27 портретов были написаны по эскизам Кустодиева, под руководством Репина начинающий художник написал треть всего полотна. Б. кустодиев получил предложение этой галереи создать свой портрет (до этого в галерее были портреты только двух русских художников: О. Кипренского и И. Айвазовского). Осенью 1921 г. П. Капица появился в мастерскойБориса Кустодиеваи спросил его, почему он рисует портреты знаменитостей и почему бы художнику не нарисовать тех, кто станет известными. Осенью 1921 г. П. Капица появился в мастерской Бориса Кустодиева и спросил его, почему он рисует портреты знаменитостей и почему бы художнику не нарисовать тех, кто станет известными.
Ранние портреты Кустодиева выполнены в классической манере письма, а позже появляются те краски, что характерны для лубка и для дальнейшей линии творчества художника.
Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. М. Г.
Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Летом и осенью 1921 года художник, увлёкшись новой для него техникой литографии и «оценив эффект воздушности и живописности, который она даёт», создал в Старой Руссе серию рисунков, впоследствии составивших основу «Шестнадцати автолитографий» правда, некоторые из них основывались ещё на дореволюционных полотнах Кустодиева («Трактир», 1916 «Архиерей», 1917). Чертовски трудно. Парадокс. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский.
Говорили о костном туберкулезе, но берлинский нейрохирург поставил другой диагноз: опухоль спинного мозга. Критика отмечала и «притягательное для глаз обилие говорящих деталей, сцен, полный очарования колорит ушедшей старой жизни».
Я. Билибин, 1901). Без сложнейшей операции не обойтись. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств. 1920Кустодиевы Б. М., Ю. Е., И. Б., К. Б. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.
Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Акварельный портрет Марфы и Марины Шаляпиных хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.
В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). ДО КОНЦА. Художник – без рук, он жить не сможет. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии.
Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет». Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает.
Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным.
Он умер на следующий день от скоротечного воспаления легких. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.
Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Характерно, что спрос в одном только магазине Комитета растёт с каждым днём»7. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».
Но бодрость не покидала его. Только одно рисовать. На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным». Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству.
Для работ художника характерна стилизация -- он изучает русскую парсуну XVI-XVIII вв., лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва).
Художник написал богоматерь с жены, а ее младенца – со своего долгожданного сына Игоря. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции. Полгода Борис Михайлович провел в больнице. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны. В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет.
Кустодиев хорошо знал этих людей, что дало ему возможность создать целую серию портретов с тонкой психологической характеристикой: Н. К. Материал для них он черпал из воспоминаний детства и впечатлений от частого пребывания в Заволжье, в Кинешемском уезде, где в 1905 году построил дом-мастерскую. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Исключением не стал и Кустодиев, внесший свой вклад в целую галерею шаляпинских портретов. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену.
Но еще – память, воображение. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». К вечеру у художника поднялась температура. На полотнах появляются пестрая провинциальная жизнь, праздники, знаменитые кустодиевские купчихи и красавицы.
Портрет И. Б. Кустодиевой. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). По совету жены к его креслу приделали небольшой столик и он рисовал. А болезнь художника прогрессировала. Издание имело ошеломляющий успех. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.
В 1925 холст был перевернут и на его обратной стороне написана картина Русская Венера Мало кому столько доставалось от художественной критики и коллег-живописцев, сколько Кустодиеву. И он когда в кресле-каталке, когда лежа, превозмогая страшные боли, снова и снова брался за кисть. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Кустодиев создает ряд портретов.
После поездок по России появляются портеты людей из мира религии. Так оно и было.
Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома.
От воспроизведения в графике живопись Кустодиева приобрела новые свойства»6. Кустодиев.
Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России.
н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней.
Шаляпин был очень доволен портретом, ценил его особенно и чрезвычайно высоко, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух». После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя).
Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. После повторной операции в 1916 году у Кустодиева развился необратимый паралич нижней части тела. Дверь в предбанник распахнута и оттуда сквозь окно виден залитый солнцем зимний город в инее, лошадь в упряжи. 1915 У окна.
Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия.
Этой работой был эскиз задуманного им триптиха Радость труда и отдыха. Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен».
К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется 151 уже в послереволюционные годы. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер в страшных мучениях. А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924). Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. Именно тогда его мучают такие сильные боли, что Борис Михайлович не в силах даже спать.
Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро». Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера». Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь.
Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920).
Ее образ остался навсегда в портретах замечательного художника – Бориса Михайловича Кустодиева. Могила Б. М. Кустодиева в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь мастеров искусств). Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Ему категорически запрещено работать.
В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. Так что самостоятельной эту работу назвать трудно. Отца своего он почти совсем не помнил. Но интересовала Кустодиева только живопись. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова.
Вторую родину он открыл для себя в Кинешме. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы. Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу.
Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача». К этому времени у них уже родился сын.
Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. Работа художника над портретом Шаляпина проходила в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет.
В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». И ей показалось, что это не просто портрет, а робкое признание и надежда. Возможно. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным.
А художник был почти беспомощным. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Зашел с мороза прямо в шубе. Из его записной книжки: Каждое существо хочет жить, даже таракан.
А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые. Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку.
Последние месяцы, что оставались ему на земле были уже не жизнью, а умиранием. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено. Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник». Болезнь прогрессировала и в последние годы художник вынужден был работать на холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что не имел возможности увидеть сделанное целиком.
Только щеки да нос краснеют». Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Здесь он построит дачу и назовет ее Терем и проведет самые счастливые свои дни.
Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился». В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима.
Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.
Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел.
(1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса.
И диагноз знаменитого врача Германа Оппенштейна неутешителен: опухоль в спинномозговом канале. Рериха (1913), М. В. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец.
Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине.
Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература». Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке.
Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Стал особенно заметен напевный ритм его композиций их точная орнаментика. Он умер 26 мая 1927 года – буквально в работе. Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте.
В продажу он поступил по 100 000 рублей за экземпляр. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез.
И все последние 15 лет своей жизни прикованный к инвалидному креслу художник дарит людям свои искрящиеся светом и разноцветными красками картины. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение.
Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе». Борис Кустодиев Портрет Ю. Е. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией.
На руках у Марины обезьянка. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища».
Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930). Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года.
1903Уже через несколько дней после знакомства художник задумал написать ее портрет. Кустодиевой с дочерью Ириной. 1922 Портрет Ю. Е. Кустодиевой 1925Г.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Картина эта, к сожалению, завершена не была. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши. Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Он разместил иллюстрации в верхней части полос в виде заставок 151 цельнополосные иллюстрации казались недопустимой роскошью.
Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба». Будто впервые. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству.
Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста.
В 1913-1916 годах он работает над групповым портретом художников объединения «Мир искусства». Портрет И. Б. Кустодиевой. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника.
Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ». Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2.
Билибина (1914), Е. Е. 1915 У окна. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз.
Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. А шуба. Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя. Так, Александр Головин писал Шаляпина в ролях, а Валентин Серов, Леонид Пастернак, Илья Репин и Константин Коровин — в жизни.
Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды. Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. М. и В. А. Кастальские), няня.
(1920) Кустодиев Кирилл Борисович (сын художника), Кустодиев Борис Михайлович (художник), Кустодиева Ирина Борисовна (дочь художника), Кустодиева Юлия Евстафьевна (жена) Портрет Ю. Е. Кустодиевой 1922Портрет К. Б. Кустодиева. Все в этой девушке молодому художнику казалось необычным и значительным.
Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа. Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические. М. Г. Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3. Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина.
Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. 1910 На террасе. Грабаря (1916). Так он и работал.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Но и она только чуть приглушила боль. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.
Кустодиевой. Он приезжает в Швейцарию и оказывается на больничной койке. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался.
У входа на ярмарку— столб, на котором афиша с именем Шаляпина, возвещающая о таком большом событии для провинции— приезде великого певца и свидетельствующая о том, что его здесь ценят, любят и ждут. Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку». Он говорил: Картины в моей голове сменяются, как кино. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти.
Картину укрепляли горизонтально и ее можно было передвигать взад и вперед. Какова шуба на нем. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию.
К тому времени отец Бориса уже умер, а своих средств на учебу у Кустодиевых не было, ему оказал помощь дядя, брат отца. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения. Впоследствии Шаляпин пригласил Кустодиева к совместной работе над постановкой оперы «Вражья сила» в Мариинском театре в качестве художника по декорациям и костюмам. Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются. Солнечным майским днем 1927 года вся семья Кустодиевых выбралась на прогулку за город.
Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Успех — потрясающий, слышу это буквально со всех сторон.
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Я терпелива. Что это за город. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана».
Что было в его силах в это смутное и голодное время. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Портрет жены художника 1909 Портрет Ю. Е. Кустодиевой.
Это собирательный образ России. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Еще одним изданием, о котором стоит особо сказать были «Шестнадцать автолитографий». С тех пор, по собственным словам Кустодиева, его миром стала его комната. 1906 Портрет жены художника 1909 Портрет Ю. Е. Кустодиевой. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок.
Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Добужинского (1913), И. Я. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета.
Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Об этом говорит праздничный фон народных гуляний, в круговороте веселья которого Шаляпин, артист яркой и темпераментной натуры, чувствует себя будто в родной стихии, стихии русского народа. Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами.
Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Слова оказались пророческимиИрина Кустодиева. Кустодиевой. Любовь к ней отражается в каждой работе. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме.
Юлия Евстафьевна сидит в коридоре. Мастер реализма, мастер портретной классической живописи. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни.
Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи. Рука по-прежнему болит, особенно по утрам. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле».
Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. «Литографирование придало сочно-красочным кустодиевским полотнам особый оттенок поэтичности, музыкальности. Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906).
Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем. Ряд других разбросаны по различным коллекциям, музеям и частным собраниям, в том числе в Москве, а также в Национальной картинной галерее Армении. Он жил в состоянии радостного возбуждения. – писал ей когда-то Кустодиев.
Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века». Но это не останавливает художника: стиснув зубы, он по-прежнему пишет. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург).
Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина. В написанных во Франции воспоминаниях Шаляпин уделил художнику несколько проникновенных страниц. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. «Портрет Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссийского» (1915). Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Работа была заказной.
Искусство требует всей жизни. 31 января 1918 года народный комиссар просвещения Анатолий Васильевич Луначарский созвал Комиссию по изданию русских классиков, чтобы обсудить вопрос об оформлении однотомника Н. А. Некрасова, которым литературноиздательский отдел собирался открыть свою издательскую деятельность. И еще будучи студентом, Кустодиев выполнил ряд первоклассных портретов – Д. Л. Мордовцева, Д. С. Стеллецкого, И. Я. Билибина (все 1901), В. В. Матэ (1902). Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой.
Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол». Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах».
К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Затащил мужика с базара — и писал при народе. 1910 На террасе.
В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха».
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста». Вдобавок Кустодиева очень воодушевила мысль о работе с таким всемирно известным артистом как Шаляпин. И. Шаляпин». Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе».
Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским.
Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Вот кого рисовать-то. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции -- сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Вместе с семьей отправляется в Париж. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным».
Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. М. и В. А. Кастальские), няня. Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя. Больной без сознания, вот таким образом вам решать, что сохранить ему: руки или ноги. Рисунок готов и был подарен позировавшей Юлии.
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Она была рядом. Лансере (1915), И. Э.
Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Но и среди них выделяется портрет Грабаря.