Картину Диего Веласкеса «Портрет инфанты Марии Маргариты» можно увидеть в Лувре — известнейшем музее Европы и всего мира. Известно, что маскарад был в честь бракосочетания императора Леопольда I и инфанты Маргариты. Этот портрет был написан, как парный к портрету императора, тоже в маскарадном костюме. «портрет инфанты Маргариты в белом платье» – один из трех, что были отосланы к императорскому двору в Вену, где они сейчас и хранятся.
Портрет инфанты Маргариты. По-видимому, в это время появляется первый барочный портрет инфанты. И можно было бы сказать, что бывшая инфанта по-прежнему прекрасна, но болезнь и усталость на её лице просвечивают даже сквозь условность парадного портрета.
По-видимому, в это время появляется первый барочный портрет инфанты. Франсиско Игнасио де ла Иглесиа, зять Веласкеса, он же после смерти художника заканчивал портрет инфанты. «портрет инфанты Маргариты в белом платье» – один из трех, что были отосланы к императорскому двору в Вену, где они сейчас и хранятся. Это портрет инфанты Маргариты, в театральном, т. е.
«портрет инфанты Маргариты в белом платье» – один из трех, что были отосланы к императорскому двору в Вену, где они сейчас и хранятся. Именно в эту пору Веласкес и создал целую галерею портретов инфанты. В дальнейшем портреты инфанты будут уже писать другие художники испанского двора.
209x173Мадрид. В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89. Когда Веласкес писал первый портрет Маргариты, ему было 54 года, а девочке – два. Но по испанскому чопорному этикету женщина не могла показать не только часть ноги, но даже носочек туфельки, вот таким образом испанская свита выбросила чулки со словами «У королевы Испании нет ног».
Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Она так и не выучила немецкий. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией.
Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Марианна прибыла в Мадрид осенью 1649 года. Малютку нарядили во «взрослое» платье и дали в руки веер (а может, девочка сама захотела веер «как у настоящей дамы». ), ей тяжело долго стоять, она на что-то опирается. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». В результате получился портрет одновременно и парадный и удивительно живой.
Чего нельзя сказать о Маргарите. В результате получился портрет одновременно и парадный и удивительно живой. Его смерть стала огромным национальным (не побоюсь этого слова) горем.
Она датирована примерно 1616—1618 годами.
Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки4. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Переливающиеся краски его одежд, золотистые, розовые, белые и черные, коричневый тон лошади контрастируют с тончайшим голубовато-серебристым фоном кастильской равнины, окутанной холодным воздухом. Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. В живописной стихии Веласкеса – дыхание жизни, в котором оживают испанские инфанты.
Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526. Впрочем, даже столь некрепкое здоровье Маргариты было гораздо благополучнее состояния её родного брата (незадолго до смерти Филиппу IV всё-таки удалось оставить супруге наследника, к моменту смерти отца благополучно пережившего четырёхлетний рубеж). Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель.
Прожив в браке 12 лет, Марианна наконец-то смогла родить первого живого ребенка. Малютку нарядили во «взрослое» платье и дали в руки веер (а может, девочка сама захотела веер «как у настоящей дамы». ), ей тяжело долго стоять, она на что-то опирается. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Эта невыносимая ситуация очень удручала Маргариту.
В 1916 году в журнале «Аполлон» была напечатана заметка искусствоведа Владимира Воинова, который атрибутировал картину как этюд к большому портрету инфанты 1660 года кисти Веласкеса, который хранится в Прадо. В каком-то городе в дар будущей королеве преподнесли пару чудесных вязаных шелковых чулок (большая редкость в то время). Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам.
Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8. Хотя многочисленные очевидцы уверяли, что это был счастливый брак. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Прадо. Веласкес поднял на необыкновенную высоту культуру живописи. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки.
К сожалению, не осталось работ Рубенса, позволяющих однозначно идентифицировать внешность его дочери. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Большие светло-зелёные глаза и выбившиеся пряди белокурых волос придают особое звучание композиции. Этот наряд соответствует скромной должности камеристки (дворцовой служанки) при инфанте Изабелле. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13.
Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. В дальнейшем он писал ее портреты каждый год, а то и несколько раз в год. По наиболее распространённой трактовке, на портрете — посмертный образ Клары Серены в свободной интерпретации художника изобразившего её уже сформировавшейся девушкой.
Похоже, малышку активно румянили – тем сильнее контраст с белым лицом. И здесь со своей тоской Маргарита смотрится гармонично. Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Художник сделал две версии этого портрета, одну в 1653 г., другую в период 1653-1654гг.
Однако художник избегает в нем всякой внешней эффектности и вычурности. Только в 1923 году картину обнаружили в одном из хранилищ Хофбурга. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. В результате получился портрет одновременно и парадный и удивительно живой.
Почти ежегодные беременности полностью подорвали здоровье молодой женщины. Испанцы обожали принца и все надежды королевства связывали с ним. Но если вглядеться в ее лицо, можно увидеть и напряжение и отчаяние и упрямство. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Она по-прежнему опирается на стол. Вплоть до 80-х годов всеми советскими искусствоведами она признавалась подлинником, а Владимир Кеменов в своем монументальном труде «Картины Веласкеса» посвятил ей несколько страниц подробнейшего сравнительного анализа, пытаясь навсегда «закрыть тему». Она была старшим ребенком от его второго брака короля Испании с эрцгерцогиней Марианной.
Когда же появилась в Киеве уникальная картина. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Филипп был сломлен и на женитьбу решился исключительно из династических соображений. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5. Марианна прибыла в Мадрид осенью 1649 года.
Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца.
Инфанта Маргарита родилась в 1651 году. Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе. С целью лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения.
Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Она умерла в 22 года от простуды. Многие искусствоведы считают, что на этом портрете прелесть юной инфанты достигла апогея. Вот таким образом цветовое решение картин Веласкеса отличается чарующим великолепием. Встретили ее при дворе настороженно, не скрывая неприязни. Но по испанскому чопорному этикету женщина не могла показать не только часть ноги, но даже носочек туфельки, вот таким образом испанская свита выбросила чулки со словами «У королевы Испании нет ног». Впрочем, Хуан Баутиста – зять Веласкеса, не совсем чужой.
Во-первых искусствоведы спорят о том, что изображено почти посередине полотна. Всех предыдущих картин как будто не было. Когда Веласкес писал первый портрет Маргариты, ему было 54 года, а девочке – два. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»29.
На Маргарите – вновь пышный испанский костюм. Оба полотна попали в Вену благодаря династическому браку принцессы с кузеном, впоследствии императором Леопольдом Первым (1640-1705). Маленькое солнышко Веласкеса.
Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11. Учитывая, что при дворе Леопольда, были так называемые «придворные еврейские финансисты», которые с помощью своей общины финансировали все военные действия Леопольд против Турции и Франции, а так же то, что осели эти евреи в Берлине, традиционно враждебном Вене, последствия этого поступка были почти катастрофические для страны. Это характерно для всех изображений Маргариты кисти Веласкеса.
Однако зарубежными искусствоведами его доказательства не показались убедительными и в самый полный на сегодняшний день двухтомник «Веласкес» немецкого издательства «Ташен» 1996 года, опубликовавшем все бесспорные работы мастера, киевская «Инфанта» не вошла. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью.
Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус). К тому же Филипп был почти на тридцать лет старше юной супруги.
Девчушка еще так мала, что одета в платьице без кринолина, но богато отделанное. Это характерно для всех изображений Маргариты кисти Веласкеса. Рефлекс от пастозно отрисованного белого воротника-фрезы освещает лицо девушки и всю композицию.
Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Согласитесь, двигаться в таком одеянии неудобно, но этикет был неумолим: «У испанских королев ног нет». К тому же с возрастом у инфанты развился зоб, доставлявший массу неприятных ощущений. Галерея образов близких и родных выделяется в творчестве фламандца, разительно отличаясь от картин на библейские темы и парадных портретов венценосных особ. Жена, дочь или сын могли позировать для предварительного наброска, в котором художник мог отработать позу, положение складок платья. Михаил Алпатов провёл параллель с картинами Валентина Серова, у которого также различаются помпезные великосветские картины и портреты близких и родных людей28.
Родители и близкие так ее и звали – ангелочком, а король в письмах – «моя радость». Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе16. Филиппу – 42.
Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914. Диего Веласкес не оставил никаких записей о методах своей работы. Она в трауре по усопшему отцу, в зеркале отражаются младший брат (пока еще живой), мать и коленопреклоненная няня. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. В дальнейшем он писал ее портреты каждый год, а то и несколько раз в год.
Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки.
Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора32. Когда Веласкес писал первый портрет Маргариты, ему было 54 года, а девочке – два. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Девочка ещё настолько мала, что её платье пока лишено кринолина.
Работа не подписана автором2. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель12. И опять Маргариту пишет новый художник – Хуан Баутиста Мартинес дель Масо.
Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению56. Её ожидал союз ещё более кошмарный с точки зрения генетики, нежели брак её родителей. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Ей было 15 лет.
Кажется, что маленькая модель вот-вот расплачется. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд) другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса. «Камеристка» не нуждается в них. И как бы там ни было, благодаря семейному брачному договору мы, спустя века, можем любоваться портретами инфанты, которые писались ежегодно и отправлялись ее жениху, родному брату её матери, будущему императору Леопольду I. Своеобразные «фотоотчёты» свидетельствовали о том как подрастает невеста.
Видимо, чувствует девушка себя плохо: ей снова разрешено держатся за опору. Художник сделал две версии этого портрета, одну в 1653 г., другую в период 1653-1654 гг. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Что же так будоражит в этом нежном, перламутровом, будто «плывущем» в нежной дымке, детском личике. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». Большинство согласны, что это зеркало, но кто и что в нем в отражается.
Холст, масло. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии. В дальнейшем он писал еепортреты каждый год, а то и несколько раз в год.
Рентгенограмма портрета показывает (заметное также невооружённым глазом) авторское изменение формы серёжки. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Но попытаемся собрать те крохи фактов, которые нам известны.
По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Богдан Иванович Ханенко в 1912 году в Берлине, на аукционе гамбургского собрания Вебера, приобрел это небольшое (80 на 62, 5 см) полотно, о котором было известно, что Вебер купил его в 1892 году у Колнаги, которому оно годом раньше досталось из собрания инфанта дона Себастьяна в По (Франция). Михаил Алпатов провёл параллель с картинами Валентина Серова, у которого также различаются помпезные великосветские картины и портреты близких и родных людей.
Такой работой является «Портрет инфанты Марии Маргариты», написанной в 1655 году этот портрет занимает особое место в творчестве художника и относится к зрелому периоду его творчества. Малютку нарядили во «взрослое» платье и дали в руки веер (а может, девочка сама захотела веер «как у настоящей дамы». ), ей тяжело долго стоять, она на что-то опирается. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Рубенс тяжело переживал эти утраты3. Нам нравится ее нежный овал и милая детская припухлость. Как это часто бывало в детских портретах, чтобы облегчить маленькой модели долгое позирование, художник разрешил ей опереться рукой о стол.
Ей было 15 лет. Рубенс тяжело переживал эти утраты. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года.
Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Её должны были видеть в разном возрасте. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. Об отношении Веласкеса к инфанте и о его портретах, я, с вашего позволения писать не буду.
Придворный королевский художник в галерее ее изображений, среди которых — и загадочные «Менины», попытался воплотить в божественной красоте «жемчужного» колорита (впоследствии ставшего отличительной чертой работ Веласкеса) метафору имени «Маргарита» (в переводе с латыни — «маргарита» и есть жемчужина). Встретили ее при дворе настороженно, не скрывая неприязни. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях.
Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Впрочем, не исключено, что применялись и белила: бледность кожи – признак аристократизма. Учитывая, что при дворе Леопольда, были так называемые «придворные еврейские финансисты», которые с помощью своей общины финансировали все военные действия Леопольд против Турции и Франции, а так же то, что осели эти евреи в Берлине, традиционно враждебном Вене, последствия этого поступка были почти катастрофические для страны.
Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14, Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом15. Насколько полотна той эпохи соответствовали внешности портретируемого – Бог весть. В 1666 году состоялось бракосочетание Маргариты и Леопольда. В 24 года стал придворным живописцем короля Испании.
Попытки оградить его от судьбы при помощи колокольчика и коралловых амулетов (вы видите их надетыми поверх фартука) были тщетными. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. И почему в зеркале не отражается сама девочка. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской».
В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2. Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта, нанесённую характерными для Рубенса широкими диагональными, несколько грубоватыми мазками. Долгое время местонахождение портрета Веласкеса оставалось неизвестным.
Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов11. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Художник сделал две версии этого портрета, одну в 1653 г., другую в период 1653-1654 гг. Чего нельзя сказать о Маргарите. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель.
Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта. 21 марта 1611 года в семье Питера Пауля Рубенса и Изабеллы Брант появилась перворождённая дочь Клара Серена. Исследователи определили, что он использовал в основном киноварь и органические лаки (для красных красок), жёлтый свинцовый цвет, окисленные глины (для охры), ляпис-лазурь, смальту и лазурит (для голубых), зеленую землю, чёрный уголь, чёрную сажу и, наконец, белый свинец иногда смешанный с кальцитом.
Инфанта была определена в жёны Леопольду I, будущему императору Священной Римской империи, который приходился ей дядей по материнской линии и двоюродным дядей по отцовской. Однако во многом именно благодаря договору об этом союзе мы и знаем сейчас о маленькой инфанте: каждые несколько лет жениху отправлялись «фотоотчёты» о том, как подрастает невеста автором большинства из них был Веласкес. На самом раннем портрете Маргарите три года. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. Первого наследника Маргарита, родив уже в 1667 году, вслед похоронила. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами.
Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67. Маргарита родилась в июле 1651 года, долго оставаясь очень маленькой (почти не росла), а в 15 лет стала женой венского принца Леопольда, которому родила шестерых детей и, не дожив до 22 лет, умерла от простуды. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась.
Работа не подписана автором. В живых осталась только дочь – Мария Антония. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Филиппу – 42. Это характерно для всех изображений Маргариты кисти Веласкеса. «Менины» вызывают горячие споры, так как у картины нет единого смыслового и зрительного центра. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr).
Одна из них Маргарита – дочь Филиппа Четвёртого (1606-1665) и Марии Анны Австрийской (1635-1696). Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Когда Веласкес писал первый портрет Маргариты, ему было 54 года, а девочке – два. В 17 лет Диего Веласкес получил звание художника.
В каком-то городе в дар будущей королеве преподнесли пару чудесных вязаных шелковых чулок (большая редкость в то время). Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»13. Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2. На эту тему написано уже такое количество статей и постов, что мой явно будет лишним, напомню только, что искусствоведы, ласково называя их «Мастер и Маргарита» часто задаются вопросом, насколько приукрашивал Веласкес, любя свою модель, явные черты вырождения династии на лице этой девочки.
Вместо охотничьей собаки, которая часто фигурирует на придворных портретах (намек на верных, покорных подданных), здесь изображена мелкая комнатная собачонка с большими глазами. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Пусть и с дорогой отделкой, но это всё ещё детское платьице, в каком, до поры до времени, ходили как мальчики, так и девочки того века. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23. Родители инфанты приходились друг другу близкими родственниками – дядей и племянницей.
Маленький инфант изображен в возрасте шести лет, но он, как и подобало принцу, держится с достоинством. На переднем плане карлица и маленький шут, пинающий собаку (что находится в глухой обороне и делает вид, будто не обращает на это внимания) – неизменная свита королевской четы. При этом она еще и обязана позировать.