Кроме портрета написанного Валентином Серовым известны также другие портреты княгини Ольги Орловой работы Леона Бакста (1909, Русский музей) и Савелия Сорина (1917). Кроме портрета, написанного Валентином Серовым известны также другие портреты княгини Ольги Орловой, работы Леона Бакста (1909, Русский музей) и Савелия Сорина (1917). В. а. серов получил заказ, приступил к работе над портретом княгини Орловой, который закончил в 1911г. Княгиня Ольга Орлова не любила это портрет, написанный придворным художником Валентином Серовым.
Серов получил заказ, приступил к работе над портретом княгини Орловой, который закончил в 1911 г. Княгиня позировала ему в своём особняке на набережной реки Мойки, 90.
Да и не всех ты пишешь с удовольствием. Брюсов писал: Портреты Серова – всегда суд над современниками. Характеристика максимально беспощадна. Но взгляд княгини надменен. Вещь, к которой у Серова не лежала душа, он называл «портрет портретыч» или просто «патрет».
Как это всегда нелегко, вновь убедился Серов, буквально выклянчивать свои работы у музеев, общественных организаций и частных лиц. История эта, думал о ней Серов, конечно, глупая, но характерная для российских нравов. А бывает не так, бывает пишешь, всем все нравится и заказчик не бедный, а как приходит время платить, тебе говорят: «Сколько назначите, то и заплатится».
В нем-то и писал ее художник Валентин Серов. Но княгиня Орлова заметила, что ее портрет – с подтекстом. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Уж кому-кому, а друзьям Сергея Павловича было слишком хорошо известно, что ни журнал «Мир искусства», ни последующие его предприятия, включая балет, до сих пор, увы, не принесли издателю, постановщику и импресарио в одном лице никакой прибыли.
Похоже, против популярнейшего певца и друга началась клеветническая кампания. Говорить и писать он теперь предпочитал пофранцузски. Но, знакомясь с новыми и новыми публикациями на ту же тему, Серов приходил к выводу, что Федор Иванович действительно «вляпался» в весьма неприглядную историю. Серов знал о надменности и высокомерии гранд-дамы в сочетании с недалеким умом и самовлюбленностью.
Так случилось и с княгиней Ольгой Орловой. Изучение жанров живописи их специфики и содержания необходимо для постижения художественно-образного языка искусства и по этой причине данный цикл является важной частью музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей. », реализуемой Русским музеем. Цель экскурсии – дать представление о живописном портрете, о его содержании и художественных средствах. Задачи экскурсии имеют как познавательный (расширение представления о жанровой специфике изобразительного искусства), так и развивающий характер. А еще Гиршман пожелал в обмен, так сказать, за «услугу», чтобы Серов исполнил в ближайшее время и его портрет – в пару к сделанному ранее портрету жены. Круг сподвижников Сергея Павловича готовится к новым спектаклям в Париже. Я только высмотрел, подметил». Серов намеренно подчеркнул надменность, манерность и неестественность модели и это не могло скрыться от наблюдательных глаз.
Так она и трактована, эта женщина-орхидея, закутанная в меха и шелка, присевшая на кончик стула в ожидании, когда ей подадут лимузин, чтобы ехать на придворный бал", – так пишет об этом портрете В. Смирнова-Ракитина в книге "Валентин Серов". Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой одна из лучших живописных работ художника Валентина Александровича Серова. Это и «Шехеразада» и «Клеопатра» и «Жар-птица». Указующий перст повторяется во фрагменте картины, украшающей интерьер. И. Грабарь давал княгине такую характеристику: «Она не могла стоять, сидеть, говорить или ходить без особых ужимок, призванных подчеркнуть, что она не просто рядовая аристократка, а первейшая дама при дворе». Необходимо подчеркнуть, что личностью она и впрямь была незаурядной и пусть М. В. Нестеров не без ехидства писал про нее «не то бывшая фельшеридца, не то сестра милосердия, счастливо выходившая князя во время его болезни, влюбившая в себя этого по внешности Пьера Безухова, такого огромного, такого породистого», но тем не менее, сам В. И. Суриков отмечал неординарность ее натуры и пожелал сделать одной из героинь полотна «Боярыня Морозова» (подготовительный портрет находится в Саратовском художественном музее), а уехав в эмиграцию Полина Ивановна вдруг занялась гаданием и размещала объявления о своих услугах в парижской прессе, называя себя «мировой известной ясновидицей».
Этого не мог понять и Серов. Ну это как вообще. Портрет княгини Ольги Орловой. Сын вытянулся, похудел, ни на что не жаловался, выглядел молодцом.
Это какая-то мышь. Иногда вспоминались слова жены Лёли, что он счастливый человек, так как посвятил жизнь любимому делу – живописи. Из Парижа она дюжинами вывозила платья.
Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей. Холодное, надменное лицо дополнено «острой» коленкой, обрисовывающейся из-под тонкого полотна роскошного платья. Но только вот портрет его хозяйке не понравился и после смерти художника в 1911 году она подарила его Музею Александра III (ныне Руссский музей) с довольно "капризным" условием, что он никогда не будет выставляться в экспозиции музея рядом с портретом Иды Рубинштейн, кисти того же Валентина Серова А она и была такой на самом деле – капризной и непредсказуемой. Княгине придраться вроде было не к чему: и далекому от светской жизни человеку сразу видно, что изображена завзятая модница.
Больше всего его разочаровывало несоответствие внешней красоты внутренней. Подсказки даёт композиция. Кажется еще мгновение и жемчужное ожерелье лопнет. Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн.
А результат, по Теляковскому, получился плачевным. Но как же сказалось на нем годичное пребывание в зарубежной клинике. Зритель начинает невольно сравнивать две этих картины., а когда я ответил: Да, очень, он вдруг разорвал его на мелкие кусочки. Легко я стал расстраиваться».
Поза княгини вычурна и неестественна, ее подбородок слишком высоко поднят, эта вызывающая надменность почти вульгарна: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо». Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Она судорожно вцепилась в манто и стремится всеми силами сохранить элегантность позы. В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты.
Потом у Михаила Александровича «К ночи» написалась – и та же история. в зеркале у края холста). Мне было жалко рисунка, так как он показался мне очень верным (Василий Качалов). Да полно, Лёля, хотелось возразить ей, много ли счастья доставляют ему заказные работы. Он за 150 рублей «Пана» отдавал. Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек.
Этим подчеркнута значительность личности Петра. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Вее облике художник сделал акцент насочетании аристократического шика ивульгарной крикливости. Современники отмечали изысканность туалетов Орловой. Дом какой-нибудь у океана.
Работал через силу. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. И это сравнение не в пользу княгини. Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга.
Вот брал, например, Серов горничных в модели. Произведение выполнено с утончённой живописной техникой, оно не лишено иронии и даже насмешки. В. Серов. Больше всего его разочаровывало несоответствие внешней красоты внутренней. Автор материалов – Наталья Дмитриевна СоколоваОбщие замечанияМузейная экскурсия по теме «Портрет», предназначенная для учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы, – одна из составляющих экскурсионного цикла «Жанры изобразительного искусства». Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом.
Серов посмотрел на меня, на рисунок, потом спросил: Вам нравится. Условия тут ни при чем.
Упустили Врубеля. Когда Серову императрица Александра Федоровна сделала замечание относительно портрета Николая II, Серов ее прямо спросил: «Не желаете ли завершить эту работу вместо меня. » И больше ноги его в Зимнем дворце не было, сколько ни звали. Увиденные им особенности часто бывали неожиданными и для позирующих и для их знакомых. Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн. История с Орловой не была единственной. Нога в остроносых туфлях вскинута очень высоко.
И по композиции и по колориту в жемчужно-серых тонах вышло недурно. Она не жалела денег на самые шикарные парижские платья. Серов В. А. Беспощадная характеристика. Но этот великолепный наряд производит на нас весьма странное впечатление.
Серов знал о надменности и высокомерии гранд-дамы в сочетании с недалеким умом и самовлюбленностью. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Вспомните хотя бы слова Ахматовой: «Портрет Орловой: «портрет аристократизма». Чувство внутреннего сопротивления мешало передать грацию и обаяние модели. Мех манто, как будто ожил.
Серов же, со своей стороны, пригласил пристава пожаловать к нему домой. Напротив: «Странно, у меня от всего болит душа. Ничего не поделаешь, придется подождать. Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Огромная шляпа, как будто упирается в раму.
1911. Что же пугало, например, коллекционера Владимира Осиповича Гиршмана. Кажется, что она словно разрезает ножку стула. И потому, опровергая Лёлю в ее мнении, что он счастливый человек, признается, что это «счастье» он никак не чувствует, не ощущает. Пришлось пойти и на это. Княгиня Орлова на костюмированном балу 1903 г. Серов намеренно подчеркнул надменность, манерность и неестественность модели и это не могло скрыться от наблюдательных глаз. С. Сорин.
В 1915 году, князь Владимир Орлов попал в опалу и был отправлен на Кавказ – император не смог простить ему его откровенное неприятие Григория Распутина. Он уважаем, всеми признан. Даже его письма последние годы были весьма лаконичными. Это не Венера в мехах, а мышь в углу.
Все бы ничего, если бы не погода. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Спасибо. Как справедливо заметил Салтыков-Щедрин, в таких-то ситуациях и есть возможность для всякой мелкой чиновной сошки проявить «административный восторг».
О. К. Орлова изображена в необычной изломанной позе, напоминающей портреты Джованни Больдини: огромная, непропорционально большая шляпа, обнажённые плечи, соболий палантин, руки, сжимающие жемчужное ожерелье, выставленная лакированная туфля придают образу вычурное изящество. Бог знает кто обычно круче, но объяснить это невозможно.
Ведь это ей библейским перстом Серов указал на место внизу. И опять же, чувствуется, что она очень занята, ей всегда некогда, ее где-то с нетерпением ждут и потому так неустойчива ее поза – на минуту, выбросив вперед ножку, присела в кресло в одном из залов своего роскошного петербургского дворца и уже готова в следующий миг мчаться дальше. В. Серов. Вот таким образом именно эти черты и бросаются в глаза при детальном изучении портрета.
Разве можно такое художнику говорить. Результат не в пользу Орловой. Так случилось и с княгиней Ольгой Орловой.
Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале соскандальным портретом Иды Рубинштейн. Вдруг приходит Серов (ему оставалось доделать что-то в фоне), берет портрет и все счищает и стирает (Олсуфьева). Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Забившаяся в угол, а не богиня красоты в роскошных мехах.
Среди них наиболее значимыми для достижения педагогической цели экскурсии являются следующие:- развивать наблюдательность по отношению к внутреннему миру человека, его мыслям и переживаниям- показать яркость и разнообразие человеческих эмоций на примере их отражения в искусстве- сформировать интерес к внутреннему миру человека, показать ценность личностной индивидуальности- дать представление о содержании художественного портрета и о процессе работы художника над живописным портретом- показать роль живописных средств (цвет, композиция, красочная фактура и т. д. ) в работе художника над портретным образом. Почетный пленник в золотой клетке – вот он кто. Огромная шляпа встиле модерн «уравновешена» накинутой наобнаженные плечи меховой накидкой.
Известно, что заказчица расплатилась запортрет, носебе неоставила, подарив музею АлександраIII вПетербурге (ныне Русский музей). Об этом свидетельствуют столь многие мемуаристы, что такой образ действий Серова трудно назвать случайным. Еще в большей степени это касалось его поведения в обществе: за исключением круга близких друзей, где он вел себя иначе, его считали великим молчальником. Тот же самый жест повторен и в картине, которая висит на заднем плане.
Конверт послал в оперный театр Монте-Карло на имя Шаляпина. Именно ей указано это место внизу. История эта заварилась в октябре прошлого года при выезде Серова за границу, в Биарриц. Рука ее, опутанная жемчужной нитью, указывает на нее.
В письмах жене из Петербурга Серов упоминает, что «у Дягилева работы в самом разгаре». Скорее всего, на ней изображен некий сюжет на тему Библии. Вот таким образом именно эти черты и бросаются в глаза при детальном изучении портрета. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Мы невольно сравниваем оба жеста, обе картины. Серов избегая всякой «лирики», высказывался словно сквозь зубы, часто понятными только друзьям намеками.
Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. А жемчужная нить вот-вот лопнет от усилия.
Несмотря на то, что художник со всем тщанием изобразил и складки дорогого платья и переливы меха и шикарную обстановку вокруг модели, чувствовалось его ироничное отношение к позирующей. Однажды Серов писал про заказчиков: «Живу у одних богачей на вилле комфорт до отупения». На усиление эффекта работает и слишком низкий стул, на котором княгине явно неудобно. Серов по-своему воспользовался натурой, наделив её символическим смыслом.
И вот портрет Орловой завершен. Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Кажется еще мгновение и она упадет прямо на вазу из фарфора, стоящую сзади. После чего пристав счел себя оскорбленным при исполнении служебных обязанностей да еще и откопал статейку законодательства, на основании которой возбудил судебное дело. Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн.
«В этом доме я больше не работаю» – и все тут. Условия могут быть прекрасными. Чувство внутреннего сопротивления мешало передать грацию и обаяние модели. Но помимо известных, ты часто пишешь и бог знает кого.
Поза княгини вычурна и неестественна, ее подбородок слишком высоко поднят, эта вызывающая надменность почти вульгарна: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо». Композиционный центр картины – роскошная шляпа княгини, огромная до такой степени, что эта непропорциональность бросается в глаза: она словно прихлопывает модель, опуская ее композиционно еще ниже. Несмотря на то, что художник со всем тщанием изобразил и складки дорогого платья и переливы меха и шикарную обстановку вокруг модели, чувствовалось его ироничное отношение к позирующей. Даже благоволивший к певцу Влас Дорошевич, с блеском писавший о новых ролях Федора, о его выступлениях в «Ла Скала», в Москве и Петербурге, дал в редактируемом им «Русском слове» ядовитую карикатуру с подписью «Монархическая демонстрация в Мариинском театре во главе с Шаляпиным». Княгиня же много путешествовала, часто ее можно было встретить за границей.
Нога у парнишки заживала и врач сказал, что операции можно избежать. И с портретом, который пишет здесь, тоже непросто: «Кончаю портрет, что мне всегда мучительно». Поза приобретает неустойчивость, напряжённость, отражающуюся на лице модели. А хотелось бы, по возможности, предстать перед публикой в Риме широко и разнообразно. Известная петербургская великосветская шлюха». Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно.
Какую же правду запечатлел Серов в этом портрете. И, наконец, последнее. Княгиня смотрит на нас надменно.
В общем, так и вышло. Постыдился бы».
Какой там аристократизм. И все же, считал Серов, надо ему выразить свое мнение о прискорбном инциденте. Складывается ощущение, что эти вещи загоняют Орлову в угол. Я ахнул. Теперь и Серов хочет внести свою лепту в оформление балетов и по предложению Дягилева делает эскиз занавеса к балету «Шехеразада».