«портрет Джиневры де Бенчи», «Портрет Джиневры Бенчи» — ранняя картина Леонардо да Винчи, написанная около 1474—1476 годов, образец флорентийской портретной живописи позднего кватроченто. Но в 2008 году в частной коллекции Ачеренца был обнаружен автопортрет Леонардо да Винчи, написанный в 1505 году. На погребальном портрете выполнен мистический образ Леонардо да Винчи, предназначенный для охраны его могилы. «прекрасная Ферроньера» — женский портрет в Лувре, считающийся работой Леонардо да Винчи или его учеников.
Считается, что единственный сохранившийся портрет Леонардо да Винчи датируется 1514 годом. Портрет Леонардо да Винчи, предположительно работы его ученика Франческо Мельци. На обороте портрета Джиневры де Бенчи кистью Леонардо да Винчи нарисована эмблема: вертикальная ветвь можжевельника, обрамленная венком из лавровой и пальмовой ветвей, которые перевиты лентой с латинским фразой: «Virtutem forma decorat». «туринский автопортрет» — автопортрет, приписываемый Леонардо да Винчи.
«портрет музыканта» — неоконченная картина итальянского художника Леонардо да Винчи, хранящаяся в миланской Пинакотеке Амброзиана.
Подобной ограниченной точности не встречается больше ни в одной работе Леонардо. Красота и блаженство – все у него от мира сего. Она ещё девочка и весело играет с ребёнком.
Старательная ясность абрисов, как и вкус к детализации (в основании аналоя, в цветущей лужайке и т. д. ), «прозрачный» изысканный пейзаж на заднем плане, «любовь к геометрии», особый оттенок мечтательности обнаруживают руку художника-кватрочентиста, как, впрочем, сам «почерк» указывает еще и на особо нежный, поэтический строй души автора композиции. История зарождения эпохи итальянского ренессанса. Воспитывался Леонардо в доме отца.
Они являются не просто шедеврами, но даже «иконами» высоко искусства. Эти и другие факты позволили с большей уверенностью заявить, что «Мона Лиза из Прадо» создавалась одновременно с оригиналом. Спишем некоторую часть такого феноменального явления на открытия в областях пропорций человеческого тела и анатомии в целом – (кстати угадайте, кому принадлежит значительная доля этих открытий) тем не менее использование мастером нового взгляда на живопись и революционной техники рисования очевидно.
«Джоконда» считается эталоном в портретной живописи, ее композиция, ритм и колорит признаны безупречными. У Леонардо нет линии, есть только формы. Вполне возможно. Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи известно гораздо больше, но тоже недостаточно.
Искусство для Леонардо да Винчи было инструментом познания мира. Тем же годом датирована и «Мадонна с гвоздикой», одна из самых значимых работ да Винчи. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. Сколько о нем написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно.
Отношения с Салаем были самыми постоянными в жизни Леонардо да Винчи, не имевшего семьи (ни жены, ни детей он не хотел), а после его смерти Салай унаследовал многие картины Леонардо. Леонардо пишет своего (левого по отношению к зрителю) ангела коленопреклоненным, почти со спины, с лицом, обернутым к главным персонажам священнодействия, со взглядом, поднятым к верхней части композиции (где и происходит таинство воссоединения Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа). Спустя несколько лет после создания, «Тайная вечеря», по словам Вазари, была «беспорядочным набором пятен».
Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Ну и главная деталь, которую позже автор доведет до совершенства в своей «Джоконде» – улыбка. Он был незаконно рожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. Кстати говоря, отец Леонардо тоже в последствии был женат четыре раза и преподнес своему первенцу (которого, кстати, так и не сделал официальным своим наследником) еще десять братьев и две сестры.
Сейчас эта работа хранится в одном из музеев Венеции, но выставляется крайне редко, поскольку экспонат этот действительно уникален и ценен как произведение искусства, так и как предмет исследования. Апостолы спорят, недоумевают, печалятся, возмущаются, гневаются. В этот период еще до своего отъезда в Милан, Леонардо начинает работу над «Поклонением волхвов», которую так никогда и не завершил. Леонардо часто приглашал таких «персонажей» к себе домой, кормил и всячески развлекал их. У них все блестит и сверкает.
Леонардо одним из первых художников Италии стал пользоваться масляными красками. В конце XVIII века ее приобрел в Италии польский князь Адам Чарторыйский. Невероятно, но в числе его интересов были даже кулинария и искусство сервировки. После смерти Леони одна часть коллекции снова вернулась в Италию и до 1796г.
Вазари пишет: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его незавершенным». Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. Рукопись, содержащую этот рисунок иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека». Рукописи попали к Понпео Леони, придворному скульптору испанского королевского дома. Возможно из-за этого он стал знаковым представлением Леонардо как полимата или «Человека эпохи Возрождения» и, следовательно, воспроизводился бесчисленное количество раз.
Европа остро ощущала финансовую конкурентоспособность США. Это одна из четырех картин женщин Да Винчи и самая известная после «Мона Лизы».
Кстати, само название «Джоконда» так же имеет двойной смысл. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Luc) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. Об этой особенности творчества художника рассказал Вазари.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». Желание приобрести ее прозвучало из самых различных стран. «Св. К 1514 — 1515 гг. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в Трактат о живописи, составленный после смерти мастера его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику. Все спуталось в дикий клубок. В 1506 Леонардо получает приглашение в Милан от Людовика XII Французского (1462-1515).
Великий, загадочный, притягивающий. – картина должна была украсить алтарь часовни церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане. Их некоторое время изучали. Все тело отражает данное душевное движение. Леонардо да Винчи. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Здесь тоже библейский сюжет полон загадок. Портрет Джиневры – первый портрет Леонардо, он писан маслом по деревянной доске.
В этом он тоже может сравниться лишь с его современником Микеланджело. Силы художника были на исходе и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции. Они и так знают, что это за работа.
А настоятель хотел, чтобы художник работал «как вскапывающий сад работник». К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), алтарный образ Святая Анна и Мария с младенцем Христом (около 1507-1510, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции и Иоанн Креститель (около 1513-1517, Лувр), где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника.
Как писал мастер, «неясными предметами ум побуждается к новым изобретениям» – и здесь действительно неясно все. Работа является ярким примером мастерства Леонардо в живописи человеческой формы. С одной стороны безмятежность и нежность кормящей Богородиы, с другой стороны – разорванные стежки на одежде, словно она не планировала кормить ребенка.
Одними из самых знаменитых картин являются: Мона Лиза (Джоконда), Дама с горностаем, Тайная вечеря, Мадонна Литта, Благовещение и многие другие. По некоторым свидетельствам Леонардо да Винчи был прекрасно сложен, обладал огромной физической силой, обладал недурными познаниями в рыцарских искусствах, верховой езде, танцах, фехтовании. Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля.
Если для наглядности провести линии по тем точкам, которые имеют прямое отношение к перспективе фрески, получится почти идеальная геометрическая сетка, «нити» которой выстроены под прямым углом друг к другу. Второй вариант «Мадонны в скалах», почти повторяющий первую картину, был написан так же в Милане в 1506-1508 г. г. Собственную мастерскую во Флоренции он открыл между 1476 и 1478 годами.
Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. «Дама с горностаем» 1490 — один из самых знаменитых портретов кисти Леонардо да Винчи изображающий молодую девушку с горностаем на руках. Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики.
Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Полуфантастический пейзаж в отдалении напоминает скорее о сказке или сне, чем об Италии и его легкая асимметрия, которая есть и в фигуре, тоже создает «подвижность внутри покоя». Чезаре Борджиа считали величайшим злодеем христианского мира, но Леонардо восхищали его упорство и недюжинный талант полководца. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения.
Куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное нам Богом, а не приобретенное человеческим искусством. Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. 1478). Не в том дело, что он заставляет руки широким жестом покоиться на талии и тем придает и этому произведению форму пирамиды и не в том, что место жестко очерченных контуров занял мягкий, скрадывающий все переходы полусвет. Таковы основные картины Леонардо да Винчи с названиями и описанием.
Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. В то время во Флоренции садомея была преступлением, а высшей мерой было сожжение у столба. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи инструменты и поместья он завещал ученикам. Большая часть теоретических трудов да Винчи посвящена изображению человеческих эмоций. Художник изобразил момент, когда Христос раскрывает ученикам предательство Иуды.
Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Шутка Леонардо чрезвычайно понравилась герцогу и инцидент был исчерпан. Они легли в результате объемными складками. Он совершенствует технику сфумато, доводя ее до невиданного ранее совершенства.
Но это была грация элегическая. Создание «Тайной вечери» стало заметным событием в художественной жизни Италии того времени. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. Нет, Леонардо смаковал «аномалии», он изучал человека во всех, в том числе и в странных, проявлениях. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей.
Тела приобретают округлые формы. Настоятель монастыря Санта Мария деле Грацие был недоволен тем, как художник работал над заказанной ему «Тайной вечерей». Эта картина молодого художника значительно отличается от традиционных портретных образов, созданных его современниками. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии.
Главная из них открылась сравнительно недавно. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Великолепные праздники работали на преумножение славы герцога Лодовико.
Леонардо покинул город. Фигура Марии дана в трехчетвертном повороте и помещена в угол здания. Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа. Однако символика здесь вовсе не довлеет, на первый план выступает жанровость мотива изображение мига материнства. Работа проникнута гармонией, но положение кистей рук младенца и матери создают тревожное впечатление, как и пейзаж, который виден из окна за ними.
Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Пожалуй, в истории средневекового знания нет области, которой не коснулся бы великий мастер Просвещения. Она имеет также второе название – Мадонна Лита по фамилии одного из владельцев этого полотна Леонардо да Винчи.
Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452 – 1519) сегодня считается ярким примером «универсального гения» из-за его достижений в самых разных областях, включающих науку инженерию, математику, анатомию и ботанику. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. хранилась в библиотеке Милана.
Десять лет спустя, Леонардо приглашают в Милан, где он и остается работать до 1501г. Современные специалисты утверждают, что мускульной силы четырех человек не хватило бы для поднятия данного устройства в воздух (тем более что даже в случае подъема эта конструкция стала бы вращаться вокруг своей оси), однако если бы в качестве двигателя использовалась, например, мощная пружина, такой вертолет был бы способен на полет — пускай и кратковременный.
Он прожил там до 1499. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. «Школа» Мазаччо, возможно, была для Леонардо не менее важной, чем учеба у Верроккьо. Её прическа и одежда – по флорентийской моде того времени, вместо традиционного красного платья и синего плаща (так она была одета и в более ранних работах самого Леонардо). Отныне такое «винтообразное» движение фигуры станет признаком «почерка» Леонардо.
В то же время другие твердо убеждены: земная женщина анатомически не может иметь таких черт лица. «Портрет Джиневры де Бенчи» (1473 – 1474) пронизан меланхоличным настроением. Здесь представлено несколько машин для изготовления зеркал и линз. Это убеждение играет главную роль в художественном романе Дэна Брауна «Код да Винчи».
Рассеянно смотрит он на зрителя, правой рукой придерживая грудь матери. В портрете Моны Лизы или Джоконды (около 1503-1505, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Весной 1500 г. он отправился в Венецию. Ла Белл Феррониер) 1490, Лувр, Париж Это может быть или не быть работой Леонардо.
Поза ее выглядит не вполне естественно. Необычен и колорит, подчеркивающий перспективу и внутреннее пространство картины. Герои связаны между собой с помощью поз и жестов. Содержание его рисунков самое разнообразное. относится создание шедевра великого мастера – картины Джоконда. Загадочную репутацию «Моне Лизе» создали в XIX веке романтики и символисты – Теофиль Готье и Уолтер Пейтер Писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 году назвал «Джоконду» «сфинксом красоты», а критик Уолтер Пейтер в 1867 году написал, что это существо, которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам.
Здесь он получает некоторую свободу для творчества и исследований.
Однако власть злого рока на этом не закончилась. Эта картина представляет собой сцену Тайной вечери Иисуса со своими учениками. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т. е. Благодаря технике сфумата (секрет которой не разгадан, кстати, до сих пор), Леонардо добивался удивительных эффектов, которые назвал «пропаданием очертаний», когда линия становилась как бы воздушной.
В этот период художник создает «Мадонну с цветком» («Мадонну Бенуа») (ок. Соблюдены все пропорции и законы композиции. К мягкости стремятся и краски. Она обладала многими талантами и друзья прозвали ее современной Сафо. Судьба «Дамы с горностаем» довольно драматична. Леонардо блестяще подчеркивает фантастический характер сцены мягкими цветовыми тонами, купая фигуры в тусклом свете, которые выходят из пещеры и безмятежностью выражений.
Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Оно создаёт преднамеренный каламбур с её именем, так как на итальянском можжевельник – «джинепро». В Париж часть работ попала благодаря Наполеону, остальная же часть «затерялась» у испанских коллекционеров и была обнаружена только в 1966 г. в архивах национальной библиотеки в Мадриде. Можжевельник за спиной девушки обыгрывает её имя (по-итальянски можжевельник – "джинепро", ginepro).
В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. С другой стороны, это слово созвучно итальянскому «giocondo», т. е. Художник решил работать аль секко, то есть всухую, рисуя по сухой стене. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. Горностай был традиционным символом чистоты и Да Винчи отметил, что тот «предпочитает умереть, чем испачкать себя». В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Однако Бенуа предложила ее Эрмитажу. Этим же периодом датирована одна из его первых самостоятельных работ «Мадонна с гвоздикой». В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально.
В 1484-1485 годах около 50 тысяч жителей Милана умерло от чумы. На портрете прямо за моделью находится дерево можжевельника. Поза жестка, необычна для Леонардо и женщина более полная, чем обычно – в его портретах. Это дикое животное покорилось добру и любви, которым бог наполнил душу Иеронима. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением.
Это детали герба Бембо, поклонника Джиневры, что подчеркивает связь между ними (Бембо был послом во Флоренции). Отшатнувшись от стола, он рассыпает соль (дурная примета). Леонардо писал медленно и вот таким образом отдавал предпочтение масляным краскам: они дольше сохли, что позволяло добиться более тонких и разнообразных эффектов, чем в работе с темперой – краской, которую готовили на основе сухих порошковых натуральных пигментов, разбавляя соком растений или разведённым водой желтком цельного куриного яйца. Французский период был самым счастливым в его жизни. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам.
Сфумато передает мимолетную эмоцию, случайно мелькнувшую мысль, слегка оживляющую лицо (быстрый взгляд в сторону, легкая улыбка). Та же участь (краски не легли на грунт) постигла и фреску «Битва при Ангиари». Работа чуть больше, но написана на ореховой доске, как и картины да Винчи. «Мадонна в скалах» раскрывает картину Леонардо в её самом чистом виде и считается необычным изображением, не имеющим аналогов в христианском искусстве. Однако широко распространено мнение, что Да Винчи нарочно состарил себя.
«Мадонна в скалах» (1483 – 1484, Лувр, Париж и второй вариант) – знаменитая картина Леонардо написана в Милане. Эта картина изображает святого Иоанна Крестителя, главного религиозного деятеля в христианстве, который использовал крещение как своё центральное таинство. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура.
Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «столь же великими достоинствами». Некоторые художники, как например Ганс Фрис, старший Гольбейн и Джироламо дай Либри, сажали святую Анну рядом с Мадонной и ставили между ними младенца Христа. В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – «Джоконды» (Gioconda). Юная поэтесса изображена на фоне можжевельника, чье итальянское название «джинепро» созвучно ее имени.
Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Эксперимент оказался неудачным, краска стала осыпаться ещё при жизни да Винчи. Леонардо изобрел несколько кулинарных приспособлений, облегчающих жизнь поваров. Леонардо разбирался в этом как никто другой.
В первую очередь Леонардо да Винчи был известен как художник. На картине мы видим куст можжевельника, называемый джинепро. Встречая на улицах безобразных людей или калек, он не отворачивался от них.
Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно. В пользу авторства Леонардо говорит и нестандартное изображение Иисуса – без бороды и без нимба. Через два года, мастер возвращается в родную Флоренцию, где пишет свою легендарную фреску «Битва при Анджиани».
Здесь же Леонардо получил знания основ химии, металлургии, освоил деревообработку и даже начала механики. Он много рассуждает о способе выражение чувств, приводит собственные исследования. относится создание шедевра великого мастера — картины Джоконда. Так, некоторые мазки выполнены пальцами. Предполагается, что портрет был кем-то варварски укорочен в нижней части, где были руки.
В Милане Леонардо да Винчи написал одну из самых известных своих работ в портретном жанре – «Даму с горностаем» (ок. От времени эта картина да Винчи значительно пострадала, но различимыми остались широко расставленные огромные глаза нарисованного на ней существа.
Здесь «Даму с горностаем» и обнаружили после разгрома гитлеровской армии. как иллюстрация к записям в одном из дневников. Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились. Леонардо да Винчи обладал даром, которому как нельзя лучше подходит название «прорицание».
Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. В Милане возникает Ломбардская школа, состоявшая из учеников Леонардо. Биографы называют молодой крестьянкой. Леонардо мог простоять в размышлениях чуть ли не целый день перед едва начатой фреской. счастье, умиротворение.
Модель повернута вправо, а не влево, соответственно расположен также источник света. Уходя от условности и плоскостности, показывая объемные пластичные фигуры в сложном пространстве, художник прощается с традициями Средневековья и Раннего Возрождения в Италии и открывает дорогу к «Тайной вечере» и «Моне Лизе». В работе над «Тайной вечерей» художник отказался от принятой техники настенной росписи по влажной штукатурке, главным недостатком которой была неумолимая зависимость работы художника от времени высыхания штукатурки.
Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Он смотрел не в прошлое, а в будущее. Столь важны в процессе «воспитания души» молодого художника и античные мраморы в садах монастыря Сан-Марко, которые он не уставал зарисовывать. «Благовещенье» 1475 — картина была написана по заказу церкви и выделяется среди работ художника своей странно разобщенной, разваливающейся надвое композицией.
Невозможно представить себе Леонардо да Винчи творцом картин изображающих Распятие или Страшный суд, Избиение вифлеемских младенцев или осужденных в чистилище или истязуемых мучеников, в голове которых торчат топоры, а в ногах кинжалы. У Леонардо смысл сцены подчеркнут пластически: группа плотно спаяна (снова любимая пирамида), тела героев повторяют и продолжают друг друга. Портрет Неизвестной (. Особенное свойство картины — ощущение тайны, которое она вызывает. Но и сам Леонардо этому содействовал, предоставив зрителям полную свободу интерпретации.
Проект устройства города, как и многие другие технические идеи Леонардо, герцог отверг. Никогда не изображал он отречение и муки. Между 1476 и 1478 г. г. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. А тот задумчиво сжимает в руке символ будущих мук Христа – цветок, напоминающий крест.
Почему здесь нет ни пластичности, ни сложных разворотов, ни типичной для мастера «подвижности внутри покоя» Для живописи Леонардо характерны сложные развороты фигур, подвижных и пластичных. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. «Мадонна в гроте» 1486 — полотно является частью полиптиха, написанного для размещения в церкви. С помощью сфумато, светотеневой моделировки, смягчены контуры фигуры. Борются люди и кони. После падения Лодовика Сфорца Леонардо да Винчи покинул Милан.
После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах (1500-1502, 1503-1506, 1507 — Флоренция 1500 — Мантуя и Венеция 1506, 1507-1513 — Милан 1513-1516 — Рим 1517-1519 — Франция). sfumato – «затушеванный исчезающий как дым») – смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух.
Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в каждой. «Мадонна Литта» 1495 — сюжет картины отвечает церковным канонам изображения Богоматери. Но, скорее всего, загадочность улыбки Джоконды – результат наиболее удачного эксперимента Леонардо в использовании техники сфумато, когда краска наносилась многими (до 30) тонкими слоями так, чтобы один слой просвечивал сквозь следующий. Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации.
Подробна прорисована лепнина, которая дополняет сюжетную линию картины. Он был задуман для нагревания котлов в прачечной путем концентрации солнечной энергии. Расположение учеников (4 группы по три человека) симметрично относительно центра – Учителя, но не между собой, что и создает ощущение живого движения, но в тоже время ощущается определенный ореол одиночества вокруг Христа.
«Портрет Джиневры де Бенчи» считается влиятельной работой в портретной живописи. Это знаменитое «сфумато» – «дымчатая светотень» Леонардо да Винчи, оптическое впечатление в духе импрессионизма. Что бы ни вытворял юноша, Леонардо прощал ему все. За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. Леонардо дружил со старшим ее братом возможно, по его просьбе и был написан портрет.
«Тайная вечеря» 1495 — эта фреска, написанная на стене трапезной монастыря в Милане, к сожалению плохо сохранилась, но входит в число самых популярных работ Леонардо да Винчи, чему поспособствовала книга Дэна Брауна. В 1867 году «Благовещение» было приобретено Уффици как произведение Доменико Гирландайо. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. Таким образом, появились две коллекции рукописей и рисунков. Леонардо внёс нечто иное и в освещение. Кстати говоря, многие изобретения Леонардо да Винчи просто не могли быть представлены миру при его жизни из-за несовершенства материалов и технологий тех времён.
Показан драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только что произнес слова: «Один из вас предаст Меня» и разная эмоциональная реакция апостолов на эти слова. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. На ней Леонардо мастерски изображает недоумение и замешательство, которое происходит среди учеников Иисуса, когда он объявляет, что один из них предал его.
Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др. ), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. Леонардо да Винчи» (1901) продолжил романтическую тему, назвав «Джоконду» женским двойником самого Леонардо. Картина вызывает много вопросов.
Сплошным воплем о прощении является Иероним. Непревзойденный мастер сфумато и светотени, Леонардо да Винчи вложил всю силу своих познаний в самые знаменитые произведения – «Мону Лизу» и «Тайную вечерю». Ореол знания, которое пока еще не доступно его последователям. Однако «высокий полет дарования» (Вазари) все же склоняет особую симпатию Леонардо к лицам, отмеченным гармонией форм.
Мадонна кормит младенца грудью. 22 июля 1490 Леонардо поселил в своем доме юного Джакомо Капротти (впоследствии он стал звать мальчика Салай — Демон). Её слава основывается, в частности, на неуловимой улыбке на лице женщины, вот таким образом она также известна как «la Gioconda» или «смеющаяся». Только ему, своему лучшему ученику, Вероккио доверяет завершение своих работ. В Милане Леонардо берется за создание «Мадонны в гроте» для алтаря капеллы.
Но в пользу подлинности указывают тщательно написанные детали (ленты на ее плечах и шнуры вокруг шеи), которые напоминают стиль Леонардо. Тихое таинственное действо в гроте напоминает сцену Рождества, тоже часто изображаемую в пещере, а отсутствие нимбов и атрибутов делает «Мадонну в скалах» менее официальной и более камерной.
Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма».
Еле заметны, еле уловимы переходы. Как и его предшественники, Леонардо тщательно выписывает детали – он прекрасно разбирается в геологии и ботанике, – и мы можем определить разновидности цветов и породы скал. Тем не менее старые гравюры еще позволяют догадываться, каким тонким, серым светом было насыщено пространство и как мягко выделялись в воздухе отдельные фигуры. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с Потопом итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.
С помощью тончайших светотеневых переходов и золотисто-коричневых оттенков мастер создает ощущение внутренней глубины и богатства духовной жизни своей модели. Название картины Мадонна с младенцем подсказывает нам сюжет. Хотя пещера слабо освещена, картина не темная, лица, фигуры мягко проступают из тени.
Годы ее создания – 1490-1491. Пусть это так и будет. У Леонардо все полно движения. Леонардо начал свою деятельность в семидесятых годах XV в. Покинув мастерскую Верроккьо, он был принят самостоятельным мастером во флорентийскую гильдию художников. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый и инженер.
Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники. В центре Иисус Христос, слева и справа от него его ученики. (находится в экспозиции Британской Национальной галереи, Лондон). Контуры фигуры смягчены с помощью эффекта сфумато. В разные годы он жил в Венеции (1499, 1500), во Флоренции (1500-1502, 1503-1506, 1507), Мантуе (1500), Милане (1506, 1507-1513), Риме (1513-1516). Вот ангел указывает на Иоанна и смотрит на зрителя, будто приглашая его в картину.
В таком случае, он закончил её незадолго до своей смерти в период 1516-1519 годов. По плану Леонардо город должен был состоять из 10 районов по 30 тысяч жителей, в каждом районе должна была быть своя канализация, ширина самых узких улиц должна была равняться средней высоте лошади (через несколько столетий Государственный совет Лондона признал предложенные Леонардо пропорции идеальными и отдал приказ следовать им при разбивке новых улиц). Ниже представлены десять самых известных картин, написанных Леонардо да Винчи.
Он переписал драпировки на основании этих рисунков. Без устали рисовал он, как они мягкими линиями вьются вокруг лба или развеваются и колышутся. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Мастер в 1506 г. вернулся в Милан.
Он оставил своим потомкам загадочные и блестящие идеи, сделал открытия во многих ныне существующих науках, а эскизы и картины да Винчи стали своеобразным доказательством уникального гения художника. Это единственный сохранившийся автопортрет Леонардо да Винчи. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. Леонардо считал живопись ветвью прикладной науки. Кроме того, в рукописях Леонардо обнаружены и зарисовки кораблей, которые видны на заднем плане композиции. В 20 лет да Винчи становится членом общества св. Мышцы аскетичного, худого лица, рук и плеч напряжены, твердо стоит нога на большом камне.
К 1514 – 1515 гг. Уделял он внимание и рукам. Его картины остаются самыми загадочными произведениями искусства. «Мадонна в скалах» – одна из первых живописных работ Леонардо. Видимо, все же нет. На этой картине изображена Дева Мария, которую посетил Архангел Гавриил, посланный Богом, чтобы объявить ей, что она чудесным образом зачала и родит Иисуса, Сына Божьего.
Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами, движениями. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. Леонардо открывает свою мастерскую.
Его ученик Франческо Мельци сопровождал его и жил с ним в вилле Клу, по соседству с дворцом, на самом конце города. Для Да Винчи «Мона Лиза» всегда была незавершённой работой, так как являлась его попыткой совершенства. Леонардо да Винчи был перфекционистом, для него не существовало мелочей в искусстве.
В 1495 г. Леонардо приступил к работе над «Тайной вечерей» (площадь 4, 5 8, 6 м). У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. Этому способствовали и знаменитая кража «Джоконды» из Лувра в 1911 году и путешествие картины по США в 1962-м и многократное цитирование, в том числе в искусстве.
Наиболее дерзновенной мечтой Леонардо-изобретателя, без сомнения, был полет человека. Этот человек изображен кающимся. Вместе со своим учителем он работает над «Крещением Христа» (1472-1475). Леонардо увлекается научными изысканиями иногда обращаясь к живописи. Непонятно, почему свет падает не из окон, а откуда-то слева.
Может быть именно этим она была столь дорога автору. Такие его работы как Тайная вечеря и Мона Лиза занимают первые позиции среди самых известных, уникальных, популярных и наиболее часто копируемых портретов и работ на тему религиозной живописи всех времен. Кроме того, Леонардо пишет много портретов для миланского двора.
В 1482г.
После смерти художника, согласно завещанию, коллекцию его работ и знаменитую «Джоконду» получил в собственность Джан Джакомо Капротти, который до самой смерти Леонардо оставался его помощником. Нет, они не были утеряны, все оказалось гораздо хуже: Леони взялся «приводить в порядок» многочисленные записи да Винчи, основываясь, естественно, на собственных принципах классификации и окончательно перепутав все страницы, отделив, где возможно, тексты от эскизов, а чисто научные, по его мнению, трактаты от заметок, касающихся непосредственно живописи. 1474–1476, Национальная галерея, Вашингтон). Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо Сфорца (1401 – 1466), отца Лодовико Сфорца.
Это давало ему возможность создать цельную композицию. В Милане Леонардо начинает писать «Трактат о живописи», работа над которым продолжалась всю жизнь, но так и не была закончена. Для него началась пора беспокойных скитаний. 1490, Национальная галерея Чарторыйских, Краков).
Такой далекий и такой современный. Вполне возможно, что к его отъезду в Милан причастен некий музыкант, Миглиоротти. Прежде всего, это некоторые практические советы, касающиеся подготовки инструментов.
И не только лица. В 1472г., Леонардо вносят в «Красную книгу» гильдии св. Художник отказался от сохранявшихся канонов в изображении Богоматери. Но проведенный в 2006г. Позже, её заменила Лукреция Кривелли и она, как думают, является моделью этой картины. В то же самое время он работал во всех областях искусства: следил за укреплением Миланской крепости, построил в дворцовом парке павильон и баню для герцогини.
А так же занимается организацией спектаклей и торжеств, техническим оснащением сцены придворного театра. Отец, не имевший на тот момент других наследников, пожелал взять сына в свой дом и дать надлежащее образование. Марии 16 лет, как в Писании.
Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. Получил он его от августинских монахов из монастыря Сан-Донато. Картина, как известно, не была окончена. «Мона Лиза из Прадо», так называется картина, до сих пор причислялась к фламандской школе, однако, как выяснилось, такое предположение было ошибочным», – сказал Мигель Фаломир, руководитель отдела итальянской живописи музея. Работа не была закончена.
«Благовещение Пресвятой Богородицы» приписывалось нескольким художникам, но в последнее время его признали результатом сотрудничества между Да Винчи и его хозяином Андреа дель Верроккио. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. Тончайшая светотень (сфумато) создает впечатление неяркого рассеянного света, моделирует лица и руки.
Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. «Портрет Джиневры де Бенчи» 1476 — портрет, относящийся к раннему периоду творчества художника и входящий в число самых известных картин Леонардо да Винчи. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Такая иконография называется «Анна втроем» : название подчеркивает связь между женщинами и святость зачатия для обеих. Каков характер этой женщины, добрая она или злая, веселая или коварная, юная или зрелая.
Работами руководил археолог Арсен Уссэ. Его предшественником на этом удивительном посту был Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon). Подобно радуге, ярка, мозаична, разноцветна судьба мастера. Даже руки ее уложены таким образом, словно уже готовы качать младенца. Мы не знаем ни ее фамилии, ни возраста, ни внешности, не знаем, была ли она умна или глупа, училась ли чему или нет. Сфорца потребовал объяснений.
В миланский период Леонардо да Винчи создал Мадонну в скалах (1483-1494, Лувр, Париж второй вариант – около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. Леонардо да Винчи является одним из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, его натура представляет собой яркий пример «универсального человека», что есть идеал итальянского Ренессанса. В оригинале сохранилось только пятнадцать его картин. Среди всех картин и рисунков у Леонардо есть и такие, которые знает практически каждый.
К концу жизни он становится «первым королевским художником инженером и архитектором» при Франсуа I, работает над архитектурным устройством замка Клу. Мона Лиза была признана «самым известным, самым посещаемым, самым отражаемым в литературе, самым воспеваемым и самым пародированным произведением искусства в мире». Это изображение самой идеи мира и безмятежности.
Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца – отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500). На нём изображен старый, мудрый мужчина с длинной бородой и волосами, смотрящий на зрителя. Идеи Леонардо да Винчи, как инженера, значительно опередили свое время.
Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Однако уже обнаруживается свободное владение как различными техниками (портрет исполнен и маслом и темперой), так и способами их применения. Полны мольбы его глаза.
Он должен был приводиться в движение четырьмя людьми, вращающими рычаги по кругу. Интересы сошлись в одном. Главным доказательством такого определения личности модели является прочтение слова «горностай»: по-гречески название этого животного звучит как Gale, что соответствует фамилии придворной дамы – Галлерани.
Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. Эксперты утверждают, что обман зрения происходит за счет теней в уголках ее губ. Однако четыре столетия спустя после его смерти он знаменит преимущественно как художник.
Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Масштаб их славы можно сравнить только с работами Микеланджело.
Младенец, крещенный в последствие под именем Леонардо, родился, как записано в церковной книге, «в субботу, 15 апреля 1452 года от Рождества Христова» от внебрачной связи крестьянки Катерины и нотариуса, посла Флорентийской республики, мессира Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи, потомка богатого почитаемого итальянского семейства. Оказалось, что под слоем темной фоновой краски находился второй план картины, аналогичный итальянскому пейзажу «Моны Лизы» из Лувра. Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). руб. Но открылась ли.
Сомнений нет – здесь не ошибка: Изящно согнутая кисть И даже поза у зверька Все говорит – остановись. Леонардо да Винчи было поручено основать в Милане академию художеств.
Известен также проект (выполненный Леонардо между 1513 и 1516 г. во время его пребывания в Риме) большого параболического зеркала имеющего множество граней. Его видно в протянутой руке Чечилии. Эта картина была первым заказом Да Винчи, который снискал ему признание. В левой находится птичка щегол, которая является символом христианской души. Об оттенках они не заботились. Над полотном мастер работал, когда еще находился в мастерской Верроккьо.
Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания. По этому нисходящему пути трансформируется и эмоциональное содержание. XIX век наградил её титулом загадочной, даже роковой женщины. Если вам кажется, что Мадонна улыбается, то это не так. Первые свои произведения Леонардо создавал темперой на досках, грунт был тонированный. Существует несколько мифов, связанных с «Туринским автопортретом», наподобие того, что он даёт большую силу тем, кто созерцает его.
Многие восхищаются им из-за изображения темперамента Джиневры. Нежный силуэт лица, ветви пальмы (традиционный символ достоинства), красный мрамор, все подчеркивают связь между красотой, достоинством, целомудрием и верностью. В родной Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо Битва при Ангьяри (1503-1506, не закончена известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени.
После этого мастер заново написал голову Гавриила, немного наклонив ее, однако в изображение Марии изменения внести не успел. Художник, скульптор, архитектор инженер, ученый всё это Леонардо да Винчи. И главное, не подделка ли это.
Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции. Луки – знаменитый союз художников и врачей Флоренции. Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. Несовершенство композиции также искупает тщательно проработанная перспектива.
Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Символическое переплетается с эмоциональным, а идеальное – с реальным.
Квадрат может трактоваться, как материальное бытие человека, а круг представляет собой его духовную основу, а точки соприкосновение геометрических фигур между собой и с телом, вставленных в них можно рассматривать, как связь этих двух основ человеческого существования. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись Тайная вечеря (1495-1497 из-за особенностей примененной во время работы Леонардо да Винчи над фреской техники – масло с темперой – сохранилась в сильно повреждённом виде в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм. В ранних произведениях (голова ангела в Крещении Верроккьо, после 1470, Благовещение, около 1474, – оба в Уффици так называемая Мадонна Бенуа, около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний. Рисунок Леонардо – Витрувианский человек – также является знаковым.
Не смотря на то, что к 1476г. «Мадонна с гвоздикой» 1480 примечательна тем, что это первая полностью самостоятельная работа юного гения.
На эмблеме ветка можжевельника – символ Джиневры – окружена венком из листьев лавра и пальмы. Исследователи творчества Леонардо да Винчи полагают, что именно эту мысль и выражает легкая улыбка играющая на губах Джоконды, словно говорящая зрителю: «Все попытки человека познать мир и полностью понять его напрасны и тщетны». То Леонардова рука. Богородица ли она вообще. В сцен показано, что Иоанн признаёт и поклоняется Иисусу как Христу.
Дмитрий Мережковский в романе «Воскресшие боги. В кругу Лоренцо Медичи, который посвящал ей свои стихи, Джиневра пользовалась успехом. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 в замке Клу недалеко от Амбуаза (Турень, Франция). Леонардо действительно никогда не спешил закончить произведение, так как был убеждён, что неоконченность – обязательное качество жизни.
Оптика была популярна во времена Леонардо и имела даже философский оттенок. За спиной Моны Лизы – панорамный пейзаж, который не является просто фоном.
Во Франции, в этот период особенно активно приобщавшейся к культуре итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи был окружен при дворе всеобщим почитанием, носившим, однако, скорее внешний характер. Леонардо связывает фигуры не только общностью настроения, но и единством пространства. Мы постарались вкратце рассказать о них.
Одного лишь письма этого человека, в котором описывались удивительные произведения инженерной мысли «сеньора, который к тому же еще и рисует», хватило, чтобы да Винчи получил приглашение работать под покровительством Людовика Сфорза, вдали от соперников и недоброжелателей. В 1516 (1517) принял приглашение Франциска I и уехал в Париж. Саприцкий Э. Б. "Дама с горностаем" И вот опять полуулыбка Приходит к нам через века. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости.
Леонардо также интересовал рисунок волос. Леонардо да Винчи не любил долго спать, был вегетарианцем. Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком.
Это одна из четырёх картин женщин Да Винчи, другими были: «Мона Лиза», «Дама с горностаем» и «Прекрасная Ферроньера». Она принимает известие с благочестивым выражением лица, отвечая на него жестом левой руки. Дева прервала чтение. Полотно демонстрирует несомненное техническое мастерство художника. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. Как известно итальянская портретистка развилась из медали.
До него в живописи царила линия. Рисунки Леонардо конца 1470-х годов — убедительный аргумент в пользу его авторства и подлинности «Мадонны Бенуа». Текущие линии должны занять на картинах место изломанных.
Пейзаж на фоне также производит впечатление колдовского, словно находится вне этого мира. Леонардо уезжает в Милан, богатейший город того времени, под покровительство Лодовико Сфорца (1452 – 1508), который содержал армию, тратил огромные средства на проведения пышных празднеств, покупку произведений искусств. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Посередине Христос: он указывает на хлеб, намекая на таинство причастия. В более поздние годы он увлекался ботаникой, геологией, наблюдениями за полетом птиц игрой солнечного света и тени, движением воды. Эта картина выставлена в Эрмитаже.
На портрете изображена Чечилия Галлерани, любовница его покровителя Людовико Сфорца, герцога Миланского. «Мона Лиза» 1515 — конечно, нельзя обойти вниманием наверное самую прославленную из работ Леонардо да Винчи. Луки, гильдии художников, все еще продолжая работать в мастерской Вероккил до 1476г.
Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных апостолов. В этом первом известном нам портрете работы Леонардо, предполагаемом изображении дочери Америго деи Бенчи, еще нет той загадочной улыбки, которая вскоре станет своеобразной «визитной карточкой» мастера. Следует отметить, что есть несколько историков, которые не считают его автопортретом прежде всего потому, что фигура выглядит намного старше Леонардо в то время (60 лет). Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий.
Он написал небольшой по размерам «Портрет Джиневры де Бенчи» (ок. Реставрационные работы не позволяют нам сегодня утверждать доподлинно о свойствах изначального колорита «Мадонны с цветком».
Это тонкий намек на имя девушки. Необыкновенный ум, сила воли, проницательность светятся в глазах женщины. Картина никогда не передавалась её заказчику он хранил её у себя до конца жизни. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте.
В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieur de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». У этого изобретения очень широкий спектр применения: от разжигания печей до вентиляции комнат. Он получил домашнее образование, виртуозно играл на лире, первым объяснил, почему небо синее, а луна такая яркая, был амбидекстром и страдал дислексией. Он овладевает несколькими техниками рисунка: итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо. Во время Второй мировой войны фашисты увезли картину вместе с другими награбленными произведениями мирового искусства, намереваясь поместить сокровища в гитлеровский музей в Линце. Леонардо да Винчи (полное имя: Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, родился 15 апреля 1452 года в селе Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции – умер 2 мая 1519 в замке Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция) – великий итальянский художник (художник, архитектор, скульптор) и ученый (естествоиспытатель, анатом) изобретатель, писатель.
Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой.
Так он исследовал секреты человеческой мимики, ее «экстремальные» формы и амплитуду возможных гримас. Нет более углов. Анна с Марией и младенцем Христом» (1500 – 1510) – одна из тем творчества Леонардо, к которой он неоднократно обращался. Любовь вечная, жертвенная, как цепи гор, проходит из поколения в поколение, через прошлое к будущему.
Портрет подписан «Джоконда», но до сих пор существует мнение, что на портрете изображена жена богатого флорентийского купца. Чем только не увлекался Леонардо. Вполне справедливо замечание исследователей творчества Леонардо о том, что не вся предела с «Благовещением» могла быть выполнена им самим (уж слишком старательно, например, выписана рустовка здания). В это же время появляются первые заметные работы да Винчи, принесшие ему известность: набросок тушью «Пейзаж Санта-Мария дела Неве» и «Благовещение». При дворе художника приняли почтительно, но ни одного заказа он так и не получил. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат.
Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Пластически высечены контуры. Это не просто портрет женщины. Картина изображает Иисуса Христа как Сальватора Мунди («Спасителя Мира»). «Витрувианский человек» — общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492г.
Туда же вниз устремлён взгляд Святой Анны – матери Марии. Чечилия Галлерани была одной из самых образованных дам Милана. Исследователи считают, что это одна из 2 мадонн, о которых Леонардо пишет, что начал их в 1478 г. Вероятно, они были среди первых заказов собственной студии Леонардо. Все должно подчиняться целостной гамме тонов. В 2005 году учёные из Гейдельбергского университета изучая на полях фолианта заметки флорентийского чиновника, знакомого Леонардо – Агостино Веспуччи, прочитали: «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини».
С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка.
Соответствие моде может означать лишь то, что женщина относится не к самому бедному роду. В 1912 году, понимая огромное культурное значение обладаемой ею картины, Мария Бенуа решает продать «Мадонну» музею. Однако, эта работа осталась незавершенной: да Винчи умер в 1519г., в возрасте 67 лет. Удивительная целеустремленность угадывается в пластике движений модели.
Образ Джиневры, определенно, скрывал тайну, душевные переживания. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. Его жизнь полна скитаний, встреч с поразительными людьми, событиями. Леонардо был пионером техники и в «Иоанне Крестителе», его сфумато, как считается, достигло высшего уровня.