Эль Греко был заказан парадный портрет главного инквизитора, присутствовавшего на судилище, — дона Фернандо Нуньо де Гевара.
Опершись на локти, Ниньо де Гевара медленно приподнялся. Поразителен колористический строй картины, необычный для Эль Греко. После его смерти в 1312 году, во время похорон, свершилось чудо: спустившиеся с неба св.
Сильно удлиненные фигуры в страстном порыве устремляются вверх. Причины невозможности брака с женщиной неизвестные (возможно невельможне происхождения или то, что Эль Греко оставался иностранцем без знания испанского языка). Они шагали сквозь ночь и хранили молчание. Он боится его, но готов рисовать.
Им же вторят ритмы развевающихся угловатых негнущихся складок одежд и облаков. Именно сверх- ибо будущее – катастрофа. Вот и Эль Греко сказал про себя «мы», он настолько углубился в поиски этой самой нити, что удвоил себя, что превратил себя в некое число.
Теперь Газалла шагал торопливо, словно завидел перед собой какую-то цель. Нет. Объясняется это, конечно, прежде всего, его идейными и общественными взглядами (Стефана Андреса не без основания называли «религиозным экзистенциалистом консервативного толка» марксизма он не признавал, советской действительности чурался), но также, в определенной мере, особенностями его нестандартной личности и творческого пути: в эпоху, расколотую на противостоящие друг другу лагери, он был, по сути дела, одиночкой — не в том смысле, что у него не было друзей (друзей у него было множество), а в том, что он всегда упорно шел своим путем, не подстраиваясь ни под одну систему взглядов, не ища похвалы и не боясь нападок ни слева, ни справа. Она подсознательная (то, что нельзя увидеть глазами и осязать руками). Подозрительный тяжелый взгляд искоса преследует зрителя.
В силу разных обстоятельств он поселился на берегу Средиземного моря, в муссолиниевской Италии (что заставляло критиков позднее брать слово «изгнание» в кавычки), где открытый антифашизм был невозможен и где он с семьей вел нищенское существование, постоянно опасаясь доноса и ареста. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Томаса.
Маврикия исполненного в той же манере, королевские заказы прекратились. Лишь блеск глаз да едва заметные движения рук выдают их волнение. Книги, множество книг, дом, созданный по твоим собственным планам, множество домов, созданных по твоим планам, ковры, столы, шкафы, всякая утварь — ну и картины, в Сан Томе — «Погребение», в Эскориале — «Фиванский легион», в соборе — «Совлечение одежд», да именно совлечение, а что еще человек может бросить, кроме своих одежд, жизнь нага и всюду одиночество.
А под конец добавил: «Это не было предназначено для Нас, Диего, это предназначалось для тебя». Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. Но все неузнаваемо преображено художником. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ.
Это была для него непостижимая загадка, как для меня мой математик. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Это была школа. Все это предположение. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. И вот осознание её озаряет Дворжака: метафизичность.
Но многие приемы абсолютно необычны. Ониделают егочеловеком. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. Стремительно развивавшийся ученик помогал дряхлеющему Тициану в исполнении Мученичества св.
Они были восприняты Эль Греко от первых учителей на Крите. «Картину можно считать завершенной, когда она понравится также и нам», — вмешался Филипп, которому явно был не по душе этот разговор. Августин и св. В парадном портрете инквизитора Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) дан исторически достоверный образ страшного судьи. Так невероятно свежи и бесконечно современны приемы Эль Греко. Их сын Хорхе Мануэль родился вне брака.
На левом берегу — замок Сан Сервандо. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. «Прошу прощения, Ваше Высокопреосвященство, — отвечал Эль Греко, — но мне думается, что человек, творящий некое произведение, должен быть преисполнен Бога, а потому имя его и есть заклинание Бога, как имена Ваших католических и апостольских князей, хотя, конечно и не в такой степени». «Лаокоон» (1610) Жрец Лаокоон, герой мифа о Троянской войне пытался предостеречь троянцев от излишней доверчивости врагам и не затаскивать деревянного коня в крепость. Серебристо-желтое пламя факелов освещает белую одежду экстатически воодушевленного священника, заставляет сверкать серебряные латы графа, рождает таинственность атмосферы.
И небо наползает и небо землю заливает, но не светом, а тьмой. Большое внимание уделено эстетике ЭльГреко.
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши". Слева задумчивый Петр с тонкими изможденными чертами. Вы грибы едите.
Алтарные картины и изображения святых для церкви Санто Доминго эль Антигуо. (1577 – 1579) Это его первые заказы в Толедо. Нет. Чувство одиночества, душевная неуравновешенность, как и настроение смятенности, безверия и тревоги, не были случайными. Они были восприняты Эль Греко от первых учителей на Крите. Они насыщены мерцающим светом, как бы излучаемым предметами.
Впрочем, Эль Греко не задает таких вопросов людям, которых он рисует. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. Тут позади и над их головами полыхнула она, молния.
Или Великие Инквизиторы умирают по-другому. — спросил он так же задумчиво. У нас совсем другой центр. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор.
Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством.
Начало этой политической «ангажированности» можно увидеть еще в 1943 году, когда Андрес согласился на предложение американских оккупационных властей выступать по радио с обращениями к своим соотечественникам. Здесь все находится в драматическом движении. Истоки его живописи многообразны.
Образ мальчика, дующего на тлеющий уголь, нередко возникал на втором плане произведений венецианских живописцев середины XVI в. «Погребение графа Оргаса» (1586 – 1588) Картина заказанна толедской церковью Сан Томе (приходской церковью Эль Греко) В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной. Эти два прекрасных холста, так же как и поясные портреты пояса Св. Ему была хорошо знакома пятнистая, черно-белая змея процессии доминиканцев, эта распевающая псалмы сороконожка, знакомы ему были и слова на знамени, несомом во главе процессии, опасные слова, что глядели на идущую следом процессию, два блестящих глаза misercordia et justitia, глаза церкви и не приведи Господь ей ослепнуть хоть на один глаз.
Сегодня оно привлекает внимание критики, может быть, более пристальное, чем при его жизни. Что ты бросишь таким образом на произвол судьбы. В этой избранной среде образованных людей, писателей, художников, музыкантов, понимавших противоречия современной Эль Греко Испании, драматически-экспрессивное искусство художника было понято и достигло расцвета.
Цикл картин, предназначенных для мадридской коллегии августинцев, основанной придворной дамой Марией де Арагон, с течением времени оказался разрозненным, многие из полотен попали не только в разные собрания, но и разные страны. Страдания. Искусство принадлежит к тем феноменам творчества, когда мы вместо отдельных картин, портретов, пейзажей вдруг обнаруживаем мир, созданный гением. ДляЭль Греко искусство—свет, адля кардинала светом является самхудожник. «Кающаяся Магдалина».
После этих слов итальянские художники и заказчики отвернулись от него. Он был прирожденным рассказчиком, о чем свидетельствуют многочисленные воспоминания его друзей и знакомых по его собственным словам, процесс «рассказывания» напоминает «опасное прохождение штольни в глубину, к еще не вскрытым пластам». Во всяком случае, документы, записи тех лет не сохранили следов их встреч.
Капеллан, однако, сообщил ему, что, хотя ночью у господина кардинала случился сильнейший желчный приступ, он все же намерен принять господина Теотокопули, хотя и не вставая с постели. В молодости, в Риме, стоя в Сикстинской капелле перед Страшным судом покойного Микеланджело, Доменико во всеуслышание заявил: Если бы эта фреска была сброшена на землю, я смог бы сделать другую, более благопристойную.
Шестой ребенок в многодетной благочестивой католической семье, родившийся (в 1906 году) на отцовской мельнице и выросший вдали от городской жизни, Андрес с раннего детства отличался тем, что читал запоем все попадавшее ему в руки (а попадала главным образом религиозная литература «для народа») и очень рано начал писать сам (без всякой надежды на публикацию), что окружающими воспринималось как чудачество и лень. Колорит образует торжественно-мрачную траурную гармонию.
Дыхание больного совсем не слышно. Тем не менее трибунал (и оправдательный приговор) является основным элементом сюжета фильма и поскольку он был в значительной степени успешным (в Греции и Испании), борьба живописца с инквизицией иногда цитируется как факт. Все предельно сдержанно. Последние годы Эль Греко внешне почти респектабельны. На возвышении у окна разместился мольберт — его уже ждали.
На эту гору костей под одеялом. не умел писать. – Зачем. 1567-68) (задняя сторона) Триптих называется Моденским по месту его хранения или «Благовещение на горе Синай». Здесь противопоставлены разные типы людей. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой.
Деревья, скалы, небо, облака и одежды кажутся живыми. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Толедо служил фоном для многих картин, а в позднем творчестве он писал его панорамные изображения.
Смог бы Эль Греко спокойно глядеть на спящего. – Ради энергии разоблачения самообманной религиозности испанцев, может, потому не относящихся к себе объективно, что тогда Испания была как бы впереди планеты всей – самая богатая страна (на неё валились дармовые богатства из Америки). Стефан предали погребению тело благочестивого графа собственными руками. Значительное место в нем занимают рассказы, жанр, который в определенном смысле он предпочитал всем другим (хотя упорнее всего работал над большими романами). Пылающий цвет темно-красного плаща способствует раскрытию его характера.
Поиски выразительных средств все более приводили его к субъективизму. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Основания для приближения были еще и потому, что Фульвио коллекционировал картины. Замерли все.
И разве сам Эль Греко не обожал втайне от всех единственную свою Дульсинею. Страх режет мир пополам, страх заползает в сердцевину. Комната была высокая, белая, холодная. Без всякого лицемерия испанцы были и глубоко религиозными и развратными. Вид на город дан снизу, чтобы небо наползало на землю сверху. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). «Черный паук» Эскориала — так называли Филиппа II — скончался.
Пылающий цвет темно-красного плаща способствует раскрытию его характера. Раскрывая напряженный внутренний мир инквизитора, художник дает почувствовать характер мрачной эпохи. Интеллектуальной и душевной тонкостью, трепетом жизни отмечен романтический образ ученого и поэта-мистика Парависино (1609, Бостон, Музей изящных искусств) с мужественным, но тонким, встревоженным лицом, с мечтательным взглядом портрет написан стремительным мазком. Он изложил ее в нескольких трактатах, посвященных живописи, архитектуре и скульптуре. Художник писал портреты своих толедских современников — представителей знатных аристократических родов, духовенства, писателей, поэтов, ученых.
Но, больной, потерявший заказы и доходы, Доменико не согнулся, не сломался. Пахло пылью, бумагой и чернилами. Мальчишка с факелом на холсте Похороны графа Оргаса (1587, церковь Сан-Тома, Толедо), предположительно является изображением сына Хорхе. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий.
А вместе с ней пришла нужда. «Мужская голова». Любил книги и Эль Греко.
Доменикос довольно быстро получил в Риме покровителей из семей Орсини и Фарнезе.
Грек по происхождению. Живопись Эль Греко Испанское искусство 17 века Молитва святого Доминика 1585-1590, Частное собрание Христос, несущий крест, 1580-е Музей Метрополитен, Нью-Йорк Мария Магдалина, 1578 Музей изящных искусств, Будапешт Дама в мехах, 1577-1580 Собрание Стерлинг Максвелл, Глазго Особое место в испанской живописи второй половины 16 — начала 17 века занимает Эль Греко (Доменико Теотокопули, 1541— 1614), художник философского мышления и мятежных порывов, разностороннего самобытного дарования, широкой гуманистической образованности. Ошеломленный ученик с восторгом и ужасом видел, как за какие-то минуты, часы вырастало дивное творение. Своим творчеством Эль Греко подготовил новый этап в развитии психологических проблем испанской живописи, открыл новый путь решения живописных задач. А почему он, собственно говоря, так внимательно прислушивается к дыханию больного.
«Успение Богородицы» (ок. Эль Греко издал крик. Помнению художника искусство лечит, таккак свет побеждает смерть. Эль Греко вслушался. И эта борьба холодных и горячих красок как бы рисует мятущуюся душу великой грешницы.
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Гениальное искусство не знает смерти и вот таким образом не требует немедленных фанфар. Вистории ЭльГреко кардинал сыграл большую роль.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Между тем он забыл пощупать шапочку.
И все это многократно запечатлел в своих картинах. К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Неудивительно, что приручавший небесные молнии этот человек (весьма своевольно толковавший евангельские истины) избежал инквизиторского костра.
Куда-то незаметно ушла византийская техника, приобретенная ранее Доменико. Пылающий цвет темно-красного плаща способствует раскрытию его характера. А ведь хозяин еще смягчил свое ужасное мнение.
Или кардинала просто рассмешили слова о нити. Скрестив руки, немного отставив правую ногу, он молчал. Столкновение будоражит. Вот таким образом рассказы его, как правило, по своему характеру ближе к повестям (немецкий термин «Erzihlung» может быть переведен и так), сюжет в них никогда не бывает самодостаточен, а служит основой для того, чтобы показать эпоху в ее многообразии и противоречиях написанные в традиционной манере, которой Андрес был привержен, они решительно не похожи на более привычные для Германии того времени небольшие рассказы-зарисовки, которые часто стали определяться немецкой критикой американским термином «short story». Вспомните голубые и теплые колеры «Троицы» Рублева, мерцающее золото «Джоконды» Леонардо, коричневую мглу изборожденную бликами тяжелого света, у Рембрандта или сияющего почти фосфорическими красками лунно-серебристого Эль Греко. Он обнаруживает в образе поэта непосредственность, мятежность духа и внутреннюю свободу. Вот что он сказал Великому Инквизитору.
Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Тяжелые веки чуть прикрывают мудрые глаза, внимательно глядящие на мир. Слева задумчивый Петр с тонкими изможденными чертами.
Вместе с тем у русского читателя он невольно вызывает в памяти «поэму о Великом инквизиторе» из «Братьев Карамазовых» Достоевского. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей).
Потому так ярко горели костры и высоко в небо тянулась гарь от сжигаемых еретиков. Ей стали близки и драгоценны пустынная тишина, простор вечно юной природы. Сцены освещены фосфоресцирующим холодным светом. На месте для головы были выписаны лишь глаза, вернее, лишь очки. Поиски выразительных средств все более приводили его к субъективизму. Не случайно даже его единственный античный герой Лаокоон умирает на фоне Толедо.
Удлиненные угловатые фигуры бесплотны и подчинены бурному ритму линий и цветовых пятен. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. И художника как бы открывали вновь. Вот таким образом им не страшны века, они поистине вечны.
После чего благодарный художник пишет одно из самых знаменитых своих полотен – Похороны графа Оргаса, на котором представляет зрителям всю элиту Толедо истинных кабальеро, чьи характерные признаки – яйцеголовость, элегантная заостренность бородок, салатницы роскошных кружевных воротников – Испания (не без помощи Эль Греко. ) навязала всему остальному миру. Да и у любого. Аналитично подходя, здесь видим противоположности: рукотворный земной безрассудный блеск (сады, постройки) и небесный мрак-гнев на это. Контрастные холодные и горячие краски словно находятся в состоянии напряженной борьбы. Но лишь для первого, беглого взгляда. Может, податься на Крит, чтобы круг замкнулся именно там.
Луки. Художнику чужда психологическая статика придворных испанских портретов 16 века. Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. У меня есть фотография этого файла, вот таким образом, если кто-то захочет его увидеть, я могу опубликовать его на этой странице. В пыльном луче солнца беззвучно плясала веселая букашка. Унизанные перстнями руки-щупальца.
В парадном портрете инквизитора Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) дан исторически достоверный образ страшного судьи. Только рядом сЭль Греко перед нимоткрываются врата света ион видит ангелов. С високоосвитченим Фульвио Орсини Эль Греко сошелся ближе.
Страх поражает колени, когда знамя Святой инквизиции начинает свой поход. Эль Греко — величайший мастер колорита. Подозрительный тяжелый взгляд искоса преследует зрителя.
Картины ЭльГреко рождают вдуше кардинала самые светлые чувства. Нов тоже время желание быть единственной моделью художника превращает кардинала впалача. Однако он сразу же отказался от этих выступлений, поскольку не принял американскую концепцию «коллективной вины» немецкого народа. По окончании войны союзные оккупационные власти долго не разрешали ему въезд в Германию и он с семьей смог вернуться на родину только в конце сороковых годов но в 1961 году он снова эмигрировал в Италию, на этот раз добровольно, по причинам, которые он не называл вслух, но которые для всех были ясны: он не принимал ни бездуховного «экономического чуда», ни забвения гитлеровских времен («В 1948 году я снова увидел Германию в первый раз, Германию первых послевоенных лет. По выражению современника Пальма-младшего, он, «как опытный хирург, устранял опухоли на теле больного, вправлял руки и ноги».
Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. Смерть в 1598 году избавила его от непрерывных страданий. Изгнание торгующих из храма 1570 Вашингтон, Национальная галерея Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал). Полотно Эль Греко в скромной церкви Сан Томе стало украшением города. Он написал для короля картину, в которой отражены упования Филиппа II на Бога, что откроет ему Врата Рая за верность Идее мученичества (есть другое название картины — «Сон Филиппа»).
Это был комплекс довольно старых зданий, яки сдавали всем желающим. Интеллектуальной и душевной тонкостью, трепетом жизни отмечен романтический образ ученого и поэта-мистика Парависино (1609, Бостон, Музей изящных искусств) с мужественным, но тонким, встревоженным лицом, с мечтательным взглядом портрет написан стремительным мазком.
Мерцающий воздух был накален, дрожал от страшного напряжения. Через миг мастерская художника была полна людьми. 1560-1567) Одна из немногих сохранившихся работ этого периода – икона «Успение Богородицы» из церкви Успения о. Сирос (Эгейское море). «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города.
Их трепетные контуры повторяют неистовый ритм движения человеческих фигур. Этот холст — великий рубеж в творчестве Доменико. Бенедикта и Св.
Кардинал утвердительно опустил веки за стеклами своих очков, словно поняв мысль художника, затем промолвил: «Нам думается, что имя человека не в силах положить предел злу, как мы можем сейчас наблюдать в разных странах Европы. И, значит, человек не может бросить решительно ничего. В описании Испании XVI века и в самом образе Великого инквизитора у Андреса так много общего с Достоевским, что это не может быть случайным, тем более что Андрес хорошо знал русскую классическую литературу и всегда восхищался ею, особенно Достоевским, которого называл «предтечей творческого стиля будущего». Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э. ) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что "Антифилуса почитают за его картину изображающую юношу, дующего на огонь. Однако надо сказать к чести Теотокопули, что он не все перенимал у своего учителя.
На второй изображено шествие солдат легиона Маврикия на казнь (где присутствует и он сам), а в небесной сфере ангелы поют славу подвигу, абсолютному во имя веры. Сооружение главного алтаря поручили Эль Греко. То, что и есть главное в Маньеризме. Внутренней неброской экспрессией пронизан холст.
Чувство одиночества, душевная неуравновешенность, как и настроение смятенности, безверия и тревоги, не были случайными. Удлиненные угловатые фигуры бесплотны и подчинены бурному ритму линий и цветовых пятен. За внешней оцепенелостью форм и бесстрастием лиц портретируемых ощущаются сжигающий их внутренний огонь, напряженная жизнь. Он идет назад и садится на свое место.
Тонкая проницательность художника проявилась в замечательных портретах, зорко схватывающих приметы внешности и особенности духовного облика людей. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. В изображенные живописцем мгновения Магдалина счастлива, ее постигло чудесное очищение. Еле колышутся в воздухе факелы.
Он знает больше, чем первый министр. И Эль Греко вознес молитву: «Не убоишься ужасов в ночи и стрелы, летящей днем».
Вы не видели ни лица короля, ни лица слуги, а оба они были в это мгновение сплошная боль. Так же внезапно, как появились, придворные во главе с Филиппом исчезли. Тишина стала ощутимой. Самое замечательное в картине — остропсихологические портреты толедцев. Поразителен был этот далекий век в Испании.
Акцентирован контраст между небом и земной твердью. Он застыл на середине комнаты, он не стал подходить к окну. Ни одна мышца королевского лица не дрогнула.
Считают, что оно отвечало ему взаимностью. Духовный мир человека, который всегда был в центре внимания Эль Греко, художник раскрыл в становлении изменчивости, в этом он намного опережал свое время. Можно проверить, как он дышит и одновременно посмотреть из чего сделана шапочка.
Кардинал поднял глаза. И что такое тогда страх. Оннеоднократно задается вопросом, чтоделает человека святым. Но влияние католических схем значительно больше и композиция Эль Греко гораздо ближе к церковных образов и схем католичества (Пьеро делла Франческа – Мадонна дель партий, Мадонна милосердия Доменико Гирляндайо и другие).
Он был греком с Крита. Обычно применяемый низкий горизонт увеличивает их масштабы. Для него злой рок всегда живой. Мастер выполнял авторепродукции в охотку, никогда не повторяясь, – не желал насовсем расставаться с оригиналами, украшавшими толедские монастыри и церкви.
Здесь противопоставлены разные типы людей. Он лишь подумал, что каждый сам избирает себе причитающийся ему удел на этой земле. Дубовые двери распахнулись. Как поистине печально, что случай не столкнул Сервантеса и Эль Греко и что художник не оставил нам портрета, который был бы настоящим памятником великому творцу «Дон-Кихота». Теперь он не работал. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения.
Огромный высокий лоб, чистый, выпуклый. А тот же был прямо противоположным по мироощущению человеком. Думается, что автор вложил много черт собственного характера в этот свой холст.
А почему ж тогда говорят, что в смерти все равны. Такова была интерпретация великого мастера. Странно, но судьба не свела их. Крайне малое число художников Земли выдерживает такое испытание. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё.
Великие мастера-гуманисты любили свободу, правду, жизнь рода людского. Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда художник отправился в 1577 году. —Боль. Этот слуга просидел одну ночь вместе со мной перед королевской опочивальней. Он приехал в Италию учиться у Тициана.
Поздно пришла слава к Эль Греко: ведь ему было в ту пору пятьдесят лет. Он обоняет тело де Гевары, похоже на квассию, горькое дерево.
Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Но даже после успеха его портрета Эль Греко не удостоился звания придворного художника.
И как ни странно, это отсутствие аффектации придает особую магию кисти Доменико.
Художник близко сошелся с Иероним да лас Куэвас, которая родила ему внебрачного ребенка. Вот уже мы провозглашаем в их же словах их незаменимость. Ибо бури его небес – зримое воплощение душевных бурь. Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства.
Думается, покровительство этого всесильного человека и спасало Эль Греко от костра. Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою.
Эль Греко (1541-1614). В них все узнаваемо. Мы поражаемся, как мог папа Иннокентий, написанный в Риме Веласкесом и воскликнувший при виде его холста: «Слишком правдив. » — как мог промолчавший дон Гевара принимать столь зловещее свое изображение. А сам кардинал не против, что очки его так уродуют. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана с 1570 работал в Риме испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто.
В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Это не была нищета люмпена, подобная жуткой бедности, постигшей старого Рембрандта. Рамон де Валье Инклан, уподобил его «пышному саркофагу, на дне которого покоятся героические кости, покрытые лоскутом савана». Немалую роль в представлении о Толедо сыграл образ, созданный Эль Греко.
Впрочем, сей странный грек с острова Крит недолго восторгался и своим учителем. И король еще пытался со стоном утешить своего слугу. Художник будто проходил первые круги чистилища.
Первые 25 лет жизни Доменико Теотокопули (Эль Греко) провел на своем родном острове Крит, где обучался у мастеров-иконописцев. Затем наступало как бы второе рождение образа. Рано постигнув азы мастерства, Доменико оставляет обедневшую родину ради богатой Венеции, где, поступив в мастерскую прославленного Тициана, быстро осваивает его блистательный колоризм и свободу кисти, не обходя и открытий драматического Тинторетто.
Эль Греко припомнилась некая встреча. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Широкие всполохи молнии освещали на продолжительность двух шагов искрошившиеся ступени. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). «Змей, но почему же именно змей выставляет на свет табличку с вашим именем. » — «Простите, Ваше Высокопреосвященство, но змей не держит табличку с моим именем, он просто тянется к надписи с моим именем.
Особое место в испанской живописи второй половины 16 -- начала 17 века занимает Эль Греко (Доменико Теотокопули, 1541-- 1614), художник философского мышления и мятежных порывов, разностороннего самобытного дарования, широкой гуманистической образованности. Повелительно-властный Павел строг и сдержан, но полон душевного горения. Он выпрямился и начал ходить кругами.
Позже были разрушены и помещения, где проживал Эль Греко. Возможно, это и вынудило Доменико навсегда уехать в Испанию. Он не причастен любви. Естественно, Эль Греко это понял и уехал из Италии и стал писать иначе. Это был единственный сын Эль Греко – Хорхе Теотокопулоса. Тициан достиг при жизни всех громких званий и привилегий и именно в его студии встретил молодой Эль Греко Филиппа II — короля Испании, покоренного искусством Тициана и называвшего его «мой возлюбленный».
Интересна полемика художника иинквизитора оискусстве иего месте вмире религиозного фанатизма. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. Когда Союз советских писателей пригласил его на свой съезд (1959), он ответил отказом.
Моденский триптих (ок. Понять суть беспокойства нельзя. Отвратный прибор на лице — эти самые очки. Он хотел переждать, перетерпеть опасное время, «найти, как мышь, норку», смиряясь с идеологическим давлением, запретами, цензурой но это плохо получалось ибо он не умел кривить душой.
Нет. В остальном же запахи ничем не отличались от обычных для библиотек запахов. Взрыв небывалой популярности, словно нежданная вспышка очистительной толедской грозы. Но и в мастерскую Эль Греко не идет. Автопортрет Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор.
Вместе с тем все они объединены изумлением перед совершающимся чудом и глубокой скорбью при мысли о неизбежной смерти. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. В особенностях колорита, в образе атлетического Христа живут отзвуки венецианской живописи.
Это тело, которое никогда не бывает грязным и никогда не бывает омытым. Тогда он может быть только в Эскориале ибо в Эскориале лютует подагра. Портрет особенно типичен для творчества Доменико Теотокопули. По записям Джулио Кловио, земляка Эль Греко, можно достаточно точно взначиты, когда он переехал в Рим – в октябре-ноябре 1570 года. Но вряд ли сдержанность вы увидите у св.
Итак, не я рисую страх, это мой страх рисует. Лучшие, самые славные годы жизни он проведет здесь.
Чтобы приспособиться к нацизму, он должен был отречься от жены (из-за ее «неарийского происхождения»), что Андрес, разумеется, сделать отказался и эмиграция, точнее, бегство из страны, хотя оно и произошло сравнительно поздно (в 1937 году), стало неизбежным. Любопытно, что спокойствию лица мужчины противопоставлено мятежное небо. После чего капеллан препроводил его в опочивальню кардинала. Благочестивое смятение и священный трепет охватили собравшихся священнослужителей, равно как и дворян, все они начали восхвалять отменные добродетели усопшего графа, который при жизни всеми силами своими и всем состоянием служил церкви и вот теперь телу его небеса воздали такие почести, каких мало кто сподобился из живущих на этой земле».
Но зато как ослепительны и прелестны ее краски. Самое значительное произведение периода расцвета творчества Эль Греко «Погребение графа Оргаса» (1586—1588, Толедо, церковь Сан-Томе) раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о неизбежности смерти, о моральных подвигах, вознаграждаемых в потустороннем мире. В основе сюжета лежит средневековая легенда о толедском графе Оргасе известном своими добрыми делами. В проеме окна, расположенного в довольно низком втором этаже монастыря, проплывали мимо куклы, укрепленные на шестах в высоких, расписанных черными буквами бумажных колпаках, куклы изображавшие души умерших в подземелье, души не вынесших пытки еретиков, оцепенело и четко проплывали они на облаке псалма «Помилуй меня, Боже, по великой милости твоей и по множеству щедрот твоих изгладь беззакония мои».
Доктор Газалла вот уже неделю находится в Мадриде, доложил слуга. Возможно, это Иеронима (1577, Глазго, Поллок-хаус). Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Если судить по нагару на свече, то она горит уже не меньше часа, а то и двух.
А вот палитру он сам для себя составил. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Доменико Эль Греко вызвали портретировать кардинала – распорядителя грозного торжества.
Узкие улочки были наполнены громом. Значит — вперед. Они просто захвачены в момент задумчивости, неактивности.
Любопытство толпы обеспечит сопровождением даже палача, нет и нет, он не подойдет к окну. Все их персонажи одержимы идеей духовного поиска и подвижничества, как сам автор. Пребосте и без него управится. Это высказывание есть моё осознание катарсиса, совершённое по внезапному вдохновению.
Никто до Эль Греко и, пожалуй, никому, кроме позднего Ван Гога, не удавалось с такой безнадежной ясностью ощутить всю трагическую суть конечности бытия рода человеческого, его обреченность и подвластность грозным стихийным силам. Оба – шикарные в своей самости. Смерть. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». Итоговая в этой серии картина Толедо в грозу с блистательной неожиданностью сочетает в себе драматизм, монументальность целого и проникновенный лиризм автора.
Формула эта вряд ли появилась случайно. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен).
И потом уже Тициан, почти окончив картину, подходил к ней и нежными, ласковыми прикосновениями пальцев обобщал резкие переходы полутонов, углублял тени и, что особенно поражало молодого Доменико, великий венецианец наносил последние удивительные лессировки тоже рукой, не кистью. Устало отвернувшись, монарх шепнул что-то в пустое пространство, окружавшее его. Самое замечательное в картине -- остропсихологические портреты толедцев. В 1585 году художник арендовал дом маркиза де Виллены, где и жил почти всю жизнь. Особенно ужасна левая рука кардинала.
Он обнаруживает в образе поэта непосредственность, мятежность духа и внутреннюю свободу. Действие первого из них — «Эль Греко пишет портрет великого инквизитора» — основано на реальном эпизоде из жизни великого испанского художника.
Но к чему эти горькие параллели. Сохранилось описание личной библиотеки Эль Греко, где наряду с книгами по архитектуре, греческими классиками и итальянскими поэтами (Петрарка, Ариосто, Тассо) – находятся и теологические труды.
Духа напоминают колеблемые ветром огромные свечи. Проходя библиотекой, Газалла видел картину Эль Греко. И он не сильно интересовался убедительным портретным сходством, а скорее стремился У этих страсти (а страсти – грех) не были скрыты. «Мальчик, раздувающий лучину» (1570-72) "Дующий" ("Soplуn") Одна из "ночных" картин Эль Греко. Колорит образует торжественно-мрачную траурную гармонию.
Монарх не замечал при жизни Эль Греко. Если я брошу все как есть — а что именно «все». Им же вторят ритмы развевающихся угловатых негнущихся складок одежд и облаков. Но от этого жар костров и раскаленного железа не стал холоднее и не утихли стоны и крики пытаемых людей. Газалла выдернул перо из своего берета, врач всегда должен носить в берете пучок перьев. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество.
В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св.
В парадном портрете инквизитора Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) дан исторически достоверный образ страшного судьи. Словно ледяной удар поразил маэстро Доменико Теотокопули, когда кардинальский капеллан, нарочно прискакавший верхом из Толедо в Севилью, принес ему весть, что художнику Эль Греко надлежит в первый же адвент предстать перед Его Преосвященством. с характерной для них чопорностью, отражающей мертвенный, унылый дух испанского двора.
Дальние, высокие, бесплодные. Интеллектуальной и душевной тонкостью, трепетом жизни отмечен романтический образ ученого и поэта-мистика Парависино (1609, Бостон, Музей изящных искусств) с мужественным, но тонким, встревоженным лицом, с мечтательным взглядом портрет написан стремительным мазком. Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Любитель жизни во всей её полноте, может, с перевесом в материальное (не духовное). Кряхтение расшатавшихся половиц заполнило крохотную келью.
Он знает даже, что последней строкой, которая была начертана рукой короля, стала Его королевская подпись под смертным приговором еретику. Изувлечения идеей святости рождается светоносное начало живописи ЭльГреко, какборьба тьмы исвета. Но Ниньо знает, что его я не боюсь. Оттого и Христос его Распятий не столько повисает, сколько возносится над миром, а фигуры апостолов в Сошествии св.
Над ней – еще одно грандиозное произведение Эль Греко – «Троица» (сейчас находится в музее Прадо, Мадрид). Старость настигла художника. Затем он помолился вместе с Диего и повелел тому прочитать символ веры. Неловко сломалось тело покойного, отягощенное стальными латами.
Все призрачно, причудливо, напряжено в ожидании, чем закончится эта фантасмагория. Рассказы Андреса разнообразны и по темам и по сюжетам и даже по манере письма но каждому из них свойственна «глубина» замысла, то есть истинное содержание его нельзя вывести только непосредственно из описанных событий, он может быть до конца понят только вместе со своей философской подоплекой. Он, может, потому и уехал в Испанию, что надеялся встретить там глубоко религиозных людей. «Этим героям мы не в последнюю очередь обязаны своим престолом», — заговорил Филипп, но заговорил серьезно, без улыбки — ибо не признавал иронии там, где речь шла о королевском престоле.
Но участники погребения графа Оргаса сопричастны чуду, происходящему ночью, в неясной таинственной обстановке, где нет внешних примет действия. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Он писал картины преимущественно на религиозные сюжеты, святых изможденных аскетов в состоянии мистического экстаза. Но более всего поражали гостей парадоксы Эль Греко. Застыли фигуры людей.
Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. Их надо видеть. Мастерски написаны рефлексы стали на доспехах, жемчуг, узоры белых кружев на черном бархате и другие декоративные детали, которые любили воспроизводить в живописи испанцы. Свое понимание человеческих характеров Эль Греко выразил в образах апостолов Петра и Павла (1614, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Повелительно-властный Павел строг и сдержан, но полон душевного горения.
Эту черту его характера можно назвать упорством или даже упрямством она досталась ему от его крестьянских предков, мельников и виноделов, живших в верховье Мозеля, людей (несмотря на благодатный южный климат) тяжелого физического труда и суровых нравов. Но в центр общего внимания он не попадает. Это воздействие венецианских колористов, у которых он научился технике масляной живописи.
И вот, как по волшебству (или это лишь чудесное совпадение. ), о творчестве толедского художника громко заговорила вся Испания. Позади грешная суета, палящие неодолимые страсти. Тогда Газалла набросил свою накидку и последовал за ним прерывистым шагом.
На самом же деле видно, что это, наоборот, необузданные люди. Но второй раз он из-за этого вставать не станет. Одинаковый блеск света на небе и на постройках, может и есть образ сверхбудущего. Сверхбудущее иными словами.
«Диего, человек полон скверны и если он не научился ходить, держась за руку Господа, ему приходится потом учиться ходьбе, держась за руки друзей». После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Зал Эль Греко. Судебный процесс надЭль Греко этоне чтоиное, какжелание сломить еговолю иподчинить себе. Он и кардиналу не задает вопросов.
Особенно это заметно в церковном образе Мадонна милосердия (1605, Иллескас, госпиталь де ла Каридад). Из-за этой двуплановости характеристик многие критики отрицали принадлежность «Эль Греко» к литературе антигитлеровского Сопротивления, несмотря на то, что исходный замысел писателя был именно таков. Это громкое событие увенчалось торжественным сожжением еретиков на площади Содоновер. Два-три ученика, при жизни прилежно имитировавшие мастера, теперь примкнули к маньеризму, а Хорхе Мануэль Теотокопули вообще оставил живопись ради занятий архитектурой. Андрес принимает решение отказаться от карьеры священника и вступает на писательскую стезю, находя темы для своих ранних книг в жизни своего родного края и в своей собственной судьбе.
Она вдохновила немало художников и ваятелей эпохи. Тонкая красная линия между ними ярко рисует образ искусства того времени. Аскетичным в быту и очень религиозным испанцам это было неприемлемым и непонятным обычаю чужака. С 1577 жил и работал в Испании. Резкие социальные и идейные сдвиги 16 века, яростная борьба философских и религиозных направлений заставляли подвергнуть сомнению все — даже существование мира.
Рожденный на морском острове, Эль Греко ему уподобил и землю. Лишь провел ногтем большого пальца несколько линий по чистой поверхности. Контрастные холодные и горячие краски словно находятся в состоянии напряженной борьбы. Двадцатилетний Доменико увидел, как могучий старец Тициан, схватив кисти «толстые, как метла», с яростью юноши бросился к чистому холсту и, намесив на палитре груду сверкающих красок, швырял их на полотно, намечая твердыми ударами основные массы фигур. Это были Ниньо и Филипп.
Магдалина глядит вдаль. Ясно, что Ареопагитика вдохновляла мастера. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. А оказалось и так и не так.
Возможно и сам Эль Греко глядит на него, на спящего Великого Инквизитора, глазами мухи. В Мадриде. Обширное наследие Стефана Андреса было бережно собрано его вдовой, Дороти Андрес. Крупный нос, чувственные губы говорят о доброте и жизнелюбии. И вдруг. Этот ряд был длинней, чем ряд упорствующих в своем грехе, однако лица закоренелых грешников, точно так же предводительствуемых распятием — разве что их распятие было обращено к ним спиной, — эти лица были не белые, а покрасневшие «от ночного огня».
Местом творческой деятельности художника стал древний Толедо -- город воинствующей веры и монастырей, надменной кастильской знати, враждебной королю. Тогда у Пребосте делается глуповатый вид от его быстрой и тайной хитрости. Подписывая, он застонал, потом поглядел на своего слугу. Между тем все послевоенные годы он много и уверенно печатается, становится весьма заметной фигурой литературной жизни, однако ни к одной из групп не примыкает (критика время от времени то обвиняет его в связях с нацистами, то называет «пятой колонной большевизма»).
Но что это. Художнику чужда психологическая статика придворных испанских портретов 16 в. с характерной для них чопорностью, отражающей мертвенный, унылый дух испанского двора. Сам Эль Греко был, наверно, глубоко религиозным православным. Икаждый хочет этот цветок сорвать испрятать.
Сохранилось посвящен портрет женщины с меховой накидкой. Повелительно-властный Павел строг и сдержан, но полон душевного горения. Где окончательно улягутся противоположности: необузданность и спокойствие. При этом Газалла всякий раз закрывал лицо, а Греко знай шагал дальше и по развалинам, озарявшимся светом, пробегал его спокойный и пытливый взгляд.
Кловио дал рекомендацию к кардиналу Алессандро Фарнезе, документ сохранился. Это воздействие венецианских колористов, у которых он научился технике масляной живописи.
Но Эль Греко не убоялся полета И вот мы вместе с ним парим над развенчанной бывшей столицей Испании, над опустевшим и покинутым двором и знатью Толедо. И однако же не совсем как мужчина, несмотря на наличие бороды, — почувствовал Эль Греко. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии.
В какую-то долю секунды глаза мастера и короля встретились. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. «Полно, Диего, сказал он, полно, Мы уже созрели для могилы, тут небольшая встряска может только пойти на пользу». В истории бывало, что величие того или другого таланта определяло время. И выходит, что обладатель шапочки сейчас дома. И если уж вспоминать о нем, то справедливости ради надо сказать, что место погребения праха Рублева осталось загадкой, как и сама дата его кончины. Точно так же вошел он и в грозу.
Так после долгой зимней ночи наконец наступает поздняя заря. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Гадюка не должна раскрыть имя Эль Греко. В 1506 г. в Риме была обнаружена скульптура «Лаокоон и его сыновья», выполненная родосскими скульпторами.
одухотворения и оцепенелости. О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. Ему довольно бросить взгляд на глиняные, серохрупкие фигурки. Истоки его живописи многообразны. Они насыщены мерцающим светом, как бы излучаемым предметами. Самое значительное произведение периода расцвета творчества Эль Греко Погребение графа Оргаса (1586--1588, Толедо, церковь Сан-Томе) раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о неизбежности смерти, о моральных подвигах, вознаграждаемых в потустороннем мире.
Тот самый катарсис, который и осознаётся как благое сверхбудущее. Так, в Венеции он не удержался. Однако и само столкновение земного (материального) с небесным (духовным) тоже ж даёт что-то. Любовь к людям, вера в них скрыты в этой картине.
Великий мастер приступал к полузабытому холсту, как к злейшему врагу, вглядываясь сурово во все его недостатки. Змея перед именем — поистине лучшая выдумка моей жизни, она сливается с общим колоритом. Муха, наверно, восприняла бы его, как человек — горы вокруг Толедо. Он обнаруживает в образе поэта непосредственность, мятежность духа и внутреннюю свободу. С этого времени каждое произведение Греко становится подступом к тайне.