Здесь выставлены произведения Антропова и работы Вишнякова, в том числе Портрет императрицы Елизаветы Петровны (1743), выполненный по заказу Сената, ставшего при Елизавете высшим органом управления страной.
Ту же цель ставил перед собой и Нолькен. Справа– родственники невесты, оживленно наблюдающие запроисходящим, слева– группа сватов застолом, любезно ивесело обращающихся кневесте. Простота поведения – характерная черта Елизаветы – сослужила ей немалую службу, когда она шла к власти: гвардейские солдаты любили свою куму, которая не сторонилась их, была добра и доступна. Какие книги они приобретали. Но были и другие причины особой привязанности к нему императрицы. Его томные, мечтательные глаза устремлены назрителя. Какое учебное заведение имевшее большое значение для образования народа, основал отец Петра I, царь Алексей Михайлович.
Сказалось то, что дочь Петра не имела никакой подготовки к государственной работе и никакого желания заниматься тяжелым и утомительным трудом государственного деятеля. Своими манерами, обликом и поведением Петр Федорович раздражал императрицу.
И главное – все они были молоды. Золотые нити-лучи (ассист) покрывают крылья ангелов, ризу Богоматери иБожественного Младенца. Прошу Бога только о том, верьте, что ни чести, ни богатства веселить меня не могут».
Леди Рондо описывает посещение придворного бала китайским послом: «Когда он начался, китайцев, вместе с переводчиком, ввели в залу: Ее Величество спросила первого из них (а их было трое), какую из присутствующих здесь дам он считает самой хорошенькой. Взбешенная неблагодарностью своего «партикулярного друга» императрица приказала объявить Шетарди, чтобы он в течение суток выехал из столицы и больше никогда в России не появлялся. Портретировал Петра I и членов царской семьи, по заказу Двора писал картины исполнял росписи (плафоны), руководил живописными работами в Петергофе и Летнем дворце в Петербурге.
Начался «случай» Шувалова. Но вначале поближе познакомимся с Иваном Ивановичем Шуваловым. Пословам Трубецкого, главное виконе– «радость победы Богочеловека надзверочеловеком». Впортрете статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой (1699–1788), матери будущего полководца П. А. Румянцева-Задунайского, прежде всего подчеркнута значительность социального статуса модели: полы ее накидки нарочито раздвинуты, чтобы явить нагрудный бриллиантовый знак императрицы Елизаветы Петровны. Как вспоминает Екатерина II, все выглядели ужасно, неуклюже и жалко, вполне хороша была только сама императрица, которой мужское платье очень шло (для чего, собственно и устраивались такие маскарады).
– Е. А. ), пока разве отнимет». Это были какие-то глубокие обмороки, продолжавшиеся довольно долго. Ни одна женщина в империи не смеет причесываться так, как она».
Нолькен и Шетарди не были благородным исключением из этих грязных правил. Захарова и др. /Ивсердце ее больше добродетели, / Чем красоты вее лице». Первые иконы– священные изображения надосках– появились вВизантии вVIвеке. Царских дочерей начали обучать грамоте довольно рано.
Длятого чтобы воспринять эту радость иприблизиться кБогу, человек должен совершить духовный подвиг, борясь сискушениями жизни. Вся проблема состояла, как видим, в том, чтобы нужный документ «при удобном случае государыне к подписанию поднести». Это был настоящий живой орган гигантских размеров.
Явно недолюбливала императрица и этот «развратный Версаль», хотя признавала его несомненное первенство в «галантереях». Значение Разумовского при дворе Елизаветы было велико. Художник виртуозно передает живой инепосредственный образ маленькой калмычки.
Но по распоряжению Анны Иоанновны его неожиданно освободили. Впрочем, ее судьба еще долго была неопределенна. Значительную роль в создании портретной галереи Елизаветы Петровны сыграл и «гофмалер» Георг Христоф Гроот (1719–1749), немецкий художник, также трудившийся при русском дворе.
Она облачена во«взрослое» декольтированное платье ипышный высокий парик помоде этого времени итолько пухлое детское личико, которому художник попытался придать выражение серьезности изначительности, выдает юный возраст цесаревны– напортрете ей около восьми лет. Во-первых, он позволил втянуть Россию в «лишнюю» для нее Семилетнюю войну и страна надолго оказалась заложницей австрийских интересов, практически не работая на себя. Путь ее пролегал через родные места Разумовского. У тетушки с племянником сложились тяжелые отношения. Как и всегда, царили воровство, злоупотребления и глупость. Но все же ее жизнь, действительно похожая на вечный праздник имела свои теневые стороны. Среди лучших портретов Каравакка– двойной портрет царевича Петра Алексеевича (будущего императора ПетраII) ицаревны Натальи Алексеевны вдетском возрасте ввиде Аполлона иДианы, выполненный влучших традициях западноевропейского барокко.
Воодушевляющая мысль о том, что благодаря реформам Петра I Россия разорвала «путы варварства» и вошла в единую дружную семью просвещенных народов, владела в равной степени и крестьянином Михаилом Ломоносовым и дворянином Иваном Шуваловым. Ворвавшись во дворец, Елизавета не мешкала: входы и выходы были перекрыты, караул сразу же перешел на сторону мятежников и затем в императорские апартаменты на втором этаже устремилась «группа захвата». В сложной борьбе за власть Воронцов не был самым проворным и хитрым.
Постаринному обряду жених приезжал насмотрины ксвоей избраннице. Стиль поведения императрица усвоила с детских лет, в доме своего великого отца, который жил нарочито скромно, как голландский бюргер. Действительно, Елизавета создала тесный, закрытый мирок, куда соглядатаям и шпионам «большого двора» проникнуть было невозможно.
Родственники, придворные и слуги немало страдали от ее придирок и подозрений. На триумфальных воротах в Москве по случаю коронации Елизаветы весной 1742 года была помещена аллегорическая картина с изображением солнца в короне и подписью: «Само себя венчает» – «Semet coronat». Сюда стекались преступники и проститутки и отсюда Каин, с приданными ему солдатами, совершал налеты на «малины» и дома честных москвичей. Эта работа стала последним произведением художника впортретном жанре.
Какие черты характера проявились у маленького Петра I. 9. В Стокгольме были очень сильны реваншистские настроения. Маркиз был по природе своей человеком пылким, романтичным, но легкомысленным и глупым.
Но нет. Можно предположить, что маркиз, стоя у окна в ночном колпаке и халате, видел сам «штурм Зимнего», который он так усиленно готовил на балах и помойках. Факты биографии императрицы и ее деяний в Москве обусловили хронологическо-тематическую последовательность построения экспозиции и состав ее разделов: «Младые лета», «Охотничьи забавы», «Коронация», «Государыня и церковь», «Двор и окружение», «Семейство Разумовских», «Малый двор», «Покровительница наук и художеств», «Елизаветинское барокко», «Женский мир императрицы».
Двор самой цесаревны был невелик – не больше ста человек вместе со служителями. Взятки от богатой помещицы брали даже руководители Сыскного приказа. Ничто впортрете ненапоминает оневысоком социальном статусе моделей. После смерти императрицы Анны Иоанновны осенью 1740 года наступили смутные времена. В этом смысле судьба Анны могла вполне стать судьбой Елизаветы и наоборот.
Он был инфантилен, капризен, проявлял черты человека необузданного и взбалмошного. И в каждом из них все было приготовлено для приема привередливой хозяйки, которой было нужно все самое лучшее, вкусное и приятное. Художник нестремится скрыть красные, воспаленные веки портретируемого, его усталые глаза, глубокие морщины налице, он, напротив, выделяет их светом. Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786)– старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, внарушение традиций большого парадного портрета представлен вдомашнем шелковом халате вобразе садовника, указывающего наоранжерейные цветы.
Зная о слежке, Елизавета старалась держаться как можно дальше от политики, но все же имя ее встречается чуть ли не во всех политических процессах аннинского периода. Французский посланник Ж. -Ж. Знакомство России с итальянской оперой не прошло напрасно для русского искусства. Состоятельные люди, обнаружив в своем доме пропажу, могли не кручиниться. Благодаря настояниям Шувалова, за спиной которого стояла императрица, Ломоносов занялся русской историей, писал много стихов. Со страниц воспоминаний он предстает добродушным лентяем, мало чем интересовавшимся, но не утратившим присущего его народу чувства юмора, в том числе – по отношению к своей персоне и «случаю», сделавшему его первым вельможей империи. Это была победа Бестужева, которому Шетарди сильно вредил.
2. Благодарю вас за ваши письма, дай Боже вас в радости видеть. Вотличие отаскетичных, строгих, наполненных пафосом государственного служения портретов Никитина, работы Матвеева выглядят мягче ипоэтичнее («Автопортрет сженой»), пленяют живописной свободой вдухе лучших голландских мастеров («Портрет ПетраI»). Французский посланник в России Ж. -Ж. Боровиковский писал императрицу загод доее смерти. Конец 1720.
Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825) был также выходцем сУкраины, дружил сЛевицким, работал вПетербурге, носАкадемией художеств связан небыл. Имя изображенного человека неизвестно. Так, в первом зале, посвященном эпохе Петра I, появилисьПортрет князя И. А. Ко всем прочим несчастьям львица утаскивает у нее сына-младенца. Василию Демидову: «Уведомилась я, что корабль французский пришел с разными уборами дамскими и шляпы шитые мужские и для дам мушки, золотые тафты разных сортов то вели с купцом сюда прислать немедленно».
«В сильном горе или печали можно и даже похвально и красиво, наклонясь, совсем закрыть на некоторое время лицо, прижав к нему обе руки и локоть и в таком положении бормотать какие-нибудь слова себе в локоть или в грудную перевязь, хотя бы публика их и не разбирала – сила горя будет понята по сему лепету, который красноречивей слов». Все это было, конечно, в европейском масштабе.
Цветы вэтом хороводе имеют символический смысл. Они пленяют другим: аристократическим изяществом, великолепием живописи, нарядной прелестью красок иноткой «исторической пикантности» (А. Бенуа).
Такие «случаи» уже происходили с молодыми людьми при дворе, но шли недели, месяцы – и Шувалов окончательно вытеснил из сердца императрицы и из придворных апартаментов самого графа Алексея Григорьевича. Столичное дворянство украшало дома французской мебелью, картинами, великолепной посудой. Интрига была раскрыта и канцлер с грохотом слетел со своего места. – Е. А. ) у самого Господа Бога, который мне дал смысл (разум.
Именно изНовгорода происходит большинство уникальных больших икон домонгольского периода («Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный» идр. ). Вот таким образом актеры на сцене изображали сложные фигуры: «Благополучие России», «Радость верноподданных» и, наконец, «Обрадованную ревность». Вопросы1. Она торжественно шествует нафоне эффектно развевающейся завесы, бросая цветы мака (символ забвения, покоя) нажертвенный алтарь взнак того, что она жертвует покоем ради интересов своих подданных. Со своего трона тяжелым взглядом следила императрица за Елизаветой – звездой бала.
А потом был ярко освещенный дворец, шампанское, толпа льстивых царедворцев, павшая к ее ногам. Ларчик открывается просто: внешняя политика была интересна императрице. Присылал сватов и персидский шах Надир. Выдающимся мастером второй половины XVIIIвека был выходец сУкраины Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822), долгое время руководивший портретным классом вАкадемии художеств. Алексей Григорьевич не участвовал в перевороте 1741 года, который возвел Елизавету на российский трон, он лишь преданно охранял жилище царицы. Она вообще по ночам не спала.
Особое место в придворной жизни, начинавшейся, как правило, вечером, занимали маскарады. Клеймили ее и за пристрастие к английскому пиву. Виконописном каноне сохранены «античные» основы иконы: тело человека иземной мир остаются узнаваемыми, часто присутствуют следы портретности воблике святых, складки их одежд своим пластическим великолепием иногда напоминают лучшие античные скульптуры. Слушать его можно было только на приличном расстоянии – за 300-500 метров, не ближе.
Она, разумеется, боролась как могла. Правда, в роскоши той эпохи был размах, масштаб, но не было утонченности и лоска, присущих высшему свету Российской империи начиная со времен Екатерины II. Он умел «зажечь» вглазах женщин искорку лукавой иронии («Портрет В. Е. Новосильцевой»), легкой грусти ихрупкого обаяния («Портрет А. П. Струйской»). Исегодня среди специалистов ведутся споры, кто изображен наэтом портрете. В описанную красноречивым пастырем ночь неприятель этот блаженно спал в колыбели, с вечера насосавшись молока из груди кормилицы Катерины Ивановой и не подозревал, что против него «заводят шеренги». Он создал несколько «малых портретов-картин», на которых русская императрица предстает в различных образах: полковница Преображенского полка («Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком», 1743, ГТГ), знатная дама на балу («Портрет императрицы Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в руке», 1748, ГТГ).
Боровиковский создал тип женского сентиментального портрета. Екатерина, которая была с Петром за границей, просила Анну «для Бога потщиться: писать хорошенько, чтоб похвалить за оное можно и вам послать в презент прилежания вашего гостинцы, на что б смотря и маленькая сестричка также тщилась заслужить гостинцы». Он непренебрегал костюмированными аллегорическими портретами («Портрет П. А. Демидова», большая серия «смолянок»), нопривсей условности композиции, непременных драгоценных «сословных» аксессуарах люди напортретах Левицкого выглядят поразительно живыми иправдивыми. Кто хотел открыть в России школы и университет уже в начале XVII века.
Вот таким образом виконе приглушено плотское начало: вытянутые фигуры святых почти прозрачны, бестелесны, неподвижны некасаясь земли, они словно парят, устремляясь кмиру небесному, пребывая ввечности, поскольку мир небесный вечен инеизменен всвоей сущности. Никогда женщина не примирялась труднее с потерей молодости и красоты.
Мавра притворно сконфузилась и замолкла. Вобразе канцлера Гавриила Ивановича Головкина (1660–1734) Никитин сумел передать обобщенный образ человека Петровской эпохи, когда достоинство человеческой личности определялось прежде всего государственной службой. Никто не мог лучше ее ездить верхом, танцевать, петь, даже сочинять стихи и песни. Пояркой индивидуальности дарования выпускник Академии художеств Федор Степанович Рокотов (1735 (. ) –1808) непохож нинакого изсвоих современников.
Вздымающиеся пышные складки рукавов ее платья подобны цветочным бутонам. И вот фаворит пишет своей матери, чтобы управляющий его имениями Семен Пустота присмотрел за многочисленной родней и «чтоб он как зятьям, дядьям, так и всей родне именем моим приказал бы быть всем в одном собрании в деревне Лемешах и дожидаться бы тамо моего свидания, а наипаче запретить, чтоб отнюдь никто из них в то время именем моим не хвастал бы и не славился б тем, что он мне родня». Людей стали ценить непородовитости, аполичным заслугам. Еще в 1730-е годы, во времена Анны Иоанновны, Царское Село было довольно глухим местом. Но этого не произошло.
Ну а те, кто жил с императрицей рядом, никаких иллюзий себе не строили. Впортрете архитектора, директора петербургской Императорской Академии художеств Александра Филипповича Кокоринова (1726–1772) Левицкий отразил идеал просвещенного вельможи эпохи русского классицизма. Зарождается русский национальный театр, поинициативе М. Ломоносова вМоскве открывается Университет, ав1757году– «Академия трех знатнейших художеств».
Ей, царице, – рябой, чрезмерно толстой, старой (Елизавета была на семнадцать лет моложе Анны. ) – не суждено было соперничать с цесаревной в бальном зале. Голицыным. Екатерина мечтала видеть себя вобразе «просвещенной императрицы», вот таким образом идеалы гражданской доблести иславы, отраженные впортретах эпохи классицизма, были ей близки. Так начал свою карьеру выдающийся русский скульптор Федот Иванович Шубин. Напортрете изображен Сергей Григорьевич Строганов (1707–1756)– 19-летний юноша, будущий действительный камергер, генерал-лейтенант, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, владелец прекрасной картинной галереи. Рогнеда стоически-пассивно принимает извинения.
Но влияние Разумовского было огромным еще в 1730-е годы, когда Елизавета была цесаревной. Голицына (1728) и Портрет княгини А. П. «Он очень высокий и крупный для своего возраста – писала леди Рондо, – у него белая кожа, но он очень загорел на охоте, черты его лица хороши, но взгляд тяжел и, хотя император юн и красив, в нем нет ничего привлекательного или приятного». Ювелир Позье, много работавший придворе Елизаветы Петровны, писал: «Все женщины вРоссии, какогобы они нибыли звания, начиная императрицей икончая крестьянкой, румянятся, полагая, что клицу иметь красныя щеки». х– 1730. Другая линия, так называемая «россика», – это творчество иностранцев, которые трудились вРоссии напротяжении всего XVIIIвека. В создании научных и педагогических учреждений Шувалов видел свой долг.
Нередко бывало, что императрица с досадой бросала салфетку на стол и покидала компанию. Молодые обменивались кольцами идарили друг другу небольшие подарки. Луи Каравак (1684, Марсель – 1754, Санкт-Петербург)Художник, портретист, декоратор, миниатюрист. Представитель третьего поколения французских живописцев-декораторов, работавших в Марселе и Тулоне. «Он вмешивается во все дела, не нося особых званий и не занимая особых должностей, – писал в 1761 году о Шувалове Фавье, – одним словом, он пользуется всеми преимуществами министра, не будучи им».
Но что это были за «походы». Без них невозможно представить русское искусство XVIII – начала XIX века. Воблике модели тонко передан мир изменчивых чувств– полуулыбка губ игрустное выражение глаз, скепсис ичувственное довольство. А. В. Щусева экспонируется отреставрированный макет «русского Вифлеема» (А. П. Сумароков)— усадьбы Коломенское. Розыскное усердие Каина не знало удержу: в один прекрасный день он сдал полиции и своего ближайшего друга Камчатку, много раз спасавшего Каина от верной смерти на плахе. «При окончании оперы, – писала газета, – Ее Императорское Величество соизволила свое удовольствие оказать ударением в ладони, что и от всех прочих смотрителей учинено было, причем чужестранные господа министры засвидетельствовали, что такой абсолютной и изрядной оперы, особливо в рассуждении украшений театра, проспектов и машин, нигде еще не видано».
На пути от Петербурга до Москвы их было двадцать пять – в среднем через каждые 25 верст. Конечно, этот театр мало был похож на современный. Они готовили план ночного убийства Елизаветы и ее окружения. Обсуждая этот вопрос, глава верховников князь Дмитрий Голицын – старый аристократ, предложивший кандидатуру этой «чисто русской» дочери царя Ивана V и царицы Прасковьи Федоровны, – походя помянул недобрым словом отродье лифляндской прачки. Впурпурном плаще всегда изображается Богоматерь.
Врезультате первоначальная живопись была скрыта отглаз, апотемневшая, закопченная икона удалялась изхрама вспециальные хранилища прихрамах имонастырях. У трона крошечного императора сразу же началась отчаянная борьба. Привычкам Елизаветы должны были следовать все дамы света. Сословный статус модели подчеркнут бриллиантовым знаком нагруди сизображением Елизаветы Петровны.
Елизавета не возражала, была готова тотчас подписать нужную бумагу, но деньги просила выдать раньше. В «Описании» триумфальных ворот дано такое пояснение: «Сие солнечное явление от самого солнца происходит не инако, как и Ее Императорское Величество имея абсолютное право, сама на себя корону наложить изволила». Надежды на шведскую помощь с треском провалились. Выбирать из хотя и бедных, но способных молодых людей – таков был его принцип.
Многие из них никогда не видели друг друга, но ощущали свое королевское родство. Какие произведения иностранных художников висели во дворце царя Федора Алексеевича, старшего брата Петра I. 7. Вот тут-то и спасал театр, седьмое чудо света. Это один изсамых необычных парадных портретов русских императоров. Благополучие незамужней девицы в тогдашнем обществе было непрочным, а будущее – тревожным. Белоснежные кружева красного платья эффектно оттеняют смуглую кожу ее детского лица исверкающие, устремленные назрителя карие глаза-«таракашки», какназывала их ее благодетельница.
Ученик Ломоносова и протеже Шувалова Николай Поповский в речи, обращенной к юношам-гимназистам при открытии гимназии Московского университета в 1755 году, говорил: «Если будет ваша охота и прилежание, то вы скоро можете показать, что и вам от природы даны умы такие же, какими целые народы хвалятся уверьте свет, что Россия больше за поздним начатием учения, нежели за бессилием, в число просвещенных народов войти не успела». Заводилой всех празднеств, путешествий и развлечений была энергичная и неуемная Елизавета. Нет, это не так. Это было, как мы знаем, правдой, но не всей.
Императрица представлена вобразе жрицы вхраме богини Правосудия– Минервы. Они видели, какой злой, нетерпимой, мелочной, грубой может быть Елизавета. В Стокгольме решили действовать, не дожидаясь от Нолькена подписанных цесаревной бумаг. Екатерина II пишет в мемуарах, что одни, «вспомня табашной того Шувалова откуп, говорили, что табаком осыпают, другие говорили, что солью осыпают, приводя на память, что по его проекту накладка на соль последовала иные говорили, что его кладут в моржовое сало, понеже моржовое сало на откуп имел и ловлю трески. При выражении отвращения нужно, «повернув лицо в левую сторону, протянуть руки, слегка подняв их в противоположную сторону, как бы отталкивая ненавистный предмет».
До этого числился в Петербургской губернской канцелярии. Как повествует дело Тайной канцелярии, стоял как-то солдат гвардии Поспелов на часах во дворце цесаревны и слышал, как хозяйка вышла на крыльцо и затянула песню: «Ох, житье мое, житье бедное. » В казарме Поспелов рассказал об этом своему другу солдату Ершову, а тот, не подумав и брякнул: «Баба бабье и поет. » Это было грубовато, но абсолютно точно. И уже тогда многие добивались его дружбы, слали ему подобострастные приветы, стремились через него добиться милостей, помощи от Елизаветы. В мае 1745 года Бестужев поощрял русского посланника в Копенгагене Корфа и впредь в своих донесениях «свободно продолжать рассуждения и известия, а особливо из Швеции приходящие и касающиеся до Ее Императорского Величества высочайшего дома и интереса, также и княжеской Голштинской фамилии».
Елизавета Петровна– лукавая, веселая, румяная, гордо подбоченясь, красуется вцентре композиции. Выставка разнообразна по составу. Это не подлежит никакому сомнению». Она отводила душу в другом – угнетала Елизавету экономически и морально. Композиция картины построена поакадемическим принципам. Вообще, портреты Тишининых слабоваты как-то, ИМХО.
Родился в Марселе, в гасконской семье художника-декоратора, специализировавшегося на росписи кораблей. 6. Рекомендации докторов: покой, клизмы, кровопускания, лекарства – все это было отвратительно Елизавете, знавшей в жизни только приятное, шумное и веселое. В одной из пещер на берегу Москвы-реки полицейские во главе с Ванькой захватили беглого солдата Соловьева, который при свете лучины вел дневник ежедневных преступлений.
8. В германской прессе они превратились в таинственных Таракановых. Теперь он оказывался в золотой клетке. И после куртага 23 ноября 1741 года она решила действовать самостоятельно.
Известно, что она панически боялась смерти. Она запросто, как некогда ее великий отец, водила с ними компанию. А это всегда приносит правителю популярность среди простых людей. Портрет поражает явной «непарадностью» облика. Мы его очень любили.
Спали и родители императора, приближенные и слуги. Впрочем, это и неудивительно – «беспечность или умственная леность», о которых писали современники, характеризуя императрицу, властвовали над нею до конца и сам этот манифест придумал Шувалов, что видно из его набросков императрица же только подписала документ. Как помнит читатель, формально у власти стоял (точнее – лежал в люльке) двухмесячный император Иван Антонович – сын правительницы Анны Леопольдовны и принца Антона Ульриха. Древняя столица для будущей императрицы стала той «малой родиной», где она провела детство и юность, где сформировался ее духовный мир.
Канцлер поручал нанять «надежную персону», чтобы покупать там наимоднейшие вещи и немедленно слать в Петербург. Характер Елизаветы не был отшлифован воспитанием. Шувалов отказался подавать на подпись этот указ и ответил Воронцову: «Могу сказать, что рожден без самолюбия безмерного, без желания к богатству, почестям и знатности когда я, милостивый государь, ни в каких случаях к сим вещам моей алчбы не казал в таких летах, когда страсти и тщеславие владычествуют людьми, то ныне истинно и более притчину нет». Россия поволе ПетраI стремительно шагнула изСредневековья вновое время. Весной 1728 года Елизавета потеряла самого близкого ей человека – из Киля было получено известие о смерти ее сестры Анны.
Подготовка проекта длилась около трех лет. В 1761 году он писал в Дворцовую канцелярию о зачислении в студенты Академии художеств дворцового истопника Федота Шубина, который «дает надежду, что со временем может быть искусным в своем художестве мастером». Вся картина наполнена мягким сиянием, переливами жемчужно-розоватых тонов. Сэтого времени вРоссии начался бум собирательства икон. За всем этим стояла не только данная природой красота, но и тяжелейшая работа портных, ювелиров, парикмахеров, да и самой царицы – самой строгой судьи своей красоты. Может быть, некоторые из женихов и понравились бы привередливой цесаревне, да все они не нравились самой императрице, которая, вместе с Остерманом, мечтала выдать Елизавету «за такого принца от которого никогда никакого опасения быть не может». Эти два брата составляли семью фаворитов, самую любимую всеми».
В балетных номерах стали все чаще появляться русские балерины и танцовщики. Художник старается «обелить» святого князя Владимира– его красноречивая «театральная» поза ижест прижатой кгруди руки полны раскаяния. Вдруг в самой глубине ее что-то вспыхивало и начинало двигаться. Другой «пенсионер» петровского времени– Андрей Матвеевич Матвеев (1701/1704–1739) пользовался покровительством супруги Петра ЕкатериныI. Зная обоих, нельзя не поразиться несходству типов личности интеллекта партнеров в этой паре.
Художник нескрывает физического недостатка модели– легкой косины его глаз, ноумело «отвлекает» внимание зрителя виртуозно, тонко написанными деталями его одежды: мерцанием золоченого шитья, мягкостью красновато-коричневого бархата кафтана, гармоничным колористическим сочетанием синей ленты ордена Андрея Первозванного икрасной ордена св. В своих письмах к Петру и Екатерине Меншиков писал: «Дорогие детки ваши, слава Богу, здоровы». Особенно удавались художнику тонкие ипроникновенные детские образы («Портрет Сары Элеоноры Фермор», «Портрет князя Ф. Н. Голицына вдетстве» идр. ). Он подумал, что разоблачен и его неминуемо ждет Сибирь. Краткий «шуваловский» период истории Академии художеств оказался благодаря уму, предусмотрительности, заботливости ее основателя, не жалевшего денег на дорогостоящих иностранных учителей, картины, скульптуру, пособия и материалы, чрезвычайно плодотворным, дал мощнейший толчок развитию искусства в России, открыл миру новые таланты. То, что она в то время была здорова, мы знаем точно.
Дипломатия тогда была «ремеслом королей», вся Европа была монархической (за исключением, пожалуй, Венеции), всюду сидели императоры, короли, князья, ландграфы, герцоги. Была проведена большая исследовательская работа. Несомненно, у нее было немало добрых побуждений, желания показать народу «матернюю милость», но она не знала, как это сделать, да и некогда ей было – столько предстояло перемерить платьев, посетить спектаклей и празднеств. Все понимали, что наступают последние деньки жизни-праздника веселой дочери Петра.
Заинтригованная Елизавета потребовала рассказать, о чем секретничают ее фрейлины. Эту «театрализацию жизни» прекрасно выразил стиль барокко– пышный, велеречивый, мажорно-красочный. Последние годы правления Елизаветы были окрашены в зловещие цвета войны. Прошение написано в традиционных уничижительных тонах и кончается подписью: «Вашего императорского величества послушная раба Елизавет». При удивлении «следует обе руки поднять и приложить несколько к верхней части груди, ладонями обратив к зрителю».
После недолгого правления Анны Леопольдовны, племянницы Анны Иоановны, врезультате дворцового переворота напрестол взошла новая императрица– «дщерь Петрова» Елизавета Петровна. Это крупнейший историко-художественный проект года, приуроченный к 300-летию со дня рождения в Москве императрицы Елизаветы Петровны (1709–1761), продолжает и завершает выставочную трилогию, посвященную «московскому аспекту» деятельности российских правителей XVIII века («Екатерина Великая и Москва», 1997 «Петр Великий и Москва», 1998).
Впортрете чувствуется особое, задушевное отношение художника кмодели. Современники рисуют на редкость симпатичный образ фаворита. Матвеева. А вот важнейшие рекомендации актеру, выходящему на сцену.
Елизаветинское царствование стало важным этапом на пути эмансипации русского дворянства, при Елизавете были разработаны многие законы о дворянстве, которые реализовались позже – при Петре III и Екатерине II. Остальные были выходцами из крестьян, церковников, однодворцев и даже холопов. С этой целью они потакали всем прихотям императора, всячески ублажали и развлекали его.
Все годы царствования Анны Иоанновны за Елизаветой постоянно следили. Нельзя было засовывать руки в карманы, сжимать кулаки, конечно, кроме тех случаев, «когда на сцене выводится простонародье, которое только и может пользоваться таким жестом, так как он груб и некрасив». Фоном дляэтой сцены служит уголок парка сморскими просторами.
Обе девушки славились уменьем танцевать их способности воспел Державин встихотворении «Другу». Несомненно, Салтыкова была садисткой-маньяком, но ведь она убивала людей не в глухом, отдаленном поместье, а в доме посреди Москвы, чуть ли не на глазах полиции, которая была сверху донизу подкуплена Салтыковой и всякий раз послушно оформляла очередное дело о «нечаянной смерти» ее дворовых. «Едва мы, – пишет Екатерина, – переступили порог, как дом начал рушиться и послышался шум, похожий на то, как когда спускают корабль на воду». Она демонстрирует гравюру спортретом своей недавно умершей хозяйки Варвары Алексеевны. Впрочем, Шувалов был умен и тонок и знал истинную цену дружбе с ним – фаворитом царицы.
Это уже давно был секрет Полишинеля. Конечно, при дворе, как я уже упоминал, господствовала итальянская музыка. Зато императрица Елизавета вполне владеет искусством притворяться. Он не был воинствен, лих и даже особенно мужествен. Маркиз был взбешен.
Нолькен настаивал на обратном варианте – сначала письменное обязательство, а потом деньги. – Е. А. ), ни о красивых женщинах, ни о французских манерах, ни о науках – все эти предметы разговора ей не нравились. И вот в маленьком зале небольшая группа этих зрителей – только свои, доверенные люди – завороженно смотрела на сцену, где в неверном свете свечей разворачивалась перед ними драма о «преславной палестинских стран царице» Диане, жене царя Географа, красивой, доброй, милой – такой же, как цесаревна. Витоге получился эффект «исторического прозрения»: кажется, что эта нелепая фигура случайно иненадолго попала винтерьер симператорскими регалиями.
Этот портрет можно отнести кполупарадным. И Елизавета полностью отдавалась этому столь любезному для нее миру интриг и сплетен. Шетарди, в отличие от осторожного Нолькена, денег для цесаревны не жалел, он не на шутку увлекся заговором, мысля себя его движущей силой, главным, как бы теперь сказали, координатором. «Влияние старшего Разумовского на государыню до того усилилось после брака их, что, хотя он прямо и не вмешивается в государственные дела, к которым не имеет ни влечения, ни талантов, однако каждый может быть уверен в достижении того, что хочет, лишь бы Разумовский замолвил слово», – писал Пецольд.
Этот красавец исполинского роста был камергером двора Елизаветы и ее любовником. У нее действительно были основания опасаться за свою жизнь. Портрет русского просветителя, журналиста, книгоиздателя Николая Ивановича Новикова (1744–1818) непохож надругие камерные образы Левицкого. Кампредон писал в 1721 году о Елизавете как возможной невесте Людовика XV (ей тогда было двенадцать лет): «Она достойна того жребия, который ей предназначается, по красоте своей она будет служить украшением версальских собраний Франция усовершенствует прирожденные прелести Елизаветы. Естественно, мысли об этом никогда не приходили к Елизавете.
Судьба старшей дочери Петра Великого сложилась трагически. Власть Каина длилась почти десять лет.
Герцог был пьяница, распутник и гуляка. Лишь после 1757 года престарелый Бестужев-Рюмин допустил несколько серьезных ошибок. Так понимал Шувалов Просвещение и, преклоняясь перед творческим гением Вольтера, он не разделял иронии своего французского друга, уничтожавшей старый порядок, осуждал его атеизм. В характере императора рано проявились малоприятные черты, которые обещали России правителя самовлюбленного, черствого и далекого от учения и труда. Среди современников он прославился своими чудачествами, ЕкатеринаII называла его «дерзким болтуном».
Основным изменением стало то, что теперь скульптура и живопись будут выставляться вместе. При Анне Иоанновне был назначен «придворным первым живописного дела мастером» исполнил её коронационный портрет и участвовал в оформлении празднования коронации. К утру манифест о восшествии на престол и присяга подданных были готовы, войска и жители присягнули и под крики «Виват. » и пушечную пальбу императрица вступила в Зимний дворец.
Так начался «славный век императрицы Елизаветы». Изображая их, он может в полной мере реализовать свой колористический и декоративный дар. Где и когда она была издана. Именно такую судьбу готовил средней дочери (к этому времени родилась еще Наталия) Петр.
Но изменить ничего уже было невозможно: Анна была беременна. Ученик Каравакка Иван Яковлевич Вишняков (1699–1761) первым стал изображать людей непримечательных: детей, представителей нестоличного дворянства. Нежная ихрупкая, она напоминает фарфоровую статуэтку.
Гвардейским же солдатам эта милая, веселая, «любезная взором» красавица очень нравилась. Не без иронии Екатерина II писала в мемуарах: «Нередко можно видеть, как из огромного двора, покрытого грязью и всякими нечистотами и прилегающего к плохой лачуге из прогнивших бревен, выезжает осыпанная драгоценностями и роскошно одетая дама в великолепном экипаже, который тащат шесть скверных кляч в грязной упряжи, с нечесаными лакеями на запятках в очень красивой ливрее, которую они безобразят своей неуклюжей внешностью». Новгород иПсков избежали завоевания. Ни принц, ни его супруга сопротивления не оказывали.
Его изобрел чешский валторнист Иоганн Антон Мареш в 1748 году. В деревне застали Елизавету и события начала 1730 года, когда заболел и умер Петр II. Елизавета, узнав об этом, вышла из себя. Эти правила носят название «иконописный канон».
Лафермиер писал в мае 1761 года: «Ее с каждым днем все более и более расстраивающееся здоровье не позволяет надеяться, чтобы она еще долго прожила. Русь оказалась ввынужденной изоляции, многие иконописные центры пришли вразорение. А. Бенуа восклицал: «Какая умная, тонкая, поэтичная эта вещь, полная живописной прелести, какудивительно смела порисунку (поабсолютно вермееровской перспективе) икакхарактерна. ». Но не будем спешить с оценками.
Дипломатическая предыстория переворота Елизаветы весьма характерна для нравов тех времен. А на ком увижу – то те равную часть с ним примут». Крепостное право развращало и рабов и господ. Она одета взеленый мундир Преображенского полка сголубой орденской лентой Андрея Первозванного.
Эти работы предоставлены музею на временное хранение нынешним владельцем, художником И. И. Кроме того, князь Иван, прослывший в обществе человеком разгульного нрава, большим любителем дамского пола, втянул своего царственного приятеля в развлечения «золотой молодежи». Все в ней носит обворожительный отпечаток. Бестужев далее пишет: «Ее Императорское Величество сама читать изволит и, будьте уверены, что оными всегда Ее Величество бывает довольна».
Эта «ушедшая красота» редко настраивает зрителя напечаль имеланхолию. Александр Бенуа – великолепный знаток Царскосельского дворца – так описывает это «явление народу»: «Медленно превращалась она из еле видной, но сверкающей драгоценностями точки в явственно очерченную, шуршащую парчой и драгоценностями фигуру». Все они были взяты в гвардию в конце царствования Анны Иоанновны. Жизнь двора цесаревны Елизаветы заметно отличалась от жизни «большого двора». Наобороте цинковой пластины (этот материал Боровиковский часто применял вкачестве основы длясвоих работ) есть надпись овозрасте девушек: «Лизынька на17году, Дашинька на16-м».
Голубыми изеленоватыми тонами окрашиваются небесные сферы, где живут ангелы. Большова мужика, своего братца (царевичу Петру Петровичу было чуть больше двух лет. Всю жизнь оставаясь крепостным художником, Аргунов часто исполнял портреты своего хозяина– Петра Борисовича Шереметева (1713–1788), владельца усадьбы «Останкино».
Среди наиболее значительных можно выделить Георга Христофа Гроота (1716–1749). К тому же дочь Петра отлично танцевала и обладала незаурядными способностями к наукам, хотя девочке и не было дано полноценного воспитания и образования, ведь ее мать Екатерина являлась ограниченной и малограмотной женщиной. Его влияние на государственные дела превосходило во много раз то влияние, каким пользовался до него Разумовский. 28 июля 1751 года она писала служащему Кабинета Е. И. В. От нее усердно удаляют все, что может служить напоминанием о конце». Важнейшими из мер, проведенных Петром Шуваловым, были реформы в экономике и финансах. В 1755 году Михаил Воронцов подобострастнейше писал фавориту императрицы Елизаветы Ивану Шувалову: «Я ласкал себя надеждою, прежде отъезда двора в Царское Село получить чрез Ваше превосходительство высочайшее повеление по известному делу г. Дугласа, а ныне отнюдь не смею утруждать напоминанием, крайне опасаясь прогневить Ее Величество и тем приключить какое-либо препятствие в забавах в толь веселом и любимом месте, надеясь, однако же, что в свободный час вспамятовано будет».
В 1742 году был арестован ее камер-лакей А. Турчанинов и два его приятеля-гвардейца. Это было просто перемещение в пространстве под влиянием каприза, безотчетного желания смены впечатлений. Рассказывая о Елизавете, я не хочу создать образ этакой злодейки под маской ангела. Вобразе дородной, круглолицей, густо нарумяненной Измайловой отражается идеал красоты той эпохи– триумф «природного» начала, физического здоровья. Вскоре Елизавета уехала домой.
Это достигалось за счет частых подстав свежих лошадей через каждые 20-30 верст гладкой зимней дороги. В ноябре 1750 года императорский указ строго предписывал, что все дворянство, «кроме малолетних», должно явиться на публичный маскарад, но при этом «платья пилигримского и арлекинского, чтоб не было (такие костюмы можно было легко сделать и стоили они недорого. Лучшие работы Рокотова созданы вовторой, московский, период его творчества. Накатывалась, нарастала волна света, шороха тканей, аромата – это шла императрица. Когда после смерти Елизаветы Петровны Петр III назначил Шувалова начальником Кадетского корпуса, его друзья покатывались со смеху. И наградой был шелест восхищения в толпе гостей и придворных.
Что касается ее личной жизни, то в этом отношении Елизавете в соответствии с общими тенденциями эпохи вовсе не была свойственна строгость нравов, при императрице сменилось несколько фаворитов, но больше всего разговоров о себе вызвал Алексей Разумовский. Шедевры русской живописи XVIIIвека, пометкому замечанию барона Н. Врангеля, «словно старинные флаконы, еще пахнущие прежними благовониями, благоухают ушедшей красотой».
Вишнякова, А. П. Но это было непросто – достаточно посмотреть расписание занятий царицы. Главной целью и смыслом жизни Петра II стала охота. Особенно нравилась ей быстрая зимняя езда в удобном экипаже с подогревом и ночным горшком. Это очень напугало цесаревну и она решила упредить возможный донос управляющего.
А вот в 1717 году переписка уже шла вовсю. Соглядатаи регулярно сообщали начальству о том, как французский посланник тайно, по ночам, огородами пробирался во дворец Елизаветы, но явно «не для амуру». Иконописные краски невсегда соответствуют краскам «видимого мира». Когда он вернулся домой, Поэта уже не было в живых – Ломоносов умер в 1765 году. Брат скульпторов Жана Батиста и Жозефа. Императрица подарила Разумовскому Аничков дворец на Невском проспекте, сделала его генерал-фельдмаршалом и тот спокойно принял своеобразное отступное от бывшей супруги и зажил в свое удовольствие.
Об этом доносили шпионы, писали дипломаты из разных стран. Интерес императрицы к спектаклям во дворце цесаревны был явно нетеатрального свойства. Опера была вершиной театрального и музыкального искусства. Его мировоззрение формировалось ватмосфере увлечения идеями Ж. Ж. Руссо, вкоторых превозносились мир чувств иединение свечно прекрасной, «безгрешной» природой.
Елизавета посадила под арест управляющего своими имениями, заподозрив его в воровстве. Это был сенатский экзекутор. Это были те главные события в жизни Елизаветы, ради чего она, собственно и жила.
В ноябре 1759 года канцлер Михаил Воронцов писал подчиненным, что императрице стало известно о существовании в Париже «особой лавки» под названием «Au tres galant», в которой продаются «самые наилучшие вещи для употребления по каждым сезонам». Оба они были истинными сынами Отечества – так называли тогда патриотов. Встревоженные власти, не доверяя продажным московским полицейским чинам, создали специальную комиссию по делу Ваньки Каина и начали следствие. Рассчитывать Елизавете приходилось только на себя.
Через Воронцова Иван Шувалов стал оказывать серьезное влияние на внешнюю политику России. Екатерина II подтверждает: «Никто никогда не знал часа, когда Ее Императорскому Величеству угодно будет обедать или ужинать и часто случалось, что придворные, проиграв в карты (единственное развлечение) до двух часов ночи, ложились спать и только что они успевали заснуть, как их будили для того, чтобы они присутствовали на ужине Ее Величества, они являлись туда и, так как она сидела за столом очень долго, а все они, усталые и полусонные, не говорили ни слова, то императрица сердилась». Втечение нескольких десятков лет вРоссии вобласти изобразительного искусства был проделан путь, который Западная Европа преодолевала втечение столетий. Долгое время считалось, что этот портрет написан голландским художником Карелом де Моором. Суть идеологии властвования Елизаветы была предельно проста: она, дочь великого Петра, видя неимоверные страдания русского народа под властью ненавистных иноземных временщиков – всего «счастия российского губителей и похитителей», – восстала против них и с нею взошло солнце счастья.
Пошел по стопам отца, начав работать в марсельском Арсенале галер. Особенно часто переносили из комнаты в комнату ее постель. Портреты Левицкого поразительно разнообразны.
Какпишет выдающийся критик А. Эфрос, Антропов «не смеет, да инехочет смеяться надэтим слоем румян, который обязателен даже налицах знатных старух, надтяжеловесностью их нарядов иукрашений, он даже убежден, что барам так инадо рядиться, ноон неиспытывает нихолопьего трепета перед знатностью, ниуслужливой потребности льстить богатству». Впервые века существования иконописи наРуси национальная школа еще небыла ярко выражена. Впервые за десятилетия хранения в МУАР им. Эта милая красавица, всегда демонстрировавшая свое «природное матернее великодушие», не колеблясь отправляла на пытку беременную женщину и писала об этом начальнику Тайной канцелярии так отрывисто, сурово и по-деловому жестоко, как некогда писал ее отец своему шефу политического сыска. Было бы ошибкой видеть в ночных бдениях царицы причуду.
На самом деле вышла ошибка – часть гвардейцев, сопровождавших Елизавету, была откомандирована от основного отряда, чтобы арестовать Остермана, Михаила Головкина и других сановников Анны Леопольдовны. Осенью 1727 года Мавра Шепелева писала Елизавете, что в кильском дворце шьют рубашонки и пеленки и что у Анны «в брюхе что-то ворошится». Напротив того, дворянство, особенно родовитое и тогда и позже с пренебрежением относилось к Елизавете, чье «подлое» и незаконное происхождение (ведь Елизавета родилась до свадьбы Петра I и Екатерины) и «простонародное» поведение коробило светских дам и кавалеров. Обучал живописному мастерству русских учеников – И. Я. Шувалов в свойственной ему мягкой манере отвечал приятелю, что в данный момент монополия на хлебный вывоз государству не нужна и «против пользы государственной я никаким образом на то поступить против моей чести не могу, что Ваше сиятельство, будучи столь одарены разумом, конечно, от меня требовать не станете». Составлял проекты придворных праздников. Облаченные вмодные платья, они демонстрируют нежную привязанность друг кдругу иутонченную чувствительность, что было вдухе идеалов эпохи сентиментализма, которая уравняла всех вправах «на чувства».
Незавидная судьба для государственного деятеля. Врачи полагали, что главной причиной обмороков является тяжелый процесс климакса, неуравновешенность и истеричность больной, а также нежелание придерживаться режима.
После смерти ПетраI был утрачен институт пенсионерства, новРоссию по-прежнему приезжали иностранные мастера. Пожилой мужчина безпарика, внебрежно расстегнутом кафтане погружен всвои затаенные переживания– его взор обращен неназрителя, а«вглубь себя». Художник, бережно взяв юную супругу заруку, словно выводит ее наассамблею, кгостям. Лишь вконце ХХ века было доказано, что эта работа принадлежит кисти Матвеева.
Воронцов, в отличие от Петра Шувалова, оставил у современников хорошее впечатление. В 1760 году русско-австрийский отряд занял Берлин.
Фавье писал о нем: «Этот человек хороших нравов, трезвый, воздержанный, ласковый, приветливый, вежливый, гуманный, холодной наружности, но простой и скромный Когда он имеет точное понятие о деле, то судит о нем вполне здраво». С анатомией у художника явно нелады – руку в ракурсе изобразить не может. Демидов действительно увлекался ботаникой, выращивал редкие растения (настоле лежат очень дорогие потем временам луковицы тюльпанов ираскрытая научная книга). Любимым живописцем Елизаветы был работавший при русском дворе французский мастер Луи Каравак (1684–1754).
Вэту эпоху происходит подъем национальных художественных сил. Антропова, М. А. Как и надлежит врачам ХVIII века, они выражались туманно и загадочно: «Несомненно, что по мере удаления от молодости жидкости в организме становятся более густыми и медленными в своей циркуляции, особенно потому, что они имеют цинготный характер».
Сегодня, 9декабря, в Третьяковской галерее (Лаврушинский, 12) открывается выставка «Елизавета Петровна и Москва». На выставке представлены раритеты: золотой медальон с волосами молодой Елизаветы (конец XVIII, Московский кремль), женский арбалет с инициалами императрицы (ГИМ), собственный фарфоровый сервиз (Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века») и другие личные предметы императрицы. В соответствии с «типом Каравака», его ученик, русский мастер И. Я. Вишняков написал для Сената парадный «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» (1743 ГТГ).
Но это тщательно от нее скрывается и ею самой – больше всех. Надпись наподрамнике гласит, что наследник княжеского рода Федор Николаевич Голицын (1751–1827) был написан «на девятом году своего возраста». Действительно, сохранившиеся перлюстрации писем Шетарди подтверждают вышесказанное. Вот таким образом она тянула и тянула с замужеством Елизаветы, пока сама не умерла.
Именно он, глядя на трогательную дружбу Елизаветы и Шетарди, дал приказ вскрывать и расшифровывать (с помощью Академии наук) письма французского посланника, а потом летом 1744 года, когда набралось довольно много оскорбительных для Елизаветы цитат, улучил момент и подал выписки – плоды своего потайного труда – государыне. Иван Никитич Никитин (ок. Она не раз выказывала по этому случаю чрезвычайную щекотливость. Вскоре выяснилось, что остановить запущенную машину уже невозможно: победные реляции дипломатов об успехах в переговорах с Елизаветой сыграли свою роковую роль. Но жить там было небезопасно – вокруг стояли нетронутые дремучие леса. Держа в руках бреславское письмо, она попыталась приструнить Елизавету по-семейному.
Эта машина – в силу своих «вечных» бюрократических принципов – была жизнеспособна и плодовита, несмотря на то что ее создатель умер, а у власти, сменяя один другого, находились посредственности, если не сказать – ничтожества. Наконец, Нолькен и Шетарди пришли к выводу, что Елизавета серьезно опасается подписывать какиелибо обязательства о будущих уступках земель, отвоеванных ее отцом – победителем тех же самых шведов ибо она рискует «сделаться ненавистной народу, если окажется, что она призвала шведов», чтобы взойти на престол такой ценой. Процветала при Елизавете и коммерция.
Да императрица была влюблена исключительно в себя. В феврале 1728 года герцогиня родила мальчика, которого назвали Карлом Петером Ульрихом.
Он изображен вбарочном легком полуповороте, снебрежно наброшенным плащом поверх «романтических» рыцарских лат.
Благодаря следованию «системе Петра» весьма долго держался на первых ролях канцлер Алексей Петрович Бестужев-Рюмин. Признанная модница, русская императрица постоянно заказывала наряды в странах Европы. Такие походы на богомолье могли продолжаться неделями и месяцами. В начале 1718 года Елизавета получила от отца письмо: «Лизетка, друг мой, здравствуй. В 1758 году в опере «Альцеста» семилетним мальчиком участвовал будущий русский композитор Дмитрий Бортнянский. В качестве гофмалера Каравак оставался и при Анне Леопольдовне и при Елизавете Петровне. О характере отношений Анны и Елизаветы прекрасно говорит прошение цесаревны к императрице за 1736 год.
В 1722 он сопровождал Петра I в Астрахань, где написал его портрет. Конечно, в ходе войны в армии проявилось много недостатков, неразберихи. И вскоре, действительно, младшая заслужила гостинец.
После церемонии венчания Анна и Елизавета некоторое время восседали за пиршественным столом во дворце в качестве «ближних девиц» матери-невесты, пока их, усталых и сонных, не унесли в постель. Некоторые исследователи полагают, что это автопортрет художника. Почему не удалось это сделать. В нем было много энергии, властности, воли, он ясно и широко мыслил.
Впортретах Боровиковского очаровывает «фарфоровая» гамма холодноватых красок, плавная изысканность линий, мягкость ирасплывчатость мазка. Петр узаконил свои отношения с Екатериной церковным браком и девочки, обойдя вслед за родителями вокруг аналоя, стали законными – «привенчанными» – детьми царской четы. Этим и сумела воспользоваться цесаревна Елизавета Петровна. А ежели утаит, моим словом, что он несчастлив будет,, кто не отдает.
Этот мастер, которому сам Петр даровал мастерскую наАдмиралтейской стороне, оставил нам превосходные поживописи, достоверные портреты первого русского императора иего ближайшего окружения («Портрет государственного канцлера графа Г. И. Головкина», «Портрет царевны Натальи Алексеевны» идр. ). Начало XVIIIвека ознаменовалось реформами петровского времени. Придумал это Бирон. Письма Анны к сестре, Петру II полны тоски, слез и жалоб.
Только обелиск назаднем плане свидетельствует, что перед нами значительная особа. «Умом и характером они были до такой степени несходны, – писала впоследствии Екатерина II, – что стоило им поговорить между собою пять минут, чтобы неминуемо повздорить. Алексей Петрович Антропов (1716–1795) вышел изсреды мастеров Оружейной палаты. Проще всего решить «проблему Елизаветы» можно было, выдав ее замуж за какого-нибудь иностранного принца.
Как писал знаменитый Казанова, посетивший придворный бал в Петербурге (правда, уже при Екатерине II, в 1765 году), столы ломились от снеди и вся обстановка бала поражала «причудливой роскошью» как убранства комнат, так и нарядов гостей. Но, как часто бывает в жизни, его погубили женщины, точнее – безмерное любострастие. При Елизавете родился необычайный вид искусства – роговой оркестр.
Данный портрет исполненный австрийцем Преннером, придворным художником, много работавшем прирусском дворе, называют «плакатом елизаветинской эпохи», внем выразилось все самое сущностное, что было свойственно этому времени: любовь квеселой театрализации жизни, барочная пышность ипростонародная простота. Искусство этого времени обладало ярким, жизнеутверждающим характером. 3.
Анны. Кокоринов указывает напроект нового здания Академии художеств какодин изего авторов. Поглубине психологической характеристики этот портрет опередил свое время. Путь от Петербурга до Москвы (715 верст) она пролетала по тем временам необычайно быстро – за 48 часов.
Поза его выражает достоинство иважность, тело какбы распластано наплоскости холста. Но нет. Еще больше потрясало гостей внутреннее убранство дворца. Вкус у Елизаветы был тончайший, чувство меры и гармонии – изумительное, строгость к нарядам и украшениям – взыскательнейшая.
Но, как известно, ворон ворону глаз не выклюет. Именно такой была связь Шувалова и Ломоносова. Возможно, это Алексей Григорьевич Бобринский, внебрачный сын ЕкатериныII иГригория Орлова, аможет, первая жена Н. Е. Струйского (портрет происходит изРузаевки, пензенского имения Струйских).
Да и саму Елизавету мало привлекала жизнь двора Анны Иоанновны. Думаю, что царица была серьезно напугана этим делом и руки ее дрожали, когда она читала то зловещее место из протокола допроса сообщника Турчанинова – прапорщика Преображенского полка П. Квашнина, где было сказано, что, после первой, неудачной попытки покушения, они рассуждали: «Что прошло, тому так и быть, а впредь то дело не уйдет и нами ль или не нами, только оное исполнится». Многие качества его портретов роднят их спарсуной XVIIвека: застылость, торжественность предстояния, фронтальный разворот фигуры кзрителю, глухой фон («Портрет статс-дамы А. М. Измайловой», «Портрет статс-дамы М. А. Румянцевой» идр. ). е годы врусской истории В. Ключевский назвал эпохой дворцовых переворотов. Но еще более смелой оказалась реформа таможенного обложения.
Как писал в своих «Записках» генерал Х. Г. Манштейн, «цесаревна прекрасно выдержала этот разговор, она уверяла великую княгиню, что никогда не имела в мыслях предпринять что-либо против нее или против ее сына, что она была слишком религиозна, чтобы нарушить данную ей присягу и что все эти известия сообщены ее врагами, желавшими сделать ее несчастливой, что», – одним словом, полились слезы, в потоках которых утонули все подозрения ибо вместе с Елизаветой разрыдался и ее простодушный следователь, который, действительно, к своему несчастью, поверил, что цесаревна ни в чем не виновата. Семьи договаривались обудущей свадьбе. Уже в 1712 году Петр писал Елизавете и Анне записки, впрочем, без особой надежды на ответ. Шувалов добился ликвидации внутренних таможен – наследия средневековья.
Образ государыни, любившей «смехи и забавы», трактовался Г. Х. Гроотом в духе рококо. Особенно ему удавались женские образы. Перед нами «блестящий кавалер», один изсамых желанных женихов своего времени, непременный участник ассамблей.
Наобороте холста имеется свидетельство, что Головкин доблестно работал вославу России– завремя своей службы он заключил 72 дипломатических соглашения исодействовал трем династическим бракам. «Воистину, братец, – задушевно говорит один из персонажей пьесы-агитки Разговоры, бывшие между двух российских солдат (1743 год), – ежели бы Елисавета Великая не воскресла и нам бы, русским людям, сидеть бы в темности адской и до смерти не видать света». В чистом поле слышались фуги Иоганна Себастьяна Баха. В эту глухую, темную, морозную ночь он сиял огнями. «Эти юные оперные певцы, – писал Якоб Штелин, – поразили слушателей и знатоков своей точной фразировкой, чистотой исполнения трудных и длительных арий, художественной передачей каденций, своей декламацией и естественной мимикой». Поясная фигура императора превосходно вписана вовал. Напортрете изображена любимая воспитанница графов Шереметьевых.
4. Но денег на это хватало не у всех. Сделаем небольшое отступление. Чарующе прекрасна М. И. Лопухина, томно грустящая обыстро ускользающей красоте, пребывают вчарующем мире музыкальных грез сестры Гагарины, портрет А. Е. Лабзиной своспитанницей С. А. Мудровой напоминает обидеале материнства идобродетели воспитателя. А крестное родство (по русским православным традициям – кумовство на «ты»), считалось весьма близким ибо шло от Бога.
Пословам летописца именно восторг послов киевского князя Владимира отвеличавой радости православного богослужения вглавном византийском храме Софии Константинопольской сыграл решающую роль ввыборе им православной веры. В манифесте указывалось на две причины, побудившие Елизавету въехать на плечах гвардейцев в Зимний дворец: во-первых, настойчивые просьбы всех «как духовного, так и светского чинов верноподданных», в особенности гвардейцев и, во-вторых, «близость по крови» Петру Великому и императрице Екатерине I. Три дня спустя еще в одном Манифесте уточнялось, что Елизавета заняла престол согласно Тестаменту – завещанию Екатерины I. Довольно скоро об этой причине постарались забыть: по Тестаменту выходило, что преимущественное право на престол имеет как раз не Елизавета, а ее племянник – герцог Голштинский 13-летний Карл Петер Ульрих. Это был и упрек «верному другу» Михаилу Илларионовичу, который, подобно всем другим царедворцам, почуявшим приближающуюся смерть императрицы, уже начал вертеться возле ее наследника – великого князя Петра Федоровича. И этого было достаточно – имя цесаревны более не возникало. Все это совпало сподъемом русской религиозной философии вначале ХХ века.
У меня нет сомнений, что участие России в Семилетней войне было во многом обусловлено мстительным желанием Елизаветы «проучить» высокомерного зазнайку, атеиста и масона Фридриха, который с первых дней своего правления посмел вести себя в королевском обществе дерзко, нагло и бесцеремонно. Вотрешенном, застылом лице Измайловой есть нечто отсредневековой парсуны. Юный художник неловко примостился замольбертом ивнимательно всматривается всвою модель– очаровательную девочку вбелом чепце, которую увещевает посидеть неподвижно ее строгая матушка (илислужанка).
Недовольство слабым режимом правительницы сочеталось у гвардейцев с идеализацией Петра Великого – (строгого, но справедливого, радевшего о благе подданных государя – не то что ничтожества, толпившиеся у трона Ивана Антоновича. ). Насмену старинным образам виконостасы помещали «благолепные» иконы нового письма.
Издавая популярные сатирические журналы («Трутень» идр. ), он имел смелость обличать современные нравы идаже намекал напороки самой императрицы. Они были давно подготовлены к «революции» Елизаветы. Хозяйка дома пользовалась всеобщей любовью. Мария Алексеевна Дьякова (1755–1807) словно улыбается своим тайным девичьим грезам.
Исследователи называют это «спрессованностью» развития русской культуры XVIIIвека. Ее нещадно гнетет и тиранит злая, грузная, конопатая свекровь. Необыкновенной энергией веет отэтого образа. Нетрудно представить, что испытывала в такие минуты императрица Анна Иоанновна.
Вмоделях подчеркивается сановитость, дородность втщательной выписанности художником роскошных аксессуаров чувствуется особая любовь этого времени квсевозможным «источникам убора икрасы»– цветам, лентам, кружевам, драгоценностям. Кроме этого, экспозиция Третьяковки пополнилась несколькими выдающимися произведениями. Чтобы быть признанной Россией, Елизавета Петровна венчалась с властью в Кремле. Князь Михаил Щербатов, описывая нравы двора Елизаветы Петровны и ее главных вельмож, называет Петра Ивановича Шувалова настоящим «чудовищем», отвратительным человеком, но вместе с тем пишет, что тот был человек не только «быстрый, честолюбивый», но и умный. Никто никогда не страшился смерти более, чем она. Она действительно искренне верила в Бога. В его обширном петербургском дворце была создана целая «фабрика прожектов» и там появилось немало идей, которые были им реализованы при поддержке Ивана Ивановича.
Он пинком ноги открывал двери всех полицейских начальников, подьячие сыскного ведомства почитали за честь испить с Ванькой чаю в трактире, все они были подкуплены, получали от него подарки и долю с «доходов» от его мастерства оборотня. Он имел приоритетное право на изображения Петра I и его семейства, в том числе и маленькой Елизаветы («Портрет цесаревен Анны Петровны и Елизаветы Петровны», 1717, ГРМ). Дичок не был вовремя привит и рос, как ему подсказывала его природа. Ей невыносима сама мысль о смерти. И хотя дамы понимали, что нужно одеваться поскромнее, чтобы дать императрице возможность блистать на их фоне, но в атмосфере «ухищрений кокетства» удержаться было невозможно и каждая старалась превзойти другую.
Это слово никогда не произносится в ее присутствии. Ювелир Позье писал в своих записках: «Она никогда не ложилась спать ранее шести часов утра и спала до полудня и позже, вследствие этого Елизавета ночью посылала за мною и задавала мне какую-нибудь работу, какую найдет ее фантазия. Множество роскошных садовых цветов образуют вокруг изображения императрицы пышную раму-гирлянду.
Анна Петровна (1708–1728)– старшая дочь ПетраI иЕкатериныI. Она знала, что представления проходят за закрытыми дверями и, как показал на допросе Петров, «посторонних, кроме придворных, никого на тех спектаклях не бывало». » Сам Шувалов с грустью сообщал своему другу Вольтеру 19 марта 1762 года: «Мне потребовалось собрать всю силу моей удрученной души, чтобы исполнять обязанности по должности, превышающей мое честолюбие» и далее зачеркнуто: «и входить в подробности, отнюдь не соответствующие той философии, которую мне бы хотелось иметь единственным предметом занятий».
Первый официальный выход Елизаветы состоялся 9 января 1712 года. Даже влитературе XVIIIвека, которая всвоем развитии опережала живопись, мы невстретим психологической глубины переживаний человеческой личности, сложных драматических противоречий эпохи. С 1716 проживал и работал в Петербурге. Он стал осуществлять новую, революционную для русских финансов идею перехода от прямого (подушного) обложения к косвенному, за счет повышения цен на соль, вино.
Заказ был выполнен так удачно, что иконографический «тип Каравака» был признан официальным изображением Елизаветы Петровны, многократно копировался другими художниками и гравировался. Через несколько лет он стал известным архитектором имолодые были прощены. Как и отец, Елизавета была легка на подъем и любила подолгу путешествовать. В погоне за модой императрица всегда была первой.
Анастасия Михайловна Измайлова (1703–1761) была ближайшей подругой идальней родственницей императрицы Елизаветы Петровны. Сэтой картины начался интерес исторического академического жанра ксюжетам изрусской истории. Он сразу же ввязался в интригу и начал действовать. Голицыной (1728) кисти А. М. Елизаветинское время стало временем национального подъема, оптимизма.
Потом обе девицы уверяли, что императрица вместе с волосами содрала и немного кожи. От пылкого Шетарди тоже толку было мало. Все его модели словно похожи друг надруга: они пребывают всостоянии меланхолии нафоне девственнопрекрасной природы. Лишь в конце 1740-х годов, когда взошла звезда Ивана Шувалова, Воронцов вышел из тени.
Финансисты опасались снижения доходов казны. Невероятная роскошь двора Елизаветы, непрерывные празднества требовали огромных расходов. Но это, так если по репродукциям судить.
С годами деятельность Каина расширялась. Так и не суждено было Елизавете стать женой развратного Людовика XV и свекровью Марии-Антуанетты. Крайне любопытное чтение для императрицы представляли зарубежные газеты.
Состоял в ведомстве Канцелярии от строений с 1718, где имел русских учеников. Знаем мы только, что пребывает там Бог слюдьми ислужба их лучше, чем вовсех странах».
Впервые в списках служителей двора Елизаветы он упоминается в конце 1731 года под именем Алексея Григорьева, но не среди певчих и лакеев – нижних категорий служителей, а среди их высшего разряда – камердинеров. В1716году он отправил учиться заграницу первых пенсионеров (т. е. Портрет демонстрирует характерное дляживописи Вишнякова сочетание русской средневековой традиции (скованность позы, неумелое написание рук, условность пейзажного задника) свиртуозным идущим от«нового времени» умением писать полные трепетных чувств лица ипревосходно передавать фактуру тканей. А. В. Щусева Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Государственного музея керамики «Усадьба Кусково XVIII века».
Как пишет мать Екатерины II, княгиня Иоганна-Елизавета, свидания заговорщиков «происходили в темные ночи, во время гроз, ливней, снежных метелей, в местах, куда кидали падаль», то есть на помойках. Повыражению одного изисториков искусства, люди наего портретах смотрят назрителя словно изтаинственной глубины старинных, потемневших зеркал. Неудивительно, что Елизавета стремилась укрыться в своем дворце возле Царицына луга (Марсова поля) или в загородном доме – в кругу близких ей людей, подальше от недоброжелательных глаз императрицы.
Однако, художник все же сумел передать застенчивость подростка и сочетание ломкой грации с несколько забавной выспренностью. Особенно важен был «выезд» – экипаж, лошади, сбруя, богато одетые кучера, стоявшие на запятках гайдуки – предпочтительно чернокожие и рослые. Не все благополучно было и в императорской семье. Маленьким размером иизяществом его портреты похожи надекоративные панно эпохи рококо («Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны сарапчонком»).
Какие «заморские» обычаи вошли в моду во второй половине XVII века и в связи с какими событиями. Несколько лет подряд русская армия воевала в центре Европы – на территории Пруссии. Это было трагедией для Елизаветы, раньше никогда не считавшей денег. До самого конца Елизавета Петровна хотела, чтобы все были «китайским посольством» и восхищались ее красотой и грацией до бесконечности. Новиков был незаурядной личностью.
– Е. А. ) за меня поцелуй». Искру в него бросила Елизавета, самолично явившись к гвардейцам – своим кумовьям. Строгий профиль сидящей наполу служанки напоминает античные барельефы. Маскарады, как и все торжества и праздники, сопровождались музыкой. Впрочем, ситуация никогда не становилась драматической или взрывоопасной. 5.
«И крестьянки любить умеют», – писал Карамзин. Обзор «Камер-фурьерских журналов» и периодики тех лет помогли составить «Хронику московской жизни» Елизаветы Петровны. Одевалась напрогулки она действительно довольно просто.
В этом письме упомянут Александр Борисович Бутурлин. Очень редко виконах встречается черный цвет– символ ада исмерти.
«Дщерь Петрова» появилась на свет в царской вотчине Коломенское. Эта картина имела длинное название вдухе эпохи классицизма: «Композиция, представляющая великого князя Владимира Святославовича пред Рогнедою, дочерью Рогнольда, князя Полоцкого, попобеждении сего князя запротивный отказ требованного Владимиром супружества соною». Разумовский попросту отошел в сторону, а Шувалов его не преследовал. И в этом случае мы можем почти наверняка сказать: это не каприз, это страх гнал веселую императрицу с места на место.
Опасаясь дворянских вольнодумцев в гвардейских мундирах, временщик начал обновлять гвардию за счет рекрутов из крестьян и других «подлых». Посцене плавно движется нарядный конь спрекрасной всадницей. Осевшее здание раздавило шестнадцать слуг, спавших в нижнем этаже. В один прекрасный день, вспоминала Екатерина II императрице пришла фантазия велеть всем придворным дамам обрить головы. И еще важное обстоятельство: дипломатия была всегда персонифицирована – и часто имея в виду Австрию, Пруссию или Францию, говорили «Мария-Терезия», «король Фридрих» или «Людовик».
Сольное и хоровое пение, балетные номера чередовались с декламацией. Но добраться до царицы, чтобы получить ее подпись им было весьма нелегко.