Для Генриха VIII создателем такого программного образа стал великий немецкий живописен Ганс Гольбейн Младший (1498 – 1543), написавший знаменитый портрет короля, который лег в основу иконографии Генриха и неоднократно воспроизводился на протяжении ХVI-ХVII вв.
Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду.
В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. Развод Генриха VIII с его первой супругой, Екатериной Арагонской, повлек за собой отлучение короля от католической церкви и ряд церковных реформ в Англии, когда англиканская церковь отделилась от римской католической. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились.
Двор потешался, а Анна Клевская тем временем получила развод с отличными условиями: Генрих VIII отблагодарил её за покорность и оставил в Англии как «сестру», выделив богатое содержание, замки и солидный годовой доход. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. Кроме того, в 1520 году Ганс Гольбейн Младший стал гражданином Базеля, что дало ему возможность вступить в гильдию живописцев города. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину Мертвый Христос (1521, Публичное художественное собрание, Базель) иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков Образы смерти (известна под названием Пляска смерти, 1524-1526, гравированы на дереве Г. Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии.
Несмотря на простое происхождение, он сделал блестящую карьеру при дворе короля. Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном.
В 1527 году он создает портрет Томаса Мора. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми.
Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. С книжной иллюстрацией Гольбейн познакомился в Базеле, бывшем в те времена одним из крупнейших центров книгопечатания в Европе. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. Маргарита Вайт – Леди Ли была сестрой известного придворного поэта сэра Томаса Вайта. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле.
К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции.
Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. Одновременно он их объединяет через Богоматерь. Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле.
Она убедила весь двор, что король не имеет с ней брачных отношений. Большая часть из них относится к раннему периоду его творчества, до переезда художника в Базель. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. Не зря один из автопортретов, нарисованных незадолго до своей смерти, Ганс Гольбейн Младший назвал «Базелец», что означает гражданин Базеля. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна.
Именно в это время Ганс Гольбейн начал раскрываться как художник-портретист. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. Как генеральный викарий (представитель епископа в области общего управления) он предпринял роспуск монастырей, которые не поддержали религиозную реформу короля. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии.
В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. Это, безусловно, знак смерти. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна).
Композиция картины подчёркнуто проста. Король пережил очередное разочарование, когда в сентябре новая жена родила ему девочку — будущую королеву Елизавету I. Он утратил интерес к супруге, так и не подарившей ему вожделенного сына (последующие беременности заканчивались выкидышами). Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. Начались преследования оппозиции.
Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). Время подгоняло.
Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. Если формально Гольбейн еще стоял одной ногой в эпохе Дюрера – целых тринадцать лет их творчество питала, по сути, одна и та же действительность, – то по историческим часам он принадлежал уже другому времени и с прозорливостью великого художника интуитивно высказывал в своем искусстве предчувствие перемен задолго до того, как они стали очевидны всем и обрели конкретную форму в трагических итогах Крестьянской войны, расколе реформаторского движения, протестантском иконоборчестве. На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам. В нем развивалась торговля, росли мастерские, которые изготавливали оружие и ювелирные украшения. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. Лорд-канцлер Англии (1529-1532).
Это было 12 марта 1538 года. В 1935 году причислен к лику святых Католической церкви. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. Осанка и выражение лица датской принцессы говорят о достоинстве и сильном характере. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота.
Он брал лист, покрытый с одной стороны углем и, поместив его между предварительным рисунком и холстом, переводил контур. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. Генрих понимал, что жена, которая старше его на шесть лет, не принесет ему наследника.
В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. Приговор был приведен в исполнение 19 мая 1536 года.
Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. Так, работая над фресками во дворце Уайтхолл, он действовал следующим образом: контур прислоненного к стене или холсту рисунка прокалывался иглой, после чего получившиеся отверстия набивались угольной пылью. Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников.
Справа изображены жены Мейера. Отчаявшийся король даже раздумывал над возможностью передать престол своему внебрачному сыну Генриху Фицрою. Его место на посту канцлера занял знаменитый гуманист, автор «Утопии» Томас Мор, затем советниками короля стали Томас Крамнер и Томас Кромвель. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году. Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином).
Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота.
Он прозревает нечто, что сокрыто от его современников. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты.
Томас Мор – английский юрист, философ, писатель-гуманист. Картины его – это гордость города. Мастерская Ганса стала семейной.
К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. Наоборот, увидев желание супруга избавиться от неё, Анна постаралась ему в этом помочь.
Нередко, он дополнял портреты элементами натюрморта, подчеркивающими особенности характера модели. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама.
Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. Все семейство поселилось в Базеле. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. У живописцев покровителями были состоятельные семьи. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства.
Но на этот период приходится и много светлых событий в жизни Ганса Гольбейна Младшего: женитьба, рождение детей, знакомство с выдающимся просветителем тех времен Эразмом Роттердамским, портреты которого он не единожды писал в то время (самый известный из них находится в Лувре). Королю причина для развода весьма понравилась. В 1536 Томас Мор был казнен. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке.
В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита.
Король болезненно ощутил это в 1536 году, когда был ранен во время рыцарского турнира. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл.
Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. Об этом свидетельствуют его работы. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей.
Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. Человек из низов (он был сыном кузнеца), Кромвель начал свою карьеру в качестве наёмного солдата в Италии, затем попал на службу к кардиналу Уолси, был его торговым агентом, а позднее стал доверенным лицом короля Генриха VIII. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. Работы для художников было много и, тем не менее, Амброзиус и Ганс, покинув родной город, отправились на поиски заказов в чужие края.
Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну.
Кромвель отличался хитростью, умел сближаться именно с теми людьми, в которых нуждался и скрывать свои настроения и мысли. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Поразительно сходство этого образа с портретом Эразма Роттердамского.
Рождение дочери Марии в 1516 году сильно разочаровало короля. Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. С матримониальными перипетиями короля связан его самый решительный политический шаг — разрыв с Католической церковью. Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. Для этого требовалось папское разрешение.
Со временем, манера художника претерпела эволюцию. Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти. Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». В городе находилась одна из резиденций императора Максимилиана I, здесь жило много богатых семей, постоянно строились новые дома, особняки, дворцы и церкви. В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. Предлогом стал предыдущий союз Екатерины с его братом.
Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. Вскоре, король занялся поисками новой невесты. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель.
Попытки аннуляции брака оказались безуспешными. В 1540 г. он был арестован, обвинен в государственной измене и казнен. В 1535 году он был обезглавлен. На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. Фронтально развернутые плечи королевской особы, положение его рук, украшенных перстнями, массивная цепь, величественная осанка сразу показывают, что перед зрителем незаурядная сильная личность. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна.
Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». Помимо личных амбиций короля (впрочем, желание произвести на свет наследника престола многие англичане считали вопросом государственной важности) в стране существовали и другие предпосылки для реформ. Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего (Hans Holbein der Jngere).
Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. Как правило, на них изображали близких людей. Екатерина, беременевшая несколько раз, не подарила мужу сына.
Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. Оно органично входит в композицию картины, главной темой которой является напоминание о смерти. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр.
В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. На портрете представлен углубленный в размышления философ. Однако постепенно важнейшим вопросом королевской политики стала проблема наследования. Король лично следил за тем, чтобы доктринальные различия не были сильными.
Исследователи предполагают, что начатая в 1526 году картина была закончена уже после возвращения художника из Лондона в Базель в 1528 году. Она не стала бороться за корону, как Екатерина или Анна Болейн. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля.
Падающая от цилиндрического стержня тень указывает на 11 апреля, а солнечные часы показывают время — 10 часов 30 минут утра. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени.
К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. Именно он предложил Генриху VIII стать главой англиканской церкви. Маленькое серебряное распятие, почти затерявшееся в складках зеленой занавеси — символ искупления грехов и надежды на спасение. В 1516 году написал книгу «Утопия», в которой изобразил своё представление об идеальной системе общественного устройства на примере вымышленного островного государства. Над Анной нависли тучи.
Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует».
Отношения с королем после этого оказались испорченными. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. Это пример типичного монументального стиля Гольбейна.
В поздние годы страдал от лишнего веса и других проблем со здоровьем. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама.
Генриха VIII подталкивало к действиям не только желание иметь наследника, но и любовь к Анне Болейн (согласно многим источникам, не отличавшейся при дворе выдающейся красотой). В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул». Она и ее сестра Мэри были фрейлинами королевы Анны Болейн – второй жены Генриха VIII.
Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Величие короля передается позой. И столь блистательная карьера закончилась падением неожиданно для всех.
За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей».
В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. В 1535 году был казнён в соответствии с Актом об измене. Его слава стала распространяться по всей Южной Германии.
1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме.
Плаха или развод. Этот портрет находится не в Англии, а в музее Тиссен-Борнемиса в Мадриде, где король изображен по пояс развернутым лицом к зрителю в три четверти.
К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. Рядом с Мейером представлены его сыновья. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе.
К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. В 1526 году, после его кончины, принадлежавшая ему лионская типография отошла к кредиторам. Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками.
Эразм Роттердамский неоднократно выражал восхищение талантом Гольбейна. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. В 1537году, когда умерла Джейн Сеймур, третья жена короля Англии Генриха VIII, Томас Кромвель занялся поиском новой супруги для короля.
По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью. Его взгляд, устремленный в бесконечность исполнен духовной тревоги.
Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. На лице нет намека на улыбку. Главным вдохновителем интриги против королевы был Томас Кромвель. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось и брачный договор был заключен.