Кустодиева позволил увидеть отчётливое желание мастера обогатить портретный жанр использованием приёмов импрессионизма и модерна в том, что касается манеры письма и построения композиции. Так случилось, что однажды и он стал героем портрета Кустодиева. Этот портрет идейно напоминает портрет Николая II: поэт сидит на фоне горного пейзажа, как вид Коктебеля, где Волошин жил затворником с 1916 г. Б. Кустодиев Портрет Петра Леонидовича Капицы и Николая Семёнова.
Для этого полотна Кустодиев написал 27 портретов. Осенью 1921 г. П. Капица появился в мастерской Бориса Кустодиева и спросил его, почему он рисует портреты знаменитостей и почему бы художнику не нарисовать тех, кто станет известными. Этот портрет был заказан Кустодиеву для Третьяковской галереи. Такое сочетание реалистических и импрессионистических приёмов с композиционными принципами модерна станет характерной особенностью многих портретов Кустодиева.
Б. м. кустодиев создал новый стиль написания портрета. Ранние портреты Кустодиева выполнены в классической манере письма, а позже появляются те краски, что характерны для лубка и для дальнейшей линии творчества художника. Кустодиев с воодушевлением работал в самых разных жанрах и видах изобразительного искусства: писал портреты, бытовые сцены, пейзажи, натюрморты. Волошина Кустодиев изображает с книгой стихов в руках, что ставит эту работу в ряд с другими картинами, рассказывающими об увлечениях и деятельности людей изображённых на портретах. Мастерски совмещает Кустодиев изображение интерьера и портрет в работе «Монахиня» (1908 г. ), в которой изображена игуменья Староладожского монастыря Олимпиада.
Борис Кустодиев вошел в историю русского искусства в первую очередь как очень талантливый портретист. Осенью 1921 г. П. Капица появился в мастерскойБориса Кустодиеваи спросил его, почему он рисует портреты знаменитостей и почему бы художнику не нарисовать тех, кто станет известными. С некоторыми портретами Кустодиева дети среднего школьного возраста обычно знакомятся в школе. Такой семейной работой и является портрет его жены Кустодиевой.
Кроме вышеупомянутой «Купчихи за чаем», наибольшую популярность получили следующие портреты Кустодиева: портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году, портрет Максимилиана Волошина (1924), картина «Большевик» (1920), работа «Русская Венера» (1925), картина «Ярмарка в Саратове». В самом начале ХХ века Кустодиев приступает к разработке своего жанра «портрета-картины», где главный герой и пейзаж неразрывно связаны. 27 портретов были написаны по эскизам Кустодиева, под руководством Репина начинающий художник написал треть всего полотна.
Б. кустодиев получил предложение этой галереи создать свой портрет (до этого в галерее были портреты только двух русских художников: О. Кипренского и И. Айвазовского). Огромное восхищение вызывает известный «Автопортрет», Кустодиевым в 1912 году, хранящийся сейчас в галерее Уффици, во Флоренции.
Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана». Юлия ПрошинскаяЮлия Прошинская училась в школе Общества поощрения художников, много читала. С этим новым уменьшенным вариантом картины Кустодиев не расставался до самой своей кончины в 1927 году14. Рожденная в польской семье, она рано осталась без отца и подобно пушкинской Татьяне, в семье своей казалась девочкой чужой. Именно тогда его мучают такие сильные боли, что Борис Михайлович не в силах даже спать.
Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Мастер реализма, мастер портретной классической живописи. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Шаляпин был очень доволен портретом, ценил его особенно и чрезвычайно высоко, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух».
Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Так оно и было. В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер в страшных мучениях.
Этот интерес к поиску и выражению нового через синтез различных приёмов в значительной степени проявился в раннем творчестве Б. М. Больной без сознания, вот таким образом вам решать, что сохранить ему: руки или ноги. В 1905 году близ Кинешмы был построен дом-мастерская, который художник любя называл «Теремом».
В воде играют солнечные зайчики, с которых малыш не сводит глаз, неуклюже пытаясь поймать. В 1913-1916 годах он работает над групповым портретом художников объединения «Мир искусства». Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. По узким улочкам Москвы льется вязким потоком толпа. Пропорционально интересу публики в считаные дни подскочила и стоимость издания: «Странная история произошла с выпущенным Комитетом популяризации иллюстрированных изданий в количестве 300 экземпляров альбомом Шестнадцать автолитографий Кустодиева, стоившим по подписке 40 000 рублей.
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол».
Чертовски трудно. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются -- художник обращается к гуаши, темпере.
Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился». Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. В продажу он поступил по 100 000 рублей за экземпляр. Вторую родину он открыл для себя в Кинешме. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами.
За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Я терпелива. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). У ног певца — любимец, бульдог Ройка, а позади — дочери Марфа и Марина с личным секретарём певца Исаем Дворищиным. «Портрет Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссийского» (1915). Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны.
Какова шуба на нем. Солнечным майским днем 1927 года вся семья Кустодиевых выбралась на прогулку за город. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.
Полгода Борис Михайлович провел в больнице. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя).
Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Он умер на следующий день от скоротечного воспаления легких. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров.
Вот кого рисовать-то. А шуба. Вместе с семьей отправляется в Париж. М. и В. А. Кастальские), няня.
Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача». Парадокс. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские.
С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Мать нежно придерживает руками спинку и ножки ребенка, который хлопает ручонками по воде.
1915 У окна. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Молодой студент много пишет с натуры и увлекается портретом. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.
Возможно. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Свою судьбу Кустодиев встретил еще в 1900 году во время путешествия по Волге.
«Литографирование придало сочно-красочным кустодиевским полотнам особый оттенок поэтичности, музыкальности. Добужинского (1913), И. Я. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти.
Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Только одно рисовать. Я. Билибин, 1901). ДО КОНЦА.
В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Билибина (1914), Е. Е.
На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. Но еще – память, воображение. Солнце бросает свои лучи на крыши домов, образуя голубые тени.
Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека.
Юлия Евстафьевна сидит в коридоре. А художник был почти беспомощным. Рериха (1913), М. В. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Так он и работал. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. В том же году он венчается с Юлией Евстафьевной Прошинской, бывшей «смолянкой».
Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом».
Главной темой творчества художника стала семья. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Без сложнейшей операции не обойтись. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам.
Для меня главное в картине — цвет. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года.
Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Стал особенно заметен напевный ритм его композиций их точная орнаментика. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.
Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе».
Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Ю. Е. Прошинская была самым верным другом художника. К этому времени у них уже родился сын.
Это — одна из тех картин, которую обязательно надо видеть своими глазами». Спустя два года обучения в общих классах, его принимают в мастерскую И. Репина. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию.
Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Последние месяцы, что оставались ему на земле были уже не жизнью, а умиранием.
В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями.
Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии.
Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился.
К тому времени отец Бориса уже умер, а своих средств на учебу у Кустодиевых не было, ему оказал помощь дядя, брат отца. И. Шаляпин». Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Кустодиев создает ряд портретов.
И ей показалось, что это не просто портрет, а робкое признание и надежда. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета».
Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи. За широкой спиной Шаляпина развернулась картина народного празднества, гуляний, торговли и веселья, в общем встречи и празднования весны— масленица в самом разгаре с разноцветными балаганами, цирком, каруселью, лихими катаниями на разукрашенных санях и русских тройках прямо на ярмарочной площади с лотками и прилавками, которые уже тогда начали уходить в прошлое. Такое решение вновь иллюстрирует желание мастера совместить различные жанры, в данном случае портрет и пейзаж. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству.
На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. На руках у Марины обезьянка.
Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. 1903Уже через несколько дней после знакомства художник задумал написать ее портрет. Помню квартиру около Калинкина моста, на Мясной улице, 19.
Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Отца своего он почти совсем не помнил. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Слова оказались пророческимиИрина Кустодиева.
Все в этой девушке молодому художнику казалось необычным и значительным. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок.
Ему категорически запрещено работать. Мы жили на третьем этаже. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Вооруженные люди внизу спешат разделаться со старым миром.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха». Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века.
Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции -- сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна.
Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина.
– писал ей когда-то Кустодиев. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе».
Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Лансере (1915), И. Э. Из его записной книжки: Каждое существо хочет жить, даже таракан.
Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен». Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Здесь семья проводила каждое лето и это время для нее было самым счастливым. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией.
Но это не останавливает художника: стиснув зубы, он по-прежнему пишет. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Ребенок изображен в центре картины неслучайно. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург).
Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература». Параллельно комнатам огромный коридор где мы с Кириллом носились на роликах. Будто впервые.
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». И еще будучи студентом, Кустодиев выполнил ряд первоклассных портретов – Д. Л. Мордовцева, Д. С. Стеллецкого, И. Я. Билибина (все 1901), В. В. Матэ (1902).
Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался. К вечеру у художника поднялась температура. Кустодиеву удалось обобщить собственные впечатления о революции используя аллегорию. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Творчество великих художников Борис Кустодиев изучал в поездках по Германии, Франции и в других странах. Бегали в прятки.
Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции. Кустодиевой. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14.
С семи лет Борис посещает церковноприходскую школу, потом переходит в гимназию. Рисунок готов и был подарен позировавшей Юлии. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете.
Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Алое знамя трепещет на ветру, захватывая своим пламенем весь город. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики.
Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Он говорил: Картины в моей голове сменяются, как кино. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.
Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Художник – без рук, он жить не сможет. Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте.
Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Впоследствии Шаляпин собирался написать третью книгу, на этот раз о целиком театре, но не успел — он скончался в 1938 году. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Сияет небо. Кустодиев. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Полусидя, полулежа на постели, она, подобно Венере Урбинской Тициана, спокойно взирает на то, как воспринимает ее зритель.
Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. М. Г. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Грабаря (1916). Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы».
После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Борис Кустодиев Портрет Ю. Е. Только щеки да нос краснеют». Высота комнат необычная.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Художник написал богоматерь с жены, а ее младенца – со своего долгожданного сына Игоря. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца.
Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Этой работой был эскиз задуманного им триптиха Радость труда и отдыха. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи.
Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. С тех пор, по собственным словам Кустодиева, его миром стала его комната. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях.
Яркие краски придают картине мажорное звучание. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет». Она была рядом. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста».
Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. Акварельный портрет Марфы и Марины Шаляпиных хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств80. М. Г.
Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Над толпой и домами шагает большевик с красным знаменем в руках.
В этом довольно парадном портрете Кустодиев со свойственной себе долей лукавства отметил некоторую самовлюблённость Шаляпина, его стремление щегольнуть дорогими нарядами, создав поистине хрестоматийный образ артиста, этакого вальяжного русского барина или зажиточного купца. Критика отмечала и «притягательное для глаз обилие говорящих деталей, сцен, полный очарования колорит ушедшей старой жизни». Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Левой рукой же, чтобы не поскользнуться на дороге, он опирается на трость из ценного дерева. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.
От воспроизведения в графике живопись Кустодиева приобрела новые свойства»6. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища». Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920.
Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А.
Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. В глазах огромного большевика холод, как знак необратимости перемен. Он приезжает в Швейцарию и оказывается на больничной койке.
Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Красавица откинула атласное одеяло, обнажив свое бело-розовое, как «зефир» тело.
Но и она только чуть приглушила боль. Позади самодержца художник изображает сердце его империи – Кремль, показанный так, что узнаваемы все здания, но они трактованы лаконично, чтобы быть не просто изображением, а знаком. Картину укрепляли горизонтально и ее можно было передвигать взад и вперед. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества». В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902).
Портрет И. Б. Кустодиевой. (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.
Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе». На руках у Марины обезьянка. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф.
Летом и осенью 1921 года художник, увлёкшись новой для него техникой литографии и «оценив эффект воздушности и живописности, который она даёт», создал в Старой Руссе серию рисунков, впоследствии составивших основу «Шестнадцати автолитографий» правда, некоторые из них основывались ещё на дореволюционных полотнах Кустодиева («Трактир», 1916 «Архиерей», 1917). Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Комнат пять, все они располагались анфиладой. 1910 На террасе.
Кустодиев не смог её посетить и довольствовался отзывами знакомых, которые не всегда оказывались объективными, как в случае Кузьмы Петрова-Водкина, посетившего художника в те дни. Кустодиевой с дочерью Ириной. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25.
А болезнь художника прогрессировала. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Он умер 26 мая 1927 года – буквально в работе. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16.
На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Рука по-прежнему болит, особенно по утрам. В Париже он пишет лирическую картину «Утро», где изображает свою жену и купающегося в корыте сына-первенца. По совету жены к его креслу приделали небольшой столик и он рисовал. Здесь он построит дачу и назовет ее Терем и проведет самые счастливые свои дни. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём.
Он, в своем инвалидном кресле, бывал на премьерах в театрах и даже совершал дальние поездки по стране. Искусство требует всей жизни. Успех — потрясающий, слышу это буквально со всех сторон.
Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. Исключением не стал и Кустодиев, внесший свой вклад в целую галерею шаляпинских портретов. После поездок по России появляются портеты людей из мира религии. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию.
Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Однако для больного художника это была невероятно трудная работа, самый настоящий беспримерный творческий подвиг, хоть и привнёсший в его жизнь светлые и радостные моменты. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой.
Картина вызывает страх и тревогу. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими.
Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа.
Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Издание имело ошеломляющий успех. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Еще одним изданием, о котором стоит особо сказать были «Шестнадцать автолитографий».
Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Но и среди них выделяется портрет Грабаря. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.
Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. «Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Любовь к ней отражается в каждой работе.
Характерно, что спрос в одном только магазине Комитета растёт с каждым днём»7. Затащил мужика с базара — и писал при народе. С этим новым уменьшенным вариантом картины Кустодиев не расставался до самой своей кончины в 1927 году. Зашел с мороза прямо в шубе. Впоследствии Шаляпин пригласил Кустодиева к совместной работе над постановкой оперы «Вражья сила» в Мариинском театре в качестве художника по декорациям и костюмам.
Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро». Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Что было в его силах в это смутное и голодное время. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену.
Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Силуэт элегантной и по-превосходному пластичной фигуры предельно обобщён, сама она изображена в фас в три четверти во весь рост, а голова повёрнута влево, чуть ли не в профиль. 1906 Портрет жены художника 1909 Портрет Ю. Е. Кустодиевой. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме.
В 1903 году Кустодиев награждается золотой медалью и правом на заграничную пенсионерскую стажировку на один год за дипломную работу «Базар в деревне». Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию.