Эта интерпретация приводит к обособлению элементов – к тому, что они начинают летать по картине. Обратите внимание — дама спокойна и безразлична к осуждению толпы. Интересен тот факт, что оригинал написан Кандинским на немецком языке, а на русском книга вышла только в 1967 году в Нью-Йорке благодаря Международному Литературному содружеству и жене художника – Нине Кандинской. 1895 решил посвятить себя искусству.
Кандинский второй половины 1910-х годов очень драматичен. С раннего детства у Кандинского были способности к живописи, однако он становиться юристом и удостаивается звания доцента с правом преподавать. Публика иколлеги поцеху непонимали инепринимали его искусство, ноКандинский оставался верен себе: «Абстрактное искусство создает рядом с«реальным» новый мир, свиду ничего общего неимеющий с«действительностью». Главная идея как таковая в этой работе отсутствует, вместо неё сам художник даёт конкретное описание фигур и цветов картины.
Франц Марк создает здесь образ рая, который уничтожен. Читаем между строк: «у того, кто ее купит, есть шанс увидеть свою фамилию на этикетке на популярной выставке. ». Это кубофутуризм, о котором я еще расскажу.
С приходом к власти в Германии нацистов всё абстрактное искусство подвергается гонению, а работы Кандинского называют «дегенеративным». Но это и годы рождения абстрактного экспрессионизма (44-й, 45-й, 46-й) уже не как индивидуального направления, а как одного из главных направлений в послевоенном искусстве XX века. Сценка из парижской жизни написана молодым художником, который уже заработал себе репутацию обличительными «Бурлаками», во время его учебы в Париже. Он – уже доцент юридического факультета с правом преподавания. Этого и хотел добиться великий художник. В 1896 году он покидает Россию, приезжает в Мюнхен и начинает совсем другую историю. В этом положении заключалось принципиальное отличие концепции беспредметного искусства Кандинского от «геометрической» тенденции, распространенной в России. В 1907 году Кандинский возвратился в Германию и поселился в небольшом селении Мурнау в Баварских Альпах.
«Синий всадник» (1903 г. ) написан уже в Мюнхене, где он учится в частных школах Холоша и Ажбе. долл. И эти цвета вспыхивают уже поверх рисунка. Протекающая рядом река также намекает на бренность жизни.
С 1885 учился в Московском университете, мечтая о карьере юриста, но ок. Кандинский очень интересовался русскими лубочными картинками и даже собирал их. Бедная дама с трудом смогла добиться развода. Он хотел некоего универсального объединяющего знания. Каждый зритель увидит то что ближе ему. Стать реалистическим академиком можно так же легко, как абстрактным академиком.
Но некоторые эксперты уже в этих работах видят предпосылки к абстракции, которая станет его стилем намного позже. Расположенный у подножья Альп, город и красота вокруг вдохновляли художника. Но горы, фигуры, деревья – все это знаки. Однажды, слушая в Большом театре оперу Вагнера «Лоэнгрин», он увидел, как музыкальные звуки трансформируются в его сознании в цвета.
В очередной раз публика не принимает взглядов художника, отворачиваясь от него. Композиция 10 – это последняя большая композиция (1939 г. ). Гончарова, М. Ф.
Для кого-то это похоже на фантастическую рыбу. Дело в том, что он был не просто художником, но признанным лидером авангардизма. Вот что осталось от пейзажа. Сейчас вы видите работу «Кувшинки. И опыт внутреннего видения для художников группы «Мост» был чрезвычайно важен. Беспредметная, однако, не значит безыдейная.
Положением главного центра — «где-то» — определяется внутреннее звучание всей картины. Жёлтый «обладает способностью подниматься выше и выше, достигая высот, невыносимых для глаза и духа». Может быть, там будут работы из частных собраний. Малевич, а Кандинский, в свою очередь, принял участие в экспозиции «Бубнового валета» того же года.
Этот уже переход, радикально связанный с отказом от натурного восприятия. Выступил как художник сценической версии сюиты М. П. Мусоргского Картинки с выставки в театре Дессау (1928).
Период 1920-х годов – это Кандинский-модернист. Язык форм артикулирован. И похожие вещи имели место, в то время они уже были предметом изучения. Тем более, что той же весной эту работу купили за 600 тыс. Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей. Свою теорию Кандинский сформулировал и изложил в научной форме в книге «О духовном в искусстве», написанной в 1910 году и изданной в 1911 — 1912 гг. По ее завещанию 150 картин мужа поступили в Музей современного искусства в Париже (Центр Помпиду). На языке оригинала в Мюнхене книга вышла в 1911 году и имела невероятный успех.
Да, это очень похожая история. Или, например, Кандинский осваивает футуристический даже где-то принцип скоростей. Художники группы «Мост» выезжали за город и через танец, через разные оргиастические импровизированные ритуалы пытались освободиться от цивилизации. Проданный лот относится к этому периоду. С этого момента он сосредоточился в первую очередь на цветовых пятнах и линиях картины, а не на передаче конкретных форм. Они иногда проявляются в очень неожиданных встречах.
Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Mnchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Калльмюнц (Kallmnz), расположенной в живописной местности при впадении Фильса в Наб. С ней он путешествует по Европе, организует выставки и пишет картины. Сейчас вы видите фотографию основателя дрезденской (а потом берлинской) группы «Мост» Эрнста Людвига Кирхнера. Именно с таким посылом начинает писать свои картины Кандинский после 1911 года. В связи с работой в мастерской настенной живописи он также усиленно занимался материалами красок и различными связующими средствами.
Цели синтеза искусств ставил и в замысле спектакля Желтый звук, призванного объединить цвет, свет, движение и музыку (композитора Ф. А. Гартмана спектакль, текст которого был помещен в альманахе Синий всадник, 1912, не осуществился из-за начала Первой мировой войны). Публиковал художественно-критические Письма из Мюнхена в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909), участвовал на выставках «Бубнового валета». Оказавшись за чертой бедности Кандинский впал в отчаяние. Билибин. Так как важна динамика. Многие работы, написанные в этот период, были уничтожены. Она там же и скончалась в 1962 году.
Но на самом деле, новый «мир искусства» Кандинского подчинялся вполне конкретным законам существования, а потому создавал очень живую и определённую реальность. Долгое время Кандинский прожил в Мурнау со своей возлюбленной Габриель Мюнтер. Не четкое изображение лиц людей намекает, что их эмоции — это не главная идея. В 1911 году из-за эстетических разногласий он вышел из этого общества и вместе с Ф. Марком создал объединение «Синий всадник», в которое вошли французские, немецкие и русские мастера. Вехой на этом пути явилась «Картина с белой каймой», созданная в 1913 году, в кульминационный моментдовоенного творчества Кандинского. Испытав значительное воздействие сюрреализма, все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте (Доминирующая кривая, 1936, там же Голубое небо, 1940, Центр Ж. Помпиду, Париж Разнообразные действия, 1941, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).
Но все равно за ними считываются какие-то фигуры, от которых Кандинский пытался уйти. Он возвращался к разным темам и одной линии движения (по крайней мере, в середине 1910-х годов) у него не было, хотя можно обнаружить тенденцию, особенно по номерным композициям. Кандинский ставит две задачи. То есть это совершенно универсальные декоративные композиции. Годы в Мурнау станут самыми плодотворными в творчестве художника, который придет к осмыслению и обоснованию беспредметного искусства («О духовном в искусстве», 1911). После смерти мужа Нина Кандинская продавала и дарила его картины музеям, организовывала мемориальные выставки, в 1973 году опубликовала книгу воспоминаний Кандинский и я. В начале 1970-х годов она купила дом в Швейцарии, где 2 сентября 1980 года была убита грабителем (преступление осталось не раскрытым). Значит, это дама полусвета, падшая женщина.
20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. Но назвать ее таковой довольно трудно, так как это смесь с абстрактным искусством. Дело в том, что предыдущий триумф этого автора — картина «Одалиска» (3 млн.
Кандинский не верил, что живописи можно просто научиться. Всё перекодировано. 1903 г. «Влюбленная пара», 1907 «Пестрая жизнь», 1907 г. ). Здравствуйте. В 1917 году в Москве он сочетался браком с Ниной Андреевской (1893 или 1899-1980), дочерью офицера. Это кульминация работ художника с кругами в стиле абстракционизма. Образы войны делали итальянцы, предчувствие войны делали немцы.
Это Кандинского чрезвычайно интересует. Картина, однако, к Демидову не попала, ее приобрел украинский сахарозаводчик Терещенко. Первая задача, в композиции 6 – отказ от центра и вращение вокруг пустого центра. А внизу он сравнивает более интересную вещь. Кандинский писал пейзажи с натуры («Улица, освещенная солнцем», Одесский художественный музей «Красная церковь» «Река летом» «Река осенью», все – в ГРМ), однако в этих работах он значительно большее внимание уделял цвету, чем форме.
Постимпрессионистская работа художника посвящена его ученице и возлюбленной. Позднее именно этот человек стал одним из основателей абстракционизма. Кандинский нарушает горизонтальные планы. Знатным женщинам на Древней Руси не разрешалось покидать женскую половину и только ради почетных гостей они могли выйти, поднести чарку и (самая приятная часть) позволить поцеловать себя.
Эксперименты Кандинского повлияли на многих художников начала XX века, в том числе на Пауля Клее, который до знакомства с основателем «Синего Всадника» был графиком избегающем разноцветья в своих картинах, а после был известен благодаря своим нежным, в каком-то смысле наивным акварелям. Круг как центр притяжения, расположенный в левом верхнем углу произведения, обыгрываетсядругими эпицентрами цветовых кругов. Его космологические фантазии (графическая серия Малые миры, 1922) обретают в этот период более рационально-геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность (В черном квадрате, 1923 Несколько кругов, 1926 обе картины – в Музее С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Так, желтый цвет у него ассоциировался с безумием, голубой -с небесным спокойствием («Синяя гора», 1908-1909 гг. ), зеленый – с коровой на лугу, красный -с энергией.
От ранних, уже достаточно ярких и сочных импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (Пестрая жизнь, 1907, Ленбаххаус, Мюнхен Дамы в кринолинах, 1909, Третьяковская галерея). Но Кандинский никогда не связывал название объединения и своей знаменитой картиной. В 1903—1907 годах художник путешествовал по Европе, побывал в Тунисе. Обратите внимание на картину, висящую на стене: это изображение царя Алексея Михайловича, один из первых конных портретов, появившихся на Руси. Это не только громкое имя художника, но и «провенанс» (происхождение).
Он развил принципы этого искусства и на первый план в цветовой композиции выдвину пятно. Они приписывали ей чрезвычайную дикость. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями.
Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. С началом немецкой оккупации (1939) намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том числе над проектом комедийного фильма-балета, который намеревался создать совместно с композитором Гартманом. Его не устраивает, что картина может быть статичной, такой вот зависающей.
Тема этой картины — древнерусский «поцелуйный обряд». «Несколько кругов». В обиходе этот городок носит название «Жемчужины Оберпфальца». Здесь важно учитывать многие факторы: в какой творческий период художник создал произведение, какого оно размера, в каком состоянии, какую имеет историю и другие моменты. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина.
В некоторых работах он следовал за И. Я. Для группы «Мост» это было искусство Африки и ницшеанство в самом широком смысле, так как группа «Мост» – это цитата, по сути из Ницше, что «человек – это мост между животным и сверхчеловеком». творчество этого периода, получившего наименование «синтетического», отмечено отпечатком воздействия сюрреалистической живописи: «Разные части», «Вокруг круга», «Разнообразные действия». Полотна должны были вызывать ощущение отхода от действительности. У Кандинского все-таки ощущение тоньше.
Да и наследие у нее поменьше — вот таким образом в продаже ее работы найти трудно. Ещё в 1901-м году он основал в Мюнхене художественное объединение «Фаланга», при котором функционировала Школа, в которой сам же он и преподавал. Или вот – «кричащая» импровизация (1912 г. ).
В один и тот же год художник мог создать и достаточно конкретное произведение с понятным широким массам смыслом и полную абстракцию. Осознавая несовершенство и иллюзорность реального мира, художник должен переместить свой взгляд с действительности внутрь себя, в мир «под знаком Духа». Но и здесь можно заметить предпосылки в виде ярких пятен и линий.
В абстрактных образах художник искал аналогию музыкальным впечатлениям. Здесь он познакомился со своей будущей женой Н. Н. Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом. Рекорд оказался весьма кстати, чтобы поправить репутацию хорошего художника. является очень важной фигурой в русской культуре.
Горизонтальная линия воплощает пассивное начало, вертикаль – активное начало. Нет. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Но его интересуют гораздо более сложные вещи. Можно еще назвать такие полотна как «Круги в круге», «Интимное известие», «Без названия», «Раскачивание». Картина написана 1926 году, когда знаменитый «Баухауз» переехал из Веймара в Дессау. И это еще одна работа на стекле (1912 г. ), где вы видите мотивы с всадниками и путниками, а линии дорог, например, в правом нижнем углу превращаются в две очень странные формы.
Все его импровизации на холсте продуманы, просчитаны. Объединившись с художниками Августом Маке, Францом Марком и Робером Делане и, конечно, композитором Арнольдом Шенбергом, Кандинский наконец-то попадает в среду, способствующую переходу к полной абстракции в творчестве, поиску новых форм и цветовых сочетаний. Но – чего не будет у этих художников. Он очень много в себя аккумулирует зрительных впечатлений и стремится к их синтезу. И в сущности, её единственно возможным средством выражения стал язык формы и цвета.
Четверть — молодежь. М. К. Лакост пишет: «В Дессау к художнику вернулась творческая сила мюнхенского периода. Кандинский интерпретирует в более гармоничном ключе все эти пейзажные планы. В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. Концерт», 1911 «Импровизация 7», 1910 «Композиция IV», 1911). Он приступает к работе в Наркомате просвещения, став руководителем секции кино и театра.
Обратите внимание, что центр здесь светлый, пустой, а вокруг него нагнетаются формы. То, что получилось, Кандинский решил доработать и превратить в большое полотно маслом. долл.
Недавно ее продали за 1, 7 млн. Все стало неверным, шатким и мягким». Вокруг него всегда были люди, способные к эксперименту.
Фигуры, линии и цвета дают явный намек на абстракцию. Кандинскому чуждо второе определение, сам он называет таких людей «ремесленниками», чье творчество не наполнено смыслом и не имеет ценности. Картины этого замечательного художника теперь находятся во многих музеях по всему миру. Джентльмены осуждающе смотрят на нее, покидая оскверненное место.
Здесь он увлекся немецким искусством иконы на стекле и написал картину на стекле «ВСЕ СВЯТЫЕ II». Вот и эта картина попала на аукцион весьма сложным путем.
Вот это нужно понимать. Они отвергали любое проявление иррациональности в творческом процессе. От картины веет спокойствием и умиротворенностью. Это не значит, что такой же популярностью будет пользоваться любой холст. На аукционную цену произведения влияет его репутация.
На этой выставке Кандинский выставил несколько своих картин, в том числе этюд к «Композиции II» (1910). Пытаюсь взрастить в себе материалиста. «Композиция VII». На ней он увидел картину Клода Монэ «Стог Сена». Шведский владелец, сделав рентген, восстановил первоначальный вариант. Германия очень многое ему дала. Вот таким образом художник общается только сдрузьями ипродолжает экспериментировать скистью вруках.
Также как картина называлось творческое объединение, созданное вместе с Францем Марком. Это – «Мурнау. Коровин — главный русский импрессионист. Но не все деятели искусства разделяли подобную точку зрения, что привело к расколу среди художников и созданию сообщества единомышленников–абстракционистов «Синий Всадник».
Нодва голоса высказались против: Гуго фон Чуди и Франц Марк (последний был тогда еще неизвестным художником он сам пришел к абстрактному цвету в живописи через некоторое время). Он – преподаватель свободных мастерских, хотя недолго. Такие намеки дают широкий простор для философских размышлений. Через шесть лет Кандинский женится на своей двоюродной сестре Анне. Импрессионистам присущ очень «легкий», размашистый стиль письма.
Его учебные планы и методы преподавания стали значительной частью системы преподавания в Баухаусе. Самые известные картины Кандинского приведены ниже. Среди других полотен Верещагина, недавно пошедших с молотка, — «Распятие на кресте у римлян» из серии, посвященной различным видам казни.
Швейцарец разделял любовь абстракциониста к музыке и его мысль о том, что искусство должно вызывать сильные эмоции, помогать человеку слушать внутреннее «я» и обретать понимание процессов, происходящих в окружающей среде. Это 1914 г., уже война. В 1914 году Василий Кандинский возвращается в Россию и останавливается в Москве. Путь Кандинского множество раз подтвердил, что истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом «из художника». Обратите внимание, как он здесь интерпретирует форму внутри сероватой рамки.
Кульбина «О духовном в искусстве». фунтов.
Однако его срочно отозвали на родину и он оставил их на хранение архитектору Хуго Херингу. И уже в 1897 году Василий Васильевич начинает обучение живописи в частной студии А. Ашбе. Пишет с лодок, с моста. В этом же году Кандинский выпускает книгу своих суждений и мыслей об абстракционизме.
Картина отображает не угнетение, страх и ужасы, наоборот, высвобождение души из материального бытия в светлый, лучший мир. Это своеобразная философия художника переноситься на его рабы в стиле абстракционизма. Красный стал для художника цветом огня и крови, проявляющим движение лишь внутри себя. Ходлер здесь, можно сказать, организует пейзаж как систему знаков. Давайте обратимся к жизненному пути, который прошел Кандинский Василий Васильевич.
Он пытается войти в советскую реальность. После знакомства с ней Кандинский задался вопросом, сможет ли он создать картину такого же сильного эмоционального наполнения, как произведение великого композитора, «в которой краски стали бы нотами, а цветовая гамма – тональностью. ». В 1914 г. с началом Первой мировой войны Кандинский вернулся в Россию и поселился в Москве. Он пишет уже руками, так как у него катаракта и серьезная потеря зрения. Параллельно этому движению Кандинский создает свою собственную новаторскую этику о «ритмическом» цвете в живописи. Большое внимание мастер всегда уделял графике, в том числе гравюре на дереве.
По окончании Кандинский путешествовал по Европе и Северной Африке, основал ассоциацию художников-авангардистов «Фаланга», экспериментировал в духе фовизма и постимпрессионизма, не переставая искать собственный стиль. Кандинский включен в игру освобожденного цветового ритма. И если композиция 7 из Третьяковки – мажор, то композиция 6 в Эрмитаже – минор.
Мастер переезжает во Францию и селится в Нёйи-сюр-Сен, под Парижем, где скончался 13 декабря 1944 года, оставив после себя богатое теоретическое и художественное наследие. Может быть, это море с плавающими в нем рыбами, кальмарами и медузами. Его картины напоминают чем-то зафиксированные в красках фотографические эффекты света. В работах «Посвящается Громанну» и «Вспышка» Кандинский применил технику, эффект которой проявляется как раз в геометрических композициях. Между прочим, эти черные диагонали – это самые натуральные дороги.
В 1910-е Кандинский на основе своей теории создал серию беспредметных картин («Черные линии», 1913 «Белый овал», 1919 г. «В сером», 1919 г. ). Но, к сожалению, все усилия Кандинского найти себя в своей стране не увенчались успехом, абстракционизм был объявлен «упаднечиским», а Кандинского называли «приспешником буржуазии». Старыедрузья из Берлина сообщили ему, что его картины удалены из немецких музеев. Данная картина явное тому подтверждение. Порой он даже вытесняет все другие формы, как в знаменитой картине «Несколько кругов», которая вызывает ассоциацию с полетом пестрых мыльных пузырей».
Это были молчащие цвета. В 1911-м году вместе с художником Францем Марком организовал группу «Синий всадник», акцентом творчества которой было «выявление ассоциативных свойств цвета, линии и композиции». Вот этот индивидуальный, выстраданный синтетический язык стал уже универсальным. Билибиным и отображал сцены из жизни Древней Руси («Русская крсавица». Он нарисовал ее со спины, как она работает (рисует, творит) на фоне осеннего парка.
«О духовном в искусстве» – это философское, очень тонкое и вдохновляющее произведение, без которого понять и прочувствовать картины великого абстракциониста просто невозможно. Все формы становятся определенными. Сейчас вы видите «Александра Македонского в Индии». Изображенные на известной картине «Синее небо» некие существа заставляют усомниться, что это небо. Напротив, чем абсурднее в этих картинах фигуры, тем очевиднее решимость прорисовать их до последней детали, чем изощреннее формы, тем ярче краски» Сам художник назвал этот период творчества «поистине живописной сказкой».
В этот период картины, такие как «Небесно-голубое», «Сложное-простое», «Пестрый ансамбль», далеки от романтики, они переполнены страстью и эмоциями. Василий Кандинский родился в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926). В свете этих событий он был вынужден уехать во Францию. Творчество Василия Кандинского — это точное пошаговое отражение его жизненного пути.
Однако после выставки имя Кандинского стало известно во всем мире. Выдержки из книги в 1911 г. на Всероссийском съезде художников зачитал Н. И. На полученные деньги музей зачем-то приобрел коллекцию из 200 работ американских концептуалистов. Кульбин, с которым они состояли в переписке и обсуждали вопросы возможного сотрудничества. 5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. И вот здесь он выходит в абстрактный экспрессионизм. Еще немного, он и в поп-арт проникнет. Эта картина тогда была продана за 1 тыс.
Это единственная его абстрактная вещь, вообще единственная. Парижское время – самый спорный период в творчестве Кандинского, т. к. Годы войны принесли ему тяжелые потери.
Картины в этом периоде отличаются своей шутливой формой. Оказывается, будущие выставки делают картину еще более заманчивой, чем прошедшие. Они, скорее, парят в воздухе и выглядят так, словно окутаны паром.
Он считал Баухаус «высшей школой формообразования» с конкретными социальными задачами. Голубой же «развивает звук флейты». Кандинскийдоводитдо крайности цветовые и тональные сочетания. Есть мнение, что Кандинский – это человек, который уже целиком вырос в немецкой культуре.
В своем немецком поэтическом альбоме стихов Звуки (Klnge, 1913) стремился к идеальной взаимосвязи беспредметных визуально-графических образов с текстом. Но ничего этого уже не опознается. Работы Кандинского находятся в крупных музеях и галереях мира. На первый взгляд образы на знаменитой картине вполне понятные.
И во многих работах художника можно проследить морскую тематику. Органично войдя в среду немецкой модернистской богемы, выступал и как активный организатор: основал группы «Фаланга» (1901), «Новое мюнхенское художественное объединение» (1909 совместно с А. Г. Явленским и др. ) и, наконец, «Синий всадник» (1911 совместно с Ф. Марком и др. ) – общество, ставшее важным соединительным звеном между символизмом и авангардом. Далее мы рассмотрим нюансы такой оценки, а также где и как продать картину Василия Кандинского. Но для появления Кандинского это еще не все. Кандинский хотел чего-то универсального.
Толчком к тому, чтобы бросить привычный образ жизни и отправиться в неизведанное, стал повод, абсолютно не связанный с искусством, – в мире физики произошло очень важное событие – открытие разложения атома. Так, он говорил: «Абстрактное искусство создаёт рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с действительностью». Картина называется «Раненый».
Не только лубок, но и русская икона оказала влияние на творчество художника. Давление большевистской партии на искусство, приведшее впоследствии к возникновению «социалистического реализма», началось только после 1922 года. Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения-в-искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер (Москва. Вид на поезд и замок».
В это же время художник работал над теорией беспредметного искусства. Я показываю вам рисунки Шёнберга. В выставке объединения в 1912 года приняли участиеН. С. Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то. Теперь Кандинский использует доселе невиданные драгоценные и рафинированные соотношения цветов, которые своей пестротой напоминают о славянском народном искусстве.
После закрытия Баухауза в конце 1924 года художник переезжает в город Дессау. Обратите внимание, как он работает здесь композиционными треугольниками.
Посмотрите, как он пишет скорость в нижней части. В 1918 издал автобиографическую книгу Ступени. Путем наложения нескольких прозрачных кругов возникают прекрасно моделированные цветовые тона. Здесь 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриэлой Мюнтер (Gabriele Mnter), 26-летней слушательницей школы. Каждый цвет художник дополнительно сравнивал со звучанием музыкальных инструментов.
«О чем я думаю. Он танцует какое-то подобие, как он себе представляет, негритянского танца. Это, собственно и стало отправной точкой для абстракционизма Кандинского, но полное теоретическое обоснование это новое течение в изобразительном искусстве получило в 1912 году, когда свет увидела его книга «О духовном в искусстве», которая совершенно перевернула все представления об искусстве. В них нет мрачности, они скорее близки детской непосредственности. По поводу того, участвовал ли Кандинский в ритуале, пил ли отвар из грибов – об этом написаны даже книжки уже, например «Кандинский и шаманы». и в итоге оказалась прекрасным вложением денег.
А вот здесь – «Сражающиеся формы» Марка. В том же году у них родился сын Всеволод, который вскоре умер. Художник делал попытки следовать ретроспективным тенденциям «Мира искусства» и писал картины на старинные сюжеты («Дамы в кринолинах», 1909). В 1939 году художник отказывается от германского гражданства и принимает французское.
В книге он рассуждает о музыкальных и эмоциональных эквивалентах красок. Автор не дает определения этим существам, тем самым оставляя простор для фантазий. Картина исполнена в 1910 году, находится в Галерее Тейт, в Лондоне. К 1910 году относятся первые живописные опыты Кандинского в области беспредметности. Сам Кандинский довольно просто объяснял свой поворот к абстрактному искусству: «Сегодня я люблю круг, так как раньше любил коня, а может быть и больше, так как нахожу в круге больше внутренних возможностей, отчего он и занял место коня». Благодаря Кандинскому были открыты около 22 художественных галерей в России.
Художник начинает изучать отзывы зрителей относительно своих картин. Стилистическая разница — колоссальна. На что он обращает внимание. Первым шагом на пути к абстракции стало написание философского трактата «О духовном в искусстве» в 1910 году. 1913 году создается «Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами».
как люди способны «уйти из мира» или «выйти из себя» или «выйти из мира». И в 1921 году, получив предложение на место преподавателя в «Баухаузе», в Веймаре, Кандинский покидает страну. В 1944 году в этом городе он умер и был похоронен на Новом кладбище Нёйи. Тогда как раз Кандинский решает связать свою жизнь с искусством, а точнее с живописью.
Этот представитель знаменитой уральской династии жил на вилле под Флоренцией. Габриель Мюнтер сыграла одну из основных ролей в становлении Кандинского абстракционистом. Они поселяются в Мурнау, в Баварии. Первая находится в Третьяковке, третья — в Государственном музее Беларуси.
Так, треугольнику соответствовал жёлтый, квадрату – красный, а кругу – синий. В годы нацизма его работы были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и не выставлялись. Моне переворачивает все с ног на голову.
И, по сути, он уже живет внутри своей картины. И в результате весь пейзаж начинает взрываться.
«Синее небо». Кренца за это решение очень долго осуждали.
Он очень много дал «Синему всаднику» и художникам, которые его окружали. Вот эти изгибы розовых линий – это формы гор. Но в 1933 году всё резко меняется. В 1909-м Кандинский вместе с коллегами создал «Новое объединение художников».
Концерт». Русские критики Репина обругали за такой фривольный сюжет и призвали вернуться к правильным «русским» народническим темам, что он и сделал. В 1914 вернулся в Россию, где жил в основном в Москве. Также в этот период он работает над своей автобиографией, над книгой «Ступени» и преподает в различных художественных школах.
Облака» (1903 г. ). Соответственно цветовой тон и насыщенность цвета стали меняться в тех местах, где фигуры пересекаются друг с другом Круг доминирует во всех картинах двадцатых годов. Блондинок мало.
Активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, раздраженный идеологическими склоками, покинул Россию навсегда после того, как был послан в командировку в Берлин (1921). Выявляет нюансы, не только радующие глаз, но и затрагивающие струны души. А авторов известных только на родине, приберегают именно для таких продаж. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Он ценил и лубочные картинки и прялки и иконы. «Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами».
Композитор поддержал художника в его начинаниях с цветовыми экспериментами и поиском «антилогичной» гармонии, на первое место в которой вставали бы чувства, а не сюжет. Посмотрите – это всё чертеж. Художник отдал дань югендстилю («СИНИЙ ВСАДНИК», 1903).
И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ. Их единственный сын Всеволод умер ещё в детстве. Замысел «Композиции VI» появился, когда он написал на стекле картину на тему Всемирного потопа — звери, люди, пальмы, ковчег и буйство водной стихии.
Полотно оказалось самым дорогим произведением искусства, проданным на «русских торгах» — так называют несколько дней, когда в мировых аукционных столицах главные дома устраивают продажи только русского искусства. А сочетая разные цвета и формы в картине, можно повлиять и на более глубокие чувства. В «Композиции VI» не только изображения стали абстрактными, но и идея — более общей: обновление мира через разрушение. Высоких было больше, чем низких. Классифицируя абстрактные произведения, мастер различал среди них «импрессии», «импровизации» и «композиции» и так разъяснял заложенный в них смысл: импрессии возникают как непосредственная реакция на реальные явления, в основе импровизации лежит интуитивное чувство, а композиция вырастает из подготовительных эскизов. Вы сейчас видите страницу альманаха «Синий всадник», в которой Кандинский сравнивает картину Ван Гога (верхний ряд) с японской гравюрой.
Вы считываете только горизонталь моста, эти остатки впечатлений. Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866 в семье коммерсанта принадлежал к роду нерчинских купцов, потомков сибирских каторжан. Он полностью уходит от формы, его картины строятся по принципу диссонанса цветов. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Этот образ всадника – романтизм чистой воды: «Облаком волнистым пыль встает вдали» Но этот всадник синий, в синем плаще – это посланец какого-то другого мира. У двоих из них пики.
Детство и юность Кандинского прошли в Одессе, в портовом городе. Именно тогда он пишет свою знаменитую книгу «Точка и линия на плоскости», описывая психологическое значение каждой фигуры на картинах.
Сейчас вы видите обнаженного Кирхнера, танцующего в своей мастерской. Параллельно сотрудничал с Московским товариществом художников, участвовал в выставках «Бубнового валета». Это ему мешает работать, но он продолжает. Его членами стали немецкие и русские художники. Именно там он начал свои эксперименты с формой и цветом. Подруга Габриэль остаётся в Мюнхене.
Но он – единственный, кто вышел в абстракцию, в космос, в другое ощущение мира. Вот таким образом русский худжоник широко известен не только в России, но и за рубежом. Оказалось, что это его собственная картина, поставленная на бок. У них не будет знаков, у них не будет сибирских шаманов. К ним можно по-разному относиться.
Сильнее всего вдохновила начинающего художника увертюра оперы Рихарда Вагнера. Вообще, Демидовы, став итальянскими князьями, развлекались как могли. Вы ее видите, но вы почти ничего не видите. Уют – это, конечно, не то слово для военного коммунизма. Белый обозначал активное, а чёрный – пассивное сопротивление.
Художник не предпринимал ничего, чтобы смягчить эффект причудливо-нелепого. В 2012 году Третьяковская галерея планирует масштабную выставку Коровина. Это очень важно осознавать. Новое техническое средство — песок, —добавляемый в краску или в грунт. Острые углы – «теплы, остры, активны и желты», а прямые – «холодны, сдержанны и красны». Книга сильно опережала свое время, вот таким образом издателя для нее было найти очень сложно. У них очень локализованное пространство. Прежде чем навестить Шамбалу и начать переписываться с далай-ламой, Николай Константинович Рерих довольно успешно специализировался на древнерусской теме и даже делал балетные эскизы для «Русских сезонов».
Он разработал систему образов, которые вызывают цвета и опубликовал ее в виде таблиц в работе «О духовном в искусстве». Автор «Черного квадрата» — слишком важная персона, чтобы его произведения часто встречались в свободной продаже. Кандинский В. В. Композитор считал, что «призвание художника – посылать свет в глубины человеческого сердца», а писатель называл художника тем человеком, «который может нарисовать и написать все». Он решает творить сам изначально рисует в стиле импрессионизма. Это даже не означает, что он художник. Энтузиазм жены спас Кандинского.
Но «Баухауз» закрыли и Кандинский спешно переехал в Париж. Он уходит от реальности в визионерство. Кандинский был не про дикость. Даже после расставания с художником из-за начала первой мировой войны она сохранила его работы, оставленные им в Германии в доме Мурнау.
Наверное, одна из лучших работ этого времени. Худых — больше, чем толстых. Перед концертом нам удалось немного поговорить. Параллельно развивается другая традиция, которая связана с знаками – традиция кодирования пейзажа. Нёйи-сюр-Сен стал последним городом, где жил художник.
Именно такие глубокие и волнующие произведения решил создавать и Кандинский. Художник из Казани, ученик Репина, эмигрировавший в 1923 году в США, на родине хорошо известен разве что сотрудникам казанского музея, где хранится много его произведений. В 1910 создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат О духовном в искусстве (книга была опубликована в 1911 на немецком языке). Посмотрите, он пишет опрокинутый пейзаж – отражение неба в воде.
Это художник, который жил в России, в Германии и во Франции и аккумулировал в себе очень многое из всех культур, к которым он имел отношение, а это не только указанные мною страны, но и еще более глубинные вещи, о которых я чуть позже расскажу (они связаны с его фамилией и легендой о происхождении Кандинских). В 1885—1893 (с перерывом в 1889—1891) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова изучая экономику и право. Синюю размытую форму в центральной части картины можно интерпретировать как сражающуюся фигуру исходящую из нее белую линию — как копье, направленное на «дракона», представленного в виде черной убегающей формы внизу слева.
У него даже были рисунки, перерисовки с шаманских бубнов. Перед зрителем два сражающихся казака, под ними – радуга, образующая дорогу, ведущая к дворцу на голубом холме. Социальная позиция Мейера, отвергающего всякий эстетизм, требовала полного отказа от «стиля Баухауса». Это композиция 8 (1923 г. ). Мюнхенская художественная критика резко отреагировала наданную работу и вынесла приговор, что картина принадлежит кисти сумасшедшего или «опьяненного морфием или гашишем».
Во время приездов в Москву в 1904-1906 г. он вместе с М. Ф. Но спустя 20 лет Репин переписал ее фигуру, придав ей стыдливое выражение — так картина становилась нравоучительной. «Композиция VIII».
В Германии преподавал в «Баухаусе» (с 1922, в Веймаре и Дессау), занимаясь в основном общей теорией формообразования изложил свой педагогический опыт в книге Точка и линия на плоскости изданной на немецком языке в 1926. Знаменитый пейзажист написал три подобные картины. Довольно маленькое полотно художника (по сравнению с другими полотнами автора) относится к раннему периоду становления Кандинского художником.
После закрытия нацистами «Баухауса» (1932) переехал в Берлин, а в 1933 – во Францию, где жил в Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен. Они представляли ее очень древней, но все предметы – XIX, начала XX века. И вот здесь Штайнер – один из моторов XX века, можно сказать, тайная философская власть. Согласно его учению, современное общество представляет собой модель пирамиды, в основании которой находятся люди материальные и примитивные, а на вершине — художники, властители умов и сердец, несущие свет искусства.
В 1928 году В. Кандинский становится гражданином Германии. В 1893 году заканчивает университет и поступает на работу в типографию «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К» художественным директором. Это Кандинский, работающий с искусством как с языком. Но вернулся к ним он лишь после того, как ему исполнилось 30 лет, чем еще раз подтвердил простую истину – начинать никогда не поздно. долл. В 1901 году Василий Кандинский организовывает творческое объединение «Фаланга» и при нем художественную школу, где начинает свою педагогическую деятельность.
Он очень любил рисовать. Жёлтый для него был очень динамичным и означал всё резкое, взрывное, агрессивное. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903–1907), с 1902 жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Мурнау (Баварские Альпы). В 1924 мастер образовал вместе с Явленским, Л. Фейнингером и П. Клее объединение «Синяя четверка», устраивая с ними совместные выставки. «Капризный». Автор понимал, что для обывателя будет сложно понять всю глубину мысли, вот таким образом рекомендовал не заострять внимание на каждой детали.
Композиция составлена из трех прижатыхдруг кдругу форм: от нижней правой части картины вверх к ее центру направляется форма, сгущающаясядо цвета красной киновари. В 1922 году он уехал в Германию, куда его пригласили преподавать в Баухаузе. Но труд Кандинского – это не учебник. Они почти одного размера. Еще один эмигрант, малоизвестный на родине — однако талант бесспорный. Вы видите сейчас картину «Кохель.
Посмотрите на эти красные горизонтали, которые тоже так очень резко начинают вибрировать. Они очень условные, обобщенные. После ее смерти была составлена подробная опись картин. Предметная тема картины почти поглощена красочным цветовым потоком.
А вот для чего. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу. Это как будто подтекшая картина Кандинского – 1944 г., год его смерти.
Но это – спекуляция, поскольку никаких прямых доказательств и свидетельств этого нет. «Двое на лошади». Однако публика не приняла работы Кандинского, что повергло его в уныние. Композиция 6.
В композиции 7 центр присутствует, он очевиден, но вокруг него еще формируются и организуются еще несколько центров. «Серый овал» (1917 г. ). Второе название – «Казаки». Это касалось прежде всего усиленного аналитического изучения отдельных элементов картины, результаты которого он представил в 1926 году в сочинении «Точка и линия на плоскости». Между двумя этими центрами — третий (ближе к левому), который можно распознать лишь постепенно, но который является главным центром.
Эта авангардная картина принадлежит к числу лучших его работ. Посмотрите – здесь характерный момент диагонального развития композиции. Но для создания чисто художественной композиции необходима была не только форма, но и цвет, который призван создавать особое силовое напряжение с точки зрения абстрактной живописи. Краски наего картинах бледнеют, аформы становятся биоморфнее. Кандинский был дважды официально женат.
Посмотрите на сцену Страшного суда – акварель 1902 года. «Сражающиеся формы» – это образ войны, образ сил добра и зла. Помимо уже известной цветовой символики и разделения на «четыре основных звучания» (теплое — холодное свет — тень), Василий Васильевич в своем курсе по цветоведениюдля Баухаусаделал акцент на физические основы цветового порядка исследуя прежде всего цветовое трезвучие «желтый — красный — синий».
Выставки участников «Фаланги» проходят трижды в год на протяжении четырёх лет. «Габриель Мюнтер за рисованием». Здесь сложился новый живописный стиль Кандинского, названный им «лирическим геометриз-мом» и описанный в работе «Точка и линия на плоскости» (1926). И в этих композициях уже видны ходы. Орнаментальные сетки, напоминающие шахматные поля, пересекаются свободнымдвижением кругов или полукругов, не задерживая их и не вступая с ними в конфронтацию.
Так, полотно «ГЕОРГИЙ» (1911) написано по мотивам Георгия Победоносца, а легенда об огненном восхождении Ильи-пророка получила отражение в картине «ВСЕ СВЯТЫЕ I» (1911). Вот и позднее, когда Кандинский брал уроки у знаменитого Франца Фон Штука (художник Сецессиона), ему пришлось оставить свою яркую палитру и писать в чёрно-белой гамме изучая форму. В1911 году он вместе со своим товарищем Францем Марком основал группу «Синий всадник», участники которой стремились выявить «ассоциативные свойства цвета, линии и композиции».
Музыка вообще была одной из причин, подвигнувших Кандинского к занятиям живописью. Они очень мало знали об Африке. Вот сейчас вы видите работу швейцарского художника Фердинанда Ходлера «На женевском озере». Так, по Кандинскому, горизонтали звучат «холодно и минорно», а вертикали – «тепло и высоко». Сейчас вы видите схемы Штайнера, где-то эзотерические. В 1917 году художник связывает себя узами брака с Ниной Николаевной Андреевской.
Натура только дает импульс. Вообще жизнь Кандиского очень тесно связана со многими художественными объединениями: в 1909 году основывает «Новое мюнхенское художественное объединение». Как намек на мюнхенский формальный язык можно понять «остов лодки» и выходящее на зеленое поле «весло» слева. Василий Кандинский вновь мог работать в области педагогики, развивая свои прежние идеи.
«Вид Мурнау». Также понимая, что большинству людей нужны подсказки для осознания его искусства, Кандинский продолжает писать свои «Импровизации», в которых прослеживается тонкая (а в отдельных произведениях и достаточно явная) нить, связывающая абстракцию с реальностью, благодаря конкретным элементам. ЛарионовиК. С. Творческие поиски художника в этот период были сосредоточены в области тона и цвета («В печатление III.
«Синий всадник». Важен был и момент экзальтации, которой, кстати, не будет у группы Кандинского, у группы «Синий всадник», которая возникнет в Мюнхене. До этого уровня знаков художники группы «Мост» не доходили – они скорее пытались создать ощущение натурализма их персонажей или даже предметов, а не обобщения. Кандинский пояснял: «Грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, которое следует за гибелью мира». Художник не дает никаких подсказок к сюжету: на картине есть только цвет и форма, распределившиеся на огромном полотне (работа считается самой большой из всего творчества Кандинского – 2х3м).
Определили его выбор два момента: во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889), во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картиной К. Моне Стог сена. В 1889 году прервал учебу по состоянию здоровья и с 28 мая (9 июня) по 3 (15) июля совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии45. «Композиция VIII» кардинально отличается от предыдущей работы этой серии, ведь в ней вместо размытых очертаний впервые присутствуют чёткие геометрические формы.
Вот так Воррингер пошутил и сказал, что он не пойдет на эти выставки. Справа – ещё трое казаков. Прямая дорога» (1909 г. ), где происходит взрыв цвета, похожий, перекликающийся с живописью художников группы «Мост» в Дрездене, но значительно мягче, так как дрезденцы агрессивнее, они именно взрывали картину. Тот сберег картины в сложные годы фашистской диктатуры, когда их вполне могли уничтожить как «дегенеративное искусство» и в 1958 году, уже после смерти Малевича, продал их государственному музею Стеделек (Голландия). А в 1910 и 1912 годах принимал участие в выставках творческого объединения «Бубновый валет», как протест всему академическому. Кандинский испытал также большок влияние символизма.
Это, возможно, внутреннее состояние Кандинского перед решающим «прыжком». Сейчас вы видите «Воды цветочной мельницы». И вместо романтической книжки «О духовном в искусстве» Кандинский пишет работу «Точка и линия на плоскости». Синий «опускается в бездонные глубины».
Моне даже где-то переходит от видения к осязанию. Вот таким образом япредпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством». В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». Будущий основатель собственного направления в абстракционизме, увидит творение Клода Моне. Самое знаменитое произведение Верещагина — гора черепов «Апофеоз войны».
Так, рядом с«миром природы» появляется новый «мир искусства»— очень реальный, конкретный мир. Ну, вот уже 1913 год – «Судьба животных». Природные формы, служащие препятствием для творца, отвергаются. «Вплоть до тридцатого года своей жизни я мечтал стать живописцем, так как любил живопись больше всего и бороться с этим стремлением было нелегко В возрасте тридцати лет мне явилась мысль – теперь или никогда», – именно так Василий Кандинский (1866-1944) говорил о своём вступлении на путь художника и теоретика искусства. Позднее мастер писал, что «накладывая на холст цветные линии и пятна, хотел заставить предметы петь с той силой, что была известна ему одному». Отсюда – динамика, скажем, дыма идущего из трубы. Вот он, принцип освобождения цвета и освобождения формы параллельно.
Это картина Делоне «Эйфелева башня» (слева) и картина Эль Греко «Иоанн Креститель». Зелёный цвет «уравновешен и соответствует тонким звукам скрипки», красный «может создавать впечатление сильного барабанного боя», а синий присутствует «в глубине органа». Андреевской и полотно «Москва I (Красная площадь)» (1916) стало своеобразным памятником их встрече. Ему принадлежат также заслуги по созданию нескольких творческих обществ. Марк пытается повторить Кандинского.
«Фуга» происходит из прославленного Музея Гугенхайма: однажды директор Томас Кренц вывел из состава музейных фондов этого Кандинского, картину Шагала и Модильяни и выставил их на продажу. В 1890-х Верещагину организовали выставку в США. С 1937 года Кандинский, как и многиедругие современные художники, считался в Германии представителем «дегенеративного искусства». Вы видите работу «Японский мостик», одну из самых поздних, 1918-1924 гг. Внутри онподчиняется общим законам «космического мира». Вы видите здесь, как животные гибнут в пересечении скоростных трассирующих пуль.
Его очень интересует живопись на стекле. Существует не меньше мертвых треугольников (будь они белыми или зелеными), чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар.
В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. Эта форма объемная, но внутри нее еще множество других форм. Вот таким образом Кандинский достигает автономии цвета, автономии линий и форм. В основе его последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» (как сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Цвет фигур стал варьироваться в зависимости от фона. Вместе с женой они поселяются в парижском предместье Нёйи-сюр-Сен.
Но ему неуютно. Он говорит: «Я так же хочу, чтобы зритель в мои картины втягивался, вращался и растворялся в них». С началом Первой мировой войны художник вернулся в Москву. Кандинского невозможно себе представить без взрыва немецкого экспрессионизма 1905 года.
У него формы все определенные, в отличие от экспрессиониста Энсора. Он становится визионером. Этих связей очень много.
Драматургия картин маслом и акварелей строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т. д. ). Оценить многие из них поможет экспертиза картин Кандинского.