Среди целой серии портретных изображений, созданных художником, безусловно, выделяются портреты знаменитой Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой – крепостной актрисы, которая стала женой графа Н. П. Шереметева и умерла в молодости, вскоре после рождения сына.
Мы решили рассказать об одаренных крепостных, ставших более знаменитыми, чем их хозяева. Все эти годы он посвятил благотворительности. Граф мучительно обдумывал способы превращения своей «преступной» связи во вполне законную и сочинённый им «спектакль» оказался последним в шереметевском театре. Екатерина II пожаловала актрисе бриллиантовый перстень. А театр Николая Петровича.
Шереметьева никогда не могли упрекнуть ни в одном неблаговидном поступке, но его часто называли «уклончивым человеком», а после декабря 1825 года и вовсе не могли понять его постепенного «ухода в тень» от Двора, хотя все объяснялось довольно просто и одновременно – сложно: положением своим и Честью дворянской он был поставлен «Царю на службу», родственными узами же – связан со многими « сиятельными мятежниками», а по нравственным убеждениям своим – никак не мог оправдать ни пролития крови, ни насилия, с которого началось новое царствование. Дом состоял из больницы на 50 страждущих от недугов, богадельни на 100 призреваемых (50 мужчин и 50 женщин) и приюта на 25 девочек-сирот.
Шереметев-младший с детства воспитывался при дворе Екатерины II, вместе с будущим императором Павлом I. Будучи товарищем по детским играм, он остался дружен с наследником на всю жизнь и благодаря этому впоследствии имел много привилегий, но также и страдал от причуд этого неуравновешенного человека. Особо этим славился известный «театрал» той поры, директор императорских театров, Эрмитажа, владелец усадьбы Архангельское князь Николай Борисович Юсупов.
Прасковья Жемчугова была талантливой оперной певицей (лирико-драматическое сопрано) и одаренной драматической актрисой. Бельэтаж превратили в открытые ложи, установив вместо двух рядов лавок «ольховые, выкрашенные под красное дерево стулья». Должно быть, эти дни были самыми счастливыми в жизни Жемчуговой. Граф выделяет новую приму, но фавориткой его в этот период является Анна Изумркудова.
Охваченная паникой, она требовала от мужа, чтобы у дверей детской стояли стражники. Генеральная ложа стала разборной, в бельэтаже появились колонны и резные балясины. Портрет П. И. Он занимал почти всегда только одну комнату в доме. 7 марта (23 февраля по старому стилю) 1803 года скончалась Прасковья Ивановна Жемчугова-Ковалева, знаменитая актриса, крепостная графов Шереметьевых.
Аргунов (17711829 гг. ). Шереметевы переехали в Петербург. Графа Николая Шереметева не стало 1 января 1809 года. Николаю Петровичу уже исполнилось 45 лет, он был холост, да к тому же баснословно богат и хорош собой. Оригинальная планировка зала Останкинского театра позволяла легко (буквально в течение часа) превращать его в бальный.
Подруги подносили его к дверям спальни, она немного успокаивалась. Воронихин же предпочитал простоту классицизма. Однако климат плохо сказывался на здоровье актрисы, обострился туберкулёз. Ту самую, с золочеными львами.
Даже на надгробии актрисы было написано: «Здесь предано земле тело графини Прасковьи Ивановны Шереметевой, рожденной от фамилии польских шляхтичей Ковалевских». Актеры томились неизвестностью, граф устривал вакханалии с многочисленными любовницами, театр был заброшен.
А уж для любителей актерок разницы между труппой и гаремом не было никакой. (Недаром на гербе один из шереметевских львов был украшен надписью: «Не ярится, но неукротим. ») Однако такое случалось редко, обычно молодой граф был заботлив и очень корректен в обращении с людьми. Аргунов, сам выходец из шереметевских крепостных, хорошо знал и ценил Парашу. В столице он блестяще исполнял роли Шейлока в «Венецианском купце» Шекспира, Фамусова в грибоедовском «Горе от ума» и городничего в «Ревизоре» Гоголя. Это один из удивительных московских музеев.
В предчувствии кончины жены Николай Петрович занялся судьбой сына. С тех пор Щепкин стал воплощать в жизнь реалистичную манеру игры, пользуясь принципом «внутреннего оправдания роли». Сейчас в этом здании располагается Институт скорой помощи имени Склифосовского.
Их беспокоили, а порой и возмущали непомерные траты Николая Петровича. Юная актриса и ее несомненный талант произвели на молодого графа большое впечатление. В залах первого и второго этажа, украшенных статуями и вазами, все блестело золотом. 6 ноября 1801 года состоялось венчание Прасковьи Ивановны и Николая Петровича.
Это был театр-дворец. Впервые Жемчугова вошла во дворец Шереметева как жена. Ведь такой перспективный жених уходил из их рук. Она унаследовала его от отца и прогрессирующая болезнь грозила поставить крест на театральной карьере.
Родные, близкие да и просто знакомые Шереметевых судачили и рядили на все голоса. Граф Шереметев был представлен дворам Англии, Франции и Пруссии. Это представление давалось в только что открытом здании театра в усадьбе Кусково.
Болезнь заставила прекратить карьеру, но в жизни Прасковьи случилось и радостное событие — взошедший на престол император Павел I, с которым граф Шереметев был дружен с молодости, неофициально «благословил» отношения графа и крепостной актрисы. О балетной труппе князя, не без веских к тому оснований, говорили как о его гареме.
Архитектор работал над проектом не выезжая из Петербурга3: его планы и чертежи, отсылаемые по почте, воплощали в жизнь крепостные архитекторы Шереметева Алексей Миронов, Григорий Дикушин и Павел Аргунов6. Шереметьева осталась в тайне. Однако после своего неожиданного возвышения при дворе, графу Шереметеву пришлось изменить свой «деревенский» образ жизни. Возможно, здесь не обошлось без шантажа: граф Шереметев не мог не знать о готовящемся заговоре против Павла I, а также и об участии в нём самого наследника. И уже в столь юном возрасте ей предсказывали большое будущее.
Окно выходило на балкон, внизу виднелись кусты белой и лиловой сирени. Deus conservat omnia. Дворец начали строить в 1740-х гг.
Оно проходило в приходской церкви Симеона Столпника, построенной еще в 1679 году. Граф пережил свою жену лишь на шесть лет. Эта награда требовала отъзда в Петербург. Но как невенчанная жена графа она вызывала ропот и недовольство. И всегда срывала бурные овации.
У Прасковьи Ивановны была здесь уютная комната с большим венецианским окном. Успех пришел к ней в 1780 году, когда Параше шел всего тринадцатый год. Сырой климат Петербурга сразу сказался на состоянии здоровья Жемчуговой. Наследников фельдмаршала больше увлекали не пушки, а музы.
Щедрая благотворительность графа даже породила устойчивое выражение «жить на шереметевский счет», то есть даром. Приехавший из Европы сын Петра Шереметева Николай сразу проникся симпатией к юному таланту. Кирова, МАЛЕГОТа. А благотворительность Дмитрия Николаевича. На сегодняшний день, Останкинский театр – это единственный театр в России, сохранивший технику сцены 18 века – сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения. Граф Николай Петрович был чрезвычайно доволен ее дебютом и вскоре она получает главную роль в опере Саккини «Колония или новое поселение».
Прасковья часто плакала, а возлюбленный старался спрятать её от злых разговоров. В их любовь не верили, обвиняя графа и актрису в разврате. К началу XX века усадебная территория оказалась внутри плотно застроенного квартала.
Но родившаяся 31 июля 1768 года дочь Прасковья отца обожала. Склифосовского. А. Разумовский продал Потемкину целый оркестр (50 человек) по 800 рублей за голову. Фамилию ей и другим актерам крепостной труппы присвоил граф Николай Петрович. В Петербурге Борис Петрович почти не жил, а имение, подаренное царем, передал сыну Петру.
Но Господь вознаградил эту пару за проявленную стойкость: Прасковья забеременела. Это своего рода реквием в красках. Из Москвы граф с молодой женой и «свитой» прибыли в Санкт-Петербург. Вместе с Жемчуговой он переехал в столицу и высшее общество разволновалось.
Институт занимает здание Странноприимного дома – «Дворца милосердия», основанного Николаем Шереметевым в память умершей жены. Посетителей музея ждут сотни оригинальных экспонатов, документов, фотографий, личных вещей, портретов, наград и т. д.
Настил, закрывавший амфитеатр, делал из театрального помещения «воксал». В программе увеселений центральное место отводилось театру. Для Жемчуговой граф выстроил новый дом, значительно реконструировал театр.
Сына Параша рожала уже смертельно больная. Священник руководствовался не сословными принципами, а простой логикой — не могут быть простым блудом многолетние отношения двух людей, к тому времени прославившихся на ниве благотворительности. «Тансерки», которые могли бы стать украшением самой блестящей сцены, часто становились простыми наложницами барина. В ней – странное сочетание жертвенности, покорности судьбе, гордости и воли. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. Врачи запретили ей не только петь, но и вовсе выходить из дома.
Ничего особенного, если бы не одно «но» — граф, кажется, влюбился в девушку по-настоящему. В 1801 году Николай Аргунов писал портрет Прасковьи Ивановны Жемчуговой. Теперь этим «делом» можем насладиться и мы – походить по музею-усадьбе, увидеть оставшиеся от знаменитого шереметевского театра предметы реквизита, ноты с пометками крепостных исполнителей, коллекцию инструментов.
30 июня 1787 года императрица прибыла в Кусково. От нервного потрясения он, действительно, опасно заболел. Для жилья отводились так называемые старые хоромы, расположенные близ церкви. Благодаря его деятельности, в середине XIX века даже появилась поговорка «жить на шереметьевский счёт».
«Взращиванием» актеров у Шереметевых занимались специально приглашенные мастера. Они решают переехать из ставшего «злобным» Кусково и в 1795 году весной переезжают в Останкино, куда вслед за ними переезжает театр и музыканты. Но сырой климат столицы вызвал обострение болезни и вскоре она потеряла голос. Фельдмаршал Борис Петрович Шереметев навек соединен с петровским временем.
С большим успехом на новой сцене прошла героическая опера «Взятие Измаила», где вновь блистала несравненная Параша. Начинали строительство крепостные архитекторы Алексей Миронов и Григорий Дикушин, но затем понадобились советы и консультации более профессиональных зодчих и граф обратился за помощью к Винченцо Бренна, Джакомо Кваренги, Ивану Старову и Елизвою Назарову. Прасковья Ивановна Жемчугова (Ковалева, 1768 – 1803), родилась в Ярославской губернии в семье кузнеца Ивана Горбунова, получившего позднее фамилию Ковалев, крепостного графов Шереметевых. Это был театр-дворец. Переработать проект было поручено Джакомо Кваренги.
Тайная графиня В 1797 году она в последний раз вышла на сцену в своей лучшей роли Элианы. Ей было всего 34 года. Венчание было тайным и после него молодожёны убыли в Петербург. На сцену она вышла под именем Прасковьи Горбуновой — и этот «псевдоним» появился благодаря отцу и его горбу.
В 1781 году Прасковья Жемчугова становится уже не просто подающей надежды, а одной из лучших актрис России, сыграв Лизу в комической опере Монсиньи «Дезертир». Граф любил устраивать в великолепном кусковском парке, что называется, народные гуляния. Худенькая, с большими, немного испуганными глазами Параша Ковалёва вызвала у Николая восторг, смешанный с удивлением, «прекрасным даром органа».
Его фавориткой долгое время была Анна Изумрудова. Лишь некоторые поклонники могли насладиться ее глубоким драматическим сопрано. В 1832 году Свиязев переехал в Петербург, там он работал архитектором и преподавателем в Горном институте, где издал первое в России «Руководство к архитектуре», принятое для преподавания в Горном институте и других учебных заведениях. Эта новая сценическая манера сделала Михаила Щепкина первейшим актером провинции. Получив блестящее образование в России, он решил продолжить учение за границей.
Графиня Шереметьева умерла, так и не узнав о реакции света на это известие. Непокорная, даже небрежная причёска придаёт её облику нечто мятущееся. Однако радовала Парашу по прежнему только работа. Раскрывали складень лишь по великим праздникам и детей проводили мимо. Николай Шереметев одним из последних видел Павла I живым накануне убийства (разделил с ним его последний ужин в Михайловском замке) и впоследствии искренне горевал о его кончине.
22 июня 1779 года был, наверное, самым трудным днём в жизни Параши Ковалёвой. А «кусковские гуляния» Петра Борисовича Шереметева. Гармоничность не исчезла, даже когда в 1830-х Фонтанный дом «перевернули» : фасадом дворца стала сторона, задуманная как тыльная и обращенная к Фонтанке. Этот Странноприимный дом ныне известен нам как НИИ скорой помощи имени Склифософского.
Для Шереметева и его возлюбленной «Кусково стало злобным». Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона даже называет Прасковью Ивановну «первой русской поэтессой из крестьянства». Одновременно с ней на русской сцене появляются Яхонтовы, Бирюзовы, Изумрудовы, получившие эти фамилии взамен «мужицких».
Трудно сказать, по каким параметрам отбирали кандидатов для обучения актёрству, но Парашу почему то сразу выделили и отдали на воспитание одинокой, скучавшей княгине Марфе Михайловне Долгорукой. Все его несметные богатства и более двухсот тысяч крестьян Перешли к сыну. 30 октября 1788 года умер старый граф Пётр Борисович Шереметев.
Однако графа это ничуть не огорчило. Единственной ее радостью была только работа. Впрочем, крепостному такое громкое имя не полагалось и именовался отец Прасковьи просто «холоп Ивашка».
Считается, что псевдоним Жемчугова актриса получила за нежный «жемчужный» голос. Молодая женщина боялась не только за себя, но и за своего возлюбленного. В 1822 году уже свободный Щепкин был приглашен в труппу московского Малого театра, за которым позже закрепилось неофициальное название «Дом Щепкина».
Девиз дворянского рода Шереметевых гласил: «Бог сохраняет все». Он же занимался убранством и декорированием интерьеров Останкинского дворца. Портретов не было никаких исключение составлял только висевший около стола портрет Государя Александра Павловича с собственноручною его подписью: «Старому товарищу». Нетерпение и желание увидеть ее на сцене способствовали назначению 11-летней актрисы на эпизодическую роль служанки в опере Гретри «Опыт дружбы».
Графу Шереметьеву государем было пожаловано звание обергофмаршала императорского двора. Крепостных актеров обычно держали в казармах под мелочным надзором.
Три розы вышиты золотом – три года семейной жизни. Строить здание приюта граф начал ещё в 1792 году. Более всего поражал новый театр. Но тут хрупкая театральная звезда неожиданно проявила мужскую хватку. Спектакль «Браки Самнитян», где она сыграла свою лучшую роль, посещали Екатерина II и Станислав Понятовский, а в 1797 г. Павел I, который, пожаловав хозяину театра графу Николаю Петровичу Шереметеву звание обер-гофмаршала, потребовал его присутствия в Петербурге.
Она пела в опере Андре Гретри «Опыт дружбы». Фактически предав своего государя и благодетеля, обер-гофмаршал, скорее всего, рассчитывал на благодарность Александра I. Вскоре он её получил. По рассказам графа, Прасковья Ивановна имела некоторое представление о строящемся Останкинском доме, но то, что она увидела, превзошло все ее ожидания. Вскоре граф пожелал, чтобы, в случае необходимости, зал, после небольших перестановок, мог превращаться в «воксал», то есть служить местом для танцев и банкетов. «Случаи истинно благородного чувства к крепостной актрисе бывали редки.
Шереметев решил заменить «мужицкие» фамилии своих актрис новыми, более благозвучными, по названиям драгоценных камней. Но от этого граф не перестал любить её. Начиная с искусно набранных из различных пород дерева паркетных полов и кончая великолепными расписными потолками – все являло собой искусство и служило искусству.
Московская публика в назначенные дни валом валила в имение гостеприимного «креза старшего» – так называли в аристократических гостиных Петра Борисовича Шереметева. Свою первую роль Прасковья сыграла в 11 лет, она предстала служанкой в опере Гретри «Опыт дружбы». По окончании спектакля Жемчуговой устроили настоящую овацию и осыпали цветами. Она уже не пела и чувствовала себя все хуже. Автором проекта был ученик Баженова Елизвой Назаров.
Дворец в Останкине был открыт уже летом 1795 года. Третий портрет героини, выполненный Аргуновым также в 1803 году, – посмертный. Сегодня «неправильность» уже никому не мешает и на лучших портретах графини Шереметевой, созданных Николаем Аргуновым, мы видим очень привлекательную и явно незаурядную женщину.
Бог сохранил и эту тайну, которую Шереметевы так и не раскрыли до сих пор никому. Граф Шереметев, едва увидев Прасковью на сцене, влюбился в неё до безумия. После рождения ребенка немедленно забрали от матери, боясь заражения.
По своим акустическим качествам он является лучшим залом Москвы. Прасковья не обманула его надежд – ее выступление было поистине блестящим. Сегодня в этом здании располагается институт Скорой Помощи им. Копии с картин Аргунова сделаны по приказу прапрадеда. На несколько месяцев Николай Петрович ударился в беспробудное пьянство и развлечения.
В его время в народе появилась поговорка «жить на шереметевский счёт», поскольку граф, являясь попечителем Странноприимного дома, тратил не только на него, но и на другие учреждения, огромные суммы. Более всего поражал новый театр. Такой была страстная и нежная любовь графа Н. П. Шереметева к его крепостной актрисе подмосковного театра в Кускове – Параше, даровитой артистке игравшей под фамилией Жемчугова и автору народной песни «Вечор поздно из лесочку», в которой она воспела свою встречу с графом. Но хуже сплетен был туберкулёз, проявившийся у актрисы.
А молва в те времена разлеталась и без помощи всякой «жёлтой прессы». За каждым именем стоит целый мир свершений, радости, отчаяния. Он был заложен 28 июня 1792 года, в день рождения графа Николая Шереметева.
Около 1803 г. В 1798 году 47-летний граф Николай Шереметев решился на то, чтобы официально жениться на Прасковье Жемчуговой. Его открытие приурочили к посещению имения императрицей Екатериной II, которой 30 июня 1787 года показали оперу Гретри «Браки самнитян» — лучшую постановку шереметевского театра.
Архитектурная основа не менялась – раннее барокко, стиль нарядный и очень гармоничный. Настил, закрывавший амфитеатр, делал из театрального помещения «воксал». За каждым именем – отрезок истории. Существуют свидетельства, что он встречался с Георгом Фридрихом Генделем (в бумагах графа был найден автограф знаменитого немецкого композитора), а также знал великого Моцарта и даже поддерживал его деньгами. Это была Жемчугова. Он писал, что раскаивается в том, что «нарушил установление придворного порядка и не доложил о том предварительно и для того, упадая к стопам Вашего Императорского Величества, дерзаю в горести моей испрашивать одной милости, чтобы осчастливить и подать мне отраду хотя единым начертанием священного слова, что сие не противно воле вашей, но может удостоено быть и благоволительного принятия».
Это почтительное отношение передавалось из поколения в поколение. Он стал оказывать ей внимание: беседовал, музицировал и заставлял петь. Для того, чтобы собрать нужную сумму был организован спектакль, с платой по подписке. Под руководством первоклассных наставников крестьянская девочка быстро освоила музыкальную грамоту игру на клавесине и арфе, пение, выучила французский и итальянский языки.
Зато граф Николай Петрович, по всей вероятности, был очень доволен дебютом Параши, так как вскоре в опере итальянского композитора Саккини «Колония или Новое селение» Шереметев поручил ей главную роль. Слава об этом спектакле крепостного театра Шереметевых оказалась настолько громкой, что 30 июня 1787 года на Жемчугову и «Самнитские браки» приехала смотреть сама императрица Екатерина Великая. С 7 лет ее взяли на обучение «в театр», как и других талантливых шереметевских крепостных. Кто и почему это сделал неизвестно до сих пор, т. к. Свои основные надежды молодой реформатор возлагал на детей «определенных к театру» и его внимание сразу привлекла худенькая Параша Ковалева, которая своим необычайно глубоким и оригинальным голосом вызывала восторг и удивление.
В декабре 1798 года семья Прасковьи Жемчуговой получила вольную. Театр ожил. Её положение крепостной не сулило ничего хорошего в жизни, однако Параше повезло. До настоящего времени входит в репертуар популярных исполнителей как народная. Прасковье Ивановне приписывается авторство известной песни «Вечор поздно из лесочку».
Он так уверился в Прасковье, что поручил ей главную партию в следующей постановке. В семнадцать лет Жемчугова сыграла свою лучшую, по отзывам современников, роль Элианы в «Браках Самнитян». Имуществ», «Журнале изящных искусств» и «Трудах Императорского Вольного Экономического Общества».
В Санкт-Петербургских ведомостях можно было прочитать объявление, что продается художник. Для хозяина и его гостей театр превращался в «храм наслаждений» с «юными нимфами Терпсихоры». Параша мечтала о сцене и старательно постигала азы актёрского мастерства.
Но быть живой ей оставалось недолго. С 1910 года общедоступные концерты оркестра Шереметева стали бесплатными. Многие красавицы знатных родов сгорали от зависти и ненависти к бедной крепостной актрисе.
День и ночь пребывала она в тревоге, что младенца похитят.
Занятия благотворительностью помогали графу хоть как-то утешиться в его горе. Умерла Параша Жемчугова в ночь на 23 февраля 1803 года. Наспех набранную его отцом труппу из крепостных крестьян Николай Петрович пополняет новыми «народными» талантами. На открытии дворца Прасковья исполнила роль турчанки Зельмиры в опере «Взятие Измаила».
Шереметев забирает с собой и лучшую часть своей труппы, в том числе и Жемчугову. В неполные восемь лет она была взята в подмосковное имение Кусково графа Петра Шереметева. На самом же деле Прасковья была дочкой горбатого кузнеца – «коваля» и в графский театр она попала семилетней Парашкой Ковалёвой.
Разрешение на столь скандальный брак дал графу сам император. Но в нарушение всех правил, она изображена перед родами. То не было горячкой молодой мамаши: Жемчугова знала, какая судьба уготована «бастардам» – рожденным у богатого сословия детям от крепостных девиц. В 1795 году был открыт новый театр Шереметева во дворце Останкино. У нее обострился наследственный туберкулез, пропал голос.
Однако никаких интимных отношений между юной актрисой и Шереметевым не замечалось. в 1849 году, во время одного из обедов, Анна Сергеевна скоропостижно скончалась. Испытавший это обаяние ее личности крепостной художник написал несколько портретов, лучшими из которых считаются парадный и «В полосатом халате» написанный в 1803 году за две недели до родов. Перед нами статная, с лицом куда более прекрасным, чем у многих полнотелых, важных матрон, которые глядят на нас с портретов мастеров 18-го века. Помимо этой работы, Свиязев также опубликовал «Учебник архитектуры», «Основания печного искусства» и ряд статей, напечатанных в «Горном Журнале», «Журнале Министерства Государственных. И в том числе – арфу, на которой играла Прасковья Жемчугова.
Взгляд полон нежности и затаённой муки. В сыром климате северной столицы у Прасковьи открылась чахотка. Для открытия была подготовлена героическая опера «Взятие Измаила». Ковалевой-Жемчуговой.
Актриса – дочь деревенского кузнеца, отмеченная исключительным даром и прекрасным голосом. Граф Александр Дмитриевич Шереметев (1859-1931) основал в 1882-м году частный оркестр, с которым с 1898-го года начал давать народные (общедоступные) симфонические концерты. Бельэтаж превратили в открытые ложи, установив вместо двух рядов лавок «ольховые, выкрашенные под красное дерево стулья».
Это была партия Луизы в опере Пьера Александра Монсиньи «Дезертир» (или «Беглый солдат»). Его сын и наследник Николай Шереметев позднее вспоминал, что впервые увидел талантливую крепостную актрису в 1773 году, когда, вернувшись из-за границы, посетил Кусково: «Если бы ангел сошел с небес, если гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен». В России же крепостные театры и оркестры стали чудовищным и циничным символом рабства. Талантливые и трудолюбивые «тансерки», которые могли бы стать украшением любого знаменитого театра, зачастую оказывались самым вульгарным гаремом для барина.
История Смутного времени, «семибоярщина», – связаны с именем Федора Ивановича Шереметева. Он сочиняет легенду о происхождении Прасковьи Ивановны Ковалёвой из рода польских шляхтичей Ковалевских, которые якобы когда-то жили в его имении Кусково.
Только радости ей это не принесло. граф Дмитрий Николаевич отказался от проведения дознания и всецело отдался воле Божьей. Прасковье Жемчуговой традиционно приписывается авторство песни «Вечор поздно из лесочку/ Я коров домой гнала», сюжет которой автобиографичен и в романтизированной форме повествует о первой встрече героини с будущим мужем, графом Н. П. Шереметевым7.
Вершиной ее искусства считают роль Элианы в опере Гретри «Самнитские браки». Здесь ей назначили «верховую дачу», то есть питание с барского стола. Портреты Аргунова отличаются особой проникновенностью: как говорится, «как живая».
Ему не терпелось скорее увидеть её на сцене и потому он, не посмотрев на возраст, вскоре назначил одиннадцатилетнюю актрису на небольшую роль служанки Губерт в опере Гретри «Опыт дружбы». Н. И. Николай Петрович Шереметев пережил супругу на шесть лет. В знак благодарности Жуковскому Шевченко посвятил ему одно из наиболее крупных своих произведений — поэму «Катерина». Генеральная ложа стала разборной, в бельэтаже появились колонны и резные балясины. Есть улица Шереметевская и графский переулок, названный в честь Шереметевых.
Так было и в Кусково. Название «Фонтанный дом» невольно преуменьшает размер имения. Её голос пленял необычайной глубиной и оригинальностью. Николай Шереметев родился в 1751 году.
О браке было объявлено только в 1803 году, после рождения сына Дмитрия. Для жилья отводились так называемые «старые хоромы», расположенные близ церкви. Открытие его было приурочено к посещению подмосковного имения Шереметевых Екатериной II.
Говорят, не все уроки проходили гладко – характер у него был непростой, вспыльчивый и если кто вдруг оказывался нерадивым учеником, граф страшно сердился и, от греха подальше, вскакивал на коня и мчался во весь опор, чтобы «растрясти» свой гнев. Была также организована библиотека с читальным залом. Ему было 57 лет. Строительство в Останкино длилось шесть лет и было окончательно завершено в 1798 году. Параше эти голоса грозили мщением и ненавистью.
Изображение Прасковьи Ивановны в гробу, а в центре два ее портрета. В господский дом Парашу определили за отличные вокальные данные, с тем, чтобы подготовить ее для поступления на сцену музыкального театра графа Шереметева. С этой целью залу была придана овальная форма, планшет сцены поднялся вровень с несколько сниженным полом бельэтажа.
Судьба Прасковьи Ковалевой могла бы сложиться иначе, если бы не мода того времени на крепостные театры и не редкий дар – необыкновенный завораживающий голос. Счастливая семья, но. Но подорванное туберкулёзом здоровье окончательно подвело молодую мать — спустя двадцать дней, так и не оправившись от родов, Прасковья Ивановна Жемчугова, графиня Шереметева, скончалась. Особенно восторгался успехом юной крепостной певицы хозяин театра, вернее, «младший хозяин» – сын графа Петра Борисовича Шереметева, Николай Петрович, недавно прибывший из Европы.
Песня, впервые опубликованная спустя 15 лет после смерти Прасковьи Жемчуговой (в сборнике «Новейший российский песенник», СПб., 1818), была чрезвычайно популярна в XIX веке89, включалась во многие песенники и сборники фольклора на протяжении двух веков. Он умел читать партитуры, управлять оркестром и в юности мечтал быть дирижёром. В 1785 году актриса впервые сыграла роль, которая стала её звёздной, — роль Элианы в опере Гретри «Самнитские браки». 28 июня 1792 года состоялась закладка будущего здания больницы. Вместо боковых балконов соорудили верхнюю галерею – парадиз.
Николай Петрович много путешествовал по Европе, слушал лекции в Лейденском университете изучал постановку театрального дела, повышал музыкальное образование, общался с выдающимися деятелями европейской культуры.
Перегородка отделяла его кабинет от уборной (так называли в 18 – 19 веках гардеробные и ванные комнаты – автор) Убранство комнаты было самое простое. Приезжая на очередной прием, господа родственники пытались сосчитать, сколько граф потратил на свой сказочный дворец, сколько на все эти спектакли-оперы и, главное, сколько на подарки своей «крепостной выскочке». Невесёлую жизнь крепостного кузнец «услащал» водочкой, после употребления которой часто дрался.
Своего сына Параша рожала 3 февраля 1803 года будучу смертельно больной. Копии с картин Аргунова, сделаны по приказу прапрадеда. Так было и в Кускове. Один в чепце, с миниатюрой на груди, другой, последний, перед родами, в полосатом платье, с такой горькой складкой возле губ.
В 1908-м году он пожертвовал 20 тысяч золотых рублей на учреждение стипендии Н. А. Парашу переселяют из дома княгини Долгорукой во флигель, где живут артисты крепостного театра. Раскрывали складень лишь по великим праздникам и детей проводили мимо.
Вместо боковых балконов соорудили верхнюю галерею-парадиз. Сценический псевдоним «Жемчугова» – тоже шереметевская традиция: артисткам давали фамилии, образованные от названий драгоценностей. Сама императрица Екатерина II, восхищенная игрой Жемчуговой, наградила ее алмазным перстнем в знак признания ее таланта.
У Параши обнаружился певческий талант и уже в шесть лет перспективную артистку взяли в усадьбу на обучение. Вскоре граф пожелал, чтобы, в случае необходимости, зал, после небольших перестановок, мог превращаться в «воксал», то есть служить местом для танцев и банкетов. Я помню, что в Фонтанном доме стоял складень на аналое. Так появились на русской сцене Яхонтовы, Изумрудовы, Бирюзовы.
Память о Прасковье Ивановне хранят не только потомки, но и работники музея в Останкино.
Екатерине II демонстрировалась лучшая постановка шереметевского театра – опера Гретри «Браки самнитян». Снаружи – дворец внутри – убежище для больных, бездомных, увечных. «Украсив село мое Останкино, – писал граф Николай Петрович в завещании сыну Дмитрию, – и представив оное зрителям в виде очаровательном, думал я, что, совершив величайшее, достойное удивления и принятое с восхищением публикою дело, в коем видны мое знание и вкус, буду всегда наслаждаться покойно своим произведением». В ней проживал он несколько десятков лет.
Фамилия «Ковалёв» происходит от ремесла отца Прасковьи, кузнеца — кузнецов иначе называли «ковалями». « Своевольная графиня» умерла почти в полном забвении. Граф старательно готовил свет к тому, чтобы тот принял Прасковью в качестве графини.
Прасковья, по отзывам современников, при всем своем обаянии красавицей не была, ей не хватало правильности черт. В главной партии оперы Саккини «Колония или Новое селение» она создала образ невинно страдающей, глубоко любящей девушки. В этом спектакле Прасковья появилась под новой фамилией Жемчугова.
Николай Петрович оставил сыну записки, в которых рассказывал ему о матери и об их любви. Параше было 11 лет, когда состоялся её дебют в роли служанки в опере Гретри «Опыт дружбы». Параше еще не было и одиннадцати лет, когда она впервые вышла на сцену. Прасковья Ивановна обладала душевной тонкостью и добротой, ее легкий и благожелательный характер располагал к себе очень многих.
3 февраля 1803 года Прасковья подарила мужу наследника, которого назвали Дмитрием. Отметили венчание лишь в самом узком кругу друзей. Премьера состоялась 22 июля. Дед не разрешал называть ее Парашей. Для московской и петербурской знати женитьба графа Н. П.
Бог сохранил нам память об этом, как сохранил и шереметевские усадьбы и дворцы – Кусково, Останкино, Остафьево, Вороново, Фонтанный дворец в Петербурге и конечно же знаменитый Странноприимный дом на Садовом Кольце, построенный графом Николаем Петровичем в память о его скоропостижно скончавшейся после родов супруге графине-актрисе Прасковье Шереметевой. Поговаривали, что владела она и некими колдовскими чарами и знаниями, да и похожа была позднее весьма на знаменитую «Пиковую даму» – старую графиню Пушкина, но все это сохранилось лишь в глухом ропоте молвы, которая как то не была особо словохотлива по отношению к «новой Шереметевой» – на удивление. Граф пережил «возлюбленную супругу» на шесть лет, которые посвятил воспитанию сына и исполнению последней воли Прасковьи Ивановны. Он на сцене «не играл, а жил». На торжественном открытии театра Шереметьевых, приуроченном к победе в войне с Турцией 22 июня 1795 года, Прасковья блистала в главной роли турчанки Зельмиры, полюбившей русского офицера, в музыкальной драме И. Козловского на текст П. Потемкина «Зельмира и Смелон или Взятие Измаила». Дед не разрешал называть ее Парашей.
Помимо музыки и театра, Николай Петрович слыл известным знатоком архитектуры. Считается, что в ней в романтизируется первая встреча Параши с Николай Петровичем, а словарь Брокгауза и Ефрона называет Прасковью Ивановну «первой русской поэтессой из крестьянства». В 1779 году на сцене крепостного театра Николая Шереметева в Кускове дебютировала в роли служанки Юбер в комической опере Андре Гретри «Испытание дружбы». Уже в 13 лет она блистала на сцене исполняя глубоко трогательную партию Луизы из драмы Седена «Беглый солдат».