинина и московских художников его времени. Таков и А. С. Пушкин на знаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г. Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе», вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом. Он первым исполнил алябьевского «соловья». Образ поэта становится мягче интимнее, доступнее.
Вот и поэтизированный образ «кружевницы» очищенный от повседневных трудностей, тягот и забот вызывает симпатию. В картине этой впоследствии усматривали целый ряд недостатков. Таков и незримо-зримо погруженный в творческую стихию, как бы внимающий музе А. С. Пушкин в знаменитом портрете 1823 (Всероссийский музей Пушкина, Пушкин). Наконец вызвали меня. Рука, которую поэт сжал в кулак, гораздо пафосней всех поднятых сабель и револьверов.
В июле 1827 года Кипренский писал его в доме Шереметьева на Фонтанке. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Поэт поглощен своей работой, сосредоточен, строг. Особенно привлекателен и поэтичен портрет сына художника. Профессора также отметили успехи ученика – Тропинин получил две медали. А. Тропинин.
Отец поэта, уже после смерти Пушкина, сказал: «Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным». На страницах «Капитанской дочки» или «Станционного смотрителя» читатель встретится с людьми, показанными с той же теплотой И мягкостью, сердечностью и особенным добродушием, с какими писал их Тропинин. Портрет, возможно, был сделан после женитьбы, как было принято в те времена.
С этой работой в творчестве Тропинина появляются романтические нотки. Тропинин получил азы художественного мастерства у известного портретиста С. Щукина. Пушкин. Пушкин показан в самый счастливый, светлый момент -- момент творчества.
Оба произведения В. А. Илья Ефимович Репин (1844-1930) изобразил событие, которое описал Пушкиным: «Державин видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду.
То, что портрет А. С. У малыша живой взгляд серо-голубых блестящих глаз. Портрет отличается подчеркнутой сдержанностью и поэтичностью. Там он женился на вольной поселенке.
Но наиболее ярким примером является «Кружевница» (1823). В руке девушка держит коклюши. Её подлинность была подтверждена Тропининым. Но сам Пушкин высоко ценил оригинал.
Тропинина называли «халатным живописцем» и выстраивались в очереди за портретами. Живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. Казалось, судьба улыбнулась Тропинину. минута -- и стихи свободно потекут». В 1799 году становится «посторонним учеником» Академии. В популярной Женщине в окне (по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова Казначейша, 1841, там же) эта непринужденная задушевность обретает эротический привкус. В этот день между ними состоялся разговор об искусстве.
С выбором художника определиться было легко, так как Василий Андреевич в то время уже был известен в качестве отличного портретиста. Лучшим примером может служить Автопортрет с кистями и палитрой 1846 (там же), где художник представил себя на фоне окна с эффектным видом на Кремль. Живописно изломанная ткань, мастерски написанная художником, позволяет ему подчеркнуть эффектное освещение. Его «золотистый» тенор восхищал слушателей. Считается, что при создании таких картин Тропинин шёл по стопам двух художников – француза Жана Батиста Грёза (1725-1805), прославившийся своими жанровыми композициями из жизни третьего сословия и женскими «головками» и итальянца Петро Ротари (1707-1762). Обычно художники делали сразу портреты обоих супругов, но портрет Натальи Николаевны Пушкиной сделан Александром Брюлловым.
Возможно, но точных доказательств тому нет. В этом портрете нет статичности, характерной работам Тропинина. В колорите исчезает изысканная утонченность, он приобретает особую серьезность и значительность. Однако, расценивая явления искусства прошлого, мы должны подходить к ним исторически. физический облик: «Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства Невозможно быть менее притязательным и более умным в манере выражаться». Тропинин мастерски использует цветовые переходы.
Образ дан не просто на фоне пейзажа, а слит с ними в одно целое. М. Я. Мудров лечил Пушкиных, когда они жили в Москве. Позднее вошло в традицию противопоставлять «домашнюю» поэтику полотен Тропинина – как особую черту московской романтической школы в целом – «чопорности» Петербурга. Мягкие светлые волосы, раскинувшиеся в беспорядке, обрамляют славное лицо ребенка с сосредоточенным взглядом умных, живых глаз.
По замыслу художника одежда должна приближать героя портрета к зрителю. А. С. В большинстве других портретов Пушкин – частное лицо (исключая портрет работы Кипренского) и только в изображении Тропинина предстает лицом общественным, деятелем, каким ощущал себя сам поэт и это несмотря на «домашний» костюм. Тропинин обнаружил его в кабинете, возившимся со щенками. Соболевский, отдал портрет длякопирования Авдотье Петровне Елагиной. Может быть, это соответствовала желанием поэта иногда чувствовать себя просто светским человеком. Но знаем, что они встретились позднее.
В 1909 году картина была куплена Третьяковской галереей. Якут передал миниатюру в московский музей Пушкина. Однако вместо этого в 1804 году он был отозван в новое имение графа Моркова— подольскую деревню Кукавку на Украине, где стал одновременно слугой, пастухом, архитектором и художником графа.
Отец поэта признавал, что «лучший портрет сына моего суть тот, который написан Кипренским». Портрет А. С. К 1836 относится портрет Брюллова, написанный Тропининым.
О том, как преображалась внешность Пушкина внутренним огнем его гения, говорит А. П. Керн: «Надо сказать, что он не умел скрывать свои чувства, выражал их всегда искренне и был неописанно хорош, когда что-нибудь приятное волновало его Когда же он решался быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи». На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей. Пушкина в Ленинграде (1937 год), её передали в музей. Здесь сошлись два больших человека эпохи.
Этим объясняется должно быть, неуверенность в датировке портрета Пушкина. Художник Петр Федорович Соколов (1787-1848), знаменитый мастер камерного акварельного портрета, увидел в Пушкине элегантного аристократа. Пушкин заказал ему два экземпляра, один он подарил П. А. Осиповой, второй – поэту Е. А. Романтическая атмосфера, стихия творчества, предстает еще более наглядной в портрете «К. Поворот головы – сближает этот портрет с портретом Кипренского.
Но эта версия неверна, так как из письма самого Соболевского к М. М. Он лишь слегка почистил портрет Пушкина. У них был общий круг знакомых и друзей и, по преданию, в доме одного из них – Н. Д. Но эта версия, скорее всего ложная, так как из письма самого же Соболевского Погодину стало известно (опубликовано лишь в 1952 году): «Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами (стоил он ему 350 руб. )» Неверно и с «изображением поэтакак он бывал чащев домашнем халате». Самый факт изображения человека в процессе работы является для того времени прогрессивным.
Такие произведения, как портрет графини Зубовой (1834), показывают вместе с тем, что умение видеть в человеке в первую очередь положительное ничего общего не имело у Тропинина с какими-либо проявлениями лести художника по отношению к порой весьма влиятельным заказчикам и заказчицам портретов. в нем было много детски кроткого, мягкого и нежного». Эта незначительная деталь становится самым важным символом всей картины.
Со временем в его полотнах, начиная с трепетно-задушевного Портрета сына (ок. Идеология такова, что каждый ребёнок – это «чистый лист бумаги», неиспорченный цивилизацией и неправильным воспитанием. Задачей другого крупнейшего живописца эпохи -Ореста Кипренского было показать в Пушкине прежде всего «гения поэзии», по выражению того времени. Когда же черезпять лет он вернулся вРоссию, то обнаружил, что портрет исчез, авместо него враме присутствовала весьма скверная копия (другая версия— портрет был выслан ему заграницу, нобыл подменен подороге мне обе версии кажутся странными— непредставляю, каккартина могла пропасть уЕлагиной изачем надобыло подменять портрет впосылке). 1833 К. П. Брюллов, 1836 оба портрета в Третьяковской галерее и др. ). Очень часто портретируемые представлены, как и Пушкин, «в халате, растрепанными».
Он рисует по-московски чудаковатых и ленивых людей, которые таким образом протестовали против официозности и различных клише. Но затем подлинник портрета Пушкина надолго пропал. Пушкин всегда относился к этому перстню как к талисману. Тропинин, по его словам, был взволнован близостью поэта. Его попросили также отреставрировать произведение.
После обеда, за чашкой кофе, он начал читать её в слух». Пушкин отметил этот счастливый день в двух стихотворениях – «19 октября» (1825) и в послание к Пущину, переданном в Сибирь на каторгу (написано 13 декабря 1826 г. ) Картина Николая Николаевича Ге (1831-1834) очень популярна. Она гораздо официальнее и холоднее, чем рассказ Пущина о посещение поэта. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Морковский обоз с имуществом, который возглавляет Тропинин, отправляется вслед за ним. Эта черта, повторяемая не только на данной картине, подчеркивалась всевозможными деталями. На портрете мальчику около десяти лет.
Жанр и портрет органически сочетаются в его полуфигурных «безымянных» картинах, самой известной из которых является миловидная «Кружевница» (1823, там же), подкупающая своим наивным и сентиментальным обликом тип девушки из низов становится лирическим олицетворением Женственности как таковой, не теряя тонкой натурной убедительности. В этом же году за картины «Кружевница», «Портрет художника О. Скотникова» и «Нищий старик» был утверждён в звании «назначенного» академика (то есть кандидата в академики). Именно про это кольцо поэт писал: «храни меня, мой талисман». Только в минуты творчества он преображается сам и преображает все, что видит вокруг. М., 1982.
В некоторых случаях к столь обычной для Тропинина доброжелательности характеристики модели прибавляется очень хорошая искренняя поэтизация ее (например портрет Шереметьевской, 1841). Художник мог передать только одно из них, которое больше соответствовала его представлениям о «свободной стихии», – он изобразил море пасмурное и бурное. Нам они кажутся нанесенными на бумагу каким-то очень современным художником.
П. Брюллова» (1836, Третьяковская галерея) и автопортрете 1846 года (там же), где художник представил себя на эффектном историческом фоне Московского Кремля. В пределах данного жанра он обнаружил очень большую широту. Судьба портрета после его создания была полна приключений.
На нем просторный домашний халат с синим воротником, на шее – длинный голубой шарф. Спустя год, за картину «Портрет медальера К. А. Этот поздний Пушкин, естественно, - за пределами даты, обозначенной на портрете Кипренского. Более прозаический характер имеют такие работы, как «Старик-нищий» (1823) или «Старик с палкой» (1834). Тут нельзя не вспомнить о пушкинской прозе.
Желательно привлекать его если не полностью, то в больших отрывках. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина.
Идеализированный образ «кружевницы» связывают с образом «Бедной Лизы» Карамзина, появившейся в 1792 году. Баратынскому. Однако, принимая во внимание биографию портретиста, можно сказать, что главное тут – не домашняя атмосфера, а важность и неприкосновенность личной жизни. Автор сразу узнал вою работу, однако обновлять своё творение оказался, пояснив, что «не смеет трогать черты, положенные с натуры». Н. Н. 1818, там же), утверждается чисто романтическое чувство подвижной стихии жизни. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей.
Важную часть наследия Тропинина составляют его рисунки, в особенности карандашные портретные наброски, выделяющиеся острой характерностью наблюдений. Стоит отметить, что «веселый» Пушкин 1820-х годов, хотя и ссыльный, но увенчанный славой и популярностью, отличается от Пушкина 1830-х, подвергаемого злорадным упрекам в потере читательского интереса, уже вступившего в тот круг, где разыгралась трагедия его гибели. Свидетельства о безусловном сходстве портрета вполне авторитетны. В. А. Тропинин: Исследования, материалы. В 1798 году Тропинин тайком стал посещать бесплатные занятия в Академии художеств. Описание картины лишний раз доказывает, что ему это удалось.
Ни один художник, ни один скульптор, ни один гравер этой эпохи не обнаружил той широты и глубины охвата явлений действительности, какие свойственны Пушкину ни один из них не показал современной ему русской жизни с такой полнотой, с какой это сделал Пушкин. Халат олицетворяет не праздную негу, а свободу человеческого выбора. Но это не классик и романтик, как в портрете Кипренского, а скорее автор «Бориса Годунова» и «Арапа Петра Великого», «Графа Нулина» и деревенских глав «Евгения Онегина». Портреты сына, Булакова, Пушкина – великолепные достижения художника в этом направлении. VIII, с. 65-66).
Пушкин заказал этот портрет для своего друга С. Соболевского. Кудри его приглажены, но отдельные прядки уже приподнялись, готовые опять завиться. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. И вот в старости ему удалось вновь увидеть свою работу.
Картина написана в 1823 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Большинство художников того времени предпочитало рисовать «парадно-выходные» портреты в мундирах, бывший крепостной противопоставлял им мягкие складки халатов.
Нет той веселости, которую я помню в лице Вашем. Однако до возвращения Пушкина из ссылки так и не было сделано ни одного портрета. На наброске черты лица носят печать того «арапского безобразия», которое отмечал у себя сам Пушкин. По коротко остриженным ногтям можно определить принадлежность девушки к профессии. Картина сильно пострадала. Пусть исследует художник движения собственной души в те минуты, когда он одушевлял полотно.
С особенной любовью Тропинин работал над портретами украинских крестьян (имение графа Моркова находилось на Подолье, неподалеку от Винницы), стариков нищих с изрезанными морщинами лицами, обаятельных в своей душевной чистоте девушек-мастериц: золотошвеек, прях, кружевниц. Один, основной из них, является наброском общей композиции портрета.
На большом портрете лицо сделано значительно «благообразнее» и от «арапских» черт сохранилось только кое-что в губах. Картина «Портрет Арсения Тропинина, сына художника» написан около 1818 года, его можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Его уважали лучшие ученики: Кипренский, Варнек, Скотников. В 1804 году появляется на выставке его произведение «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке». Г. Равич», 1823 автопортрет, около 1824 все три — там же). Великий поэт хотел подарить этот портрет своему другу С. А. Соболевскому.
Ф. Глинка, например, отмечая безупречную выстроенность портрета, тем не менее писал А. С. У него тихий, задумчивый взгляд, грустная складка губ. В 1950 г. правнучка С. М. Смесь сосредоточенной строгости с чуть заметным налетом тревожности не просто придает образу портрета психологическую глубину, но и допускает возможность странного временного сдвига при восприятии портрета, когда становится возможным отождествление запечатленного в потоке времени облика поэта с вневременным понятием «Пушкин». М., 1976.
В самом Брюллове художник сумел разглядеть черты душевной теплоты, увидел не тем горделивым и несколько надменным создателем «Последнего дня Помпеи», каким он обычно изображался на многочисленных портретах. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Заказ на создание портрета русского поэта последовал в 1827 году от А. Дельвига. «Незримый рой гостей» в рисунке Кузьмина – образы «Маленьких трагедий».
Отмечаемое современниками внешнее сходство портрета, созданного в том же 1827 году, обусловлено поразительным постижением внутреннего мира поэта. Тогда же, вероятно, по первому впечатлению и был написан маленький этюд. В расписанной им церкви, в 1807 году Тропинина обвенчали с Анной Ивановной Катиной. Всё на мгновение застыло, когда девушка взглянула на вошедшего, даже булавка в её руке. Позднее колорит живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное — вкрадчиво нарастает чисто романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом которой кажется герой портрета («Булаков», 1823 «К.
Рука, которую поэт сжал в кулак, гораздо пафосней всех поднятых сабель и револьверов. Тут он оживился, глаза заблестели он преобразился весь.
Тропинин не раз обращался к жанровому типажному портрету («Гитарист», 1823, там же «Золотошвейка», 1825, Художественный музей Республики Коми, Сыктывкар), обычно повторяя такого рода композиции в нескольких вариантах (как и свои автопортреты). Отказавшись от профессорства, русский художник возвращается в Москву. Это самый удачный образ из серии картин Тропинина «трудовых девушек».
Литература: Амшинская А. М. В. Здесь надо сказать, что Тропинин прожил долгую жизнь, около 80 лет. Брюллов изображен на фоне эффектной панорамы, завершаемой подножием Везувия. В 1831 г. он погиб во время эпидемии холеры. В том же 1827 году Н. А. Полевой в журнале «Московский телеграф» писал: «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог абсолютно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Второй сделан на обороте первого.
В 1798-1804 учился в петербургской Академии художеств, где сблизился с О. А. Кипренским и А. Г. Варнеком (последний тоже стал впоследствии видным мастером русского романтизма). И пусть портрет имеет некую небрежность, в нем вы увидите не «солнце русской поэзии», а обычного человека, со всеми его достоинствами и пороками. Кузьмин изображает Пушкина много и всегда интересно, точно, содержательно.
Был ли в те годы знаком с самим поэтом. Большой портрет, во всяком случае менее документален, чем этюд.
Тропинин очень любил «жанровый портрет». На деле же все получилось иначе. Орест Кипренский признавался А. С. Пушкин в свою очередь поверял художнику свои взгляды на поэта и природу творчества.
Портрет, написанный Кипренским, дает образ Пушкина — великого русского поэта. Благодаря этой картине и ещё двум работам Тропинин попал в Академию художеств. После его смерти он был у В. Жуковского, И. Тургеневу, который завещал его Л. Толстому. Иван Иванович Пущин оставил подробные и очень живые воспоминание о своем посещение Пушкина в Михайловском 11 января 1825 г. Картина иллюстрирует следующую сцену: «Я привез Пушкину в подарок «Горе от ума» он был очень доволен этою тогда рукописною комедией, до того ему во все почти незнакомую. Уезжая заграницу в1828 году, Сергей Соболевский оставил нахранение Елагиной тропининский оригинал портрета Пушкина. Поэт сидит, его поза естественна и непринужденна.
Скульптурным ассоциациям способствует темный бронзово-оливковый колорит и мягкое золотистое мерцание фона, оттеняющее словно прочеканенный силуэт не говоря уже о рифмовке со статуэткой музы (лира в ее руках – атрибут Эрато, музы лирической поэзии). Поэт как бы прислушивается к внутреннему голосу: «. Но и Пушкина, который мечтал увидеть «народ неугнетенный и рабство падшее», не могла не волновать необычная судьба художника-крепостного.
Все это пытался показать зрителю, создавая портрет Пушкина, Тропинин. Сюжет картины подсказан стихотворением Пушкина «К морю» (1824). Остальные прижизненные изображения Пушкина прежде всего несут на себе печать своей эпохи. Серова обычно связываются с Болдином.
Портрет принадлежит к серии «детских» портретов русского художника. В. А Серов (1865-1911), один из крупнейших русских портретистов, отличался талантом особого лирического обаяния. Большинство художников того времени предпочитало рисовать «парадно-выходные» портреты в мундирах, бывший крепостной противопоставлял им мягкие складки халатов. До 1812 года Тропинин выполнял обязанности лакея, кондитера и крепостного живописца. Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев.
К 1825 году относится восстание декабристов, подготовлявшееся в течение ряда лет. Кипренский «изобразил Пушкина каким-то денди, а не поэтом», - заметил Тарас Шевченко в своей повести Художник. ТРОПИНИН — Василий Андреевич, российский художник. «Коклюшка – точёная палочка, с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой на другом, для намотки ниток и плетенья поясков и кружев».
Хоть Пушкин позировать не любил, желанию друга подчинился беспрекословно. Когда же был организован музей А. С. Фигура Пушкина написана Репиным, пейзаж – знаменитым маринистом Иваном Константиновичем Айвазовским (1817 – 1900). Тщательная отделка деталей, строгая гармония целого создают ощущение торжественной тишины. В ранних вещах художника красочная гамма построена на нежных переходах легчайших оттенков.
Пушкина. Этот портрет запечатлел наиболее светского Пушкина. Пушкин подарил большой портрет Соболевскому, набросок же хранился в семье Тропинина. Тропинин мастерски использует цветовые переходы.
Ужели это следствие печалей жизни. Тропинин перенес это качество и на портрет, сочетая его с вдохновенным взглядом. И действительно, «истинное понятие» об облике Пушкина мы имеем не на основе одного портрета, а двух. Отъезжая за границу, он очень хотел иметь портрет Пушкина «как он есть, в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки». Но и здесь перед нами образы, проникнутые глубокой человечностью. Родился в семье крепостных.
Во время эпохи синтементализма люди научились любить душу человека. К примеру, белоснежный платок оттеняет лицо, а светотень в заднем левом углу делает фигуру объемной. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словеснице.
Весной 1827 года, Пушкина портретировал В. Тропинин. Воронцовой. Леберехта», Тропинин получил звание академика. Портрет был заказан самим поэтом для своего приятеля С. А. Соболевского, которому, по свидетельству современника «хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще». Считается, что именно этому предмету посвящено стихотворение Храни меня, мой талисман.
Лишь в 1823 был окончательно освобожден от крепостной зависимости. Изящная фигура написана в фас, лицо поэта обращено слегка направо, в ту сторону, где в глубине, за креслом, стоит бронзовая статуэтка Гения с кифарой в руках. Обращаясь к жанровому, «безымянному» образу (Гитарист, 1823, там же и многие другие), он обычно, закрепляя успех, повторяет композицию в нескольких вариантах. Художник, однако, не сразу перешел от портретного этюда к самому портрету, а сделал еще ряд подготовительных рисунков из которых сохранились только два. Многократно варьирует он и свои автопортреты.
Взгляд Пушкина вдохновленно устремлён вдаль. Поздние произведения Тропинина (например, «Слуга со штофом, считающий деньги», 1850-е гг., там же) свидетельствуют об угасании колористического мастерства, однако по-прежнему привлекают своей жанровой наблюдательностью, предвосхищающей страстный интерес к бытописанию, свойственный русской живописи 1860-х гг. Рисунок очень «пушкинский» по стилю: художник выработал свой стиль идя от рисунков Пушкина, от его графической манеры. Таковы, к примеру, «халатные портреты», с моделями, подчеркнуто облаченными, подобно Равичу, в непарадное платье.
Творческое начало в Пушкине подчеркивают белые листы рукописи на столе. Картина «Портрет Булахова» написана в 1823 году, хранится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Уже оба изображенных старика, по сути дела, могут быть отнесены к этому типу произведений. Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще и он просил Тропинина «нарисовать ему Пушкина в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки».
Шереметева – и писался этот знаменитый портрет. Замечательно выполнен натюрморт, уточняющий производственный фон портрета. На готовый портрет поэт ответил известным откликом-экспромтом. Кроме того, пестрая игра цвета требовалась, чтобы уравновесить светлеющую на черном кисть руки, восхитительно написанную, прямо отсылающую к пушкинской строке о «красе ногтей».
Композиция – поза. Одни и те же реальные лица вдохновляли Пушкина и изображены на портретах Кипренского.
В 1804 году граф Морков отзывает Тропинина из Петербурга на Украину, в село Кукавка Подольской губернии, дав отказ на ходатайства освободить Тропинина (о чём просил даже президент Академии). На правой руке поэта, лежащей на бумагах, видны два перстня. В нем действительно так много «детски кроткого, мягкого и нежного». Сеансы для большого портрета происходили в мастерской Тропинина, на Ленивке. Мастера сразу высоко оценили работу Тропинина, с неё сделали несколько копий.
Киреевскому. На светлом желто-зеленом фоне рисуется изображение поэта, одетого в строгий сюртук с перекинутым через плечо клетчатым красно-зеленым шотландским пледом (некоторые исследователи называют его плащом). Был крепостным сначала графа А. С. Миниха, затем И. И. Моркова. В 1821 году он с семейством графа снова в Москве.
Тропинин охотно взялся за работу. Но уже здесь видна, как и в остальных «детских» работах, стилистика эпохи Просвещения. По описанию современников, Пушкин мало занимался своей внешностью На портрете- наброске волосы действительно несколько растрепаны, тогда как на большом портрете они приглажены. Пушкин написан совсем по домашнему, образ его наделён теплотой.
Один из основоположников романтизма в живописи России. Один из которых – подарок Е. К. Автопортреты исполнены высокой поэзии, трагичны и одновременно не лишены самоиронии. Пушкина имел успех, хотя и вызывал споры. Ранние работы Тропинина написаны в соответствии с «доромантической» стилистикой.
Весь склад дарования Тропинина как нельзя более подходил для решения поставленной перед ним задачи. С годами роль духовной атмосферы, «ауры» образа – выраженной фоном, значимыми деталями, – лишь возрастает. Популярность Тропинина как портретиста начинает расти. Но Соколов не только сглаживает характерные черты лица, а предает ему миловидность, делает губы «сердечком», утончает черты. Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и др.
Работа эта произвела чрезвычайно благоприятное впечатление на посетителей выставки. Художник уловил неповторимый цвет глаз, светлых (современники говорили даже о голубых глазах Пушкина), но могущих быть и холодного и золотистого теплого оттенка. Раннее творчествоРанние портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные портреты графов Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба — в Третьяковской галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель является в них безусловным и стабильным центром образа. Этот дом и пришлось восстанавливать Тропинину.
Конечно, Кипренский показывает живого, реального Пушкина, но и его костюм и его поза, Тропинин, напротив, пишет Пушкина таким, «как он есть»: «в домашнем халате, растрепанным». Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, водружена на листы рукописи. Великий поэт сидел перед Тропининым и художник не мог не передать этого в портрете. Пушкин по самой натуре своей был существом любящим, симпатичным, готовым от полноты сердца протянуть руку каждому, кто казался ему «человеком».
Портрет Пушкина является самым известным его творением. В портрете Тропинина А. С. Происходят серьезнейшие сдвиги в идейной жизни передовых слоев русского общества. Халат в данном случае не «товарищ неги праздной», а свободная одежда свободного человека.
Пушкин на портрете Кипренского очень спокоен. При этом романтизм художника, не возносясь в эмпиреи, обычно остается камерным и умиротворенно-«домашним» — даже там, где очевиден намек на сильное чувство, эротический мотив («Женщина в окне», чей образ был навеян поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша», 1841, там же). Таким себя Пушкин мог и не увидеть в зеркале, это был тот ореол поэтического воодушевления («лесть», по терминологии поэта), который открылся проницательному художнику.
Скрещенные на груди руки – любимая поза поэта -подчеркивает его замкнутость в себе, сосредоточенность. Но только в 1823 году, в возрасте сорока семи лет, художник получает освобождение от крепостной зависимости. Его молоденькая дочь Софья вышла замуж. В том же году Тропинин избирается академией в «назначенные а в следующем – академиком. Халат олицетворяет не праздную негу, а свободу человеческого выбора. Искренняя задушевность присуща другой, более поздней работе — «Слуга со штофом».
Настроение этого портрета близка «Элегии», созданной Болдинской осенью 1830 года. Народный артист СССР В. С. Но за несколько месяцев появилось несколько портретов и все с натуры. Внизу веден фрагмент тонких кружев.
Из-под халата выглядывает белая рубаха, а шейный платок повязан свободно. Он говорил, что в повседневной жизни поэт ничем не отличается от других людей. Это состояние, о котором говорил он в Х и ХI строфах стихотворения «Осень». Тропинин продолжает и линию типажного портрета, в частности в знаменитой Кружевнице (1823, там же), подкупающей своим сентиментально-поэтичным обликом.
(Имеется в виду снятая с него гравюра). Художник избегает всяких внешних выигрышных примеров: эффектного жеста, ракурса, поворота. Первое впечатление от портрета – впечатление предельной завершенности. Пушкина) заявляли, что никакого сходства нет. Погодину, опубликованного лишь в 1952 году, очевидно, что «портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с различными фарсами (стоил он ему 350 рублей)».
В это время Тропинин больше не прислуживает, а всё больше занимается живописью. Известный оперный певец Пётр Александрович Булахов был хорошим другом Тропинина. Художник изобразил Пушкина в Болдине осенью 1830 года.