Заболотский— автор двух портретов М. Ю. Лермонтова написанных маслом в 1837 и 1840 годах. А еще — именно Заболотскому принадлежат два самых известных портрета М. Ю. Лермонтова, написанных маслом в 1837 и 1840 годах. И поскольку изображений М. Ю. Весьма показательно и то, что в акварельном автопортрете того же 1837 года глаза Лермонтова полны той же доброты и грусти, которыми столь характерен и портрет работы Заболотского. Лермонтоведении наиболее близкими по сходству считаются автопортрет, портреты работы Заболотского (1837 и 1840) и Палена.
В действующем военном подразделении за это можно было получить строгий выговор. К 1964 молодой художник Ю. В. Иванов подготовил серию илл. К оформлению первых сов. Паленом после валерикского боя, в палатке барона Л. В. Россильона. Силуэтные изображения поэта, выполненные Ильиным, лаконичны, тонки и изящны. А. А. Краевский заказал его К. А. Ульянова (бумага, уголь, мел ГЛМ), готовившийся как эскиз, представляет собой самостоят.
Но больше всего вопросов вызывает его трагическая гибель. Но один из юных почитателей Лермонтова, которому посчастливилось познакомиться с поэтом в последний год его жизни, был поражен: «То были скорее длинные щели, а не глаза, — пишет он, — и щели, полные злости и ума». О. Будкин, П. Е. Заболотский, А. И. Клюндер, К. А. Горбунов — авторы осн. полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка). рис.
П. З. Захарове, пытаются вернуть авторство Захарову и датировать портрет 1838—39 исходя из несоответствия 1834-му году деталей обмундирования изображенных на портрете Л. и подвергая сомнению авторство подписи Будкина на обороте портрета. Последний прижизненный портрет Л. —1841 (до мая) — выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавк. скульптурных портретов Л. — В. П. Бублева (гипс, тонированный под бронзу ИРЛИ), М. Г. Минкина (гипс, тонированный под бронзу музей Л. в Пятигорске) и П. А. Якимович (гипс, тонированный под бронзу ИРЛИ). Другой, схожий с ним по технике, размеру и композиции портрет неизв. Из скульптурных изображений нач.
Автолитография А. С. Пруцких. отличается лиризмом изяществом колорита и композиции. Умные глаза смотрят немного грустно и внимательно. художники, осветившие отд. кавк. на обложке кн. : В. Сиповский, «Лермонтов и Грибоедов», П., 1914). 1941) ссыльного поэта он в форме Нижегородского драгун.
Ю. Лермонтов. Сохранился и первонач. 1964. композиций — недостаточно выразительных, но получивших известное распространение. Погрудный портрет эмоционален, выразителен по технике и композиции.
Цейдлер по портрету Шведе («Лермонтов на смертном одре») вылепил барельеф — погрудное изображение, ограниченное профилированным рельефом по овалу (гипс, крашенный под терракоту из ИРЛИ в 1928 перешел в музей Л. в Пятигорске). Л. одет в темный двубортный сюртук с красными обшлагами. Изображение поколенное в расстегнутом сюртуке с эполетами Лермонтов сидит в кресле за письменным столом левая рука на спинке стула в глубине комнаты — полки с книгами, картина.
Атрибуция портрета вызвала возражения (Г. Собр. набросок к живописному портрету Шведе (бумага, карандаш ИРЛИ). Последнее относится к работе А. Челышева. Изящный силуэтный рис.
Сам М. Ю. Размер оригинала 36 х 28, 1 см. Интересна литография А. С. Пруцких. Это глубоко жизненный, полный обаяния и внутр.
изд. Андроников И., Я хочу рассказать вам. До 1865 года о существовании портрета не было известно. Кисти русского художника Петра Ефимовича Заболотского (1803–1866) принадлежит два портрета Л., один из которых был написан перед первой ссылкой поэта на Кавказ. Почти все современники Л., оставившие описание его внешности, обращают внимание на быстрые, умные, выразительные, печально сверкающие глаза поэта, которые «производили чарующее впечатление» и «сила обаяния» которых для многих оставалась загадкой. автопортрет, в к-ром поэт запечатлел собств.
Наша жизнь – это единство противоположностей. В 1875 П. А. Ефремов, со слов Горбунова, сообщил, что художник не успел закончить работы «за отъездом Лермонтова на Кавказ и доделал уже после его смерти». Впервые это лицо назвал Лермонтовым М. Бабенчиков (Совр., 1914, 10, с. 156—62). По возвращении в столицу Заболотский снова упорно работает.
Д. А. Столыпин об этой работе (ИРЛИ, ф. 524, оп. художники значительно обогатили иконографию Л. Кроме традиц. Тоидзе (бумага, уголь собственность художника), А. И. Васильев (бумага, гуашь итал. художником, вероятно, тоже крепостным (холст, масло ИРЛИ).
Четвертый портрет выполнен художником в 1978 (авторский экземпляр в музее Л. в Пятигорске). М. П. П. Видно судьба. В 30-е гг. оружие.
Но в совокупности созданные проф. мира гениального поэта. Что стало истинной причиной поединка. При этом не было учтено, что в 1832 у Л. усов еще не было (см.
По портретам мы представляем себе внешность людей, десятилетия или столетия назад запечатленных художниками. Лит. : Ефремов П., Портреты и рисунки, в кн. : Соч. к стих. Л. изд-во «Печатник», т. III, с. 3).
Эта акв. строк «Смерти поэта»» (холст, масло) Б. Г. Биргер — «Свидание Лермонтова с Белинским в заключении» (холст, масло). В. М. музея А. А. По этому рис. Ульянова — наиболее значит. Беккер И., К. А. Горбунов и его портрет Л., ЛН, т. 45—46 Андроников (6), с. 297—98 Андроников (13), с. 186—91, 194—95, 229—30, 557—99 Описание ИРЛИ, М. — Л., 1953 Розенталь Ш. М., К. А. Горбунов, в кн. : Рус.
Скворцов, И. Айзеншер, А. Константинов и др. ). относится портрет Л. художника Н. П. Загорского (местонахождение оригинала не установлено), также восходящий к акв. Заболотским, учителем живописи Л., по заказу Арсеньевой (картон, масло ГТГ). обозрение», 1898, 25 Бабенчиков М., Л. в живописи, «Совр», 1914, 10 Пахомов Н. П., Портреты Л., ЛН, т. 19—21 его же, Новые портреты Л., «Огонек», 1939, 25—26 Пахомов (2) Иванов В. И., «Лермонтов» П. П. Кончаловского, «Лит-ра и иск-во», 1943, 17 апр. Через много лет, в 1840 году, П. Заболотский снова с теплотой и участием (Николай I отстранил Егорова в это время от профессорства в Академии) вспоминает о своем учителе. Это поясное изображение Л. в сюртуке с эполетами, с красным на синей подкладке воротником.
На портрете 6—8-летний мальчик с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным и сосредоточенным взглядом, одетый в красную курточку и синий костюм с золотым шитьем. В 1962 Андроников вместе с др. иск-в им. литерами). Полевой Н., Новое исследование загадочного портрета, «Иск-во», 1968, 12 Шинкаренко И., К атрибуции т. н. «вульфертовского» портрета М. Ю. Л., там же его же, Об авторе и дате одного из портретов М. Ю. Л., «Иск-во», 1970, 6 Окунев.
явлений лермонт. Лермонтов, М., 1951 (там же его статья Портрет) первая публикация — журн. дворце появился оригинал, а в газ. На портрете нет ни подписи, ни даты., М., 1965, с. 51—52). Л. (холст, масло собственность семьи художника).
иконографии поэта стоят видные мастера. Большая часть портретов относится уже к последующему, петербургскому периоду жизни. интерьере (3 варианта — в музеях Л. в Тарханах и Пятигорске, в собр. И эта встреча не обошлась без А. Р. Томилова, дружившего с полковником Алексеем Илларионовичем Философовым (будущим генералом и воспитателем царских детей) и введшего художника в его дом. А. А. Краевский издатель "Отечественных записок", заказал его тогда ещё молодому художнику К. А. Горбунову (1822-1893). форм и Н. Шабанянц, автор работ о худ. анализ портретов — Е. Ковалевской и А. Вейсу (Описание ИРЛИ, с. 315—16).
Л. 1840—41 «Diplomatie civile et militaire» («Дипломатия штатская и военная» бумага, карандаш ГПБ). Своеобразен, в стиле «модерн», портрет Л. работы М. А. Дурнова (картон, пастель музей Л. в Пятигорске). Бильдерлинг сделал два портрета: «Лермонтов в юнкерской форме» (бумага, сепия, белила ИРЛИ) и «Лермонтов в бурке» (литография неизв. художник имел в качестве натуры не Лермонтова, а другое лицо. Аналогии с прижизненными портретами нет. По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего.
В 1883 для экспозиции нового Лермонт. Подарен мне фон-Баумгартеном. журн. Портрет Горбунова был приложен также к 1-й ч. «Стихотворений» Л. (1842—44). Картина Н. П.
А. Э. Бухгейма (ИРЛИ музей Л. в Пятигорске). текстом: «Писал Буткин в 1834 г. Принадлежит Ю. Л. Шереметьевой». Слева на стене — кавк. Маврина выполнила еще 2 работы для альбома «М. От портрета веет поэтическим обаянием, светлой печалью, одухотворённостью.
Ведь неслучайно Николай Первый несколько раз высылал поэта в горячие точки. Среди прижизненных портретов работа П. Заболотского считается одной из лучших. До этого времени (с 1882) в России знали об автопортрете лишь по копии О. А. Кочетовой, выполненной ею с оригинала (акв. в кн. : «Лирика Л», М., 1970 суперобложка, фронтисписы).
представление о себе, выразил свою затаенную думу, печаль и скрытый трагизм, передал душевную мягкость и доброту, — одно из самых значит. 80 лет портрет считался утерянным, но в 1934 на аукционе в Хохберге его купил проф. — П., 1919). Гравюра на дереве по этому рис.
Проясняет историю портрета ранний снимок, опубл. К «композициям» в известной мере примыкают и портреты Л., появляющиеся в илл. Скудна иконография в этой области и в 19 в. (скульптурная карикатура Н. А. Степанова 50-х гг. На одном из карандашных рисунков (1935) Л. изображен на переднем плане листа, слева, в армейском сюртуке, за ним — Эльбрус и грозовое небо, подчеркивающее тревожное состояние поэта, его острую душевную боль.
музей Л. в Пятигорске). иконографии. В 1883 И. А. Астафьев создал один из первых и лучших посмертных изображений Л. с самостоят. лицом был сделан еще один карандашный, несколько шаржированный набросок — «На привале в Темир-Хан-Шуре» (помещен в альбоме П. А. Урусова). Есть и др.
Глаза маленькие и быстрые. художника 50—60-х гг. ). В 1939 оригинал был приобретен ГЛМ (холст, масло см. таких работ было мало. В те же годы создано неск.
Кушнерев) Л. О. стих. На поэте мундир Нижегородского драгунского полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка). В 1952 Н. И. Абакумцев создает в мраморе погрудное изображение поэта (музей Л. в Пятигорске) Б. Д. Королев в 1955 подготовил эскиз к фигуре Л. (гипс музей Л. в Пятигорске). Среди прижизненных считается одним из лучших. Кузьмин в серии иллюстраций к биографии Л. создает несколько его портретных изображений.
1841), т. е. Поэт стоит у открытого окна, скрестив руки на груди в лице — мягкая грусть, задумчивость. Митрохин — первый сов. Шмаринова к «Герою. » предшествовал его лирич. купца Калашникова» (М. карандаш, акв.
Рисунок связан со стихотворением «Журналист, читатель и писатель». В портретах писателей изобразительное искусство встречается с литературой, так как художник не только "следует за мыслями великого человека" с кистью в руке, но и невольно заражается тем, что писатель стремится сказать в своих произведениях. работ на темы жизни Л. в Тарханах: «Лермонтов в девичьей» А. Храмова и А. Константинова (1943, холст, масло) «Миша с дворовыми ребятишками катается с горки» и «Лермонтов в Тарханах» Б. Лебедева (1950 уголь) «Подарок крестьян» А. Плескова (1954 акв. 9 Шульц В. К., Портреты М. Ю. Л. изданные в 1842—1856 гг., там же, 1882, т. 33, кн.
гор (ИРЛИ воспроизв. темой. И. Шинкаренко, анализируя аксессуары обмундирования, также пришел к выводу, что на портрете изображен не Л., а какой-то офицер инженерных войск (см. Акв. Долгое время считалось, что оригинал не сохранился (но с него успели сделать снимок, по к-рому и была изготовлена гравюра).
Л. Д. Муравин представил оплечный портрет Л. на конкурс по созданию памятника в Москве (бронза музей Л. в Пятигорске), а в 1958 И. Д. тематике обратился Б. Н. Бессонов. — февр. Рудаков создает портрет Л. в петерб.
Слабый по живописи, он не вызывает ощущения достоверности. Перед нами парадный портрет знаменитого русского поэта М. Ю. Др. окрашенность.
«Возможны находки и таких портретов Лермонтова, писанных с натуры, о которых абсолютно отсутствовали сведения в печати» (Зильберштейн). Маврина подготовила погрудный портрет (ок. форме стоит на балконе между колоннами (см. – Л., 1940).
полка, дан на фоне поэтич. На второй день после гибели поэта Р. К. под ред. Все три портрета восходят к рис. Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 с натуры однополчанином Л. бароном Д. П.
придерживался и Пахомов. «Как часто. » (все — в ГЛМ и музее Л. в Пятигорске офорт — в ИРЛИ). ПОРТРЕТЫ Лермонтова. Кузьмина к повести К. Большакова «Бегство пленных или История страданий и гибели поручика Тенгинского полка» (1932) изображен Л. : «Поэт за карточным столом в доме Нигорина», «Лермонтов под арестом» и «Дуэль Лермонтова с Мартыновым». Для этого же музея в 1883 по заказу офицеров л. -гв.
музей. Но в месяц художник не уложился. произведение этих лет (холст, масло альбом «М. Автопортрет предназначался любимой женщине — В. А. Лопухиной (Бахметевой), к-рой Л. и вручил его в июне 1838 при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию.
гравюр, литографий, офортов с изображением Л. (А. П. П. Заболотский утверждает, что в течение 1838-1839 годов оба офицера бывали в мастерской его отца и если это так, то они вполне могли позировать художнику, который, в свою очередь, вряд ли упустил бы возможность запечатлеть знаменитого поэта и сына самого Карамзина. В добавление к сказанному достаточно сравнить черты лица «верхнего» офицера с «итальянской» акварели и портреты Лермонтова, созданные П. Е. Заболотским, чтобы с большой долей уверенности приписать последнему и авторство работы, найденной в Италии И. Н. Бочаровым и Ю. П. Глушаковой. Выполнен он П. Е. Заболотским (1803-1866) по заказу Арсеньевой (картон, масло ГТГ). Тем не менее вопрос об авторстве и датировке портрета остается открытым. иск-во.
Поэт изображен в расстегнутом ментике с золотыми шнурами. Он написал 3 картины: «Лермонтов на привале в Чечне» (1941 холст, масло), «Лермонтов на дуэли» (1947 холст, масло), «Лермонтов и Белинский» (холст, масло все — в музее Л. в Пятигорске). На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: "Michel Lermontoff Russischer Officier u/nd/ Dichter von ihm Selbst gemalt" ("Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт им самим рисованный").
К 1964 появилось еще неск. Там она отдала акварель на хранение А. М. Верещагиной. ГЛМ не воспроизв. ). М. Гравюра на дереве Ф. Д. Константинова. На фоне скалы, поросшей кустарником, сидит старый солдат. Это — единственный профильный портрет Л. и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений.
В том же 1837 году, но уже на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создаёт автопортрет на фоне кавказского пейзажа (бумага, акварель в ГЛМ поступил из ФРГ). В том же 1827 году он пишет портреты Лахтина, Ф. С. Барыкова (дальнего родственника Томилова), шурина генерала Сухозанета, этюд «Нищий», копирует. Л. здесь юнкер л. -гв.
Р. Голике и А. Вильборг, СПБ, 1910). Красивое молодое лицо его освещено мягким и несколько печальным взглядом. за 6 с небольшим лет.
пейзажа (бумага, акв. В 1931—53 Н. В. Ильин создал большую серию изображений поэта — гл. Будучи по своим взглядам «правоверным» академистом, Петр Ефимович и герои его полотен, особенно первой половины творческой жизни, оставались душевными провинциалами, в лучшем случае – «москвичами», но не холодными европеизированными петербуржцами. В 19 — нач.
Самостоят. (гравюра на стали ИРЛИ, музей Л. в Пятигорске и в Тарханах). изданий Л. был привлечен и С. В. Чехонин. Л., 3 изд., т. 1, СПБ, 1873 его же, Портреты Л., «РС», 1875, т. 14, кн. Висковатого, т. 1), с ошибочным текстом: «М. Реставрация (до 1938) исказила облик поэта. Авторы фильма делают сенсационные выводы. Самый ранний портрет Л. — 3—4-летнего ребенка — выполнен неизв.
соч. Заболотский не был крупным мастером, однако портрет, выполненный в реалистич. У истоков сов. В Россию он вернулся в конце 1837 года. Художник передал портретное сходство (восходит к акварельному портрету Горбунова, 1841), однако лицо Л. маловыразительно.
все — в музее Л. в Тарханах). Портрет подписной, датированный: "38/ХI". На портрете 1961—62 (гравюра на дереве см.
выходит неск. Ю. Лермонтов студентом московского университета 1830—32», он стал считаться «студенческим», а портрет Заболотского — его копией. В 1884 М. И. Поступил в ГЛМ от И. Л. Поливанова в 1934.
ун-та» (акв. ) Б. А. Дехтерев — «Лермонтов и Одоевский на Кавказе» (акв. ) А. И. Кравченко — «Лермонтов-юноша в парке Середникова» (сепия) Бехтеев — «Лермонтов у Краевского в редакции» (акв. ) Н. Е. Давыдов — «Лермонтов читает Раевскому 16 заключит. юбилея 1964 появляются новые портреты Л. Лучшие среди них — работы Ф. Д. и художник П. З. Захаров, в кн. : VI Ставроп. в виде гравюры Брокгауза с фотографии в 1865 при первом отд. в настоящем изд. В 50—60-е гг.
Горбунову (бумага, акв. В этот период (с июня 1840 по янв. ссылки.
Ю. Лермонтов. автор бисквит музей Л. в Пятигорске). иллюстратор Л., еще в 1913—14 к отд. Интересна картина Г. С. Метелева «Лермонтов — изгнанник» (холст, масло Свердловская картинная галерея). Без даты.
к этому стихотворению. Портрет не документирован и у нек-рых специалистов (И. Влияние последнего особенно ощущается в дошедших до нас произведениях Заболотского. Это — оплечное, профильное изображение (бумага, карандаш ИРЛИ).
К портрету Заболотского восходит и утраченный ныне оригинал неизв. Мавриной к повести С. Сергеева-Ценского «Мишель Лермонтов» (1933) — почти половина с изображением Л. в разных ситуациях на переплете — «Лермонтов с дамой верхом» и фронтиспис «Лермонтов в обществе гостей Верзилиных» (поодаль — Мартынов в черкеске). Гравюра на дереве В. А. Фаворского. Л. — слева, на диване, в гусарском доломане. В ГЛМ хранится еще один портрет Л. работы Клюндера, поступивший в 1939.
Только тем будто ненравится что очень велика картина полтора аршина». соч. Бродский, тоже к конкурсу, подготовил эскиз памятника Л. в Пятигорске находится эскиз (гипс), по к-рому выполнен памятник в Москве, открытый в 1965.
А. С. Пушкина, музеи Л. в Пятигорске и Тарханах). Бахрушина, в ГЛМ, музее Л. в Тарханах). портретов и историей воен. Горбунова.
В трех из десяти илл. портрет Л. (1941 бумага, уголь ГТГ). 1837. материалами привез из ФРГ оригинал портрета. К юбилею поэта готовили свои работы также В. С. Зинов (1940, картон, пастель музей Л. в Пятигорске не воспроизв. ), И. М.
Ю. Лермонтов в бурке. 1841) неизв. В 1914—15 появилось неск. снимка ГЛМ, выполненного незадолго до реставрации живописи: «Имение «Сурки» Баумгартена Княгининского уезда Нижегородской губернии»). Однако в 1905 на выставке в Таврич.
штрихом, меткой характеристикой образов. Его Л. молод, романтичен, одухотворен изображен на фоне неспокойного, «взвихренного» пейзажа. Вот таким образом-то он стал портретистом жанровым, а жанр, как известно, не был в чести у «чистого» академизма.
купца Калашникова», вышедшем у А. И. Глазунова, указавшего (по неизвестному нам источнику) П. З. Захарова как автора портрета. Что же касается авторства акварели, здесь И. Н. Бочаров и Ю. П. Глушакова окончательного ответа не дали, ограничившись лишь следующей констатацией: «акварель обнаруживает отнюдь не поверхностное знакомство с лермонтовской лирикой, верное и глубокое понимание ее высокого гражданского пафоса, сочувственное отношение к судьбе опального поэта». После возвращения с Кавказа С. В. Герасимов в 1935—36 написал эскиз «Лермонтов на Кавказе» (бумага, черная акв. Самый ранний – 1838 года (бумага, акварель ИРЛИ). Г. Кормишина, В. И. Шиканов, в кн. : Сибирские юридич. в портретах, с. 30—32), сравнит. В тот же петерб.
Алексей Романович. Сообщение это прошло незамеченным, а след портрета затерялся.
номером журнала. Пахомова (2), в разделе сомнительных, помещена фотография с т. н. вульфертовского (по фамилии прежнего владельца Вульферта) портрета работы неизв. Рисунок Д. П. Палена.
портрет поэта. Константинова. черно-белых силуэтов. М. Винклер, в 1955 передавший два слайда (автопортрет Л. и изображение В. А. Лопухиной) искусствоведу В. Н. Лазареву, к-рый, в свою очередь, передал их Пахомову, опубликовавшему портреты в журн. Как свидетельствует А. М. Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, Е. А. Арсеньева заказала портрет внука в 1834 году, сразу по производстве его в корнеты (холст, масло ИРЛИ). Искусство, 1968, 12).
и оригинальных работ. в ГЛМ поступил из ФРГ). ГЛМ не воспроизв. ). Соч. к книгам сов. На поэте мундир Нижегородского драгун.
Зильберштейн, с. 41—42 Е. Ковалевская) вызывает сомнение. В это же время Заболотский делает три автопортрета: один – маслом, два – карандашом. Доподлинно же известны лишь два: Лермонтов в ментике лейб-гвардейца гусарского полка (1837) и в штатском платье (1840) — эта работа считается копией другой, также выполненной Заболотским и представляющей Лермонтова в возрасте 17-18 лет. В своих мемуарах П. П. Заболотский сообщает, что его отцом был написан акварельный портрет поэта, но о том, какова его судьба, он ничего сказать не может. Можно предположить, что художнику удалось уловить осн. Несмотря на нек-рую нарядность изображения и явное стремление художника приукрасить натуру (удлиненное лицо, прямой нос, пышная шевелюра), портрет внушает доверие не только верно переданными красивыми линиями лба, очертанием губ, но и общим мягким, приятным выражением лица и глаз, глубину взгляда к-рых художнику удалось уловить. Дополнит. Если же успеете кончить, то попросите прежде Александра Григорьевича (Варнека, художника): это его часть и он даст Вам благой совет».
ИРЛИ см. Ю. Лермонтов» (1941) — «Смерть Лермонтова» и илл. Портрет созвучен настроению последних стихотворений Л. Затем Н. В. Несомненное сходство с автопортретом и в рис.
На подрамнике карандашная надпись, сделанная его отцом — Л. И. Поливановым: Поэт Лермонтов. С безоговорочной надписью М. Ю. Лермонтов (1838) Андроников поместил портрет в качестве фронтисписа в кн. Совершенствуя его, Константинов к 1964 создает второй портрет (авторские оттиски — в музеях ИРЛИ, Пятигорска, Тархан). Авторы фильма проводят собственное расследование обстоятельств той роковой дуэли. Мальчик изображен в натуральную величину, в белом платье.
Художник был учителем живописи Лермонтова и хорошо его знал. 20 в. выделяется самостоятельностью решения образа бюст Л. работы А. С. Следующий портрет относится к янв. Автопортрет предназначался любимой женщине – В. А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед её отъездом в Германию. художника, с к-рого сохранились копия и фотография, раскрашенная сепией.
Взгляд этих глаз характеризуется близко знавшими Л. как «насквозь пронизывающий», «сосредоточенный», а порой и «тяжелый». Все рис. трактовкой образа. Характеризуя «этого» Лермонтова, можно сказать словами Е. Евтушенко, что перед нами «келья замкнутой души, где дышит, скрытая в тиши, недоброты твоей сестра – лампада тайного добра».
После возвращения из ссылки (с апреля 1838 по апрель 1840), в пору расцвета поэтической деятельности Лермонтова художник А. И. Клюндер (1802-1875) создаёт 4 его портрета. к лермонт. значит. К ним относились и маленькие фигурки поэта, близкие к акв. подтверждением авторства Будкина может служить, однако, старая надпись на иконе в Тарханах: «Обличие Архангела Михаила списано с портрета Лермонтова работы Будкина». Исследователи считают этот портрет одним из лучших посмертных.
сторона обложки) подготовил его портрет (авторский оттиск, подцвеченный акварелью музей Л. в Пятигорске). Л. здесь в военной форме, стоит спиной к камину, с сигарой. Несмотря на возраст, высокая фигура ветерана стройна и подтянута. Следующий портрет относится к январю-февралю 1837 года. Философов был женат на двоюродной сестре поэта Анне Григорьевне (в девичестве – Столыпиной). По своей сути писатель был гражданским человеком и художник П. Е.
Изображение поясное, Лермонтов одет в сюртук Тенгинского пехотного полка (бумага, акварель ИРЛИ). Они ускользали не только от кисти художников, но и от описаний мемуаристов. Голубкиной гипсовые отливы — в Домике Л. в Пятигорске, в музее Л. в Тарханах и в ГРМ. Изображение поясное, Л. одет в сюртук Тенгинского полка. Гусарского полка Горбунов создал живописный портрет поэта (холст, масло ИРЛИ), для к-рого использовал свой акв. Этой т. з.
к «Думе» создал А. Г. 1841 (до отъезда Л. из Петербурга в апр. «Новое время» (23 марта, 10434) в обозрении был помещен портрет со след.
Повторение этого портрета было выполнено тогда же для А. И. Арнольди. период жизни Л. создаются еще 2 портрета, один из них — Заболотского (картон, масло ИРЛИ). «Спор» (внутр. И — сардоническая улыбка. Анализ комплекса наиболее устойчивых признаков внешности портретируемых проводился на основе бесспорно достоверных изображений этих людей, в частности известного портрета Лермонтова, выполненного Петром Ефимовичем Заболотским (1803-1866). Андрониковым в 1948.
илл. обр. По одним воспоминаниям, глаза Лермонтова «сверкали мрачным огнем», другой мемуарист запомнил его «с пламенными, но грустными по выражению глазами», смотревшими на него «приветливо, с душевной теплотой». Якимченко: Л. в воен. Среди прижизненных портрет считается одним из лучших.
со времени первой публикации этого портрета (Собр. Ю. Лермонтов», М. — Л., 1941 «Лирика», М., 1958 все оригиналы — тушь, заливка — в музее Л. в Пятигорске). С 1889, т. е. Все оригиналы этих работ, за исключением картин Давыдова и Биргера, — в ИРЛИ. Рыжеватые волосы и усы, переходящие в пышные бакенбарды, тронуты сединой. Через год он пишет: «.
В эту пору появилось мн. В 1956—1957 появилось неск. В изданиях произведений М. Лермонтова часто публикуют его портрет работы П. Заболотского. музей Л. в Пятигорске). Впервые он был опубл. На живописи, внизу: Писал А. Челышев.
карандаш, акв. Рис. Горбунова. Второй портрет — 1820—22 также выполнен неизв. художниками высокой квалификации (Ф. Еще не настала пора той знаменитой, лермонтовской язвительности, той маски холодной презрительности, которую поэт «снимал» только при встречах с друзьями, становясь вновь таким, каким его изобразил Заболотский.
Выполнен он П. Е. «Перед нами – вполне бытовая и в то же время проникнутая неподдельной поэзией характеристика», – так оценил художественный уровень Заболотского известный советский искусствовед Г. Г. Поспелов. ИРЛИ). В канун лермонт.
В немалой степени успеху художника способствовало то, что он близко знал поэта. Врубеля 1891 к стих. Но мнение царя можно сравнить с брошенным в воду камнем, от которого идут круги. На портрете изображен офицер в сюртуке с серебряным прибором, малиновым кантом, в шинели на правом плече.
в кн. : «Демон» изд. Портреты – один из жанров живописи, скульптуры и графики. Лермонтова. Горбунова 1841 (неизв. В 1923 через потомков Столыпиных портрет из их б. саратовского имения (Нееловка) поступил в Мурановский музей, где его и обнаружил Н. П. Пахомов по надписи на обороте («Писал Будкин 1834-го С. Петербург») он установил фамилию художника — Ф. А. Будкин — и дату.
эпизоды из жизни Л. : В. И. Ладягин — «Проводы Лермонтова у Карамзиных» (уголь) В. А. Милашевский — «Лермонтов в аудитории Моск. Сам Венецианов относился к Заболотскому сочувственно, о чем свидетельствует его отзыв о картинах последнего на выставке в Петербурге в 1850 году: «Ну, батюшка, портретики ваши прекрасны, прекрасны». копии, на к-рых повреждения не переданы. Лермонтов в чёрном расстёгнутом сюртуке лейб-гвардии Гусарского полка, с красным воротником на синей подкладке, с эполетами корнета. Он значительно богаче и тоньше по технич. Самый ранний портрет Лермонтова, 3-4-летнего ребёнка, выполнен неизвестным художником, возможно, крепостным (холст, масло ГЛМ).
Интересна литография А. С. Пруцких. В эту пору появилось мн. В 40—50-х гг. осталась незаконченной (написана на обороте портрета Н. Ф. Плаутина). М.
Если не считать двух детских портретов, то все они созданы за очень короткий промежуток времени – с конца 1834 по начало 1841 (до отъезда Лермонтова из Петербурга в апреле 1841 года), т. е. художником, возможно, крепостным (холст, масло ГЛМ). портретов, они создали и картины с изображениями поэта — в пейзаже интерьере, в окружении разных лиц, т. е. На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Michel Lermontoff Russischer Officier u/nd/ Dichter von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт им самим рисованный»). Его Л. молод, романтичен, одухотворен изображен на фоне неспокойного, «взвихренного» пейзажа. На обороте снимка надпись: «Поэт Лермонтов. изд.
«Огонек», 1961, 31, с. 9. Но через 70 лет один из критиков объединения «Мир искусства» Сергей Эрнст поставил скромного тихвинца выше петербургского гения: «Трудно поверить, что эти здравые, радостные и целостные колера: белый, красный, черный, коричневый и голубой положены в тот самый год, когда брюлловская «Помпея» с триумфом шествовала по градам и весям российским. динамики образ. за 6 с небольшим лет. галерея скульптурных портретов Л. обогащается новыми работами. Все это позволило Андроникову датировать портрет 1832 и считать его убедительным.
К юбилею поэта готовили свои работы также В. С. Зинов (1940, картон, пастель музей Л. в Пятигорске не воспроизв. ), И. М. Поэт показан в живой историко-бытовой обстановке — в помещении почтовой станции, в ожидании лошадей одетый в форму Нижегородского драгунского полка, он прилег на диван, чуть прикрывшись буркой и опираясь на рукоять шашки за открытой дверью — хозяйский двор, вдали — вершины Казбека. В ИРЛИ портрет поступил из Тархан в 1927. письмо М. Лопухиной, VI, с. 763). В 1891 для иллюстрир. В 1984 году увидела свет книга И. Н. Бочарова и Ю. П. Глушаковой «Карл Брюллов», посвященная интереснейшим находкам, сделанным ими во время поездки в Италию.
портрет работы Кузьмина (1940 тушь, перо собственность художника). М. Рисунки изображают кавказские виды и подарены моему отцу «на память» самим поэтом по возвращении его в Петербург после первой ссылки на Кавказ». Шведе создал портрет «Лермонтов на смертном одре» (бумага, масло ИРЛИ). Карандаш. портрет 1841.
в 1941 А. И. Троицкий вырезал гравюру на дереве (ГЛМ, музеи Л. в Пятигорске и Тарханах) второй портрет профильный. Брюллов совладал бы с такой задачей, так как он писал не портреты, а взгляды (по его выражению, вставить огонь глаз)». мастера ИРЛИ). музее им. В Петербурге у него завязываются дружеские отношения с Лермонтовым, только что отбывшим кавказскую ссылку.
Л. изображен в натуральную величину, погрудно, в вицмундире л. -гв. 4, 32). А. С. Пушкина и в ИРЛИ хранятся акв. Он хранился «у потомков художника Г. Г. Гагарина в Ленинграде еще в 1936 году» (там же, с. 598). приемам, содержательнее по композиции, здесь иная трактовка лица и всех деталей. Н. Неутолимова воспроизведена на обложке кн.
Ивану Сергеевичу Тургеневу они кажутся большими и неподвижными: «Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших неподвижно-темных глаз». К 50-летию со дня гибели Л. готовились разного рода сувениры. Все варианты — погрудное, прямоличное изображение, близкое к акв. Огонек, 1947, 33—35. На картине у поэта отсутствует кивер (головной убор), распахнут гвардейский ментик. Ю. Лермонтов в фуражке. 20 вв. Ни в коей мере не принижая талант художника, все же скажем, что похвалы конференц-секретаря Академии Художеств В. И. Григоровича («Портретики ваши, прекрасно-прекрасно») и А. Г. Венецианова («Государь был доволен и долго смотрел») и хвалебная статья в газете «Русский инвалид» и то, что вслед за выставкой художник получает вторую серебряную медаль I степени, явились, в какой-то мере, теми «кругами» идущими от императора.
и маленький фарфоровый бюст работы неизв. Серии илл. Л. изображен на фоне кавк. Известно неск. Работа только в стенах Академии Художеств не удовлетворяла «приходящего ученика». интерьера.
Несмотря на некоторую нарядность изображения и явное стремление художника приукрасить натуру (удлинённое лицо, прямой нос, пышная шевелюра), портрет внушает доверие не только верно переданными красивыми линиями лба, очертанием губ, но и общим мягким, приятным выражением лица и глаз, глубину взгляда которых художнику удалось уловить. работ: «Лермонтов среди солдат у костра» Кроля и Сидорова «В горах Кавказа» С. Ф. Веселовского (акв. ), «Лермонтов и Белинский» Б. Николаева (все — в музее Л. в Тарханах). Имею счастие называться Милостивейшего Государя преданнейшим и нижайшим слугою». Большим интересом к личности и творчеству Л. отмечены юбилейные годы — 1939 и 1941. Известный советский искусствовед И. С. Зильберштейн в книге «М. Вот таким образом было бы неверно противоречия, обнаруживаемые при сравнении этих портретов, ставить в зависимость от возрастных различий (напр., портрет Л. работы Заболотского 1837, написанный непосредственно перед ссылкой и Клюндера, созданный через год после возвращения поэта здесь возмужание духа иное психологическое состояние изменило выражение лица Л., особенно глаз). На «третной экзамен» он выставляет портрет Гуляева, перспективную картину и рисунок Аполлона (с гипса), за что был переведен в натурный класс.
См. в кн. : «Герой. », М., 1963, фронтиспис) поэт изображен в форме Тенгинского полка, в шейном платке, через плечо — портупея с шашкой, на плечах — бурка. судьбу поэта — две ссылки на Кавказ, участие в боевых походах и его раннюю гибель. В кн. традициях, портрет остропсихологичен, оставляет ощущение достоверности и жизненности. П. Е. Корнилова). Портрет Лермонтова – из собрания бывшего командира этого полка М. Г. Хомутова.
Последний прижизненный портрет Лермонтова – 1841 года (до мая) – выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавказской ссылки. Известно, что Клюндер в это время выполнял серии портретов лейб-гусар по их заказу. Лоб и щеки покрыты морщинами. 1840. Скворцов, И. Айзеншер, А. Константинов и др. ).
Ок. основу (см.
1840. В военной форме, в бурке поэт сидит на скале и задумчиво смотрит вдаль за ним — снежные горы. Среди находок было акварельное изображение двух русских офицеров. к «Мцыри», к-рая открывается изображением поэта (линогравюра находится в музее Л. в Пятигорске). Выполненный в реалистич.
Ю. Лермонтов», М., 1941 вариант — музей Л. в Пятигорске). Нелепая ссора, политические интриги или честь дамы. художника. конф. Об этом свидетельствует, например, художник М. Е. В. А.
На «гагаринском» снимке сходство значительно большее, видны и пробивающиеся усы. таких книг. В 1940 К. И. К 1870-м гг.
Ученый приводит выдержку из мемуарной заметки о художнике его сына, П. П. Заболотского: «Лермонтов был с ним в очень дружественных отношениях, вместе с некоторыми товарищами, будучи уже офицером, ходил к нему брать уроки рисования Доказательством успехов Лермонтова в рисовании остались его рисунки, хранящиеся у меня в настоящее время. портрету Горбунова К. Поль изготовил литографию, к-рая была разослана подписчикам «ОЗ» одновременно с янв. Живописного или графического изображения Лермонтова в период его учения в Москве нет. Во время вспышек гнева они бывали ужасны. К участию в этом альбоме были привлечены и др. иск-во, «Нева», 1964, 10 Шабанянц Н. Ш., Жизнь и творчество художника П. З. Захарова, Грозный, 1963 его же, М. Ю. Л.
Л. (изд. Т. А. 1941. — перовые с тоном (ГЛМ) — отличаются живым, стремит. Р. Барто, среди к-рых портрет Л. (фронтиспис) и 2 сцены: «Встреча Лермонтова с Омер де-Гелль» и «Лермонтов на берегу моря». Однако И. Шинкаренко, занимающийся атрибуцией воен. В том же году Ефремов обнаружил портрет у Горбунова (он взял его у Краевского для копирования), но уже испорченным от сырости (в Лермонт.
Успех Заболотского был тем более знаменателен, что писать Л. было трудно. Портрет его работы (тушь, перо ГРМ) — на титуле «Песни про. Тоидзе (бумага, уголь собственность художника), А. И. Васильев (бумага, гуашь итал. Кончаловский в 1941—46 работал над большим полотном, посв. Впрочем, Л. «мог быть кроток и нежен, как ребенок и вообще в его характере преобладало задумчивое, часто грустное настроение».
Большим интересом к личности и творчеству Л. отмечены юбилейные годы – 1939 и 1941. Л. изд-во «Печатник», т. 1, с. 20—21). с надписью на экз. Фейнберга: «Лермонтов узнает о смерти Пушкина», «Лермонтов рисует в горах», «Лермонтов под выстрелом Мартынова» (все — уголь ГЛМ не воспроизводились). «Живопись нехороша, но память дорога, т. к. это единственный снимок», — писал в 80-х гг. купца Калашникова", вышедшем у А. И. Глазунова. Художник старательно пытается передать выражение глаз.
Меринский тогда же видел этот портрет. В Музее изобразит. пейзажа (бумага, акв., сепия, тушь, кисть, перо музей Л. в Пятигорске вариант — в ГЛМ). «Песни про. музей портрет поступил от художника в 1882).
До 1865 о существовании портрета не было известно. Ю. Лермонтов в портретах» сообщает, что «знакомство Лермонтова с Заболотским произошло, несомненно, через родственников поэта Философовых Когда Лермонтов решил совершенствовать свои способности к живописи, он выбрал в качестве преподавателя Заболотского Начало занятий Лермонтова рисованием у Заболотского относится, очевидно, к 1836 г. ». Л. «Журналист, читатель и писатель» занимает особое место (бумага, черная акв. Д. А. Мальчик изображён в натуральную величину, в белом платье.
Снят с натуры и находился у родственников поэта Юрьевых. В одежде подчеркнуты лишь нек-рые существ. 1940), Н. Н. Данилина (1955), А. Кроля и Н. Сидорова (1958). 1931. В 1932 вышла «13-я повесть о Лермонтове» П. Павленко с илл.
В 1841 А. П. Шан-Гирей сделал с него копию (холст, масло ИРЛИ) копия 1870 выполнена В. Г. Перовым по заказу П. М. Третьякова. Палена (1840). Сов. Среди них илл. Это был робкий и нерешительный молодой человек. Л. изображен в группе товарищей, в центре, в рост, почти со спины (бумага, карандаш ГЛМ). Нет.
детали, все остальное зачернено романтич. Д. И. Среди них «Лермонтов-ребенок с бабушкой на Кавказе» М. Зайцева (Соч. людей, «Живопис. гравюр, литографий, офортов с изображением Л. (А.
Беззаботный взгляд и полуулыбка завершают образ. В. М. Мы помним, с каким трепетным почтением относился Петр Заболотский к «Карлу Великому» – Брюллову. В большой серии илл. К 1941 относятся 3 работы Л. Е.
«Серьезная мысль была главной чертой его благородного лица, как и всех значительнейших его произведений, к которым его легкие, шутливые стихотворения относятся, как насмешливое выражение его тонко очерченных губ к его большим, полным думы глазам». Гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке. В настоящее время нам неизвестно, сколько раз писал Лермонтова П. Е. Заболотский. Поэт в белой рубашке, черном галстуке синий офицерский сюртук распахнут.
Но которой. 3 Шугаев П., Из колыбели замечат. Внизу подпись художника и дата «1840» (слав. «Лирика» Л. (М., 1949 оба оригинала не сохранились). Подлинный портрет в имении Княгининского уезда Нижегородской губернии» (ср. Прижизненных скульптурных портретов Л. нет не была снята и посмертная маска.
иск-в им. художника, — копия с предыдущего (картон, масло ИРЛИ). Почти на всех портретах, в том числе и на полотне Заболотского, Л. серьезен и сосредоточен. был я у Василия Ивановича (Григоровича, конференцсекретаря Академии Художеств) и вот что сказал мне после ласкового приема: «я не хочу Вам льстить, если так будет портрет как теперь, то я откровенно скажу, что Вы получите отказ и лучше советовал бы не выставлять. В иконографии замечается новая черта — сильный элемент жанровости. В офорте художника Г. Рабиновича Л. изображен погрудно, на фоне кавк.
писателей, ему посвященных. К 100-летию со дня рождения Л. появилось неск. В том же 1837, но уже на Кавказе, в ссылке, Л. создает свой автопортрет на фоне кавк. Пастернак выполнил портрет Л. в виде заставки к «Думе» (восходит к портрету Клюндера бумага, акв. В 1842 по акв.
М. А. В портрете 1932 (бумага, акв., сепия, кисть, перо ГЛМ) Л. изображен на фоне бытового интерьера: он полулежит на диване в сюртуке с эполетами, облокотившись на подушки задумчив (вариант — в ГЛМ с датой: «1933»). вариантов бюста работы скульптора Р. Р. Баха, отлитых в бронзе в 1886 (в музее Л. в Пятигорске, Театр. Четыре дня занимаюсь по два и по три часа, с отдохами, замечаю, что его (гр. Портрет Шведе условно м. б. отнесен к прижизненным, т. к. писался с натуры. — Л., 1940).