Портреты Рафаэля составляют самостоятельную и законченную область творчества художника. Рафаэль дарит ему свой рисунок, в ответ немецкий художник прислал Рафаэлю свой автопортрет, дальнейшая судьба которого неизвестна. Рафаэль продолжает писать портреты и создаёт принципиально новые приёмы в этом жанре, которые повлияли на многие поколения художников вплоть до XVIII-XIX вв.
Сикста в Пьяченце. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Живописные решения отличаются тонким благородством, композиции безупречно уравновешены. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значительность.
золотых и снял для неё виллу. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. 1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) спиралевидное движение и сложная психологическая взаимосвязь между фигурами (прибл. Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь.
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели. Женщина изображена в трехчетвертном повороте.
Новый папа был прямой противоположностью суровому и воинственному Юлию II, о чём свидетельствовала его «программа действий» : «Будем наслаждаться папством, раз Бог дал его нам».
Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал.
К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь. Тем не менее, многие искусствоведы считают «Автопортрет» работой Рафаэля флорентийского периода.
В ответ нигилист заявляет, что Рафаэль гроша медного не стоит. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Возможно тогда Рафаэль стал гностиком, что позднее отразилось в символизме его картин. Руки с короткими пальцами украшены перстнями. Это первое, абсолютно новое портретное произведение того времени.
Пример умения Рафаэля приводить природные элементы к синтетическому видению, выходящему за рамки конкретных ситуаций, является портрет женщины под названием «Донна Гравида» (галерея Питти, Флоренция). Портрет юноши с яблоком (1505), хранящийся в галерее Уффици, связан с картинами на тему святого Михаила и святого Георгия. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Читайте статью Имя художника —ребус на картине. Папа Лев был почитателем и покровителем Рафаэля в последние годы жизни художника.
Наслышанный о юноше священник пригласил Санти расписать станцы – парадные помещения Ватиканского дворца. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello).
Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала. Лишившись обоих родителей, Рафаэль продолжал часто приезжать вУрбино. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Там уже были подобные работы в разных залах, но они, в основном, были закрашены, так как были заказаны предшественником и злейшим врагом папы Юлия II Родриго Борджиа папой Александром VI. Но этот храм античной мудрости пуст.
Кастильоне и Рафаэля связывала тесная дружба, что помогло художнику добиться впечатления высокой интимности и доверительности. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Это один из известнейших портретов Рафаэля Санти. Натурщицей для данной работы была возлюбленная Рафаэля Форнарина. Рафаэль встретил Форнарину в 1514 г. в Риме.
В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл.
Отец мальчика умер рано, когда Рафаэлю было всего 11 лет. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Так началась история Рафаэлевых Станц. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог).
Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Портреты парные, фигуры в них повернуты друг к другу. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна».
Этот камерный портрет действительно необычен. В технологическом отношении различаются рисунки сухими и жидкими красящими веществами. В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана.
Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой. Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю. Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Напротив, мы видим в «Автопортрете» спокойное отражение реальности, представленное путём богатой синтетической способности.
Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды. На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон).
И это верно до известной степени. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит.
К этому времени относятся портреты Анджело и Маддалены Дони, автопортрет и вызывающие споры о подлинности рафаэлевской кисти «Немая», портреты беременной женщины и женщины с единорогом, портрет юноши из Будапештского музея изобразительных искусств. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11).
VI). На голову и плечи женщины накинуто тонкое желтое покрывало. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера.
Его большие и сложные работы для него, Леонардо да Винчи и Микеланджело стали определять век, в котором они жили. Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. На тот момент Рафаэлю был 31 год.
Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля.
Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством.
Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница. Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено. Но Рафаэль был всегда необычайно требователен к себе, чтобы он ни изображал – живую плоть или неживую ткань и всегда сохранял верность своему художественному принципу (сходство должно быть непременным), вот таким образом он не польстил папе изобразив его дородным и холёным эпикурейцем. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер.
Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же». И в портрете супруга Маддалены Дони фоном служит небо, природа. За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. Сегодняшние критики приписывают это произведение Рафаэлю и считают, что его можно приурочить примерно к 1505 году, к флорентийскому периоду творчества мастера.
В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино. В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах. Гравюру с дрезденского полотна видит Аркадий из романа Подросток. Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura).
После смерти Браманте Рафаэль был назначен главным архитектором Ватикана и продолжил строительство собора Святого Петра. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна.
С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. В этом небесном видении есть торжественная неподвижность и законченность иконы и в то же время полнота жизни, одухотворенность и движение. Умер Рафаэль в ее постели. Портрет тонко сбалансирован.
Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля. Чувство цвета, проявленное в «Донне Гравиде», Рафаэль потом вновь использует в портрете кардинала Федра Ингирами. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Большое влияние на раннего Рафаэля имел его учитель Перуджино и северные мастера. Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать.
Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Гладкие черные волосы обрамляют нежное, смуглое лицо.
В доме Маттео Ботти Портрет Ла Велата видел не только Вазари, но и Винченцо Боргини (Отдых, 1584 год) и Бокки (Красоты Флоренции, 1591). 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. К моменту, когда эта картина была признана частью творчества Рафаэля (1928 год), она оказалась сильно переделанной и называлась «Святой Екатериной». Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. Портрет Рафаэля настолько соответствовал рассказам о папе и его крутом характере, что историк искусства Вазари сразу же отметил это: « пользуясь уже величайшее известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе».
Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. «Немая» была признана работой Рафаэля лишь недавно. В поисках истины философы выходят из него в отличие от собравшихся у алтаря с остией богословов, они разбиты на отдельные группы на широких мраморных ступенях лестницы.
А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии.
На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). От ее тревожных глаз невозможно оторваться. В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима. Там же профессор Верховенский называет Сикстинскую Мадонну царицей цариц и божественным ликом великого идеала, а Свидригайлов в Преступлении и наказании – скорбной юродивой. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации».
Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка.
Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Он прожил остаток своей жизни здесь.
Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры. Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли.
Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520.
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма.
Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции. Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна). Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель. Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна.
Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Перед ней проводит два часа, так ничего не поняв, жена губернатора в Бесах.
Папа Лев изображён со своими племянниками, кардиналами Джулио де Медичи (стоит слева, позже он займёт папский престол под именем Климента VII) и кардиналом Людовико де Росси (справа).
В общем каждый выдумывает на свой лад. данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника. Во Флоренции ему стало очевидно, что его стиль нуждается в некоторых изменениях, если учитывать последние инновационные стили Леонардо да Винчи и Микеланджело.
В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима.
Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. На вершине Парнаса — играющий на скрипке Аполлон в окружении муз и великих поэтов древности и современной Рафаэлю Италии среди них можно узнать Гомера, Данте, Ариосто.
«Портрет графа Кастильоне» называли идеалом целой эпохи им восхищались Рембрант и Рубенс. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». В 1619 году Портрет Ла Велата купила семья Медичи.
Губы тронуты едва заметной улыбкой. В годы работы в Риме большое место в творчестве Рафаэля по-прежнему занимает образ Мадонны.
Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Работа датируется 1498 годом. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея).
Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию.
Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Рафаэль умер тридцати семи лет, оставив незаконченными росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и ряд других работ, завершенных по картонам и рисункам его учениками. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон).
И Рафаэль очень много времени проводил рассматривая эту фреску, ведь мальчику так не хватало материнской любви и заботы. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина). Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.
Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Он, по приглашению папы Юлия II, прибывает, для выполнения заказа по росписи фресками Станцы делла Сеньятура, первее Микеланджело, который получает официальное приглашение на несколько месяцев позже. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II.
Художник ищет и находит новые пути приближения к внутреннему миру модели. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем). Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. У ангела слева одно крыло.
Главная фигура на полотне, конечно, Мария. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Это преобразование заметно в основном на человеческих фигурах, которые всё ещё гармонично заключены в геометрические схемы и сопровождаются четким дневным светом на заднем плане. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти.
Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба.
Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. 1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) отображают его вновь обретенное господство над современным флорентийским стилем, по крайней мере, в композициях относительной простоты. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетания пятна и линии и т. д. ) в рисунке достигается пластическая моделировка, тональные и световые эффекты. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов.
Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. Ранние картины содержат много характерных особенностей Перуджино: стройное телосложение фигур, чьё изящество зачастую подчёркнуто балетными позами кротость мимики и формальность пейзажного фона, заполненного деревьями с невероятно тонкими стволами. Исслеователи ку Эта атмосфера предопределила судьбу Рафаэля. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены.
Вершиной портретной живописи Рафаэля принято считать луврский портрет его друга Бальдассаре Кастильоне (1515)1, который вызывал восхищение таких знатоков, как Рубенс и Рембрандт2. Влияние Леонардо определило более всего позу героини картины, чьи характерно скрещенные руки, бесспорно, – подражание Джоконде. Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче. Так как гобелен чувствителен к художественным ограничениям, Рафаэль заботился, чтобы выражения и жесты фигур в композициях были смелыми и прямыми. Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Также, как и на Портрете Форнарина у молодой женщины есть украшение в виде жемчужины в волосах (указывает на имя Маргарита — жемчужина на латыни и греческом). Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.
Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени. Он даже обвинил художника в плагиате. Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II).
Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1505-1506). На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Их руки, как и у Джоконды, расположены одна поверх другой.
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников.
Художник отказывается от пейзажного фона, чтобы сосредоточить всё внимание на портретируемом. Папа Юлий II известен потомкам больше, чем многие другие выдающиеся первосвященники и правители. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту.
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. Лучшее доказательство этому – его портреты. Композиционное равновесие сочетается в ней с движением. Первый учитель – Перуджино. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне.
Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон».
В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря».
Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Спорный «Автопортрет», хранящийся в Уффици, очень похож на картину Рафаэля «Христос Благословляющий», но плохая сохранность мешает исследователям точно и окончательно приписать его великому итальянскому мастеру. На голове – едва заметная небольшая диадема. В руках дама держит небольшого единорога. И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым.
В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама. Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности. Но в возрасте 11 лет Рафаэль лишается отца и остается полной сиротой На воспитание его взял дядя фра Бартоломео. В Италии точный, детально разработанный и пластически ясный рисунок, характерный для мастеров XV века (Пизанелло, Поллайоло, Мантенья, Карпаччо), приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Андреа дель Сарто).
После оригинально трактованного портрета Льва X в окружении родственников (1518) в продукции мастерской Рафаэля возрастает вклад учеников и в первую очередь Джулио Романо. Этот овал придает изображенному некую неизменность и в то же время композицию пронизывает круговое движение, которому невольно подчиняется и зритель: взгляд Папы Сикста направлен вверх, к Мадонне, улыбающаяся Святая Варвара смотрит вниз, а взоры маленьких херувимов вновь обращены к Мадонне. Его отец, Джованни Санти, был художником при дворе Федерико да Монтефельтро, герцога Урбино и несомненно обучал Рафаэля основным техникам. В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый, так называемый итальянский, карандаш («чёрный мел») и сангина («краcный мел»). В XIX веке этот «Мужской портрет» Рафаэля, который можно отнести к периоду его юности (ок.
Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. В течение четырех лет, Рафаэль освоил технику Перуджино настолько хорошо, что различить их работы стало почти невозможно.
Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим.
В 1513-1514 гг. Поздние работы, которые приписываются Рафаэлю, отмечены непривычной для него холодностью, декоративной усложнённостью и вычурностью красочных сочетаний— признаками наступления эпохи маньеризма. Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля.
С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Она изменяла Рафаэлю с АгостиноКиджи, учениками художника и, впоследствии, стала самой знаменитой куртизанкой Рима. Он отказывается от пейзажного фона, чтобы сосредоточить всё внимание на фигуре. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне.
Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера.
Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Однако это никак не сказалось на его творчестве. Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея». Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути.
Судя по форме шляпы, на портрете изображён какой-то герцог. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году.
Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). На картинеФарнаринана рентгене было обнаружено рубиновое кольцо, символ обручения. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор.
Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Занявший место умершего Юлия II папа Лев X в 1514 году назначил Санти главным архитектором и хранителем ценностей.
Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. Там образовался центр культуры ренессанса, где Рафаэль был всеобщим любимцем. Это самый известный портрет Рафаэля. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio).
На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов». Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. «Форнарина» (прибл.
Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги. 1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. Эти годы стали решающими для его творческого формирования.
В 1508 г. Рафаэль по приглашению Юлия II приезжает в Рим и с тех пор до самой смерти живет в этом городе. fornaro – пекарь). Остальное и с Рафаэлем во главе, такое старое, детское, что смотреть не хочется. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный».
В трактовке образа юноши нет никаких признаков внутреннего напряжения. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. В Древнем Риме художники рисовали на небольших деревянных дощечках, покрытых слоем воска (кодексах) изображение на которых процарапывалось острой палочкой. Почему.
Друг Рафаэля, граф-гуманист Бальдассар Кастильоне, представивший тип идеального человека в своём трактате «Кортеджиано» («Придворный») наибольшим образом отвечал представлениям художника об идеальном человеке. Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. Одежда подчёркивает её благородное происхождение.
Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания). Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Для него это была не просто картина, а икона, великий христианский образ.
«Портрет папы Льва» кисти Рафаэля считается одним из первых опытов группового портрета в живописи эпохи Возрождения. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой.
В XII – XVI веках получили широкое распространение металлические (свинцовые и серебряные) штифты известные ещё со времён античности. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. К ранним портретам Рафаэля относятся работы, созданные до 1508 года – времени появления художника в Риме и начала работ над фресками «Станца делла Сеньятура» в Ватиканском дворце при папе Юлии Втором.