В 60-е годы Пикассо полностью отдает всего себя созданию женских портретов. Портретный ансамбль, на котором были изображены обнаженные красавицы, был встречен большим потоком критики, но Пабло Пикассо продолжил развитие найденного направления. Это прежде всего «Портрет Ольги в кресле», «Купальщицы», «Женщины, бегущие по пляжу», «Детский портрет Поля Пикассо». Это портрет молодой любовницы Пикассо – Марии-Терезы Вальтер.
В 1947 году Пикассо увлекся ремеслом и своими руками на фабрике выполнял декоративные тарелки, блюда, кувшины, статуэтки, но вскоре это увлечение ему надоело и он перешел к портретам. Пикассо состоял в отношениях с Дорой Маар 10 лет и в течение этого времени нарисовал множество ее портретов. Пикассо снова женится в 1958 году, его избранницей становится Жаклин Рок, которая в два раза младше него, для жены он написал более 400 портретов. Этот очень яркий и красочный портрет Доры Маар написан Пикассо в самый разгар их отношений в Париже 12 января 1938 года.
Перед отъездом Пикассо написал автопортрет. Когда кто-то прокомментировал, что Стайн не похожа на портрете, Пикассо ответил: «Она будет».
По Делакруа» (1955) «Менины. Достаточно взглянуть на такие полотна, как «Обнаженная женщина», «Танец с покрывалами», «Дриада», «Дружба», «Бюст моряка», «Автопортрет». Голубь изображенный на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже (1949), – наиболее действенное проявление политических убеждений художника. В годы испанской революции и войны Пабло Пикассо находится в Париже., на что тот ему ответил: Это сделали вы. Первые и очень ценные уроки ему преподнес отец, который тоже был художником.
В это время с пониманием художник относится к оступившимся, униженным судьбой и бедностью. В 1930—1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса («Лежащая женщина», 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма («Мужчина с букетом», 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создаёт их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса— «Конструкция», 1931). Он не выносил бездарных людей так же, как талантливых. Так и произошло. Он был первым ребенком дона Хосе Руиса Бласко (1838-1913) и Марии Пикассо Лопес. Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе увлечённый проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия.
Пикассо познакомился сней в1904 году, после того как поселился в Париже.
Произведения, созданные в 1945-1955, очень среднеземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят свое выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо (Радость жизни). С самого детства, как и все испанцы, Пикассо ходил смотреть тавромахию (бой быков). В 1937 году симпатии Пикассо— на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Фрнко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолётов над позициями франкистов). Она была на 40 лет моложе его.
По словам матери, его первыми словами были «piz, piz», сокращение от «lpiz», что в переводе с испанского означает «карандаш». Всегда и во всем он должен был быть единственным. Это был серьёзный удар для Пикассо. В 1947 году художник переезжает на юг Франции, в город Валлорис. Спасти Паблито не удалось. Его похоронили в той же могиле на кладбище в Канне, где покоится прах Ольги. 6 июня 1975 года от цирроза печени умер 54-летний Поль Пикассо. Его двое детей – Марина и Бернар, последняя жена Пабло Пикассо Жаклини еще трое внебрачных детей – Майя (дочь Мари-Терез Вальтер), Клод и Палома (дети Франсуазы Жило) – были признаны наследниками художника. Начались долгие баталии за наследствоМарина Пикассо, унаследовавшая знаменитый особняк деда «Резиденция короля» в Канне, живет там со взрослыми дочерью и сыном и тремя усыновленными детьми-вьетнамцами. Она не делает между ними никакого различия и уже составила завещание, по которомувсе ее огромное состояние после кончины будет поделено на пять равных частей. Марина создала носящий ее имя фонд, который построил в пригороде Хошиминадеревушку из 24 домов для 360 вьетнамских сирот. На все претензии художник ответил в одном из своих интервью: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано».
Он написал несколько произведений на тему бродячего цирка, которым был увлечен. «Портрет Амбруаза Воллара» (владельца галереи, коллекционера) выполнен в формах аналитического кубизма. Если следовать хронологии, то период, когда художник был близок к сюрреализму, выпадает на 1925-1932 годы.
«Голубой период» Пикассо (1901-1904) характеризуется мрачными картинами, представленными в оттенках синего и сине-зелёного, которые лишь изредка согреты другими цветами. Пикассо считал – «кто грустен, тот искренен». Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. Согласно устным высказываниям Блока, он заплатил 15 000. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959—1968).
Первое, что он воскликнул, когда Пикассо привел ее в гости: «Дорогая, если бы я рисовал ваш портрет, волосы были бы зелеными». Талант и тяга к рисованию у мальчика проявились с самого раннего детства. Очень скоро родился знаменитый образ «женщины-цветка» — именно так художник видел свою новую музу. Яркий, выразительный образ корриды в будущем не раз появлялся в его произведениях, как и в произведениях других всемирно известных испанцев – Гойи, Хемингуэя. Гений Пикассо обнаружил себя рано: в возрасте 10 лет он написал свои первые картины, а в 15 блестяще сдал приемный экзамен в барселонскую Школу Изящных Искусств (за день нарисовав обнаженного натурщика это было задание, на которое отводился месяц).
О Пабло Пикассо слышали все. Он стал одним из ведущих дилеров французского искусства XX века. По мнению искусствоведов, картина открывает «голубой период» творческой деятельности Пикассо, наполненного драматическими событиями в его жизни. В 1947 году ведущие коллекционеры из Чикаго Ли и Мери Блок покупают портрет у Пьера Колле. Некоторые из них (Коза, 1950 Обезьяна с малышом, 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа.
Разделение творчества есть не что иное, как желание разложить по полочкам и втиснуть его в определенные (стилистические, временные) рамки. После этого картина не показывалась на публику около 40 лет. Ныне там располагается музей и фонд имени П. Пикассо. Говорят, что он назван так в честь нескольких святых и родственников.
На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, создавало монстров, неких разорванных на части существ, раздутых до абсурда и бесформенных или воплощающих агрессивно-эротические образы. Гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия и Аристофану свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты— клоуны, танцовщики и акробаты картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905). Именно трагедия Герники стала темой грандиозного панно для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже, которое заказало Пикассо республиканское правительство.
Однажды нацистский офицер увидев фотографию Герники спросил у Пикассо: Это вы сделали. По Мане» (1960). Но и не более того. Оккупация не ослабила деятельности Пикассо: портреты, скульптуры (Человек с агнцем), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи (Натюрморт с бычьим черепом, 1942, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия). По Веласкесу (1957) Завтрак на траве.
Розовый цвет становится на два года главным в творчестве Пикассо. В Прадо размещены картины Диего Веласкеса, Франсиско Гойя и Франсиско Сурбарана. При крещении малышка получила имя Мария де ла Консепсьон. Ему было поручено сделать макет для огромной общественной скульптуры 50 футов (15 м) в высоту, которую должны были построить в Чикаго и обычно известную как Чикагский Пикассо. Известную во всем мире «Девочку на шаре» относят к переходному времени. Художник использует кубистические приемы до 1923 года («Женщины, бегущие по берегу»). Один из признанных шедевров «розового» периода – «Семейство комедиантов» (на фото выше).
Голубь, который стал символом движения за мир (изображен на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже), – наиболее действенное проявление политических убеждений художника. Картины, ознаменовавшие начало нового периода, впервые были выставлены в конце зимы 1905 году в галерее Серюрье – это «Сидящая обнаженная» и «Актер». Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950). Тема быков возникла в творчестве Пикассо во время двух поездок в Испанию: образ Минотавра возникает в красивой серии гравюр исполненных в 1935 году («Минотавромахия»). Пришедший к власти Франко отменил ее.
А. С. Пушкина Семейство комедиантов, Вашингтон, Национальная галерея). По Делакруа» (1955) «Менины. Голубой период. Не только фактически, но и символически гитара заполняет все пространство вокруг старика, который, кажется, не обращая внимания на слепоту и бедность, полностью отдался музыке. Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность («Рыбная ловля ночью на Антибах», 1939), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов («Майя и её кукла», 1938).
Богемный круг Парижа буквально раскололся на два лагеря: «за» и «против». Она также не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры («Человек с агнцем»), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи («Натюрморт с бычьим черепом», 1942). Именно так Пикассо не рисовал больше никого.
Это сгусток боли и страданий. К ранним работам относятся: «Горшок, бокал и книга», «Купание», «Букет цветов в сером кувшине», «Хлеб и ваза с фруктами на столе» и т. д. В полотнах четко прослеживается, как меняется стиль художника и приобретает все более абстрактные черты к концу периода (1918-1919 годы). Ей была уготована роль любовницы, а в 1930 году художник купил замок в Нормандии, который для нее стал домом, а для него – мастерской. Все отметили его свежесть, признали, что его следование образцам импрессионизма вполне профессионально. В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт»1920. Фамилию Пабло решил взять материнскую, посчитав отцовскую слишком простой.
Портрет был приобретен И. А. Морозовым в 1913 году у самого Воллара. Женитьба Пикассо на балерине Ольге Хохловой, успех художника в обществе – все это объясняет этот возврат к фигуративности, при этом Пикассо продолжает писать и кубистические натюрморты. Наряду с циклом великанш и купальщиц, многочисленные портреты жены и сына Поля являют собой одни из самых пленительных произведений, написанных художником. Контакты с сюрреализмом. Примириться с этим было невозможно и борьба с Пикассо шла по разным направлениям. Никто из критиков не смог дать удовлетворительного объяснения этим странным, дерзким композициям, даже если это были действительно превосходные картины (Менины, 17 августа 1957, Барселона, музей Пикассо). Начало оживления жизни. К тому же, его картины не покупали.
Как правило, все картины этого периода художник выполнял в сине-зеленых оттенках. Коричневый цвет выходит за рамки общей цветовой гаммы картины. В конечном счете его знают по самому первому и последнему. Картина «Бойня» – последнее трагическое произведение Пикассо. Осенью 1944 года он вступает в коммунистическую партию. Краски на полотнах художника оживляются, появляются розовые и золотистые тона. Оба часто спорили.
А полнозвучие земных красок заменил строгой гаммой черного, серого и белого. К 1905 году Пикассо стал фаворитом американских коллекционеров Лео и Гертруды Стайн. Это довольно большая картина по размеру – ширина и высота ее более 2 метров. Этот период начался или в Испании в начале 1901 года или в Париже во второй половине года.
Звали его Хосе Руис. Образы «Герники» напоминают вневременные фантомы, галлюцинации. В 1902 года он вновь вернется в Барселону, однако остаться в ней так и не сможет. По замыслу автора, зритель сам должен проделать определенную аналитическую работу по воссозданию образа музыкального инструмента. Среди самых красивых ранних натюрмортов художника – небольшая овальная картина «Музыкальные инструменты». К раннему периоду его творчества относятся картины, написанные в 1986 году: «Автопортрет» Пикассо, «Первое причастие» (на ней изображена сестра художника Лола), «Портрет матери» (на фото ниже). Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к Метаморфозам Овидия (1930) и Аристофану (1934) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения.
Ключевыми в этот период для мастера стали такие слова, как одиночество, страх, вина, боль. В то время он развивал новые образы и формальный синтаксис для эмоционального выражения себя, «выпуская насилие, психические страхи и эротизм, которые в значительной степени подавлялись или сублимировались в нём с 1909 года», – пишет историк искусства Мелисса Маккуиллан. Произведения периода сюрреализма: «Танец», «Женщина в кресле» (на фотографии ниже), «Купальщица», «Обнаженная на пляже», «Сон» и т. д. После того как отгремели войны и мир пришел в относительное равновесие, восстанавливая все, что было разрушено, творчество Пикассо тоже обрело более счастливые и яркие краски.
На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ (Сидящая купальщица, 1929, Нью-Йорк, Музей современного искусства), орущих (Женщина в кресле, 1929, Париж, музей Пикассо), раздутых до абсурда и бесформенных (Купальщица, рисунок, 1927, частное собрание) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы (Фигуры на берегу моря, 1931, Париж, музей Пикассо). А он творил более 70 лет. В том же году, в возрасте 14 лет, он написал «Портрет тёти Пепы», энергичное и драматическое изображение, которое Хуан-Эдуардо Сирлот назвал «без сомнения, одним из величайших во всей истории испанской живописи». В «розовых» работах Пикассо чаще изображает не просто одного или двух людей, а целые семьи, людей, связанных не только кровными, но и духовными узами. Кубизм.
С осени 1901 года он написал несколько посмертных портретов Касагемаса, которые завершились мрачной аллегорической картиной La Vie («Жизнь») (1903), в настоящее время представлена в Музее искусств Кливленда. Свой редкий талант Пабло проявил в нежном возрасте 10 лет, когда он закончил свою первую картину под названием «Желтый пикадор», на которой изображен человек верхом на лошади во время корриды. В тот же период, когда Пикассо сотрудничал с труппой Дягилева, он и Игорь Стравинский работали над балетом «Пульчинелла» в 1920 году.
Контакты с сюрреализмом. Художник изобразил Фернанду на многих картинах розового периода. ВПариже Пабло Пикассо обитает вбедном квартале наМонмартре, вобщежитии, где селились начинающие художники игде Фернанда Оливье иногда позируетим. Кубизм. «Розовый период» (1904 – 1906) характеризуется более веселым стилем, оранжевыми и розовыми цветами и изображением циркачей, акробатов и арлекинов известных во Франции как «saltimbanques». В центре его треугольник, вершиной которого является светильник.
Вот Мария-Тереза открывает своим ключом домик художника (ключ всегда прописывался достаточно четко) играет с мячом на пляже, забавляется с друзьями. В настоящий момент картина хранится в Музее современного искусства города Нью-Йорка. Пикассо и молодая художница Франсуаза Жило познакомились в 1943 году.
В 1907 году Пикассо создает большое панно «Авиньонские девицы», персонажи которого, девицы публичного дома в барселонском квартале Авиньон, предстают бесполыми существами, некими устрашающими идолами. непосредственно перед «голубым периодом»), а 1904 год можно считать переходом между двумя периодами. Этот образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период в творчестве Пикассо, но в то же время определяет главную тему картины Герника, самого знаменитого его произведения, которое он пишет через несколько недель после разрушения немецкой авиацией маленького городка басков и которое знаменует начало его политической деятельности (Мадрид, Прадо до 1981 картина находилась в Нью-Йорке, в Музее современного искусства). Марк Шагал как-то сказал, что Пикассо меняет стиль чаще, чем носки.
Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, так как сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932 года, вдохновляла его на откровенную чувственность («Зеркало», 1932). Договор с Канвейлером положил конец его изгнанию из Франции. Особенно важны в тот период скульптуры (Беременная женщина, 1950).
В жизни Пабло появляется модель Фернанда Ольвье, которая стала его вдохновителем. Сюжеты для керамики самые простые и незамысловатые — женщины, птицы, лица, сказочные персонажи Керамике Пикассо даже посвящена книга «Керамика Пикассо»И. Она была не только его другом, но и покровителем, покупая его картины за небольшие деньги. В произведении сочетаются разные стилистические манеры: розовые фигуры персонажей геометризированы, лики отдельных из них написаны в штриховой манере имитирующей приемы африканских скульпторов. Наказания удалось избежать исключительно благодаря влиятельным друзьям.
В творчестве Пикассо этот этап длился относительно долго – с 1904 г. (осень) до окончания 1906-го – и был не совсем однородным. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1923 года (Женщины, бегущие по берегу, 1922, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Произведения, созданные в 1945—1955 годах, очень средиземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят своё выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»). Именно он стал одним из первых щедрых покупателей Пикассо и помог ему выбраться из нищеты.
Это последняя работа Пикассо в серии работ, нарисованных в знак протеста. Тот же круг образов, начиная с 1905 года, приобретает у него иную окраску. Оба имели сына Пауло, который вырос распущенным мотогонщиком, а позже стал шофёром отца. В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. По Мане (1960). В частности, картина Алжирские женщины, Version O, ушла за 32 млн.
Пабло Пикассо – не просто один из самых известных художников XX столетия. Он часами заставлял своих покупателей ждать в приемной и, пока чинный дворецкий утверждал, что «мсье очень занят», сам наотрез отказывался вылезать из кровати. Все они демонстрируют зрителю красоту и редкую для картин художника безмятежность. Оба оставались вместе до конца жизни Пикассо.
На данный момент за работы Пикассо должен был взяться арт-дилер Леон Розенберг. В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. Но, пожалуй, самым ярким образцом африканского этапа творчества Пикассо является картина «Авиньонские девицы» (на фото выше), над которой мастер трудился около года. В 1946 году первым обладателем портрета «Доры Маар с кошкой» стает влиятельный парижский дилер Пьер Колле. Появляется «кубистическая тайнопись» : зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, кабачков. В 1904 он снова приезжает в Париж, чтобы обосноваться тамокончательно. Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки («Фабрика в Орта-де-Эбро», 1909), увеличивает и ломает объёмы («Портрет Фернанды Оливье», 1909), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твёрдым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины («Портрет Канвейлера», 1910).
Это не просто обычная картина, а еще и сильное политическое заявление. Это полотно было создано в Мадриде и используемый искаженный стиль напоминает Эль Греко. Тем не менее, на первой выставке группы сюрреалистов в 1925 году Пикассо выставил работы в стиле кубизм понятие «психический автоматизм в его чистом виде», установленное в Manifeste du surralisme («Манифест сюрреализма»), никогда полностью его не интересовало. Он настолько разный в каждый следующий период, что кажется, что это писали разные люди. Никогда ещё женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточённостью увенчанные нелепыми шляпами, лица изображённые в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассечённые потом тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы («Утренняя серенада», 1942).
Пожалуй, еще ни один женский образ не был так изуродован, как в серии «Плачущая женщина», где отвращение к Доре и к войне слились воедино. Ивану Морозову она продала картину за 13 тысяч франков. Аполлинер и Жакоб были очень хорошими друзьями Пикассо в течение 1910-х годов. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ («Сидящая купальщица», 1929), орущих («Женщина в кресле», 1929), раздутых до абсурда и бесформенных («Купальщица», рисунок, 1927) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы («Фигуры на берегу моря», 1931).
Здесь изображен изогнутый слепой человек, который держит большую коричневую гитару. Творческая биография Пабло Пикассо по-настоящему экстремальна. Пикассо оставался в Париже в период немецкой оккупации с 1940 по 1944 год. Большая часть работ была сожжена, чтобы обогреть маленькую комнату.
Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неравны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956). После освобождения. С одной стороны— коммунист, прогрессивный деятель, борец за мир и трогать его было опасно с другой Дело не в том, что, с их точки зрения, он был «буржуазный формалист», с этим еще можно было примириться, главное— он был великий мастер и при сопоставлении с его работами все великие достижения советского искусства меркли и отбрасывались на столетие назад. По Веласкесу» (1957) «Завтрак на траве.
Светлые и тёмные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. «Герника» – пророческая картина, но в ней есть не только предчувствие страшных катастроф, но и светоч веры. В итоге Лео Стайн переехал в Италию. Юный художник благополучно рос в городе, который со временем считал настоящим домом.
Родился в городе Малага в автономной области Андалузия в Испании. Самые известные работы периода: «Ольга Хохлова» (на фотографии выше), «Пьеро», «Натюрморт с кувшином и яблоками», «Спящие крестьяне», «Мать и ребенок», «Женщины, бегущие по пляжу», «Три грации». Пабло Руис и Пикассо, также известный как Пабло Пикассо (25 октября 1881 – 8 апреля 1973), был испанским художником, скульптором, гравёром, керамиком, театральным художником, поэтом и драматургом, который провел большую часть своей жизни во Франции. Осенью 1947 Пикассо начинает работать на фабрике Мадура в Валлорисе увлеченный проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных (Кентавр, 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Он воспользовался возможностью, чтобы сделать несколько рисунков композитора.
В 14 лет он поступил в школу изящных искусств Ла Лонха в Барселоне. По Курбе» (1950) «Алжирские женщины. Стили французских художников-импрессионистов, особенно Дега и Тулуз-Лотрека оказали сильное влияние на формирование творческой манеры Пикассо в этот период. В музыкальных натюрмортах Пикассо заметно влияние Поля Сезанна. Произведения, созданные в 1945-1953 годах, среднеземноморские по духу, характерны своей атмосферой идиллии и возвращением античных настроений.
В 1901 году была также написана картина «Любительница абсента». Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря.
«Нет, — ответил художник, — это сделали вы. Они возобновили свою дружбу, но Пикассо стал часто посещать новые социальные круги. Синяя Комната Пикассо (1901, Собрание Филипса, Вашингтон) отражает влияние этих художников и одновременно показывает эволюцию творчества Пикассо в голубой период, который назван так, поскольку различные оттенки голубого и синего доминировали в его работах в течение последующих нескольких лет. Первый выпуск был опубликован 31 марта 1901 года, когда художник начал подписывать свои работы «Пикассо» прежде он подписывал их «Пабло Руис и Пикассо».
Пабло Руис Пикассо (Picasso Pablo) испанский художник и скульптор, с 1904 года проживавший во Франции. Его семья была среднего класса. Поутрам они воровали круассаны имолоко.
После эпикурейского изящества 1920-х годов (Танец, Лондон, галерея Тейт) в творчестве Пикассо появляется атмосфера конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить, отчасти, влиянием поэтов-сюрреалистов. Его предки были незначительными аристократами. Быстро взять Париж ему не удалось. Некоторые историки, однако, считают, что «Три музыканта» — это запоздалый ответ Пикассо Матиссу и его «Уроку фортепиано». Образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период в творчестве Пикассо, но в то же время определяет тему картины «Герника», самого знаменитого его произведения, которое он пишет вскоре после разрушения немецкой авиацией маленького городка басков. По Курбе (1950, Базель, Художественный музей) Алжирские женщины. В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имён возлюбленных, названий улиц, кабачков. В палитре мастера преобладают голубые оттенки. Образы на его картинах вновь стали чувственными и наполнились жизнью, яркостью в противовес персонажам «голубого» этапа творчества.
Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения (Портрет художника, в подражание Эль Греко, 1950, частное собрание) и элементы тавромахии (возможно, потому, что Пикассо был страстным поклонником популярного на юге Франции боя быков), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959-1968). Светлые и тёмные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. Затем семья перебралась в один из красивейших городов – Барселону. Там же Пабло в течение года проходил обучение в местной школе искусств. Учился рисовать Пикассо у своего отца, который был учителем рисования.
Немецкая оккупация не могла испугать Пикассо: он оставался в Париже с 1940 по 1944 год. Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неравны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956). Родился в Малаге 25 октября 1881 года. Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе увлечённый проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Название картины заключает в себе название серии, которая была завершена Пикассо в 1921 году в Фонтенбло недалеко от Парижа.
Ассоциирование зрителями творчества мастера с абстракционизмом абсолютно не устраивало Пикассо, ему был важен сам эмоциональный посыл картин их скрытый смысл. Пикассо, который досконально знал принципы изобразительных систем использовал в «Гернике» и элементы линейной перспективы и принятые в кубизме наложения прозрачных плоскостей и расчлененность объемов, которую любили сюрреалисты.
Многие картины измождённых матерей с детьми датируются «голубым периодом», во время которого Пикассо разделил своё время между Барселоной и Парижем. С творчеством импрессионистов Пабло познакомился позднее, после того как уехал в Париж. В 1956 году на французские экраны вышла документальная лента о художнике «Таинство Пикассо». Сложно сделать это, если не любишь. По Мане» (1960).
Это были времена крайней нищеты, холода и отчаяния. Наряду с другими пятьюдесятью полотнами испанского художника, приобретенными российским эмигрантом Сергеем Щукиным, картина хранится в Эрмитаже. Сюрреализм возродил тягу Пикассо к примитивизму и эротизму. «Все имеют право меняться, даже художники, »—острил сам Пикассо по этому поводу. После периода сезаннизма, завершившегося портретом Кловиса Саго (весна 1909, Гамбург, Кунстхалле), Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки, рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам художник считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины (Портрет Канвейлера, 1910, Художественный институт).
Пикассо отказался от оплаты в 100000, пожертвовав всю сумму жителям города. С 1926 года она хранится в Чикаго. В своей книге 1964 года «Жизнь с Пикассо» Жило описывает его жестокое обращение и бесчисленные измены, которые привели к тому, что она бросила его, забрав детей.
С ранних лет Пикассо показывал страсть и способности к рисованию. На момент начала Первой мировой войны (август 1914 года) Пикассо жил в Авиньоне.
В 1904году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Натурщица Фернанда Оливье была первой женщиной Пикассо (ейбыло18, ему 23года), с которой у него установились долгосрочные отношения (1904—1912).
Жили влюбленные внищете. Полотно имеет внушительные размеры – в высоту и ширину более двух метров. В свои законные права «голубой» период его творчества вступал постепенно, проявляя себя жесткими контурами фигур и утерей трехмерности изображения, уходом от классических законов художественной перспективы.
После потери Евы Гуель, у художника был роман с Габи Леспинасс. Правда этот переход в работе Пикассо обусловлен кубизмом и его пространственными отношениями, как пишет Маккуиллан «объединение ритуала и порыва в изображении напоминает примитивизм «Авиньонских девиц» и неуловимый психологический резонанс его символических работ». Переполненный отвращением к войне, художник написал гигантское обвинение фашизму: так родилась на свет «Герника» (Guernica), картина тираническая, пугающая и многословная. Не удостаивал вниманием равнодушных с той же миной, что и поклонников. Это был самый тяжелый период в жизни начинающего художника. «Авиньонские девицы» произвели сенсацию, картина положила начало многим экспериментам.
Среди наиболее известных его работ находятся картины в стиле протокубизм такие как «Авиньонские девицы» (1907), «Герника» (1937) и изображение бомбардировки Герники немецкими и итальянскими ВВС по приказу испанского националистического правительства во время Гражданской войны в Испании. Покорная, но не теряющая собственного достоинства, любящая, но не приклоняющаяся, Франсуаза открыла для художника по-настоящему счастливую жизнь. После эпикурейского изящества 1920-х («Танец») Пикассо создаёт атмосферу конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить отчасти влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935 и театральной пьесе, созданной во время войны.
На Родине создаются шедевры «голубого» периода: «Две сестры (Свидание)», «Старый еврей с мальчиком», «Трагедия» (фото полотна выше), «Жизнь», где еще раз возникает образ погибшего Касагемаса. На каждой картине под этим названием изображен Арлекин, Пьеро и монах. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Можете забрать на память». За два месяца Пикассо создаёт свою «Гернику»— громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Эта картина оказалась первой из произведений художника, которую приобрел музей. Канвейлер был немецким искусствоведом и коллекционером. В этом же номере впервые в Европе была опубликована копия картины Les Demoiselles («Авиньонские девицы»).
Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неровны по качеству (Мастерская в Каннах, 1956, Париж, музей Пикассо). Первая работа нового стиля – «Авиньонские девицы» – повергла в настоящий шок друзей художника. Произведения, созданные в 1945—1955 годах, очень средиземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят своё выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»).
Их отчасти удлиненные тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко. Стимулом к его развитию многие считают вопрос, возникший среди художников: «Зачем рисовать. » Достоверному изображению того, что видишь, в начале 20 века можно было научить практически любого, к тому же буквально на пятки наступала фотография, которая грозила целиком и полностью вытеснить все остальное. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959—1968). За такой резкий переход от кубизма к классицизму Пикассо многие критиковали.
Первая выставка работ произошла в Барселоне в июне 1989, в кафе Els Quatre Gats. Пикассо познакомился с Франсуазой в 1946 году. Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа.
Превысив все ожидания, портрет «Доры Маар с кошкой» ушел с молотка за 95, 216, 000. Два лета подряд Пикассо рисовал ее одну, почти всегда рядом с кабинкой для переодевания местом, где мог скрыть ее от посторонних глаз. В 1930-1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса (Лежащая женщина, 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма (Мужчина с букетом, 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (Пикассо создает их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса – Конструкция, 1931). Как часто это бывало раньше, все изменила женщина.
Кубизм развивается в совершенно ирреальные и сюрреалистические образы. Глядя на это панно, вспоминаются слова Поля Элюара: «Отчаяние раздувает огонь надежды». Несмотря на то, что Пикассо был крещеным католиком, позже он стал атеистом. В 1937 году симпатии Пикассо— на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Фрнко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолётов над позициями франкистов). По Делакруа (1955) Менины.
Тема быков возникла в творчестве Пикассо, вероятно, во время его двух поездок в Испанию в 1933 и 1934, причем облекаются они в достаточно литературные формы: образ Минотавра, который то и дело возникает в красивой серии гравюр исполненных в 1935 году (Минотавромахия). Руис убедил чиновников в Академии разрешить его сыну сдать вступительный экзамен. За два месяца Пикассо создаёт свою «Гернику»— громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже.
Пабло возвращается на родину, но сердце его в Париже. Любовь, видимо, была. Этой любви, самой чувственной в его жизни, он обязан созданием своих лучших шедевров, таких как «Обнаженная, зеленые листья и бюст» (Nu au Plateau de Sculpteur), «Сон» (Le Rve), «Чтение» (La Lecture).
В это же время он начинает работать с керамикой, создавая множество декоративных кувшинов, блюд, тарелок, статуэток (фото представлено выше). С 1992 года полотно хранится в музее Мадрида. Фиолетовое или мертвенно-серое рыдающее существо с длинными когтями и искаженным лицом объединяло в себе все национальные и личные страдания Парижа в период немецкой оккупации.
«Синяя Комната» Пикассо отражает влияние этих художников и показывает эволюцию творчества Пикассо в «голубой период», который назван так, поскольку различные оттенки голубого и синего доминировали в его работах в течение нескольких лет. Обучение Пикассо под руководством отца началось до 1890 года. Кроме того, эта работа способствовала тому, что Пикассо стал легендарной, всемирно известной личностью.
Именно так и случилось с Пабло Пикассо, произведения которого теперь известны всему миру. С последней картиной, на которой изображены ужасы войны, связана одна известная история. В начале июня панно, выставленное в Париже, получило мировую славу. Пикассо создал более чем 20 тысяч работ.
Именно в этом городе он увлекся керамикой. Панно вытянуто в длину и построено как триптих. Незадолго до смерти отличавшийся пророческим даромхудожник сказал: «Моя смерть станет кораблекрушением. Когда погибает большое судно, все, что находится вокруг него, затягивается в воронку». Пикассо словно расширяет параметры этого спора. «Герника» – это Апокалипсис XX века, в страшных сумерках которого высвечивается растерзанная лошадь, поверженный всадник, бык, мать с убитым ребенком и женщина, которая держит в руке светильник. Она венчала данный этап творческого пути художника и во многом определила судьбу искусства в целом.
Франсуаз Жилло на протяжении десяти лет была женой Пикассо и потом написала книгу «Жизнь с Пикассо». Осенью 1944 он публично заявляет о своем вступлении в коммунистическую партию, но не проникается ее идеями настолько, чтобы выражать их в своих крупных исторических произведениях. Пикассо нарисовал портрет Гертруды и её племянника Алана Стейна. Однако его сын стал заниматься искусством в ущерб классной работе. В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. Тогда были написаны: «Шут», «Сидящий арлекин», «Девочка с козлом» и др. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря.
Свою первую серьезную картину он написал в восемь лет – «Пикадор». Почти всю свою жизнь прожив во Франции, Пабло Пикассо всегда оставался испанцем. Жаклин Роке (1927-1986) работала в гончарной мастерской Madoura в Валлорис на Лазурном берегу, где Пикассо делал и расписывал керамические изделия. Работа Пикассо, помимо всего прочего, полна драматизма.
Кроме того, стоит отметить следующие работы Пабло Пикассо: «Женщина в рубашке», «Туалет», «Мальчик, ведущий лошадь», «Акробаты. В 1955 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. Самая ранняя картина Пабло Пикассо – Пикадора, которая была написана в 8 лет.
Тема абсента звучит во многих картинах. Герои—это бедные дети и матери, старики. Для художника же уметь распознать человека очень важно. Конечно, Пикассо это всячески отрицал. Стиль этот будет развиваться уже в Барселоне, когда художник возвратиться.
В этом же году Пикассо встречается с Жаклин Рок, которая в 1958 году станет его женой и вдохновит на серию статуарных портретов. В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт».
Их старший брат Майкл Стайн и его жена Сара также коллекционировали его работы. Это расставание художник переживал очень тяжело, что не могло не отразиться на творчестве. Однако же, ничего не продавал.
Летом 1912 года Пикассо создает серию изображений музыкальных инструментов. С 1904 года, когда Пикассо переезжает в Париж, где поселяется в бедняцком общежитии для художников, здесь и берет начало «розовый период». В 1956 году на французские экраны вышла документальная лента о художнике «Таинство Пикассо». Картина Бойня (1944-1945, Нью-Йорк, Музей современного искусства) – последнее трагическое произведение Пикассо. Вот таким образом он отказывал в визитах как конкурентам, так и друзьям.
Собственно кубистический период в творчестве Пикассо заканчивается вскоре после начала Первой мировой войны, разделившей его с Жоржем Браком. Пикассо создал серию картин АЛЖИРСКИЕ ЖЕНЩИНЫ по мотивам знаменитой картины Эжена Делакруа 1834 года. Пикассо было девятнадцать лет, когда он приехал в Париж в1900 году, чтобы посетить Всемирную выставку, где в Гран Пале, в разделе, посвященном испанскому искусству, была выставлена его большая картина «Последние мгновения» исполненная в академической манере.
Каретников, вышедшая в 1967 году. Позировала для картины (как и для целой серии других картин) Дора Маар, которая сама работала профессиональным художником. Мадрид хранил много других достопримечательностей. Идея подарить Франсуазе зеленые волосы принадлежала Матиссу. Это отразилось в портрете 1946 года: в четкости линий, композиции работы. Позже у Пикассо и Франсуазы родились двое детей — Палома и Клод.
Мать и сын», «Девочка с козлом». В 1925 начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. В настоящее время «Любительница абсента» хранится в Эрмитаже, попав туда из частной и весьма внушительной коллекции работ Пикассо (51 произведение) С. И. Щукина после революции. Можно смело утверждать, что именно с нее началось творчество Пабло Пикассо.
Там она знакомится сПикассо, становится его моделью иего девушкой. На момент поступления Пикассо было только 13 лет. Яркая театральная обстановка, костюмы, поведение, разнообразие типажей словно вернули П. Пикассо в мир, пусть и преображенных, но реальных форм и объемов, естественного пространства.
Художник в 1937 году создает полотно «Герника» в черно-белых тонах по заказу правительства Испании для Всемирной выставки в Париже. В ней прослеживается влияние популярного на тот момент увлечения «порочными» персонажами, характерного для французского искусства. Этот момент можно по праву назвать переходным от следования за натурой к деформации формы. Отсюда пролегал прямой путь к искусству коллажа, широко используемого Пикассо в последующие периоды творчества. Вместо солнца Пикассо изобразил электрическую лампочку.
Считается, что картина продолжает тему трагедии в след за картиной «Герника». Oливье появляется во многих его картинах «розового периода», на большую часть из которых повлияли их тёплые отношения, наряду с интенсивным изучением французской живописи. Начинают преобладать натюрморты, преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-под табака, нотами, бутылками с вином ит. п. — атрибутами, присущими образу жизни художественной богемы начала века. Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века. В 1907-1914 годах Пикассо работает в таком тесном сотрудничестве с Браком, что не всегда возможно установить его вклад на разных этапах кубистической революции. Однако творческие люди непостоянны и вскоре в жизнь Пикассо вошла юная и очень красивая Мария Тереза Вальтер, которой на момент знакомства исполнилось всего 17 лет. Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период («Девушка перед зеркалом», 1932).
Например, «Арлекин», «Три музыканта», «Натюрморт с гитарой» (на фото выше). В 1895 году Пикассо был травмирован смертью его семилетней сестры Кончиты, вследствие дифтерии. Однажды увидев репродукцию «Герники», гестаповцы спросили: «Это вы сделали. ». Среди них— Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 году и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами («Плачущая женщина», 1937).
Академический реализм легко различимый в работах середины 1890-х годов хорошо отображён в «Первом причастии» (1896), большой композиции, которая изображает его сестру Лолу. Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости («Гитара и скрипка», 1913) или передаёт в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910—1913 («Портрет девушки», 1914). В 1953 Франсуаза Жило и Пикассо расходятся.
Она стала его возлюбленной, а затем второй женой в 1961 году. Пикассо уставший от его любовницы Доры Маар, начал жить вместе с Жило. Франсуаза больше не могла терпеть постоянные измены художника и его тяжелый характер. Следуя испанской традиции при крещении, родители дали мальчику достаточно длинное имя, которое представляет собой чередование имен святых и самых близких и почитаемых в семье родственников. Юному Пикассо на тот момент было 14 лет и он был слишком молод для того, чтобы учиться в Ла-Лонху (школа изящных искусств). Полное имя, которое будущий художник получил при крещении— Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано (Криспиниано) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо. По Веласкесу» (1957) «Завтрак на траве.
Однако пожелали ему выработать свой индивидуальный, более узнаваемый стиль. Одним словом Пикассо начал вращаться в светской среде, что ранее ему было чуждо.
В этом же году Пабло познакомился с молодой художницей Франсуазой Жило, с которой они поселились в замке Гримальди. Перспектива исчезает, картины Пикассо зачастую сводятся к ребусам. Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток.
Спустя еще четыре года родители приняли решение устроить его в лучшую на тот момент передовую школу искусств – «Сан Фернандо» в Мадриде. Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950).
С 1 июля 1963 года владельцами стает другая пара из Чикаго Адель и Уиллард Джидвиц. «Герника» — скрупулезное изображение трагедий войны и страданий мирных жителей. По Курбе» (1950) «Алжирские женщины.
Арлекин, комедийный характер, обычно изображается в одежде с клетчатым рисунком, стал личным символом для Пикассо. Всего – 15 вариаций, которые обозначены в алфавитном порядке как Version А-О. Все персонажи находятся в статике и между ними не наблюдается какой-либо внутренней близости, каждого сковало внутреннее одиночество – тема всего «розового» периода.
Картина, выполненная масляными красками «Плачущая женщина», написана в 1937 году. Тот же круг образов, начиная с 1905 года, приобретает у него иную окраску. И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения. Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия (1930) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения.
В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся18. Из первых работ Пикассо сохранились портреты отца, на которых он похож на Дон Кихота. Весной 1916 года Аполлинер вернулся с фронта раненным. Как будто луч надежды проникает в души его героев вместе с появлением в красочной гамме его картин более светлых и прозрачных цветов: к осветленным оттенкам синего цвета присоединяются розовые, пепельно-розовые, золотисто-розовые тона. После произведений «голубого периода», картины «розового периода» представляют мир циркачей и бродяг («Семья акробатов с обезьяной», «Девочка на шаре», «Семейство комедиантов»). С 1968 по 1971 года он создал множество картин и сотни медных гравюр.
Кубистические формы натюрморта напоминают мандолину, лютню или гитару. Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки. За закрытыми дверьми он повторял: «Приходите завтра или, лучше, через месяц», а при всех похлопывал незадачливого дилера по плечу, делая вид, что сделка состоялась. В течение первых пяти месяцев 1901 года Пикассо жил в Мадриде, где со своим другом анархистом Франциско де Асис-Сольером основал журнал Arte Joven («Молодое искусство»), у которого вышли пять номеров. Можно было б назвать ее «Слепой музыкант», но художник сделал акцент на старости, в которой единственной отдушиной является творчество. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приёмы вплоть до 1921 («Три музыканта», 1921).
Возможно, это одна из самых известных картин Пикассо.