490 лет назад, в 1523 году великий немецкий художник Ганс Гольбейн (Младший) (Hans Holbein der Jngere, 1497-1543) написал серию портретов Эразма Роттердамского.
Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. Это – наиболее амбициозное из всех произведений художника.
Знаете, чем вы отличаетесь от него. На этом рисунке серебряным карандашом он предстает тонким чувствительным юношей. Один из членов этой семьи, Жан де Дентевиль (Jean de Dinteville) изображен на картине Гольбейна «Послы», которая сейчас находится в лондонской Национальной галерее. Ганс Гольбейн создал одно из самых значительных и самых странных своих произведений – «Мертвый Христос в гробу» – в 1521 году. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна.
Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Такой подход к работе с моделью проявился уже в ранних портретах базельских интеллектуалов. В 1542 году в Лондоне была эпидемия, убившая множество людей от неё умер и Гольбейн Младший. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле.
Картина «Мадонна бургомистра Мейера» построена по всем правилам и традициям искусства Возрождения: та же симметрия в размещении фигур акцент на образе Марии, держащей на руках младенца Христа плавные драпировки одежды героев пастельные тона, мягко переходящие один в другой. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Размеры портретных миниатюр позволяли рассматривать их, держа в руке или, украсив драгоценными камнями и прикрепив к цепочке, носить на шее. Здесь ему двадцать два года.
Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. В 1511 по заказу купца Маттеуса Ландауера Дюрер написал Поклонение Троице (Вена, Художественно-исторический музей). Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр.
Если формально Гольбейн еще стоял одной ногой в эпохе Дюрера – целых тринадцать лет их творчество питала, по сути, одна и та же действительность, – то по историческим часам он принадлежал уже другому времени и с прозорливостью великого художника интуитивно высказывал в своем искусстве предчувствие перемен задолго до того, как они стали очевидны всем и обрели конкретную форму в трагических итогах Крестьянской войны, расколе реформаторского движения, протестантском иконоборчестве. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке. В гравюре Четыре всадника Апокалипсиса кони летят над телами упавших людей. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. В Базеле Ганс Гольбейн Младший окончил свою серию рисунков на дереве изображающих пляску смерти. Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом.
Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Анна в задумчивости опустила руку на плечо юной Богоматери, поклоняющейся Младенцу Христу. Н. Карамзин первым из русских писателей написал о Гольбейне и его картине: «.
На этой картине Мадонне с Младенцем поклоняются император и папа римский, а позади них – толпа народа, в которой Дюрер изобразил многих своих современников. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. В алтарном образе для немецкой церкви в Риальто Праздник четок (1506, Прага, Национальная галерея) Дюрер использовал традиционную итальянскую иконографию sacra conversazione (Мадонна на троне с предстоящими ей святыми по сторонам). Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама.
У живописцев покровителями были состоятельные семьи. Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. Похоже именно эта правильная симметрия, в конце концов, не устроила художника и он, безжалостно разрушив ее, существенно оживил свое произведение. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения.
Нередко Голъбейн дополнял портреты элементами натюрморта, подчеркивающими особенности характера модели. Эмоции на портретах отсутствуют. В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром.
Фигура строго фронтальна, глаза приковывают внимание, тона карнации дополнены разнообразными оттенками коричневого, фон темный. В 1508 для доминиканской церкви во Франкфурте Дюрер написал большой образ Успение Богоматери (не сохранился и известен лишь по копиям). Знаменитый ученый представлен сидящим за пюпитром и погруженным в размышления. В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году— фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально.
Теперь это произведение трудно представить без ярких и острых рисунков Гольбейна. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра.
В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века.
Св. Об этом свидетельствуют его работы. Они-то и дают нам представление об оригинале. Отношения с королем после этого оказались испорченными.
После этого портрета Гольбейна назвали мастером рисунка. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. Юноша Ипполит в романе Ф. М.
Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви.
Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». В своих играх (по мнению Брейгеля) дети копируют жестокость взрослых их организацию и взаимное подчинение, а потому обучение не даст результата. Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. Мы все знаем брейгелевскую картину «Фламандские пословицы»: Питер Брейгель дал буквальную иллюстрацию эразмовскому сочинению о пословицах и поговорках. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной.
Обе картины («Фламандские пословицы» и «Детские игры») написаны в том же самом 1559 году, предположение, что этот год был посвящен Эразму и ответу на его сочинения – естественно. Маленькое серебряное распятие, почти затерявшееся в складках зеленой занавеси — символ искупления грехов и надежды на спасение. Он симпатизировал Лютеру, с которым, однако, не был знаком. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. Лишь одна деталь композиции подтверждает ее германское (северное) происхождение – размещение фигур заказчиков полотна. В 1513-1514 он создал три самых знаменитых своих листа: Рыцарь, смерть и дьявол Св.
Возможно, это произведение было создано специально для недавно ставшего протестантским города однако надпись внизу можно расценивать и как предостережение против любого проявления религиозного фанатизма. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). Впрочем, его манера со временем претерпевала определенную эволюцию. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний.
Дюрер с увлечением рассказывал о своей жизни, возможно, побуждаемый тщеславием он описывал различные ее аспекты в семейной хронике, в дневнике, посвященном поездке в Нидерланды и в нескольких письмах личного характера. Портрет короля (1558 г. ) композиционно повторяет портрет синьора де Моретта, но при сопоставлении неприятно поражает надменная осанка короля и вызывающая роскошь его наряда. Вопрос о религиозных представлениях Дюрера остается без ответа. Здесь он уже показан с бородой, одетым в платье богатого бюргера. В таком же ключе Дюрер изобразил себя на очень камерном по характеру Автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр).
Гольбейн создал портреты членов французского посольства при лондонском дворе представленная работа (в отечественных энциклопедиях она часто обозначается как Моретт – по еще одной фамилии героя) – один из них. Он прозревает нечто, что сокрыто от его современников. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. В 1533-- 1534 гг. Величие короля передается позой.
Все семейство поселилось в Базеле. Герои знаменитых легенд соседствуют здесь с образами реально существовавших людей. Гольбейн выпустил серию небольших ксилографии «Пляски Смерти».
Одновременно он пишет портрет Эразма Роттердамского, который мгновенно приносит ему славу. Продавец, выставивший ее на аукцион, был наследником княгини Мари де Робек-Леви Мирепуа (Marie de Robech-Levis Mirepoix), которая умерла в 1997году в Шато-де-Малешерб неподалеку от Орлеана. Там Ганс Гольбейн Младший усвоил себе народный юмор, а в Люцерне ознакомился с картинами итальянских художников.
Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. Грасси признался, что швейцарский коллекционер приобрел это полотно по его совету, однако, по его словам, здесь «не обошлось без элементов случайности».
Здесь он познакомился со знаменитым Эразмом Роттердамским. Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания.
Поразительно сходство этого образа с портретом Эразма Роттердамского. Отец мой, зачем ты оставил меня. ». Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти».
В 1512 Дюрер выпустил третью серию гравюр Страсти изысканных и утонченных по исполнению. Иеронима 1492. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. Эразма привлекало отсутствие религиозного пафоса – он не любил фанатизма.
Оно преобладало в эту эпоху в Германии. На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Старик сидит у пюпитра в глубине кельи на переднем плане растянулся лев. Об этом авторе узнали в начале шестнадцатого века. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи.
Одновременно он их объединяет через Богоматерь. Реставратор из Нью-Йорка Марко Грасси (Marco Grassi), занимавшийся восстановлением картины, был поражен тем, что открылось его взору после удаления более поздних наслоений. Климат ли был тому виной (как писал он сам) или желанное одиночество не сложилось в стенах университета – мы не знаем. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается.
Единственное, пожалуй, отличие от коммунистической идеи «Утопии» Мора состоит в том, что каждый верует в Бога по-своему, руководствуясь здравым смыслом и природным опытом. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. Можно сказать, что он композиционно связывает двух изображенных мужчин, одновременно подчеркивая индивидуальность каждого из них. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение.
Первым влиятельным покровителем Ганса Гольбейна Младшего в Базеле был банкир Якоб Мейер. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. Именно в это время Ганс Гольбейн начал раскрываться как художник-портретист. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным.
На портрете представлен углубленный в размышления философ. Вверху представлен один из предварительных рисунков этого оформления. Темные тона одежды и головного убора на фоне ренессансного интерьера помогают выявить лицо с острым выразительным профилем и руки, лежащие на книге. Особенной остротой отличаются антиклерикальные рисунки. Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно.
Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный Портрет императора Максимилиана (Вена, Художественно-исторический музей) и образ Богоматерь с Младенцем и св. Живые чёрные глаза поста оттеняет благородная проседь в бороде, а белизна рукавов рубашки эффектно контрастирует с чёрным атласом камзола. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками. В «Портрете Бонифация Амербаха» (1519, Базель, Публичное художественное собрание) изображен друг и последователь Эразма Роттердамского, профессор права Базельского университета.
Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». Гольбейн дал в своей работе образ двойного зрения – при прямом взгляде человека, с головой погрузившегося в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания.
Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости».
Диптих Четыре апостола (1526, Мюнхен, Старая Пинакотека) был подарен Дюрером городскому совету Нюрнберга. По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. Достоевского с «Писем русского путешественника». Этот портрет находится не в Англии, а в музее Тиссен-Борнемиса в Мадриде, где король изображен по пояс развернутым лицом к зрителю в три четверти. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Только реальное изображение человека, передающее характерные черты позирующего.
Скептически сжатые губы словно таят внутреннюю усмешку и иронию, столь свойственные автору «Похвалы глупости». По возвращении своем осенью 1519г. Но это не единственная картина Брейгеля, написанная под влиянием сочинений Эразма – его «Детские игры» есть ни что иное, как горькая реплика на прекраснодушную теорию гуманиста. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна.
В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул». Ганс Гольбейн Младший создавал картину «Мертвый Христос в гробу», возможную разве только что в тогдашней сумятице религиозных беспорядков и противодействий. Благодаря его умению до мельчайших деталей изобразить внешность человека в соединении с психологической целостностью образа, сегодня мы имеем возможность увидеть, какими были многие выдающиеся люди того времени. Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. Со временем, манера художника претерпела эволюцию.
Гольбейн Младший изобразил труп со всеми признаками начавшегося разложения. В Англии такие алтарные образы называют Virgin of Mercury (Мадонна-Вестница) или Virgin of Pity (Мадонна Сострадающая). На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной.
Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Последний представляет собой композицию, состоящую из трех плотно сгруппированных фигур. Сначала он делал наброски самого портрета, прорисовывая каждую деталь. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. Уффици во Флоренции), Том.
Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. 25 сентября 1519 года Гольбейн вступил в городскую гильдию художников, а 3 июля следующего года получил официальное городское гражданство. Ганс Гольбейн Младший – германский художник, живший в эпоху Северного Возрождения. Гольбейновский Христос перенес неимоверные страдания: израненный иссеченный ударами стражников, в синяках и кровоподтеках – следах побиения камнями, в ссадинах от падения под тяжестью креста. В 1536 г. Гольбейн был приглашён ко двору Генриха VIII.
Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом.
В 1533-1535 гг. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Есть ли в природе реализм вне суждения, которое граничит с нравственным сознанием, каковое не подчиняется реальности.
Рядом с Мейером представлены его сыновья. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок.
Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». Его руки покоятся на парапете, за спиной открывается вид из окна. Во второй части «Утопии» описывается государство, что зиждется на всеобщем равенстве и коллективной собственности. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии все же многочисленные атрибуты (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), разбросанные художником вокруг него, являются обычными для тогдашней конторы любого торговца. После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Творчество мастера оказывается полностью освобожденным от христианских догм.
В 1535 году он был обезглавлен. Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. Но из семи лордов я никогда не смогу сделать одного Гольбейна.
Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. На мадридском Автопортрете (1498, Прадо) Дюрер предстает преуспевающим человеком.
Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. Его взгляд, устремленный в бесконечность исполнен духовной тревоги.
Он дает Гольбейну заказ на иллюстрирование своей книги. Не случайно поиски остальных частей алтаря не дали результатов. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». В композиции «Мертвый Христос» образ главного героя несколько переосмысливается автором.
Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. В 1514 Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Вместе со своими помощниками он создал гравюру (33, 5 м), которая изображает триумфальную арку и торжественную процессию. Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма.
Первый автопортрет художник создал в возрасте тринадцати лет. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков.
Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. Считается, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно перегрузил пространство картины самыми различными предметами, чтобы показать свое мастерство. Сама специфика подачи была изобретена автором. В 1500 эти тенденции достигают кульминации в Автопортрете в образе Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека).
Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. В 1506, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. С точки зрения человека, погруженного в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. Однако вся эта аллегория прославляющего характера воспринимается абсолютно иначе из-за какого-то предмета непонятной формы на первом плане. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей. Нет здесь ничего одухотворенного, ничего святого.
В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). За утопийцами установлен тотальный контроль. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины.
Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году. Рентгеновские исследования зафиксировали несколько серьезных поправок и переписок – ученые предполагают, что начатая в 1526 году картина была закончена уже после возвращения художника в Базель из Лондона в 1528 году. Это знаменитый ученый, которого называли «князем гуманистов». 1526-28. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. Ганс знакомится с Эразмом Роттердамским.
Это показывает конфликт между светскими и религиозными властями, между владетельными сеньорами и Церковью. Как правило, на них изображали близких людей. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. Не зря один из автопортретов, нарисованных незадолго до своей смерти, Ганс Гольбейн Младший назвал «Базелец», что означает гражданин Базеля.
Эразм Роттердамский неоднократно выражал восхищение талантом Гольбейна. На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам. Эразм попробовал жить в Кембридже, но через два года уехал даже оттуда. Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином).
Возможно, четыре фигуры апостолов в рост были написаны под влиянием образов алтаря Джованни Беллини из венецианской церкви Фрари (1488). Лист Св. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. Мастерская Ганса стала семейной. В «Портрете Томаса Мора» (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера. Например, там нет свободного перемещения граждан внутри страны и за ее пределами.
Здесь мы видим Эразма за его излюбленной работой – сочинительством. Исследование провенанса картины также подтвердило некоторые связи с Гольбейном. Отношение Дюрера к Венеции было двойственным.
По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее, как, например, в гравюрах Взятие Христа под стражу (серия Большие страсти) и Четыре всадника Апокалипсиса. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. В «Портрете Георга Гисце» (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика.
В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. Новизной изображения стал отказ от привычного готического изображения.
Но на этот период приходится и много светлых событий в жизни Ганса Гольбейна Младшего: женитьба, рождение детей, знакомство с выдающимся просветителем тех времен Эразмом Роттердамским, портреты которого он не единожды писал в то время (самый известный из них находится в Лувре). Однако трудно представить эту вытянутую по горизонтали картину частью алтаря.
Знают этого мастера кисти во всех странах мира. Невредимыми остались лишь небольшие фрагменты настенных росписей. На это Генрих VIII иронично ответил: Я запрещаю вам покушаться на жизнь этого человека. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну.
Среди его иллюстраций – титульные листы книг, виньетки и пр. Английский король Генрих VIII (1491-1547), с которым связал свою судьбу Гольбейн, был крайне противоречивой фигурой. Троица изображена на центральной оси (Святой Дух в виде голубя, Бог Отец, увенчанный короной и распятый Христос) вокруг – поклоняющиеся Божественному Престолу святые, образующие четыре группы: вверху слева – мученики во главе с Богоматерью справа – пророки, пророчицы и сивиллы под предводительством Иоанна Крестителя внизу слева – деятели церкви, ведомые двумя папами, а справа – миряне во главе с императором и королем. Разумеется, были у Гольбейна и женские портреты – например, Леди с белкой и скворцом, ок.
Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют его приверженность к однотонному фону, который оживлен лишь надписью, сообщающей зрителю возраст героя (героини) картины. В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. В Англии учёный не остался (пробовал через год вернуться, снова не понравилось).
Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. Люди XVI столетия относились к смерти более спокойно, чем Достоевский. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том.
Гольбейн создает портреты членов французского посольства при лондонском дворе. И если это так, то каким тогда был его первоначальный вид. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. Здесь Смерть, как правило, не вызывает никакого ужаса и страха у тех, к кому она приходит.
По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533г. Он полностью погружен в свои занятия насмешливые морщинки разбегаются вокруг сжатых губ. Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего (Hans Holbein der Jngere). Дух благородной сдержанности характерен и для «Портрета Эразма Роттердамского» (1523-1524, Париж, Лувр). Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке.
В 20-х гг. – на этот вопрос всякий отвечает по-своему. Соколов. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. Выбрать Англию художнику посоветовал Эразм Роттердамский.
В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». 38-летнее правление монарха запомнилось многими событиями, но, прежде всего, тем, что у короля за это время сменилось шесть жен, две из которых были обезглавлены по его личному приказу. Ученый сосредоточен на работе, углублен в свои мысли и не подозревает о стороннем присутствии. Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. В 1519 Максимилиан умер и трон перешел к Карлу V. В 1520 Дюрер отправился ко двору нового императора. Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены.
Дюрера, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи) и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. Вскоре, король занялся поисками новой невесты. Формально Базель был «императорский» город, то есть находился в Священной Римской империи, но при этом был городом интернациональным, не вовлечённым в национальные и религиозные движения. Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти. Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. Образ рыцаря возник, возможно, под влиянием трактата Эразма Роттердамского Руководство христианского воина (1504).
Этот портрет – зримое выражение спокойного, отточенного, уравновешенного мастерства и той объективной манеры, что прославила Гольбейна. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Данный тип алтарного образа известен в Германии как Schutzmantelbild (Мадонна с покровом) – связано это с тем, что Дева Мария в этом случае накрывает своим покровом жертвователей, заказавших картину. Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение.
А живописную прорисовку оставлял напоследок. В 1515 году Ганс делает на полях одного из экземпляров знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости» рисунки, не предназначавшиеся для печати. В 1536 Томас Мор был казнен.
Я могу взять семерых крестьян и сделать из них лордов, ничем не отличающихся от вас. Христос Гольбейна – не небесное существо. Высоко ценил талант своего придворного художника и Генрих VIII, о чем свидетельствует дошедший до нас анекдот того времени. Такие отверстия можно рассмотреть на уцелевшем фрагменте картона для дворцовой настенной росписи и на подготовительном рисунке к знаменитому портрету Томаса Мора.
Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Справа изображены жены Мейера. Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. Ничего надуманного, Эразм на этом полотне выглядит естественно. Анной (1519-1520, Метрополитен). К сожалению, она погибла в огне пожара в 1698 году.
Дело не в том, что картина Гольбейна зашифрована, а код шифра утерян. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть образ жизни и сферу умственных интересов этих людей. Перед нами самостоятельное произведение – редкая и старинная форма картины «Мертвый Христос в гробу», восходящая, может быть, к византийским плащаницам и связанная с пасхальной литургией. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует».
Это, безусловно, знак смерти. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. Вместе с тем, более зрелая религиозная живопись Гольбейна обнаруживает влияние итальянской живописи эпохи Возрождения. «Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков "Пляска смерти" (около 1525), – пишет М. Н.
Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. В сюжетах его картин можно найти и католические и протестантские оттенки. 1492-1494 он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Эразм был католиком (настолько, насколько философ вообще может быть конфессиональным) и противником Реформации, но история с Томасом Мором ещё впереди кто же мог предсказать.
Справа от фигуры Богородицы в коленопреклоненных позах застыли первая и вторая жены Мейера (первая его жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Достоевского «Идиот» называет эту картину странной. На портрете посол Шарль де Моретт (1534 г. ) смотрит на зрителя спокойно и гордо.
Когда он в 1516 году был избран бургомистром Базеля, Гольбейн написал два превосходных портрета – его и его жены. Выполненные пером в миниатюрных размерах, они представляют собой жанровые сценки. В это же время автор трудится над портретом ученого.
Именно он стал первым изображать в своих полотнах светскую жизнь.
Работа сама по себе не просто точная, а выполнена скрупулезно, сдержанно. Картины его – это гордость города. В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. Для этого периода характерны такие картины, как Адам и Ева (1507, Прадо). Кроме того, существует фрагмент полноразмерного этюда к этой фреске.
Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей.
В 1527 году он создает портрет Томаса Мора. В самом низу изображен пейзаж с озером, на берегу которого показана одинокая фигура самого Дюрера у доски с надписью. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII).
Художник пишет в 1523 году два портрета Эразма Роттердамского. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. Этот знаменитый алтарный образ был написан Гольбейном по заказу бывшего базельского бургомистра Якоба Мейера.
Как правило, на них изображали близких людей. Страшны закатившиеся зрачки приоткрытых глаз, страшен оскал рта, вокруг ран появились синие пятна, а конечности стали чернеть. Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна.
На лице нет намека на улыбку. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей.
В 1532г. Ламуаньоны происходят из дворянской династии Дентевилль. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы.
За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. Рыцарь – аллегория активной жизни он совершает свои подвиги в борьбе со смертью. Автопортреты Дюрера, еще более, чем его собственные слова, обнаруживают постоянное стремление к самопознанию и формированию собственной личности.
Дюрер был проницательным исследователем природы и горячим приверженцем итальянской (ренессансной) теории искусства, однако в его творчестве проявились многие черты средневекового мистицизма. Она была последним из потомков знатной французской семьи Ламуаньон (Lamoignon). Есть всеобщая трудовая повинность и демократия там преспокойно мирится с рабством. В 1526 Дюрер создал Портрет Эразма Роттердамского (гравюра на меди), чьи умеренные религиозные воззрения, по-видимому, совпадали с его собственными. Картина становится знаменитым и приносит автору славу.
Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. А. Н. В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется.
Но при особом (подразумевается – правильном, глубоком) взгляде все меняется с точностью до наоборот – смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер фантома иллюзии. Не раз высказывалось предположение, что интерес к этому полотну зародился у Ф. М. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты.
Это было 12 марта 1538 года.